ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-431/20 от 23.06.2020 Абинского районного суда (Краснодарский край)

к делу 2-431/2020

23RS 0001-01-2020-000334-76

РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации

г. Абинск 23 июня 2020 года

Абинский районный суд Краснодарского края в составе:

председательствующего судьи Холошина А.А.,

при ведении протокола помощником судьи Игнатьевой Д.М.,

с участием:

представителей истца по доверенностям: Баскова Д.Б., Писарева В.П.,

ответчиков: Шикуновой О.Н., Богомазовой Л.В.,

их представителей по доверенности от 31.01.2020 г. Левкович Н.Ю.,

ответчика Васильева А.К.,

представителя ответчика Васильева А.К. в порядке ч.6 ст.53 ГПК Васильевой З.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ООО фирма «Зори Кубани» к Шикуновой О.Н. Богомазовой Л.В., Васильеву А.К. о возмещении материального ущерба,

установил:

ООО фирма «Зори Кубани» обратилось в суд с указанным заявлением в котором просит суд:

взыскать с Васильева А.К. — 48031 руб. 70 коп. в счет возмещения ущерба;

взыскать с Шикуновой О.Н. — 48031 руб. 70 коп. в счет возмещения ущерба;

взыскать с Богомазовой Л.В. - 48031 руб. 70 коп. в счет возмещения ущерба;

взыскать с Васильева А.К., Шикуновой О.Н., Богомазовой Л.В. судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 4082 руб.

Свои требования мотивирует следующим.

Приказом № 1 от 08.01.2020 в магазине «Строймаркет» назначена инвентаризация материальных ценностей.

По результатам ревизии была выявлена недостача в размере 397847 руб. 47 коп..

Для установления причин недостачи и установления размера ущерба приказом генерального директора № 3 от 14.01.2020 г. была назначена комиссия для проведения служебного расследования. В ходе служебного расследования от работников бригады магазина «Строймаркет» были получены письменные объяснения по факту образовавшейся недостачи.

В рамках договора о полной коллективной (бригадной) материальной ответственности коллектив бригады брал на себя обязательство бережно относиться к вверенному коллективу бригады имуществу, принимать меры по сохранению имущества и предотвращению ущерба.

ООО фирма «Зори Кубани» создало коллективу бригады все условия, необходимые для обеспечения полной сохранности имущества вверенного коллективу бригады. Магазин оборудован охранной сигнализацией и системой видеонаблюдения. Доступ в магазин в нерабочее время, посторонних лиц был исключен.

Для установления причин и размера недостачи приказом была назначена комиссия для проведения служебного расследования. В ходе служебного расследования были получены письменные объяснения работников, по результатам служебного расследования был составлен Акт. При определении размер ущерба, подлежащего возмещению каждым из работников, была учтена степень вины каждого члена коллектива (бригады), размер месячной тарифной ставки (должностного оклада) каждого лица, время, которое он фактически проработал в составе коллектива (бригады) за период от последней инвентаризации до дня обнаружения ущерба.

На 08.01.2020 г. в состав бригады магазин «Строймаркет» входили: Б.Е.В., П.Е.Н., Васильев А.К., Ш.А.О., О.Е.А., Г.М.В., А.Э.Г.А., Т.Р.Р., А.Е.В., Богомазова Л.В., Шикунова О.Н..

От членов бригады Б.Е.В., П.Е.Н., Ш.А.О., О.Е.А., Г.М.В., А.Э.Г.А., Т.Р.Р., А.Е.В., поступили заявления о добровольном возмещении ущерба с рассрочкой платежа.

Васильев А.К., Шикунова О.Н, Богомазова Л.В. отказались возместить ущерб в добровольном порядке.

В судебном заседании представители ООО фирма «Зори Кубани» Басков Д.Б. и Писарев В.П. поддержали заявленные требования и доводы, изложенные в заявлении.

Ответчики Шикунова О.Н., Богомазова Л.В. в судебном заседании исковые требования не признали. Просили в удовлетворении исковых требований отказать по доводам, изложенным в письменном отзыве и дополнении к отзыву их представителя Левкович Н.Ю..

Письменный отзыв и дополнения к отзыву представителя ответчиков Шикуновой О.Н. и Богомазовой Л.В., по доверенности, Левкович Н.Ю. судом приобщены к материалам дела.

Представитель истца Басков Д.Б. представил в суд письменные возражения на отзыв и на дополнение к отзыву представителя ответчиков Шикуновой О.Н. и Богомазовой Л.В., по доверенности, Левкович Н.Ю. и их доводы поддержал в судебном заседании.

Письменные возражения представителя истца Баскова Д.Б. на письменный отзыв представителя ответчиков Шикуновой О.Н. и Богомазовой Л.В., по доверенности, Левкович Н.Ю. судом приобщены к материалам дела.

Представитель истца Писарев В.П., представил в суд письменные возражения на отзыв в дополнение к письменным возражениям представителя истца Баскова Д.Б. на отзыв представителя ответчиков Шикуновой О.Н. и Богомазовой Л.В., по доверенности, Левкович Н.Ю., в которых не отрицает наличие фактов сбоя программы учета товарно-материальных ценностей 20.11.2018г.. В результате были восстановлены документы на центральном складе, после завершения восстановленные остатки ТМЦ соответствовали фактическому наличию в магазине, а соответствие бухгалтерского учета фактическому наличию товара подтвердился ревизией 07.03.2019г.. Предполагает, что недостача могла возникнуть только с участием членов бригады продавца и кассира, путем аннулирования чеков. Просит удовлетворить заявленные требования.

Письменные возражения представителя истца Писарева В.П. на отзыв представителя ответчиков Шикуновой О.Н. и Богомазовой Л.В., по доверенности, Левкович Н.Ю., приобщены к материалам дела.

Представитель ответчика Васильева А.К. – Васильева З.Н. представила в суд письменный отзыв на исковые требования истца, в котором просит суд в удовлетворении исковых требований ООО фирма «Зори Кубани» отказать по тем основаниям, что истец не обеспечил надлежащие условия для учета и сохранности товарно-материальных ценностей; Договор о полной коллективной (бригадной) материальной ответственности не отвечает требованиям трудового законодательства; документы составленные истцом в ходе проведения инвентаризации и предоставленные в суд, составлены с многочисленными грубыми нарушениями требований законодательства.

Ответчик Васильев А.К. в судебном заседании искровые требования не признал. Просил в удовлетворении исковых требований отказать по тем основаниям, что истец не обеспечил надлежащие условия и хранение товарно-материальных ценностей, договор о полной коллективной материальной ответственности не отвечает требованиям трудового законодательства, приказ о формировании бригады оформлен с нарушениями, ответчики по данному приказу членами бригады не являются, в нарушение Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, не была проведена внеплановая инвентаризация при выбытии коллектива бригады более 50% его членов на 04 июня 2019 г., документы составленные истцом в ходе проведения инвентаризации и представленные в суд в качестве обоснования истцом своих исковых требований, составлены с многочисленными грубыми нарушениями требований законодательства, по ним невозможно определить, когда именно проводилась инвентаризация, какова сумма недостачи.

Письменный отзыв на исковое заявление представителя ответчика Васильева А.К. – Васильевой З.Н. приобщен к материалам дела.

Представитель истца Басков Д.Б. представил в суд письменные возражения на отзыв представителя ответчика Васильева А.К., в которых настаивал на удовлетворении заявленных требований.

Письменные возражения представителя истца Баскова Д.Б. на письменный отзыв представителя ответчика Васильева А.К. приобщен к материалам дела.

Ответчики Богомазова Л.В. и Шикунова О.Н. представили в суд письменные пояснения по доводам представителя истца по аннулированным чекам и о недостаче товаров, которые судом приобщены к материалам дела.

Представитель ответчика Васильева А.К. – Васильева З.Н. представила в суд письменные пояснения к договору о полной коллективной (бригадной) ответственности, которые судом приобщены к материалам дела.

Заслушав представителей истца Баскова Д.Б. и Писарева В.П., ответчиков Шикунову О.Н., Богомазову Л.В. и их представителя Левкович, ответчика Васильева А.К. и его представителя Васильеву А.К., допросив свидетелей, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

ООО фирма «Зори Кубани» зарегистрировано в Инспекции Федеральной налоговой службы по Абинскому району с 16.01.2003 г..

Приказом генерального директора ООО фирма «Зори Кубани» от 25 января 2018 года «О формировании бригады» в связи со сменой материально-ответственных лиц, сформирована бригада по выполнению работ по приему, хранению, учету, отпуску материальных ценностей в магазине «СтройМаркет» в следующем составе: заведующий магазином Б.Е.В.; администратор торгового зала Л.Т.С.; старший продавец-консультант З.Е.Н.; старший продавец-консультант С.О.В.; продавец-кассир Д.О.А.; продавец кассир Т.Т.В..; продавец –консультант Т.Р.Р. продавец –консультант К.А.В.; продавец-консультант Ф.С.А..

25 января 2018 г. между ООО фирма «Зори Кубани» и работниками ООО фирма «Зори Кубани» был подписан договор о полной коллективной (бригадной) материальной ответственности, согласно которому коллектив (бригада): зав.магазином Б.Е.В.; администратор торгового зала Л.Т.С.; старший продавец-консультант З.Е.Н.; старший продавец-консультант С.О.В.; продавец-кассир Д.О.А.; продавец кассир Т.Т.В..; продавец-консультант Т.Р.Р. продавец-консультант К.А.В.; продавец-консультант Ф.С.А. принимают на себя коллективную (бригадную) материальную ответственность за обеспечение сохранности имущества, вверенного им для хранения, реализации, а так же за ущерб, возникший у работодателя в результате возмещения им ущерба иным лицом.

Приказом (распоряжением) о приеме на работу от 22.08.2017г Б.Е.В. принята на работу в ООО фирма «Зори Кубани» в магазин «Строй Маркет» на должность заведующий магазина.

В материалы дела представлены заявления на имя гендиректора ООО фирма «Зори Кубани» вновь принимаемых на работу в магазин «Строй Маркет» ООО работников о согласии принять полную материальную бригадную ответственность имущества магазина «Строй Маркет» без проведения инвентаризации с соответствующей даты, с содержащимся в них согласием членов бригады магазина «Строй Маркет» на прием вновь принятого работника в бригаду с соответствующей даты, без проведения инвентаризации.

В материалы дела представлены заявления на имя гендиректора ООО фирма «Зори Кубани» членов бригады магазина «Строй Маркет», об их согласии на увольнение с соответствующей даты работников членов бригады, без проведения инвентаризации.

Приказом от 29.12.2018 года № 57 утверждена Учетная политика предприятия.

Генеральным директором ООО фирма «Зори Кубани» утвержден Регламент проведения инвентаризации товарно-материальных ценностей от 21 июня 2018 года.

Из п. 1.3 указанного Регламента следует, что инвентаризация проводится в сроки, установленные приказом генерального директора ООО фирма «Зори Кубани», но не реже двух раз в год.

Из п.2.2 указанного Регламента следует, что председатель комиссии, назначенный Генеральным директором, за три дня до инвентаризации, готовит план проведения инвентаризации, согласовывает его с Генеральным директором, и знакомит с ним членов комиссии.

Из п.2.12 указанного регламента следует, что инвентаризационная комиссия обязана выявить причины недостачи или излишков, обнаруженных при инвентаризации. Выводы, предложения и решения комиссии оформляют протоколом в свободной форме.

Истцом в материалы дела предоставлены Товарный отчет за период с 01.01.2020 по 08.01.2020 место хранения «Строй маркет» и Товарно-денежный отчет за период с 02.01.2020г. по 08.01.2020г.

Истцом в материалы дела представлены:

Должностная инструкция продавца-консультанта магазина «Строй Маркет», утвержденная Генеральным директором ООО фирма «Зори Кубани» от 20 июня 2018 г.;

Должностная инструкция старшего продавца-консультанта», утвержденная Генеральным директором ООО фирма «Зори Кубани» от 11 января 2019 г..

Истцом в материалы дела представлены:

Расчетные листки Васильева А.К. с февраля 2019г. по январь 2020г.;

Табели учета рабочего времени коллектива (бригады) магазина «Строймаркет» с февраля 2019г. по январь 2020г.

Согласно приказу генерального директора ООО фирма «Зори Кубани» № 1 от 08.01.2020 г. в магазине «Строй Маркет» (материально ответственное лицо Б.Е.В.) на 09.01.2020 г. назначена инвентаризация товарно-материальных ценностей. К инвентаризации приступить 09 января 2020 года и окончить 11 января 2020 года. Причина инвентаризации: плановая проверка. Материалы по инвентаризации сдать в бухгалтерию не позднее 13 января 2020 года. Председатель комиссии от ООО «КИС» - директор Ф.В.М., председатель комиссии от ООО фирма «Зори Кубани» - зам.главного бухгалтера Б.С.М., члены комиссии: гл.бухгалтер Ж.О.В., ст.бухгалтер П.А.О., бухгалтер С.Л.К., ревизор А.М.В., менеджер Л.Н.Н., операторы ПК : Е.С.В., Д.Л.В.А.В.В., М.Г.А., заведующая магазином Б.Е.В., товаровед П.Е.Н., продавцы-кассиры: А.Е.В., Богомазова Л.В., Шикунова О.Н., продавцы: Ш.А.О., О.Е.А., старший продавец-консультант Васильев А.К., продавцы-консультанты: Т.Р.Р., Г.С.В., А.Э.Г.А., ревизор А.М.В..

В ходе инвентаризации составлены:

сличительная ведомость № RLM5200000000022 от 11.01.2020г., подписанная заведующим магазином Б.Е.В.;

инвентаризационная опись № ILM5200000000039 от 11.01.2020, из которой следует, что к началу проведения инвентаризации все расходные и приходные документы на товарно-материальные ценности сданы в бухгалтерию, и все товарно-материальные ценности, поступившие на ответственность, оприходованы, а выбывшие списаны в расход, что подписано завмагом Б.Е.В..

Из этой же инвентаризационной описи следует, что по данным бухгалтерского учета числится наличие товарно-материальных ценностей на сумму 27 581 341,33 рублей, а фактически составляет 27 197 890,58 рублей.

Из Акта от 11 января 2020 года следует, что по результатам окончания инвентаризации материально-ответственные лица: продавец-кассир Шикунова О.Н., продавец-кассир Богомазова Л.В., старший продавец-консультант Васильев А.К. отказались подписывать ИНВ-3 (инвентаризационная опись) и ИНВ-19 (сличительная ведомость)

По результатам инвентаризации составлен Акт результатов проверки ценностей в магазине «Строймаркет» ООО фирма «Зори Кубани» от 14.01.2020 года, из которого следует, что в магазине «Строймаркет» (заведующий Б.Е.В.) в присутствии председателя инвентаризационной комиссии зам. гл. бухгалтера Б.С.М. произвели сличение остатков по бухгалтерским записям на 09 января 2020 года фактической наличности ценностей по описи на то же число находящихся на ответственности зав маг. Б.Е.В. инв. RLM5200000000022 от 11.01.2020г., причем оказалось :

числится по данным бухгалтерского учета товаров 27 825 769,86 рублей;

фактические остатки на сумму 27 197 890,58 рублей;

недостача 627879,28 рублей;

Итого недостача всех ценностей 397 847,47 рублей с 10 апреля 2019 года по 08.01.2020 года при торговом обороте 76 677 273,33 рублей.

Содержится объяснение материально-ответственного лица: «недостачу в сумме 397 847,47 рублей объяснить не могу, обязуемся выплатить».

Заключение бухгалтера: «недостачу в сумме 397 847,47 рублей внести в кассу предприятия.

Из приказа № 3 от 14.01.2020 г генерального директора ООО фирма «Зори Кубани» «О служебном расследовании результатов инвентаризации ТМЦ в магазине «Строймаркет», проведенной с 09.01.2020 года по 11.01.2020г.» усматривается, что в ходе проведения инвентаризации ТМЦ в магазине «СтройМаркет» по состоянию на 12.01.2020 г. выявлена недостача.

Для установления причин возникновения недостачи и размера ущерба создана комиссия, для служебного расследования в составе: главного бухгалтера Ж.О.В., зам.главного бухгалтера Б.С.М., бухгалтера С.Л.К., старшего бухгалтера П.А.О.. менеджера Л.Н.Н., оператора ПК-М.Г.А..

Приказом предписано проверить товарно-денежные отчеты и инвентаризационные ведомости за межинвентаризационный период, по результатам служебного расследования составить Акт.

Из объяснительной о недостаче заведующей Б.Е.В. от 11.01.2020г., следует, что было выделено мало времени для сличении я результатов инвентаризации, считает. Что итог не корректен. С результатом ревизии не согласна.

Из объяснительной о недостаче заведующей магазином «Строй Маркет» Б.Е.В. следует, что одна из причин – это в магазине самообслуживание, очень распространено воровство. В магазине нет противокражной системы, нет охраны. Никакие камеры не помогут, когда много народу в магазине, за всеми не уследишь. В течение последнего 2019 года была большая текучка, люди менялись, поэтому в таком магазине с большой площадью работало очень мало сотрудников. Продолжительное время из-за нехватки персонала они работали в смену 2 продавца и 3 кассира, уследить было невозможно.

Вторая из причин – это то, что происходит сбой программы. Когда происходит сбой, не видят остатки и не смогут проконтролировать правильность цен, уценки и списание товаров и остатков Недостача возникла вследствие кражи покупателей и сбоев в программе. Факт недостачи признает, но вину не признает. Просит повесить камеры, чтобы был больший обзор и набрать в полном составе коллектив.

Из объяснительной о недостаче П.Е.Н. от 11.01.2020г. следует, что было выделено мало времени для сличения результатов ревизии, проверка товара не была полностью проведена, с результатом ревизии полностью не согласна. Была обрезана программа, в ходе которой все товары проданные в минус, встали им на приход.

Из объяснительной о недостаче Ш.А.О. от 11.01.2020г. следует, что не хватает персонала. Были проявлены кражи в связи с чем выявилось в ревизии.

Из объяснительной о недостаче А.Е.В. от 11.01.2020г. следует, что в таком магазине должно быть консультантов как минимум 4-5 человек в смену, также охранник, чтобы контролировал обстановку зала. а не 1 или 1,5 человека как у них часто бывает. Тогда работать с покупателями будет более удобна и больше контроля на всем товаре. Если бы были опознавательные знаки, программа бы все видела. Ревизия за такой короткий срок, должна быть ещё одна сличительная и с документами у каждого работника своя группа приема товара, что бы можно было хотя бы спросить. Она товар не принимала. Поменять кассы было бы хорошо. Повышать проверку цены.

Из объяснительной о недостаче Шикуновой О.Н. от 11.01.2020г, следует, что с результатом ревизии не согласна, т.к. считает что в магазине установлена программа учета не надлежащего качества, к которой имею доступ посторонние люди (программисты), что влияет на остатки и цены. Для выяснения проблемы у директоров нет желания. Выяснить проблемы с нехваткой специалистов по программному обеспечению. Считает, что нужно поднять документы в бумажном варианте и сличить, просчитать.

Из объяснительной о недостаче Богомазовой Л.В. от 11.01.2020г. следует, что на ревизию было выделено мало времени, для сличения результатов. Программное обеспечение устаревшее. В кассе возникают постоянные тех.ошибки, недостаточное количество продавцов в зале. Остатки товаров не считаются. Ревизию нужно было проводить в январе 2019 года, так как месяц сервер не работал, работали вслепую. Считает, что имеются ошибки в остатках. С результатом ревизии не согласна.

Из объяснительной о недостаче А.Э.Г.А. от 11.01.2020г., следует, что он не согласен с результатом ревизии. Он работает с апреля 2019 года, а на некоторые товары ревизия не проводилась с 2018 года. Установлены камеры. В магазине должен быть охранник и должна быть проверка по факту недостачи и выяснить кто именно виновен с доказательствами видеосъёмки и свидетелей.

Из объяснений о недостаче Г.С.В. от 11.01.2020г. следует, что было мало времени для сверки товара. Поэтому с результатом ревизии не согласна.

Из объяснительной о недостаче продавца-консультанта О.Е.А. от 11.01.2020г. следует, что выделено мало времени для сличения результатов инвентаризации, итог подведен некорректно. Работает всего один месяц. С результатами инвентаризации не согласна.

Из объяснительной о недостаче Терёхина Р.Р. от 11.01.2020г., следует, что было выделено мало времени для сличения результатов ревизии, проверка товара не была полностью проведена. С результатом ревизии не согласен. Была обрезана программа в ходе которой все товары проданные в минус встали им на приход.

Из Акта от 16 января 2020 года №3 следует, что старшему продавцу-консультанту Васильеву А.К. было предложено представить письменные объяснения по факту недостачи, выявленной в ходе проведения инвентаризации в период с 08.01.2020 по 11.01.2020г. До настоящего времени указанное письменное объяснение работником не предоставлено.

Из акта служебного расследования от 15.01.2020 г. усматривается, что 13.01.2020 года в бухгалтерию были представлены инвентаризационныеведомости с фактическими остатками на сумму 27 197 890,58 рублей.

По данным бухгалтерского учета на 08 января 2020 года остаток товара составлял: 27 825 769,86 рублей.

За межинвентаризационный период с 01.04.2019 по 31.12.2019 года согласно приходным документам получен товар на сумму: 71 425 997,23 рублей, сдано торговой выручки и отгружено товара на сумму: 76 677 273,33 рубля.

В результате сверки расхождений с ведомостями инвентаризации, приходными и расходными документами не выявлено. Выручка, сданная в кассу соответствует данным, переданным в ОФД. Комиссия считает, что суммовой результат по инвентаризации на 09.01.2020 года выведен по данным бухгалтерского учета правильно. Выявленная недостача соответствует данным бухгалтерского учета.

В ходе служебного расследования установлено, что между ООО фирма «Зори Кубани» и членами бригады магазина «СтройМаркет» заключен договор о полной коллективной (бригадной) ответственности.

Членами бригады магазина «СтройМаркет» за межинвентаризационный период с 14.2019 по 08.01.2020 года допущена недостача в размере: 627 879,28 рублей. С учетом процента списания естественной убыли по магазину «Строймаркет» вмере 0,3 % недостача составляет 397847 руб. 47 коп.

Истцом произведён расчет суммы иска, которым распределил ответственность за недостачу в сумме 397 847,47 рублей между 11 членами коллектива (бригады) пропорционально отработанному времени, в том числе за отработавшими по 265 дней ответчиками Васильевым, Богомазовой, Шикуновой по 48031,70 рублей.

Приказом о прекращении (расторжении) трудового договора с работником (увольнении) от 16.01.2020г. Шикунова О.Н. уволена с должности продавца-кассира магазина «Строй Маркет» ООО фирма «Зори Кубани» по собственному желанию п.3 ч.1 ст. 77 ТК РФ.

Из Справки о доходах физического лица Богомазовой Л.В. за 2019г от 20.01.2020г., следует, что общая сумма её дохода за 12 месяцев составила 261 205,63 рублей.

Из Справки № 3 о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы (службы) от 22.01.2020г выданной ООО фирма «Зори Кубани» гр. Шикуновой О.Н., следует, что её средний заработок составляет 21 782,22 рублей.

Приказом о прекращении (расторжении) трудового договора с работником (увольнении) от 16.01.2020г. Богомазова Л.В. уволена с должности продавца-кассира магазина «Строй Маркет» ООО фирма «Зори Кубани» по собственному желанию п.3 ч.1 ст. 77 ТК РФ.

В материалы дела представлен товарный отчет (для складов и магазинов на ОСНО) за период с 01.04.2019г. по 08.01.2020г. ООО фирма «Зори Кубани».

Из докладной заведующей магазином «Строймаркет» Б.Е.В. на имя директора ООО фирма «Зори Кубани» от 20.11.2018г. следует, что она снимает с себя и бригады всю ответственность, так как в связи со сбоем программы нет корректных цен и точного остатка. Товар при продаже пробивается по старым ценам, не соответствующим ценникам на товаре. Всем коллективом требуют закрыть магазин и провести полную инвентаризацию. Докладная подписана, в том числе ответчиком Шикуновой О.Н..

Из докладной заведующей магазином «Строймаркет» Б.Е.В. на имя директора ООО фирма «Зори Кубани» от 02.04.2019г. следует, что 29.03.2019г в магазине «Строймаркет» произошел сбой компьютерной программы, в связи с чем, остатки некорректные. Ставит в известность, что товар продается не под своим товарным номером, а под тем, который есть в базе на данный момент. Вследствие чего, в магазине создается пересорт товара. Снимает себя ответственность за пересорт при ревизии.

Из расходной накладной инвентаризации недостачи от 11.01.2020г. магазина «Строймаркет» ООО фирма «Зори Кубани» под №п/п 1713 тов131325 усматривается наличие насоса погружного «Водомет» 55/50 ПРОФ стоимостью 10440 рублей, с пометкой о его фактической продаже 23.04.2018г..

Из инвентаризационной описи товарно-материальных ценностей ILM5200000000039 от 11.01.2020г. следует наличие на остатке № п/п 3123 насоса погружного «Водомет» 55/50 ПРОФ тов131325 стоимостью 10440 рублей

Из документа Продажи по кассе № CS5220180124@52 от 24.01.2018г. место хранения «Строй Маркет» ООО фирма «Зори Кубани», усматривается, что продан товар № п/п 114 тов131325 насос погружной «Водомет» 55/50 ПРОФ.

Из сличительной ведомости № RLM5200000000022 от 11.01.2020г. место хранения «Строй Маркет» ООО фирма «Зори Кубани», усматривается наличие по данным бухгалтерского учета под № п/п тов131325 насос погружной «Водомет» 55/50 ПРОФ стоимость. 10440 рублей.

В материалы дела представлены скриншоты предупреждений на мониторах от 02.01.2020 о произошедшем сбое связи. До устранения сбоя контроль текущих остатков осуществляться не будет. О возникновении нештатной ситуации на кассе.

Члены коллектива (бригады) магазина «Строй Маркет» ООО фирма «Зори Кубани»: Т.Р.Р.29.01.2020; Б.Е.В. 17.01.2020; П.Е.Н. 17.01.2020; А.Е.В. 19.01.2020; Г.С.В. 17.01.2020; О.Е.А. 17.01.2020 обратились с заявлениями на имя директора о разрешении сумму недостачи уплачивать в течение 8 месяцев, а А.Э.Г.А. 20.01.2020г. с заявлением об удержании с него в счет недостачи за время отопительного периода не более 2000 рублей в месяц и с мая месяца сумму не более 4000 рублей в месяц.

Представителем истца в материалы дела представлен на обозрение журнал распоряжений, копии страниц которого с распоряжениями:

№11 от 07.03.2019г. о проведении в магазине «Строй Маркет» инвентаризации ТМЦ по группам товаров «Чугун», «Бикрост, рубероид», «пенопласт», «Гидроизол», «Замки, Комплектующие». Материально ответственное лицо Б.Е.В.. К инвентаризации приступить 11 марта 2019 года;

№12 от 11.03.2019г. о проведении в магазине «Строй Маркет» инвентаризации ТМЦ по группам товаров «»поролон», «Утеплитель», «Лестницы и стремянки». Материально ответственное лицо Б.Е.В.. К инвентаризации приступить 12 марта 2019 года;

№13 от 12.03.2019г. о проведении в магазине «Строй Маркет» инвентаризации ТМЦ по группам товаров « «Шпатлевка», «Грунтовка», «Биониты, Бетонконтакт», «Краска ВД». Материально ответственное лицо Б.Е.В.. К инвентаризации приступить 14 марта 2019 года;

№14 от 13.03.2019г. о проведении в магазине «Строй Маркет» инвентаризации ТМЦ по группам товаров «Эмаль». Материально ответственное лицо Б.Е.В.. К инвентаризации приступить 15 марта 2019 года;

№15 от 15.03.2019г. о проведении в магазине «Строй Маркет» инвентаризации ТМЦ по группам товаров «Герметик, Силикон», «Колеры». Материально ответственное лицо Б.Е.В.. К инвентаризации приступить 18 марта 2019 года;

№16 от 18.03.2019г. о проведении в магазине «Строй Маркет» инвентаризации ТМЦ по группам товаров «Затирка». Материально ответственное лицо Б.Е.В.. К инвентаризации приступить 19 марта 2019 года;

№17 от 18.03.2019г. о проведении в магазине «Строй Маркет» инвентаризации ТМЦ по группам товаров «Камины». Материально ответственное лицо Б.Е.В.. К инвентаризации приступить 19 марта 2019 года;

№18 от 18.03.2019г. о проведении в магазине «Строй Маркет» инвентаризации ТМЦ по группам товаров «Плитка». Материально ответственное лицо Б.Е.В.. К инвентаризации приступить 19 марта 2019 года;

№19 от 20.03.2019г. о проведении в магазине «Строй Маркет» инвентаризации ТМЦ по группам товаров «Ламинат», «Люстры», «Настольные лампы», «Бра», «Торшеры», «Ночники», «Светильники встроенные», «Выключатели, розетки», «Лампочки, удлинители», «Щиты, боксы, автоматы». Материально ответственное лицо Б.Е.В.. К инвентаризации приступить 21 марта 2019 года;

№20 от 20.03.2019г. о проведении в магазине «Строй Маркет» инвентаризации ТМЦ по группам товаров «Карнизы». Материально ответственное лицо Б.Е.В.. К инвентаризации приступить 22 марта 2019 года;

№21 от 25.03.2019г. о проведении в магазине «Строй Маркет» инвентаризации ТМЦ по группам товаров «Электроинструмент», «Электроды» «Перчатки, очки и маски». Материально ответственное лицо Б.Е.В.. К инвентаризации приступить 27 марта 2019 года;

№22 от 27.03.2019г. о проведении в магазине «Строй Маркет» инвентаризации ТМЦ по группам товаров «Двери. Комплектующие». Материально ответственное лицо Б.Е.В.. К инвентаризации приступить 29 марта 2019 года;

№25 от 05.04.2019г. о проведении в магазине «Строй Маркет» инвентаризации ТМЦ по группам товаров «Брус, доска, рейка». Материально ответственное лицо Б.Е.В.. К инвентаризации приступить 08 апреля 2019 года;

№26 от 08.04.2019г. о проведении в магазине «Строй Маркет» инвентаризации ТМЦ по группам товаров «Панели ПВХ, МДФ, Подоконники». Материально ответственное лицо Б.Е.В. К инвентаризации приступить 09 апреля 2019 года;

№27 от 09.04.2019г. о проведении в магазине «Строй Маркет» инвентаризации ТМЦ по группам товаров «Сотовый поликарбонат». Материально ответственное лицо Б.Е.В.. К инвентаризации приступить 10 апреля 2019 года;

№28 от 10.04.2019г. о проведении в магазине «Строй Маркет» инвентаризации ТМЦ по группам товаров «Сантехника». Материально ответственное лицо Б.Е.В.. К инвентаризации приступить 11 апреля 2019 года;

№29 от 10.04.2019г. о проведении в магазине «Строй Маркет» инвентаризации ТМЦ по группам товаров «Фанера, Алюминий, Биметаллы, Сталь»». Материально ответственное лицо Б.Е.В.. К инвентаризации приступить 11 апреля 2019 года;

№30 от 11.04.2019г. о проведении в магазине «Строй Маркет» инвентаризации ТМЦ по группам товаров «ДВП, ОСП, ДСП», «Кабель», «Хозгруппа» Материально ответственное лицо Б.Е.В.. К инвентаризации приступить 12 апреля 2019 года;

№31 от 15.04.2019г. о проведении в магазине «Строй Маркет» инвентаризации ТМЦ по группам товаров «Вентиляция, вытяжки». Материально ответственное лицо Б.Е.В.. К инвентаризации приступить 16 апреля 2019 года;

№ 32 от 16.04.2019г. о проведении в магазине «Строй Маркет» инвентаризации ТМЦ по группам товаров «Профили», «Люки, Фитинги». Материально ответственное лицо Б.Е.В.. К инвентаризации приступить 11 марта 2019 года;

№ 33 от 17.04.2019г. о проведении в магазине «Строй Маркет» инвентаризации ТМЦ по группам товаров «Насосы», «Батарейки» Материально ответственное лицо Б.Е.В.. К инвентаризации приступить 18 апреля 2019 года;

№ 34 от 18.04.2019г. о проведении в магазине «Строй Маркет» инвентаризации ТМЦ по группам товаров «Фурнитура», «Фурнитура плинтуса». Материально ответственное лицо Б.Е.В.. К инвентаризации приступить 19 апреля 2019 года.

Из Акта результатов проверки в магазине «Строй Маркет» от 19.04.2019г., следует, что установлено наличие излишков по группе товаров «Фурнитура» на сумму 1 564 рублей, которые оприходованы.

Инвентаризационной описью RLM5200000000012 от 19.04.2019 по группе товаров «Фурнитура отделочная» за подписью, в том числе ответчиков Васильева А.К., Богомазовой Л.В., Шикуновой О.Н. установлены излишки на сумму 1564,00 рублей.

Из Акта результатов проверки в магазине «Строй Маркет» от 19.04.2019г., следует, что по группе товаров «Заглушки. Плинтус» установлено наличие излишков на сумму 853 рублей, которые оприходованы.

Инвентаризационной описью RLM5200000000013 от 19.04.2019 по группе товаров «Плинтус напольный » за подписью, в том числе ответчиков Васильева А.К., Богомазовой Л.В., Шикуновой О.Н. установлены излишки на сумму 853,00 рублей.

В соответствии со ст. 238 ТК РФ работник обязан возместить работодателю причиненный ему прямой действительный ущерб. Под прямым действительным ущербом понимается реальное уменьшение наличного имущества работодателя или ухудшение состояния указанного имущества (в том числе имущества третьих лиц, находящегося у работодателя, если работодатель несет ответственность за сохранность этого имущества), а также необходимость для работодателя произвести затраты либо излишние выплаты на приобретение, восстановление имущества либо на возмещение ущерба, причиненного работником третьим лицам.

Согласно ст. 242 ТК РФ полная материальная ответственность работника состоит в его обязанности возмещать причиненный работодателю прямой действительный ущерб в полном размере.

В ст. 243 ТК РФ перечислены случаи, когда на работника может быть возложена полная материальная ответственность.

Как определено пп. 2 ч. 1 ст. 243 ТК РФ, материальная ответственность в полном размере причиненного ущерба возлагается на работника в случае недостачи ценностей, вверенных ему на основании специального письменного договора или полученных им по разовому документу.

Частями 1 и 2 статьи 245 Трудового кодекса Российской Федерации определено, что при совместном выполнении работниками отдельных видов работ, связанных с хранением, обработкой, продажей (отпуском), перевозкой, применением или иным использованием переданных им ценностей, когда невозможно разграничить ответственность каждого работника за причинение ущерба и заключить с ним договор о возмещении ущерба в полном размере, может вводиться коллективная (бригадная) материальная ответственность. Письменный договор о коллективной (бригадной) материальной ответственности за причинение ущерба заключается между работодателем и всеми членами коллектива (бригады).

По договору о коллективной (бригадной) материальной ответственности ценности вверяются заранее установленной группе лиц, на которую возлагается полная материальная ответственность за их недостачу. Для освобождения от материальной ответственности член коллектива (бригады) должен доказать отсутствие своей вины (часть 3 статьи 245 Трудового кодекса Российской Федерации).

При добровольном возмещении ущерба степень вины каждого члена коллектива (бригады) определяется по соглашению между всеми членами коллектива (бригады) и работодателем. При взыскании ущерба в судебном порядке степень вины каждого члена коллектива (бригады) определяется судом (часть 4 статьи 245 Трудового кодекса Российской Федерации).

В ст. 247 ТК РФ закреплено, что до принятия решения о возмещении ущерба конкретными работниками работодатель обязан провести проверку для установления размера причиненного ущерба и причин его возникновения. Для проведения такой проверки работодатель имеет право создать комиссию с участием соответствующих специалистов. Истребование от работника письменного объяснения для установления причины возникновения ущерба является обязательным. В случае отказа или уклонения работника от предоставления указанного объяснения составляется соответствующий акт.

Работник и (или) его представитель имеют право знакомиться со всеми материалами проверки и обжаловать их в порядке, установленном настоящим Кодексом.

В обоснование заявленных требований представители истца ссылаются на наличие факта трудовых отношений с ответчиками на период проведения инвентаризации в магазине «Строй Маркет» ООО фирма «Зори Кубани» с 09.01.2020г. по 11.01.2020г.

Материалами дела установлено, что ответчики Шикунова О.Н. в качестве продавца-кассира, Богомазова Л.В. в качестве продавца-кассира, Васильев А.К. в качестве старшего продавца-консультанта магазина «Строй Маркет» состояли в трудовых отношениях с истцом ООО фирма «Зори Кубани» и по доводам истца, входили в состав коллектива (бригады) магазина «Строй маркет», поскольку с ними был заключен договор о полной коллективной (бригадной) ответственности.

В то же время, из материалов дела следует, что Приказом генерального директора ООО фирма «Зори Кубани» от 25 января 2018 года «О формировании бригады» в связи со сменой материально-ответственных лиц, сформирована бригада по выполнению работ по приему, хранению, учету, отпуску материальных ценностей в магазине «СтройМаркет» в следующем составе: заведующий магазином Б.Е.В.; администратор торгового зала Л.Т.С.; старший продавец-консультант З.(П,) Е.Н. старший продавец-консультант С.О.В.; продавец-кассир Д.О.А.; продавец кассир Т.Т.В. продавец-консультант Т.Р.Р. продавец-консультант К.А.В.; продавец-консультант Ф.С.А..

25 января 2018 г. между ООО фирма «Зори Кубани» и работниками ООО фирма «Зори Кубани» был подписан договор о полной коллективной (бригадной) материальной ответственности, согласно которому коллектив (бригада): зав.магазином Б.Е.В.; администратор торгового зала Л.Т.С.; старший продавец-консультант З.(П,) Е.Н..; старший продавец-консультант С.О.В.; продавец-кассир Д.О.А.; продавец кассир Т.Т.В. продавец-консультант Т.Р.Р. продавец-консультант К.А.В.; продавец-консультант Ф.С.А. принимают на себя коллективную (бригадную) материальную ответственность за обеспечение сохранности имущества, вверенного им для хранения, реализации, а так же за ущерб, возникший у работодателя в результате возмещения им ущерба иным лицом.

Работодатель обязуется создать коллективу (бригаде) условия, необходимые для надлежащего исполнения принятых обязательств по настоящему договору.

Согласно п.4 Раздела II указанного Договора при смене руководителя Коллектива (бригадира) бригады или выбытии из Коллектива (бригады) более 50 процентов первоначального состава настоящий Договор должен быть перезаключен.

Согласно п.2 раздела IV указанного Договора внеплановые инвентаризации проводятся при смене руководителя Коллектива (бригадира), при выбытии из Коллектива (бригады» более 50% его членов, а так же по требованию одного или нескольких членов Коллектива (бригады).

Как следует из материалов дела на 08.01.2020г. - дату издания приказа ген.директором ООО фирма «Зори Кубани» о проведении инвентаризации товарно-материальных ценностей в магазине «Строй Маркет», в состав коллектива (бригады) магазина «Строй Маркет» входили 11человек: Б.Е.В., П.(З.) Е.Н.., Васильев А.К., Ш.А.О., О.Е.А., Г.М.В., А.Э.Г.А., Т.Р.Р., А.Е.В., Богомазова Л.В., Шикунова О.Н..

То есть, состав коллектива (бригады) с даты издания приказа о формировании бригады магазина «Строй Маркет» и даты заключения Договора о полной коллективной (бригадной) ответственности от 25.01.2018г. изменился по сравнению с первоначальным, на 72%.

Согласно п.4 Типовой формы договора о полной коллективной (бригадной) материальной ответственности, утв. Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 31 декабря 2002 г. N 85, при смене руководителя Коллектива (бригадира) или при выбытии из Коллектива (бригады) более 50 процентов от его первоначального состава настоящий Договор должен быть перезаключен.

Суд приходит к убеждению, что истцом нарушены как п.4 Типовой формы договора о полной коллективной (бригадной) ответственности, так и п.4 Раздела II Договора о полной коллективной (бригадной) материальной ответственности от 25.01.2018г.

Поскольку истцом не соблюдены условия требований как п.4 Типовой формы договора о полной коллективной (бригадной) ответственности, так и п.4 Раздела II Договора о полной коллективной (бригадной) материальной ответственности от 25.01.2018г. о перезаключении Договора о полной коллективной (бригадной) материальной ответственности в связи с изменением первоначального состава коллектива (бригады) с даты заключения Договора о полной коллективной (бригадной) ответственности от 25.01.2018г. более чем на 50%, то представленный истцом Договор о полной коллективной (бригадной) ответственности от 25.01.2018г., как доказательство, не отвечает требованиям трудового законодательства и является недопустимым доказательством.

Как следует из материалов дела в период с 25.01.2018г. по 08.01.2020г. при первоначальном составе коллектива магазина «Строй Маркет» из 9 человек, с приказом от 25.01.2018г. «О формировании бригады» кроме 9 человек вошедших в первоначальный состав бригады, ознакомились в разное время ещё 25 человек, принятых на работу, в том числе ответчики Шикунова О.Н., Богомазова Л.В., Васильев А.К., что свидетельствует о высокой текучести кадров.

Согласно п.10 Раздела III Типовой формы договора о полной коллективной (бригадной) материальной ответственности, утв. Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 31 декабря 2002 г. N 85, плановые инвентаризации вверенного Коллективу (бригаде) имущества проводятся в сроки, установленные действующими правилами.

Внеплановые инвентаризации проводятся при смене руководителя Коллектива (бригадира), при выбытии из Коллектива (бригады) более 50 процентов его членов, а также по требованию одного или нескольких членов Коллектива (бригады).

Согласно п.2 раздела IV Договора о полной коллективной (бригадной) материальной ответственности от 25.01.2018г. внеплановые инвентаризации проводятся при смене руководителя Коллектива (бригадира), при выбытии из Коллектива (бригады) более 50% его членов, а так же по требованию одного или нескольких членов Коллектива (бригады).

Истцом, в нарушение п.10 Раздела III Типовой формы договора о полной коллективной (бригадной) материальной ответственности, п.2 раздела IV Договора о полной коллективной (бригадной) материальной ответственности не была проведена внеплановая инвентаризация при выбытии из Коллектива (бригады) более 50% его членов по состоянию на 04.06.2019 года.

Кроме того истцом не была проведена внеплановая полная инвентаризация товарно-материальных ценностей в магазине «Строй Маркет» после обращения от имени коллектива заведующей Б.Е.В. 20.11.18г., 02.04.2019г. в связи со сбоем программы.

Судом установлено, что после заключения Договора о полной коллективной (бригадной) ответственности от 25.01.2018г. истцом в период с 25.01.2018г. по 08.01.2020г. при увольнении материально ответственных членов коллектива (бригады) и при принятии на работу новых членов коллектива магазина «Строй Маркет», с согласия увольняющихся, принимаемых на работу и, уже работающих членов коллектива, внеплановая полная инвентаризация товарно-материальных ценностей не производилась.

Согласно п.2.2 Регламента проведения инвентаризации товарно-материальных ценностей от 21 июня 2018 г., утвержденного генеральным директором ООО фирма «Зори Кубани», председатель комиссии, назначенный генеральным директором, за три дня до инвентаризации, готовит план проведения инвентаризации, согласовывает его с Генеральным директором, и знакомит с ним членов комиссии. В случае необходимости, план может корректироваться на месте, о чем делается отметка в плане инвентаризации.

Из материалов дела следует, что 08.01.2020г. Генеральным директором ООО фирма «Зори Кубани» издан приказ «Об инвентаризации» которым назначена дата инвентаризации 09.01.2020г. товарно-материальных ценностей в магазине «Строй Маркет» и назначена комиссия для проведения инвентаризации, в состав которой вошли, в том числе ответчики Богомазова Л.В., Шикунова О.Н., Васильев А.К..

Истец не представил в суд доказательств наличия утвержденного Генеральным директором плана инвентаризации, составленного за три дня до начала инвентаризации и ознакомления с ним членов инвентаризационной комиссии, в том числе ответчиков Богомазову Л.В., Шикунову О.Н., Васильева А.К..

Истцом суду в качестве доказательств представлены документы, из которых невозможно однозначно определить дату начала инвентаризации.

В приказе от 08.01.2020 г. «Об инвентаризации», датой начала инвентаризации значится 09.01.2020 года.

В то же время, в полученных от работников предприятия объяснительных о недостаче в количестве 10 штук, датой начала инвентаризации на основании вышеуказанного приказа значится дата 08.01.2020 года.

Именно на эту дату 08.01.2020г. ссылаются ответчики Богомазова Л.В., Шикунова О.Н., Васильев А.К..

Дата начала инвентаризации 08.01.2020 года указана в Акте № 3 «О непредоставлении письменного объяснения работником» от 16.01.2020 года

Из пояснений, допрошенного в судебном заседании свидетеля Б.Е.В. –заведующей магазином «Строй Маркет», следует, что в объяснительной она написала верную дату начала ревизии 08.01.2020г., так как тогда лучше помнила об этом. Представленные истцом документы об инвентаризации не соответствуют действительности, так как в инвентаризационных ведомостях неправильно определены остатки.

Оценивая изложенное, суд приходит к убеждению в том, что из добытых в судебном заседании доказательств невозможно прийти к однозначному выводу о дате начала инвентаризации 08.01.2020г. или 09.01.2020г. в магазине «Строй Маркет».

Факт того что магазин работал 08.01.2020 г. и производил продажу товаров подтверждается имеющимся в материалах дела товарно-денежным отчетом заведующей магазином Б.Е.В. с указанием выручки за 08.01.2020 г..

В то же время п.3.1 Регламента проведения инвентаризации товарно-материальных ценностей от 21 июня 2018 года не допускает работу магазина в период проведения инвентаризации.

В ходе инвентаризации составлены:

сличительная ведомость № RLM5200000000022 от 11.01.2020г., подписанная заведующим магазином Б.Е.В.;

инвентаризационная опись № ILM5200000000039 от 11.01.2020, из которой следует, что к началу проведения инвентаризации все расходные и приходные документы на товарно-материальные ценности сданы в бухгалтерию, и все товарно-материальные ценности, поступившие на ответственность, оприходованы, а выбывшие списаны в расход, что подписано завмагом Б.Е.В..

Из этой же инвентаризационной описи следует, что по данным бухгалтерского учета числится наличие товарно-материальных ценностей на сумму 27 581 341,33 рублей, а фактически составляет 27 197 890,58 рублей.

Из расходной накладной инвентаризации недостачи от 11.01.2020г. магазина «Строймаркет» ООО фирма «Зори Кубани» под №п/п 1713 тов131325 усматривается наличие насоса погружного «Водомет» 55/50 ПРОФ стоимостью 10440 рублей, с пометкой о его фактической продаже 23.04.2018г..

Из инвентаризационной описи товарно-материальных ценностей ILM5200000000039 от 11.01.2020г. следует наличие на остатке № п/п 3123 насоса погружного «Водомет» 55/50 ПРОФ тов131325 стоимостью 10440 рублей

Из документа Продажи по кассе № CS5220180124@52 от 24.01.2018г. место хранения «Строй Маркет» ООО фирма «Зори Кубани», усматривается, что продан товар № п/п 114 тов131325 насос погружной «Водомет» 55/50 ПРОФ.

Из сличительной ведомости № RLM5200000000022 от 11.01.2020г. место хранения «Строй Маркет» ООО фирма «Зори Кубани», усматривается наличие по данным бухгалтерского учета под № п/п тов131325 насос погружной «Водомет» 55/50 ПРОФ стоимость 10440 рублей.

То есть проданный 24.01.2018г. из магазина «Строй Маркет» ООО фирма «Зори Кубани», товар № п/п 114 тов131325 насос погружной «Водомет» 55/50 ПРОФ стоимостью 10440 рублей по результатам инвентаризации вновь отражен в инвентаризационной и сличительных ведомостях по результатам ревизии, что не соответствует действительности.

Из показаний свидетеля С.Л.К. – бухгалтера ООО фирма «Зори Кубани», члена инвентаризационной комиссии, допрошенной в судебном заседании, следует, что она не может объяснить расхождение сумм по данным бухгалтерского учета отраженных в инвентаризационной описи и в акте результатов проверки ценностей составленном по результатам инвентаризации. После инвентаризации те товары которые шли в ноль, возможно их каким то образом не внесли. В.П. Писарев дал время и сделали дополнительные документы на этот товар, они были внесены. Те позиции которые были найдены и случайно не включены в инвентарные ведомости.

Сразу после инвентаризации был пересмотр товара. В итоге разницы там не было, только поставили на учет товары. Остатки выровняли более точно. В итоговой инвентарной ведомости эти действия не отражены.

Из объяснительных о недостаче от 11.01.2020 г. членов коллектива (бригады) магазина «Строй Маркет»: П.Е.Н., Б.Л.В., Г.С.В., О.Е.А., следует, что для проведения ревизии выделено мало времени.

Согласно п.2.13 Регламента проведения инвентаризации товарно-материальных ценностей от 21 июня 2018 года, по завершении инвентаризации в Журнале контроля за выполнением приказов о проведении инвентаризации Председателем комиссии делаются итоговые записи: дата окончания инвентаризации по приказу и фактически, суммы недостач и излишков окончательные, дата утверждения результатов руководством, дата принятия мер по недостачам – их погашение, либо передачи дела в следственные органы, отметка о погашении недостач, оприходование излишков.

Журнал контроля за выполнением приказов о проведении инвентаризации истцом суду на обозрение не предоставлен.

В связи с чем в судебном заседании не нашли подтверждение доводы представителей истца о том, что для проведения инвентаризации руководством было предоставлено дополнительное необходимое время.

Положением статьи 247 ТК РФ, установлено, что до принятия решения о возмещении ущерба конкретными работниками работодатель обязан провести проверку для установления размера причиненного ущерба и причин его возникновения. Для проведения такой проверки работодатель имеет право создать комиссию с участием соответствующих специалистов.

Истребование от работника письменного объяснения для установления причины возникновения ущерба является обязательным. В случае отказа или уклонения работника от предоставления указанного объяснения составляется соответствующий акт.

Работник и (или) его представитель имеют право знакомиться со всеми материалами проверки и обжаловать их в порядке, установленном настоящим Кодексом.

Согласно п. 2.12 Регламента проведения инвентаризации товарно-материальных ценностей от 21 июня 2018 года инвентаризационная комиссия обязана выявить причины недостачи или излишков, обнаруженных при инвентаризации. Выводы, предложения и решения комиссии оформляют протоколом в свободной форме.

В нарушение ст. 247 ТК РФ, п. 2.12 Регламента проведения инвентаризации товарно-материальных ценностей от 21 июня 2018 года истец не установил причины возникновения ущерба, установленного в ходе инвентаризации, проигнорировал и не дал оценку доводам объяснительных на недостачу членов коллектива (бригады) магазина «Строй Маркет» о том, что: в магазине самообслуживания отсутствует противокражная система; большая текучесть кадров; бывало мало сотрудников, в магазине с большой площадью; продолжительное количество времени из-за нехватки сотрудников работали в смену 2 продавца и 2 кассира, уследить было невозможно; происходит сбой программы и тогда не видно остатков и невозможно проконтролировать правильность цен, уценки и списание товара с остатков; была обрезана программа, в ходе которой все товары, проданные в минус, встали на приход; в магазине установлена программа ненадлежащего качества, что влияет на остатки и цены, для выяснения проблемы у директоров нет желания; нехватка специалистов по программному обеспечению; из-за устаревшего программного обеспечения в кассе ежедневно возникают технические ошибки; ревизию нужно было проводить в январе 2019 года. так как месяц сервер не работал, работали вслепую; было мало времени для сличения результатов инвентаризации, итог подведен некорректно.

В акте служебного расследования от 15.01.2020 г. не указаны причины недостачи или излишков, обнаруженных при инвентаризации, не дана оценка доводам членов коллектива (бригады) магазина «Строй Маркет» о причинах недостачи, изложенных в объяснительных на недостачу. Выявлена лишь одна причина возникновения недостачи - в ходе служебного расследования установлено, что между ООО фирма «Зори Кубани» и членами бригады магазина «СтройМаркет» заключен договор о полной коллективной (бригадной) ответственности.

Согласно разъяснений, содержащихся в п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16 ноября 2006 года N 52 "О применении судами законодательства, регулирующего материальную ответственность работников за ущерб, причиненный работодателю", к обстоятельствам, имеющим существенное значение для правильного разрешения дела о возмещении ущерба работником, обязанность доказать которые возлагается на работодателя, в частности, относятся: отсутствие обстоятельств, исключающих материальную ответственность работника; противоправность поведения (действия или бездействие) причинителя вреда; вина работника в причинении ущерба; причинная связь между поведением работника и наступившим ущербом; наличие прямого действительного ущерба; размер причиненного ущерба; соблюдение правил заключения договора о полной материальной ответственности.

Недоказанность одного из указанных обстоятельств исключает материальную ответственность работника.

Для освобождения от обязанности по возмещению ущерба ответчик обязан доказать отсутствие своей вины в возникновении недостачи и причинении ущерба работодателю.

Согласно ч.1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В силу положений ч.3 ст. 67 ГПК РФ никакие доказательства, в том числе заключение экспертизы, не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

Истец не представил суду допустимых и относимых доказательств подтверждающих отсутствие обстоятельств, исключающих материальную ответственность ответчиков; подтверждающих: противоправность поведения (действия или бездействие) причинителей вреда; вину работников в причинении ущерба; причинную связь между поведением работника и наступившим ущербом; размер причиненного ущерба; соблюдение правил заключения договора о полной материальной ответственности.

Имеющийся в деле договор о коллективной материальной ответственности не соответствует требованиям закона.

Из этого следует, что ответчики в силу подписанного ими договора не могут и не обязаны нести коллективную ответственность за причиненный работодателю материальный ущерб.

Работодателем не исполнялись возложенные на него заключенным договором о коллективной материальной ответственности обязанности, в том числе о проведении инвентаризаций по требованию коллектива бригады, проведении внеплановой инвентаризации при смене более 50% коллектива.

В силу положений статей 246 и 247 Трудового кодекса РФ обязанность по установлению размера причиненного ущерба и причин его возникновения возложена на работодателя.

При этом законодатель установил, что до принятия решения о возмещении ущерба конкретными работниками работодатель обязан провести проверку для установления размера причиненного ущерба и причин его возникновения.

Доказательств, подтверждающих выполнение истцом перечисленных обязанностей, суду не представлено, поскольку при установленных судом обстоятельствах из представленных в суд истцом документов, невозможно однозначно определить: когда возник ущерб и кем он причинен, размер ущерба, причины его возникновения, вину ответчиков в причинении ущерба.

Согласно объяснениям, данным ответчиками 11.01.2020г. ответчики факт недостачи и ее размер не признали, указывали, что им непонятно, по каким причинам такая недостача могла образоваться, их вины в обнаруженной недостаче не имеется. При таких обстоятельствах работодатель обязан был провести необходимую проверку в соответствии с требованиями трудового законодательства.

Ссылка истца на доказательственное значение инвентаризационной описи товарно-материальных ценностей и акта результатов инвентаризации несостоятельна, не может быть принята судом во внимание, поскольку суд относится к ним критически, так как инвентаризационная опись и акт сами по себе не содержат достоверных сведений, которые однозначно свидетельствовали бы о наличии ущерба в указанном истцом объеме и причинах его возникновения.

Не исполнение ООО фирма «Зори Кубани» обязанности по установлению размера ущерба и причин его возникновения при обстоятельствах, установленных по настоящему делу, лишает его права ссылаться на создание условий необходимых для нормальной работы и обеспечения полной сохранности и состояния вверенного ответчикам имущества.

Само же по себе наличие недостачи и договора о полной коллективной материальной ответственности основанием для возложения на ответчиков обязанности по ее возмещению не является.

При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения исковых требований, у суда не имеется.

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

в удовлетворении исковых требований ООО фирма «Зори Кубани» к Шикуновой О.Н., Богомазовой Л.В., Васильеву А.К. о возмещении материального ущерба в виде :

взыскания с Васильева А.К. 48031 рублей 70 копеек в счет возмещения ущерба;

взыскания с Шикуновой О.Н. 48031 рублей 70 копеек в счет возмещения ущерба;

взыскания с Богомазовой Л.В. 48031 рублей 70 копеек в счет возмещения ущерба, отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Краснодарского краевого суда через Абинский районный суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательном виде.

Председательствующий: