ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-4323/2023 от 07.12.2023 Первоуральского городского суда (Свердловская область)

66RS0044-01-2023-004505-77Дело 2-4323/2023

Решение

именем Российской Федерации

07 декабря 2023 года Первоуральский городской суд Свердловской области

в составе: председательствующего Карапетян Е.В.,

при секретаре Хасановой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Медведевой Татьяны Валерьевны к Администрации городского округа Первоуральск об установлении и выплате пенсии за выслугу лет с даты первого обращения,

установил:

Медведева Т.В. обратилась в суд с исковым заявлением к Администрации городского округа Первоуральск с требованиями о назначении ей и выплате пенсии за выслугу лет (стаж муниципальной службы свыше 25 лет) с момента первого обращения, то есть с ДД.ММ.ГГГГ.

В обоснование заявленных требований истец Медведева Т.В. указала, что ДД.ММ.ГГГГ она уволилась по собственному желанию из Администрации городского округа Первоуральск, где являлась муниципальным служащим. Руководствуясь решением Первоуральской городской Думы от 27 октября 2011 года № 421 «Об утверждении положения о назначении и выплате пенсии за выслугу лет лицам замещающий муниципальные должности и должности муниципальной службы Городского округа Первоуральск» она подала одновременно заявление об установлении ей пенсии за выслугу лет.

Её стаж муниципальной службы свыше 25 лет, она занимала должность муниципальной службы более 5 лет (перечисленные факты подтверждены ответчиком в письме от ДД.ММ.ГГГГ) и, согласно пункту 2.2. Положения, имеет право на пенсию за выслугу лет при увольнении. Однако в установлении пенсии за выслугу лет ей было отказано. Ответчик сослался на пункт 2.4. Положения, где предусмотрено, что такая пенсия назначается к страховой пенсии, и не ранее чем назначена страховая пенсия.

С решением Администрации она не согласна по следующим причинам.

1. Положение содержит коллизию норм (п. 2.2. и п. 2.4.), которая разрешена ответчикам в свою пользу с нарушением общей теории права, восходящий к римскому праву, где в случае конкуренции норм общего (generalis) и специального (specialis) характера предпочтение при толковании и применении должно отдаваться специальным нормам, регулирующим одни и те же общественные отношения. (Lex specialis derogat generali (с лат. — «специальный закон отменяет (вытесняет) общий закон»), что не позволяет считать решение ответчика законным. Такое положение усугубляется совпадением автора и правоприменителя в одном лице и в конечном счете может породить произвол и беззаконие, поставить под сомнение верховенство права, как один из ведущих принципов правового государства.

В имеющихся обстоятельствах разрешение ответчиком коллизии норм в свою пользу с нарушением известного порядка заслуживает особого внимания суда и судебной оценки.

Обстоятельства, указанные в иске, а также отсутствие судебной практики по применению Положения, побудили ее в порядке подготовки к судебному спору обратиться к специалисту - судебному эксперту в области филологии с рядом вопросов о том, как носителем языка может быть понят смысл норм п. 2.2., п. 2.4 Положения.

Исходя из заключения специалиста, фиксируется филологическое, общесмысловое языковое / текстовое (не юридическое) противоречие в указанных пунктах положения. Пункты 2.2. и 2.4. содержат противоречивую информацию по данному вопросу. Однако каждый из пунктов, в том числе пункт 2.2., воспринимается адресатом (гражданином, претендующим на обладание правом) как законченное смысловое целое, не предполагающее каких-либо дополнений в силу особенностей лексико-грамматического оформления текста документа (утверждение).

Основываясь на выводах эксперта, полагает, что она полностью соответствую спецсубъекту пункта 2.2. Положения, соответственно, вправе рассчитывать на приоритетное применение этой нормы, согласно известному порядку разрешения коллизии норм.

Понятие «право на пенсию» в 2.2. Положения, представляет собой максимально широкое (родовое) понятие и включает в себя право на установление пенсии и право на выплату пенсии, поэтому ответчик обязан, руководствуясь исключительно п. 2.2., установить и выплачивать ей пенсию.

В резолютивной части письма от ДД.ММ.ГГГГ Администрация сообщает, что право на пенсию по выслуге лет у нее уже есть, а возможности для реализации этого права ещё нет. Данное сообщение она затрудняется понять и полагает, что оно так же противоречит теории права.

Право на пенсию не является абсолютным, это субъективное право, предусмотренное для удовлетворения интересов управомоченного лица, обеспеченное юридическими обязанностями других лиц. Реализация этого права возможна лишь в правоотношениях с плательщиком (в данном случае — орган местного самоуправления - им это право и реализуется).

Она возражает относительно доводов ответчика, что не имеет права обращаться за пенсией по выслуге лет до достижения срока установления страховой пенсии. Ответчик, признав ее право, не может, не нарушая собственного решения, отказаться от исполнения коррелирующей обязанности. К тому же текст письма прямого отказа установить и платить ей пенсию не содержит, она понимает, что достаточно заполнить бланк нужной формы, и решение сложится в ее пользу.

Просит возложить на Администрацию городского округа Первоуральск обязанность установить и выплачивать ей пенсию за выслугу лет с даты первого обращения

В ходе судебного заседания истец Медведева Т.В. поддержала доводы, изложенные в исковом заявлении, в обосновании которых указала, что ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в Администрацию о выплате ей пенсии по выслуге лет. Ответчик подтвердил ее право, сообщив при этом, что оснований для реализации такого права она не имеет, несмотря на то, что в государственной муниципальной службе ею отработано 25 лет 03 месяца 29 дней: военная служба и 09 лет 08 месяцев - в администрации – муниципальная служба.

Ответ на обращение был дан ДД.ММ.ГГГГ, который получен ею значительно позднее. Свое право она основывает на решении Первоуральской городской Думы от 27.10.2011. Администрация воспользовалась своим правом и самостоятельно определила данные основания. Согласно Положению необходимо 25 лет стажа в муниципальной службе, необходимо проработать не менее 5 лет на одной и той же должности, которые она проработала, а также необходимо увольнение по собственному желанию, возраст значения не имеет. Полагает, что указываемые ответчиком пункты, распространяются только на тех людей, которые увольняются в связи с выходом на пенсию. Достижение пенсионного возраста на ее право никак не влияет, никакой связи с возрастом в пункте нет. Она достигла возраста 50 лет. Условий о достижении определенного возраста данное положение в ее случае не содержит, необходим стаж для категории лиц, к которым она относится. Спор между нею и Администрацией смещается в теоретическую часть, что для нее странно. Для своих выводов она пользовалась учебником «Теория государства и права» автора Серых от 28.01.2004 № 282, издание 6.

В решении от ДД.ММ.ГГГГ, которое оформлено в виде письма, указано, что право у нее имеется, а далее вместо указания обязанностей и порядка исполнения следует сообщение, что в соответствии с пунктом 2.4 Положения «Пенсия за выслугу лет устанавливается к страховой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с федеральным законодательством, и выплачивается со дня подачи заявления, но не ранее чем со следующего дня после увольнения с муниципальной должности, должности муниципальной службы и назначения страховой пенсии, что право на пенсию за выслугу лет у нее имеется, но реализовать его она сможете только после назначения страховой пенсии.

У Администрации нет процессуальных норм, Регламента, порядка, которые бы закрепляли необходимый порядок действий, соответственно, данное сообщение нельзя признать законным. Администрация ставит ей условия, предъявляя условия за пределами своих полномочий. Пункт 2.2. спорит с пунктом 2.4. Категория, к которой она относится, не является исключение из пункта 2.11. Данный пункт должен быть применен к ней.

В обосновании требований, указанных в исковом заявлении она писала, что это коллизия, в пункте 2.2. говорится, что она имеет право до выхода на страховую пенсию, в пункте 2.4. не ранее чем ей будет назначена страховая пенсия. Это взаимоисключающие обстоятельства. Сам раздел «Условия назначения пенсии по выслуге лет» в пункте 2.1. указан перечень лиц, к которым она не относится, пенсия лицам из пункта 2.1. устанавливается, а лицам из пункта 2.2. не устанавливается. Пункт 2.4. описывает, как она устанавливается, при этом есть пункт, регламентирующий порядок назначения пенсии. Данные понятия она разграничить между собой не может, так как отсутствует Регламент. Пенсия назначается распоряжением Главы Администрации, на это указывает п 3.2.. В случае отказа в назначении пенсии также должно быть распоряжение. Учитывая, что распоряжения Главы Администрации в части отказа у нее нет, соответственно, отсутствует основание не выплачивать ей пенсию. Заявление ею составлено по форме, только она убрала часть текста, где говорится о страховой пенсии, все остальное содержание заявления соответствует форме. Ответ Администрации она расценивает как переписку, так как по ее заявлению решение отсутствует.

Представитель ответчика Махнутин В.С., действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, срок действия которой до ДД.ММ.ГГГГ, доводы истца Медведевой Т.В. считает незаконными, неподлежащими удовлетворению.

Право на пенсию за выслугу лет определено пунктом 2.2 Положения «О назначении и выплате пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности, и должности муниципальной службы городского округа Первоуральск», утвержденного Решением Первоуральской городской Думы от 27 октября 2011 года № 421 (в редакции Решения от 30 ноября 2017 года № 33) и возникает, если гражданин, замещавший должность муниципальной службы не менее пяти лет непосредственно перед увольнением с муниципальной службы, при наличии стажа муниципальной службы не менее 25 лет до приобретения права на страховую пенсию по старости (инвалидности) имеет право на пенсию за выслугу лет при прекращении трудового договора, освобождения от замещаемой должности муниципальной службы и увольнении с муниципальной службы в связи с расторжением трудового договора по инициативе муниципального служащего».

При этом в соответствии с пунктом 2.4 Положения пенсия за выслугу лет устанавливается к страховой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с федеральным законодательством, и выплачивается со дня подачи заявления, но не ранее чем со следующего дня после увольнения с муниципальной должности, должности муниципальной службы и назначения страховой пенсии».

На обращение истца был дан ответ. Само обращение Медведевой Т.В. было оформлено не по установленной форме. Никто её право не оспаривал, но ей необходимо было предоставить документы, которые были представлены не в полном объеме, тогда бы ответ был по существу. Право у истца есть, оно может быть реализовано при наступлении определённых обстоятельств. Пенсия по выслуге лет назначается при наступлении права на страховую пенсию. Фактически дано право, которое есть у истца, но условие, которое необходимо, еще не наступило. У истца нет права на страховую пенсию, она не достигла возраста. Истец не обжаловала ответ, поэтому ответчик считает его действующим. Необходимо представить справку из Пенсионного фонда, но истец не сможет это сделать, потому что справку ей такую не дают, так как у истца нет пока права на страховую пенсию. Истец предоставила не полный пакет документов. Учитывая, что было обращение, а без ответа обращение гражданина оставить нельзя, в связи с чем в форме ответа, а не решении, было указано, что не в правильной форме заполнено заявление. Также было указано, что не хватает справок. Если бы была приложена справка, то было бы вынесено решение. Основания для возникновения данного права у Медведевой Т.В. есть, но не в назначении пенсии. На это было указано и в письме, которое сама истец то считает, то не считает отказом. Считает, что фактически у истца произошли разночтения при прочтении пункта 2.2. Граждан, замещающий службу на протяжении 5 лет перед увольнением, слова до приобретения относится к стажу 25 лет, сразу оплачивается при наступлении определённых обстоятельств. Лица, имеющие право за выслугу лет, могут обратиться за ее назначением, но не ранее чем до выхода на пенсию по старости и т.д.

Доводы ответчика изложены в отзыве, который отдельным текстом приобщен к материалам гражданского дела.

Выслушав истца, представителя ответчика, исследовав материалы по делу, суд приходит к следующему.

Муниципальная служба в силу части 1 статьи 2 Федерального закона от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" представляет собой профессиональную деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта).

Муниципальным служащим в соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" является гражданин, исполняющий в порядке, определенном муниципальными правовыми актами в соответствии с федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации, обязанности по должности муниципальной службы за денежное содержание, выплачиваемое за счет средств местного бюджета.

Под должностью муниципальной службы понимается должность в органе местного самоуправления, аппарате избирательной комиссии муниципального образования, которые образуются в соответствии с уставом муниципального образования, с установленным кругом обязанностей по обеспечению исполнения полномочий органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования или лица, замещающего муниципальную должность (часть 1 статьи 6 Федерального закона от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации").

Содержание и специфика профессиональной служебной деятельности государственных гражданских служащих на должностях государственной гражданской службы Российской Федерации, а также профессиональной деятельности муниципальных служащих на должностях муниципальной службы, характер выполняемых ими функций, предъявляемые к ним квалификационные требования и ограничения, связанные с прохождением государственной гражданской и муниципальной службы, обусловливают особый правовой статус государственных гражданских и муниципальных служащих.

В соответствии с пунктами "ж" и "н" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Пунктом 11 части 1 статьи 52 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" предусмотрено, что в целях обеспечения правовой и социальной защищенности гражданских служащих (как федеральных, так и субъектов Российской Федерации) им гарантируется государственное пенсионное обеспечение в порядке и на условиях, установленных федеральным законом о государственном пенсионном обеспечении граждан Российской Федерации, проходивших государственную службу.

В соответствии с Федеральным законом от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" муниципальный служащий имеет право на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 12 части 1 статьи 11), в области пенсионного обеспечения на него в полном объеме распространяются права государственного гражданского служащего, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (часть 1 статьи 24); муниципальному служащему гарантируется пенсионное обеспечение за выслугу лет (пункт 5 части 1 статьи 23).

Устанавливая взаимосвязь муниципальной и государственной гражданской службы, федеральное законодательство определило, что такая взаимосвязь обеспечивается соотносительностью основных условий государственного пенсионного обеспечения граждан, проходивших муниципальную службу, и граждан, проходивших государственную гражданскую службу (ст. 5 Федерального закона о муниципальной службе, ст. 7 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе в Российской Федерации").

Из приведенных нормативных положений следует, что пенсия за выслугу лет государственным гражданским служащим и пенсионное обеспечение за выслугу лет муниципальным служащим являются государственным пенсионным обеспечением, Эти выплаты осуществляются одновременно с выплатой страховой части трудовой пенсии. Юридическая природа пенсии за выслугу лет для государственных гражданских служащих субъектов Российской Федерации и пенсионного обеспечения за выслугу лет муниципальных служащих одинаковая, а именно эти пенсии являются выплатами по государственному пенсионному обеспечению.

При этом условия предоставления права на пенсию муниципальным служащим (п. 4 ст. 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации"), размер государственной пенсии муниципального служащего (ч. 2 ст. 24 Федерального закона о муниципальной службе), дополнительные гарантии муниципальным служащим (ч. 3 ст. 23 Федерального закона о муниципальной службе) обеспечиваются за счет средств местных бюджетов на основании законов, иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и актов органов местного самоуправления.

Пенсии за выслугу лет муниципальным служащим выплачиваются дополнительно к установленным этим лицам в рамках системы обязательного пенсионного страхования трудовым пенсиям, то само по себе установление органами местного самоуправления правил исчисления таких пенсий, их размера не может рассматриваться как нарушающее право на пенсионное обеспечение и ухудшающее положение муниципальных служащих, в связи с чем оценка прав служащего на пенсионное обеспечение за счет средств местного бюджета должна производиться с учетом заявительного порядка назначения пенсии по выслуге лет и действующего в органе местного самоуправления акта, регулирующего порядок назначения таких пенсий.

Согласно ст. 12 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно.

В силу ч. ч. 1, 4 ст. 7 Федерального закона N 131-ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации" по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты. Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам) законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Особенности муниципальной службы на территории Свердловской области урегулированы Законом Свердловской области от 29.10.2007 N 136-ОЗ "Об особенностях муниципальной службы на территории Свердловской области".

В соответствии с Федеральным законом от 27.07.2004 № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" и Федеральным законом от 02.03.2007 № 25- ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации", законодателем установлена взаимосвязь гражданской службы и муниципальной службы, при чем орган местного самоуправления ограничен лишь возложенными на него правами и обязанностями не регламентируя функционал федерального законодателя.

В соответствии со ст. 56 Закона Свердловской области от 15.07.2005 № 84-03 "Об особенностях государственной гражданской службы Свердловской области" гражданин, замещавший должность государственной гражданской службы Свердловской области не менее пяти лет непосредственно перед увольнением с государственной гражданской службы Свердловской области, при наличии стажа государственной гражданской службы Свердловской области не менее 25 лет до приобретения права на страховую пенсию по старости (инвалидности) имеет право на пенсию за выслугу лет при прекращении служебного контракта, освобождении от замещаемой должности государственной гражданской службы Свердловской области и увольнении с государственной гражданской службы Свердловской области в связи с расторжением служебного контракта по инициативе государственного гражданского служащего Свердловской области.

Пенсия за выслугу лет устанавливается к страховой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с федеральным законодательством.

Право получения пенсии за выслугу лет предусмотрено Уставом Городского округа Первоуральск (принят 23.06.2005 года Решением Первоуральской Городской Думы № 94), в редакции, утвержденной Решением Городской Думы № 461 от 30.06.2016.

Гарантии для муниципального служащего устанавливаются в соответствии с федеральным законом "О муниципальной службе в Российской Федерации" и принимаемом в соответствии с ним законом Свердловской области ( ст.50 Устава).

Решением Первоуральской городской Думы от 27 октября 2011 года №421 утверждено «Положение о назначении и выплате пенсии за выслугу лет лицам замещающий муниципальные должности и должности муниципальной службы Городского округа Первоуральск»

Разделом 2 регламентированы условия назначения и размер пенсии за выслугу лет.

Согласно п. 2.2 Гражданин, замещавший должность муниципальной службы не менее пяти лет непосредственно перед увольнением с муниципальной службы, при наличии стажа муниципальной службы не менее 25 лет до приобретения права на страховую пенсию по старости (инвалидности) имеет право на пенсию за выслугу лет при прекращении трудового договора, освобождении от замещаемой должности муниципальной службы и увольнении с муниципальной службы в связи с расторжением трудового договора по инициативе муниципального служащего.

В соответствии с п. 2.4. Пенсия за выслугу лет устанавливается к страховой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с федеральным законодательством, и выплачивается со дня подачи заявления, но не ранее чем со следующего дня после увольнения с муниципальной должности, должности муниципальной службы и назначения страховой пенсии.

Стаж муниципальной службы истца Медведевой Т.В. свыше 25 лет, она занимала должность муниципальной службы более 5 лет непосредственно перед увольнением, трудовой договор расторгнут по инициативе муниципального служащего. Перечисленные факты подтверждены ответчиком в письме от ДД.ММ.ГГГГ, направленном истцу на обращение, а также не оспариваются в ходе судебного заседания.

Согласно пункту 4 статьи 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" условия предоставления права на пенсию государственным гражданским служащим субъектов Российской Федерации и муниципальным служащим за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления.

Нормативные положения Федерального закона от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" направлены на определение основных начал правового статуса муниципальных служащих в сфере государственных пенсионных отношений путем введения общего требования, предполагающего гарантирование пенсионных прав муниципальных служащих на уровне, сопоставимом с тем, какой установлен для государственных гражданских служащих. По существу, условия пенсионного обеспечения муниципального и государственного гражданского служащего должны быть сходными по своим основным параметрам, но не обязательно во всем тождественными (идентичными), а гарантии, устанавливаемые соответственно муниципальным служащим и государственным гражданским служащим в части дополнительного пенсионного обеспечения (каковым является пенсионное обеспечение за выслугу лет), должны быть аналогичными.

Учитывая, что нормативно-правовые акты органов местного самоуправления г. Первоуральска в области пенсионного обеспечения муниципальных служащих не противоречат положениям законов субъектов Российской Федерации, регулирующих сходные правоотношения о пенсионном обеспечении государственных гражданских служащих, в том числе, в части порядка назначения пенсии по выслуге лет, исходя из приведенных нормативных положений, а также установленных по делу обстоятельств, реализация права на пенсию за выслугу лет возникает у истца Медведевой Т.В. одновременно с момента назначения ей страховой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с федеральным законодательством, в связи с чем суд не находит оснований для удовлетворения требований истца.

Руководствуясь статьями 12, 56, 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

исковые требования Медведевой Татьяны Валерьевны к Администрации городского округа Первоуральск об установлении и выплате пенсии за выслугу лет с даты первого обращения, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Свердловский областной суд через Первоуральский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено 14 декабря 2023 года.

Председательствующий: Е.В.Карапетян