ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-4318/2022 от 24.10.2022 Киевского районного суда г. Симферополя (Республика Крым)

Дело

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДД.ММ.ГГГГ года г. Симферополь

Киевский районный суд города Симферополя Республики Крым в составе:

председательствующего судьи – Крапко В.В.,

при секретаре – Нуфтулаевой Х.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Инспекции по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Республики Крым о признании права собственности на транспортное средство,

установил:

истец обратился в Киевский районный суд города Симферополя с указанным иском к ответчику о признании права собственности на колесный трактор МТЗ-, ДД.ММ.ГГГГ года выпуска, регистрационный номер , двигатель . Исковые требования мотивировал тем, что истцу принадлежит трактор колесный, МТЗ-ДД.ММ.ГГГГ года выпуска, регистрационный номер , двигатель . ФИО1ДД.ММ.ГГГГ обратился в Инспекцию по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Республики Крым с заявлением о регистрации вышеуказанного трактора колесного. По результатам рассмотрения вышеуказанного заявления, ответчиком ДД.ММ.ГГГГ подготовлен отказ в предоставлении государственной услуги «Регистрация на территории Республики Крым самоходных машин и других видов техники», в котором указано на отсутствие документов или сведений, наличие которых является обязательным в соответствии с Административным регламентом. Не согласившись с указанным отказом, ФИО1 обратился в суд с настоящим исковым заявлением.

Истец в судебном заседании заявленный иск поддержал, настаивал на его удовлетворении к избранному ответчику – Инспекции.

Лица, участвующие в деле в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.

Исследовав материалы дела и оценив в соответствии со ст. 67 ГПК РФ относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд приходит к следующему выводу.

В силу положений ст.ст. 12, 56 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Каждая сторона должна доказать те обстоятельства на которые она ссылается как на основания своих доводов или возражений, если иное не установлено федеральным законом.

Согласно п. 3 Постановления Правительства РФ от 09.04.2016 года № 286 «О некоторых вопросах регистрации самоходных машин и других видов техники на территориях Республики Крым и г. Севастополя» собственники машин из числа граждан, проживающих на территориях Республики Крым и г. Севастополя, приобретших гражданство Российской Федерации в соответствии с Федеральным конституционным законом «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя», и граждан Российской Федерации, которые на день вступления в силу указанного Федерального конституционного закона проживали на территориях Республики Крым и г. Севастополя, а также юридических лиц, зарегистрированных на указанных территориях в соответствии с законодательством Украины до 18 марта 2014 г., обязаны до 31 декабря 2016 г. заменить в установленном порядке регистрационные документы и государственные регистрационные знаки, выданные на машины в соответствии с законодательством Украины до 18 марта 2014 г.

Постановлением Правительства РФ от 21.09.2020 года № 1507 утверждены Правила государственной регистрации самоходных машин и других видов техники (далее Правила № 1507), согласно п. 1 которых настоящие Правила определяют порядок государственной регистрации самоходных машин (тракторов, самоходных дорожно-строительных машин, коммунальных, сельскохозяйственных машин, внедорожных автомототранспортных средств и других наземных безрельсовых механических транспортных средств, имеющих двигатель внутреннего сгорания объемом свыше 50 куб. сантиметров или электродвигатель максимальной мощностью более 4 киловатт (за исключением наземных самоходных устройств категории "L", "M", "N" на колесном ходу с мощностью двигателя (двигателей) более 4 киловатт или с максимальной конструктивной скоростью более 50 километров в час, предназначенных для перевозки людей, грузов или оборудования, установленного на них, а также прицепов (полуприцепов) к ним и транспортных средств, самоходных машин, военной, специальной и других видов техники Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, опытных (испытательных) образцов вооружения, военной и специальной техники, в том числе относящихся в соответствии с законодательством Российской Федерации о военно-техническом сотрудничестве с иностранными государствами к продукции военного назначения), на которые оформляются паспорта самоходной машины и других видов техники (электронные паспорта самоходной машины и других видов техники), и других видов техники (прицепов (полуприцепов) самоходных машин), на которые оформляются паспорта самоходной машины и других видов техники (электронные паспорта самоходной машины и других видов техники) (далее - техника).

В соответствии с п. 2, 5 Правил № 1507 государственная регистрация техники осуществляется в целях государственного учета техники и допуска ее к эксплуатации

Государственная регистрация техники осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими региональный государственный надзор в области технического состояния и эксплуатации самоходных машин и других видов техники, аттракционов (далее - органы гостехнадзора), за собственником техники (за исключением лица, не достигшего возраста 16 лет либо признанного недееспособным), или лицом, владеющим техникой на праве хозяйственного ведения, на праве оперативного управления либо на основании договора лизинга, или одним из родителей, усыновителем либо опекуном (попечителем) лица, не достигшего возраста 16 лет, являющегося собственником техники, или опекуном недееспособного гражданина, являющегося собственником техники (далее - владелец техники).

Владелец техники обязан зарегистрировать ее или изменить регистрационные данные в органах гостехнадзора в течение срока действия государственного регистрационного знака "ТРАНЗИТ" или в течение 10 календарных дней со дня выпуска техники в свободное обращение в соответствии с правом Евразийского экономического союза и законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании, либо со дня выдачи паспорта техники или дня оформления электронного паспорта техники (для техники, не подлежащей таможенному декларированию), либо со дня временного ввоза техники на территорию Российской Федерации на срок более 6 месяцев, либо со дня приобретения прав владельца техники, снятия с учета, замены номерных агрегатов или возникновения иных обстоятельств, потребовавших изменения регистрационных данных.

Постановление Совета министров Республики Крым от 27.06.2014 года № 172 утверждено Положение об Инспекции по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Республики Крым, согласно которому Инспекция по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Республики Крым (далее - Инспекция) является исполнительным органом государственной власти Республики Крым, осуществляющим на территории Республики Крым региональный государственный надзор в области технического состояния и эксплуатации самоходных машин и других видов техники, аттракционов.

Инспекция обладает правами юридического лица, имеет печати с изображением Государственного герба Российской Федерации, Государственного герба Республики Крым и со своим наименованием, иные печати, а также соответствующие бюджетные и иные счета, открываемые в установленном законодательством порядке, штампы, бланки установленного образца.

Инспекция в соответствии с возложенными на нее задачами осуществляет следующие полномочия осуществляет:

- региональный государственный надзор в области технического состояния и эксплуатации самоходных машин и других видов техники, аттракционов;

- контроль за исполнением владельцами самоходных машин и других видов техники обязанности по страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств при совершении регистрационных действий, связанных со сменой владельца транспортного средства, и осуществлении иных полномочий по надзору в области технического состояния самоходных машин и других видов техники (за исключением технического осмотра самоходных машин и других видов техники);

- государственную регистрацию на территории Республики Крым самоходных машин (тракторов, самоходных дорожно-строительных машин, коммунальных, сельскохозяйственных машин, внедорожных автомототранспортных средств и других наземных безрельсовых механических транспортных средств, имеющих двигатель внутреннего сгорания объемом свыше 50 куб. сантиметров или электродвигатель максимальной мощностью более 4 киловатт (за исключением наземных самоходных устройств категорий "L", "M", "N" на колесном ходу с мощностью двигателя (двигателей) более 4 киловатт или с максимальной конструктивной скоростью более 50 километров в час, предназначенных для перевозки людей, грузов или оборудования, установленного на них, а также прицепов (полуприцепов) к ним и транспортных средств, самоходных машин, военной, специальной и других видов техники Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, опытных (испытательных) образцов вооружения, военной и специальной техники, в том числе относящихся в соответствии с законодательством Российской Федерации о военно-техническом сотрудничестве с иностранными государствами к продукции военного назначения), на которые оформляются паспорта самоходной машины и других видов техники (электронные паспорта самоходной машины и других видов техники), и других видов техники (прицепов (полуприцепов) самоходных машин), на которые оформляются паспорта самоходной машины и других видов техники (электронные паспорта самоходной машины и других видов техники), а также выдачу на них свидетельств о государственной регистрации самоходной машины и других видов техники и государственных регистрационных знаков.

Постановлением Совета министров Республики Крым от 15.06.2021 года № 342 утвержден административный регламент предоставления государственной услуги Инспекцией по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Республики Крым «Регистрация на территории Республики Крым самоходных машин и других видов техники» (далее Административный регламент № 342), который устанавливает состав, последовательность и сроки выполнения административных процедур (действий) и (или) принятия решений по предоставлению государственной услуги.

П. 1.2, 1.3 Административного регламента № 342 государственной регистрации подлежат самоходные машины (тракторы, самоходные дорожно-строительные машины, коммунальные, сельскохозяйственные машины, внедорожные автомототранспортные средства и другие наземные безрельсовые механические транспортные средства, имеющие двигатель внутреннего сгорания объемом свыше 50 куб. сантиметров или электродвигатель максимальной мощностью более 4 киловатт (за исключением наземных самоходных устройств категории "L", "M", "N" на колесном ходу с мощностью двигателя (двигателей) более 4 киловатт или с максимальной конструктивной скоростью более 50 километров в час, предназначенных для перевозки людей, грузов или оборудования, установленного на них, а также прицепов (полуприцепов) к ним и транспортных средств, самоходных машин, военной, специальной и других видов техники Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, опытных (испытательных) образцов вооружения, военной и специальной техники, в том числе относящихся в соответствии с законодательством Российской Федерации о военно-техническом сотрудничестве с иностранными государствами к продукции военного назначения)), на которые оформляются паспорта самоходной машины и других видов техники (электронные паспорта самоходной машины и других видов техники), и другие виды техники (прицепов (полуприцепов) самоходных машин), на которые оформляются паспорта самоходной машины и других видов техники (электронные паспорта самоходной машины и других видов техники) (далее - техника).

Государственная регистрация техники осуществляется в целях государственного учета техники и допуска ее к эксплуатации.

В соответствии с п. 2.5 Административного регламента № 342 результатом предоставления государственной услуги является:

1) государственная регистрация техники;

2) внесение изменений в регистрационные данные техники;

3) снятие техники с государственного учета;

4) выдача регистрационных документов и (или) государственных регистрационных знаков на зарегистрированную технику взамен утраченных или пришедших в негодность;

5) выдача государственных регистрационных знаков типа 18 "ТРАНЗИТ" организациям - изготовителям техники и торговым организациям;

6) отказ в предоставлении государственной услуги.

Перечень документов, необходимых для государственной регистрации техники, указан в п. 2.15 Административного регламента № 342.

Согласно п. 2.40 Административного регламента № 342 основаниями для отказа в предоставлении государственной услуги являются:

1) обращение с заявлением о государственной регистрации техники, которая не подлежит государственной регистрации в соответствии с настоящим Административным регламентом;

2) отсутствие документов или сведений, наличие которых является обязательным в соответствии с настоящим Административным регламентом;

3) несоответствие представленных документов требованиям, установленным нормативными правовыми актами или нормативно-техническими документами;

4) представление документов, срок действия которых истек;

5) наличие в представленных (полученных) документах (сведениях) противоречивой либо недостоверной информации;

6) наличие запретов и (или) ограничений, наложенных в соответствии с законодательством Российской Федерации;

7) наличие в системе учета сведений о государственной регистрации техники, которая не снята с государственного учета (при обращении с заявлением о государственной регистрации техники);

8) отсутствие в паспорте техники отметки об уплате утилизационного сбора или отметки об основании неуплаты утилизационного сбора в соответствии с законодательством Российской Федерации;

9) отсутствие в электронном паспорте техники со статусом "действующий" сведений об уплате утилизационного сбора в Российской Федерации или об основании неуплаты утилизационного сбора;

10) несогласие заявителя с предложенными (определенными) датой, временем и местом проведения осмотра в случаях, когда осмотр техники является обязательным;

11) непредставление техники на осмотр в случаях, когда осмотр техники является обязательным;

12) несоответствие полученных при осмотре данных представленным (полученным) документам (сведениям);

13) невозможность проведения осмотра в связи с несоответствием техники и места (площадки) для проведения осмотра требованиям, установленным приложением N 1 к настоящему Административному регламенту;

14) обнаружение признаков подделки представленных документов, государственных регистрационных знаков, изменения или уничтожения маркировки, нанесенной на технику организациями-изготовителями;

15) подтверждение от уполномоченных органов сведений о нахождении техники или основных компонентов техники (двигатель, основной ведущий мост (мосты), рама, коробка передач) в розыске либо нахождении представленных документов в числе похищенных.

Перечень оснований для отказа в предоставлении государственной услуги, установленный пунктом 2.40 настоящего Административного регламента, является исчерпывающим.

По результатам изучения материалов дела судом установлено, что ФИО1 принадлежит трактор колесный, МТЗ-ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ года выпуска, регистрационный номер , двигатель , объем двигателя <данные изъяты> см. куб.

ФИО1ДД.ММ.ГГГГ обратился в Инспекцию по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Республики Крым с заявлением о регистрации трактора колесного, МТЗДД.ММ.ГГГГ года выпуска, регистрационный номер , двигатель , объем двигателя <данные изъяты> см. куб.

Как усматривается из материалов дела, истец истец приобрел трактор в ДД.ММ.ГГГГ году.

ДД.ММ.ГГГГ трактор был поставлен на учет Сакской Инспекцией Гостехнадзора, о чем было выдано Свидетельство о регистрации машины серии АБ . По состоянию на момент возникновения права собственности истца на трактор процедура регистрации, перерегистрации, временной регистрации и снятия с учета тракторов, самоходных шасси, самоходных сельскохозяйственных, дорожно-строительных и мелиоративных машин, сельскохозяйственной техники, других механизмов регулировалась Порядком, утвержденным постановлением Кабинета Министров Украины от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с пунктом 5 которого собственнику на каждую зарегистрированную машину выдавалось свидетельство о регистрации машины или талон временного учета машины и номерные знаки.

Выдача паспорта самоходной машины ранее действующим законодательством не предусматривалась.

Пунктом 15 Правил установлено, что государственная регистрация техники производится при наличии действительного ПСМ или Электронного ПСМ.

При государственной регистрации техники в ПСМ Инспекцией вносятся соответствующие отметки о проведенной регистрации (пункт 18 Правил).

Однако ПСМ на трактор в Инспекцию гражданином истцом не был представлен.

По результатам рассмотрения вышеуказанного заявления, Инспекцией по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Республики Крым ДД.ММ.ГГГГ подготовлен отказ в предоставлении государственной услуги «Регистрация на территории Республики Крым самоходных машин и других видов техники», в котором указано на отсутствие документов или сведений, наличие которых является обязательным в соответствии с Административным регламентом.

При этом, вышеуказанный отказ содержит ссылку (обоснование) на конкретные документы, их наименование и сведения, наличие которых является обязательным в соответствии с Административным регламентом . В частности, заявителем не представлен паспорт самоходной машины, обязательный к представлению с учетом действующих правил осуществления регистрационного учета. В период до 2017 года заявитель не осуществлял действий, направленных на осуществление регистрационного учета принадлежащего ему колесного транспортного средства.

Основанием к отказу в осуществлении регистрационного учета не послужил тот факт, что истец не обладает правом собственности в отношении спорного колесного транспортного средства.

Учитывая изложенное, поскольку истец в переходной срок, установленный ранее Постановлением, в Инспекцию не обратился, ответчик оказал истцу в государственной услуге по регистрации соответствующего учета трактора.

При этом, суд полагает необходимым отметить, что решение об отказе в регистрации трактора от ДД.ММ.ГГГГ истец не обжалует.

Относимых и допустимых сведений о том, что Инспекцией по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Республики Крым оспаривается имеющееся у ответчика право собственности в отношении спорного колесного транспортного средства, с учетом представленных им документов, в материалы дела не представлено.

Обращаясь с иском в суд, истец просил признать право собственности, мотивируя тем, что вследствие указанного обстоятельства он сможет реализовать свое право на осуществление регистрационного учета названного колесного транспортного средства.

Что касается доводов иска о нарушении его прав как собственника действиями ответчика, суд полагает необходимым указать следующее.

В соответствии с пунктом 1 статьи 9 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права.

Пунктом 1 статьи 11 ГК РФ определено, что судебной защите подлежат оспоренные или нарушенные права.

В силу пункта 1 статьи 1, пункта 1 статьи 11, статьи 12 ГК РФ, статьи 3 ГПК РФ предъявление любого требования должно иметь своей целью восстановление нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов обратившегося в суд лица, установление наличия у истца принадлежащего ему субъективного материального права, а также установление факта нарушения прав истца ответчиком.

В силу ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем признания права.

В соответствии с пунктом 1 статьи 454 ГК РФ по договору купли-продажи одна сторона (продавец) обязуется передать вещь (товар) в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять этот товар и уплатить за него определенную денежную сумму (цену).

Статьей 218 ГК РФ предусмотрены основания приобретения права собственности, пунктом 2 которой установлено, что право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.

В силу пункта 1 статьи 223 ГК РФ право собственности у приобретателя вещи по договору возникает с момента ее передачи, если иное не предусмотрено законом или договором.

Передачей признается вручение вещи приобретателю. Вещь считается врученной приобретателю с момента ее фактического поступления во владение приобретателя (пункт 1 статьи 224 ГК РФ).

Согласно пункту 2 Правил государственная регистрация техники осуществляется в целях государственного учета техники и допуска ее к эксплуатации.

Правила не устанавливают, что право собственности на транспортные средства возникает с момента его государственной регистрации.

Регистрационные действия обязаны совершить собственники транспортных средств либо лица, от имени собственником владеющие, пользующиеся или распоряжающиеся на законных основаниях транспортными средствами. При этом указанные лица обязаны зарегистрировать не право собственности или иные вещные права, а транспортные средства, либо изменить регистрационные данные.

Следовательно, действующее законодательство связывает момент приобретения в собственности движимого имущества только с передачей этого имущества в собственность (если иное не предусмотрено договором).

Регистрация же имеет исключительно учетное значение и является необходимым условием для реализации собственником принадлежащих ему имущественных прав в отношении транспортного средства.

Условием же признания права собственности в судебном порядке является приобретение такового в установленном действующим правовым регулированием порядке, а также оспаривание соответствующего титула со стороны обязанного лица – ответчика.

Материалами настоящего гражданского дела и установленными в процессе судебного рассмотрения обстоятельствами указанных оснований не установлено.

Так, указанный со стороны истца ответчик - Инспекция по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Республики Крым, является лишь органом, осуществляющим регистрационный учет колесных самоходных машин, в связи с чем не может быть лицом обязанным по возникшим правоотношениям.

Поскольку состоявшееся решение Инспекции об отказе в проведении регистрационных действий предметом обжалования со стороны истца не являлось и незаконным не признавалось, оснований к понуждению ответчика произвести регистрационный учет транспортного средства суд также не усматривает.

Таким образом, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований.

С учетом изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд,-

решил:

иск ФИО1 к Инспекции по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Республики Крым о признании права собственности на транспортное средство оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым через Киевский районный суд города Симферополя в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Крапко В.В.

Решение изготовлено в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ.