ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-4320/2022 от 08.08.2022 Раменского городского суда (Московская область)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

08 августа 2022 года г.Раменское М.о.

Раменский городской суд Московской области

в составе: председательствующего судьи Аладина Д.А.,

при секретаре Громовой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к АО «Мособлэнерго» о понуждении выполнения приема в эксплуатацию и опломбировании электросчетчика,

установил:

ФИО2 обратился в суд с иском к АО «Мособлэнерго», которым просил понудить ответчика произвести проверку, опломбирование и списание показаний его электросчетчиков и выдать акт о введение в эксплуатацию электроприборов, для заключения прямого договора электроснабжения с ТО «Южная» АО «Мосэнергосбыт», мотивируя свои требования тем, что в течение длительного срока не может заключить прямой договор энергоснабжения с энергопоставляющей организацией. На его письменные обращения гарантирующий поставщик фактически ответил отказом. Таким образом, филиал «Мосэнерго» Раменские электросети уклоняются от выполнения своих прямых обязанностей и препятствуют заключению прямого договора электроснабжения с ТО «Южная» АО «Мосэнергосбыт».

В судебное заседание истец ФИО2 не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещался надлежащим образом. Ранее в судебном заседании настаивал на удовлетворении исковых требований в полном объеме.

Представитель ответчика АО «Мособлэнерго» ФИО2 в удовлетворении иска возражал, просил отказать по доводам письменных возражений.

Представитель третьего лица АО «Мосэнергосбыт» ФИО2 в удовлетворении иска возражала, просила отказать по доводам письменных возражений.

На основании ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судом определено провести судебное разбирательство при указанной явке.

Суд, заслушав доводы сторон, исследовав материалы дела, находит исковые требования не подлежащими удовлетворению. При этом суд исходит из следующего.

Согласно п. п. 1 - 3 ст. 539 Гражданского кодекса РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.

Договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии (п. 2 ст. 539 ГК РФ).

К отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным настоящим Кодексом, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними (п. 3 ст. 539 ГК РФ).

Отношения между исполнителями и потребителями услуги по электроснабжению, порядок начисления оплаты за оказанные услуги, установка и замена приборов учета регламентируются Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от N 354 и Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от N 442 "О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии" (далее - Правила).

В силу п. 1 ст. 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон, порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

Так, пункт 1 статьи 7 Федеральный закон от N 217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" относит к целям деятельности садоводческого или огороднического некоммерческого товарищества создание благоприятных условий для ведения гражданами садоводства и огородничества (обеспечение тепловой и электрической энергией, водой, газом, водоотведения, обращения с твердыми коммунальными отходами, благоустройства и охраны территории садоводства или огородничества, обеспечение пожарной безопасности территории садоводства или огородничества и иные условия).

Кроме того, к полномочиям правления товарищества относится принятие решений о заключении договоров с организациями, осуществляющими снабжение тепловой и электрической энергией, водой, газом, водоотведение, благоустройство и охрану территории садоводства или огородничества, обеспечение пожарной безопасности и иную деятельность, направленную на достижение целей товарищества (подпункт 5 пункта 7 статьи 18 поименованного закона).

Согласно п. 8 (5) постановления Правительства РФ от N 861 "Об утверждении Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам администратора торговой системы оптового рынка и оказания этих услуг и Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям" (далее по тексту - постановление Правительства РФ от N 861) в случае технологического присоединения энергопринимающих устройств, относящихся к имуществу общего пользования, расположенному в границах территории садоводства или огородничества, а также энергопринимающих устройств, принадлежащих гражданам, осуществляющим ведение садоводства или огородничества на земельных участках, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, или иным правообладателям объектов недвижимости, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, заявка на технологическое присоединение этих энергопринимающих устройств подается в сетевую организацию садоводческим или огородническим некоммерческим товариществом (при наличии).

При этом садоводческое или огородническое некоммерческое товарищество не вправе отказаться от подачи в сетевую организацию заявки на технологическое присоединение принадлежащих указанным лицам энергопринимающих устройств, а также препятствовать сетевой организации в осуществлении технологического присоединения таких энергопринимающих устройств и требовать за это плату.

На основании абз. 3 ст. 4 Федерального закона от N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" сетевая организация или иной владелец объектов электросетевого хозяйства, к которым в надлежащем порядке технологически присоединены энергопринимающие устройства или объекты электроэнергетики, не вправе препятствовать передаче электрической энергии на указанные устройства или объекты и (или) от указанных устройств или объектов, в том числе заключению в отношении указанных устройств или объектов договоров купли-продажи электрической энергии, договоров энергоснабжения, договоров оказания услуг по передаче электрической энергии, и по требованию собственника или иного законного владельца энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики в установленные законодательством Российской Федерации сроки обязаны предоставить или составить документы, подтверждающие технологическое присоединение и (или) разграничение балансовой принадлежности объектов электросетевого хозяйства и энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики и ответственности сторон за нарушение правил эксплуатации объектов электросетевого хозяйства. Указанное лицо в установленном порядке также обязано осуществлять по требованию гарантирующего поставщика (энергосбытовой, сетевой организации) действия по введению полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии такими энергопринимающими устройствами или объектами электроэнергетики и оплачивать стоимость потерь, возникающих на находящихся в его собственности объектах электросетевого хозяйства.

Согласно п. 36 Постановления Правительства РФ от N 442 "О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии" документами, подтверждающими технологическое присоединение в установленном порядке к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств, в отношении которых подано заявление о заключении договора, являются акт о технологическом присоединении, составленный и подписанный потребителем и сетевой организацией (иным владельцем объектов электросетевого хозяйства, производителем электрической энергии (мощности)), к чьим сетям (энергетическим установкам) присоединены энергопринимающие устройства потребителя, и (или) акт разграничения балансовой принадлежности электросетей.

Исходя из абз. 3 ст. 4 Федерального закона от N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", документом, подтверждающим технологическое присоединение, является не только акт о технологическом присоединении, но это может быть акт разграничения балансовой принадлежности электросетей.

Согласно абз. 2 п. 37 Постановление Правительства РФ от N 442 "О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии" (далее - постановление Правительства РФ от N 442) заявитель, в случае если сетевая организация или иной владелец объектов электросетевого хозяйства, к которым присоединены энергопринимающие устройства, в отношении которых подано заявление о заключении договора, отказывается или уклоняется от составления и предоставления заявителю документов, подтверждающих технологическое присоединение и (или) разграничение балансовой принадлежности, направляет гарантирующему поставщику заявление о заключении договора с приложением к нему документов, имеющихся у заявителя на дату направления заявления, а также документов, подтверждающих факт обращения заявителя к сетевой организации или иному владельцу объектов электросетевого хозяйства в целях получения таких документов. При отсутствии документов, подтверждающих технологическое присоединение в установленном порядке к электрическим сетям энергопринимающих устройств, в отношении которых подано заявление о заключении договора, и (или) разграничение балансовой принадлежности, гарантирующий поставщик не вправе отказать заявителю в заключении договора энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) и вправе самостоятельно запрашивать и безвозмездно получать недостающие документы и информацию у сетевой организации или иного владельца объектов электросетевого хозяйства, к которым присоединены указанные энергопринимающие устройства. В силу п. 34 постановления Правительства РФ от N 442 потребитель (покупатель), имеющий намерение заключить с гарантирующим поставщиком договор энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) (далее - заявитель), предоставляет гарантирующему поставщику заявление о заключении соответствующего договора и, если иное не установлено в пунктах 35, 74 и 106 настоящего документа, следующие документы:

документы, подтверждающие технологическое присоединение (в том числе и опосредованно) в установленном порядке к объектам электросетевого хозяйства сетевой организации энергопринимающих устройств, о снабжении электрической энергией которых указано в заявлении о заключении договора (не предоставляются в случаях отсутствия таких документов у заявителя в соответствии с пунктом 37 настоящего документа);

В случае направления заявления о заключении договора энергоснабжения гражданином, осуществляющим ведение садоводства или огородничества на земельном участке, расположенном в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд (далее - территория садоводства или огородничества), энергопринимающие устройства которого ранее были подключены к электрическим сетям в рамках технологического присоединения садоводческого или огороднического некоммерческого товарищества, при отсутствии документов, предусмотренных абзацем шестым настоящего пункта, представляются документы, подтверждающие наличие членства в таком товариществе на дату осуществления сетевой организацией мероприятий по технологическому присоединению энергопринимающих устройств, принадлежащих такому товариществу, или иные документы, подтверждающие наличие фактического технологического присоединения энергопринимающих устройств заявителя к объектам электросетевого хозяйства.

Анализ данных норм позволяет прийти к выводу, что гражданин, желающий заключить прямой договор энергоснабжения, вправе представить любой документ, подтверждающий фактическое технологическое присоединение, поскольку перечень документов не конкретизирован, это могут быть и платежные документы о внесении платы за электроэнергию.

Как установлено в судебном заседании и подтверждается материалами дела, что ФИО2 в адрес АО «Мосэнергосбыт» направлено заявление (вх. № от .) о заключении договора энергоснабжения в отношении объекта, расположенного по адресу: .

К заявлению приложены документы, подтверждающие наличие фактического технологического присоединения энергопринимающих устройств заявителя к объектам электросетевого хозяйства, а именно членская книжка садовода, акт разграничения балансовой принадлежности электросетей, составленный 2020г. между ФИО2 и СНТ «Союз», акт опломбировки счетчика электроэнергии.

Письмом от . № АО «Мосэнергосбыт» сообщил ФИО2 о готовности к заключению договора энергоснабжения при условии предоставления недостающих документов, а именно документа о допуске в эксплуатацию прибора учета.

В соответствии с п. 81. Правил N 354 оснащение жилого или нежилого помещения приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником жилого или нежилого помещения.

Ввод установленного прибора учета в эксплуатацию, то есть документальное оформление прибора учета в качестве прибора учета, по показаниям которого осуществляется расчет размера платы за коммунальные услуги, осуществляется исполнителем в том числе на основании заявки собственника жилого или нежилого помещения, поданной исполнителю.

Согласно п. 145 Основных положений N 442 обязанность по обеспечению оснащения энергопринимающих устройств потребителей, объектов по производству электрической энергии (мощности) производителей электрической энергии (мощности) на розничных рынках, объектов электросетевого хозяйства сетевых организаций приборами учета, а также по обеспечению допуска установленных приборов учета в эксплуатацию возлагается на собственника энергопринимающих устройств, объектов по производству электрической энергии (мощности) и объектов электросетевого хозяйства соответственно.

Обязанность по обеспечению эксплуатации установленного и допущенного в эксплуатацию прибора учета, сохранности и целостности прибора учета, а также пломб и (или) знаков визуального контроля, снятию и хранению его показаний, своевременной замене возлагается на собственника такого прибора учета.

При этом под эксплуатацией прибора учета для целей настоящего документа понимается выполнение действий, обеспечивающих функционирование прибора учета в соответствии с его назначением на всей стадии его жизненного цикла со дня допуска его в эксплуатацию до его выхода из строя, включающих в том числе осмотры прибора учета, техническое обслуживание (при необходимости) и проведение своевременной поверки.

В соответствии с п. 8 ст. 13 Федерального закона от N 261-ФЗ "Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации": действия по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, вправе осуществлять лица, отвечающие требованиям, установленным законодательством Российской Федерации для осуществления таких действий.

АО «Мособлэнерго» является сетевой организацией, которая осуществляет поставку электроэнергии по договору оказания услуг с гарантирующим поставщиком.

Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам совершенствования организации учета электрической энергии» вступили в силу изменения Раздела X «Правил организации учета электрической энергии на розничных рынках», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от (далее - Основные положения).

Согласно вышеуказанным изменениям, сетевая организация обеспечивает коммерческий учет электрической энергии в отношении непосредственно или опосредованно присоединенных к сетям организации энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, приобретающих электрическую энергию на розничных рынках.

В соответствии с пунктом 141 Основных положений, с для учета электрической энергии (мощности) подлежат установке приборы учета, соответствующие требованиям к приборам учета электрической энергии, которые могут быть присоединены к интеллектуальной системе учета электрическойэнергии (мощности), в соответствии с правилами предоставления доступа к минимальному набору функций интеллектуальных систем учета электрической энергии (мощности), если иное не установлено пунктом 145 настоящего документа, с учетом установленных пунктом 150 настоящего документа особенностей оснащения приборами учета многоквартирных домов, разрешение на строительство которых выдано после До сетевые организации (гарантирующие поставщики) вправе осуществлять установку приборов учета, соответствующих требованиям, предусмотренным указанными правилами.

В соответствии с пунктом 153 Основных положений, Сетевые организации осуществляют допуск в эксплуатацию приборов учета, которые установлены для обеспечения коммерческого учета электрической энергии (мощности) в отношении непосредственно или опосредованно присоединенных к принадлежащим им на праве собственности или ином законном основании объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии (мощности), объектов по производству электрической энергии (мощности) на розничных рынках и объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, за исключением коллективных (общедомовых) приборов учета электрической энергии, с приглашением иных лиц, указанных в пункте 151 настоящего документа.

Согласно пункту 153 Основных положений, Сетевые организации осуществляют допуск в эксплуатацию приборов учета электрической энергии, установленных в процессе технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям.

Как указывает ответчик энергопринимающие устройства ФИО2 являются присоединенными к сетям ответчика опосредованно через сети СНТ «Союз» и для допуска в эксплуатацию приборов учета электрической энергии ФИО2 у АО «Мособлэнерго»нет оснований по следующим причинам: существующие приборы учета электрической энергии не соответствуют требованиям Постановления Правительства Российской Федерации от «О порядке предоставления доступа к минимальному набору функций интеллектуальных систем учета электрической энергии (мощности)», так как данные модели счетчиков невозможно присоединить к интеллектуальной системе учета; отсутствует действующий договор энергоснабжения с гарантирующим поставщиком, ведущим деятельность на территории ; отсутствует заключенный договор об осуществлении опосредованного технологического присоединения к электрическим сетям Ответчика.

(вх. от ) в адрес АО «Мособлэнерго» от ФИО2 поступило заявление о допуске приборов учета электрической энергии в эксплуатацию, установленных в отношении энергопринимающих устройств ФИО2

В ответ на вышеуказанное заявление была проведена проверка приборов учета электрической энергии, установленных в отношении энергопринимающих устройств ФИО2

По результатам проверки были подготовлены Акт о проведении проверки измерительного комплекса учета электрической энергии от и Акт о проведении проверки измерительного комплекса учета электрической энергии от .

Приборы учета электрической энергии, установленные в отношении энергопринимающих устройств ФИО2, были признаны АО «Мособлэнерго» не пригодными к эксплуатации в связи с выявленными замечаниями.

вышеуказанные Акты были направлены ФИО2 по электронной почте.

Таким образом, совокупность исследованных доказательств с учетом их относимости и допустимости (ст. 67 ГПК РФ) позволяют прийти к выводу о несостоятельности требований истца, что является основанием для отказа в иске в полном объеме.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Исковые требования ФИО2 к АО «Мособлэнерго» Раменский филиал, АО «Мосэнергосбыт» Раменские электросети о понуждении филиал «Мосэнерго» Раменские электросети произвести проверку, опломбирование и списание показаний электросчетчиков и выдать акт о введение в эксплуатацию электроприборов, для заключения прямого договора электроснабжения с ТО «Южная» АО «Мосэнергосбыт» – оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Раменский городской суд в апелляционном порядке в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения.

Судья:

Мотивированное решение изготовлено 19.08.2022г.