ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-432/18 от 27.11.2018 Смирныховского районного суда (Сахалинская область)

Дело № 2-432/18

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

27 ноября 2018 года пгт. Смирных

Смирныховский районный суд Сахалинской области в составе:

председательствующего судьи Чемис Е.В.,

при секретаре Горовенко Т.А.,

с участием истца ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к администрации муниципального образования городской округ «Смирныховский» о возложении обязанности принять жилое помещение в муниципальную собственность

У С Т А Н О В И Л:

ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратилась в суд с иском к администрации МО ГО «Смирныховский» о признании жилого помещения муниципальной собственностью.

В обоснование иска указано, что ФИО1 совместно <данные изъяты> зарегистрирована в <адрес>. Указанное жилое помещение было предоставлено <данные изъяты> в связи с работой в Смирныховском ОРС. В настоящее время организация ликвидирована, никаких документов на жилое помещение не имеется. Заключением межведомственной комиссии № 10/14 от 14.01.2014 г. <адрес> признан непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции по причине значительного ухудшения эксплуатационных характеристик здания в связи с физическим износом. С целью встать в очередь на получение жилого помещения ФИО1 обратилась в администрацию с заявлением о признании дома муниципальным, на что ей посоветовали обратиться в суд, поскольку данный дом не состоит в реестре муниципальной собственности.

На основании изложенного, просит суд, с учетом уточнений, на администрацию МО ГО «Смирныховский» возложить обязанность принять <адрес> в муниципальную собственность.

В суде ФИО1 иск поддержала; представитель администрации МО ГО «Смирныховский» в суд не явился, о дате, месте, времени судебного заседания извещен надлежаще.

В соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствии представителя администрации МО ГО «Смирныховский».

Выслушав ФИО1, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Согласно ст. 5 Федерального закона от 29.12.2004 г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие ЖК РФ, названный Кодекс применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных законом.

В силу ст. 5 и ч. 2 ст. 10 ЖК РСФСР к жилым домам, принадлежащим государственно-колхозным и иным государственно-кооперативным объединениям, предприятиям и организациям, в соответствии с Основами жилищного законодательства Союза ССР и союзных республик применялись правила, установленные для общественного жилищного фонда, и жилые помещения в таких домах предоставлялись гражданам в бессрочное пользование.

Согласно ч. 1 ст. 50 ЖК РСФСР пользование жилыми помещениями в домах государственного и общественного жилищного фонда осуществляется в соответствии с договором найма жилого помещения и правилами пользования жилыми помещениями.

В соответствии со ст. 53 ЖК РСФСР, члены семьи нанимателя, проживающие совместно с ним, пользуются наравне с нанимателем всеми правами и несут все обязанности, вытекающие из договора найма жилого помещения. К членам семьи нанимателя относятся супруг нанимателя, их дети и родители.

В силу ст. 54 ЖК РСФСР наниматель вправе в установленном законом порядке вселить в занимаемое им жилое помещение своего супруга, детей, родителей, других родственников, нетрудоспособных иждивенцев и иных лиц, получив на это письменное согласие всех совершеннолетних членов своей семьи. Граждане, вселенные нанимателем в соответствии с правилами указанной нормы ЖК РСФСР, приобретают равное с нанимателем и членами его семьи право пользования жилым помещением, если эти граждане являются или признаются членами его семьи (ст. 53 ЖК РСФСР), и если при вселении между этими гражданами, нанимателем и проживающими с ними членами семьи не было иного соглашения о порядке пользования жилым помещением.

Аналогичные нормы права содержатся в ЖК РФ, действующем в настоящее время.

Из п. 1 ч. 1 ст. 67 ЖК РФ следует, что наниматель жилого помещения по договору социального найма имеет право в установленном порядке вселять в занимаемое жилое помещение иных лиц.

Согласно ч. 1 ст. 69 ЖК РФ к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя.

Как следует из материалов дела,, ФИО1 совместно <данные изъяты> зарегистрирована в <адрес>. Данное жилое помещение было предоставлено <данные изъяты> в связи с работой в Отделе рабочего снабжения Смирныховского леспромхоза.

Из исторической справки следует, что ОРС Смирныховсого леспромхоза образован в 1953 году, в 1961 году переименован в ОРС Побединского ЛПХ, а в 1979 году переименован в Смирныховский ОРС. Во исполнение Указа Президента о приватизации и в соответствии с приказом Сахалинлеспрома № 65 от 20.03.1992 г Смирныховский ОРС с 15.11.1992 г. ликвидирован.

Согласно сообщению Амурского филиала АО «Ростехинвентаризация- Федеральное БТИ» <адрес>, 1985 года постройки, находился на балансе Смирныховского ОРС.

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости, сведения о зарегистрированных правах на <адрес> отсутствуют (л.д. 70, 72)

Согласно сообщению администрации МО ГО «Смирныховский» спорная квартира как бесхозяйное недвижимое имущество на учет не принималось (л.д. 41).

Заключением межведомственной комиссии № 10/14 от 14.01.2014 г. на основании акта обследования жилого помещения № 10/14 от 14.01.2014 г. жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> а, признан непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции по причине значительного ухудшения эксплуатационных характеристик здания в связи с физическим износом.

Факт вселения истца в жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> подтверждается представленными суду доказательствами, ответчиком не оспаривается и не вызывает сомнения у суда.

При этом материалами дела установлено, что спорное жилое помещение отсутствует в реестре муниципальной собственности, в связи с чем единственно возможным выводом о статусе жилого помещения на момент его предоставления семьи истца является вывод о том, что названное жилое помещение, которое находилось на балансе Смирныховского ОРС, относилось к ведомственному жилищному фонду, при этом Смирныховское ОРС прекратило свою деятельность в связи с ликвидацией 15.11.1992 г.

Таким образом, при установленных в судебном заседании обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что вселение истца в спорное жилое помещение было произведено на законных основаниях, его право и право членов его семьи на проживание в спорной квартире никем не оспаривалось.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 10 января 1993 г. N 8 «Об использовании объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения приватизируемых предприятий» (действовавшего до 29 марта 2003 года) при приватизации предприятий, находящихся в федеральной (государственной) собственности, по решению их трудовых коллективов в состав приватизируемого имущества не могут быть включены находящиеся на балансе приватизируемого предприятия объекты зданий, сооружений, жилых и нежилых помещений, жилищного фонда и обслуживающих его жилищно-эксплуатационных и ремонтно-строительных подразделений предприятий и организаций. Установлено, что данные объекты (до проведения процедуры разграничения собственности), относятся к федеральной (государственной) собственности и находятся в ведении администрации по месту расположения объекта (кроме оздоровительных детских лагерей и дач, находящихся в ведении администрации по месту расположения приватизируемого предприятия).

В соответствии со ст.ст.1, 3 Федерального закона РФ от 21.07. 1997 года N 123-ФЗ «О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации» (действовавшего до 27 апреля 2002 года) под приватизацией государственного и муниципального имущества понимается возмездное отчуждение находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальных образований имущества (объектов приватизации) в собственность физических и юридических лиц. Действие настоящего Федерального закона не распространяется на приватизацию государственного и муниципального жилищного фонда.

В соответствии со ст.ст.1, 3 Федерального закона от 21 декабря 2001 года N 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» под приватизацией государственного и муниципального имущества понимается возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации (далее - федеральное имущество), субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц. Действие настоящего Федерального закона не распространяется на отношения, возникающие при отчуждении государственного и муниципального жилищного фонда.

Согласно пункту 2 постановления Верховного Совета РФ от 27.12.1991 г. № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» объекты государственной собственности, указанные в Приложении № 3 (в том числе жилищный и нежилой фонд, находящийся в управлении исполнительных органов местных Советов народных депутатов (местной администрации), в том числе здания и строения, ранее переданные ими в ведение (на баланс) другим юридическим лицам), независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов (кроме городов районного подчинения) и районов (кроме районов в городах).

Пунктом 1 Приложения № 3 к указанному постановлению установлено, что объекты жилищного и нежилого фонда, расположенные на территориях, находящихся в ведении соответствующего городского Совета народных депутатов, являются объектами, относящимися к муниципальной собственности.

Таким образом, обязанность администрации МОГО «Смирныховский» по отнесению спорного жилого помещения к муниципальной собственности возникла в силу прямого указания закона.

То обстоятельство, что администрация до настоящего времени не включила данное помещение в реестр муниципальной собственности, не свидетельствует о наличии у спорного жилого помещения иного правового статуса, нежели статус объекта муниципальной собственности.

Поскольку судом установлено, что истец <данные изъяты> занимают спорное жилое помещение на законных основаниях и их право на проживание в спорной квартире никем не оспаривалось, а исходя из возникших правоотношений, к спорному жилому помещению подлежит применению правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договору социального найма, исковые требования ФИО1 подлежат удовлетворению в полном объёме, на администрацию МО ГО «Смирныховский» необходимо возложить обязанность принять спорное жилое помещение в муниципальную собственность. При этом, в соответствии со ст. 206 ГПК РФ, суд полагает необходимым установить срок, в течение которого обязанность по принятию квартиры в муниципальную собственность должна быть исполнена ответчиком, и полагает достаточным для исполнения указанной обязанности срок в два месяца.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования ФИО1 удовлетворить.

На администрацию муниципального образования городской округ «Смирныховский» возложить обязанность в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу принять <адрес> в муниципальную собственность.

Решение может быть обжаловано в Сахалинский областной суд через Смирныховский районный суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Е.В. Чемис

В окончательной форме решение изготовлено 29 ноября 2018 года.