Дело №
№
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
01 марта 2022 года город Владивосток
Фрунзенский районный суд города Владивостока в составе председательствующего судьи Богут Е.Б., при секретаре Зотовой А.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к ГУ – Отделение Пенсионного фонда РФ по Приморскому краю о признании незаконным отказа в назначении меры социальной поддержки, возложении обязанности,
установил:
ФИО1 обратилась в суд с иском, указав, что дата она через портал «Госуслуги» обратилась за назначением ежемесячного пособия женщине, вставшей на учет в медицинской организации в ранние сроки беременности. дата срок рассмотрения заявления продлен на 20 рабочих дней. дата ответчик запросил справку о сроках беременности, которая была предоставлена истцом.
дата в предоставлении ежемесячной выплаты отказано без принятия решения в письменном виде с указанием причин отказа.
дата истица повторно обратилась с заявлением о назначении меры социальной поддержки. Решением от дата№ в назначении меры социальной поддержки отказано по причине наличия у заявителя и членов его семьи среднедушевого дохода, превышающего величину прожиточного минимума на душу населения, в виде процентов, начисленных на остаток средств на депозитных счетах (вкладах), открытых в кредитных организациях.
Согласно справкам за 2020-2021 среднедушевой доход истца за период с апреля 2020 по март 2021 составил 12 057,73 руб. Согласно постановлению Правительства Приморского края от 15.01.2021 №5-пп «Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения Приморского края на 2021 год» размер прожиточного минимума на душу населения составляет 13 963 руб.
Истица указывает, что не имеет иного дохода, который подлежит учету при определении размера среднедушевого дохода семьи, дохода в виде процентов, начисленных на остаток средств на депозитных счетах (вкладах), каких-либо депозитных счетов (вкладов), открытых в кредитных организациях, при этом ответчик неверно трактует сведения справок о доходах, представленных налоговым агентом – АО «Тинькофф Банк».
Уточнив требования, просит признать незаконным отказ ГУ – Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Приморскому краю от дата№ в назначении ежемесячного пособия в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 28.06.2021 № 1037 «Об утверждении Правил назначения и выплаты ежемесячного пособия женщине, вставшей на учет в медицинской организации в ранние сроки беременности, и ежемесячного пособия на ребенка в возрасте от 8 до 17 лет в части, не определенной Федеральным законом «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», а также перечня документов (копий документов, сведений), необходимых для назначения указанных пособий, и форм заявлений об их назначении»; обязать ответчика принять решение о назначении истцу ежемесячного пособия с сентября 2021; взыскать расходы по государственной пошлине в размере 300 руб., расходы по оплате юридических услуг в сумме 27 000 руб.
В судебном заседании представитель истца уточненные требования поддержала. Представила справку, подтверждающую факт беременности истца.
Представитель ответчика, будучи извещенным надлежащим образом о дате судебного заседания, не явился, причина неявки суду не известна. Ранее в судебном заседании представил письменные возражения на иск, в которых просил в удовлетворении исковых требований отказать.
Руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, суд определил рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика.
Выслушав представителя истца, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 9 Федерального закона от 19.05.1995 N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" право на ежемесячное пособие женщине, вставшей на учет в медицинской организации в ранние сроки беременности, имеют женщины в случае, если срок их беременности составляет шесть и более недель, они встали на учет в медицинских организациях в ранние сроки беременности (до двенадцати недель) и размер среднедушевого дохода их семей не превышает величину прожиточного минимума на душу населения в субъекте Российской Федерации по месту их жительства (пребывания) или фактического проживания, установленную в соответствии с Федеральным законом от 24 октября 1997 года N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" на дату обращения за назначением указанного пособия.
Судом установлено и из материалов дела следует, что истец дата через портал «Госуслуги» обратилась за назначением ежемесячного пособия женщине, вставшей на учет в медицинской организации в ранние сроки беременности.
дата в предоставлении ежемесячной выплаты отказано без принятия решения в письменном виде с указанием причин отказа.
дата истица повторно обратилась с заявлением о назначении меры социальной поддержки.
Решением от дата№ в назначении меры социальной поддержки отказано по причине наличия у заявителя и членов его семьи среднедушевого дохода, превышающего величину прожиточного минимума на душу населения, в виде процентов, начисленных на остаток средств на депозитных счетах (вкладах), открытых в кредитных организациях.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июня 2021 года N 1037 утверждены Правила назначения и выплаты ежемесячного пособия женщине, вставшей на учет в медицинской организации в ранние сроки беременности, и ежемесячного пособия на ребенка в возрасте от 8 до 17 лет в части, не определенной Федеральным законом "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей".
Согласно абзацу 3 указанных Правил, заявления о назначении пособий, подаются в территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации по формам, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июня 2021 г. N 1037 "Об утверждении Правил назначения и выплаты ежемесячного пособия женщине, вставшей на учет в медицинской организации в ранние сроки беременности, и ежемесячного пособия на ребенка в возрасте от 8 до 17 лет в части, не определенной Федеральным законом "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей", а также перечня документов (копий документов, сведений), необходимых для назначения указанных пособий, и форм заявлений об их назначении", для соответствующего пособия.
В соответствии с пп. «ж» п. 13 Правил основаниями для отказа в назначении пособий, предусмотренных пунктом 1 настоящих Правил, являются наличие у заявителя и членов его семьи дохода, превышающего величину прожиточного минимума на душу населения в целом по Российской Федерации, установленную на дату обращения за назначением пособий, предусмотренных пунктом 1 настоящих Правил, в виде процентов, начисленных на остаток средств на депозитных счетах (вкладах), открытых в кредитных организациях.
Подпунктом «з» пункта 18 Правил предусмотрено, что при расчете среднедушевого дохода семьи учитываются дивиденды, проценты и иные доходы, полученные по операциям с ценными бумагами и операциям с производными финансовыми инструментами, а также в связи с участием в управлении собственностью организации.
Согласно пункту 1 статьи 210 Налогового кодекса Российской Федерации при определении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьей 212 указанного Кодекса.
Как следует из ст. 41 Налогового кодекса Российской Федерации, в соответствии с настоящим Кодексом доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая в соответствии с главами "Налог на доходы физических лиц", "Налог на прибыль организаций" настоящего Кодекса.
Особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц по операциям с ценными бумагами установлены в ст. 214.1 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 1 ст. 214.1 Налогового кодекса Российской Федерации при определении налоговой базы по доходам по операциям с ценными бумагами и по операциям с производными финансовыми инструментами учитываются доходы, полученные по следующим операциям: 1) с ценными бумагами, обращающимися на организованном рынке ценных бумаг; 2) с ценными бумагами, не обращающимися на организованном рынке ценных бумаг; 3) с производными финансовыми инструментами, обращающимися на организованном рынке (п. 1 ст. 214.1 Налогового кодекса Российской Федерации); 4) с производными финансовыми инструментами, не обращающимися на организованном рынке, без учета операций с производными финансовыми инструментами, перечисленных в соответствии с подпунктом 5 настоящего пункта; 5) с производными финансовыми инструментами и иными инструментами, которые предусмотрены пунктом 1 статьи 4.1 Федерального закона "О рынке ценных бумаг".
В соответствии с пунктом 7 ст. 214.1 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи доходами по операциям с ценными бумагами признаются доходы от реализации (погашения) ценных бумаг, полученные в налоговом периоде.
В соответствии с пунктом 10 ст. 214.1 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи расходами по операциям с ценными бумагами и расходами по операциям с производными финансовыми инструментами признаются документально подтвержденные и фактически осуществленные налогоплательщиком расходы, связанные с приобретением, реализацией, хранением и погашением ценных бумаг, с совершением операций с производными финансовыми инструментами, с исполнением и прекращением обязательств по таким сделкам.
В соответствии с пунктом 12 ст. 214.1 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи финансовый результат по операциям с ценными бумагами и по операциям с производными финансовыми инструментами определяется как доходы от операций за вычетом соответствующих расходов, указанных в пункте 10 настоящей статьи.
Согласно пункту 14 ст. 214.1 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи налоговой базой по операциям с ценными бумагами и по операциям с производными финансовыми инструментами признается положительный финансовый результат по совокупности соответствующих операций, исчисленный за налоговый период в соответствии с пунктами 6 - 13.2 настоящей статьи.
Таким образом, понятие дохода по операциям с ценными бумагами изложено в ст. 214.1 Налогового кодекса РФ. Деятельность на рынке ценных бумаг подразумевает не только получение дохода, но и наличие неизбежных расходов, которые принимаются для уменьшения налогооблагаемой базы.
Из письма от дата N № ФНС России о документальном подтверждении доходов по операциям с ценными бумагами для целей НДФЛ следует, что документом, подтверждающим доходы физического лица по операциям с ценными бумагами, могут быть сведения о доходах физического лица по форме 2-НДФЛ. ФНС России также сообщает, что в соответствии со ст. 214.1 Налогового кодекса РФ финансовый результат по операциям с ценными бумагами и по операциям с финансовыми инструментами срочных сделок определяется как доходы от операций за вычетом соответствующих расходов, указанных в п. 10 ст. 214.1 Налогового кодекса РФ. Согласно приказу ФНС России от дата N № к кодам вычетов, уменьшающим налоговую базу в соответствии со ст. 214.1 Налогового кодекса РФ, относятся коды вычетов с 201 по 210.
В этой связи доход, полученный физическим лицом по операциям с ценными бумагами, следует определять с учетом понесенных расходов, что также подтверждается письмом Федеральной налоговой службы Министерства финансов Российской Федерации от дата N №
Налоговым агентом АО «Тинькофф Банк» по запросу суда представлены сведения о доходах физического лица ФИО1 по форме 2-НДФ за 2021 год.
Из сведений о доходах истицы за период 2020 – 2021 усматривается, что доход семьи ФИО1 составляет 12 176,84 руб.
Постановлением Правительства Приморского края от 15.01.2021 № 5-пп "Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения Приморского края на 2021 год" установлена величина прожиточного минимума в Приморском крае на 2021 год на душу населения – 13 963 руб.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о признании незаконным отказа ГУ – Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Приморскому краю в назначении ФИО1, вставшей на учет в медицинской организации в ранние сроки беременности, ежемесячного пособия в соответствии с Постановлением Правительства РФ от дата№.
Пунктом 39 Постановления Правительства РФ от 28.06.2021 N 1037 предусмотрено, что ежемесячное пособие женщине, вставшей на учет в медицинской организации в ранние сроки беременности, назначается при обращении женщины после наступления 12 недель беременности и выплачивается за период, начиная с месяца постановки на учет в медицинской организации, но не ранее наступления 6 недель беременности, до месяца родов или прерывания беременности включительно.
Согласно справке ГБУЗ «ПКПЦ» от дата№ ФИО1 состоит на учете в женской консультации с дата – <...>.
С заявлением о назначении пособия истец изначально обратилась дата, повторно дата, то есть в пределах 30 дней - с даты постановки на учет в медицинскую организацию, следовательно, ежемесячное пособие подлежит назначению истцу с сентября 2021.
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ в пользу истца подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 руб.
С учетом характера спора, объема выполненной представителем работы, суд находит разумными и подлежащими взысканию расходы истца на оплату услуг представителя по правилам ст. 100 ГПК РФ в размере 15 000 руб.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковое заявление ФИО1 удовлетворить частично.
Признать незаконным отказ ГУ – Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Приморскому краю от 28.09.2021 № в назначении ФИО1, дата года рождения, вставшей на учет в медицинской организации в ранние сроки беременности, ежемесячного пособия в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 28.06.2021 № 1037 «Об утверждении Правил назначения и выплаты ежемесячного пособия женщине, вставшей на учет в медицинской организации в ранние сроки беременности, и ежемесячного пособия на ребенка в возрасте от 8 до 17 лет в части, не определенной Федеральным законом «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», а также перечня документов (копий документов, сведений), необходимых для назначения указанных пособий, и форм заявлений об их назначении».
Обязать ГУ – Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Приморскому краю принять решение о назначении ФИО1, дата года рождения, вставшей на учет в медицинской организации в ранние сроки беременности, ежемесячного пособия в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 28.06.2021 № 1037 «Об утверждении Правил назначения и выплаты ежемесячного пособия женщине, вставшей на учет в медицинской организации в ранние сроки беременности, и ежемесячного пособия на ребенка в возрасте от 8 до 17 лет в части, не определенной Федеральным законом «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», а также перечня документов (копий документов, сведений), необходимых для назначения указанных пособий, и форм заявлений об их назначении» с сентября 2021 года.
Взыскать с ГУ – Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Приморскому краю в пользу ФИО1 расходы по государственной пошлине в размере 300 руб., расходы по оплате юридических услуг в сумме 15 000 руб.
В удовлетворении остальной части требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд через Фрунзенский районный суд г. Владивостока в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме – 09.03.2022.
Судья Е.Б. Богут