ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-431/15 от 04.03.2015 Дзержинского районного суда (Город Санкт-Петербург)

Отметка об исполнении решения

_________________________________________________________________

Дело № 2-431/15 04 марта 2015 года

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Дзержинский районный суд Санкт-Петербургав составе председательствующего судьи Князевой О.Е.,

при секретаре Шагинян Д.В.

с участием представителя заявителя А

представителя заинтересованного лица К, действующего на основании доверенности от **.**.**** года сроком до **.**.**** года

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению А об оспаривании бездействия руководителя Северо-Западного управления по технологическому, экологическому и атомному надзору, обязании совершить действия

УСТАНОВИЛ:

Заявитель А обратился в Дзержинский районный суд Санкт – Петербурга с заявлением, в ходе рассмотрения дела уточнил поданное заявление (л.д.28, 95), и на момент рассмотрения дела судом просит:

- признать действия (бездействия) руководителя Северо-Западного управления по технологическому, экологическому и атомному надзору незаконными, заключающиеся в отсутствии должного руководства по выдаче разрешения на допуск в эксплуатацию, по надзору по вводу в эксплуатацию и за эксплуатацией построенной по ул.<адрес> области высоковольтной линии ЛЭП-10 кВ и подключения к ней напряжения 6 кВ, в части расположения указанной ЛЭПе-10 непосредственно (менее 1 метра) у границы его земельного участка №*** по ул.<адрес>, в охранную зону которой (ЛЭП-10 кВ) вошли часть его земельного участка №*** и часть жилых помещений его жилого дома №***, что привело к нарушению его прав;

- Обязать руководителя Северо-Западного управления по технологическому, экологическому и атомному надзору провести соответствующую проверку сложившейся ситуации и всех обстоятельств, связанных с выдачей разрешения на допуск в эксплуатацию и введением в эксплуатацию и эксплуатацией высоковольтной линии ЛЭП 10 кВ по ул.<адрес> и устранить допущенные нарушения;

- указать на отсутствие должного исполнения своих обязанностей руководителем Северо-Западного управления по технологическому, экологическому и атомному надзору;

- направить решение суда руководителю Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору России для сведения и принятия должных мер.

В обоснование поданного заявления заявитель указывает, неоднократно обращался в Северо-Западное управление по технологическому, экологическому и атомному надзору (далее – Ростехнадзор, Управление) с заявлениями, на которые получал ответы, в том числе **.**.**** года им был получен ответ от **.**.**** года, в котором указано, что в Управлении отсутствуют какие-либо материалы и документы, касающиеся введения в эксплуатацию вновь построенной ЛЭП 10 кВ, т.к. это не предусмотрено нормативными актами, в связи с чем ознакомить заявителя с ними не представляется возможным; разрешений на допуск в эксплуатацию указанной линии ими не выдавалось; оценка правомерности размещения конкретных объектов электросетевого хозяйства на той или иной территории вне процедур контрольно-надзорной или разрешительной деятельности не относится к компетенции Управления, поскольку государственный строительный надзор осуществляется ими при строительстве (реконструкции) объектов электроэнергетики напряжением более 330 кВ.

Получив указанный ответ, **.**.**** года заявитель **.**.**** года обратился в Управление с заявлением, просил письменно сообщить, кто и какая организация выдала ОАО «Л» разрешение на строительство и введение в эксплуатацию высоковольтной линии ЛЭП 10 кВ по ул.<адрес>; кто и какая государственная или иная организация занимается оценкой правомерности размещения конкретных объектов электросетевого хозяйства на той или иной территории (в данном случае, в <адрес>) и контрольно-надзорной и (или) разрешительной деятельностью по государственному строительному надзору при строительстве (реконструкции) объектов электроэнергетики напряжением менее 330 кВ; ознакомить его со всеми документами и материалами, касающимися построенной <данные изъяты> ранее (примерно в <данные изъяты> годах) по ул.<адрес> высоковольтной линии напряжением 6 кВ, демонтированной полностью в <данные изъяты> году ОАО «Л».

**.**.**** года заявитель получил ответ на указанное обращение, датированный **.**.**** года, который следует оценивать как противоречивый, свидетельствующий о бездействии соответствующих должностных лиц Северо-западного Управления, осуществляющих технологический, экологический и атомный надзор от имени государства. Считает такие действия руководителя Северо-Западного управления Ростехнадзора в связи с его письменными обращениями бездействием, нарушающими его права, и нежеланием исполнять свои должностные обязанности по защите прав граждан и безопасности граждан, в связи с чем обратился в суд.

Заявитель А в назначенное судебное заседание явился, поддержал поданное заявление, на вопросы суда пояснил, что бездействие должностного лица заключается в том, что он не осуществил функции по надзору за построенной высоковольтной линией, не проконтролировал строительство, если это входит в их компетенцию, которая введена в эксплуатацию. Поскольку она введена в эксплуатацию – заявитель полагает, что было выдано разрешение на ввод в эксплуатацию, и выдано было не законно, бездействие допущено при вводе в эксплуатацию и эксплуатации ЛЭП 10 кВ, поскольку часть его земельного участка и жилого дома вошли в охранную зону, которую зарегистрирован ОАО «Л» в <данные изъяты> году. Указывает, что неоднократно обращался с жалобами по поводу высоковольтной линии, построенной под его забором, что нарушает его права на пользование земельным участком и домом. Должна быть охранная зона, и она должна быть зарегистрирована, в ней не должно быть жилых домов. В <данные изъяты> году охранной зоны не было, ЛЭП не было, а потом, не понятно почему, появилась ЛЭП 6 кВ. Полагает, что заинтересованное лицо – правопреемник 2 служб, которые устанавливали условия регистрации охранных зон. Ростехнадзор должен надзирать за эксплуатацией, давать разрешения на допуск в эксплуатацию, раз допуска не было, а линия эксплуатируется – должно быть должное наблюдением и надзор. Они не принимают должных мер и не хотят констатировать, что линия существует, полагает, что с их стороны должен быть осуществлен выезд, составлен протокол и должны быть приняты меры к собственнику. Они ничего не хотят делать в связи с жалобами заявителя. К пользованиям заинтересованного лица относится согласование охранных зон, и они должны надзирать за этим, за соблюдением прав человека и предпринимать меры по защите прав граждан, в том числе путем направления представлений, обращению в прокуратуру или в суд.

Представитель заинтересованного лица в назначенное судебное заседание явился, не признал поданное заявление, пояснил, руководителем Северо-Западного Управления Ростехнадзора не допускалось бездействие при рассмотрении заявлений А, а так же надлежащим образом исполнялись свои обязанности. В отношении энергоустановок такой мощности Ростехнадзор уполномочен лишь на выдачу разрешений на допуск в эксплуатацию, собственник электросети обращался за получение указанного разрешения на допуск в эксплуатацию, но в этом ему было отказано по тем основаниям, что не все документы были предоставлены, более обращений не было. Государственный строительный надзор, то есть надзор за строительством, выдача разрешений на ввод в эксплуатацию и прочее, осуществляется Ростехнадзором лишь в отношении особо опасных объектов, в частности – энергоустановок мощность более 330 кВ, но не в данном случае. Не понятно, какие права заявителя нарушены, за защитой какого своего права он обратился в суд с настоящим заявлением, какие его права нарушены Ростехнадзором, заявитель не указывает, какие нормативные акты нарушены руководителем Управления, чьи действия оспаривает, не понятно, что именно не было сделано. Было обращение к ним со стороны ОАО «Л» - было отказано в выдаче разрешения на допуск в эксплуатацию, более никаких обращений не было. На все обращения заявителя ему были даны соответствующие ответы, разъяснено, какая организация является надзорной. Не понятно, в чем не должное руководство руководителя Управления по вводу энергоустановки в эксплуатацию, они во вводе в эксплуатацию указанной ЛЭП участие и не должны принимать. Действительно, к их компетенции относится федеральный государственный энергетический надзор, но он осуществляется не за конкретными энергоустановками, а за субъектами, и он не предусматривает действия Ростехнадзора по надзору за указанным уровнем энергетики. Кроме того, указал, что не могут быть удовлетворены требования об обязании провести проверку, поскольку нормы действующего законодательства предусматривает защиту лиц от произвольных проверок со стороны контролирующих органов, проверка может быть либо плановой, либо внеплановой, и для внеплановой проверки должны быть основания, таковых в настоящем случае не имеется.

Выслушав явившихся лиц, исследовав материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения поданного заявления, исходя из следующего.

Согласно положениям ч.1 ст.254 ГПК РФ, гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

В соответствии со ст.255 ГПК РФ, к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

Как разъяснил Верховный Суд РФ в пункте 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» в соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации и главой 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.

К действиям органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных или муниципальных служащих по смыслу главы 25 ГПК РФ относится властное волеизъявление названных органов и лиц, которое не облечено в форму решения, но повлекло нарушение прав и свобод граждан и организаций или создало препятствия к их осуществлению. К действиям, в частности, относятся выраженные в устной форме требования должностных лиц органов, осуществляющих государственный надзор и контроль.

К бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами). К бездействию, в частности, относится нерассмотрение обращения заявителя уполномоченным лицом.

Из буквального толкования поданного заявления и объяснений, данных заявителем в судебном заседании следует, что заявителем оспаривается бездействие руководителя Северо-Западного Управления Ростехнадзора, заключающиеся в отсутствии должного руководства по выдаче разрешения на допуск в эксплуатацию, по надзору по вводу в эксплуатацию и за эксплуатацией построенной по ул.<адрес> высоковольтной линии ЛЭП-10 кВ и подключения к ней напряжения 6 кВ.

Постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 года № 410 утверждено Положение о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, в соответствии с которым:

1. Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, а также в сфере технологического и атомного надзора, функции по контролю и надзору в сфере безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, промышленной безопасности, безопасности при использовании атомной энергии (за исключением деятельности по разработке, изготовлению, испытанию, эксплуатации и утилизации ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения), безопасности электрических и тепловых установок и сетей (кроме бытовых установок и сетей), безопасности гидротехнических сооружений (за исключением судоходных и портовых гидротехнических сооружений), безопасности производства, хранения и применения взрывчатых материалов промышленного назначения, а также специальные функции в области государственной безопасности в указанной сфере.

Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору является:

уполномоченным органом государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии (органом федерального государственного надзора в области использования атомной энергии);

уполномоченным органом в области промышленной безопасности (органом федерального государственного надзора в области промышленной безопасности);

органом государственного горного надзора;

органом федерального государственного энергетического надзора;

органом федерального государственного строительного надзора;

регулирующим органом в соответствии с Конвенцией о ядерной безопасности и Объединенной конвенцией о безопасности обращения с отработавшим топливом и о безопасности обращения с радиоактивными отходами, а также компетентным органом Российской Федерации в соответствии с Поправкой к Конвенции о физической защите ядерного материала.

4. Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

Одним из территориальных органом Ростехнадзора является Северо-Западное управление Федеральной служба по экологическому, технологическому и атомному надзору, осуществляющей свои полномочия на основании Положения, утвержденного приказом Ростехнадзора от 12.12.2012 года № 722.

Одним из полномочий Ростехнадзора является осуществление государственного строительного надзора, который, в соответствии со ст.54 Градостроительного кодекса РФ, осуществляется при:

1) строительстве объектов капитального строительства, проектная документация которых подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 настоящего Кодекса либо является типовой проектной документацией или ее модификацией;

2) реконструкции объектов капитального строительства, в том числе при проведении работ по сохранению объектов культурного наследия, затрагивающих конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов, если проектная документация на осуществление реконструкции объектов капитального строительства, в том числе указанных работ по сохранению объектов культурного наследия, подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 настоящего Кодекса.

2. Предметом государственного строительного надзора является проверка:

1) соответствия выполнения работ и применяемых строительных материалов в процессе строительства, реконструкции объекта капитального строительства, а также результатов таких работ требованиям технических регламентов, проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов;

2) наличия разрешения на строительство;

3) выполнения требований частей 2 и 3 статьи 52 настоящего Кодекса.

3. Государственный строительный надзор осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление федерального государственного строительного надзора, при строительстве, реконструкции всех объектов, указанных в пункте 5.1 статьи 6 настоящего Кодекса, если иное не установлено Федеральным законом о введении в действие настоящего Кодекса.

В п.5.1 ст.6 Градостроительного кодекса РФ указаны следующие объекты:

- объекты, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять на территориях двух и более субъектов Российской Федерации,

- посольства, консульства и представительства Российской Федерации за рубежом, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах, в территориальном море Российской Федерации,

- объекты обороны и безопасности,

- иные объекты, сведения о которых составляют государственную тайну,

- автомобильные дороги федерального значения,

- объекты культурного наследия (памятников истории и культуры) федерального значения (в случае, если при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия федерального значения затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности такого объекта),

- указанные в статье 48.1 настоящего Кодекса особо опасные, технически сложные и уникальные объекты,

- объекты, связанные с размещением и обезвреживанием отходов I - V классов опасности,

- иные объекты, определенные Правительством Российской Федерации.

В соответствии с положениями ст.48.1 Градостроительного кодекса РФ к особо опасным и технически сложным объектам относятся:

1) объекты использования атомной энергии (в том числе ядерные установки, пункты хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, пункты хранения радиоактивных отходов);

2) гидротехнические сооружения первого и второго классов, устанавливаемые в соответствии с законодательством о безопасности гидротехнических сооружений;

3) сооружения связи, являющиеся особо опасными, технически сложными в соответствии с законодательством Российской Федерации в области связи;

4) линии электропередачи и иные объекты электросетевого хозяйства напряжением 330 киловольт и более;

5) объекты космической инфраструктуры;

6) объекты авиационной инфраструктуры;

7) объекты инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования;

8) метрополитены;

9) морские порты, за исключением объектов инфраструктуры морского порта, предназначенных для стоянок и обслуживания маломерных, спортивных парусных и прогулочных судов;

10.1) тепловые электростанции мощностью 150 мегаватт и выше;

11) опасные производственные объекты, подлежащие регистрации в государственном реестре в соответствии с законодательством Российской Федерации о промышленной безопасности опасных производственных объектов.

Комплексное толкование указанный нормативных актов свидетельствует о том, что Ростехнадзор, будучи органом, уполномоченным на осуществление государственного строительного надзора, уполномочен, в частности, на осуществление государственного строительного надзора при строительстве линии электропередачи и иные объекты электросетевого хозяйства напряжением 330 киловольт и более, но не ЛЭП 10 кВ по ул.<адрес>, в связи со строительством (реконструкцией) которой заявитель обратился в суд.

В соответствии с ч.4 ст.54 Градостроительного кодекса РФ государственный строительный надзор осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного строительного надзора, за строительством, реконструкцией иных, кроме указанных в части 3 настоящей статьи, объектов капитального строительства, если при их строительстве, реконструкции предусмотрено осуществление государственного строительного надзора.

На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что государственный строительный надзор при строительстве (реконструкции) ЛЭП 10 кВ по ул.<адрес>, а именно осуществление надзора при проектировании, строительстве, выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию находится вне пределов компетенции должностного лица, чье бездействие оспаривается заявителем.

Так же к полномочиям Ростехнадзора отнесено осуществление функций по осуществлению федерального государственного энергетического надзора.

Согласно ст.29.1 Федерального закона от 26.03.2003 года № 35-ФЗ под федеральным государственным энергетическим надзором понимаются деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений субъектами электроэнергетики требований надежности и безопасности в сфере электроэнергетики, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в области электроэнергетики (далее - обязательные требования), посредством организации и проведения проверок, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, привлечению нарушивших такие требования лиц к ответственности, и деятельность указанных уполномоченных органов по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении деятельности субъектами электроэнергетики.

2. Федеральный государственный энергетический надзор осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти согласно их компетенции в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

3. К отношениям, связанным с осуществлением федерального государственного энергетического надзора, организацией и проведением проверок субъектов электроэнергетики, применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Постановлением Правительства РФ от 20.07.2013 года № 610 утверждено Положение об осуществлении федерального государственного энергетического надзора, согласно положений которого:

4. Государственный надзор осуществляется посредством проведения плановых и внеплановых, документарных и выездных проверок в соответствии со статьями 9 - 13 и 14 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее - проверки).

Из представленных материалов усматривается, что **.**.**** года заявитель обратился в Управление с заявлением (л.д.34), просил провести проверку по указанным им фактам и вынести предписание о запрете эксплуатации вновь построенной ЛЭП 10-кВ и отключения от нее напряжения 6 кВ.

В ответ на указанное обращение **.**.**** года заявителю был дан ответ (л.д.35), в которым разъяснены основания для проведения проверки, указано, что таковых в его заявлении не содержится.

**.**.**** года заявитель вновь обратился с заявлением о проведении проверки (л.д.36),на что вновь получил ответ о том, что оснований для проведения внеплановой проверки не имеется (л.д.37).

В тексте рассматриваемого судом заявления заявитель указывает, что указанный ответ им был получен **.**.**** года, и с указанной даты заявитель не мог не осознавать возможное нарушение своих прав со стороны заинтересованного лица, за защитой которого он может обратиться в суд, в суд с настоящим заявлением обратился лишь **.**.**** года, то есть с пропуском установленного ст.256 ГПК РФ срока, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении поданного заявления.

Из представленных документов усматривается, что в рамках имеющихся полномочий по осуществлению государственного энергетического надзора **.**.**** года ОАО «Л» обращалось в Северо-Западное управление Ростехнадзхор с заявлением о выдаче разрешения на допуск электроустановки по указанному адресу в эксплуатацию (л.д.89-90), однако в этом ей было отказано и документы возвращены в связи с неполнотой предоставленный документов (л.д.91-93).

На основании изложенного выше, суд приходит к выводу о том, что со стороны заинтересованного лица не допущенного бездействия в отношении имеющихся у них обязанностей, являющихся предметом рассмотрения в настоящем деле, права и интересы заявителя со стороны заинтересованного лица не нарушены, в связи с чем суд полагает необходимым отказать заявителю в удовлетворении поданного заявления.

При этом, суд полагает необходимым отметить, что если заявитель полагает нарушенным свое право собственности со стороны какого-либо из лиц, он не лишен возможности в установленном порядке обратиться за защитой и восстановлением своего нарушенного права путем разрешения спора о праве.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявления А об оспаривании бездействия руководителя Северо-Западного управления по технологическому, экологическому и атомному надзору, обязании совершить действия – отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Санкт-Петербургский городской суд в течение месяца через суд, его постановивший.

Судья:

Решение суда изготовлено в окончательной форме 13.03.2015 года.