ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-4329/2014 от 01.07.2014 Центрального районного суда г. Читы (Забайкальский край)

 Дело № 2-4329-2014

 РЕШЕНИЕ

 Именем Российской Федерации

 1 июля 2014 года

     Центральный районный суд города Читы в составе:

 председательствующего судьи Иванец С.В.,

 при секретаре судебного заседания Дугаржаповой М.Г.,

     рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Чите гражданское дело по заявлению ФИО2  о признании действий нотариуса неправомерными, понуждении к действиям,

 установил:

 ФИО2 обратилась в суд, ссылаясь на следующее. ДД.ММ.ГГГГ умерла ФИО1, проживавшая по адресу: <адрес>. Она является наследницей по завещанию ? доли указанной квартиры. ДД.ММ.ГГГГ за оформлением наследственных прав она обратилась к нотариусу ФИО3. Нотариус выдала ей список необходимых документов, в котором был указан только список фирм по оценке рыночной стоимости имущества. Собрав необходимые документы, она обратилась к нотариусу за выдачей свидетельства о праве на наследство. Кроме отчета об оценке рыночной стоимости наследуемого имущества, ею представлена и справка, выданная КГУП «Забайкальское БТИ» об инвентаризационной стоимости наследуемого жилого помещения. Однако, при исчислении размера государственной пошлины за выдачу свидетельства о праве на наследство по завещанию от 16.05.2014, нотариусом ФИО3 принят отчет ООО «МП Правовед» о рыночной стоимости квартиры и не принята справка об инвентаризационной стоимости наследуемого жилого помещения «Забайкальское БТИ». Причины отказа в принятии названной справки, при исчислении размера государственной пошлины за выдачу свидетельства о праве на наследство по завещанию от ДД.ММ.ГГГГ нотариусом не разъяснены. Тариф за оформление наследственных прав, рассчитанный из рыночной стоимости наследственного имущества в сумме <данные изъяты> значительно превышает тариф, который бы был рассчитан из инвентаризационной стоимости имущества <данные изъяты>. Просит действия нотариуса города Читы ФИО3 при исчислении размера государственной пошлины за выдачу свидетельства о праве на наследство по завещанию от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 после смерти ФИО1, признать незаконными, применить нотариусом ФИО3  при исчислении размера государственной пошлины за выдачу свидетельства о праве на наследство по завещанию справку КГУП «Забайкальское БТИ» об инвентаризационной стоимости.

 В судебном заседании ФИО2 просила удовлетворить заявленные требования, дав объяснения аналогичные содержанию заявления.

 Нотариус ФИО3 и её представители – ФИО6, ФИО7 просили отказать в удовлетворении требований, представив возражения в письменном виде.

 Представитель нотариальной палаты Забайкальского края – ФИО4 просил отказать в удовлетворении заявления.

 Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

 В соответствии с частью 1 статьи 310 Гражданского процессуального кодекса РФ заинтересованное лицо, считающее неправильными совершенное нотариальное действие или отказ в совершении нотариального действия, вправе подать заявление об этом в суд по месту нахождения нотариуса или по месту нахождения должностного лица, уполномоченного на совершение нотариальных действий.

 Согласно части 2 статьи 310 Гражданского процессуального РФ заявление подается в суд в течение десяти дней со дня, когда заявителю стало известно о совершенном нотариальном действии или об отказе в совершении нотариального действия.

 В соответствии со статьёй 15 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате нотариус имеет право, в том числе совершать предусмотренные Основами нотариальные действия в интересах физических и юридических лиц, обратившихся к нему.

 Согласно пункту 1 части 1 статьи 48 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате нотариус отказывает в совершении нотариального действия, если совершение такого действия противоречит закону.

 Как усматривается из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ собрав необходимые документы, за оформлением наследственных прав ФИО2 обратилась к нотариусу ФИО3 за выдачей свидетельства о праве на наследство. Кроме отчета об оценке рыночной стоимости наследуемого имущества (<адрес> в <адрес>) ею представлена справка, выданная КГУП «Забайкальское БТИ» об инвентаризационной стоимости наследуемого жилого помещения. При исчислении размера государственной пошлины за выдачу свидетельства о праве на наследство по завещанию от ДД.ММ.ГГГГ, нотариусом ФИО3 принят отчет ООО «МП Правовед» о рыночной стоимости квартиры и не принята справка об инвентаризационной стоимости наследуемого жилого помещения «Забайкальское БТИ». Причины отказа в принятии названной справки, при исчислении размера государственной пошлины за выдачу свидетельства о праве на наследство по завещанию от ДД.ММ.ГГГГ нотариусом не разъяснены.

 Оценив с учетом норм действующего законодательства действия нотариуса, суд полагает, что требования ФИО5 подлежат удовлетворению.

 Согласно пункту 5 статьи 333.25 Налогового кодекса Российской Федерации при исчислении размера государственной пошлины за выдачу свидетельств о праве на наследство принимается стоимость наследуемого имущества, определенная в соответствии с п. п. 7 - 10 настоящего пункта. По выбору плательщика для исчисления государственной пошлины может быть представлен документ с указанием инвентаризационной, рыночной, кадастровой либо иной (номинальной) стоимости имущества, выданный лицами, указанными в п. п. 7 - 10 настоящего пункта. Нотариусы и должностные лица, совершающие нотариальные действия, не вправе определять вид стоимости имущества (способ оценки) в целях исчисления государственной пошлины и требовать от плательщика представления документа, подтверждающего данный вид стоимости имущества (способ оценки).

 В случае представления нескольких документов, выданных лицами, указанными в п. п. 7 - 10 настоящего пункта, с указанием различной стоимости имущества при исчислении размера государственной пошлины принимается наименьшая из указанных стоимостей имущества.

 В соответствии с п. 8 стоимость недвижимого имущества, за исключением земельных участков, может определяться оценщиками, юридическими лицами, которые вправе заключить договор на проведение оценки согласно законодательству Российской Федерации об оценочной деятельности, или организациями (органами) по учету объектов недвижимого имущества по месту его нахождения.

 Анализируя приведенную норму во взаимосвязи с положениями Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" от 24.07.2007 N 221-ФЗ, суд полагает, что для исчисления государственной пошлины может быть предоставлен документ с указанием инвентаризационной стоимости, выданной организациями, в том числе и предприятиями технической инвентаризации и оценки недвижимости, к которым относится КГУП «Забайкальское БТИ».

 В силу п. 1 ст. 3 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" от 24.07.2007 г. N 221-ФЗ кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17.12.1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости (орган кадастрового учета).

 Исходя из положений п. 2 указанной статьи, предусмотренные настоящим Федеральным законом полномочия органа кадастрового учета, за исключением полномочий, предусмотренных ст. 30 настоящего Федерального закона, на основании решений данного органа вправе осуществлять подведомственные ему государственные бюджетные учреждения. В целях применения установленных настоящим Федеральным законом правил наделенные в соответствии с такими решениями соответствующими полномочиями указанные государственные бюджетные учреждения считаются органами кадастрового учета.

 В соответствии с частями 2.3. и 3 ст. 43 Федерального закона N 221-ФЗ органы и организации по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации, а также подведомственные органу кадастрового учета государственные бюджетные учреждения осуществляли государственный учет объектов капитального строительства в переходный период до 1 января 2013 года.

 С 1 января 2013 года вместо государственного технического учета осуществляется государственный кадастровый учет объектов капитального строительства Росреестром. При этом в отношении объектов недвижимости, учтенных в государственном кадастре недвижимости, производится их государственная кадастровая оценка (глава III.1 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации").

 Под государственным техническим учетом признаются действия по внесению в Единый государственный реестр сведений об объектах учета, которые подтверждают существование таких объектов с характеристиками, позволяющими определить соответствующий объект учета в качестве индивидуально-определенной вещи.

 Согласно положениям части 3 статьи 44 Федерального закона N 221-ФЗ кадастровые инженеры осуществляют в установленном Федеральным законом N 221-ФЗ порядке кадастровую деятельность в отношении зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства с 1 января 2013 года. При этом с 1 января 2013 года и до 1 января 2014 года эту кадастровую деятельность наряду с кадастровыми инженерами вправе осуществлять организации по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации, которые 31 декабря 2012 года имели право осуществлять государственный технический учет и (или) техническую инвентаризацию данных объектов недвижимости.

 Таким образом, с 1 января 2013 года и до 1 января 2014 года КГУП «Забайкальское БТИ», как организация по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации, которая до 31 декабря 2012 года имела право осуществлять государственный технический учет и (или) техническую инвентаризацию объектов недвижимости, имеет право осуществлять кадастровую деятельность.

 Осуществление кадастровыми инженерами КГУП «Забайкальское БТИ» деятельности по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации действующим законодательством не предусмотрено.

 С учетом цели и видов деятельности, несмотря на окончание переходного периода, т.е. окончания осуществления государственного учета зданий, сооружений, помещений, предприятие является организацией по учету объектов недвижимого имущества, поскольку продолжает осуществлять виды деятельности по учету объектов, которые относятся как к кадастровой деятельности, так и к иной деятельности по учету объектов недвижимости.

 Доводы нотариуса об обратном, т.е. о том, что предприятие не относится к организации по учету объектов недвижимости, судом признается несостоятельным, так как исключение из деятельности предприятия действий по осуществлению государственного учета, т.е. по внесению соответствующих сведений в Единый государственный реестр объектов капитального строительства, не означает, что другие действия по учету объектов недвижимости предприятием не выполняются, в том числе в отношении объектов, ранее учтенных в Едином государственном реестре объектов капитального строительства.

 Действующее законодательство не содержит запрета определять КГУП «Забайкальское БТИ», как организации по учету объектов недвижимости, инвентаризационную стоимость объектов недвижимости, установление которой в рамках государственного кадастрового учета не предусмотрено, в том числе с целью предоставления нотариусу при уплате государственной пошлины.

 При этом определение инвентаризационной стоимости объекта недвижимости по заявлению ФИО2 КГУП «Забайкальское БТИ» не может быть расценено как деятельность по государственному техническому учету, поскольку стоимость объекта определяется не с целью государственного технического учета и включения сведений в Единый государственный реестр сведений об объектах учета, а с целью исчисления размера государственной пошлины при обращении за совершением нотариального действия.

 В соответствии с пунктом 4 статьи 19 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищный фонд подлежит государственному учету в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

 Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 октября 1997 года N 1301 (ред. от 30.01.2013) "О государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации" утверждено Положение о государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации, действующее в настоящее время.

 Согласно пункту 3 Положения Государственный учет жилищного фонда в Российской Федерации включает в себя технический учет, официальный статистический учет и бухгалтерский учет.

 Основу государственного учета жилищного фонда составляет технический учет, осуществляемый в порядке, установленном нормативными правовыми актами в сфере государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства.

 Технический учет жилищного фонда возлагается на специализированные государственные и муниципальные организации технической инвентаризации - унитарные предприятия, службы, управления, центры, бюро (далее именуются - БТИ).

 В соответствии с п. 7 Положения в целях государственного учета жилищного фонда БТИ осуществляют:

 техническую инвентаризацию жилищного фонда;

 оценку и переоценку жилых строений и жилых помещений, в том числе для целей налогообложения;

 Инвентаризационные сведения и иные данные технического учета жилищного фонда обязательны для применения, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации, в случаях, в том числе для исчисления и контроля базы налогообложения недвижимости в жилищной сфере (п. 9).

 Поскольку Налоговым кодексом Российской Федерации предоставлено право плательщика государственной пошлины на представление документа с указанием инвентаризационной стоимости, постольку отсутствие с 01.01.2013 года у организации по учету объектов недвижимости полномочий на осуществление государственного технического учета и технической инвентаризации в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости" с учетом приведенных действующих норм о государственном учете жилищного фонда, с учетом отсутствия нормы, прямо возлагающей на иной орган или организацию обязанности по определению инвентаризационной стоимости объекта недвижимости, с учетом того обстоятельства, что кадастровый учет не включает в себя определение инвентаризационной стоимости объекта, не может быть оценено как невозможность определения органом по учету объектов недвижимости инвентаризационной стоимости квартиры и выдачи об этом выписки.

 Таким образом, КГУП «Забайкальское БТИ» имеет право на выдачу справки об инвентаризационной стоимости объекта недвижимости.

 Согласно отчету об оценке рыночной стоимости <адрес> рыночная стоимость квартиры составит <данные изъяты>. Размер государственной пошлины за выдачу свидетельства о праве на наследство по завещанию исходя из рыночной стоимости имущества составит <данные изъяты>. Согласно справке КГУП «Забайкальское БТИ» инвентаризационная стоимость наследственного имущества составляет <данные изъяты>. Размер государственной пошлины за выдачу свидетельства о праве на наследство по завещанию исходя из инвентаризационной стоимости имущества составил бы <данные изъяты>.

 С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что действия нотариуса города Читы ФИО3 при исчислении размера государственной пошлины за выдачу свидетельства о праве на наследство по завещанию от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 после смерти ФИО1 противоречат пунктам 7-10 стати 333.25 Налогового кодекса РФ, поэтому являются незаконными.

 Согласно статье 312 ГПК Российской Федерации решение суда, которым удовлетворено заявление о совершенном нотариальном действии или об отказе в его совершении, отменяет совершенное нотариальное действие или обязывает совершить такое действие.

 С учетом изложенного, руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

 решил:

 Требования ФИО2  удовлетворить.

 Признать незаконными действия нотариуса города Читы ФИО3  при исчислении размера государственной пошлины за выдачу свидетельства о праве на наследство по завещанию от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2  после смерти ФИО1.

 Обязать нотариуса города Читы ФИО3  вернуть излишне уплаченную государственную пошлину за выдачу свидетельства о праве на наследство по завещанию от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2  после смерти ФИО1.

 Решение может быть обжаловано в Забайкальский краевой суд в течение одного месяца путем подачи апелляционной жалобы в Центральный районный суд города Читы.

     Судья С.В. Иванец