ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-432/2018 от 24.04.2018 Заводской районного суда г. Новокузнецка (Кемеровская область)

Дело № 2-432/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Заводской районный суд г. Новокузнецка Кемеровской области в составе

председательствующего судьи Катусенко С.И.,

при секретаре Завориной Е.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Новокузнецке 24 апреля 2018 года гражданское дело по иску ФИО1 к ООО СК «Сбербанк Страхование жизни» о защите прав потребителей,

у с т а н о в и л :

Истец ФИО1 обратился в суд с иском о взыскании с ООО СК «Сбербанк страхования жизни» в его пользу денежные средства в сумме 11 000 рублей, внесенные им в качестве страховых ежемесячных взносов, неустойку – 79689 рублей, компенсацию морального вреда -20000 рублей, судебные расходы за составление искового заявления -1000 рублей.

06.03.2018 года ФИО1 уточнил исковые требования и просит взыскать с ООО СК «Сбербанк страхования жизни» в его пользу денежные средства в сумме 12000 рублей, внесенные им в качестве страховых ежемесячных взносов, неустойку –102 600 рублей, компенсацию морального вреда- 200000 рублей, судебные расходы за составление искового заявления -1000 рублей.

Свои требования истец мотивирует тем, что 21.03.2016 года он заключил со страховой компанией ООО СК «Сбербанк страхование жизни» договор страхования жизни сроком на пять лет, до 20.03.2021 года.

Основанием для заключения договора явилось его заявление к договору страхования, заполненное на типовом бланке ответчика. Ответчик сообщил номер страхового полиса - ... и его обязанность - ежемесячно, в течение пяти лет, вносить на его счет страховой взнос в размере 1000 рублей.

С момента подписания договора -21.03.2016 г. он ежемесячно вносил страховой взнос наличными деньгами в размере 1000 рублей в кассу ПАО Сбербанка, что подтверждается кассовыми чеками.

В марте 2017 года оператор ПАО Сбербанк отказалась принять от него очередной платеж, мотивируя отказ тем, что ответчик в одностороннем порядке расторг с ним договор, так как при его заключении ему было 55 лет, а по условиям п.п.2 страхового полиса «Сберегательное страхование» на момент заключения договора, возраст страхователя не может быть более 55 лет.

Он возражал против действий ответчика, просил продолжить исполнение договора, поскольку свои анкетные данные, в том числе и возраст не скрывал, не вводил никого в заблуждение. Ответчик отказался принять от него очередной страховой взнос.

По вышеизложенным основаниям, он предложил ответчику вернуть денежные средства, внесенные им за период действия договора. Ответчик пояснил, что возврат денежных средств возможен при наличии от него типового заявления на аннулирование полиса.

25.05.2017 года с целью вернуть денежные средства в сумме 11 000рублей, он отправил ответчику типовое заявление на аннулирование полиса. Получив от него заявление на аннулирование полиса, ответчик 27.10.2017 года, сославшись на условия полиса «Сберегательное страхование», отказался вернуть ему денежные средства 11000 рублей (за одиннадцать месяцев действия договора), мотивируя отказ тем, что возврат денежных средств возможен в течение 5 календарных дней со дня подключения к программе, или по истечении двух лет от даты заключения договора согласно таблице выкупных сумм.

Ответчик не уведомил его о расторжении договора, не получил отказ на предложение о его расторжении, в одностороннем порядке расторг с ним договор.

Не соблюдение ответчиком порядка расторжения договора является существенным нарушением договора.

По спорному договору ответчик обязан был принимать от него страховые вносы по срокам действия договора, т.е. ежемесячно в течение 5 лет.

По правилам ст.ст.309-310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательств не возможен.

По правилам п.5 ст.453 ГК РФ, если основанием для расторжения договора послужило существенное нарушение договора одной стороной, другая сторона вправе требовать возмещение убытков, причиненных расторжением договора.

К убыткам по настоящему спору он относит денежные средства, уплаченные им в качестве ежемесячных страховых взносов в размере 11000 рублей.

Поскольку ответчик в добровольном порядке отказывается вернуть ему заявленную сумму, он вынужден обращаться в суд с настоящим иском.

В силу положений ст.28 закона «О защите прав потребителей» в случае нарушения сроков выполнения назначенных потребителем на основании пункта 1 настоящей статьи новых сроков исполнитель уплачивает потребителю неустойку в размере трех процентов выполнения работы(оказания услуг).

В письменном ответе ответчика в его адрес от 27.10.2017 года содержатся сведения о том, что 25.05.2017 года ответчик получил от него заявление с просьбой вернуть 11 000 рублей.

Ответчик отказался возвращать заявленную сумму, таким образом, период для расчета неустойки с 25.05.2017 года по день подачи иска в суд по 06.03.2018г. -день подачи иска об увеличении исковых требований -285 дней, всего неустойка -102600 рублей ( 12 000 рублей Х 3 % Х 285 дней).

В соответствии со ст. 151,1099 ГК РФ, ст. 15 ФЗ «О защите прав потребителей» согласно которым вследствие нарушения организацией выполняющей функции исполнителя, прав потребителя, виновной в причинении вреда потребителю, подлежит возместить моральный вред потребителю.

Моральный вред, вследствие причиненных ему ответчиком нравственных страданий, он оценивает в 20000 рулей.

Истец ФИО1 исковые требования, с учетом уточнения, изложенные письменно поддерживает в полном объеме. Просит взыскать с ответчика денежные средства в размере 12 000 руб., внесенных им в качестве страховых ежемесячных взносов, неустойку в размере 102 600 руб., моральный вред в размере 200 000 руб., судебные расходы за составление искового заявления в размере 1000 руб., суду пояснил, что договор страхования расторгнут. Он оплатил страховую премию в размере 12 000 руб. Моральный вред мотивирует тем, что он 8 лет назад перенес инсульт, через полгода перенес еще один инсульт, и ему нельзя нервничать, а, кроме того, он испытывает сильное чувство обиды, бессилия, которое его уничтожает, как человека. В марте 2017 г. он пришел вносить ежемесячные платеж по договору страхования, но сотрудник банка ему пояснила, что его нет в списках, застрахованных, в данный список он не попал по возрасту. 23.03.2017 г. он вновь обратился к ответчику, сотрудник банка составила заявление, он сам лично заявление не заполнял, своей рукой текст не писал. В сентябре ему стало известно, что заявление, написанное в марте 2017 г., составлено неправильно, и, он вновь обратился к ответчику, направлял заявление по почте. Договор страхования жизни он заключал 18.03.2016 г., в настоящее время такого вида страхования у них нет. При заключении договора страхования ему разъяснили, что он может быть участником данной программы страхования, что он подходит по всем параметрам, в том числе и по возрасту, если бы сотрудники банка все ему правильно разъяснили, подсчитали его возраст, такого бы не произошло.

Ответчик в суд не явился. Ранее ответчик был извещен о том, что в производстве суда находится гражданское дело по иску ФИО1, что следует из ходатайства об отложении судебного разбирательства (л.д.26).

В дальнейшем во исполнение требований ст. 113 ГПК РФ суд известил о времени и месте судебного заседания посредством размещения соответствующей информации на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

Ст.113 ГПК РФ предусмотрено, что « 1. Лица, участвующие в деле, …извещаются или вызываются в суд заказным письмом с уведомлением о вручении, судебной повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование судебного извещения или вызова и его вручение адресату.

2.1. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, иные органы и организации, являющиеся сторонами и другими участниками процесса, могут извещаться судом о времени и месте судебного заседания или совершения отдельных процессуальных действий лишь посредством размещения соответствующей информации на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в указанный в части третьей настоящей статьи срок, если суд располагает доказательствами того, что указанные лица надлежащим образом извещены о времени и месте первого судебного заседания. Такие лица, получившие первое судебное извещение по рассматриваемому делу, самостоятельно предпринимают меры по получению дальнейшей информации о движении дела с использованием любых источников такой информации и любых средств связи.

Лица, указанные в абзаце первом настоящей части, несут риск наступления неблагоприятных последствий в результате непринятия ими мер по получению информации о движении дела, если суд располагает сведениями о том, что данные лица надлежащим образом извещены о начавшемся процессе, за исключением случаев, когда меры по получению информации не могли быть приняты ими в силу чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств.

При отсутствии технической возможности у органов местного самоуправления, иных органов и организаций они вправе заявить ходатайство о направлении им судебных извещений и вызовов без использования информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".»

Однако, от ответчика не поступало ходатайство о направлении им судебных извещений.

В связи с чем, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии ответчика по имеющимся в деле доказательствам.

Выслушав истца ФИО1, изучив письменные материалы дела, суд считает, что исковые требования ФИО1 о взыскании с ответчика страховой премии подлежат удовлетворению по следующим обстоятельствам.

Страхование согласно ч. 1 ст. 927 ГК РФ осуществляется на основании договоров имущественного или личного страхования, заключаемых гражданином или юридическим лицом (страхователем) со страховой организацией (страховщиком).

В соответствии со ст. 934 ГК РФ «1. По договору личного страхования одна сторона (страховщик) обязуется за обусловленную договором плату (страховую премию), уплачиваемую другой стороной (страхователем), выплатить единовременно или выплачивать периодически обусловленную договором сумму (страховую сумму) в случае причинения вреда жизни или здоровью самого страхователя или другого названного в договоре гражданина (застрахованного лица), достижения им определенного возраста или наступления в его жизни иного предусмотренного договором события (страхового случая).

Право на получение страховой суммы принадлежит лицу, в пользу которого заключен договор».

Положениями ст. 940 ГК РФ предусмотрено, что договор страхования должен быть заключен в письменной форме. Договор страхования может быть заключен путем составления одного документа либо вручения страховщиком страхователю на основании его письменного или устного заявления страхового полиса (свидетельства, сертификата, квитанции), подписанного страховщиком.

Ст. 942 ГК РФ предусмотрено:

2. При заключении договора личного страхования между страхователем и страховщиком должно быть достигнуто соглашение:

1) о застрахованном лице;

2) о характере события, на случай наступления, которого в жизни застрахованного лица осуществляется страхование (страхового случая);

3) о размере страховой суммы;

4) о сроке действия договора.

В соответствии со ст. 943 ГК РФ «1. Условия, на которых заключается договор страхования, могут быть определены в стандартных правилах страхования соответствующего вида, принятых, одобренных или утвержденных страховщиком либо объединением страховщиков (правилах страхования).

2. Условия, содержащиеся в правилах страхования и не включенные в текст договора страхования (страхового полиса), обязательны для страхователя (выгодоприобретателя), если в договоре (страховом полисе) прямо указывается на применение таких правил и сами правила изложены в одном документе с договором (страховым полисом) или на его оборотной стороне либо приложены к нему. В последнем случае вручение страхователю при заключении договора правил страхования должно быть удостоверено записью в договоре.

3. При заключении договора страхования страхователь и страховщик могут договориться об изменении или исключении отдельных положений правил страхования и о дополнении правил.

4. Страхователь (выгодоприобретатель) вправе ссылаться в защиту своих интересов на правила страхования соответствующего вида, на которые имеется ссылка в договоре страхования (страховом полисе), даже если эти правила в силу настоящей статьи для него необязательны».

Ст. 944 ГК РФ предусмотрено:

1. При заключении договора страхования страхователь обязан сообщить страховщику известные страхователю обстоятельства, имеющие существенное значение для определения вероятности наступления страхового случая и размера возможных убытков от его наступления (страхового риска), если эти обстоятельства не известны и не должны быть известны страховщику.

Существенными признаются, во всяком случае, обстоятельства, определенно оговоренные страховщиком в стандартной форме договора страхования (страхового полиса) или в его письменном запросе.

2. Если договор страхования заключен при отсутствии ответов страхователя на какие-либо вопросы страховщика, страховщик не может впоследствии требовать расторжения договора либо признания его недействительным на том основании, что соответствующие обстоятельства не были сообщены страхователем.

3. Если после заключения договора страхования будет установлено, что страхователь сообщил страховщику заведомо ложные сведения об обстоятельствах, указанных в пункте 1 настоящей статьи, страховщик вправе потребовать признания договора недействительным и применения последствий, предусмотренных пунктом 2 статьи 179 настоящего Кодекса.

Страховщик не может требовать признания договора страхования недействительным, если обстоятельства, о которых умолчал страхователь, уже отпали».

Согласно ст. 422 ГК РФ «1. Договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения».

Федеральный Закон «О защите прав потребителей» регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, …при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества … получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав.

В соответствии с данным Законом, потребитель - гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности; исполнитель - организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, выполняющие работы или оказывающие услуги потребителям по возмездному договору;

В соответствии с Постановлением Пленума ВС РФ от 28 июня 2012 г. N 17 « О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей»:

п.1. При рассмотрении гражданских дел судам следует учитывать, что отношения, одной из сторон которых выступает гражданин, использующий, приобретающий, заказывающий либо имеющий намерение приобрести или заказать товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних, бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, а другой - организация либо индивидуальный предприниматель (изготовитель, исполнитель, продавец, импортер), осуществляющие продажу товаров, выполнение работ, оказание услуг, являются отношениями, регулируемыми Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ), Законом Российской Федерации от 7 февраля 1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон о защите прав потребителей либо Закон), другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

2. Если отдельные виды отношений с участием потребителей регулируются и специальными законами Российской Федерации, содержащими нормы гражданского права (например, договор участия в долевом строительстве, договор страхования, как личного, так и имущественного, договор банковского вклада, договор перевозки, договор энергоснабжения), то к отношениям, возникающим из таких договоров, Закон о защите прав потребителей применяется в части, не урегулированной специальными законами.

С учетом положений статьи 39 Закона о защите прав потребителей к отношениям, возникающим из договоров об оказании отдельных видов услуг с участием гражданина, последствия нарушения условий которых не подпадают под действие главы III Закона, должны применяться общие положения Закона о защите прав потребителей, в частности о праве граждан на предоставление информации (статьи 8 - 12), об ответственности за нарушение прав потребителей (статья 13), о возмещении вреда (статья 14), о компенсации морального вреда (статья 15), об альтернативной подсудности (пункт 2 статьи 17), а также об освобождении от уплаты государственной пошлины (пункт 3 статьи 17) в соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации.

Таким образом, возникшие отношения между ФИО1 и ООО СК «Сбербанк Страхование жизни» регулируются не только ГК РФ, но и ФЗ « О защите прав потребителей».

В соответствии со ст.1 ФЗ « О защите прав потребителей» : 1. Отношения в области защиты прав потребителей регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Законом, другими федеральными законами (далее - законы) и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно ст.10 данного ФЗ: «1. Изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации.

2. Информация о товарах (работах, услугах) в обязательном порядке должна содержать:

наименование технического регламента или иное установленное законодательством Российской Федерации о техническом регулировании и свидетельствующее об обязательном подтверждении соответствия товара обозначение;

сведения об основных потребительских свойствах товаров (работ, услуг)..

цену в рублях и условия приобретения товаров (работ, услуг), в том числе при оплате товаров (работ, услуг) через определенное время после их передачи (выполнения, оказания) потребителю, полную сумму, подлежащую выплате потребителем, и график погашения этой суммы;

правила и условия эффективного и безопасного использования товаров (работ, услуг);

адрес (место нахождения), фирменное наименование (наименование) изготовителя (исполнителя, продавца), уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера;

информацию об обязательном подтверждении соответствия товаров (работ, услуг), указанных в пункте 4 статьи 7 настоящего Закона;

информацию о правилах продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) …

3. Информация, предусмотренная пунктом 2 настоящей статьи, доводится до сведения потребителей в технической документации, прилагаемой к товарам (работам, услугам), на этикетках, маркировкой или иным способом, принятым для отдельных видов товаров (работ, услуг). Информация об обязательном подтверждении соответствия товаров представляется в порядке и способами, которые установлены законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, и включает в себя сведения о номере документа, подтверждающего такое соответствие, о сроке его действия и об организации, его выдавшей. «

Ст.12 данного ФЗ предусмотрено: «1. Если потребителю не предоставлена возможность незамедлительно получить при заключении договора информацию о товаре (работе, услуге), он вправе потребовать от продавца (исполнителя) возмещения убытков, причиненных необоснованным уклонением от заключения договора, а если договор заключен, в разумный срок отказаться от его исполнения и потребовать возврата уплаченной за товар суммы и возмещения других убытков.

2. Продавец (исполнитель), не предоставивший покупателю полной и достоверной информации о товаре (работе, услуге), несет ответственность, предусмотренную пунктами 1 - 4 статьи 18 или пунктом 1 статьи 29 настоящего Закона, за недостатки товара (работы, услуги), возникшие после его передачи потребителю вследствие отсутствия у него такой информации.

3. При причинении вреда жизни, здоровью и имуществу потребителя вследствие непредоставления ему полной и достоверной информации о товаре (работе, услуге) потребитель вправе потребовать возмещения такого вреда в порядке, предусмотренном статьей 14 настоящего Закона, в том числе полного возмещения убытков, причиненных природным объектам, находящимся в собственности (владении) потребителя.

4. При рассмотрении требований потребителя о возмещении убытков, причиненных недостоверной или недостаточно полной информацией о товаре (работе, услуге), необходимо исходить из предположения об отсутствии у потребителя специальных познаний о свойствах и характеристиках товара (работы, услуги).»

В соответствии со ст.13 данного ФЗ, « 1. За нарушение прав потребителей изготовитель (исполнитель, продавец, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер) несет ответственность, предусмотренную законом или договором.

4. Изготовитель (исполнитель, продавец, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер) освобождается от ответственности за неисполнение обязательств или за ненадлежащее исполнение обязательств, если докажет, что неисполнение обязательств или их ненадлежащее исполнение произошло вследствие непреодолимой силы, а также по иным основаниям, предусмотренным законом.

6. При удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя. «

В соответствии со ст. 14 данного ФЗ, « 1. Вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя вследствие конструктивных, производственных, рецептурных или иных недостатков товара (работы, услуги), подлежит возмещению в полном объеме.

5. Изготовитель (исполнитель, продавец) освобождается от ответственности, если докажет, что вред причинен вследствие непреодолимой силы или нарушения потребителем установленных правил использования, хранения или транспортировки товара (работы, услуги).»

Согласно ст.29 ФЗ « О защите прав потребителей»: 1. Потребитель при обнаружении недостатков выполненной работы (оказанной услуги) вправе по своему выбору потребовать:

безвозмездного устранения недостатков выполненной работы (оказанной услуги);

соответствующего уменьшения цены выполненной работы (оказанной услуги);…

Потребитель вправе отказаться от исполнения договора о выполнении работы (оказании услуги) и потребовать полного возмещения убытков, если в установленный указанным договором срок недостатки выполненной работы (оказанной услуги) не устранены исполнителем. Потребитель также вправе отказаться от исполнения договора о выполнении работы (оказании услуги), если им обнаружены существенные недостатки выполненной работы (оказанной услуги) или иные существенные отступления от условий договора.

Потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему в связи с недостатками выполненной работы (оказанной услуги). Убытки возмещаются в сроки, установленные для удовлетворения соответствующих требований потребителя.

2. Цена выполненной работы (оказанной услуги), возвращаемая потребителю при отказе от исполнения договора о выполнении работы (оказании услуги), а также учитываемая при уменьшении цены выполненной работы (оказанной услуги), определяется в соответствии с пунктами 3, 4 и 5 статьи 24 настоящего Закона.

Согласно ст. 31 ФЗ «О защите прав потребителей»: 1. Требования потребителя … о возврате уплаченной за работу (услугу) денежной суммы и возмещении убытков, причиненных в связи с отказом от исполнения договора, предусмотренные пунктом 1 статьи 28 и пунктами 1 и 4 статьи 29 настоящего Закона, подлежат удовлетворению в десятидневный срок со дня предъявления соответствующего требования.

3. За нарушение предусмотренных настоящей статьей сроков удовлетворения отдельных требований потребителя исполнитель уплачивает потребителю за каждый день просрочки неустойку (пеню), размер и порядок исчисления которой определяются в соответствии с пунктом 5 статьи 28 настоящего Закона.

В случае нарушения сроков, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, потребитель вправе предъявить исполнителю иные требования, предусмотренные пунктом 1 статьи 28 и пунктами 1 и 4 статьи 29 настоящего Закона.»

Судом достоверно установлено, что 21.03.2016 года между ФИО1 и ООО СК «Сбербанк Страхование жизни» заключен договор страхования жизни сроком на пять лет, до 20.03.2021 года.

Данное обстоятельство следует из письма Сбербанка (л.д. 6), квитанций об оплате ежемесячного взноса во исполнение договора страхования, полис ( л.д.7-10), заявления на аннулирование договора страхования ( л.д.19), страхового полиса ( л.д.20).

Как утверждает истец основанием для заключения договора явилось его заявление к договору страхования, заполненное на типовом бланке ответчика. Ответчик сообщил его номер страхового полиса - и его обязанность ежемесячно, в течение пяти лет, вносить на его счет страховой взнос в размере 1000 рублей.

С момента подписания договора ФИО1 ежемесячно производил оплату страхового взноса по 1000 рублей, что подтверждается кассовыми чеками (л.д. 7-10).

Таким образом, истец добросовестно исполнял возложенные на него обязательства по договору страхования.

Однако, в марте 2017 года оператор ПАО Сбербанк отказалась принять от ФИО1 очередной платеж, мотивируя отказ тем, что ответчик в одностороннем порядке расторг с ним договор, так как при заключении договору ФИО1 исполнилось 55 лет, а по условиям п.п.2 страхового полиса «Сберегательное страхование» -возраст застрахованного лица на момент заключения договора страхования не может быть более 55 лет при сроке действия договора страхования 5 лет.

На момент заключения договора страхования - дата. ФИО1, дата года рождения, исполнилось 55 лет.

Однако, как следует из имеющихся в деле доказательств, которые ответчиком не опровергнуты, ФИО1 данный факт не скрывал, возраст страхователя был известен страховщику, но тем не менее, договор страхования с ФИО1 был заключен на условиях, предложенных страховщиком.

Как следует из заявления ( л.д.18) от 23.03.2017г. ФИО1 просил вернуть денежные средства, так как был неверно проконсультирован сотрудником банка, Клиент не подходит по возрасту по программе. На это заявление ответ не был дан.

19.09.2017г. ФИО1 вновь обратился к ответчику с требованием вернуть уплаченные денежные средства, поскольку ответчик отказался от договора страхования и не принимал от ФИО1 платежи по договору страхования.

Было составлено сотрудником банка и подписано истцом заявление ( л.д.19), в котором ФИО1 просил вернуть уплаченные взносы в размере 12000 рублей, так как договор аннулирован в связи с тем, что возраст ФИО1 не подходит по условиям договора, однако, в выплате внесенных платежей ФИО1 было отказано ( л.д.6) со ссылкой, что он пропустил пятидневный срок со дня подключения к программе, либо по истечении двух лет от даты заключения договора согласно таблице выкупных сумм.

Суд полагает, что требования ФИО1 подлежат удовлетворению, поскольку при заключении договора страхования ответчик, как экономически более сильная сторона в данных правоотношениях, обязан был предоставить истцу своевременно полную и достоверную информацию по всем существенным условиям договора, поскольку у ФИО1, как у потребителя услуг, отсутствуют специальные познания о свойствах и характеристиках такого рода услуги.

На основании вышеизложенного, суд полагает, что при заключении договора страхования ответчик нарушил требования ст.8,10 ФЗ «О защите прав потребителей», которые предусматривают, что потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации о реализуемых им товарах, которая в наглядной и доступной форме доводится до сведения потребителей при заключении договоров купли-продажи способами, принятыми в отдельных сферах обслуживания потребителей, на русском языке, а дополнительно, по усмотрению продавца. Продавец обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию об услугах, обеспечивающую возможность их правильного выбора.

П.44. Постановления Пленума ВС РФ от 28.06.2012 г. № 17 « О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» предусмотрено: «При рассмотрении требований потребителя о возмещении убытков, причиненных ему недостоверной или недостаточно полной информацией о товаре, суду следует исходить из предположения об отсутствии у потребителя специальных познаний о его свойствах и характеристиках, имея в виду, что в силу Закона о защите прав потребителей изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность компетентного выбора (статья 12). При этом необходимо учитывать, что по отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации (пункт 1 статьи 10).

Информация о товарах в соответствии с пунктом 2 статьи 8 Закона доводиться до сведения потребителя в наглядной и доступной форме в объеме, указанном в пункте 2 статьи 10 Закона.

Таким образом, действующее законодательство и судебная практика обязывают исполнителя услуг предоставлять своевременно потребителю достоверную и полную информацию о приобретаемом товаре до заключения договора, продавец обязан сообщить в доступной форме всю необходимую информацию обо всех существенных условиях договора, чтобы потребитель мог сделать правильный выбор.

Решая вопрос о заключении договора ФИО1 воспользовалась той информацией, которую ему предоставил ответчик до заключения договора.

До потребителя полная и достоверная информация обо всех свойствах услуги должна быть донесена своевременно- это значит до заключения договора, а не после заключения договора, что в отношении ФИО1 не было сделано, напротив, он еще год вносил платежи во исполнение условий договора.

Судом не установлено, что при заключении договора страхования ФИО1 ввел в заблуждение ответчика относительно своего возраста.

В связи с этим, суд считает необходимым удовлетворить требования истца ФИО1 о взыскании с ответчика ООО СК «Сбербанк страхование жизни» выплаченные им страховые взносы в размере 12 000 руб.

Нормы ГК РФ, ФЗ «О защите прав потребителей предусматривают, что обязательства, предусмотренные договором, должны надлежаще выполняться обеими сторонами, односторонний отказ от исполнения обязательств и одностороннее изменение его условий не допускаются, договор вступает в силу и становится обязательным для сторон с момента его заключения.

Согласно действующему законодательству требования потребителя о взыскании неустойки за нарушение сроков выполнения работ не подлежат удовлетворению, если исполнитель докажет, что нарушение сроков выполнения работы (оказания услуги) произошло вследствие непреодолимой силы или по вине потребителя.

Однако, как следует из представленных доказательств, не установлено вины ФИО1

На основании изложенного, суд полагает необходимым взыскать с ответчика ООО СК «Сбербанк страхования жизни» в пользу истца ФИО1 неустойку за нарушение сроков выполнения работ.

Для расчета неустойки следует взять общую цену заказа –12 000 рублей, что не противоречит требованиям ст. 28 ФЗ «О защите прав потребителей».

Расчет неустойки: 12000 рублей * 3% * 285 дней = 102 600 рублей размер неустойки, однако, в соответствии со ст. 28 ч. 5 ФЗ «О защите прав потребителей» подлежит взысканию неустойка в размере цены иска – 12000 рублей.

В соответствии со ст. 94, 98, 100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить другой стороной все понесенные по делу судебные расходы.

ФИО1 просит взыскать судебные расходы за составление искового заявления в размере 1 000 рублей.

У суда нет оснований возлагать на ответчика ООО СК «Сбербанк страхования жизни» обязанность возместить ФИО1 вышеуказанные расходы, поскольку истцом не представлены доказательства несения указанных расходов.

Кроме того, истцом ФИО1 заявлены требования о взыскании компенсации морального вреда в размере 10 000 рублей.

В соответствии со ст. 150 ГК РФ жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, … иные личные неимущественные права и другие нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемые и непередаваемые иным способом.

В соответствии со ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права, либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

В соответствии с ст. 1100 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется независимо от вины причинителя вреда в случаях, когда предусмотренных законом.. .

В соответствии с ст. 1101 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.

В соответствии со ст. 15 Закона «О защите прав потребителей» моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем прав потребителя в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.

При определении размера компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства, степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.

Принимая во внимание доводы истца, который ссылается на то, что ему причинён моральный вред, выразившийся в нарушение его прав, 8 лет назад он перенес инсульт, через полгода перенес еще один инсульт, и ему нельзя нервничать, а кроме того он испытывал сильное чувство обиды, бессилия, которое его уничтожает, как человека. Суд полагает, что ФИО1 причинены нравственные страдания в связи с нарушением его прав потребителя, и считает необходимым взыскать с ООО СК «Сбербанк страхования жизни» в пользу истца, в счет компенсации морального вреда 1 000 рублей, суд полагает, что данная сумма разумна и справедлива, доказательств того, что истцу действиями ответчика причинен вред здоровью, ФИО1 не представлено.

В соответствии со ст. 103 ГПК РФ с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина, от уплаты которой истица была освобождена при подаче искового заявления в соответствии с Законом «О защите прав потребителей» -1220 рублей.

В соответствии со ст. 13 ч. 6 Закона «О Защите прав потребителей» при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.

Суд считает необходимым взыскать с ООО СК «Сбербанк страхования жизни» штраф в размере 12500 рублей в пользу истца ФИО1

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Взыскать с ООО СК «Сбербанк страхования жизни» () в пользу ФИО1, дата года рождения, убытки – 12 000 рублей, неустойку – 12 000 рублей, компенсацию морального вреда в размере 1 000 рублей, штраф - 12 500, а всего 37 500 (тридцать семь тысяч пятьсот) рублей.

Взыскать с ООО СК «Сбербанк страхования жизни» () государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 1 220 (одна тысяча двести двадцать) рублей.

Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение месяца со дня вступления в законную силу.

Судья подпись С.И. Катусенко

Решение принято в окончательной форме – 28.04.2018 года.

Судья подпись С.И. Катусенко