УИД 37RS0005-01-2022-000107-42
Дело № 2-431/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
18 марта 2022года г. Иваново
Ивановский районный суд Ивановской области
в составе председательствующего судьи Артёменко Е.А.,
при секретаре ЦыпленковойМ.С.,
с участием прокурора Коваленко О.С.,
представителей ответчика РзаеваА.М. оглы, КудринаА.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ивановского транспортного прокурора к Обществу с ограниченной ответственностью «Центр Авиа» об обеспечении безопасности полетов воздушных судов гражданской авиации,
установил:
Ивановский транспортный прокурор обратился в суд с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц к ООО «Центр Авиа», в котором просил суд обязать ООО «Центр Авиа»: установить и ввести в эксплуатацию аэродромный радиолокационный комплекс (первичный обзорный радиолокатор, вторичный обзорный радиолокатор, работающий в режиме «RBS»), обязательный для контролируемых аэродромов при выполнении заходов на посадку по правилам полетов по приборам, предназначенный для обнаружения и измерения координат воздушного судна (азимут-дальность), осуществления диспетчерским пунктам контроля и управления воздушным движением в районе аэродрома Иваново (Южный); обеспечить контроль при отклонениях воздушного судна от курса и глиссады на участке траектории полета от дальнего приводного радиомаяка (ДПРМ) до ближнего приводного радиомаяка (БПРМ) за пределы, превышающие предельно допустимые; обеспечить осуществление контроля и слежение по индикатору воздушной обстановки за воздушными судами при нахождении воздушного судна в аварийном положении; в зоне ответственности органа ОВД обеспечить диспетчерское обслуживание подхода: обеспечение диспетчерского обслуживания этапов контролируемых полетов, которые связаны с прибытием и вылетом, для решения задач по предотвращению столкновений между воздушными судами и предотвращению столкновений воздушных судов, находящихся на площади маневрирования, с препятствиями на этой площади; диспетчерскую передачу обслуживания между органом, обеспечивающим районное диспетчерское обслуживание, и органом, обеспечивающим диспетчерское обслуживание подхода, а также между органом, обеспечивающим диспетчерское обслуживание подхода, и органом, обеспечивающим аэродромное диспетчерское обслуживание; обеспечить прохождение М.С.А. периодических курсов повышения квалификации по программе подготовке диспетчеров-инструкторов.
Требования мотивированы тем, что ООО «Центр Авиа» осуществляет функции главного оператора аэродрома «Иваново», оказывающего услуги обеспечения посадки и вылета воздушных судов, авиационной безопасности в зоне аэропорта, предоставления мест для стоянки на аэродроме, обслуживание в зоне и здании аэровокзала убывающих и прибывающих пассажиров, предоставления экипажам метеорологической информации в аэропорту, обработки прибывающих и убывающих грузов и другого.
Ивановской транспортной прокуратурой проводилась проверка исполнения требований законодательства о безопасности полетов воздушных судов гражданской авиации в деятельности ООО «Центр Авиа», в ходе проведения которой были выявлены нарушения требований законодательства.
Так, в нарушение требований п. 4.1.8 Федеральных авиационных правил «Организация воздушного движения в Российской Федерации», утвержденных Приказом Министерства транспорта России № 293 от 25ноября2011года (далее - ФАП № 293), п. 5.3 Федеральных авиационных правил «Требования, предъявляемые к аэродромам, предназначенным для взлета, посадки, руления и стоянки гражданских воздушных судов», утвержденных Приказом Министерства транспорта России № 262 от 25августа2015года в ООО «Центр Авиа» отсутствует аэродромный радиолокационный комплекс (первичный обзорный радиолокатор, вторичный обзорный радиолокатор, работающий в режиме «RBS»), обязательный для контролируемых аэродромов при выполнении заходов на посадку по правилам полетов по приборам, предназначенный для обнаружения и измерения координат воздушного судна (азимут-дальность), осуществления диспетчерским пунктам контроля и управления воздушным движением в районе аэродрома. При этом орган ОВД ООО «Центр Авиа» не имеет возможности информировать экипажи воздушных судов о взаимном местоположении воздушных судов при возникновении конфликтной ситуации в установленных для него зонах и районах.
В нарушение требований п.п. 6.11.8, 11.1.1 ФАП № 293 в ООО «Центр Авиа» отсутствует контроль со стороны органа ОВД при отклонениях воздушного судна от курса и глиссады на участке траектории полета от дальнего приводного радиомаяка (ДПРМ) до ближнего приводного радиомаяка (БПРМ) за пределы, превышающие предельно допустимые, соответственно, орган ОВД ООО «Центр Авиа» не может осуществлять контроль и слежение по индикатору воздушной обстановки за ВС.
В нарушение норм п.п.3.1.1 и 3.5.5 ФАП № 293 в зоне ответственности органа ОВД ООО «Центр Авиа» отсутствует диспетчерское обслуживание подхода: обеспечение диспетчерского обслуживания этапов контролируемых полетов, которые связаны с прибытием и вылетом, для решения задач по предотвращению столкновений между воздушными судами и предотвращению столкновений воздушных судов, находящихся на площади маневрирования, с препятствиями на этой площади. При этом не обеспечивается диспетчерская передача обслуживания между органом, обеспечивающим районное диспетчерское обслуживание, и органом, обеспечивающим диспетчерское обслуживание подхода, а также между органом, обеспечивающим диспетчерское обслуживание подхода, и органом, обеспечивающим аэродромное диспетчерское обслуживание.
Кроме того, стажировка диспетчера Б.С.Ю. при получении допуска к работе в качестве руководителя полетов, назначенная приказом ООО «Центр Авиа» от ДД.ММ.ГГГГ№, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проводилась руководителем полетов М.С.А., не прошедшим своевременно курсы повышения квалификации в качестве диспетчера-инструктора, что противоречит требованиям п.п. 31 и 70 «Порядка функционирования непрерывной системы профессиональной подготовки, включая вопросы освидетельствования, стажировки, порядка допуска к работе, периодичности повышения квалификации руководящего и диспетчерского персонала» утвержденного приказом Министерства транспорта Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№. В настоящее время М.С.А. на периодические курсы повышения квалификации в качестве диспетчера-инструктора не направлен. В связи с отсутствием в органе ОВД диспетчера-инструктора и средств наблюдения, проверки диспетчеров для продления срока действия свидетельства и подтверждения своей квалификации в рамках имеющейся квалификационной отметки (отметок) проводятся с нарушениями требований воздушного законодательства.
Таким образом, в нарушение ст. 18 Воздушного кодекса Российской Федерации (далее – ВК РФ) орган ОВД ООО «Центр Авиа» не обеспечивает контроль за соблюдением федеральных правил использования воздушного пространства в установленных для него зонах и районе.
С целью устранения данных нарушений Ивановской транспортной прокуратурой ДД.ММ.ГГГГ генеральному директору ООО «Центр Авиа» внесено представление, по результатам рассмотрения которого мер к фактическому устранению нарушений не принято.
Данные обстоятельства свидетельствуют о существенных угрозах безопасности полетов при аэронавигационном обслуживании ООО «Центр Авиа», в том числе при обслуживании социально значимых воздушных перевозок, в связи с чем, транспортный прокурор обратился я в суд с данным исковым заявлением.
Определением Ивановского районного суда Ивановской области от 18 марта 2022 года было прекращено производство по гражданскому делу по иску Ивановского транспортного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к ООО «Центр Авиа» о возложении обязанности по устранению нарушений законодательства о безопасности полетов в части заявленных требований о возложении на ответчика обязанности обеспечить контроль при отклонениях воздушного судна от курса и глиссады на участке траектории полета от дальнего приводного радиомаяка (ДПРМ) до ближнего приводного радиомаяка (БПРМ) за пределы, превышающие предельно допустимые, а также о возложении обязанности обеспечить в зоне ответственности органа ОВД диспетчерское обслуживание подхода: обеспечение диспетчерского обслуживания этапов контролируемых полетов, которые связаны с прибытием и вылетом, для решения задач по предотвращению столкновений между воздушными судами и предотвращению столкновений воздушных судов, находящихся на площади маневрирования, с препятствиями на этой площади; диспетчерскую передачу обслуживания между органом, обеспечивающим районное диспетчерское обслуживание, и органом, обеспечивающим диспетчерское обслуживание подхода, а также между органом, обеспечивающим диспетчерское обслуживание подхода, и органом, обеспечивающим аэродромное диспетчерское обслуживание.
В ходе судебного рассмотрения Ивановский транспортный прокурор уточнил заявленные требования и в окончательной редакции просит суд обязать ООО «Центр Авиа» установить и ввести в эксплуатацию аэродромный радиолокационный комплекс (первичный обзорный радиолокатор, вторичный обзорный радиолокатор, работающий в режиме «RBS»), обязательный для контролируемых аэродромов при выполнении заходов на посадку по правилам полетов по приборам, предназначенный для обнаружения и измерения координат воздушного судна (азимут-дальность), осуществления диспетчерским пунктам контроля и управления воздушным движением в районе аэродрома Иваново (Южный). Указанные мероприятия произвести в течении одного года со дня вступления решения суда в законную силу. Обязать ООО «Центр Авиа» обеспечить осуществление контроля и слежение по индикатору воздушной обстановки за воздушными судами при нахождении воздушного судна в аварийном положении. Обязать ООО «Центр Авиа» обеспечить прохождение М.С.А. периодических курсов повышения квалификации по программе подготовке диспетчеров-инструкторов. Указанные мероприятия произвести в течении полугода с момента вступления решения суда в законную силу.
Представитель истца заместитель прокурора Коваленко О.С. в судебном заседании уточненные исковые требования поддержала в полном объеме по обстоятельствам, изложенным в исковом заявлении.
Представители ответчика РзаевА.М. оглы, КудринА.С. в судебном заседании заявленные исковые требования признали частично. Так, относительно обязанности ООО «Центр Авиа» установить и ввести в эксплуатацию аэродромный радиолокационный комплекс, обязательный для контролируемых аэродромов при выполнении заходов на посадку по правилам, полетов по приборам, предназначенный для обнаружения и измерения координат воздушного судна (азимут-дальность), осуществления диспетчерским пунктам контроля и управления воздушным движением в районе аэродрома Иваново (Южный), и обеспечить осуществление контроля и слежение по индикатору воздушной обстановки за воздушными судами при нахождении воздушного судна в аварийном положении (пункты 1 и 3 просительной части искового заявления), указали следующее.
На территории аэропорта «Иваново», в собственности ООО «Центр Авиа», имеется недостроенный аэродромный радиолокационный комплекс АР ЛК «Лира А-10». Для окончания строительства и ввода в эксплуатацию АР ЛК «Лира А-10» необходимо изыскать денежные средства около 200 000000руб. Вместе с тем, финансовое положение ООО «Центр Авиа» находится в неудовлетворительном состоянии и не позволяет ввести в эксплуатацию АР ЛК «Лира А-10». Так убыток ООО «Центр Авиа» за 2019 год составил 25 339500руб., а за 2020 год 57 040 000руб. Кроме того, для ввода в эксплуатацию АР ЛК «Лира А-10» необходимо выполнение мероприятий, состоящих из нескольких этапов, а именно: в срок до 12 месяцев: подбор проектных организаций; определение источников финансирования проектных работ; заключение договоров и сбор исходных данных для проектирования; в срок до 24 месяцев: осуществление проектирования, согласование проекта со всеми заинтересованными инстанциями, получение положительного заключения экспертизы на проект; в срок до 24 месяцев: определение источников финансирования на монтаж и пуско-наладку АРЛК «Лира А-10»;заключение и исполнение договоров на монтаж и пуско-наладку АРЛК «Лира А-10». При этом, согласно письму ФГУП «Госкорпорации по ОрВД» от 28.02.2022 года № ИСХ-3268/5.5 только поставка оборудования через единственного поставщика АРЛК «Лира А-10» (АО «Концерн ВКО «Алмаз-Антей»), займет 15-18 месяцев.
Таким образом, исходя из сроков выполнения работ для ввода в эксплуатацию АРЛК «Лира А-10», а также в связи с необходимостью изыскания денежных средств на выполнения указанных работ, ввод в эксплуатацию радиолокационного комплекса АРЛК «Лира А-10» возможно не раньше первой половины 2027 года.
С учетом изложенного, разумным сроком для выполнения указанных обязанностей будет являться срок не ранее ДД.ММ.ГГГГ.
Относительно обязанности ООО «Центр Авиа» обеспечить прохождение М.С.А. периодических курсов повышения квалификации по программе подготовке диспетчеров-инструкторов указали следующее.
В настоящее время, штат службы ОВД ООО «Центр Авиа» укомплектован минимальным количеством работников, необходимым для обеспечения функционирования объекта транспортной инфраструктуры, в связи с ограничениями, введенными из-за новой коронавирусной инфекции. Все учебные заведения, проводящие обучение по курсу повышения квалификации по программе подготовки диспетчеров, находятся за пределами Ивановской области. Таким образом, у ООО «Центр Авиа» отсутствует возможность направить руководителя полетов МещеринаС.А. для прохождения периодических курсов повышения квалификации по программе подготовки диспетчеров в связи с недостаточностью кадров для обеспечения функционирования объекта транспортной инфраструктуры. При этом, отсутствие у М.С.А. свидетельства о прохождении курсов повышения квалификации по программе «Подготовка старших диспетчеров, диспетчеров — инструкторов, диспетчеров-инструкторов тренажеров» не оказывает негативного влияния на обеспечение безопасности полетов в районе аэродрома Иваново (Южный) т.к. его наличие необходимо лишь для осуществления стажировки других диспетчерских кадров для получения диспетчерского допуска, а Б.С.Ю., в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ сам успешно прошел курсы повышения квалификации по программе «Подготовка старших диспетчеров, диспетчеров — инструкторов, диспетчеров-инструкторов тренажеров» в НОУ ДПО «Институт аэронавигации» (копия Удостоверения № о повышении квалификации — прилагается).
С учетом изложенного, разумным сроком для выполнения указанных обязанностей будет являться срок не ранее 31 декабря 2022 года.
Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.
Право на безопасность охраняется Конституцией Российской Федерации, относится к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов, являясь одним из инструментов защиты высших ценностей, признание, соблюдение и защита которых составляют обязанность государства (статьи 2, 37, 55, 72).
Основные принципы обеспечения безопасности закреплены в ст.2 Федерального закона от 28 декабря 2010 года №390-ФЗ «О безопасности».
Основными принципами обеспечения безопасности являются: соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина; законность; системность и комплексность применения федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, другими государственными органами, органами местного самоуправления политических, организационных, социально-экономических, информационных, правовых и иных мер обеспечения безопасности; приоритет предупредительных мер в целях обеспечения безопасности; взаимодействие федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, других государственных органов с общественными объединениями, международными организациями и гражданами в целях обеспечения безопасности.
Согласно статье 5 указанного Закона правовую основу обеспечения безопасности составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, принятые в пределах их компетенции в области безопасности.
Право на безопасность реализуется на разных уровнях общественных отношений, включая правоотношения, вытекающие из профессиональной деятельности.
В соответствии с преамбулой Воздушного кодекса Российской Федерацции (далее – ВК РФ) настоящий Кодекс устанавливает правовые основы использования воздушного пространства Российской Федерации и деятельности в области авиации.
Государственное регулирование использования воздушного пространства Российской Федерации и деятельности в области авиации направлено на обеспечение потребностей граждан и экономики в воздушных перевозках, авиационных работах, а также на обеспечение обороны и безопасности государства, охраны интересов государства, безопасности полетов воздушных судов, авиационной и экологической безопасности.
Поскольку авиация подразделяется на гражданскую, государственную и экспериментальную (ст. 20 ВК РФ), соответствующим образом для каждого вида авиации реализуется государственная программа обеспечения безопасности.
Реализация государственной системы управления безопасностью полетов гражданских воздушных судов обеспечивается в Российской Федерации в соответствии с международными стандартами Международной организации гражданской авиации (п. 1 ст. 24.1 ВК РФ).
Целью государственного надзора в области гражданской авиации является обеспечение безопасности полетов воздушных судов, авиационной безопасности и качества выполняемых в гражданской авиации работ и оказываемых услуг (пункт 1, ст. 28 ВК РФ).
Согласно п. 1 ст. 11 ВК РФ использование воздушного пространства представляет собой деятельность, в процессе которой осуществляются перемещение в воздушном пространстве различных материальных объектов (воздушных судов, ракет и других объектов), а также другая деятельность (строительство высотных сооружений, деятельность, в процессе которой происходят электромагнитные и другие излучения, выброс в атмосферу веществ, ухудшающих видимость, проведение взрывных работ и тому подобное), которая может представлять угрозу безопасности воздушного движения.
Статьей 18 ВК РФ установлено, что контроль за соблюдением федеральных правил использования воздушного пространства осуществляется уполномоченным органом в области использования воздушного пространства, органами единой системы организации воздушного движения, уполномоченным органом в области обороны в части выявления воздушных судов - нарушителей, а также органами пользователей воздушного пространства - органами обслуживания воздушного движения (управления полетами) в установленных для них зонах и районах.
Указанные органы, а также пользователи воздушного пространства обязаны принимать предусмотренные законодательством Российской Федерации меры по предотвращению и (или) прекращению нарушений федеральных правил использования воздушного пространства.
В соответствии с п. 4.1.8 ФАП № 293 орган ОВД информирует экипажи воздушных судов о взаимном местоположении воздушных судов при возможности возникновения конфликтной ситуации. Информация о взаимном местоположении воздушных судов может не передаваться, если конфликтные ситуации между ними не прогнозируются.
Пунктом 5.3 Федеральных авиационных правил «Требования, предъявляемые к аэродромам, предназначенным для взлета, посадки, руления и стоянки гражданских воздушных судов», утвержденных Приказом Министерства транспорта России № 262 от 25 августа 2015, установлено, что взлетно-посадочная полоса точного захода на посадку I, II, III категорий оснащается объектами радиотехнического обеспечения полетов в соответствии с таблицей в приложении № 24 к настоящим Правилам.
Судом установлено, что ООО «Центр Авиа» осуществляет функции главного оператора аэродрома «Иваново», оказывающего услуги обеспечения посадки и вылета воздушных судов, авиационной безопасности в зоне аэропорта, предоставления мест для стоянки на аэродроме, обслуживание в зоне и здании аэровокзала убывающих и прибывающих пассажиров, предоставления экипажам метеорологической информации в аэропорту, обработки прибывающих и убывающих грузов и другого.
В ходе проведенной Ивановской транспортной прокуратурой проверки исполнения требований законодательства о безопасности полетов воздушных судов гражданской авиации в деятельности ООО «Центр Авиа», установлено, что в нарушение указанных требований в ООО «Центр Авиа» отсутствует аэродромный радиолокационный комплекс (первичный обзорный радиолокатор, вторичный обзорный радиолокатор, работающий в режиме «RBS»), обязательный для контролируемых аэродромов при выполнении заходов на посадку по правилам полетов по приборам, предназначенный для обнаружения и измерения координат воздушного судна (азимут-дальность), осуществления диспетчерским пунктам контроля и управления воздушным движением в районе аэродрома.
При этом орган ОВД ООО «Центр Авиа» не имеет возможности информировать экипажи воздушных судов о взаимном местоположении воздушных судов при возникновении конфликтной ситуации в установленных для него зонах и районах.
Из пояснений ответчиков следует, что на территории аэропорта «Иваново», в собственности ООО «Центр Авиа», имеется недостроенный аэродромный радиолокационный комплекс АР ЛК «Лира А-10».
Для ввода в эксплуатацию АР ЛК «Лира А-10» необходимо выполнение мероприятий, состоящих из различных этапов, а также получения финансирования в размере более 200000000 руб.
Таким образом, суд приходит к выводу о необходимости возложения на ООО «Центр Авиа» обязанностей установить и ввести в эксплуатацию аэродромный радиолокационный комплекс (первичный обзорный радиолокатор, вторичный обзорный радиолокатор, работающий в режиме «RBS»), обязательный для контролируемых аэродромов при выполнении заходов на посадку по правилам полетов по приборам, предназначенный для обнаружения и измерения координат воздушного судна (азимут-дальность), осуществления диспетчерским пунктам контроля и управления воздушным движением в районе аэродрома Иваново (Южный), а также обеспечить осуществление контроля и слежение по индикатору воздушной обстановки за воздушными судами при нахождении воздушного судна в аварийном положении.
Исходя из сроков выполнения работ для ввода в эксплуатацию АРЛК «Лира А-10», а также в связи с необходимостью изыскания денежных средств на выполнения указанных работ, учитывая Постановление Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2020 года № 434, предусматривающее, что деятельность ООО «Центр Авиа» включена в перечень отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции указанные действия необходимо совершить ответчику в срок до 31декабря 2023года.
В соответствии с п.п. 31 и 70 «Порядка функционирования непрерывной системы профессиональной подготовки, включая вопросы освидетельствования, стажировки, порядка допуска к работе, периодичности повышения квалификации руководящего и диспетчерского персонала» утвержденного приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 14 апреля 2010 № 93, стажировка для получения допуска к работе в качестве руководителя полетов, старшего диспетчера и диспетчера-инструктора осуществляется руководителем стажировки, имеющим допуск в объеме согласно приложению к настоящему Порядку.
Стажировка при получении допуска к работе руководителем полетов, старшим диспетчером и диспетчером-инструктором на аэродромах вновь созданных (построенных), аэродромах вновь допущенных к эксплуатации (восстановленных), аэродромах, которые находились в иной ведомственной принадлежности и подлежат включению в Государственный реестр гражданских аэродромов, по решению работодателя может быть проведена в любом органе ОВД аэродрома.
Руководители полетов, старшие диспетчеры, диспетчеры-инструкторы, диспетчеры-инструкторы тренажеров, диспетчеры УВД проходят курсы повышения квалификации по программам в соответствии с занимаемой должностью в образовательных организациях высшего или среднего профессионального образования гражданской авиации или АУЦ один раз в три года. Для получения допуска к работе в качестве руководителя полетов, старшего диспетчера или диспетчера-инструктора прохождение кандидатом курсов повышения квалификации по подготовке для получения соответствующего допуска, проводимых в соответствии с пунктами 65, 66, 67 настоящего Порядка, приравнивается к прохождению периодических курсов повышения квалификации в соответствии с занимаемой должностью.
Из материалов дела следует, что стажировка диспетчера Б.С.Ю. при получении допуска к работе в качестве руководителя полетов, назначенная приказом ООО «Центр Авиа» от ДД.ММ.ГГГГ№, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проводилась руководителем полетов М.С.А., не прошедшим своевременно курсы повышения квалификации в качестве диспетчера-инструктора.
Судом установлено, что в настоящее время штат службы ОВД ООО «Центр Авиа» укомплектован минимальным количеством работников, необходимым для обеспечения функционирования объекта транспортной инфраструктуры.
В связи с отсутствием в органе ОВД диспетчера-инструктора и средств наблюдения, проверки диспетчеров для продления срока действия свидетельства и подтверждения своей квалификации в рамках имеющейся квалификационной отметки (отметок) проводятся с нарушениями требований воздушного законодательства.
Из пояснений представителей ответчиков следует, что все учебные заведения, проводящие обучение по курсу повышения квалификации по программе подготовки диспетчеров, находятся за пределами Ивановской области. В связи с этим, а также недостаточностью кадров для обеспечения функционирования объекта транспортной инфраструктуры у ООО «Центр Авиа» отсутствует возможность направить руководителя полетов М.С.А. для прохождения периодических курсов повышения квалификации по программе подготовки диспетчеров.
Довод ответчиков, что отсутствие у М.С.А. свидетельства о прохождении курсов повышения квалификации по программе «Подготовка старших диспетчеров, диспетчеров-инструкторов, диспетчеров-инструкторов тренажеров» не оказывает негативного влияния на обеспечение безопасности полетов в районе аэродрома Иваново (Южный) т.к. его наличие необходимо лишь для осуществления стажировки других диспетчерских кадров для получения диспетчерского допуска не может быть принят судом, поскольку не согласуется с требованиями ст. 18 ВК РФ.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что требования транспортного прокурора к ООО «Центр Авиа» о возложении обязанности обеспечить прохождение М.С.А. периодических курсов повышения квалификации по программе подготовки диспетчеров-инструкторов подлежат удовлетворению и полагает необходимым, с учетом приведенных ответчиком обстоятельств, определить срок для исполнения решения суда в указанной части - до 31декабря2022года.
В соответствии со ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, нарушающих право, а также присуждения к исполнению обязанности в натуре.
В соответствии со ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
На основании п. 4 статьи 27, п. 3 статьи 35 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Иск Ивановского транспортного прокурора к Обществу с ограниченной ответственностью «Центр Авиа» об обеспечении безопасности полетов воздушных судов гражданской авиации удовлетворить.
Обязать ООО «Центр Авиа» в срок до 31декабря2023года установить и ввести в эксплуатацию аэродромный радиолокационный комплекс (первичный обзорный радиолокатор, вторичный обзорный радиолокатор, работающий в режиме «RBS»), обязательный для контролируемых аэродромов при выполнении заходов на посадку по правилам полетов по приборам, предназначенный для обнаружения и измерения координат воздушного судна (азимут-дальность), осуществления диспетчерским пунктам контроля и управления воздушным движением в районе аэродрома Иваново (Южный).
Обязать ООО «Центр Авиа» в срок до 31декабря2023года обеспечить осуществление контроля и слежение по индикатору воздушной обстановки за воздушными судами при нахождении воздушного судна в аварийном положении.
Обязать ООО «Центр Авиа» в срок до 31декабря2022года обеспечить прохождение М.С.А. периодических курсов повышения квалификации по программе подготовки диспетчеров-инструкторов.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ивановский областной суд через Ивановский районный суд Ивановской области в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Председательствующий: подпись
Решение суда в окончательной форме принято 25 марта 2022года