ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-432/2014 от 03.10.2014 Муйского районного суда (Республика Бурятия)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

03 октября 2014 года п. Таксимо

Муйский районный суд Республики Бурятия в составе судьи Туравининой Ю.Ю.,

при секретаре Филипповой Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Колпаковой О.В, действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетнего П.А.В к Администрации муниципального образования городского поселения «Поселок Таксимо» о признании незаконным отказа в предоставлении жилого помещения и предоставлении жилого помещения,

УСТАНОВИЛ:

Истец обратилась в суд с вышеуказанным иском к ответчику. Исковые требования мотивированны следующим. С 07.09.1999 года истец с семьей проживает по адресу: <адрес> 19.04.2007 года Администрация МО «Муйский район» заключила с истом договор социального найма жилого помещения на вышеуказанную квартиру. В состав семьи были включены: П.В.П – муж, К.В.А – сын, П.А.В – сын. 09.04.2014 года в результате пожара квартира полностью повреждена. 23.04.2014 года истец обратилась с заявлением к ответчику по вопросу восстановления квартиры и ремонта и 15.07.2014 года межведомственная комиссия ответчика составила акт обследования помещения и Заключение о признании жилого помещения непригодным для проживания. После этого был получен ответ о том, что в виду признания квартиры истца непригодной для проживания ответчик не планирует её восстановление, выделение средств и предоставление пиломатериалов для восстановления жилья своими силами не представляется возможным; приватизация в таком состоянии незаконна. 31.07.2014 г. истец обратилась к ответчику с заявление о предоставлении вне очереди другого жилого помещения. В ответе на заявление ответчик указал, что в соответствии с жилищным законодательством органы местного самоуправления предоставляют жилые помещения по договорам социального найма гражданам, состоящим в очереди на получение жилья либо на улучшение жилищных условий, в установленном порядке признанных малоимущими и нуждающимися в социальном жилье. Вышеуказанный ответ ответчика на заявление истца, она считает отказом в удовлетворении заявления. Кроме того, согласно Плана очередности сноса ветхого и аварийного жилищного фонда МО «Муйский район» по подпрограмме «Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда в зоне Байкало-Амурской магистрали на территории Республики Бурятия» Республиканской целевой программы «Жилище» Республики Бурятия на 2011-2015 гг., утвержденного и.о. руководителя МО ГП «Поселок Таксимо» Г.О.А 04.10.2013 г. дом истца указан в IV очереди по сносу в 2016 году. Следовательно, ответчиком на дату утверждения этого плана уже были приняты документы по его сносу в силу его аварийности. Просит признать данный ответ незаконным и обязать ответчика предоставить истцу на состав семьи в п. Таксимо вне очереди благоустроенное жилое помещение, состоящее не менее чем из трех жилых комнат, общей площадью не менее 43,5 кв.м. в постоянном исполнении, соответствующее санитарно-гигиеническим, техническим требованиям.

В судебное заседание истец Колпакова О.В. не явилась, извещена надлежаще, представила суду письменное заявление о рассмотрении дела в её отсутствие.

В судебное заседание третьи лица Пакулов В.П., Колпаков В.А. не явились, извещены надлежаще.

Суд с учетом мнения явившихся участников считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Представитель истца Цыренжапова Х.Б., действующая по доверенности, исковые требования поддержала в полном объеме. Суду пояснила, что в результате пожара 09.04.2014 года квартира истца полностью повреждена. Данное жилое помещение как следует из ответа администрации МО ГП «Поселок Таксимо» в виду признания квартиры непригодной для проживания восстановлению не подлежит. В связи с чем, Колпакова О.В. обратилась к ответчику с заявление о предоставлении вне очереди другого жилого помещения. В ответе на заявление ответчик указал, что в соответствии с жилищным законодательством органы местного самоуправления предоставляют жилые помещения по договорам социального найма гражданам, состоящим в очереди на получение жилья либо на улучшение жилищных условий, в установленном порядке признанных малоимущими и нуждающимися в социальном жилье. Вышеуказанный ответ ответчика на заявление истца, истец считает отказом в удовлетворении заявления. Кроме того, согласно Плана очередности сноса ветхого и аварийного жилищного фонда МО «Муйский район» дом истца указан в IV очереди по сносу в 2016 году. Следовательно, ответчиком на дату утверждения этого плана (до пожара) уже были приняты документы по его сносу в силу его аварийности. Сам факт отмены плана очередности сноса ветхого и аварийного жилищного фонда не отменяет последствия по признанию жилья ветхим и аварийным, так как дом уже был признан непригодным для проживания, в связи с чем, истец имеет право на внеочередное предоставление жилья. Просит признать ответ администрации поселения незаконным и обязать ответчика предоставить истцу на состав семьи в п. Таксимо вне очереди благоустроенное жилое помещение, состоящее не менее чем из трех жилых комнат, общей площадью не менее 43,5 кв.м. в постоянном исполнении, соответствующее санитарно-гигиеническим, техническим требованиям.

В судебном заседании представитель ответчика администрации МО ГП «Поселок Таксимо» Исакова И.В., действующая по доверенности, исковые требования не признала. Суду пояснила, что свои требования истец мотивирует тем, что её дом включен в Программу переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда в зоне БАМ и подлежит сносу согласно Плана графика в 2015 году. В связи с отменой подпрограммы «Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда в зоне Байкало-Амурской магистрали на территории Республики Бурятия» Республиканской целевой программы «Жилище» Республики Бурятия на 2011-2015 гг., и принятием новой государственной программы «Развитие строительного и жилищно-коммунального комплексов Республикки Бурятия» План очередности сноса ветхого и аварийного жилищного фонда МО «Муйский район» по подпрограмме «Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда в зоне Байкало-Амурской магистрали на территории Республики Бурятия» РЦП «Жилище» РБ на 2011-2015 годы, утвержденный и.о. руководителя МО ГП «Поселок Таксимо» Г.О.А 04.10.2013 г. был отменен распоряжением руководителя администрации МО ГП «Поселок Таксимо» Добхановым А.Н. от 05.09.2014 г. №159. Кроме того, в соответствии со ст. 49 ЖК РФ по договору социального найма жилое помещение предоставляется малоимущим гражданам, признанным в установленном законом порядке нуждающимися в жилых помещениях. Согласно ч. 1 ст. 14 ЖК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся в том числе и предоставление в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда. Согласно ст. 57 ч.1 п. 1 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат. Истцом не представлено в администрацию МО ГП «Поселок Таксимо» документов, подтверждающих, что она является малоимущей и нуждается в улучшении жилищных условий. Кроме того, в собственности Колпаковой О.В. имеется квартира общей площадью 70,1 кв.м. Просила в иске отказать.

Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.

Согласно договора социального найма жилого помещения №108 от 19.04.2007 г., заключенного между Администрацией МО «Муйский район» и Колпаковой О.В., последней в бессрочное владение и пользование предоставлено жилое помещение по адресу: <адрес>, общей площадью 43,5 кв.м. В качестве членов семьи вселены: П.В.П – муж, Колпаков В.А. – сын, П.А.В – сын.

Вышеуказанное жилое помещение имеет общую площадь 43,5 кв.м., состоит из трех комнат согласно справки о наличии общей площади и потребительских качеств квартиры от 12.02.2013 г., технического паспорта жилого помещения от 25.02.2013 г.

Из выписки из реестра имущества МО ГП «Поселок Таксимо» №83 от 02.10.2014 г. следует что, последнее является собственником квартиры, расположенной по адресу: <адрес>.

Согласно Плана очередности сноса ветхого и аварийного жилищного фонда МО «Муйский район» по подпрограмме «Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда в зоне Байкало-Амурской магистрали на территории Республики Бурятия» РЦП «Жилище» РБ на 2011-2015 годы, утв. и.о. руководителя МО ГП «Поселок Таксимо» Г.О.А 04.10.2013 г. дом по <адрес> указан в IV очереди по сносу, предполагаемые сроки сноса 2016 год.

Вышеуказанный План очередности сноса отменен Распоряжением Администрации МО ГП «Поселок Таксимо» №19 от 25.09.2014 г. «Об отмене Плана очередности сноса ветхого и аварийного жилищного фонда МО «Муйский район».

В результате пожара 09.04.2014 г. вышеуказанное жилое помещение полностью повреждено, что подтверждается актом о пожаре и справкой от 09.04.2014 г.

Из материалов дела следует, что истец Колпакова О.В. обращалась к главе МО ГП «Поселок Таксимо» с заявлением от 23.04.2014 г. по вопросу ремонта и восстановления квартиры, поврежденной огнем, а также по вопросу приватизации.

Из ответа руководителя администрации МО ГП «Поселок Таксимо» №887 от 15.07.2014 г. следует, что в связи с тем, что согласно акта обследования жилья ООО «Управление домом» №б/н от 10.04.2014 г. помещение по адресу: <адрес> признано непригодным для проживания в нем, его восстановление не планируется. В связи с чем, помощь в виде предоставления пиломатериалов, либо выделение средств для восстановления жилья своими силами не представляется возможным. Приватизация указанной квартиры в таком состоянии незаконна.

Из заключения о признании жилого помещения непригодным для проживания №461 от 15.07.2014 г. и акта обследования жилого помещения №461 от 15.07.2014 г. следует, что Межведомственная комиссия произвела обследование жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> по заявлению нанимателя жилого помещения Колпаковой О.В. и признала вышеуказанное помещение непригодным для проживания в связи с повреждением основных конструкций пожаром.

23.07.2014 г. истец обратилась к главе МО ГП «Поселок Таксимо» с заявлением о предоставлении её на состав семьи вне очереди благоустроенную трехкомнатную квартиру в п. Таксимо.

В ответе руководителя администрации МО ГП «Поселок Таксимо» №1060 от 19.08.2014 г. на вышеуказанное заявление указано, что в соответствии с жилищным законодательством органы местного самоуправления предоставляют жилые помещения по договорам социального найма гражданам, состоящим в очереди на получение жилья либо на улучшение жилищных условий, в установленном порядке признанных малоимущими и нуждающимися в социальном жилье. И предложено в целях постановки на учет представить в администрацию поселения пакет документов.

В соответствии с положениями ст. 85 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в случаях, если дом, в котором находится жилое помещение, подлежит сносу; жилое помещение признано непригодным для проживания;

В силу ст. 86 ЖК РФ в случае, если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.

Согласно ст. 87 ЖК РФ если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.

Согласно ч. 1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.

Согласно ч.2 ст.57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.

В соответствии с Определением Конституционного Суда Российской Федерации от 05.03.2009 года № 376-О-П «пункт I части 2 статьи 57 ЖК РФ по своему конституционно­-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования не исключает возможность предоставления жилых помещений малоимущим гражданам, как лишившимся своих жилых помещений в результате пожара, по договорам социального найма во внеочередном порядке, если на момент утраты жилища они не состояли на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении».

В соответствии с пунктами 1, 8, 9 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации к компетенции органов местного самоуправления относится учет муниципального жилищного фонда, контроль за его сохранностью и соответствием жилых помещений санитарным и техническим требованиям, признание жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.

Положением «О признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции", утв. Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 N 47 (ред. от 08.04.2013), к компетенции органа местного самоуправления отнесено также принятие решения и издание распоряжения с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (пункт 49).

В силу указанных норм последствием признания дома аварийным и подлежащим сносу является принятие органом местного самоуправления решения и издание распоряжения с указанием о дальнейшем использовании помещения.

Такое решение ответчиком было принято в соответствии с чем и был утвержден План очередности сноса ветхого и аварийного жилищного фонда МО «Муйский район» по подпрограмме «Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда в зоне Байкало-Амурской магистрали на территории Республики Бурятия» РЦП «Жилище» РБ на 2011-2015 годы.

Суд считает, что дальнейшая отмена плана не влечет изменение последствий признания дома аварийным и подлежащим сносу, так как само по себе решение органа местного самоуправления об установлении срока сноса аварийного дома не предполагает произвольное, не основанное на объективных данных, определение срока сноса такого дома, имеет своей целью последующее предоставление гражданам, проживающим в аварийном и подлежащем сносу доме, других благоустроенных жилых помещений (статьи 85, 86 ЖК РФ), направлено на обеспечение условий для осуществления права на жилище, а потому не может рассматриваться в качестве решения, нарушающего права и свободы гражданина, создающего препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод либо возлагающего на него незаконно какие-либо обязанности.

Кроме того в судебном заседании установлено, что спорное жилое помещение, признано межведомственной комиссией непригодным для проживания в связи с повреждение основных конструкций пожаром, суд считает, что данное жилое помещение представляет опасность для жизни и здоровья истца и членов его семьи по причине его аварийного состояния в силу чего предоставление иного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания не может быть поставлено в зависимость от наличия плана и срока сноса дома.

Учитывая, что спорное жилое помещение не соответствует санитарным и техническим правилам и нормам оно не может быть отнесено к категории жилых (часть 2 статьи 15 ЖК РФ) в связи с чем, суд считает исковые требования истца о предоставлении другого жилого помещения во внеочередном порядке обоснованными и подлежащими удовлетворению на основании части 2 статьи 57 ЖК РФ.

Кроме того, из положений части 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ следует, что право на внеочередное предоставление жилья не ставится в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от обеспечения жильем других очередников, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, от включения в список граждан, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди, как нет в данной статье и указаний на предоставление жилья в порядке очередности лиц равной категории. Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения права на получение жилого помещения вне очереди, а не в порядке какой-либо очереди (Апелляционное определение Самарского областного суда от 24.10.2013 N 33-10080/2013).

В соответствии с ч. ч. 1 и 2 ст. 89 указанного Кодекса предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, предусмотренным ст. 86 - 88 названного Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта. Если наниматель и проживающие совместно с ним члены его семьи до выселения занимали квартиру или не менее чем две комнаты, наниматель соответственно имеет право на получение квартиры или на получение жилого помещения, состоящего из того же числа комнат, в коммунальной квартире.

Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 37 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", предоставление гражданам в связи со сносом дома другого жилого помещения носит компенсационный характер и гарантирует им условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними.

Таким образом, предоставление жилого помещения по договору социального найма в связи с признанием дома непригодным для проживания и его сносом следует отличать от предоставления жилого помещения по договору социального найма гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации).

В связи с этим площадь жилого помещения, находящегося в собственности гражданина, подлежит учету при определении общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма, только в случае предоставления жилого помещения по договору социального найма гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Таким образом, площадь жилого помещения, находящегося в собственности истца не подлежит учету при определении площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма в связи с выселением из аварийного жилья, в порядке ст. 86, 89 Жилищного кодекса Российской Федерации ("Обзор судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 29.04.2014, "Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за третий квартал 2012 года" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 26.12.2012).

Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые ссылается, как на основания своих требований и возражений.

Учитывая, что жилое помещение истца повреждено в результате пожара, признано межведомственной комиссией непригодным для проживания, а также учитывая, что данное жилое помещение было включено в План очередности сноса ветхого и аварийного жилищного фонда МО «Муйский район» по подпрограмме «Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда в зоне Байкало-Амурской магистрали на территории Республики Бурятия» РЦП «Жилище» РБ на 2011-2015 годы, суд считает, что истец имеет право на предоставление ей на состав её семьи другого жилого равнозначного по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечающему установленным требованиям и находящемуся в границах данного населенного пункта, в силу вышеуказанных норм Жилищного кодекса РФ. В силу чего действия ответчика по отказу в предоставлении истцу жилого помещения являются незаконными.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Колпаковой О.В, действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетнего П.А.В к Администрации муниципального образования городского поселения «Поселок Таксимо» о признании незаконным отказа в предоставлении жилого помещения и предоставлении жилого помещения удовлетворить.

Признать отказ Администрации муниципального образования городское поселение «Поселок Таксимо» в предоставлении Колпаковой О.В вне очереди в поселке Таксимо благоустроенного жилья, соответствующего установленным требованиям, состоящей не менее чем из трех жилых комнат общей площадью не менее 43,5 кв.м. незаконным.

Обязать Администрацию муниципального образования городское поселение «Поселок Таксимо» предоставить Колпаковой О.В на состав её семьи в поселке Таксимо Муйского района Республики Бурятия вне очереди благоустроенное жилое помещение, состоящее не менее чем из трех жилых комнат, общей площадью не менее 43,5 кв.м. в постоянном исполнении, соответствующее санитарно-гигиеническим, техническим требованиям.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме через Муйский районный суд Республики Бурятия.

Судья Ю.Ю. Туравинина