Дело № 2-4319/2020
УИД 03RS0003-01-2020-005259-60
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
02 сентября 2020 года г. Уфа
Кировский районный суд города Уфы Республики Башкортостан
в составе председательствующего судьи Рамазанова З.М.
при секретаре Хисамутдиновой Э.Р.,
с участием помощника прокурора Алибаевой И.Х.,
истца ФИО1,
представителя ответчика ФИО2 по доверенности от 14.01.2020 года № №
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан о признании увольнения незаконным, восстановлении на работе, взыскании денежного содержания за время вынужденного прогула и компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратилась в суд с иском к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан о признании увольнения незаконным, восстановлении на работе, взыскании денежного содержания за время вынужденного прогула и компенсации морального вреда.
В обоснование иска указано на то, что 16 сентября 2009 года ФИО1 была принята на государственную гражданскую службу Республики Башкортостан специалистом-экспертом в отдел аудита и мониторинга финансового состояния государственных унитарных предприятий Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан (приказ от 16.09.2009 г. №-к, служебный контракт о прохождении государственной гражданской службы РБ от 16.09.2009г.).
С 28.12.2018 г. по день увольнения 12.05.2020 г. истец занимала должность ведущего специалиста-эксперта в отделе землеустройства и разграничения земельных участков Минземимущества Республики Башкортостан (дополнительное соглашение от 28.12.2018 г. к служебному контракту, приказ от 28.12.2018 г. № №-к).
12 марта 2020 г. истец была уведомлена об изменении существенных условий служебного контракта. В уведомлении истцу был предложен перевод в Управление земельных отношений на должность ведущего специалиста-эксперта отдела распоряжения земельными ресурсами Минземимущества Республики Башкортостан. Других сведений уведомление не содержало.
По истечении 2-х месяцев 12.05.2020 г. ФИО1 была уволена в связи с отказом от предложенной для замещения иной должности гражданской службы в связи с изменением существенных условий служебного контракта, п. 7 ч. 1 ст. 33 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (приказ от 12.05.2020 №-к)
В нарушение данной нормы истцу представителем нанимателя не были предложены имеющиеся вакансии.
В уведомлении, с которым ФИО1 была ознакомлена 12.03.2020 г., не было указано, в чем суть существенных изменений служебного контракта. Был предложен перевод в Управление земельных отношений на должность ведущего специалиста-эксперта отдела распоряжения земельными ресурсами Минземимущества Республики Башкортостан, без указания будет ли изменен размер денежного содержания, повлияет ли перевод на ее служебные обязанности.
Изложенное означает, что ответчик ненадлежаще уведомил об изменении существенных условий служебного контракта.
На основании вышеизложенного истец просит суд признать приказ Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 12.05.2020 № №-к о прекращении действия служебного контракта, освобождении от занимаемой должности и увольнении с государственной службы Республики Башкортостан ФИО1 в связи с изменением существенных условий служебного контракта, п. 7 ч. 1 ст. 33 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» незаконным и отменить приказ.
Восстановить ФИО1 на государственной гражданской службе Республики Башкортостан в должности ведущего специалиста-эксперта в отделе землеустройства и разграничения земельных участков Минземимущества Республики Башкортостан.
Взыскать с Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан средний заработок за период с 13 мая 2020 г. по день вынесения решения суда о восстановлении на государственной гражданской службе из расчета среднего дневного заработка в размере 1 746,36 руб., компенсацию морального вреда в размере 50 000 руб.
В судебном заседании истец ФИО1 просила удовлетворить исковые требования в полном объеме по доводам, изложенным в иске.
Представитель ответчика ФИО2 просил отказать в удовлетворении исковых требований ФИО1, указав на то, что процедура увольнения ФИО1 была произведена в соответствии с требованиями действующего законодательства. Также пояснил суду, что на основании Приказа Минземимуществом Республики Башкортостан 11 февраля 2020 года издан Приказ №-кпроизошло перераспределение функций между отделами и изменение штатного расписания Минземимущества Республики Башкортостан. Произведено изменение структуры государственного органа. Истцу было предложено продолжить работу в образовавшемся земельном управлении, при этом условия государственной гражданской службы, заработная плата (что относится к существенным условиям контракта) остались прежними. В частности, не изменились характер трудовой функции и место расположение. Также указал на то, что руководство Министерства с учетом опыта работы истца было заинтересовано в сохранении трудовых отношений с ФИО1 Вопреки этому ФИО1 выразила желание уволиться.
Выслушав истца ФИО1, представителя ответчика ФИО2, помощника прокурора Алибаеву И.Х., полагавшую иск ФИО1 подлежащим оставлению без удовлетворения, изучив и оценив материалы дела, суд приходит к следующему.
Установлено, что 16 сентября 2009 года ФИО1 была принята на государственную гражданскую службу специалистом-экспертом в отдел аудита и мониторинга финансового состояния государственных унитарных предприятий Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан.
В последующем в период с 28 декабря 2018 года по день увольнения 12 мая 2020 года истец занимала должность ведущего специалиста-эксперта в отделе землеустройства и разграничения земельных участков Минземимущества Республики Башкортостан (дополнительное соглашение от 28 декабря 2018 года к служебному контракту).
12 марта 2020 года ФИО1 была уведомлена об изменении существенных условий служебного контракта. В уведомлении истцу был предложен перевод в Управление земельных отношений на должность ведущего специалиста-эксперта отдела распоряжения земельными ресурсами Минземимущества Республики Башкортостан.
На основании приказа министра земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 12 мая 2020 года №-к ФИО1 уволена в связи с отказом от предложенной для замещения иной должности гражданской службы в связи с изменением существенных условий служебного контракта, п. 7 ч. 1 ст. 33 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации.
Из обстоятельств дела следует, что в целях повышения эффективности деятельности Минземимущества Республики Башкортостан, на основании постановления Правительства Республики Башкортостан от 25 сентября 2019 года № 587 «О внесении изменений в стандарт структуры аппаратов исполнительных органов государственной власти Республики Башкортостан», Минземимуществом Республики Башкортостан 11 февраля 2020 года издан Приказ № 114-к «Об организационно-штатных изменениях в аппарате Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан».
На основании указанного Приказа №-к от 11 февраля 2020 года в Министерстве земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан проведена процедура перераспределения функций между отделами и изменение штатного расписания.
Согласно п. 1 Приказа в структуре Министерства создано Управление земельных отношений.
В соответствии с п. 2 Приказа в составе Управления земельных отношений образованы отдел распоряжения земельными ресурсами и отдел землеустройства и учета земель.
Согласно п. 5 Приказа упразднены отделы Министерств, в том числе, отдел землеустройства и разграничения земельных участков Минземимущества Республики Башкортостан с передачей функций в Управление земельных отношений.
Как указывалось выше, 12 марта 2020 года ФИО1 получила Уведомление об изменении существенных условий служебного контракта с предложением перевода в Управление земельных отношений на должность ведущего специалиста-эксперта отдела распоряжения земельными ресурсами Минземимущества Республики Башкортостан.
Из материалов дела следует, что ФИО1 не выразила согласия занять предложенную ей должность государственной гражданской службы.
Отношения, связанные с поступлением на государственную гражданскую службу Российской Федерации, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) федерального государственного гражданского служащего и государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 27.07.2004 №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».
Согласно части 1 статьи 23 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ служебный контракт представляет собой соглашение между представителем нанимателя и гражданином, поступающим на гражданскую службу, или гражданским служащим о прохождении гражданской службы и замещении должности гражданской службы. Служебным контрактом устанавливаются права и обязанности сторон.
Требования к содержанию и форме служебного контракта установлены в статье 24 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ.
В соответствии с частью 5 статьи 24 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» условия служебного контракта могут быть изменены только по соглашению сторон и в письменной форме.
Изменение существенных условий служебного контракта по инициативе представителя нанимателя является исключением из данного общего правила, которое обусловлено объективной невозможностью сохранения ранее определенных условий контракта в связи с изменением существенных условий профессиональной служебной деятельности. При этом федеральный законодатель предусмотрел специальные гарантии для государственных гражданских служащих.
На основании части 2, 3 статьи 29 Федерального закона № «О государственной гражданской службе Российской Федерации» об изменении существенных условий служебного контракта гражданский служащий должен быть уведомлен представителем нанимателя в письменной форме не позднее чем за два месяца до их введения.
Если гражданский служащий не согласен на замещение должности гражданской службы и прохождение гражданской службы в том же государственном органе или другом государственном органе в связи с изменением существенных условий служебного контракта, представитель нанимателя вправе освободить его от замещаемой должности гражданской службы и уволить с гражданской службы.
Пунктом 7 части 1 статьи 33 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ закреплено такое общее основание прекращения служебного контракта, освобождения от замещаемой должности государственной гражданской службы и увольнения с государственной гражданской службы, как отказ гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы в связи с изменением существенных условий служебного контракта (статья 29 названного Федерального закона).
Из приведенных нормативных положений следует, что изменение существенных условий служебного контракта по инициативе представителя нанимателя является исключением из общего правила, обусловленным объективной невозможностью сохранения ранее определенных условий служебного контракта в связи с изменением существенных условий профессиональной служебной деятельности. Об изменении существенных условий служебного контракта государственный гражданский служащий должен быть уведомлен представителем нанимателя в письменной форме не позднее чем за два месяца до их введения, государственному гражданскому служащему предоставлено право выразить свое согласие на замещение должности государственной гражданской службы и прохождение государственной гражданской службы в том же государственном органе или другом государственном органе. Представитель нанимателя вправе освободить гражданского служащего от замещаемой должности гражданской службы и уволить с гражданской службы в связи с изменением существенных условий служебного контракта, если гражданский служащий не согласен на замещение должности гражданской службы и прохождение гражданской службы в том же государственном органе или другом государственном органе.
В соответствии со статьями 12, 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданское судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Стороны пользуются равными правами по предоставлению доказательств и участию в их исследовании. Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений.
В силу состязательного построения процесса представление доказательств возлагается на стороны и других лиц, участвующих в деле. Лица, участвующие в деле несут риск наступления последствий совершения или не совершения ими процессуальных действий.
Из анализа представленных в материалы дела должностного регламента ведущего специалиста-эксперта в отделе землеустройства и разграничения земельных участков Министерства, утвержденного 03 июня 2019 года и должностного регламента ведущего специалиста-эксперта отдела распоряжения земельными ресурсами Министерства, утвержденного 02 марта 2020 года, не следует, что изменился объем должностных обязанностей государственного служащего.
При этом суд не может согласиться с доводом истца о том, что должностным регламентом ведущего специалиста-эксперта в отделе землеустройства и разграничения земельных участков Министерства, утвержденным 03 июня 2019 года не предусматривалась обязанность по разработке проектов нормативных правовых актов по вопросам, относящимся к компетенции управления. Как следует из содержания указанного Регламента в обязанности государственного служащего входила обязанность участия в разработке и реализации нормативных правовых актов Республика Башкортостан по вопросам управления и распоряжения земельными участками (стр. 6 Регламента).
Суд также находит несостоятельным довод истца ФИО1 о том, что ей не были предложены все имеющиеся у ответчика вакантные должности, поскольку Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ не обязывают представителя нанимателя при изменении существенных условий служебного контракта связи с изменением существенных условий профессиональной служебной деятельности предлагать гражданскому служащему все имеющиеся вакантные должности гражданской службы в государственном органе, в том числе с учетом категории и группы замещаемой гражданским служащим должности гражданской службы.
Вместе с тем, как следует из материалов дела, на дату увольнения истца - 12 мая 2020 года в Министерстве земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан имелись следующие вакантные должности:
- ведущего специалиста-эксперта отдела административной и претензионно-исковой работы;
- специалиста-эксперта отдела административной и претензионно-исковой работы;
- главного специалиста-эксперта отдела правового обеспечения.
Из представленных должностных Регламентов перечисленных специалистов следует, что одним из обязательных квалификационных требований для замещения указанной должности – это наличие высшего юридического образования.
Материалами дела подтверждается, что ФИО1 имеет высшее экономическое образование (диплом серии ВМА № от 06 июля 2009 года, выданный ГОУВПО «Уфимский государственный авиационный технический университет»). Доказательств наличия у истца высшего юридического образования суду не представлено.
Далее, суд также не может согласиться с обоснованностью довода истца об отсутствии в Уведомлении от 12 марта 2020 года сути существенных изменений служебного контракта, а также данных по заработной плате, объему должностных обязанностей по предложенной должности, поскольку действующее законодательство указанных требований не содержит.
Более того, доказательств, подтверждающих, что после вручения истцу Уведомления от марта 2020 года ответчиком по обращению ФИО1 было отказано в предоставлении указанной информации, либо в ознакомлении с определенными документами, в материалы дела не представлено.
Анализируя вышеизложенное, учитывая, что истец при изменении существенных условий профессиональной служебной деятельности не выразила согласия на замещение иной должности государственной гражданской службы и прохождение государственной гражданской службы в том же государственном органе, суд не находит правовых оснований для удовлетворения иска ФИО1 о признании увольнения незаконным, восстановлении на работе, взыскании денежного содержания за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда.
Руководствуясь ст.ст. 194-198Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении иска ФИО1 к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан о признании увольнения незаконным, восстановлении на работе, взыскании денежного содержания за время вынужденного прогула и компенсации морального вреда, отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Кировский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан.
Судья: З.М. Рамазанова