ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-432/2016 от 06.04.2016 Стерлибашевского районного суда (Республика Башкортостан)

Дело №2-432/2016

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

с. Фёдоровка 06 апреля 2016 года

Стерлибашевский межрайонный суд Республики Башкортостан в составе:

председательствующей судьи Янбулатовой З.С.

с участием истицы Хамматовой Г.М., ее представителей: Барышниковой Е.Ю. действующей по доверенности от 19.11.15г, Чулина М.А.действующего по доверенности от 07.12.2015г,

представителя Администрации муниципального района Федоровский район РБ Батмановой А.Д., действующей на основании доверенности от 01 февраля 2016 года,

третьего лица Хамматова Р.М., действующая за себя и несовершеннолетних детей ФИО23., ДД.ММ.ГГГГ, ФИО24, ДД.ММ.ГГГГ, ФИО25ДД.ММ.ГГГГ,

при секретаре Рахимове А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Хамматовой <данные изъяты> к Администрации сельского поселения Денискинский сельский совет муниципального района Федоровский район РБ, Администрация Муниципального района Федоровский район РБ, Государственному комитету РБ по строительству и архитектуре, Министерству Финансов РБ о признании незаконным Постановления о снятии с учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, Постановления об исключении из списка подпрограммы Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы и обязании восстановить в списке подпрограммы Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы, понуждении к выдаче социальной выплаты.

УСТАНОВИЛ:

Представители истца Хамматовой Г.М. по доверенности Барышникова Е.Ю. и Чулин М.А. обратились в Стерлибашевский межрайонный суд РБ с иском к Администрации сельского поселения Денискинский сельский совет муниципального района Федоровский район РБ, Администрации муниципального района Федоровский район РБ, Государственному комитету РБ по строительству и архитектуре и Министерству Финансов РБ, которым просят признать незаконным Постановления о снятии с учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, Постановления об исключении из списка подпрограммы Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы и обязании восстановить в списке подпрограммы Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы, понуждении к выдаче социальной выплаты.

Свои требования мотивировали тем, что 21 августа 2008 года Хамматовой Г.М. на имя главы Администрации муниципального района Федоровский район было подано заявление о включении ее и членов ее семьи в состав участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы для получения субсидии на приобретение жилья, в том числе уплату первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита или займа на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства, входящий №897 от 21.08.2008 г.

Постановлением Администрации МР Федоровский район РБ №62 от 02.02.2009 г. «О включении в состав Федеральной целевой программы «Жилище на 2002-2010 годы» для получения субсидии для строительства и приобретения жилья» Хамматова Г.М. была включена в указанный список. С указанного периода никаких извещений, документов, запросов, уведомлений, требований и т.д. от Администрации МР Федоровского района РБ, Администрации сельского поселения Денискинского сельского совета муниципального района Федоровского района в адрес Хамматовой Г.М. вплоть до июля 2015 года не поступало.

В июле 2015 года из Администрации муниципального района Федоровский район РБ Хамматовой Г.М. сообщили, что она и члены ее семьи из трёх заявленных очередников на 2015 год являются первыми претендентами на получение субсидии, предоставили копию списка и разъяснили, что срок действия сертификата, который будет выдан, ограничен по времени, и ей необходимо срочно, до конца августа 2015 года, приобрести в собственность по ипотеке на всех членов семьи из пяти человек жилое помещение площадью не менее 90 кв.м., получить в Администрации МР Федоровского района постановление, разрешающее передачу жилья в ипотеку банку, и предоставить в Администрацию МР Федоровского района документы, подтверждающие факт покупки жилья, кредитный договор и справку об остатке задолженности по выплате основного долга по ипотеке, для того, чтобы рассчитать размер субсидии на погашение основного долга. В июле 2015 года сотрудник Администрации муниципального района Федоровского района вновь подтвердил ранее сообщенные сведения и рекомендовал поторопиться с покупкой жилья.

03 августа 2015 года семья Хамматовых из пяти человек заключила договор купли-продажи с ипотекой в силу закона с оформлением закладной на жилой дом общей площадью <данные изъяты> кв.м. и земельный участок общей площадью <данные изъяты> кв.м. по адресу <адрес> по цене <данные изъяты> рублей, из которых наличными денежными средствами было уплачено <данные изъяты> рублей, а оставшаяся сумма в размере <данные изъяты> рублей – за счет кредитных средств, полученных в ОАО «Сбербанк России» со сроком возврата по истечении 132 месяцев под <данные изъяты>% годовых с аннуитентным ежемесячным платежом в размере <данные изъяты> рублей. ДД.ММ.ГГГГ был оформлен Кредитный договор.

10 августа 2015 г. Администрацией МР Федоровского района было вынесено Постановление «О разрешении Хамматову Р.М. на передачу в ипотеку (залог) приобретаемого жилого дома с земельным участком» на основании заявления Хамматова Р.М. от ДД.ММ.ГГГГ.

Переход права был зарегистрирован ДД.ММ.ГГГГ, о чём были выданы свидетельства о государственной регистрации права.

ДД.ММ.ГГГГ Хамматовой Г.М. вновь позвонили из Администрации МР Федоровского района РБ, и сообщили, что ей или ее мужу срочно нужно явиться в Администрацию сельского поселения. Там Хамматову Р.М. сообщили, что их семья в 2015 году не может претендовать на получение субсидии, так как при формировании списков произошла ошибка, и есть два претендента на получение субсидии, находящиеся двумя пунктами выше Хамматовых, а Распоряжением Правительства РБ -р от ДД.ММ.ГГГГ на Федоровский район выделено финансирование только на два сертификата. Хамматов Р.М. сообщил, что их семья уже оформила ипотеку, ежемесячный платёж очень высокий, и для его семьи без субсидии будет крайне тяжело. В присутствии Хамматова Р.М. сотрудник Администрации МР Федоровского района РБ созвонился с сотрудником Госстроя РБ, где ему подтвердили, что семья Хамматовых по дате постановки в списке состоит ниже двух предыдущих очередников. Из объяснений специалиста Администрации сельского совета следовало, что не своевременная постановка на учет в список подпрограммы является ошибкой Администрации.

ДД.ММ.ГГГГ Хамматовой Г.М. Администрацией сельского совета была выдана Справка о том, что она действительно состоит на учете на улучшение жилищных условий с ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ Хамматовым сообщили, что Федеральная целевая программа «Жилище» на 2002-2010 (далее – программа 2010) годы окончилась, взамен ее была задействована программа «Жилище» 2015-2020 (далее – программа 2015) год, согласно которой изменился порядок предоставления субсидии на погашение основного долга по ипотеке, в частности, субсидия на погашение основного долга по ипотеке предоставляется только тем участникам, кредитные договоры которых заключены до ДД.ММ.ГГГГ. Соответственно Хамматовым такая субсидия не может быть предоставлена.

ДД.ММ.ГГГГ Хамматовой Г.М. было вручено уведомление от ДД.ММ.ГГГГ с исходящим от Администрации МР Федоровского района об исключении семьи Хамматовых из списка участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы с Постановлением Администрации МР Федоровского района от ДД.ММ.ГГГГ об исключении Хамматовой Г.М. из списка подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы, вынесенным на основании Постановления Администрации сельского поселения Денискинский сельский совет МР Федоровского района от ДД.ММ.ГГГГ.

Из Постановления Администрации МР Федоровского района от ДД.ММ.ГГГГ следует, что исключение Хамматовой Г.М. произошло по результатам проверки жилищно-бытовой комиссии Администрации МР Федоровского района РБ от ДД.ММ.ГГГГ, о чем был составлен Протокол от ДД.ММ.ГГГГ. Указанный же протокол составлен на основании Постановления Администрации сельского поселения Денискинский сельсовет МР Федоровский район от ДД.ММ.ГГГГ «О снятии с учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий» в связи с приобретением в общую долевую собственность жилого дома, расположенного по адресу: РБ, <адрес> общей площадью <данные изъяты> кв.м.

Истица полагает, что в результате незаконных действий Администрации МР Федоровского района в форме неуведомления ее о порядке реализации программы – 2015, имеющей существенные отличия от программы – 2010, прямого дезинформирования ее о необходимости заключения договора купли-продажи с ипотекой и о малом сроке действия сертификата и исключения истицы и членов ее семьи из списков нуждающихся в улучшении жилищных условий на основании приобретения ими за свой счет, без участия государственной, региональной или муниципальной помощи жилья для Хамматовой Г.М. и членов ее семьи наступили негативные юридические последствия в виде исключения из списка подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы и непредоставления социальной целевой субсидии. Считает, что приобретение истцом и членами ее семьи жилого помещения в собственности за счет собственных и заемных средств, но без какого бы то ни было участия государственных органов или органов местного самоуправления в виде субсидий, сертификатов и т.д. – не является основанием для исключения истца и членов ее семьи из числа нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Просит признать незаконным бездействие Администрации сельского поселения Денискинский сельский совет муниципального района Федоровский район и Администрации муниципального района Федоровский район Республики Башкортостан, выразившееся в неинформировании истца об изменившихся условиях реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020; признать незаконным и отменить Постановление Администрации сельского поселения Денискинский сельсовет МР Федоровский район РБ от ДД.ММ.ГГГГ «О снятии с учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий»; признать незаконным и отменить Постановление Администрации МР Федоровского района РБ от ДД.ММ.ГГГГ об исключении ФИО3 Г.М. из списка подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы; обязать Администрацию сельского поселения Денискинский сельский совет муниципального района Федоровский район Республики Башкортостан восстановить истца и членов ее семьи в списке учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий; обязать Администрацию муниципального района Федоровский район Республики Башкортостан восстановить истца и членов ее семьи в списке подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы в соответствии с датой подачи заявления; обязать ответчиков выдать истцу за счет средств соответствующего бюджета сертификат на погашение основного долга по ипотеке по кредитному договору, заключенному с ОАО «Сбербанк России» на приобретение жилого помещения по адресу <адрес>.

Уточнёнными исковыми требованиями представители истца просят обязать Государственный Комитет РБ по строительству и архитектуре (Госстрой РБ) предоставить расчет размера социальной субсидии, которая предназначалась к выплате истцу, признать незаконным бездействие Администрации сельского поселения Денискинский сельский совет муниципального района Федоровский район Республики Башкортостан и Администрации Муниципального района Федоровский район Республики Башкортостан, выразившееся в неинформировании истца об изменившихся условиях реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020, признать незаконным и отменить Постановление Администрации сельского поселения Денискинский сельсовет МР Федоровский район РБ от ДД.ММ.ГГГГ «О снятии с учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий», признать незаконным и отменить Постановление Администрации МР Федоровского района РБ от ДД.ММ.ГГГГ об исключении Хамматовой Г.М. из списка подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы, обязать Администрацию сельского поселения Денискинский сельский совет муниципального района Федоровский район Республики Башкортостан восстановить истца и членов ее семьи в списке учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, обязать Администрацию муниципального района Федоровский район Республики Башкортостан восстановить истца и членов ее семьи в списке подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы в соответствии с датой подачи заявления, обязать ответчиков выдать истцу за счет средств бюджета Республики Башкортостан сертификат на погашение основного долга по ипотеке по кредитному договору, заключенному с ОАО «Сбербанк России» на приобретение жилого помещения по адресу <адрес> (один) путем безналичного перечисления денежных средств на кредитный (ипотечный) счет истца в ОАО «Сбербанк России».

Истец Хамматова Г.М. в судебном заседании уточненные исковые требования поддержала в полном объёме, просила их удовлетворить по указанным в них основаниям.

Представители истца по доверенности Барышникова Е.Ю., Чулин М.А. в судебном заседании уточненные исковые требования поддержали, просили удовлетворить. Считают, что для защиты прав истца и членов ее семьи необходимо обязать Администрацию сельского поселения Денискинский сельский совет муниципального района Федоровский район восстановить истца и членов ее семьи в списке учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, обязать Администрацию Муниципального района Федоровский район восстановить истца и членов ее семьи в списке подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы в соответствии с датой подачи заявления, обязать ответчиков выдать истцу за счет средств бюджета Республики Башкортостан сертификат на погашение основного долга по ипотеке по Кредитному договору, заключенному с ОАО «Сбербанк России» на приобретение жилого помещения по адресу <адрес> (один) путем безналичного перечисления денежных средств на кредитный (ипотечный) счет истца в ОАО «Сбербанк России».

Представитель ответчика Администрации сельского поселения Денискинский сельский совет муниципального района Федоровский район надлежащим образом извещённый о дате, времени и месте в судебное заседание не явился. Глава администрации сельского поселения Денискинский сельсовет муниципального района Фёдоровский район Республики Башкортостан Сайфуллин Р.З. представил суду возражение, в котором указал на то, что вопреки утверждению истца о том, что сотрудник администрации сельского поселения звонил Хамматовой Г.М. и рекомендовал приобрести в собственность по ипотеке жилое помещение, потому что в списке очередников являются первыми претендентами на получение субсидии, сообщают, что ни разу никто из сотрудников администрации сельского поселения не звонил Хамматовой г.М. с такими предложениями. Кроме того, вопросом предоставления субсидии на приобретение жилья по подпрограмме «Обеспечение жильём молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы занимается Администрация муниципального района Фёдоровский район РБ. Администрация сельского поселения не наделена такими полномочиями, и соответственно, не владеет информацией об очерёдности и подробных условиях в данной программе. Просит суд рассмотреть дело в отсутствие их представителя.

Представитель ответчика Администрации муниципального района Федоровский район Республики Башкортостан Батманова А.Д. исковые требования Хамматовой Г.М. не признала, просила суд отказать в удовлетворении исковых требований на том основании, что истцом было за счет собственных и кредитных средств приобретено жилье, таким образом отпали основания для признания молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий и обоснованно исключена из списка подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы. Пояснила также, что должностные лица Администрации действительно не знали об изменениях условий реализации указанной программы и дали неверную рекомендацию по приобретению молодой семьей жилья по ипотеке с целью последующего погашения за счет выделенных средств субсидии части основного долга, о чем им не было сообщено сотрудником Государственного комитета РБ по строительству и архитектуре, у которого уполномоченные должностные лица выясняли порядок приобретения жилья Хамматовой Г.М.

Представитель ответчика Государственного комитета РБ по строительству и архитектуре надлежащим образом извещённый о дате, времени и месте судебного заседания, не явился.

Отзывом на исковое заявление представитель Госстроя РБ по доверенности Нурмухаметов Р.Р., исковые требования Хамматовой Г.М. не признал, указывая, что Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2010 годы в пункте 2 содержат исчерпывающий перечень условий (способов) использования социальных выплат, указывает на то, что Госстрой РБ права и законные интересы Хамматовой Г.М. не нарушал. Указал, что по данным автоматизированной информационной системы «Учёт граждан, нуждающихся в жилых помещениях» семья Хамматовой Г.М. 02 февраля 2009 года была включена в число участников подпрограммы «Обеспечение жильём молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, утверждённой Постановлением Правительства РФ от 17.09.2001 года №675. Постановлением Правительства РФ от 22 ноября 2012 года №1204 в Подпрограмму были внесены изменения, согласно которым при формировании администрациями муниципальных образований списков молодых семей – участников Подпрограммы, изъявивших желание получить социальные выплаты в планируемом году, в первую очередь в указанные списки помимо молодых семей – участников Подпрограммы, поставленных на учёт в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 года, будут включаться также молодые семьи, имеющие 3 и более детей. У семьи Хамматовой Г.М. первоочередное право на получение социальной выплаты появилось с рождением третьего ребёнка 15 мая 2014 года. В список молодых семей – участников Подпрограммы, изъявивших желание получить социальные выплаты в 2015 году по муниципальному району Фёдоровский район РБ, сформированный по состоянию на 1 сентября 2014 года, а также в аналогичный список, который был предоставлен Администрацией муниципального района Фёдоровский район РБ на участие в сборе муниципальных образований Республики Башкортостан для участия в реализации Подпрограммы в 2015 году, семья Хамматовой Г.М. была включена под . Однако под и в указанные списки были включены молодые семьи гр. ФИО27 и гр. ФИО13, у которых также есть первоочередное право на получение социальной выплаты и признание участниками Подпрограммы датируется 18 декабря 2008 года. Следовательно, список молодых семей-участников Подпрограммы по муниципальному району Фёдоровский район РБ был предоставлен в нарушение очередности предоставления списков молодых семей – участников Подпрограммы в соответствии с хронологией постановки на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Включение семьи Хамматовой Г.М. в сводный список молодых семей – участников Подпрограммы, изъявивших желание получить социальные выплаты в 2015 году, и в список молодых семей – претендентов на получение социальных выплат в 2015 году раньше семей ФИО26 И ФИО13 противоречило бы условиям Подпрограммы, в соответствии с которыми очерёдность семей выстраивается по дате признания семьи участником Подпрограммы. Таким образом Хамматова г.М. законных оснований для получения социальной выплаты за счёт средств федерального, республиканского и местного бюджета не имела.

ДД.ММ.ГГГГ было вынесено постановление администрации муниципального района Фёдоровский район об исключении Хамматовой Г.М. из списка Подпрограммы, вынесенных на основании постановления Администрации сельского поселения Денискинский сельсовет муниципального района Фёдоровский район РБ от ДД.ММ.ГГГГ «О снятии с учёта граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий» в связи с приобретением в общую долевую собственность жилого дома, расположенного по адресу: РБ, <адрес>. Согласно пп. «а» п. 4.5 Правил несоответствия молодой семьи требованиям, установленным п. 1.6 Правил, в частности отсутствие нуждаемости в жилых помещениях, является основанием для отказа в признании молодой семьи участником Подпрограммы.

Согласно пп. «а» п. 1.6 Порядка предоставления социальных выплат молодым семьям – участникам подпрограммы «Обеспечение жильём молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы в Республике Башкортостан, утвержденному постановлением Правительства РБ от ДД.ММ.ГГГГ, участником Подпрограммы может быть молодая семья, в том числе молодая семья, имеющая одного и более детей, где один из супругов не является гражданином Российской Федерации, а также неполная молодая семья (состоящая из одного молодого родителя, являющегося гражданином Российской Федерации, и одного или более детей), в котором возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия Госстроем РБ решения о включении молодой семьи – участника Подпрограммы список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет. Хамматов Р.М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, супруг Хамматовой Г.М., достиг возраста 35 лет, в связи с чем требование об обязании восстановить семью Хамматовой Г.М. в списке подпрограммы «Обеспечение жильём молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы также незаконно. Следовательно, постановление Администрации муниципального района Фёдоровский район РБ об исключении гр. Хамматовой Г.М. из списка Подпрограммы является законным и оснований для её отмены, восстановления гр. Хамматовой Г.М. в списках участников Подпрограммы не имеется.

Кроме того, согласно п. «е» п.2 Правил, социальные выплаты используются для погашения основной суммы долга и уплаты процентов по жилищным кредитам, в том числе ипотечным, или жилищным займа на приобретение жилого помещения или строительство жилого дома, полученным до ДД.ММ.ГГГГ, за исключением иных процентов, штрафов, комиссий и пеней за просрочку исполнения обязательств по этим кредитам и займам. Использование социальной выплаты на цели, не предусмотренные законодательством, может повлечь за собой нецелевое использование бюджетных средств.

В соответствии с п. 1.11 Порядка предоставления социальных выплат молодым семьям – участникам подпрограммы «Обеспечение жильём молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы в Республике Башкортостан, утверждённому постановлением Правительства РБ от 31.12.2014 года №6868, социальные выплаты предоставляются за счёт средств федерального бюджета, бюджета Республики Башкортостан и местных бюджетов на условиях софинансирования, в связи с чем, требование о предоставлении сертификата за счёт средств бюджета Республик Башкортостан не соответствуют действующим нормативным правовым актам.

Просит суд в удовлетворении исковых требований Хамматовой Г.М. отказать и рассмотреть исковое заявление в отсутствие представителя Госстроя РБ.

Представитель третьего Правительство Республики Башкортостан извещен судом надлежащим образом о дате, времени и месте судебного заседания не явился.

Третье лицо Хамматов Р.М., действующий в своих интересах и интересах своих несовершеннолетних детей, с исковыми требованиями Хамматовой Г.М. согласился, просил их удовлетворить по основаниям, изложенным в уточненном исковом заявлении и с учетом всех обстоятельств дела.

В силу ст. 167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся лиц.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела и оценив доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, суд приходит к следующему.

В силу статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Жилищное законодательство Российской Федерации в части обеспечения социально незащищенных граждан жилыми помещениями, основано на заявительном характере учета лиц, нуждающихся в обеспечении жильем. Указанный учет свидетельствует о наличии предусмотренных законодательством Российской Федерации оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, последующую реализацию права.

Судом установлено, что заявлением от ДД.ММ.ГГГГ Хамматова Г.М. просит включтить в состав участников подпрограммы «Обеспечение жильём молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы для получения субсидий на приобретение жилья, в том числе на уплату первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита или займа на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства, молодую семью в составе: Хамматова Р.М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Хамматову Г.М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО28., ДД.ММ.ГГГГ года рождения и ФИО29ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

Постановлением Администрации МР Федоровский район РБ от ДД.ММ.ГГГГ «О включении в состав Федеральной целевой программы «Жилище на 2002-2010 годы» для получения субсидии для строительства и приобретения жилья» Хамматова Г.М. была включена в указанный список.

Согласно договора купли-продажи с ипотекой в силу закона с оформлением закладной от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО15 продала Хамматову Р.М., Хамматовой Г.М., ФИО16, ФИО3ФИО30. и ФИО31 в общую долевую собственность по 1/5 доле в праве каждому жилой дом и земельный участок, расположенные по адресу: <адрес><адрес> за <данные изъяты> рублей, в том числе дом за <данные изъяты> рублей и земельный участок за <данные изъяты> рублей. С указание, что объекты недвижимости приобретаются покупателями за счёт собственных средств и кредитных средств, предоставляемых Башкирским обделением №8598 ОАО «Сбербанк России».

Из кредитного договора от ДД.ММ.ГГГГ следует, что между ОАО «Сбербанк России» и созаёмщиками Хамматовым Р.М., Хамматовой Г.М. и ФИО17 заключен потребительский кредит на сумму <данные изъяты> рублей на срок 132 месяца с даты фактического предоставления кредита.

В качестве обеспечения своевременного и полного исполнения обязательств по договору созаёмщики предоставили кредитору до выдачи кредита объект недвижимости в залог земельный участок и жилой дом, находящиеся по адресу: <адрес>.

Постановлением главы Администрации муниципального района Фёдоровский район РБ от ДД.ММ.ГГГГ, гр. Хамматову Р.М. разрешено передать в ипотеку Сбербанку России жилой дом с земельным участком, расположенные по адресу: <адрес>, приобретаемые в общую долевую собственность (по 1/5 доле каждому) несовершеннолетних ФИО32., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО33ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО35ФИО36., ДД.ММ.ГГГГ года рождения за счёт собственных и кредитных средств, предоставляемых дополнительным офисом №8598/0376 Башкирского отделения №8598 Сбербанк России, при условии, что гр. Хамматовым Р.М. на срок выплаты ипотечного кредита будет заключен договор ипотечного страхования.

Согласно постановления главы Администрации муниципального района Фёдоровский район РБ от ДД.ММ.ГГГГ, из списков участников подпрограммы «Обеспечение жильём молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы исключена Хамматова Г.М., включённая в указанный список на основании постановления Администрации муниципального района Фёдоровский район РБ от 02.02.2009 года .

Из постановления главы Администрации сельского поселения Денискинский сельсовет муниципального района Фёдоровский район РБ от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Хамматова Г.М. снята с учёта в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Постановлением Правительства РФ от 17 сентября 2001 г. N 675 утверждена федеральная целевая программа "Жилище" на 2002-2010 годы, в состав которой включена подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей".

Во исполнение условий федеральной целевой программы постановлением Правительства РФ от 13 мая 2006 г. N 285 утверждены Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы, которые устанавливали порядок предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома.

Согласно п. 5 указанных Правил участницей подпрограммы может быть молодая семья, в том числе неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя и одного и более детей, соответствующая следующим условиям:

а) возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет;

б) признание семьи, нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии с п. 6 Правил;

в) наличие у семьи доходов либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.

Пунктом 6 Правил установлено, что применительно к настоящим Правилам под нуждающимися в улучшении жилищных условий понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г., а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в улучшении жилищных условий после 1 марта 2005 г. по тем же основаниям, которые установлены ст. 51 ЖК РФ для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

В силу ст. 50 ЖК РФ учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом.

Утвержденная постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2010 г. N 1050 подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей» на 2011-2015 годы фактически идентична утвержденной постановлением Правительства РФ от 17 сентября 2001 г. N 675 подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы и базируется на принципах преемственности этой подпрограммы.

Согласно федеральной целевой программе "Жилище" на 2011-2015 годы она является продолжением программы на 2002-2010 годы (Раздел I. Характеристика проблемы).

Таким образом, лица, участвовавшие в подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, в том случае, если они не получили соответствующую социальную выплату, в соответствии со смыслом и целями подпрограммы, принципом преемственности становятся участниками подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы.

Материалами дела устанавливается и сторонами не оспаривается, что на момент принятия решения о включении семьи истца в список участников подпрограммы семья Хамматовых отвечала предъявляемым требованиям для включения молодой семьи - претендента на получение социальной выплаты.

Таким образом, лица, участвовавшие в подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы, в том случае, если они не получили соответствующую социальную выплату, в соответствии со смыслом и целями подпрограммы, принципом преемственности, становятся участниками подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы.

Исходя из приведенных правовых норм и установленных по делу обстоятельств семья Хамматовых не может быть лишена права состоять в списке молодых семей - претендентов на получение социальных выплат, поскольку при включении в указанный список не решался вопрос о предоставлении им социальной выплаты, при решении которого проверяется соответствие претендентов на получение выплаты всем установленным Правилам требованиям.

Пункт 21 Правил (в ред. постановления Правительства РФ от 22 ноября 2012 г. N 1204) предусмотрено, что порядок формирования органом местного самоуправления списка молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и форма этого списка определяются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

В первую очередь в указанные списки включаются молодые семьи - участники подпрограммы, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г., а также молодые семьи, имеющие трех и более детей.

Согласно ст.70 ФЗ от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 28.11.2015) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления несут ответственность перед населением муниципального образования, государством, физическими и юридическими лицами в соответствии с федеральными законами. Исходя из ст.3 ФЗ от 02.03.2007 N 25-ФЗ (ред. от 28.11.2015) "О муниципальной службе в Российской Федерации" на муниципальных служащих распространяется действие трудового законодательства.

Согласно ст.1068 ГК РФ юридическое лицо либо гражданин возмещает вред, причиненный его работником при исполнении трудовых (служебных, должностных) обязанностей. Применительно к правилам, предусмотренным настоящей главой, работниками признаются граждане, выполняющие работу на основании трудового договора (контракта).

Согласно п.в) ст.7 Закона РБ 24 июля 2002 г. №350-з «О государственной поддержке молодых семей в Республике Башкортостан» государственная поддержка молодых семей по улучшению жилищных условий осуществляется путем предоставления безвозмездных жилищных субсидий молодым семьям, имеющим остаток невыплаченной стоимости строящегося или приобретенного жилья, или части непогашенного кредита (займа), в случае рождения (усыновления) ребенка (детей). В соответствии со ст.8 того же Закона деятельность органов местного самоуправления в Республике Башкортостан по поддержке молодых семей основывается на положениях настоящего Закона.

Для получения свидетельства молодая семья — претендент на получение субсидии направляет в орган местного самоуправления по месту своего постоянного жительства заявление о выдаче свидетельства (в произвольной форме) и соответствующие документы, согласно перечня.

Орган местного самоуправления проверяет содержащиеся в этих документах сведения. Основаниями для отказа в выдаче свидетельства молодой семье являются непредставление или представление не в полном объеме указанных документов, а также недостоверность сведений, содержащихся в представленных документах.

При получении свидетельства молодая семья информируется о порядке и условиях получения и использования субсидии, предоставляемой по этому свидетельству.

Государственный комитет Республики Башкортостан по молодежной политике, органы по делам молодежи администраций районов, городов осуществляют информационную и консультационную поддержку граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и желающих стать участниками Программы.

Администрации районов, городов республики создают районные, городские комиссии по реализации Программы и отбору молодых семей (далее - Комиссия) в составе председателя Комиссии, заместителя председателя Комиссии, ответственного секретаря и членов Комиссии.

В состав комиссий дополнительно включаются представители отделов по делам молодежи районных администраций. Кроме того, учет ведется по месту работы - должностными лицами, назначенными приказом администрации по согласованию с профсоюзным комитетом.

Аналогичной положение содержится в Постановление Правительства РФ от 17 сентября 2001 г. N 675 "О федеральной целевой программе "Жилище" на 2002 - 2010 годы", где сказано, что органы местного самоуправления, осуществляющие выдачу свидетельств, информируют молодые семьи, принимающие решение об участии в подпрограмме, об условиях ее реализации, а указанные молодые семьи дают письменное согласие на участие в ней на этих условиях.

В Постановлении Правительства РФ от 17 декабря 2010 г. N 1050 "О федеральной целевой программе "Жилище" на 2015 - 2020 годы" содержится указание на то, что на уровне органов местного самоуправления будут осуществляться: разработка и реализация муниципальных программ; проведение мероприятий Программы с учетом местных особенностей и передового опыта.

Согласно Разделу 6 «Ресурсное обеспечение реализации подпрограммы» Подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей",

входящей в состав федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы основными источниками финансирования подпрограммы являются:

а) средства молодых семей, используемые для частичной или полной оплаты стоимости строительства (приобретения) жилья;

б) средства бюджетов субъектов Российской Федерации, направляемые на следующие цели:

предоставление молодым семьям при рождении (усыновлении) ребенка субсидий на компенсацию части затрат, произведенных ими на строительство (приобретение) жилья, или на погашение части кредита (займа).

Согласно Разделу IV «Ресурсное обеспечение подпрограмм» подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы основными источниками финансирования подпрограммы являются средства федерального бюджета, предоставляемые в форме субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование мероприятий подпрограммы.

Согласно ст.51 Закона РБ от 15 июля 2005 года N 205-з «О бюджетном процессе в РБ» исполнение бюджета Республики Башкортостан обеспечивается Правительством Республики Башкортостан. Организация исполнения бюджета Республики Башкортостан возлагается на Министерство финансов Республики Башкортостан.

Согласно Определения Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 14 октября 2014 г. N 47-КГ14-8 изменение имущественного положения семьи, в том числе по обеспеченности жилой площадью, не может служить основанием для исключения ее из списка нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Согласно ст.15 ФЗ от 27.07.2004 N 79-ФЗ (ред. от 30.12.2015) "О государственной гражданской службе Российской Федерации" гражданский служащий обязан: соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации и обеспечивать их исполнение; исполнять должностные обязанности в соответствии с должностным регламентом; соблюдать при исполнении должностных обязанностей права и законные интересы граждан и организаций.

Таким образом, бездействие Администрации сельского поселения Денискинский сельский совет муниципального района Федоровский район РБ и Администрации муниципального района Федоровский район РБ, выразившееся в не информировании Хамматовой Г.М. об изменившихся условиях реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 привело к возникновению для истца и членов ее семьи негативных последствий в виде вынесения Администрацией сельского поселения Денискинский сельсовет МР Федоровский район Постановления от 03 ноября 2015 года «О снятии с учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий», что стало основанием исключения Хамматовой Г.М. из списка подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы в результате вынесения Администрацией МР Федоровского района Постановления от 03.11.2015 года №960.

Лицами, участвующими в деле, не оспаривалось, что на момент принятия решения о включении молодой семьи в состав участников подпрограммы семья Хамматовых, в которой имеется трое несовершеннолетних детей, отвечала всем предъявляемым требованиям для включения в список молодых семей - претендентов на получение социальной выплаты. Не оспаривался и факт допущенной ошибки в установлении очередности при формировании списка молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году по муниципальному району Фёдоровский район Республики Башкортостан.

Допрошенные в судебном заседании председатель жилищной комиссии Администрации муниципального района Фёдоровский район РБ в качестве свидетеля суду показал, что действительно список молодых семей- участников Подпрограммы по муниципальному району Фёдоровский район РБ был предоставлен в нарушение очерёдности предоставления списков молодых семей – участников Подпрограммы в соответствии хронологией постановки на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Нарушенное право и законные интересы гражданина в силу ст. ст. 2, 15, 17, 18, 19, 40, 45, 46 Конституции РФ, ст. ст. 3, 6, 11 Гражданского процессуального кодекса РФ подлежат защите. Факт нарушения прав истца при составлении сводного Списка участниками дела, сторонами не оспаривался.

Часть 2 пункта 26 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования Федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы предусматривает, что орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации вправе вносить изменения в порядке, утвержденном органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в утвержденные списки молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году в случае, если молодые семьи - претенденты на получение социальной выплаты не представили необходимых документов для получения свидетельства в установленный пунктом 27 настоящих Правил срок, или в течение срока действия свидетельства отказались от получения социальной выплаты на приобретение жилого помещения, или по иным причинам не смогли воспользоваться этой социальной выплатой.

Данная норма Федеральной целевой программы, предоставляет субъекту Российской Федерации право на утверждение порядка внесения изменений в утвержденные списки молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году, при этом положение "или по иным причинам не смогли воспользоваться этой социальной выплатой" свидетельствует о том, что перечень оснований для внесения таких изменений не является закрытым.

Подпрограмма направлена на реализацию одного из приоритетных направлений национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России", который предполагает формирование системы оказания государственной поддержки определенным категориям граждан в приобретении жилья или строительстве индивидуального жилого дома.

Целью подпрограммы, как уже сказано выше, является предоставление государственной поддержки в решении жилищной проблемы молодым семьям, признанными в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий и в первую очередь, многодетным молодым семьям.

Предоставление отдельным претендентам приоритетного права на включение в Список не относится к порядку формирования таких списков, а является по своему характеру условием, определяющим участие граждан в Подпрограмме. Установление же порядка и условий предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках Федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы закреплено законодательно и к компетенции субъектов Российской Федерации не отнесено. Введение иных положений, отличных от тех, которые установлены на федеральном уровне, в рамках региональной программы недопустимо.

Невозможность ревизии сводного Списка молодых семей-участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, при наличии допущенной при формировании такого списка ошибки, влечет утрату в связи с этим права многодетной семьи на своевременное получение социальной выплаты и не отвечает целям и задачам федеральной подпрограммы, а, кроме того, противоречит положениям пункта 7 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их исполнения - приложения к Федеральной подпрограмме.

В ходе рассмотрения дела нуждаемость истца в жилом помещении на момент постановки на соответствующий учет подтверждена документально и сторонами не оспаривается.

Поскольку из представленных суд в качестве доказательств аудиозаписей переговоров и консультации с должностными лицами Администрации муниципального района Фёдоровский район РБ следует, что указанные должностные лица не знали о внесённых изменениях в подпрограмму 2015 года, указывая истцу действовать по условиям подпрограммы 2010 года, суд считает, что семья Хамматовых не могла знать об изменениях в подпрограмме «Жилище» 2015 года.

При указанных обстоятельствах исковые требования истца о признании незаконным и отмене постановление Администрации Муниципального района Федоровский район РБ от ДД.ММ.ГГГГ об исключении Хамматовой Г.М. из списка подпрограммы « Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы., подлежат удовлетворению, поскольку истец не может быть лишен гарантированного и нереализованного права, а соответствующие органы не могут быть освобождены от данной обязанности.

Учитывая, что Хамматовой Г.М. заявление о включении в список участников подпрограммы «Обеспечение жильём молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы подано согласно входящему штампу от ДД.ММ.ГГГГ, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований об обязании Администрации Муниципального района Федоровский район РБ восстановить Хамматову Г.М. и членов ее семьи в списке подпрограммы « Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы с даты подачи заявления, то есть с ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 675 "О федеральной целевой программе "Жилище" на 2002 - 2010 годы", органы местного самоуправления, осуществляющие выдачу свидетельств, информируют молодые семьи, принимающие решение об участии в подпрограмме, об условиях ее реализации, а указанные молодые семьи дают письменное согласие на участие в ней на этих условиях.

В соответствии с п. 1.11 Порядка предоставления социальных выплат молодым семьям – участникам подпрограммы «Обеспечение жильём молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы в Республике Башкортостан, утверждённому постановлением Правительства РБ от ДД.ММ.ГГГГ, социальные выплаты предоставляются за счёт средств федерального бюджета, бюджета Республики Башкортостан и местных бюджетов на условиях софинансирования, в связи с чем, требование о предоставлении сертификата за счёт средств бюджета Республик Башкортостан удовлетворению не подлежит.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст., 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Хамматовой <данные изъяты> удовлетворить частично.

Признать незаконным и отменить постановление Администрации Муниципального района Федоровский район РБ от ДД.ММ.ГГГГ об исключении Хамматовой <данные изъяты> из списка подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы.

Признать незаконным и отменить постановление Администрации сельского поселения Денискинский сельский совет муниципального района <адрес> РБ

от ДД.ММ.ГГГГ о снятии Хамматовой <данные изъяты> с учета в качестве нуждающихся в жилищных помещениях.

Обязать Администрацию сельского поселения Денискинский сельский совет муниципального района Федоровский район РБ восстановить Хамматову <данные изъяты> и членов ее семьи в списке учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Обязать Администрацию Муниципального района Федоровский район РБ восстановить Хамматову <данные изъяты> и членов ее семьи в списке подпрограммы « Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы с даты подачи заявления, то есть с ДД.ММ.ГГГГ.

В части исковых требований Хамматовой Г.М.о выдаче сертификата на погашение основного долга по ипотеке по кредитному договору отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме через Стерлибашевский межрайонный суд РБ.

Судья: З.С. Янбулатова