Дело №2-431/2016
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской федерации
18 мая 2016 года
г.Славгород
Славгородский городской суд Алтайского края в составе:
председательствующего судьи Щербина Е.В.
при секретаре Шевченко Е.Н.,
с участием:
истицы ФИО1,
ответчика – индивидуального предпринимателя без образования юридического лица ФИО2 и ее представителя - ФИО3, допущенной к участию в деле по устному заявления ответчика и действующей на основании ордера от ДД.ММ.ГГГГ№ (л.д.№),
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к индивидуальному предпринимателю ФИО2 о компенсации морального вреда,
У С Т А Н О В И Л:
Истец обратилась в суд с иском к ИП ФИО2 о компенсации морального вреда.
В обоснование заявленных требований указала, что ДД.ММ.ГГГГФИО1 обратилась в парикмахерскую «Орхидея», расположенную в <адрес>, м-не 2, <адрес>, и попросила сделать химическую завивку волос, длина которых достигала 20 сантиметров ниже уровня плеч. Истец четко сказала ФИО5, что подравнивать концы волос ФИО1 желает только спустя 7 дней после завивки волос. ФИО5 на пожелание истца ответила отказом, указав, что стричь концы волос парикмахер будет сразу после проведения завивки. После окончания химической завивки ФИО5 обрезала верхние пряди волос истца на 30 сантиметров. Данный факт доставил ФИО1 огромные моральные страдания. Истец полагает, что в течение предстоящих пяти лет, ФИО1 будет испытывать невыносимые страдания от того, что ее против воли лишили длинных волос. В настоящее время истец испытывает психологический дискомфорт, постоянный стресс и депрессия изматывают ФИО1, лишают сил и радости жизни.
Ссылаясь на изложенное, истец просит взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в сумме 50000 рублей.
В судебном заседании истец ФИО1 на удовлетворении исковых требований по изложенным в иске основаниям настаивает. Пояснила, что ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в парикмахерскую ИП ФИО2 и попросила сделать биохимическую завивку волос, длина волос у нее была ниже плеч на 20 см., она хотела обстричь лишь секущиеся кончики и только через неделю после завивки. Однако ФИО5 сказала, что стрижка должна быть сразу же после завивки. После завивки ФИО5 верхнюю часть волос сразу же остригла, затем остригла нижнюю часть волос (20 см). Увидев это дома, она (истец) на следующий день пришла в парикмахерскую с претензией вернуть уплаченные ею деньги за завивку в сумме 1.340 руб., деньги ей вернули и извинились перед нею. Претензии она высказала потому, что до завивки длина верхней части ее волос была 40 см. от корней, длину нижней части волос точно не знает, но после стрижки волос длина стала всего 10 см. Возможности отказаться от услуг стрижки волос и уйти у нее была, но ей (истице) была нужна завивка волос, поэтому она была вынуждена остаться. Указала, что последний раз до этого она стриглась в августе 2015 года, представленный для обозрения суда фотоснимок ею сделан в октябре 2015 года, после этого она волосы не стригла. Нравственные страдания она испытывает вследствие того, что прежняя длина волос восстановиться только спустя значительный промежуток времени, отчего она сильно переживает, не испытывая эстетического удовлетворения от результата оказанных ей парикмахерских услуг против ее воли.
Ответчик ФИО2 и ее представитель ФИО3 исковые требования истца ФИО1 не признали. Ответчик пояснила, что факт обращения истицы по поводу оказания ей парикмахерских услуг в марте ДД.ММ.ГГГГ года она не оспаривает. Указала, что является индивидуальным предпринимателем и осуществляет деятельность по оказанию таких услуг. В момент обращения истицы у нее по трудовому соглашению работала ФИО5-парикмахер ФИО7ФИО5, которая указала истице о необходимости остричь секущиеся концы волос после химической завивки, на что истицы дала свое согласие. Согласно технологии завивки волос ФИО5 помыла истице голову, затем была произведена завивка волос с использованием коклюшек разного диаметра. До химической завивки длина волос истицы была до плеч, после завивки длина волос уменьшилась на 3-4 см.. После завивки ФИО5 остригла секущиеся кончики волос истицы длиной не более 3 см. Истица результатом осталась довольной, поблагодарила ФИО5 и ушла. А на следующий день пришла недовольная и потребовала возврата уплаченной за услуги денежной суммы в размере 1.340 руб. В связи с нежеланием конфликта в присутствии других посетителей деньги истице были возращены. Полагает иск необоснованным, ссылаясь на необоснованность доводов истицы о том, что оказанная ей услуга по стрижке волос была осуществлена помимо ее воли.
Опрошенная в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ в качестве свидетеля ФИО4 пояснила, что она является администратором салона-парикмахерской «Орхидея» (ИП ФИО2). Примерно в 9 часов ДД.ММ.ГГГГ истица ФИО1 пришла к ним в салон на биозавивку. Указала, что длина волос истицы была до плеч, волосы были в плохом состоянии, были сильно посечены и неокрашенными (с сединой). ФИО5 спросила у нее, когда она последний раз была в парикмахерской, на что истица ответила, что была в парикмахерской больше года назад. После этого ФИО5 объяснила клиентке о том, что на поврежденные волосы завивка может не «лечь» и поэтому по технологии после химической завивки необходима будет стрижка секущихся и сухих кончиков. Каких-либо возражений со стороны клиентки не было. После завивки и стрижки истица поблагодарила ФИО5, посоветовала зашедшей без записи в салон женщине не бояться и делать химию. На следующий день истица вновь пришла в салон и попросила позвать хозяйку, о чем они с ФИО2 Аленой говорили ей (свидетелю) не известно.
Выслушав доводы сторон, пояснения свидетелей и специалиста, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, как в отдельности, так и в совокупности, суд приходит к следующему выводу:
Согласно разъяснениям, содержащимся в пунктах 1, 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей", при рассмотрении гражданских дел судам следует учитывать, что отношения, одной из сторон которых выступает гражданин, использующий, приобретающий, заказывающий либо имеющий намерение приобрести или заказать товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних, бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, а другой - организация либо индивидуальный предприниматель (изготовитель, исполнитель, продавец, импортер), осуществляющие продажу товаров, выполнение работ, оказание услуг, являются отношениями, регулируемыми Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом Российской Федерации "О защите прав потребителей", другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что ФИО2 с 2004 года является индивидуальным предпринимателем, в том числе и по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, осуществляя деятельность по оказанию парикмахерских услуг в парикмахерской «Орхидея» по адресу: <адрес>, <адрес><адрес>(что подтверждается свидетельством о внесении в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей серии 22 № от ДД.ММ.ГГГГ, свидетельством о постановке на учет в налоговом органе серии 22 № от ДД.ММ.ГГГГ, выпиской из ЕГРЮЛ, договором безвозмездного пользования от ДД.ММ.ГГГГ – л.д.№,24).
В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ истцу ФИО1 в парикмахерской «Орхидея» были оказаны услуги по химической завивке и стрижке (что не оспаривается сторонами и объективно подтверждается копией квитанцией № от ДД.ММ.ГГГГ об оплате услуг в размере 1.340 руб. – л.д.№).
Указанное обстоятельство суд полагает установленным и не требующим дальнейшего доказывания, поскольку в соответствии со ст.68 ГПК РФ признание стороной обстоятельств, на которых другая сторона основывает свои требования, освобождает последнюю от необходимости дальнейшего доказывания этих обстоятельств.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что отношения между сторонами возникли из договора об оказании отдельных видов услуг с участием гражданина, на которые распространяется Закон «О защите прав потребителей».
Конституционный суд РФ в своем Постановлении от ДД.ММ.ГГГГ. №-П указал, что с учетом конкретных особенностей отдельных видов услуг осуществляется дальнейшая нормативная регламентация порядка их предоставления как в специальных законах, так и в принимаемых в соответствии с ними Правительством РФ правилах оказания отдельных видов услуг.
Согласно ч.1 ст.779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ истец ФИО1 заказала у ответчика парикмахерскую услугу по химической завивке и стрижке волос.
Указанное обстоятельство не оспаривается сторонами, объективно подтверждается квитанцией № от ДД.ММ.ГГГГ об оплате услуг в размере 1.340 руб. (л.д.№).
В силу статьи 4 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ «О защите прав потребителей» продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), качество которого соответствует договору. При отсутствии в договоре условий о качестве товара (работы, услуги) продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), соответствующий обычно предъявляемым требованиям и пригодный для целей, для которых товар (работа, услуга) такого рода обычно используется.
По общему правилу в силу положений Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «О защите прав потребителей» потребитель обязан доказать факт возникновения недостатков услуги, бремя доказывания обстоятельств, освобождающих от ответственности за ненадлежащее исполнение обязательства, лежит на исполнителе.
Ст.13 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» предусмотрено, что за нарушение прав потребителей изготовитель (исполнитель, продавец, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер) несет ответственность, предусмотренную законом или договором. Изготовитель (исполнитель, продавец, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер) освобождается от ответственности за неисполнение обязательств или за ненадлежащее исполнение обязательств, если докажет, что неисполнение обязательств или их ненадлежащее исполнение произошло вследствие непреодолимой силы, а также по иным основаниям, предусмотренным законом.
Помимо общих положений ГК РФ и Закона РФ «О защите прав потребителей», возникшие между сторонами отношения регулируются также Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении Правил бытового обслуживания населения в РФ» и ФИО10№ бытовые. Услуги парикмахерских. Общие технические условия (утв. Постановлением Госстандарта РФ от ДД.ММ.ГГГГ№) (далее ФИО10 51142-98).
В соответствии с «Правилами оказания бытового обслуживания населения в Российской Федерации» (утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации № от ДД.ММ.ГГГГ) под потребителем понимается гражданин, имеющий намерение заказать либо заказывающий или использующий работы (услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. Под исполнителем понимается организация независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, выполняющие работы или оказывающие услуги потребителям по возмездному договору. Настоящие Правила распространяются на отношения, вытекающие из договора бытового подряда и договора возмездного оказания бытовых услуг (раздел I). Исполнитель отвечает за недостатки услуги (работы), на которую не установлен гарантийный срок, если потребитель докажет, что они возникли до ее принятия им или по причинам, возникшим до этого момента (абз.3 п.25). Потребитель вправе в любое время до сдачи ему работы отказаться от исполнения договора о выполнении работы, уплатив исполнителю часть установленной цены пропорционально части выполненной работы до уведомления об отказе от исполнения договора. Потребитель обязан также возместить исполнителю расходы, произведенные до этого момента с целью исполнения договора, если они не входят в указанную часть цены выполненной работы. Потребитель вправе отказаться от исполнения договора об оказании услуги при условии оплаты исполнителю фактически понесенных расходов (п.13). Потребитель обязан в сроки и в порядке, которые предусмотрены договором, с участием исполнителя осмотреть и принять выполненную работу (ее результат). При обнаружении отступлений от договора, ухудшающих результат работы, или иных недостатков в работе потребитель должен немедленно заявить об этом исполнителю. Указанные недостатки должны быть описаны в акте либо в ином документе, удостоверяющем приемку. Потребитель, обнаруживший после приемки работы отступления в ней от договора или иные недостатки, которые не могли быть установлены при обычном способе приемки (скрытые недостатки), в том числе такие, которые были умышленно скрыты исполнителем, обязан известить об этом исполнителя в разумный срок по их обнаружении (п.14). За неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательств по договору об оказании услуг (выполнении работ) исполнитель несет ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации и договором (п.23).
Согласно положениям ГОСТа 51142-98 исполнитель услуг парикмахерских - организация, независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, оказывающие услуги парикмахерских по уходу за волосами, кожей лица и тела, ногтями, выполняющие постижерные работы (Парикмахерская, Салон-парикмахерская, Салон красоты или Салон-парикмахерская "Люкс") (п.3.3). Услуга по уходу за волосами - физическое и химическое воздействия на волосы или кожу головы в целях удовлетворения потребностей клиента (п.3.5). Технологический процесс оказания услуги парикмахерских - совокупность операций по удовлетворению эстетических и гигиенических потребностей клиента, выполняемых в соответствии с технологической документацией на данный вид услуги (п.3.10). Качество услуги парикмахерских - совокупность характеристик услуги парикмахерских, определяющих ее способность удовлетворять установленные или предполагаемые потребности клиента (п.3.11). Качество обслуживания - совокупность характеристик процесса и условий обслуживания, обеспечивающих удовлетворение установленных или предполагаемых потребностей клиента (п.3.12).
Согласно приложению «А» указанного ГОСТа 51142-98 («Перечень требований к исполнителям услуг парикмахерских в соответствии с их категорией») салон красоты (Салон-парикмахерская "Люкс") обеспечивает на высоком художественном уровне выполнение услуг парикмахерских любой сложности и повышенного качества, включая выполнение оригинальных, уникальных стрижек и причесок, а также оказывает другие виды услуг парикмахерских, соответствующих современному и перспективному направлению моды и индивидуальным запросам клиентов. Салон-парикмахерская обеспечивает выполнение художественных причесок, стрижек и других видов услуг парикмахерских, соответствующих направлениям моды и индивидуальным запросам клиентов. Парикмахерская оказывает услуги парикмахерских любых видов
В судебном заседании установлено, что по заданию ФИО1 и с ее согласия ей были оказаны парикмахерские услуги по химической завивке и стрижке секущихся и сухих кончиков волос после завивки (для придания законченного образа). На следующий день результаты оказанной услуги истицу не устроили, в связи с чем она обратилась к ИП ФИО2 с претензией о расторжении договора об оказании услуг и возврате уплаченной суммы. Требования потребителя были удовлетворены, уплаченная сумма за оказанную услугу в размере 1.340 руб. была возвращена.
Между тем само по себе обстоятельство возврата ответчиком денежной суммы, уплаченной истцом за оказанную ей парикмахерскую услугу, не свидетельствует безусловно о том, что услуга истице была оказана ненадлежащего качества.
Свои действия по возврату денежной суммы истице ответчик в судебном заседании объяснила своим нежеланием конфликта с клиентом в целях сохранения своей репутации.
Согласно абз.8 преамбулы к Закону РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ «О защите прав потребителей» под недостатком товара (работы, услуги)» понимается несоответствие товара (работы, услуги) или обязательным требованиям, предусмотренным законом либо в установленном им порядке, или условиям договора (при их отсутствии или неполноте условий обычно предъявляемым требованиям), или целям, для которых товар (работа, услуга) такого рода обычно используется, или целям, о которых продавец (исполнитель) был поставлен в известность потребителем при заключении договора, или образцу и (или) описанию при продаже товара по образцу и (или) по описанию.
Давая нормативную дефиницию договора возмездного оказания услуг, федеральный законодатель в пределах предоставленной ему компетенции и с целью определения специфических особенностей данного вида договоров, которые позволяли бы отграничить его от других, в п.1 ст.779 ГК РФ предметом данного договора называет совершение определенных действий или осуществление определенной деятельности исполнителем.
Определяя исчерпывающим образом такое существенное условие договора, как его предмет, федеральный законодатель не включил в понятие предмета договора возмездного оказания услуг достижение результата, ради которого он заключается. Выделение в качестве предмета данного договора совершения определенных действий или осуществления определенной деятельности обусловлено тем, что даже в рамках одного вида услуг результат, ради которого заключается договор, в каждом конкретном случае не всегда достижим, в том числе в силу объективных причин и может быть разным.
Предметом договора возмездного оказания услуг в соответствии со ст.779 ГК РФ является совершение исполнителем определенных действий или осуществление определенной деятельности по заданию заказчика.
Из буквального толкования положений указанной правовой нормы следует, что к существенным условиям договора возмездного оказания услуг относится предмет договора, в настоящем случае, перечень конкретных действий, которые исполнитель должен совершить для заказчика.
Под услугами понимается деятельность исполнителя, создающая определенный полезный эффект не в виде овеществленного результата, а в виде самой деятельности.
Данные обстоятельства отличают договор возмездного оказания услуг от договора подряда, где предметом договора является результат выполненных работ в овеществленной форме, который подлежит принятию заказчиком (ст.702 ГК РФ).
Предметом же договора возмездного оказания услуг является осуществление определенной деятельности, которая предшествует результату.
Недостижение при химической завивке и стрижке желаемого результата само по себе не может рассматриваться как признак некачественной парикмахерской услуги, поскольку невозможность гарантировать желаемый результат объясняется спецификой химической завивки и индивидуальными особенностями структуры волос клиента в результате воздействия соответствующего химраствора.
Опрошенная в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ в качестве специалиста ФИО6 пояснила, что она имеет специальное образование, является художником-модельером (в области парикмахерского дела, картин..), имеет высшую квалификацию парикмахерского искусства, осуществляет предпринимательскую деятельность по оказанию населению парикмахерских услуг. По профессии работает с 1996 года. Пояснила, что биозавивка волос от обычной химической завивки отличается только по составу используемых средств. Технология такой завивки как у химической. Такая завивка делается на чистый волос. Процесс завивки предполагает разрыв белковых связей в кератиновом слое волоса, производится завивка на коклюшку, в результате чего изменяется форма волоса из-за изменения его структуры. Время завивки зависит от типа и состояния волос клиента (от 15 минут до 25 минут). После смыва состава завивки наносится фиксаж (от 5 до 10 минут), затем все смывается шампунем и используется увлажняющий бальзам. Для того, чтобы образ был законченным, необходима стрижка секущихся и сухих кончиков волос. Если волосы длинные, то после завивки состригается до 10 см. волос. Это необходимо, поскольку в силу определенной продолжительности жизни волос их длина является неравномерной. Указала, что в состав раствора биозавивки входят травы, поэтому при использовании такого раствора исходит неприятный запах (стравнимый с запахом мышей и нестиранных носков). При биозавивке длина волос сама по себе изменяется существенно в силу того, что прямой волос приобретает спиралевидный вид. Если при завивке используется два вида коклюшек разного диаметра, то волосы становятся короче на 5-10 см. На короткий волос количество раствора требуется от 35, а на волосы длиной до плеч или чуть ниже - до 120 <адрес> завивки зависит индивидуально от структуры волоса клиента – до 1 года.
Согласно ст.15 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей», моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом) или организацией, выполняющей функции изготовителя (продавца) на основании договора с ним, прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителя, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины.
Суд полагает, что если стрижка потребителю не понравилась (что явилось причиной плохого настроения клиента), то само по себе указанное обстоятельство не является свидетельством того, что оказанная парикмахерская услуга являлась ненадлежащей, поскольку оценка внешности, в том числе и прически, может быть субъективной.
Обращаясь с иском о компенсации морального вреда, истец ФИО1 сослалась на причинение ей нравственных страданий в результате стрижки волос длиной более желаемой длины против ее воли.
По иным основаниям, в том числе по основанию некачественного оказания парикмахерской услуги по химической завивке волос, требований к ответчику истцом по настоящему делу не заявлялось.
При этом в обоснование своих требований истец ФИО1 указала, что при обращении к ответчику за оказанием услуги длина ее волос составляла 40 см. от корней, т.е. ниже плеч.
Между тем, указанные обстоятельства не только не нашли своего подтверждения в ходе судебного заседания, но опровергаются представленными доказательствами.
Так, из текста адресованной ответчику претензии истца ФИО1 следует, что перед началом завивки ФИО1попросила ФИО5 остричь кончики волос вдоль плеч на 3 см.
Недвузначный смысл указанной претензии истца свидетельствует о том, что длина волос истицы до оказания ей услуги по химзавивке волос составляла не более 3 см. ниже плеч, в связи с чем доводы истца о том, что длина ее волос до обращения к ответчику была ниже плеч на 20 см., а также об осуществлении стрижки волос истице после химической завивки при отсутствии на то ее согласия и более требуемой длины (более 3 см.) являются несостоятельными, поскольку не соответствуют установленным по делу обстоятельствам.
Из представленных фотографий невозможно сделать вывод о том, что длина волос на изображении соответствует времени непосредственно до оказания истице парикмахерской услуги ответчиком.
Таким образом, совокупность установленных по делу обстоятельств позволяет сделать вывод о том, что заявленные истцом требования являются необоснованными, а потому не подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, судья
Р Е Ш И Л:
Исковые требования ФИО1 к индивидуальному предпринимателю ФИО2 о компенсации морального вреда оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Алтайский краевой суд в через Славгородский городской суд в течение месяца с момента составления решения в окончательной форме.
Дата составления мотивированного решения 23.05.2016 года.
Председательствующий: Е.В.Щербина