ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-4316/2023 от 11.12.2023 Ленинскогого районного суда г. Красноярска (Красноярский край)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

11 декабря 2023 года г. Красноярск

Ленинский районный суд г.Красноярска в составе:

председательствующего судьи Дорохиной Т.А.

при секретаре Воронцовой Р.Д.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Красноярского природоохранного прокурора, действующего в интересах Российской Федерации к Обществу с ограниченной ответственностью «Артель старателей Ангара-Север» об устранении нарушений, возложении обязанности

УСТАНОВИЛ:

Заместитель Красноярского природоохранного прокурора Баранова Т.Ю. обратилась в суд с иском к ООО «Артель старателей Ангара-Север» об устранении нарушений, возложении обязанности.

Требования мотивированы тем, что в соответствии с нормами закона ООО «Артель старателей Ангара-Север» получено заключение о согласовании деятельности по проекту «Разработка и ликвидация карьера по добыче россыпного золота на объекте <адрес>.ФИО1» для ООО «Артель старателей Ангара-Север» от 24.03.2015г. года . Согласно заключению Енисейского территориального управления Федерального агентства по рыболовству о согласовании деятельности от ДД.ММ.ГГГГ ООО «Артель старателей Ангара-Север» необходимо компенсировать вред, наносимый водным биологическим ресурсам в размере 42,5 к. в натуральном выражении до окончания негативного воздействия. Из информации Енисейского территориального управления Федерального агентства по рыболовству следует, что размер некомпенсированного ущерба водным биоресурсам в рамках указанного согласования составляет 0,0425т. Вместе с тем, проведенной проверкой установлено, что в нарушение указанных требований закона ООО «Артель старателей Ангара-Север» компенсационные мероприятия с целью устранения последствий негативного воздействия на состояние водных биоресурсов не проведены. Учитывая необходимость судебной защиты интересов неопределенного круга лиц и государства в сфере охраны окружающей среды, ответчика необходимо понудить устранить допущенные нарушения путем возложения обязанности провести компенсационные мероприятия по искусственному воспроизводству водных биологических ресурсов, предусмотренных заключением Енисейского территориального управления по рыболовству о согласовании деятельности от ДД.ММ.ГГГГ. В рамках рассмотрения гражданского дела ответчиком представлены документы, подтверждающие исполнение требований природоохранного прокурора в полном объеме. Для подтверждения полученных сведений природоохранным прокурором в Енисейском территориальном управлении Росрыболовства истребованы соответствующие документы. Из поступившей в природоохранную прокуратуру информации следует, что ООО «Артель старателей Ангара-Север» компенсационные мероприятия по искусственному воспроизводству водных биологических ресурсов проведены не в полном объеме. Так, компенсационные мероприятия не проведены в рамках полученного решения о согласовании деятельности по проекту «Разработка и ликвидация карьера по добыче россыпного золота на объекте Вершина р.Ишимба» от 20.04.2016г. . При этом, согласно указанному заключению, ООО «Артель старателей Ангара-Север» необходимо компенсировать вред, наносимый водным биологическим ресурсам и среде их обитания путем проведения работ по искусственному воспроизводству водных биоресурсов в водные объекты рыбохозяйственного значения в полном объеме до окончания негативного воздействия. Для возмещения вреда в объеме 72,01 кг потребуется искусственное воспроизводство с последующим выпуском 40006 экз. молоди хариуса навеской 0,2г или 4445 экз. молоди гольца арктической навсекой 1,0г в <адрес> на выбор в пределах естественного ареала обитания указанных видов рыб. В связи с учетом изменений исковых требований просит обязать ООО «Артель старателей Ангара-Север» в установленном законом порядке до 30.09.2024г. провести комплексные мероприятия по искусственному воспроизводству водных биологических ресурсов в соответствии с заключением Енисейского территориального управления Федерального агентства по рыболовству о согласовании деятельности по проекту «Разработка и ликвидация карьера по добыче россыпного золота на объекте Вершина <адрес> от 20.04.2016г. .

Представитель истца Красноярской природоохранной прокуратуры –помощник прокурора Селезнева Т.Н. в судебном заседании измененные исковые требования поддержала в полном объеме, настаивала на их удовлетворении.

Представитель ответчика ООО «Артель старателей Ангара-Север» ФИО2 (полномочия подтверждены) в судебное заседание не явился, о дате и времени рассмотрения гражданского дела извещался надлежащим образом, предоставил ходатайство о рассмотрении дела в отсутствии представителя.

Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, Енисейское территориальное управление Федерального агентства по рыболовству, извещенное о дате, времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом и своевременно, в судебное заседание не явился по неизвестным суду причинам. Возражений на исковое заявление, ходатайств об отложении рассмотрения дела, либо рассмотрении дела в их отсутствие в адрес суда не поступало.

При указанных обстоятельствах суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса, в порядке ст. 167 ГПК РФ.

Исследовав письменные материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Хозяйственная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, в соответствии со ст. 3 Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» должна осуществляться на основе принципов презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности, а также обязательности оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности.

Согласно ст. 34 Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» эксплуатация сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.

Исходя из пунктов 1 и 2 статьи 50 Федерального закона от 20 декабря 2004 года №166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» при строительстве и иной деятельности должны применяться меры по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания. Данная деятельность осуществляется только по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2013 года №384 утверждены Правила согласования Федеральным агентством по рыболовству строительства и реконструкции объектов капитального строительства, внедрения новых технологических процессов и осуществления иной деятельности, оказывающей воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания.

На основании п. 3 указанных Правил, территориальные органы Федерального агентства по рыболовству осуществляют согласование осуществления хозяйственной деятельности на основании заявки и предоставленных документов, перечень которых определен в п. 5 Правил.

В соответствии с п.8.1.19 Положения о Енисейском территориальном управлении Федерального агентства по рыболовству, утвержденном приказом Росрыболовства от 28 ноября 2016 года № 756, согласование такой деятельности на территории Красноярского края осуществляет указанное управление.

Меры по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания, порядок их осуществления определяются Положением о мерах по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29 апреля 2013 года №380.

В соответствии с подпунктом «з» пункта 2 Положения о мерах по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания, утвержденного Постановлением Правительства РФ, проведение мероприятий по устранению последствий негативного воздействия н состояние биоресурсов и среды их обитания посредством искусственного воспроизводства является одной из мер по сохранению ВБР.

Мероприятия по устранению последствий негативного воздействия на состояние биоресурсов и среды их обитания, предусмотренные подпунктом «з» пункта 2 Положения (включая содержание и эксплуатацию указанных в этом подпункте производственных мощностей), осуществляются юридическими и физическими лицами, в том числе индивидуальными предпринимателями, в полном объеме до прекращения такого воздействия на биоресурсы и среду их обитания за счет собственных средств самостоятельно или с привлечением на договорной основе юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих искусственное воспроизводство, акклиматизацию биоресурсов и рыбохозяйственную водных объектов (п. 7 Положения).

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 1 Федеральным законом от 20 декабря 2004 года №166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» к водным биологическим ресурсам (водные биоресурсы) относятся рыбы, водные беспозвоночные, водные млекопитающие, водоросли, другие водные животные и растения, находящиеся в состоянии естественной свободы (пункт 1 части 1 статьи 1 ).

В силу пункта 1 статьи 45 Федеральным законом от 20 декабря 2004 года №166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» искусственное воспроизводство водных биоресурсов обеспечивается федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства и подведомственными ему федеральными государственными бюджетными учреждениями, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями на основании государственных контрактов или договоров на выполнение работ по искусственному воспроизводству водных биоресурсов в соответствии с планами, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства.

Порядок подготовки и утверждения планов искусственного воспроизводства водных биоресурсов устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства.

Таким образом, сроком окончания проведения компенсационных мероприятий является прекращение негативного воздействия водные биоресурсы и среду их обитания от производства работ.

Судом установлено, что помощником Красноярского природоохранного прокурора Селезневой Т.Н. на основании решения Красноярского природоохранного прокурора Лосева А.А. о проведении проверки от ДД.ММ.ГГГГ проведена проверка в отношении ООО «Артель старателей Ангара-Север» ( требований законодательства об охране окружающей среды и природопользовании, в том числе об охране водных биологических ресурсов на основании поступившей в Красноярскую природоохранную прокуратуру информация о нарушениях в сфере охраны водных биологических ресурсов, Указание Генеральной прокуратуры РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об усилении прокурорского надзора за исполнением законов в сфере охраны и добычи водных биологических ресурсов в срок с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в ходе которой установлено, что ООО «Артель старателей Ангара-Север» получено заключение о согласовании деятельности по проекту «Разработка и ликвидация карьера по добыче россыпного золота на объекте Вершина <адрес>» для ООО «Артель старателей Ангара-Север» от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно заключению Енисейского территориального управления Федерального агентства по рыболовству о согласовании деятельности от ДД.ММ.ГГГГ ООО «Артель старателей Ангара-Север» необходимо компенсировать вред, наносимый водным биологическим ресурсам и среде их обитания путем проведения работ по искусственному воспроизводству водных биоресурсов в водные объекты рыбохозяйственного значения в полном объеме до окончания негативного воздействия. Для возмещения вреда в объеме 72,01 кг. потребуется искусственное воспроизводство с последующим выпуском 40006 экз. молоди хариуса навеской 0,2 г. или 4445 экз. молоди гольца арктического навеской 1,0 г. в <адрес> на выбор в пределах естественного ареала обитания указанных видов рыб.

Вместе с тем, проведенной проверкой установлено, что в нарушение указанных требований закона ООО «Артель старателей Ангара-Север» компенсационные мероприятия с целью устранения последствий негативного воздействия на состояние водных биоресурсов не проведены.

В связи с чем, природоохранным прокурором в Ленинский районный суд <адрес> направлено исковое заявление о возложении обязанности ООО «АС Ангара-Север» в установленном законом порядке до ДД.ММ.ГГГГ провести компенсационные мероприятия по искусственному воспроизводству водных биологических ресурсов в соответствии с заключением Енисейского территориального управления Федерального агентства по рыболовству о согласовании деятельности по проекту «Разработка и ликвидация карьера по добыче россыпного золота на объекте Вершина <адрес>» для ООО «Артель старателей Ангара-Север» от ДД.ММ.ГГГГ.

В силу ч.2 ст.15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституции Российской Федерации и законы.

При таких обстоятельствах требования Красноярского природоохранного прокурора, действующего в интересах Российской Федерации к ООО «Артель старателей Ангара-Север» об устранении нарушений, возложении обязанности являются законными, обоснованными и подлежат удовлетворению.

При определении сроков выполнения мероприятий, направленных на устранение нарушений, суд принимает во внимание объём работ, требующих временных затрат, и приходит к выводу, что предлагаемые прокурором сроки являются объективными.

С учетом изложенного суд приходит к выводу об установлении срока для устранения этих нарушений до 30 сентября 2024 года в соответствии со ст.206 ГПК РФ.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Красноярского природоохранного прокурора, действующего в интересах Российской Федерации к Обществу с ограниченной ответственностью «Артель старателей Ангара-Север» об устранении нарушений, возложении обязанности удовлетворить.

Обязать Общество с ограниченной ответственностью «Артель старателей Ангара-Север» в установленном законом порядке, до 30 сентября 2024 года провести компенсационные мероприятия по искусственному воспроизводству водных биологических ресурсов в соответствии с заключением Енисейского территориального управления Федерального агентства по рыболовству о согласовании деятельности по проекту «Разработка и ликвидация карьера по добыче россыпного золота на объекте Вершинак <адрес>» от 20.04.2016г. .

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Ленинский районный суд г. Красноярска.

Судья Т.А.Дорохина