ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-431/2021 от 16.03.2021 Октябрьского районного суда г. Самары (Самарская область)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

16 марта 2021 года город Самара

Октябрьский районный суд г. Самара в составе:

председательствующего судьи Поляковой Н.В.,

при секретаре Джапаровой Д.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №... по иску ФИО1 к Управлению Роспотребнадзора по Самарской области, о взыскании невыплаченной заработной платы (премии),

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратилась в суд с указанными исковыми требования ссылаясь на то, что 24.03.2005 между истцом и ответчиком заключен бессрочный служебный контракт №... от дата о прохождении государственной гражданской службы РФ в Управлении Федеральной службы но надзору в сфере защите прав потребителей и благополучия человека по Самарской области. По служебному контракту истец взял на себя обязательства как гражданский служащий исполнять должностные обязанности в должности - «Главного специалиста- эксперта», в настоящее время в должности «Начальника отдела планово-экономического и материально технического обеспечения» в соответствии с прилагаемым к контракту должностным регламентом государственного гражданского служащего в редакции от 28.03.2018. Должностным регламентом федерального государственного служащего, занимающего должность начальника отдела планово-экономического и материально- технического обеспечения Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области, утвержденный 28.03.2018 руководителем Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области, установлено, что начальник отдела планово-экономического и материально-технического обеспечения обязан исполнять должностные обязанности в соответствии с должностным регламентом (абз. 2 п. 3.1.1. должностного регламента). Пунктами 4.1. и 4.1.1. должностного регламента установлено, что начальник отдела имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации». В соответствии с пунктом 10 должностного регламента, начальник отдела напрямую не участвует в предоставлении гражданам и организациям государственных услуг, является специалистом обеспечивающего подразделения Управления Роспотребнадзора по Самарской области. Порядок оплаты премии государственным служащим Роспотребнадзора, за выполнение особо важных и сложных заданий, регулируется Приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 23.03.2009 г. № 298 «Об утверждении Положения о порядке выплаты ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия федеральной государственной гражданской службы, премирования, оказания материальной помощи, выплаты единовременного поощрения за безупречную и эффективную гражданскую службу и единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска». Пунктом 3.4. вышеуказанного приказа установлено, что решение о премировании гражданских служащих центрального аппарата за выполнение особо важных и сложных заданий принимается руководителем Роспотребнадзора. 04.02.2019 руководителем Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области был издан Приказ от 04.02.2019 г. № 45 «Об утверждении Положения». Пунктом 1 Приказа от 04.02.2019 г. № 45 утверждено «Положения о порядке выплаты ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия федеральной государственной гражданской службы, премирования, оказания материальной помощи, выплаты единовременного поощрения за безупречную и эффективную гражданскую службу и единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска, порядок и условия установления выплат компенсационного характера федеральным государственным гражданским служащим Управления Роспотребнадзора по Самарской области». Приказ Управления Роспотребнадзора по Самарской области «Об утверждении Положения» от 11.01.2010 г. № 1 признан утратившим силу (пункт 2 Приказа от 04.02.2019 г. № 45 «Об утверждении Положения»). ФИО1 не была ознакомлена письменно под роспись с Приказом от 04.02.2019 г. № 45 и Положением, утв. Приказом Управления Роспотребнадзора по Самарской области от 04.02.2019 г. № 45. Глава 3 Положения, утв. Приказом Управления Роспотребнадзора по Самарской области от 04.02.2019 г. № 45, регулирует порядок оплаты премии за выполнение особо важных и сложных заданий. Премирование гражданских служащих производится за выполнение особо важных и сложных заданий, с учетом исполнения должностного регламента и оформляется приказом Управления Роспотребнадзора по Самарской области (пункт 3.1. Положения, утв. Приказом Управления Роспотребнадзора по Самарской области от 04.02.2019 г. №45). Выплата премий за выполнение особо важных и сложных заданий может производиться одновременно всем гражданским служащим, либо гражданским служащим отдельных структурных подразделений, а также отдельным гражданским служащим Управления Роспотребнадзора по Самарской области (пункт 3.2. Положения, утв. Приказом Управления Роспотребнадзора по Самарской области от 04.02.2019 г. № 45). Премия может выплачиваться в пределах установленного фонда оплаты груда гражданских служащих с учетом экономии средств по фонду оплаты труда единовременно, ежеквартально, по результатам работы за полугодие, 9 месяцев и год, и максимальным размером не ограничивается (пункт 3.3. Положения, утв. Приказом Управления Роспотребнадзора по Самарской области от 04.02.2019 г. № 45). Решение о премировании гражданских служащих центрального аппарата за выполнение особо важных и сложных заданий принимается руководителя Управления Роспотребнадзора по Самарской области на основании обоснованного предложения руководителя структурного подразделения по премированию отдельных гражданских служащих, изложенного в служебной записке, направленной на имя руководителя Управления Роспотребнадзора по Самарской области. Перечень оснований, учитываемых при определении размера премии конкретному гражданскому служащему, является закрытым и устанавливается пунктом 3.5. Положения, утв. Приказом Управления Роспотребнадзора по Самарской области от 04.02.2019 г. № 45. Начальник отдела планово-экономического и материально-технического обеспечения ФИО1 ежемесячно производит расчет премии за выполнение особо важных и сложных заданий из средств экономии по фонду оплаты труда, и вносит предложение (ходатайство) о премировании всего коллектива на рассмотрение руководителю Управления Роспотребнадзора по Самарской области. Руководитель Управления Роспотребнадзора по Самарской области, на основании внесенного начальником отдела планово-экономического и материально-технического обеспечения ФИО1 на рассмотрение предложения (ходатайства) о премировании всего коллектива за выполнение особо важных и сложных заданий из средств экономии по фонду оплаты труда, принимает решение о выплате премии и издает приказ о премировании государственных служащих. В соответствии с предложением начальника отдела планово-экономического и материально-технического обеспечения ФИО1, для должностей начальников отделов (обеспечивающего подразделения) Управления Роспотребнадзора по Самарской области, премия за выполнение особо важных и сложных заданий при наличии средств экономии по фонду оплаты труда устанавливается, как процент от оклада государственного служащего, и для должностей начальников отделов (обеспечивающего подразделения) Управления Роспотребнадзора по Самарской области составляет 350% (триста пятьдесят процентов) от должностного оклада государственного служащего. Обращаясь с настоящим иском ФИО1, ссылается на то, что руководитель Управления Роспотребнадзора по Самарской области в нарушение требований Положения, утв. Приказом Управления Роспотребнадзора по Самарской области от 04.02.2019 г. № 45, необоснованно снизил ей размер ежемесячной премии за выполнение особо важных и сложных заданий при наличии средств экономии по фонду оплаты труда. Свое решение о снижении размера ежемесячной премии ФИО1 руководитель Управления Роспотребнадзора по Самарской ни чем не обосновал, альтернативного расчета спорной премии не представил. Спорная премия из сложившейся экономии по фонду оплаты труда, выплачивается за сам факт выполнения особо сложных и важных заданий, принцип дифференцирования премирования обусловлен личным вкладом конкретного государственного служащего в выполнение поставленных задач, ФИО1 к дисциплинарной ответственности в 2020 году не привлекалась, нареканий не имела, что позволяет судить о том, что она вносила равнозначный вклад в работу своего подразделения. С учетом уточнений ФИО1 просила суд взыскать с Управления Федеральной службы по надзору в сфере защите прав потребителей и благополучия человека по Самарской области в пользу ФИО1 задолженность по заработной плате, а именно ежемесячные премиальные выплаты за выполнение особо важных и сложных заданий из средств экономии по фонду оплаты труда, за период 2020 год: январь (5838,00 рублей х 350% (недоплачено) = 8757,00 рублей), февраль (5838,00 рублей х 200% (недоплачено) = 11676,00 рублей), март (5838,00 рублей х 100% (недоплачено) = 5838,00 рублей), май (5838,00 рублей х 250% (недоплачено) = 14595,00 рублей), июнь (5838,00 рублей х 250% (недоплачено) = 14595,00 рублей), август (5838,00 рублей х 200% (недоплачено) = 11676,00 рублей), всего в размере 67137,63 рублей; компенсацию морального вреда в размере 3000 рублей.

В судебном заседании ФИО1 а так же ее представитель - ФИО2, действующий на основании доверенности, уточненные исковые требования поддержали в полном объеме, дали пояснения аналогичные существу иска.

Представители ответчика ФИО3, ФИО4, ФИО5, действующие на основании доверенностей, в судебном заседании возражали против удовлетворения исковых требований, ФИО5 пояснила, что как руководитель, она осуществляет деятельность на основании Положения об Управлении и Приказа Роспотребнадзора №708 от 02.07.2012 г. В соответствии с этим положением, а именно п.8.51 Управление в лице руководителя Управления, осуществляет функции по распределению средств федерального бюджета, которым предусмотрено содержание управления и реализация. Ее функция как руководителя распределять средства, назначать премии и оценивать результаты труда служащих. В ходе работы, по Положению № 1610 она утверждает структуру, штатное расписание на основании смет и расходов на содержание Управления, штатной численности и фонда оплаты труда работников, заключает соответствующие договоры. В соответствии с ФЗ № 79, в должностные обязанности истицы входит обязанность исполнения должностного регламента, соблюдение порядка, сбережение государственного имущества и принятие мер по его сохранению, проведение мер по ремонту и закупочным процедурам. Вместе с тем, имеется ряд ходатайств о необходимости устранения в их деятельности текущих вопросов, которые помогли бы им осуществлять свою функцию по исполнению государственной гражданской службы – это необходимость снабжения формой, необходимости нормальных отремонтированных теплых помещений. На протяжении ряда лет, особенно в 2020 г., данные докладные записки не исполнялись, хотя у истицы имеется обязанность по их принятию и рассмотрению, осуществления движения по ним. Отмечается игнорирование поручений руководителя, в том числе игнорирование по представлению соответствующих объяснений. При осуществлении деятельности зачастую даются устные поручения. Часть поручений не исполнены не только ФИО1, но и вверенными ей сотрудниками. Работник награждается премированием в случае добросовестного исполнения своих обязанностей. На протяжении всего периода трудовой деятельности истица добросовестно исполняла установленные поручения – представляла ходатайства, оценивала своих специалистов и исполняла поручения руководителя. Вместе с тем в 2020 г., по неустановленным причинам, истица стала выполнять свои обязанности выборочно. В соответствии со служебной аттестацией, квалификация ФИО6 не оспаривается, речь идет о служебной дисциплине. В соответствии с должностным регламентом, в полномочия истицы входит обеспечение планово-экономической и материально-технической деятельности Управления, которое она осуществляет при имеющемся функционале подконтрольных ей сотрудников. В должностном регламенте отмечена необходимость наличия знаний, умений в определенной области, наличия коммуникационных технологий. Истица не умеет передавать своим сотрудникам в надлежащей форме имеющиеся у неё знания. В течении 2020 г. в планово-экономический отдел было отписано по системе электронного документооборота 461 документ, из которых 75 не исполнено.

Выслушав явившихся лиц, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Федеральный закон от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ, как следует из его преамбулы, устанавливает правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы Российской Федерации.

Согласно пункту 4 части 1 статьи 14 указанного Федерального закона гражданский служащий имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с данным Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом.

Из материалов дела следует, что 24.03.2005 между ФИО1 и Управлением Роспотребнадзора по Самарской области заключен бессрочный служебный контракт № 368 о прохождении государственной гражданской службы в Управлении Роспотребнадзора по Самарской области в должности главного специалиста (приказ №... от 24.03.2005), впоследствии, с 17.10.2005 - в должности начальника планово-экономического отдела (приказ №... от дата).

В соответствии с прилагаемым к контракту должностным регламентом государственного гражданского служащего (в редакции от 28.03.2018) ФИО1 обязалась исполнять должностные обязанности начальника отдела планово-экономического и материально-технического обеспечения Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области.

В соответствии с положениями ст. 50 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.

Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы (далее - должностной оклад) и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы (далее - оклад за классный чин), которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего (далее - оклад денежного содержания), а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (далее - дополнительные выплаты).

Размеры должностных окладов и окладов за классный чин федеральных государственных гражданских служащих устанавливаются указом Президента Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации. По отдельным должностям гражданской службы указом Президента Российской Федерации может устанавливаться денежное содержание в виде единого денежного вознаграждения, в котором учтены должностной оклад, оклад за классный чин и ежемесячные надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе, за особые условия гражданской службы, за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, но не учтены премии и ежемесячное денежное поощрение.

Размеры должностных окладов и окладов за классный чин государственных гражданских служащих субъекта Российской Федерации устанавливаются в соответствии с нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.

К дополнительным выплатам относятся:

1) ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе в размерах:

при стаже гражданской службы в процентах

от 1 года до 5 лет 10

от 5 до 10 лет 15

от 10 до 15 лет 20

свыше 15 лет 30;

2) ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы в размере до 200 процентов этого оклада;

3) ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, в размерах и порядке, определяемых законодательством Российской Федерации;

4) премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента (максимальный размер не ограничивается);

5) ежемесячное денежное поощрение;

6) единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих.

Размеры ежемесячного денежного поощрения, выплачиваемого федеральным гражданским служащим, устанавливаются по федеральным государственным органам дифференцировано указами Президента Российской Федерации.

Порядок выплаты ежемесячной надбавки за особые условия гражданской службы определяется представителем нанимателя.

Порядок выплаты материальной помощи за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих определяется соответствующим положением, утверждаемым представителем нанимателя.

В случаях, установленных законодательством Российской Федерации, к денежному содержанию гражданского служащего устанавливается районный коэффициент (коэффициент).

Гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

Статьей 191 ТК РФ предусмотрено, что работодатель поощряет работников, добросовестно исполняющих трудовые обязанности (объявляет благодарность, выдает премию, награждает ценным подарком, почетной грамотой, представляет к званию лучшего по профессии).

Другие виды поощрений работников за труд определяются коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка, а также уставами и положениями о дисциплине.

Согласно п. 3.2 Положения о порядке выплаты ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия федеральной государственной гражданской службы, премирования, оказания материальной помощи, выплаты единовременного поощрения за безупречную и эффективную государственную гражданскую службу Российской Федерации и единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска, порядок и условия установления выплат компенсационного характера федеральным государственным гражданским служащим Управления Роспотребнадзора по Самарской области, утвержденного Приказом Управления № 45 «Об утверждении Положения» от 04.02.2019, может производиться, как всем служащим одновременно, так и служащим конкретных структурных подразделений, а также отдельным служащим.

В соответствии с п.п. 3.3 вышеуказанного Положения о премировании премия может выплачиваться в пределах установленного фонда оплаты труда гражданских служащих Управления с учетом экономии средств фонда оплаты труда Управления.

Согласно п. 5 ст. 51 Федерального закона от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» фонда оплаты труда формируется на основе показателей эффективности и результативности деятельности государственного органа.

Как следует из п. 3.5 Положения о премировании премии выплачиваются с учетом личного вклада в общие результаты работы по обеспечению функций Управления; сложности и важности полученных заданий, качества их выполнения; исполнения должностного регламента и соблюдения гражданским служащим служебного распорядка Управления; оперативность и профессионализм в решении вопросов, входящих в компетенцию служащего, внедрение новых форм и методов, позитивно отразившихся на результатах работы по выполнению особо сложного и важного задания; проявленная инициатива при исполнении заданий, наличие предложений по совершенствованию деятельности Управления в установленной сфере деятельности; высокая исполнительская дисциплина и ответственность за результаты деятельности.

При этом указанное Положение о премировании не содержит фиксированного размера в зависимости от должностного оклада. Периодичность выплаты премии федеральным законодательством не установлена, а представитель нанимателя наделен полномочиями по выбору оснований для начисления премии гражданским служащим и определению ее размеров.

Ввиду того, что основания и порядок премирования гражданских служащих в соответствии с положениями приведенных нормативных актов являются компетенцией представителя нанимателя и зависят, в частности, от количества и качества выполненных гражданским служащим особо важных и сложных заданий, состояния фонда оплаты труда и других факторов, которые могут оказывать влияние на принятие решения о премировании и его размере в отношении каждого гражданского служащего (работника) персонально, объем премирования конкретного гражданского служащего, согласно его служебному контракту и должностному регламенту, а также Положению о премировании, осуществляется в индивидуальном порядке по результатам исполнения всех возложенных на данного служащего обязанностей.

Определение конкретного размера премии относится к исключительной компетенции представителя нанимателя, который вправе по своему усмотрению оценить результаты исполнения работником должностных обязанностей за отчетный период, за который производится соответствующая выплата.

В ходе рассмотрения дела судом установлено, что во исполнение Положения о премировании, на основании приказов руководителя Управления Роспотребнадзора по Самарской области истцу в спорный период производились ежемесячные премиальные выплаты за выполнение особо важных и сложных заданий из средств экономии по фонду оплаты труда. При этом несогласие истца с размером выплаты, уменьшение или полное лишение премии за конкретный период в связи с упущениями по работе, нарушением рабочей дисциплины, не может расцениваться как дискриминация при оплате труда, снижение уровня государственных гарантий, а является лишь следствием ненадлежащего выполнения работником своих трудовых (служебных) обязанностей, в результате чего у него не возникает право на поощрительное вознаграждение, установленное за добросовестное исполнение должностных обязанностей.

При этом суд учитывает, что премия, по своему правовому характеру относится к поощрительным, стимулирующим выплатам, входящим в ту часть заработной платы, право на которую возникает при выполнении работником соответствующих условий, достижении определенных результатов по службе (в работе). Соответственно выплата премии является правом, а не обязанностью работодателя в соответствии со ст. 22 ТК РФ.

Учитывая изложенное, у суда отсутствуют правовые основания для взыскания с ответчика в пользу истца спорных средств материального стимулирования, поскольку решение о выплате премии и определение ее размера принимается исключительно работодателем в пределах его полномочий при наличии достаточных к тому оснований, с учетом сложности и оперативности выполнения работ соответствующими работниками. При этом, ссылки истца на дискриминационный характер действий работодателя по лишению ее данных выплат, несостоятельны, надлежащими доказательствами не подтверждены.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования ФИО1 к Управлению Роспотребнадзора по Самарской области, о взыскании невыплаченной заработной платы (премии) – оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в течении месяца в Самарский областной суд через Октябрьский районный суд г. Самара.

В окончательной форме решение изготовлено 23 марта 2021 года.

Судья подпись Полякова Н.В.

Копия верна

Судья:

Секретарь: