УИД 66RS0031-01-2023-000477-46
Дело № 2-431/2023
Мотивированное решение изготовлено 14 августа 2023 года
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
14 августа 2023 года
Качканарский городской суд Свердловской области
в составе: председательствующего судьи Козловой А.В.,
при секретаре Захаровой Г.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-431/2023 по заявлению Комитета по управлению муниципальным имуществом Качканарского городского округа о признании права муниципальной собственности,
У С Т А Н О В И Л:
В Качканарский городской суд поступило заявление Комитета по управлению муниципальным имуществом Качканарского городского округа (далее – КУМИ КГО) о признании права муниципальной собственности на недвижимое имущество. Заинтересованные лица - Межрайонная ИФНС России № 27 по Свердловской области и Оберюхтин Александр Николаевич.
В обоснование своих требований заявитель указал, что на территории Качканарского городского округа Свердловской области расположены объекты недвижимого имущества – земельный участок №, здание (садовый дом) №, находящиеся по адресу: г. <данные изъяты> Земельный участок относится к категории земель сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования – для садоводства, площадью 600 кв.м.; здание (садовый дом) назначение – нежилое, материал стен – из прочих материалов, этажность - 1, площадью 10,5кв.м. (далее - недвижимость).
В адрес КУМИ КГО 30.05.2022 поступило обращение Оберюхтина А.Н. об отказе от права собственности на указанную недвижимость. На основании предоставленных полномочий КУМИ КГО 10.06.2022 принял объект на учет в качестве бесхозяйного.
С момента постановки недвижимости на учет в качестве бесхозяйных объектов прошло более года, заявлений о правопритязаниях от третьих лиц не поступило.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 218, 225 ГК РФ, ст.ст. 262-268, 290-293 ГПК РФ, ч. 1 ст. 34 Устава Качканарского городского округа, КУМИ КГО просит суд признать право собственности Качканарского городского округа на бесхозяйные объекты недвижимости - земельный участок <данные изъяты> и здание (садовый дом) <данные изъяты>, находящиеся по адресу: г. <данные изъяты>.
Представитель заявителя КУМИ КГО в судебное заседание не явился, извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, причину неявки суду не сообщили, ходатайств в суд не направляли.
Представитель заинтересованного лица Межрайонной ИФНС России № 27 по Свердловской области в судебное заседание не явился, причину неявки суду не сообщили, ходатайств в суд не направляли.
Заинтересованное лицо Оберюхтин А.Н. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, причину неявки суду не сообщил, ходатайств в суд не направлял.
При таких обстоятельствах, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя заявителя КУМИ КГО, а также представителя заинтересованного лица Межрайонной ИФНС России № 27 по Свердловской области и заинтересованного лица Оберюхтина А.Н. в порядке ч. 3 и ч. 5 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Суд, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 263 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дела особого производства рассматриваются и разрешаются судом по общим правилам искового производства с особенностями, установленными настоящей главой и главами 28-38 настоящего Кодекса.
Особенности приобретения и прекращения права собственности на имущество, владения, пользования и распоряжения им в зависимости от того, находится имущество в собственности гражданина или юридического лица, в собственности РФ, субъекта РФ или муниципального образования, могут устанавливаться лишь законом (п. 3 ст. 212 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался (п. 1 ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Из содержания абз. 1 п. 3 ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что обязанность выявления бесхозяйного недвижимого имущества и постановки таких объектов на учет возложена на муниципальное образование. Помимо органа местного самоуправления не указано других участников гражданского оборота, которые могут подать заявление о постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества.
Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
По истечении одного года с момента постановки бесхозяйной вещи на учет муниципальные образования вправе обратиться в суд с требованием признать право муниципальной собственности. Процессуальный порядок признания права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь установлен п. 3 ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации, ч. 2 ст. 290, ч. 2 ст. 291, ст. 292, ч. 2 ст. 293 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании ч. 2 ст. 291 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в заявлении органа, уполномоченного управлять муниципальным имуществом или имуществом, находящимся в собственности города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя, о признании права собственности на бесхозяйную недвижимую вещь должно быть указано, кем, когда недвижимая вещь поставлена на учет, а также должны быть приведены доказательства, свидетельствующие об отсутствии ее собственника.
Целью постановки на учет имущества как бесхозяйного является признание на него в дальнейшем права муниципальной собственности, результатом чего является возложение бремени содержания бесхозяйных вещей на муниципальное образование.
Таким образом, закон предписывает постановку на учет бесхозяйных недвижимых вещей в обязательном порядке и с этой целью требует подачи заявления соответствующим органом местного самоуправления.
В данном случае такое заявление отсутствует.
Согласно материалам дела, Оберюхтин А.Н. 30.05.2022 написал заявление на имя председателя КУМИ КГО об отказе от принадлежащего ему на праве собственности имущества – садового дома под кадастровым номером № и земельного участка под кадастровым номером №, находящихся по адресу: г. <данные изъяты> (л.д. 6).
Однако, такой отказ должен был последовать в установленном порядке и только на земельный участок не на имя председателя КУМИ, а в Управление государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>.
Согласно ч.2 ст. 53 Земельного кодекса Российской Федерации отказ от права собственности на земельный участок осуществляется посредством подачи собственником земельного участка заявления о таком отказе в орган регистрации прав. Право собственности на этот земельный участок прекращается с даты государственной регистрации прекращения указанного права.
Комитет по управлению муниципальным имуществом Качканарского городского округа не является органом государственной регистрации прав, таковым органом является управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии.
При этом, действующее законодательство не предусматривает соответствующий отказ на строение, в данном случае на садовый домик. Возможны иные способы передачи недвижимого имущества в муниципальную собственность, в том числе по безвозмездным сделкам.
Кроме того, порядок постановки на учет недвижимого имущества в качестве бесхозяйного, утвержден приказом Минэкономразвития России от 10 декабря 2015 г. N 931 «Порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей» и в данном случае заявителем КУМИ по КГО не соблюден.
В соответствии с ч.2 ст. 293 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, признав, что недвижимая вещь не имеет собственника или собственник недвижимой вещи неизвестен и она принята на учет в установленном порядке, принимает решение о признании права муниципальной собственности либо собственности города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя на эту вещь.
Таких обстоятельств по делу не установлено.
До настоящего времени собственником спорного недвижимого имущества значится Оберюхтин А.Н. (л.д.26-32), соответствующая в установленном порядке регистрация и постановка на учет имущества: земельного участка в качестве бесхозяйного не производилась, что препятствует передаче такого имущества в муниципальную собственность в качестве бесхозяйного. Спорное имущество до настоящего времени имеет собственника. Спорное имущество не является бесхозяйным, таковым в установленном порядке не признавалось.
При указанных обстоятельствах суд не усматривает оснований для удовлетворения заявления КУМИ по КГО.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194–197, 293 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении заявления Комитету по управлению муниципальным имуществом Качканарского городского округа о признании права муниципальной собственности на недвижимое имущество:
- земельный участок с кадастровым номером №
- здание (садовый дом) с кадастровым номером №, находящиеся по адресу: <данные изъяты> в качестве бесхозяйного – отказать.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи жалобы через Качканарский городской суд.
Судья Качканарского городского суда А.В. Козлова