66RS0003-01-2022-003486-53
Дело № 2-4318/22 Мотивированное решение изготовлено 17 августа 2022г.
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
10 августа 2022 г. Кировский районный суд г. Екатеринбурга в составе: председательствующего судьи Прилепиной С.А., при секретаре Мурыгиной А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления жилищного и коммунального хозяйства Администрации г. Екатеринбурга к ФИО1 о взыскании необоснованно полученной суммы субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Установил:
Управление жилищного и коммунального хозяйства Администрации г. Екатеринбурга обратилось в суд с указанным иском.
15.10.2021 года от ФИО1 поступило заявление о предоставлении субсидии, к которому был приложен свидетельство о государственной регистрации права от 29.08.2012 года
В целях проверки достоверности представленного ФИО1 документа и его право на пользование жилым помещением, по адресу которого было оформлено заявление на предоставление субсидии, 20.10.2021 уполномоченным органом был направлен электронный межведомственный запрос в федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии. В соответствии с поступившим 20.10.2021 ответом федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии ФИО1 с 06.02.2018 г. не является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: ***
ФИО1 начислено с учетом проведенных перерасчетов 62141,68 рублей. Фактически выплачено ФИО1 194020,56 рублей. Таким образом, сумма, подлежащая к возврату составляет 125141,16 рублей. ФИО1 26.10.2021 направлено требование № 07-15/002/100 о необходимости возврата необоснованно полученной субсидии в размере 131878,88 рублей. Сумма в размере 6737,72 рублей возвращена ФИО1 06.12.2021, 16.12.2021 года. До настоящего времени сумма в размере 125141,16 рублей заявителем в бюджет не возвращена.
На основании изложенного, истец просит взыскать с ФИО1 в пользу Управления жилищного и коммунального хозяйства Администрации города Екатеринбурга денежные средства в размере 125141,16 рублей.
Представитель истца ФИО2 в судебном заседании настаивала на удовлетворении исковых требований.
Ответчик в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
При таких обстоятельствах, в соответствии со ст. 233 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие истца и ответчика в порядке заочного производства, против чего представитель истца не возражал.
Исследовав материалы дела, оценив юридически значимые обстоятельства, суд пришёл к следующему:
Исходя из нормы ст. 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса. Правила, предусмотренные настоящей главой, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.
Законом Свердловской области от 29.10.2007 № 135-ОЗ органы местного самоуправления городских округов и муниципальных районов, расположенных на территории Свердловской области наделены государственным полномочием Свердловской области по предоставлению гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Постановлением Главы Екатеринбурга от 17.05.2006 № 421 «О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг» определен уполномоченный орган по предоставлению субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг – Управление жилищного и коммунального хозяйства Администрации города Екатеринбурга (далее – Уполномоченный орган).
В соответствии Правилами предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.12.2005 № 761 (далее – Правила) Уполномоченный орган принимает решение о предоставлении или об отказе в предоставлении субсидии на основании поступившего в Уполномоченный орган от гражданина заявления о предоставлении субсидии с указанием всех членов семьи и степени родства и необходимых документов (сведений), предусмотренных п. 8, п. 8(1) Правил.
В соответствии с п.8(1) Правил, Уполномоченный орган получает на основании межведомственных запросов, в том числе в электронной форме с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного информационного взаимодействия, сведения, необходимые для принятия решения о предоставлении субсидии, в том числе, сведения о документах, подтверждающих правовые основания владения и пользования заявителем жилым помещением, в котором он зарегистрирован по месту постоянного жительства, - в случае, если заявитель является пользователем жилого помещения государственного или муниципального жилищных фондов, а также собственником жилого помещения.
В соответствии с п.8(2) Правил заявитель вправе представить в Уполномоченный орган по месту жительства документы, указанные в пункте 8(1).
На основании заявления ФИО1 от 12.08.2014 о предоставлении субсидии, Уполномоченным органом было принято решение № 310034 от 19.08.2014 о предоставлении субсидии за жилое помещение и коммунальные услуги на период с августа 2014 по январь 2015 года в размере 5162,52 рублей.
В связи с изменением прогнозной суммы расходов, прожиточного минимума, учета фактических расходов, изменением стандарта стоимости ЖКУ, фактических расходов, Уполномоченным органом были приняты решения № *** от ***, № *** от ***, № *** от *** о перерасчете суммы субсидии, при этом размер субсидии составил 5847,52 рублей.
На основании заявления ФИО1 от 11.02.2015 о предоставлении субсидии, Уполномоченным органом было принято решение № *** от *** о предоставлении субсидии за жилое помещение и коммунальные услуги на период с февраля 2015 по июль 2015 года в размере 3359,07 рублей.
В связи с изменением прогнозной суммы расходов, прожиточного минимума, стандарта стоимости ЖКУ, изменением периода предоставления субсидии, Уполномоченным органом были приняты решения № *** от *** о перерасчете суммы субсидии, при этом размер субсидии составил 4937,00 рублей.
В связи с неисполнением обязанности по предоставлению документов, подтверждающих изменение места постоянного жительства, основания проживания, состава семьи, гражданства, материального положения получателя субсидии и (или) членов его семьи, в течении одного месяца после наступления данных событий Уполномоченным органом было принято решение № *** от *** о приостановлении предоставления субсидии с июня 2015 года.
В связи с тем, что ФИО1 не было устранено обстоятельство, повлекшее принятие решения о приостановлении предоставления субсидии от 24.06.2015, Уполномоченным органом были приняты решения № *** от *** о перерасчете суммы субсидии по причине: изменение периода предоставления субсидии, № *** от *** о прекращении предоставления субсидии по причине: неисполнение обязанности по предоставлению документов, подтверждающих изменение места постоянного жительства, основания проживания, состава семьи, гражданства, материального положения получателя субсидии и (или) членов его семьи, в течении одного месяца после наступления данных событий (ФИО3) с июня 2015 года, при этом период предоставления субсидии составил с февраля 2015 по май 2015, а размер субсидии составил 4937,00 рублей.
На основании заявления ФИО1 от 09.11.2016 о предоставлении субсидии, Уполномоченным органом было принято решение № *** от ***.*** о предоставлении субсидии за жилое помещение и коммунальные услуги на период с ноября 2016 по апрель 2017 года в размере 17169,12 рублей.
В связи с изменением прожиточного минимума, стандарта стоимости ЖКУ, учетом и изменением фактических расходов, Уполномоченным органом были приняты решения №1162462 от 25.04.2017, № 1170514 от 10.05.2017 о перерасчете суммы субсидии, при этом размер субсидии составил 23666,70 рублей.
На основании заявления ФИО1 от 17.04.2017 о предоставлении субсидии, Уполномоченным органом было принято решение № 1165143 от 26.04.2017 о предоставлении субсидии за жилое помещение и коммунальные услуги на период с мая 2017 по октябрь 2017 года в размере 15582,32 рублей.
В связи с изменением прогнозной суммы расходов, стандарта стоимости ЖКУ, уточнением сроков отопительного периода, изменением прожиточного минимума, учетом и изменением фактических расходов, Уполномоченным органом были приняты решения №*** от *** № *** от ***, № *** от ***, № *** от *** о перерасчете суммы субсидии, при этом размер субсидии составил 16057,25 рублей.
На основании заявления ФИО1 от 17.04.2017 о предоставлении субсидии, Уполномоченным органом было принято решение № *** от *** о предоставлении субсидии за жилое помещение и коммунальные услуги на период с мая 2017 по октябрь 2017 года в размере 15582,32 рублей.
В связи с изменением прогнозной суммы расходов, стандарта стоимости ЖКУ, уточнением сроков отопительного периода, изменением прожиточного минимума, учетом и изменением фактических расходов, Уполномоченным органом были приняты решения №*** от ***, № *** от ***, № *** от ***, № *** от *** о перерасчете суммы субсидии, при этом размер субсидии составил 16057,25 рублей.
На основании заявления ФИО1 от 16.10.2017 о предоставлении субсидии, Уполномоченным органом было принято решение № *** от *** о предоставлении субсидии за жилое помещение и коммунальные услуги на период с ноября 2017 по апрель 2018 года в размере 21895,68 рублей.
В связи с изменением прожиточного минимума, учетом и изменением фактических расходов, учетом и изменением фактических расходов, Уполномоченным органом были приняты решения №*** от ***, № *** от *** о перерасчете суммы субсидии, при этом размер субсидии составил 27063,56 рублей.
На основании заявления ФИО1 от 16.04.2018 о предоставлении субсидии, Уполномоченным органом было принято решение № *** от *** о предоставлении субсидии за жилое помещение и коммунальные услуги на период с мая 2018 по октябрь 2018 года в размере 15377,78 рублей.
В связи с изменением прогнозной суммы расходов, прожиточного минимума, стандарта стоимости ЖКУ, уточнением сроков отопительного периода, изменением прожиточного минимума, учетом фактических расходов, Уполномоченным органом были приняты решения №*** от ***, № *** от ***, № *** от ***, № *** от ***, № *** от *** о перерасчете суммы субсидии, при этом размер субсидии составил 14350,43 рублей.
На основании заявления ФИО1 от 16.10.2018 о предоставлении субсидии, Уполномоченным органом было принято решение № *** от *** о предоставлении субсидии за жилое помещение и коммунальные услуги на период с ноября 2018 по апрель 2019 года в размере 22865,94 рублей.
В связи с изменением прожиточного минимума, стандарта стоимости ЖКУ, учетом и изменением фактических расходов, Уполномоченным органом были приняты решения №*** от ***, № *** от 14.05.2019 о перерасчете суммы субсидии, при этом размер субсидии составил 24407,14 рублей.
На основании заявления ФИО1 от 16.04.2019 Уполномоченным органом было принято решение № *** от *** о приостановлении рассмотрения заявления о предоставлении субсидии по причине: отсутствие документов, подтверждающих фактические расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, понесенные за период предоставления последней субсидии.
В связи с принятым решением ФИО1 01.11.2019 было подано заявление о сравнении размера предоставленной субсидии с фактическими расходами на оплату жилого помещения и коммунальных услуг с приложением платежных документов. Согласно предоставленному заявлению, Уполномоченным органом было принято решение № *** от *** о предоставлении субсидии за жилое помещение и коммунальные услуги на период с мая 2019 по октябрь 2019 года в размере 21116,36 рублей.
В связи с изменением прожиточного минимума, прогнозной суммы расходов, стандарта стоимости ЖКУ, уточнением сроков отопительного периода, учетом и изменением фактических расходов, Уполномоченным органом были приняты решения № *** от ***, № *** от ***, № *** от ***, № *** от *** о проведении перерасчета суммы субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предоставляемой на период с мая 2019 по октябрь 2019 года, при этом размер субсидии составил 17951,86 рублей.
На основании заявления ФИО1 от 16.10.2019 о предоставлении субсидии, Уполномоченным органом было принято решение № *** от *** о предоставлении субсидии за жилое помещение и коммунальные услуги на период с ноября 2019 по апрель 2020 года в размере 22934,16 рублей.
В связи с изменением прожиточного минимума, стандарта стоимости ЖКУ, учетом и изменением фактических расходов, Уполномоченным органом были приняты решения №*** от 20***, № *** от ***, № *** от *** о перерасчете суммы субсидии на период с ноября 2019 по апрель 2020, при этом размер субсидии составил 24699,22 рублей.
Согласно п. 3 Постановлению Правительства Свердловской области № 420 от 02.04.2020 «О внесении изменений в правила предоставления субсидий на оплату жилого помещений и коммунальных услуг и об особенностях предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг», в случае если срок предоставления субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг истекает в период с 1 апреля 2020 г. по 1 октября 2020 г., субсидия предоставляется в том же размере на следующие 6 месяцев в беззаявительном порядке с перерасчетом ее размера после представления документов в соответствии с разделом II Правил.
На основании Постановления Правительства № 420 от 02.04.2020 года, Уполномоченным органом было принято решение № *** от 30*** о предоставлении ФИО1 субсидии за жилое помещение и коммунальные услуги в беззаявительном порядке на период с мая 2020 года по октябрь 2020 года в размере 18262,70 рублей.
В связи с изменением прогнозной суммы расходов, стандарта стоимости ЖКУ, уточнением сроков отопительного периода, изменением прожиточного минимума, учетом и изменением фактических расходов, Уполномоченным органом были приняты решения №*** от 08***, № *** от ***, № *** от ***, № *** от *** о перерасчете суммы субсидии, при этом размер субсидии составил 18435,24 рублей.
На основании заявления ФИО1 от 16.10.2020 о предоставлении субсидии, Уполномоченным органом было принято решение № *** от *** о предоставлении субсидии за жилое помещение и коммунальные услуги на период с ноября 2020 по апрель 2021 года в размере 23008,56 рублей.
В связи с неисполнением обязанности по предоставлению документов, подтверждающих изменение места постоянного жительства, основания проживания, состава семьи, гражданства, материального положения получателя субсидии и (или) членов его семьи, в течение одного месяца с даты уведомления о приостановлении предоставления субсидии (ФИО4), Уполномоченным органом были приняты решения № *** от *** о перерасчете суммы субсидии по причине: изменение периода предоставления субсидии, прожиточного минимума, № *** от *** о прекращении предоставления субсидии с февраля 2021 года.
В связи с изменением стандарта стоимости ЖКУ, учетом фактических расходов, Уполномоченным органом было принято решение № *** от *** о перерасчете суммы субсидии на период с ноября 2020 по январь 2021, при этом размер субсидии составил 13276,26 рублей.
На основании заявления ФИО1 от 07.04.2021 о предоставлении субсидии, Уполномоченным органом было принято решение № *** от *** о предоставлении субсидии за жилое помещение и коммунальные услуги на период с апреля 2021 по сентябрь2021 года в размере 788,85 рублей.
В соответствии с п. 2 ст. 159 Жилищного кодекса РФ право на субсидии имеют граждане: пользователи жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов; наниматели по договорам найма жилых помещений частного жилищного фонда; члены жилищных кооперативов; собственники жилых помещений.
В качестве документа, подтверждающего право собственности на жилое помещение, расположенном по адресу: ***, ФИО1 к заявлениям от *** предоставила свидетельство о государственной регистрации права о государственной регистрации права от *** года.
В соответствии с п.11 Правил Уполномоченный орган вправе проверять подлинность представленных заявителем документов, полноту и достоверность содержащихся в них сведений путем направления официальных запросов в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды, органы, осуществляющие государственную регистрацию индивидуальных предпринимателей, налоговые и таможенные органы, органы и учреждения федеральной государственной службы занятости населения, организации связи, другие органы и организации.
15.10.2021 года от ФИО1 поступило заявление о предоставлении субсидии, к которому был приложен вышеуказанное свидетельство о государственной регистрации права от 29.08.2012 года
В целях проверки достоверности представленного ФИО1 документа и его право на пользование жилым помещением, по адресу которого было оформлено заявление на предоставление субсидии, 20.10.2021 Уполномоченным органом был направлен электронный межведомственный запрос в федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии. В соответствии с поступившим 20.10.2021 ответом федеральной службу государственной регистрации, кадастра и картографии ФИО1 с 06.02.2018 г. не является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <...>.
На основании сведений полученных в ходе проверочных мероприятий, об отсутствии у ФИО1 права собственности на жилое помещение, по адресу: <...>, Уполномоченным органом были приняты решения:
По заявлению от 16.10.2017 года: № 2736166 от 25.10.2021 о перерасчете суммы субсидии, № 2736166 от 25.10.2021 о прекращении предоставления субсидии с февраля 2018года по причине: изменение основания проживания, состава семьи, гражданства, материального положения получателя субсидии и (или) членов его семьи, при этом размер субсидии составил 11633,21 рублей.
По заявлению от 16.04.2018 года: № 2736167 от 25.10.2021 о перерасчете суммы субсидии, № 2736167 от 25.10.2021 о прекращении предоставления субсидии с мая 2018года по причине: изменение основания проживания, состава семьи, гражданства, материального положения получателя субсидии и (или) членов его семьи, при этом размер субсидии составил 0,00 рублей.
По заявлению от 16.10.2018 года: № 2736168 от 25.10.2021 о перерасчете суммы субсидии, № 2736168 от 25.10.2021 о прекращении предоставления субсидии с ноября 2018года по причине: изменение основания проживания, состава семьи, гражданства, материального положения получателя субсидии и (или) членов его семьи, при этом размер субсидии составил 0,00 рублей.
По заявлению от 16.04.2019 года: № 2736169 от 25.10.2021 о перерасчете суммы субсидии, № 2736169 от 25.10.2021 о прекращении предоставления субсидии с мая 2019года по причине: изменение основания проживания, состава семьи, гражданства, материального положения получателя субсидии и (или) членов его семьи, при этом размер субсидии составил 0,00 рублей.
По заявлению от 16.10.2019 года: № 2736171 от 25.10.2021 о перерасчете суммы субсидии, № 2736171 от 25.10.2021 о прекращении предоставления субсидии с ноября 2019года по причине: изменение основания проживания, состава семьи, гражданства, материального положения получателя субсидии и (или) членов его семьи, при этом размер субсидии составил 0,00 рублей.
По решению от 30.04.2020 года (беззаявительный порядок): № 2736172 от 25.10.2021 о перерасчете суммы субсидии, № 2736172 от 25.10.2021 о прекращении предоставления субсидии с мая 2020года по причине: изменение основания проживания, состава семьи, гражданства, материального положения получателя субсидии и (или) членов его семьи, при этом размер субсидии составил 0,00 рублей.
По заявлению от 16.10.2020 года: № 2736174 от 25.10.2021 о перерасчете суммы субсидии, № 2736174 от 25.10.2021 о прекращении предоставления субсидии с ноября 2020года по причине: изменение основания проживания, состава семьи, гражданства, материального положения получателя субсидии и (или) членов его семьи, при этом размер субсидии составил 0,00 рублей.
По заявлению от 07.04.2021 года: № 2736175 от 25.10.2021 о перерасчете суммы субсидии, № 2736175 от 25.10.2021 о прекращении предоставления субсидии с апреля 2021года по причине: изменение основания проживания, состава семьи, гражданства, материального положения получателя субсидии и (или) членов его семьи, при этом размер субсидии составил 0,00 рублей.
По заявлению от 15.10.2021 года: № 2736176 от 25.10.2021 о перерасчете суммы субсидии, № 2736176 от 25.10.2021 о прекращении предоставления субсидии с октября 2011года по причине: изменение основания проживания, состава семьи, гражданства, материального положения получателя субсидии и (или) членов его семьи, при этом размер субсидии составил 0,00 рублей.
ФИО1 начислено с учетом проведенных перерасчетов 62141,68 рублей. Фактически выплачено ФИО1 194020,56 рублей. Таким образом, сумма подлежащая к возврату составляет 125141,16 рублей
Согласно п. 61 Правил, возврат в бюджет, из которого была необоснованно получена субсидия, производится получателем субсидии добровольно, а в случае отказа от добровольного возврата - по иску Уполномоченного органа в соответствии с законодательством Российской Федерации.
ФИО1 26.10.2021 было направлено требование № 07-15/002/100 о необходимости возврата необоснованно полученной субсидии в размере 131878,88 рублей.
Сумма в размере 6737,72 рублей возвращена ФИО1 06.12.2021, 16.12.2021 года.
До настоящего времени сумма в размере 125141,16 рублей заявителем в бюджет не возвращена.
При таких обстоятельствах, суд полагает возможным взыскать с ФИО5 неосновательное обогащение в размере 125141, 16 руб.
Согласно ч. 1 ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований, т.е. с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 3702 рублей 83 коп.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199, 233-235 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Решил:
Удовлетворить исковые требования Управления жилищного и коммунального хозяйства Администрации г. Екатеринбурга к ФИО1 о взыскании необоснованно полученной суммы субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Взыскать с ФИО1 в пользу Управления жилищного и коммунального хозяйства Администрации г. Екатеринбурга денежную сумму в размере 125141, 16 руб.
Взыскать с ФИО1 в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 3702 рублей 83 коп.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья С.А. Прилепина
<***>
<***>
<***>
<***>
<***>
<***>
<***>
<***>
<***>
<***>
<***>
<***>
<***>
<***>