РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г. Улан-Удэ 14 октября 2014 года
Октябрьский районный суд г. Улан-Удэ в составе судьи Брянской О.Е., при секретаре Жойкиной А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело № 2-4316/14 по иску ФИО1 <данные изъяты> к командиру войсковой части 72155 Антонову <данные изъяты>, войсковой части 72155 о взыскании недоначисленной и невыплаченной премии, компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Обращаясь в суд, истец ФИО1 просил обязать командира войсковой части 72155 ФИО2 выплатить ему причитающуюся премию в размере 10000 руб. за второй квартал 2014 года, и выплатить компенсацию морального вреда в размере 45000 руб., мотивируя тем, что он работал в войсковой части 72155 с ДД.ММ.ГГГГ в должности инспектора-эколога по ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии с Приказом МО РФ № 1010 от 2010 года ему должна была быть выплачена квартальная премия пропорционально отработанному времени, но при составлении списков и издании приказа о выплате вышеуказанной премии его намеренно не включили в списки и приказ о выплате премиальных в размере 10000 руб. Считает, что командиром войсковой части 72155 ФИО2 нарушены его права. Компенсацию морального вреда просил взыскать в связи с тем, что его психологическое состояние из-за неправомерных действий ответчика привело к повышению давления, дополнительным нагрузкам на сердечнососудистую систему. Просил иск удовлетворить.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве соответчика привлечена войсковая часть 72155, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, на стороне ответчика привлечено Федеральное казенное учреждение «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Забайкальскому краю» (далее ФКУ «УФО МО РФ по Забайкальскому краю»).
В судебном заседании истец ФИО1 исковые требования поддержал в полном объеме, изложив их так, как они указаны в иске.
Ответчик ФИО2 в судебное заседание не явился, извещен надлежаще.
Представитель командира войсковой части 72155 ФИО2 и войсковой части 72155 ФИО3 (доверенность от ДД.ММ.ГГГГ) в судебном заседании исковые требования не признал, представил письменный отзыв на иск, пояснил, что из приказа №1010 следует, что издание приказов на выплату дополнительного материального стимулирования военнослужащим и лицам гражданского персонала производится на основании представляемых непосредственными командирами (начальниками, руководителями) рапортов. Командир части полковник ФИО2 не является непосредственным начальником заявителя, издает приказ на основании поданного рапорта непосредственного начальника инспектора-эколога, не может являться ответчиком. Как пояснил непосредственный начальник истца ФИО4 по факту невыплаты премии, в ходе служебной деятельности ФИО1 неоднократно нарушал трудовую дисциплину, что было выявлено в ходе проверки, был привлечен к дисциплинарной ответственности, в связи с чем был лишен премии за 2 квартал 2014 года. Доказательств причинения истцу морального вреда не представлено. Просил в иске отказать.
Представитель ФКУ «УФО МО РФ по Забайкальскому краю» ФИО5 в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствие. Направила письменный отзыв, согласно которому полагала иск не подлежащим удовлетворению, указав, что ФИО1 приказом командира войсковой части 72155 № от ДД.ММ.ГГГГ был уволен по собственному желанию с ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии с договором на обслуживание № от ДД.ММ.ГГГГ заключенным между Управлением финансового обеспечения и командиром войсковой части 72155, командир обязуется своевременно представлять в Управление финансового обеспечения надлежаще оформленные документы, необходимые для начисления заработной платы работникам. Доказательств того, что премия устанавливалась командиром части, не представлено. Решение о выплате премии, предусмотренной приказом от ДД.ММ.ГГГГ № 1010, принимает Министр обороны РФ, путем установления расчетной суммы и доведения объемов бюджетных средств, выделенных на дополнительное материальное стимулирование, с учетом численности личного состава по состоянию на последнее календарное число месяца последнего в квартале (30 или 31), до распорядителей бюджетных средств. Известно, что ФИО1 был уволен 20 июня, следовательно, по состоянию на 30 июня он не числился в списках личного состава. Дополнительное материальное стимулирование не является заработной платой, не является гарантированной выплатой и не носит обязательного характера.
Выслушав стороны, исследовав представленные документы, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что ФИО1 работал в войсковой части № в должности инспектора-эколога с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно выписки из приказа командира войсковой части 72155 № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 уволен с ДД.ММ.ГГГГ по п.3 ст. 77 ТК РФ по собственному желанию.
Согласно письму ФКУ «УФО МО РФ по Забайкальскому краю» командиру войсковой части 72155 от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с приказом МО РФ № 1010 решением временно исполняющего обязанности Министра обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ и указанием директора Департамента бюджетного планирования и социальных гарантий МО РФ от ДД.ММ.ГГГГ, выделены объемы бюджетных средств на выплату премии гражданскому персоналу за ДД.ММ.ГГГГ года в сумме 2130000 руб. Расчетная сумма на одного работника установлена в размере 10000 руб.
Согласно выписки из приказа командира войсковой части 72155 № от ДД.ММ.ГГГГ о премировании гражданского персонала войсковой части 72155 приказано выплатить гражданскому персоналу войсковой части 72155 премию за ДД.ММ.ГГГГ года в размерах согласно приложения. В данном приложении сведения о выплате премии ФИО1 отсутствуют.
Согласно ст. 2 Трудового кодекса РФ основными принципами правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений являются запрещение дискриминации в сфере труда; равенство прав и возможностей работников.
Согласно ст. 129 Трудового кодекса РФ заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Согласно ст. 135 Трудового кодекса РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Локальные нормативные акты, устанавливающие системы оплаты труда, принимаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников.
Приказом Министра обороны Российской Федерации от 26.07.2010 № 1010 «О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации» утвержден Порядок определения и расходования объемов бюджетных средств, направляемых на дополнительные выплаты военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и премии лицам гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации (далее Порядок).
Согласно пункту 1 названного Порядка дополнительные выплаты военнослужащим и премии лицам гражданского персонала выплачиваются ежеквартально в пределах сумм, доведенных на эти цели до центральных органов военного управления, видов Вооруженных Сил, военных округов, флотов, родов войск Вооруженных Сил, объединений, соединений, воинских частей и организаций Вооруженных Сил.
В соответствии с пунктом 6 Порядка дополнительное материальное стимулирование личного состава в пределах объемов бюджетных средств, установленных в соответствии с пунктом 4 настоящего Порядка, производится в объединениях, соединениях, воинских частях и организациях Вооруженных Сил - на основании приказов командиров (начальников, руководителей). Издание приказов на выплату дополнительного материального стимулирования военнослужащим и лицам гражданского персонала производится на основании представляемых непосредственными командирами (начальниками, руководителями) рапортов.
Пунктом 7 Порядка предусмотрено, что конкретные размеры дополнительного материального стимулирования определяются в пределах объемов бюджетных средств, доведенных на указанные цели, по результатам исполнения военнослужащими и лицами гражданского персонала должностных обязанностей в период, за который производится дополнительное материальное стимулирование.
Пунктом 11 Порядка установлено, что не представляются к дополнительному материальному стимулированию: лица гражданского персонала, имеющие дисциплинарное взыскание за неисполнение или ненадлежащее исполнение по их вине возложенных на них трудовых обязанностей; военнослужащие и лица гражданского персонала, допустившие нарушения в финансово-экономической и хозяйственной деятельности, повлекшие ущерб для Вооруженных Сил и отраженные в актах ревизий (проверок отдельных вопросов) финансово-экономической и хозяйственной деятельности. Перечень лиц, указанных в данном пункте, которым не выплачивается дополнительное материальное стимулирование, является исчерпывающим.
Как видно из материалов дела, истец во втором квартале 2014 года осуществлял трудовую деятельность в войсковой части 72155, предусмотренных п. 11 Порядка оснований для лишения его премии не имелось, в связи с этим ФИО1 подлежала выплате премия за 2 квартал 2014 года в пределах доведенных на указанные цели средств.
Тот факт, что на момент выделения бюджетных средств на выплату премии истец не состоял в трудовых отношениях с войсковой частью, не является основанием для отказа в выплате премии, поскольку в период, за который осуществлялась выплата премии, истец являлся работником войсковой части.
Доводы представителя третьего лица ФКУ «УФО МО РФ по Забайкальскому краю» о том, что решение о выплате премии, предусмотренной приказом от 26 июля 2010 года № 1010, принимается с учетом численности личного состава по состоянию на последнее календарное число месяца последнего в квартале (30 или 31) и премия не подлежала выплате истцу, так как истец не работал в указанное время, не основаны на нормах права. Утвержденным Приказом Министра обороны РФ от 26.07.2010 № Порядком такое ограничение не предусмотрено.
Кроме этого, суд принимает во внимание, что согласно пояснениям представителя ответчиков, истец не был включен в приказ на выплату премии не в связи с прекращением трудовых отношений, а в связи с тем, что по результатам проверки были выявлены нарушения ФИО1 трудовой дисциплины в период премирования.
Вместе с тем, доказательств нарушения ФИО1 трудовой дисциплины не представлено. Приказ о наложении на ФИО1 дисциплинарного взыскания, на который ссылался представитель ответчиков, отменен согласно выписке из приказа командира войсковой части 72155 № от ДД.ММ.ГГГГ, как не соответствующий требованиям закона.
При изложенных обстоятельствах требования истца о взыскании премии в размере расчетной суммы 10000 руб. суд находит обоснованными и подлежащими удовлетворению. Иное противоречило бы принципам трудового законодательства о недопустимости дискриминации в сфере труда, гарантии равенства прав работников.
В соответствии со ст. 237 ТК РФ моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора.
Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 г. № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» дано разъяснение о том, что поскольку ТК РФ не содержит каких-либо ограничений для компенсации морального вреда и в иных случаях нарушения трудовых прав работников, суд в силу статей 21 (абзац четырнадцатый части первой) и 237 ТК РФ вправе удовлетворить требование работника о компенсации морального вреда, причиненного ему любыми неправомерными действиями или бездействием работодателя, в том числе и при нарушении его имущественных прав (например, при задержке выплаты заработной платы). Размер компенсации морального вреда определяется судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела с учетом объема и характера причиненных работнику нравственных или физических страданий, степени вины работодателя, иных заслуживающих внимания обстоятельств, а также требований разумности и справедливости.
Поскольку право истца на получение стимулирующих выплат в виде премии было нарушено, в пользу истца подлежит взысканию компенсация морального вреда. Учитывая обстоятельства дела, объем и характер причиненных работнику нравственных страданий, связанных с невыплатой вознаграждения за труд, степень вины работодателя, длительность нарушения прав истца, требования разумности и справедливости, суд считает возможным взыскать с ответчика в пользу истца компенсацию морального вреда в размере 2000 руб.
В остальной части требований надлежит отказать.
Денежные средства подлежат взысканию с войсковой части 72155 как работодателя истца, за счет средств ФКУ «УФО МО РФ по Забайкальскому краю», осуществляющего финансово-экономическое обеспечение войсковой части 72155. Оснований для удовлетворения требований, предъявляемых к командиру войсковой части ФИО2, суд не усматривает.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО1 <данные изъяты> к войсковой части 72155 удовлетворить частично.
Взыскать с войсковой части 72155 за счет средств Федерального казенного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Забайкальскому краю» невыплаченную премию в размере 10000 руб., компенсацию морального вреда в размере 2000 руб.
В остальной части требований отказать.
В удовлетворении требований к командиру войсковой части Антонову <данные изъяты> отказать.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Бурятия через Октябрьский районный суд г. Улан-Удэ в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.
Судья: О.Е. Брянская