ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-4317/20 от 09.12.2020 Центрального районного суда г. Кемерова (Кемеровская область)

Дело № 2-4317/2020

УИД: 42RS0009-01-2020-008601-90

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Центральный районный суд г. Кемерово Кемеровской области

в составе председательствующего судьи Гапанцовой А.А.

при секретаре Каменской А.В.,

помощник судьи Тараненко Ю.Д.

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Кемерово

09 декабря 2020 года

гражданское дело по иску Новокузнецкого межрайонного природоохранного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Министерству природных ресурсов и экологии Кузбасса о возложении обязанности по установлению границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос водного объекта,

УСТАНОВИЛ:

Новокузнецкий межрайонный природоохранный прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Министерству природных ресурсов и экологии Кузбасса о возложении обязанности по установлению границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос водного объекта.

Требования мотивированы тем, что в ходе проведенной Новокузнецкой межрайонной природоохранной прокуратурой проверки соблюдения законодательства об охране вод в деятельности Министерства природных ресурсов и экологии Кузбасса выявлен факт непринятия мер по установлению границ водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы ... как на картографических материалах, так и непосредственно на местности посредством размещения специальных информационных знаков. Факт непринятия указанных мер подтверждается информацией Министерства природных ресурсов и экологии Кузбасса от **.**.****###, предоставленной по требованию природоохранной прокуратуры, а также ответом Министерства природных ресурсов и экологии Кузбасса от **.**.**** на представление об устранении нарушений требований законодательства об охране водных объектов, внесенного природоохранной прокуратурой **.**.****.

В соответствии с п. 1.1. Положения о департаменте природных ресурсов и экологии Кемеровской области, утвержденного постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от **.**.****###, Департамент является исполнительным органом государственной власти Кемеровской области отраслевой компетенции, проводящим государственную политику в сфере недропользования, водных отношений и охраны окружающей среды на территории Кемеровской области.

Согласно п. 4.3.2. Положения, в области использования и охраны водных объектов одной из функций Департамента является участие в осуществлении мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территории Кемеровской области.

Установление водоохранных зон направлено на обеспечение предотвращения загрязнения, засорения, заиления и истощения водных объектов, а также сохранения среды обитания объектов животного и растительного мира водоемов. Отсутствие установления на местности границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов способствует нарушению режима использования земельных участков в таких зонах и незаконному их использованию в целях осуществления хозяйственной деятельности, предоставлению их в собственность, создается угроза для сохранения водных биологических ресурсов и среды их обитания. Кроме того, создается угроза нарушения прав граждан на безопасное нахождение в прибрежной полосе, пользовании береговой полосой водного объекта общего пользования для передвижения и пребывания около него, в том числе для осуществления любительского и спортивного рыболовства.

Уточнив заявленные требования в порядке ст. 39 ГПК РФ, истец просит суд обязать Министерство природных ресурсов и экологии Кузбасса в срок до **.**.**** принять меры к установлению границ водоохранной зоны и границ прибрежной защитной полосы ... на картографических материалах и непосредственно на местности посредством размещения специальных информационных знаков.

В судебном заседании старший помощник Кемеровского межрайонного природоохранного прокурора – Третьякова Л.Ю. исковые требования поддержала по изложенным в исковом заявлении основаниям. Просила суд обязать Министерство природных ресурсов и экологии Кузбасса в срок до **.**.**** принять меры к установлению границ водоохранной зоны и границ прибрежной защитной полосы ... на картографических материалах и непосредственно на местности посредством размещения специальных информационных знаков.

Представитель ответчика Министерства природных ресурсов и экологии Кузбасса – Мирошник Е.В., действующий на основании доверенности от **.**.****, пояснил, что не оспаривает наличие обязанности Министерства природных ресурсов и экологии Кузбасса по установлению границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос реки ..., а также установленный истцом срок устранения нарушений до **.**.****.

Представители третьих лиц Министерства природных ресурсов и экологии РФ, Министерства финансов РФ, Управления Федерального казначейства по Кемеровской области – Кузбассу, Федерального агентства водных ресурсов, Верхне-Обского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, просили рассмотреть дело в их отсутствие.

Выслушав лиц, участвующих в рассмотрении дела, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 8 Водного кодекса Российской Федерации, водные объекты находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности), за исключением случаев, установленных частью 2 настоящей статьи.

Согласно п. 2, 3 ч. 1 ст. 26 Водного кодекса Российской Федерации, Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по осуществлению мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации; мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности и полностью расположенных на территориях субъектов Российской Федерации.

Частями 3-6 ст. 26 Водного кодекса Российской Федерации установлено, что средства на осуществление передаваемых в соответствии с частью 1 настоящей статьи полномочий предоставляются в виде субвенций из федерального бюджета.

Общий объем субвенций из федерального бюджета, предоставляемых бюджетам субъектов Российской Федерации для осуществления переданных в соответствии с частью 1 настоящей статьи полномочий, определяется по методике, утвержденной Правительством Российской Федерации, исходя из квоты забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов, выделенной определенному субъекту Российской Федерации, количества жителей, проживающих на территориях, подверженных негативному воздействию вод, протяженности береговой линии (границы водного объекта) в границах поселения.

Порядок расходования и учета указанных в части 3 настоящей статьи средств на предоставление субвенций устанавливается Правительством Российской Федерации.

Средства на осуществление указанных в части 1 настоящей статьи полномочий носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели.

В соответствии с п. 1.1 Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Кузбасса, утвержденного Постановлением Правительства Кемеровской области – Кузбасса от **.**.****###, Министерство природных ресурсов и экологии Кузбасса является исполнительным органом государственной власти Кемеровской области - Кузбасса отраслевой компетенции, проводящим государственную политику в сфере недропользования, водных отношений, охраны окружающей среды и безопасности гидротехнических сооружений на территории Кемеровской области - Кузбасса.

Согласно п. 4.3.2 Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Кузбасса, утвержденного Постановлением Правительства Кемеровской области – Кузбасса от **.**.****###, одной из функций Министерства является участие в осуществлении мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территории Кемеровской области – Кузбасса.

В силу положений ст. 65 Водного кодекса Российской Федерации, водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии (границам водного объекта) морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.

В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности.

Установление границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов, в том числе обозначение на местности посредством специальных информационных знаков, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (ч. 18 ст. 65 Водного кодекса РФ).

Из материалов дела следует, что Новокузнецкой межрайонной природоохранной прокуратурой Кемеровской области - Кузбасса проведена проверка соблюдения природоохранного законодательства по вопросам установления границ водоохранных зон и прибрежной защитной полосы водного объекта - реки ..., в ходе которой установлено, что работа по установлению границ водоохранных зон, прибрежных защитных полос водного объекта реки ... непосредственно на местности, в том числе посредством размещения специальных информационных знаков, Министерством природных ресурсов и экологии Кузбасса по настоящее время не проведена. При этом неопределенность ширины водоохранной зоны и ширины прибрежной защитной полосы может повлечь за собой нарушение прав граждан на благоприятную окружающую среду и обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности (л.д. 12, 13-16).

Новокузнецким межрайонным природоохранным прокурором Кемеровской области - Кузбасса внесено представление от **.**.****### Министру природных ресурсов и экологии Кузбасса об установлении границ водоохраной зоны и прибрежной защитной полосы реки ... (л.д. 17-21).

Из ответа Министерства природных ресурсов и экологии Кузбасса от **.**.**** следует, что Министерством представление прокурора рассмотрено и осуществляются мероприятия в соответствии с Федеральным законом от **.**.**** № 380-ФЗ «О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов», а также Перечнем мероприятий, направленных на достижение целевых прогнозных показателей и финансируемых за счет средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области водных отношений в 2020 году, по Кемеровской области-Кузбассу, согласованным Федеральным агентством водных ресурсов. В настоящее время приняты выполненные работы по определению местоположения береговых линий (границ водных объектов), границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос ... (л.д. 22-24).

Из отзыва ответчика на исковое заявление следует, что выполнить работы по определению местоположения береговых линий (границ водных объектов), границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос ..., а также закреплению на местности специальными информационными знаками границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос ... возможно в срок до **.**.****.

Разрешая требования прокурора, суд исходит из того, что отсутствие обозначения на местности, границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов, в том числе, посредством специальных информационных знаков, свидетельствует о необеспечении информирования граждан, организаций об ограничении деятельности на водном объекте, его правовом режиме, что нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию об её состоянии, а также свидетельствует о ненадлежащем исполнении ответчиком вверенных Российской Федерацией полномочий по охране водного объекта, пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения требований.

Как было ранее установлено, лицом, ответственным за установление на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов, в том числе, посредством специальных информационных знаков, является ответчик на основании п. 4.3.2 Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Кузбасса, утвержденного Постановлением Правительства Кемеровской области – Кузбасса от **.**.****###.

Вместе с тем, доказательств того, что обязанность по установлению на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов на момент рассмотрения дела исполнена, не представлено, представителем ответчика не оспаривается.

Исходя из пункта 4 Правил установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от **.**.****### следует, что работы по установлению границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов проводятся поэтапно, однако сроки реализации этапов не определены, работы являются затратными и по времени выполнения длительными.

В рамках осуществления органом государственной власти субъектов Российской Федерации отдельных полномочий Российской Федерации в области водных отношений подлежат применению Методические указания по осуществлению органами власти субъектов Российской Федерации переданного полномочия Федерации по осуществлению мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Федерации, являющихся приложением к Приказу Минприроды России от **.**.****###.

В соответствии с Методическими указаниями, плановые значения целевых прогнозных показателей рассчитываются органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Порядок получения субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета на осуществление полномочий Российской Федерации в области водных отношений, их расходования определен Правилами расходования и учета средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области водных объектов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от **.**.****###.

В соответствии с указанными Правилами, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации не позднее 1 декабря текущего финансового года согласовывают с Федеральным агентством водных ресурсов целевые прогнозные показатели на очередной финансовый год и плановый период (в случае необходимости их установления) и мероприятия, направленные на их достижение, в соответствии с примерным перечнем мероприятий по осуществлению переданных полномочий, утверждаемым Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

Так, при вынесении решения суд учитывает, что мероприятия по установлению границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос осуществляются в несколько этапов, включающих разработку планово-картографического материала, а также вынос в натуру специальных информационных знаков, что требует значительных временных затрат, приходит к выводу о том, что срок до **.**.**** является достаточным для устранения нарушений.

Таким образом, судом установлено, что представление Новокузнецкого межрайонного природоохранного прокурора Кемеровской области - Кузбасса от **.**.****### не исполнено, границы водоохранных зон и прибрежных полос водного объекта реки ... не установлены.

В этой связи, исковые требования Новокузнецкого межрайонного природоохранного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Министерству природных ресурсов и экологии Кузбасса о возложении обязанности по установлению границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос водного объекта - ..., подлежат удовлетворению как законные и обоснованные.

Оценивая изложенное в совокупности, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Новокузнецкого межрайонного природоохранного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Министерству природных ресурсов и экологии Кузбасса о возложении обязанности по установлению границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос водного объекта - удовлетворить.

Обязать Министерство природных ресурсов и экологии Кузбасса в срок до **.**.**** принять меры к установлению границ водоохранной зоны и границ прибрежной защитной полосы ... на картографических материалах и непосредственно на местности посредством размещения специальных информационных знаков.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Кемеровский областной суд подачей апелляционной жалобы через Центральный районный суд г. Кемерово в течение месяца с момента изготовления решения в мотивированной форме.

В мотивированной форме решение изготовлено 13.12.2020 года.

Судья Гапанцова А.А.

7