ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-4327/19 от 26.11.2019 Советского районного суда г. Улан-Удэ (Республика Бурятия)

Гр.дело ...

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

26 ноября 2019 года ...

Советский районный суд ... в составе судьи Богдановой И.Ю.

при секретаре Бадмаевой А.А. и помощнике ФИО1

рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО2 к ГУ «Центр по установлению и выплате пенсий Пенсионного фонда в РБ» о включении периодов в специальный стаж для повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости

у с т а н о в и л:

В суд обратился истец с названным иском указав, что просит включить в его трудовой сельский стаж периоды его работы

с 21.12.1958 по 31.07.1959 год в Агинском Госплемрассаднике Забайкальской породы овец в качестве старшего зоотехника,

с 31.07.1959 по 03.05.1963 года в Агинской Госплемстанции в качестве главного селекционера,

с 03.05.1963 по 10.05.1965 года - в Агинской племенной станции в качестве директора, искусственного осеменения сельхоз животных в качестве директора,

с 10.05.1965 по 01.04.1968 года в Агинская Госплемстанция в качестве директора

с 01.04.1968 по 07.02.1973 года – Читинское областное управление сельского хозяйства в качестве главного зоотехника по овцеводству

с 07.02.1973 по 04.12.1976 года начальник головного Племпредприятия – заместитель начальника Госплемобъединения

с 04.02.1976 по 24.12.1992 года в Читинской зональной лаборатории шерсти в качестве начальника

с 24.12.1992 по 01.09.1994 года в ТОО «Овцеводство Забайкалья» в качестве директора

перечисленные периоды работы ответчик не включил в его сельский стаж для установления повышенной пенсии.

В судебном заседании ФИО2 на требованиях настаивал, поясняя, что он более 40 лет проработал в сельском хозяйстве и имеет право на установление повышенной пенсии за работу в сельском хозяйстве. Указывал, что все организации в которых он работал занимались разведением племенного скота, все работники, в том числе и истец, большую часть своего рабочего времени проводили в колхозах и совхозах, улучшая породы животных. Некоторые организации входили в состав колхозов и совхозов или создавались на их базе. Более того, организации занимались выращиванием племенных животных которых затем продавали товарным хозяйствам (колхозам и совхозам), тем самым улучшая их производительность. Так, Госплемрассадник был организован на базе двух колхозов .... Работниками Госплемрассадника проводились работы по отбору ягнят, лучших баранов-производителей, производился подбор овцематок, которые бы давали улучшенные породы овец. В составе Госплемрассадника было четыре зоотехника и начальник. Госплемстанция представляла собой колхоз, у которого были свои земли, на них сеяли зеленку заготавливали корма, брали семя у быков-производителей. У колхоза имелась своя станция искусственного осеменения, где содержались лучшие виды животных. Читинское областное управление сельского хозяйства занималось разработкой проектов по улучшению и облегчению труда работников сельского хозяйства, в частности им были разработаны схемы кошар которые позволяли ускорить прием ягнят в несколько раз, ускорить и улучшить качество стрижки овец и т.д.. Госплемобъединение являлось племенным предприятием (колхозом) у которого было 8 отар овец со своими землями, имелись быки-производители, были конюшни. Хозяйство являлось подсобным и находилось в 30 км от ..., само Госплемобъединение находилось на окраине .... Зональная лаборатория шерсти находилась в ... и занималась улучшением породы овец. Считает, что его труд в указанные периоды был непосредственно связан с сельским хозяйством, потому необходимы периоды включить в стаж для назначения повышения пенсии.

Представитель ответчика по доверенности ФИО3 в судебном заседании возражал против требований истца поясняя, что до 1992 года наименование должности истца не имеет значения для назначения надбавки, основное требование – работа в сельском хозяйстве. С 1992 года требования об указании должности поименованной в Списке и работа именно в сельском хозяйстве, обязательны. В данном случае исходя из наименования организаций, Положений и Уставов о их деятельности и т.д., работа истца не может быть отнесена к работам в сельском хозяйстве, т.к. основным видом деятельности организаций сельское хозяйство не являлось, имело место быть предоставление услуг. Предоставление услуг в области животноводства относится к деятельности вспомогательной по отношению к сельскому хозяйству. В связи с указанным, просил в иске отказать.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Пункт 14 статьи 17 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» предусматривает установление повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности лицам, проработавшим не менее 30 календарных лет в сельском хозяйстве, не осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".

Повышение устанавливается в размере 25% суммы установленной фиксированной выплаты к соответствующей страховой пенсии, предусмотренной пунктом 1 и 2 статьи 16 Федерального закона № 400-ФЗ на весь период проживания в сельской местности.

Постановлением Правительства РФ от 29.11.2018 года № 1440 утвержден Список работ, профессий, должностей, специальностей, в соответствии с которыми устанавливается повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости к страховой пенсии по инвалидности в соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона "О страховых пенсиях" (далее Список) и Правила исчисления периодов работы (деятельности), дающих право на установление повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности (далее Правила).

Как указано в Постановлении Правительства РФ от 29.11.2018 года № 1440 Министерству труда и социальной защиты РФ поручено устанавливать по представлению Министерства сельского хозяйства РФ и по согласованию с Пенсионным фондом РФ тождество работ, производств, профессий, должностей, специальностей, предусмотренных списком работ, производств, профессий, должностей, специальностей, в соответствии с которыми устанавливается повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости, а также давать разъяснения по согласованию с Пенсионным фондом РФ о порядке применения Правил исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на установление повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона "О страховых пенсиях", утвержденных настоящим постановлением.

Список, утвержденный постановлением № 1440 основывается на Общероссийском классификаторе видов экономической деятельности (ОКВЭД 2), Общероссийском классификаторе профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОК 016-94), а также на предложениях Минсельхоза России.

Как следует из Введения Общероссийского классификатора видов экономической деятельности - ОКВЭД 2 предназначен для классификации и кодирования видов экономической деятельности и информации о них. Также указано, что экономическая деятельность имеет место тогда, когда ресурсы (оборудование, рабочая сила, технологии, сырье, материалы, энергия, информационные ресурсы) объединяются в производственный процесс, имеющий целью производство продукции (предоставление услуг).

Понятия основного вида деятельности "сельское хозяйство" законодателем и в указанном ОКВЭД не предусмотрено. При этом в соответствии с ОКВЭД 2 в разделе «Сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство», указано что растениеводство - это выращивание определенных культур, животноводство - это выращивание и разведение всех видов животных, кроме водных (код группировки от 01.4 до 01.5) и смешанное сельское хозяйство - это растениеводство и животноводство.

При этом в разделе «Животноводство» указано, что в эту группировку экономической деятельности НЕ включается код 01.62 (предоставление услуг в области животноводства) в который входят в том числе деятельность в области животноводства за вознаграждение или на договорной основе: разведение, увеличение численности и продуктивности животных, обследование состояния стада, перегонка скота, выпас скота, выбраковка, искусственное осеменение животных, услуг конюшен, стрижка овец и т.д.

Таким образом, законодатель, возлагая на Правительство Российской Федерации полномочия по утверждению Списков, изначально полагал, что не все работники сельского хозяйства за свой длительный стаж могут рассчитывать на повышение фиксированной выплаты. В этой связи концепция Списка построена исходя из непосредственной занятости лиц на работах в полевых условиях, фермах и т.п. Также Списком работ, производств, профессий, должностей, специальностей, утвержденным постановлением Правительства РФ N 1440 от 29.11.2018 предусмотрены не все работы и производства включаемые в понятие "сельское хозяйство", а только лишь три вида сельскохозяйственных работ: растениеводство, животноводство и рыбоводство.

Список построен в виде таблицы, состоящих из двух граф. Первая графа состоит из раздела с указанием наименования работ и производств сельского хозяйства по трем основным направлениям, одно из направлений «животноводство» подразумевает и прямо указано в названном разделе «разведение, содержание, уход, выращивание, ветеринарное обслуживание всех видов сельскохозяйственных животных для производства животноводческих продуктов».

Согласно Списка работ, производств, профессий, должностей, специальностей, утвержденных постановлением Правительства РФ N 1440 от 29.11.2018 работа (деятельность) в сельском хозяйстве до 01.01.1992 на территории Российской (бывшей РСФСР) засчитывается в шести типовых для советского периода сельскохозяйственных организациях (колхоз, совхоз, машино-тракторная станция, крестьянское (фермерское) хозяйство, сельско-хозяйственная артель и межколхозное предприятие). Любая работа в указанных организациях до 1992 года засчитывается в сельский стаж независимо от ее наименования и производства, также независимо от наименования профессии, специальности и занимаемой должности.

В связи с этим, первое, что подлежит уточнению при определении права на повышенную базовую часть пенсии это вид экономической деятельности хозяйства в целом, либо в его структурном подразделении.

Как следует из материалов дела, истец ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ, постоянно проживающий в сельской местности – ... РБ, ..., обратился 24.09.2019 года к ответчику ГУ Центр по установлению и выплате пенсий ПФ РФ в РБ с заявлением о перерасчете фиксированной выплаты по старости в соответствии с ч.14 ст. 17 ФЗ «О страховых пенсиях»

Решением ответчика в перерасчете пенсии отказано с указанием на отсутствие условий для перерасчета, т.к. на дату обращения истца продолжительность его работы в сельском хозяйстве составляет 03 года 06 месяцев 07 дней, при требуемой продолжительности стажа в 30 лет.

Оспаривая решение ответчика, истец указывает, что с 1958 года по 1994 год он трудился в сельском хозяйстве, потому спорные периоды работы необходимо включить в страховой стаж.

Как следует из трудовой книжки истца, он трудился в следующих организациях и должностях в периоды:

с 21.11.1958 по 31.07.1959 года в Агинском Госплемрассаднике овец в качестве старшего зоотехника, затем

с 01.08.1959 по 03.05.1963 год в связи с реорганизацией Госплемрассадника в Агинскую станцию искусственного оплодотворения, истец трудился в должности главного селекционера

с 03.05.1963 по 10.05.1965 года в той же организации – Агинская станция искусственного оплодотворения, в качестве директора

с 10.05.1965 по 01.04.1968 года в должности директора Агинской Госплемстанции

с 02.04.1968 по 07.02.1973 года в должности главного зоотехника овцеводом бонитёром в Читинском областном управлении сельского хозяйства

с 08.02.1973 по 01.11.1976 года истец назначен начальником головного племпредприятия - заместителем начальника Госплемобъединения

с 01.11.1976 по 24.11.1992 года директор Читинской зональной лаборатории шерсти

с 25.11.1992 по 01.09.1994 года в ТОО «Овцеводство Забайкалья» в качестве директора

Муниципальным Архивом Администрации МО «...» суду представлена Историческая справка из которой следует, что с 1935 по 1938 год в СССР создано 28 государственных племенных рассадников по овцеводству, в т.ч. в Агинском аймаке. При Госплемрассаднике были созданы колхозные и пять государственных пунктов искусственного осеменения, где стали проводить классовую бонитировку (оценка племенных и продуктивных качеств племенного животного – ст.2 ФЗ «О племенном животноводстве») помесного поголовья. Далее, ДД.ММ.ГГГГ Госплемрассадник переименован в Государственную станцию по племенной работе и искусственному осеменению сельскохозяйственных животных.

Как следует из Архивной справки ГКУ Государственный архив ... от ДД.ММ.ГГГГ – в материалах о работе «Агинского госплемрассадника» за 1958 года значатся такие виды деятельности – прививки и профилактические мероприятия, диагностические исследования, работа по искусственному осеменению, сдача и продажа государству продуктов животноводства, выход и сохранение молодняка, выращивание плембаранчиков. В 1959 году - «научно-исследовательские работы» и «формирование стада», в годовых отчетах за 1975-1976 годы - оспопрививание, борьба с бесплодием, противоэпизоотические мероприятия, диагностические исследования и т.д.

Таким образом, исходя из представленных суду доказательств, исходя из наименований организаций - Госплемрассадник овец, Станция искусственного оплодотворения, Госплемстанция, Госплемобъединение и видов их деятельности, с учетом того, что племенное животноводство в ст.2 ФЗ «О племенном животноводстве» определено как разведение племенных животных, производство и использование племенной продукции (материала) в селекционных целях, суд приходит к выводу, что основным видом деятельности указанных организаций не являлось разведение, содержание, уход, выращивание и ветеринарное обслуживание животных для производства животноводческих продуктов. Работы выполнявшееся указанными организациями являлись вспомогательными по отношению к сельскому хозяйству, в связи с чем работники указанных организаций не могут быть отнесены к лицам, работающим в сельском хозяйстве.

Указанные выводы содержаться и в письме Пенсионного Фонда России от 04.10.2019 года № С4-25-24/20954, где говорится, что с учетом мнения Министерства труда и социальной защиты РФ по вопросу включения в стаж, дающий право на установление повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и инвалидности в соответствии с ч.14 ст. 17 ФЗ «О страховых пенсиях», застрахованные лица организаций, оказывающих услуги в сельском хозяйстве (например искусственное осеменение и т.д.) не могут быть отнесены к работникам организаций (структурных подразделений) по выращиванию и разведению сельскохозяйственных животных.

Также не может быть включен в «сельский стаж» период работы истца в Читинском областном управлении сельского хозяйства, т.к. доказательств тому, что областное управление сельского хозяйства непосредственно занималось разведением животных в целях производства животноводческих продуктов, суду не представлено. Более того, является общеизвестным тот факт, что Управления сельского хозяйства в субъектах РСФСР создавались в целях координации работ, направленные на создание, развитие сельского хозяйства и не являлись самостоятельными сельхозпроизводителями.

Не подлежат включению в «сельский стаж» периоды работы истца в Читинской зональной лаборатории шерсти и в ТОО «Овцеводство Забайкалья», поскольку согласно сведений представленных ГКУ «Государственный архив документов по личному составу ...» - Исторической справки, Положений о Читинской зональной лаборатории шерсти от 1976, 1978, 1989 годов, Устава организации от 1991 года, Устава ТОО «Овцеводство Забайкалья» и т.д., следует, что организация Читинская зональная лаборатория шерсти создана в целях осуществления методического руководства и создания помощи колхозам и совхозам, отгружающим шерсть на Улан-Удэнскую фабрику ПОШ. Задачами лаборатории являлось методическая помощь в определении качества шерсти, производство анализов качества товарной шерсти и т.д. ТОО «Овцеводство Забайкалья» создано на базе указанной лаборатории в 1992 году и одним из видов её деятельности являлось оказание услуг овцеводческим хозяйствам в совершенствовании и выведении новых пород коз и овец.

Исходя из установленных судом обстоятельств, отнести названные организации - Читинская зональная лаборатория шерсти и ТОО «Овцеводство Забайкалья» к организациям сельского хозяйства, которые производят животноводческие продукты, нельзя.

При установленных судом обстоятельствах, требования истца о включении спорных периодов в стаж, дающий право на установление повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона "О страховых пенсиях", удовлетворению не подлежит.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования ФИО2 к ГУ «Центр по установлению и выплате пенсий Пенсионного фонда в РБ» о включении периодов в специальный стаж для повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Бурятия в течение месяцапутем подачи апелляционной жалобы в Советский районный суд ....

Судья: И.Ю.Богданова

9