Дело № 2-432/2020 УИД 27RS0006-01-2020-000478-64
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Хабаровск 17 июля 2020 г.
Хабаровский районный суд Хабаровского края
в составе единолично судьи Константиновой М.Г.
при секретаре Кирсановой Е.П.,
с участием представителя истца ФИО1
представителя третьего лица Ёргиной С.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора 39 военной прокуратуры гарнизона в интересах неопределенного круга лиц к акционерному обществу «Главное управление обустройства войск» о признании незаконными действий, связанных с нарушением сроков выполнения договорных обязательств, установлении факта нарушений условий контракта, возложении обязанности,
установил:
Истец обратился в суд с указанным иском к ответчику, в обоснование иска указал, что на основании государственного контракта (в рамках государственного оборонного заказа) от ДД.ММ.ГГГГ№ (шифр объекта №) «На выполнение строительно-монтажных работ по строительству общежития секционного типа для военнослужащих и членов их семей на 210 человек в войсковой части 25625» (далее - Контракт) Акционерное общество «Главное управление обустройства войск» (далее - АО «ГУОВ), как сторона Контракта возложило на себя обязанность по выполнению строительно-монтажных работ к сроку не позднее ДД.ММ.ГГГГ, подписанию итогового акта выполненных работ к сроку ДД.ММ.ГГГГ. Цена контракта составляет 245 698 258 руб. С целью выполнения Контракта заказчиком за счёт средств федерального бюджета АО «ГУОВ» перечислен аванс в размере 192 000 000 руб.
В качестве заказчика, на основании распоряжения Государственного заказчика привлечено ФКП «Региональное управление заказчика капитального строительства Восточного военного округа» (далее - ФКП «РУЗКС ВВО»).Как показала проверка, проводимая 39 военной прокуратурой гарнизона по информации, поступившей из отдела ФСБ России - войсковая часть 32123, несмотря то, что все исходные данные для реализации строительно-монтажных работ АО«ГУОВ» имелись на момент заключения Контракта, в нарушение его пункта 2 строительно-монтажные работы к ДД.ММ.ГГГГ не выполнены, как следствие акт выполненных работ не подписан.
Непосредственным Генпроектировщиком по выполнению проектно- изыскательских работ объекта «Общежитие секционного типа для военнослужащих и членов их семей на 210 человек, в/части 25625 (шифр объекта №)» является АО «ГУОВ». С целью реализации проектно- изыскательских работ ФКП «РУЗКС» в адрес АО «ГУОВ» своевременно переданы все необходимые исходные данные и документы.
В соответствии с требованиями ч. 1 ст. 422 Гражданского кодекса Российской Федерации, договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения. В соответствии с требованиями ч. 1 ст. 425 ГК РФ, договор вступает в силу и становится обязательным для сторон с момента его включения.
В силу ч. 1 ст. 94 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Федеральный закон от 5.04.2013 № 44-ФЗ) исполнение контракта включает в себя комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение лелей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с подрядчиком з соответствии с гражданским законодательством и данным Федеральным законом.
Исходя из п. 1 ч. 1 ст. 94 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ данный комплекс мер включает приемку выполненной работы (ее результатов), а также отдельных этапов выполнения работы, предусмотренных контрактом.
При этом положениями статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ не предусмотрена возможность внесения в контракт изменений в части срока действия контракта и срока исполнения обязательств по контракту при его заключении.
В силу требований ч. 3 ст. 8 Федерального закона от 29.12.2012 № 275- ФЗ «О государственном оборонном заказе», запрещаются действия бездействие) головного исполнителя, исполнителя, влекущие за собой неисполнение или ненадлежащее исполнение государственного контракта по государственному оборонному заказу.
Уважительные причины пропуска срока реализации Контракта у АО «ГУОВ», исключающие установленную законом ответственность, отсутствуют.
Круг лиц, в защиту которых заявляется настоящий иск не определен, поскольку на территории административно-жилого городка войсковой части 25625 г. Хабаровск-47 повседневно находятся (проживают) не только военнослужащие, члены их семей, имеющих право претендовать на распределение служебных жилых помещений, но и лица гражданского персонала, постоянно осуществляющие свою трудовую деятельность Хабаровск-47. Число данных лиц постоянным не является, как следствие их персонализировать невозможно.
Решением Министра обороны Российской Федерации войсковая часть 23233, ранее дислоцированная в п. Дровяная Забайкальского края с декабря 2019 г. передислоцирована на территорию закрытого военного городка г. Хабаровск-47. Как следствие, количество военнослужащих, про ходящих военную службу на территории военного городка г. Хабаровск-47 подлежащих обеспечению служебным жильем, в том числе маневренного тонна (к которому возможно отнести возводимое АО «ГУОВ» общежитие), с декабря 2019г. увеличилось.
Вследствие нарушения сроков проведения АО «ГУОВ» строительно-монтажных работ, у командования воинских частей, дислоцированных в закрытом военном городке г. Хабаровск-47, отсутствует возможность выполнения в отношении военнослужащих и членов их семей требований ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» в целях реализации права на своевременное предоставление служебного жилья.
В силу статьи 27 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности.
Арбитражные суды разрешают экономические споры и рассматривают иные дела с участием организаций, являющихся юридическими лицами, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке.
Статьей 52 АПК РФ установлен исчерпывающий перечень оснований, по которым прокурор вправе обратиться в арбитражный суд. Предъявление прокурором иска о понуждении к реализации Контракта в арбитражный суд не допускается.
Из заявленного военным прокурором требования следует, что спорные отношения возникли вне сферы предпринимательской и иной экономической деятельности ответчика, поскольку предметом настоящего удаления является нарушение ответчиком прав и охраняемых законом интересов Российской Федерации в сфере обороны, в связи с невыполнением званий заключенного государственного контракта.
Так как иск предъявлен в интересах неопределенного круга лиц и в нем отсутствует какой-либо экономический спор, он подлежит рассмотрению судом общей юрисдикции.
Местом исполнения Контракта является территория закрытого военного годка войсковой части 25625 (Хабаровский район, г. Хабаровск-47).
Истец просит:
Признать действия Акционерного общества «Главное управление обустройства войск», связанные с нарушением сроков выполнения договорных обязательств по Государственного контракта № на выполнение строительно-монтажных работ по объекту: «Общежитие секционного типа для военнослужащих и членов их семей на 2310 человек, в/ч 25625» по адресу г. Хабаровск-47 (шифр объекта №) от ДД.ММ.ГГГГ незаконными.
Установить факт нарушения Акционерным обществом «Главное управление обустройства войск» условий Государственного контракта № на выполнение строительно-монтажных работ по объекту: «Общежитие секционного типа для военнослужащих и членов их семей на 2310 человек, в/ч 25625» по адресу г. Хабаровск-47 (шифр объекта № от ДД.ММ.ГГГГ.
Возложить на Акционерное общество «Главное управление обустройства войск» обязанность в течение 60 суток после вступления в законную силу решения суда произвести строительно-монтажные работы по строительству общежития секционного типа для военнослужащих и членов их семей на 210 человек в войсковой части 25625, представить в ФКП «РУЗКС ВВО» акты выполненных работ.
В судебном заседании представитель истца ФИО1 иск поддержал по изложенным в нем основаниям.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора Министерства обороны РФ ФИО2 иск поддержала по основаниям, изложенным в письменном отзыве представителя Министерства обороны российской Федерации ФИО3 В отзыве указано, что в рамках государственного контракта № от ДД.ММ.ГГГГ «На выполнение строительно-монтажных работ по строительству общежития секционного типа для военнослужащих и членов семей на 210 человек в войсковой части 25625» АО «ГУОВ» приняло на себя обязательство по осуществлению строительномонтажных работ на указанном объекте в срок ДД.ММ.ГГГГ. Цена контракта составляет 245698258 рублей.
Госзаказчиком является Министерство обороны Российской Федерации. В качестве Заказчика, на основании распоряжения Министерства обороны, привлечено ФКП «Региональное управление заказчика капитального строительства Восточного военного округа».
С целью выполнения Контракта заказчиком за счет средств федерального бюджета перечислено АО «ГУОВ» в качестве аванса 192000000 рублей.
Помимо этого, с целью реализации проектно-изыскательских работ ФКП «Региональное управление заказчика капитального строительства Восточного военного округа» своевременно предоставлены АО «ГУОВ» все необходимые исходные данные и документация.
Выполнение строительно-монтажных работ по указанному объекту в установленный Контрактом срок не выполнено.
Вследствие нарушения АО «ГУОВ» сроков исполнения Контракта, у командования воинских частей, дислоцированных в военном городке г.Хабаровск -47, отсутствует возможность выполнения в отношении военнослужащих, проходящих военную службу, и членов семей требований статьи 15 Федерального Закона от 27 мая 1998 года №78-ФЗ «О статусе военнослужащих», в целях реализации права на своевременное предоставление служебного жилья.
В силу ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов.
В соответствии сост. 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами.
Согласно ст. 425 ГК РФ договор вступает в силу и становится обязательным для сторон с момента его заключения.
Контракт заключен в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
В соответствии с ч.ч 1, 2 ст. 94 № 44-ФЗ исполнение контракта включает в себя следующий комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Федеральным законом. Поставщик (подрядчик, исполнитель) в соответствии с условиями контракта обязан своевременно предоставлять достоверную информацию о ходе исполнения своих обязательств, в том числе о сложностях, возникающих при исполнении контракта, а также к установленному контрактом сроку обязан предоставить заказчику результаты поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, предусмотренные контрактом, при этом заказчик обязан обеспечить приемку поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги в соответствии с настоящей статьей.
Ответчик ненадлежаще исполняет обязательства по контракту, не выполнены работы в сроки, предусмотренные контрактом.
В соответствии с требованиями ч. 3 ст. 8 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе» запрещаются действия (бездействие) головного исполнителя, исполнителя, влекущие за собой необоснованное завышение цены на продукцию по государственному оборонному заказу, неисполнение или ненадлежащее исполнение государственного контракта...
Таким образом, нарушены права и законные интересы Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации, на которое возложены задачи по обороне, поддержанию национальной безопасности Российской Федерации, боевой готовности войск и сил.
Представитель ответчика АО «ГУОВ» ФИО4 в судебное заседание не явился, о судебном заседании извещен. В отзыве на иск указал, что ДД.ММ.ГГГГ Министерством обороны Российской Федерации и АО «Главное управление обустройства войск» заключен государственный контракт № на выполнение строительно-монтажных работ по объекту: «Общежитие секционного типа для военнослужащих и членов их семей на 210 человек, в/ч 25625» по адресу: г. Хабаровск-47 (шифр №).
Государственный заказчик передал часть своих функций, определенных в разделе 7 Контракта, Федеральному казенному предприятию «Управление заказчика капитального строительства Министерства обороны Российской Федерации» (далее - ФКП «УЗКО МО РФ»).
В соответствии с разделом 5 Контракта, АО «ГУОВ» должен завершить выполнение строительно-монтажных работ по Контракту в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Основной причиной сдвига сроков выполнения работ по государственному контракту явилось невыполнение Государственным заказчиком встречных обязательств по контракту.
В соответствии со статьей 401 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Пунктом 3 статьи 405 ГК РФ установлено, что должник не считается просрочившим, пока обязательство не может быть исполнено вследствие просрочки кредитора. В силу пункта 1 статьи 406 ГК РФ кредитор считается просрочившим, если он отказался принять предложенное должником надлежащее исполнение или не совершил действий, предусмотренных законом, иными правовыми актами или договором либо вытекающих из обычаев делового оборота или из существа обязательства, до совершения которых должник не мог исполнить своего обязательства.
Согласно п. 2.1 контракта, Государственный заказчик осуществляет финансирование, обеспечение выполнения и контроль за выполнением работ, а Генподрядчик осуществляет строительно-монтажные работы в соответствии с условиями Контракта, в том числе раздела 23 Контракта, ведение Авторского надзора и работы (услуги), необходимые для ввода в эксплуатацию Объекта в соответствии с условиями Контракта (Возведение объекта «под ключ»).
Согласно статье 740 ГК РФ в обязанности заказчика входит создание подрядчику необходимых условий для выполнения работ.
В силу пункта 1 статьи 718 ГК РФ заказчик обязан в случаях, в объеме и в порядке, предусмотренном договором подряда, оказывать подрядчику содействие в выполнении работы.
Исходя из Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28 июня 2017 года), при несовершении Заказчиком действий, предусмотренных законом, иными правовыми актами или договором либо вытекающих из обычаев или существа обязательства, до совершения которых исполнитель государственного (муниципального) контракта не мог исполнить своего обязательства, исполнитель не считается просрочившим, а сроки исполнения обязательств по государственному (муниципальному) контракту продлеваются на соответствующий период просрочки Заказчика.
Первоначальные сроки выполнения работ были нарушены по причинам встречного неисполнения Государственным заказчиком своих обязательств по Контракту.
Согласно пункта 7.1.5 Контракта, Заказчик до начала производства строительно-монтажных работ передает Генподрядчику в установленном порядке на период строительства объекта строительную площадку по акту передачи строительной площадки, один экземпляр которого направляет Государственному заказчику в течение 3 (трех) дней со дня подписания, а также всю необходимую для строительства Объекта документацию (проектную документацию, прошедшую государственную экспертизу, рабочую документацию, журнал производства работ, порубочный билет (в случае необходимости), технические условия на временные присоединения в соответствии с ПОС, разрешение на строительство).
Строительная площадка передана Генподрядчику несвоевременно.
Согласно п. 1 ст. 747 ГК РФ заказчик обязан своевременно предоставлять для строительства земельный участок. Площадь и состояние земельного участка должны соответствовать содержащимся в договоре строительного подряда условиям, а при отсутствии таких условий обеспечивать своевременное начало работ, нормальное их ведение и завершение в срок.
Пункт 4 ст. 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусматривает, что при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства лицом, осуществляющим строительство на основании договора с застройщиком или техническим заказчиком, застройщик или технический заказчик должен подготовить земельный участок для строительства и объект капитального строительства для реконструкции или капитального ремонта.
Строительная площадка передана Генеральным заказчиком Генподрядчику по Акту передачи площадки под строительство только 09.04.2019 (спустя 125 дней со дня заключения контракта), в то время как срок начала выполнения работ по Контракту 05.12.2018.
Просрочка Заказчика составила 125 дней.
Рабочая документация в нарушение п.7.1.5 контракта передана Генподрядчику только 21.03.2019 (письмо от 14.03.2019 № ФКП/ВВО/2/1022). Просрочка Заказчика составила 106 дней с даты заключения контракта.
Учитывая, что в соответствии с и.8.2.5 Контракта Генподрядчик обязан выполнять строительно-монтажные работы в соответствии с проектной и рабочей документациями, Генподрядчик не мог приступить к работам до ее передачи.
В соответствии с пунктом 7.1.5 Государственного контракта заказчик обязан до начала производства строительно-монтажных работ передать Подрядчику порубочный билет для производства работ по вырубке деревьев.Генеральный заказчик передал в рабочем порядке «порубочный билет» (лесную декларацию) только 25.02.2019 г. (Просрочка Заказчика составила 80 дней).
Согласно правовой позиции изложенной в постановлении АС Московского округа от 28.07.2016 по делу А40-42262/15 - при наличии доказательств просрочки кредитора, срок исполнения обязательств исполнителем подлежит продлению на такой же период.
Поскольку Заказчик в нарушение принятых на себя обязательств несвоевременно передал строительную площадку, срок выполнения работ был нарушен не по вине Ответчика и подлежит соразмерному продлению на время просрочки Кредитора.
В ходе выполнения Генподрядчиком работ была выявлена необходимость выполнения дополнительных работ, не предусмотренных контрактом, техническим заданием, а также не учтенных в его цене, но выполнение которых требуется для завершения строительно-монтажных работ и безусловного ввода объекта в эксплуатацию.
В п. 3 акта приема-передачи строительной площадки от 09.04.2019 отмечено, что стороны произведя осмотр строительной площадки, установили, что на территории строительной площадки располагаются инженерные сети, находящиеся в федеральной собственности и в ведении МО РФ.
Вышеназванные обстоятельства прямо повлияли на сроки начало основных работ в виду необходимости выполнения дополнительных работ, не предусмотренных контрактом, техническим заданием, а также не учтенных в его цене и в рабочей документации, выданной заказчиком 21.03.2019 «В производство работ».
Сотрудниками АО «ГУОВ» в ходе осмотра объекта совместно с представителями войсковой части 25625 и мастера филиала «Дальневосточный» АО «Оборонэнерго» было обнаружено, что строительную площадку пересекают подземные кабели электроснабжения 0,4 кВ и связи.
Выяснилось, что во избежание повреждения кабелей электроснабжения необходимо выполнить комплекс дополнительных работ по выносу из пятна застройки существующей сети электроснабжения 0,4 кВ в соответствии с техническими условиями.
Генподрядчиком в ходе выполнения работ обнаружено, что необходимо выполнить работы по выносу из пятна застройки существующей сети связи.
Письмом от 27.02.2019 г. № 302/ВВО в адрес Командира войсковой части 25625 АО «ГУОВ» просило выполнить работы по выносу двух кабелей связи и кабеля 0,4 кВ из пятна застройки, для начала производства работ.
Технические условия на вынос кабелей электроснабжения АО «Оборонэнерго» выдало только 18.04.2019 № 4 Письмо АО «ОБОРОНЭНЕРГО» от 02.09.2019 № ДЛВ/020/1944 о согласовании рабочей документации, а технические условия выданные войсковой частью, являющейся собственником сетей, выданы только 09.04.2019.
В ходе работ Генподрядчиком на земельном участке, предназначенном для строительства, был обнаружен грунт 7 категории - скала, что не предусмотрено проектной документацией, что подтверждается Актами осмотра открытых рвов и котлованов под устройство канализации К1 от 25.10.2019 и 03.12.2019 г. и Актом отбора образцов от 06.12.2019 г.
Переданная заказчиком проектно-сметная документация не предусматривает ни способ разработки скального грунта, ни его объемы. Соответственно, сроки выполнения работ по контракту были установлены без учета данного существенного изменения условий выполнения работ.
Принимая во внимание, что стоимость вышеуказанных работ будет превышать 10% от стоимости государственного контракта, а сами работы не были учтены в расчете начальной цены государственного контракта и являются дополнительными, в дальнейшем потребуется корректировка рабочей документации и повторное прохождение государственной экспертизы.
Письмом от 11.12.2019 № исх-1748/ВВО АО «ГУОВ» уведомило государственного заказчика об обнаружении обстоятельств, препятствующих выполнению работ в установленные Контрактом сроки.
В связи с выявлением необходимости выполнения дополнительных работ, не предусмотренных контрактом, АО «ГУОВ» письмом от 24.12.2019 № исх-20961 уведомило заказчика о приостановке выполнения работ по контракту.
Письмом 23.04.2020 № исх-4346 АО «ГУОВ» повторно направило уведомление о приостановке выполнения работ в ФКП «УЗКО МО РФ».
В связи с тем, что Генподрядчик не мог выполнять строительно-монтажные работы до решения Заказчиком вопроса о выполнении дополнительных видов работ истек срок действия технических условий по газоснабжению, теплоснабжению, водоснабжению, водоотведению. Неоднократные обращения АО «ГУОВ», направленные в адрес РУЗКС ВВО (письма от 25.07.2019 № исх- 1095/ВВО, 15.10.2019 № исх-1484/ВВО) о необходимости получения новых технических условий оставлены заказчиком без ответа.
Учитывая, что до решения вопроса о выполнении дополнительных работ по выносу из пятна застройки сетей электроснабжения, сетей связи, а также разработке грунта 7 категории, завершение строительно-монтажных работ, предусмотренных контрактом невозможно.
Истец не указал и не представил доказательств того, каким образом от установления судом факта нарушения АО «ГУОВ» условий Контракта зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан, организаций.
Кроме того, согласно ст.265 ГПК РФ, суд устанавливает факты, имеющие юридическое значение, только при невозможности получения заявителем в ином порядке надлежащих документов, удостоверяющих эти факты, или при невозможности восстановления утраченных документов.
Рассмотрение вопроса о нарушении одной из сторон обязательств, вытекающих из договора, является предметом исключительно искового производства, поскольку представляет собой спор о праве.
Требования истца основаны на ненадлежащем исполнении ответчиком, являющимся коммерческим юридическим лицом, государственного контракта от ДД.ММ.ГГГГ№ на выполнение строительно-монтажных работ по строительству общежития секционного типа для военнослужащих и членов их семей на 210 человек в войсковой части 25625», заключенного между ответчиком и Минобороны России (далее - «Государственный контракт»).
Спор, основанный на нарушении одним из хозяйствующих субъектов договорных обязательств, не подведомствен суду общей юрисдикции.
Учитывая, что в рассматриваемом случае возникший спор носит экономический характер дело не подведомственно суду общей юрисдикции.
Возникший спор носит экономический характер, настоящий спор подлежит рассмотрению и разрешению арбитражным судом.
По этим основаниям, представитель ответчика просит в удовлетворении исковых требований Военного прокурора 39 военной прокуратуры гарнизона отказать в полном объеме.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора ФКП Управление заказчика КС Минобороны России» ФИО5 ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие, указал в письменном отзыве, что в соответствии с разделом 5 Контракта сроки выполнения работ:
дата выполнения строительно-монтажных работ - 30.11.2019;
дата подписания Итогового акта приемки выполненных работ - 12.12.2019.
В соответствии с п. 2.3 Контракта, Генподрядчик не имеет замечаний, увеличивающих цену Контракта и сроки выполнения работ по Контракту.
По состоянию на текущую дату, ни один из промежуточных этапов работ I генподрядчиком не выполнен, строительно-монтажные работы ведутся низкими темпами, что создает предпосылки для срыва сроков ввода объекта в эксплуатацию. Невыполнение работ подтверждается приложенной справкой об исполнении Контракта.
Согласно п.п. 8.2.20.1, 8.2.20.2 Контракта Генподрядчик обязан осуществить производство Работ в сроки, установленные Контрактом, в полном соответствии с Проектной документацией, Рабочей документацией, условиями Контракта, в том числе раздела 23 Контракта, строительными нормами, и правилами.
Таким, образом, Ответчиком было допущено несвоевременное исполнение принятых на себя обязательств по государственному контракту.
Обращений Генподрядчика с обоснованными обстоятельствами о невозможности выполнения работ в порядке ст. 716, 719 ГК РФ не поступало.
Согласно ст. 309 ГК РФ, обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов.
На основании изложенного, прошу удовлетворить исковые требования Военного прокурора 39 военной прокуратуры гарнизона к АО «ГУОВ» в полном объеме.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд удовлетворяет иск по следующим основаниям.
Судом установлено, что на основании государственного контракта (в рамках государственного оборонного заказа) от ДД.ММ.ГГГГ№ (шифр объекта №) «На выполнение строительно-монтажных работ по строительству общежития секционного типа для военнослужащих и членов их семей на 210 человек в войсковой части 25625» Акционерное общество «Главное управление обустройства войск», как сторона Контракта возложило на себя обязанность по выполнению строительно-монтажных работ к сроку не позднее 30.11.2019, подписанию итогового акта выполненных работ к сроку 12.12.2019. Цена контракта составляет 245 698 258 руб. С целью выполнения Контракта заказчиком за счёт средств федерального бюджета АО «ГУОВ» перечислен аванс в размере 192 000 000 руб.
В качестве заказчика, на основании распоряжения Государственного заказчика привлечено ФКП «Региональное управление заказчика капитального строительства Восточного военного округа». Как показала проверка, проводимая 39 военной прокуратурой гарнизона по информации, поступившей из отдела ФСБ России - войсковая часть 32123, несмотря то, что все исходные данные для реализации строительно-монтажных работ АО«ГУОВ» имелись на момент заключения Контракта, в нарушение его пункта 2 строительно-монтажные работы к 06.02.2020 не выполнены, как следствие акт выполненных работ не подписан.
Непосредственным Генпроектировщиком по выполнению проектно- изыскательских работ объекта «Общежитие секционного типа для военнослужащих и членов их семей на 210 человек, в/части 25625 (шифр объекта 625-15)» является АО «ГУОВ». С целью реализации проектно- изыскательских работ ФКП «РУЗКС» в адрес АО «ГУОВ» своевременно переданы все необходимые исходные данные и документы.
В соответствии с требованиями ч. 1 ст. 422 Гражданского кодекса Российской Федерации, договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения. В соответствии с требованиями ч. 1 ст. 425 ГК РФ, договор вступает в силу и становится обязательным для сторон с момента его включения.
В силу ч. 1 ст. 94 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Федеральный закон от 5.04.2013 № 44-ФЗ) исполнение контракта включает в себя комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение лелей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с подрядчиком з соответствии с гражданским законодательством и данным Федеральным законом.
Исходя из п. 1 ч. 1 ст. 94 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ данный комплекс мер включает приемку выполненной работы (ее результатов), а также отдельных этапов выполнения работы, предусмотренных контрактом.
При этом положениями статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ не предусмотрена возможность внесения в контракт изменений в части срока действия контракта и срока исполнения обязательств по контракту при его заключении.
В силу требований ч. 3 ст. 8 Федерального закона от 29.12.2012 № 275- ФЗ «О государственном оборонном заказе», запрещаются действия бездействие) головного исполнителя, исполнителя, влекущие за собой неисполнение или ненадлежащее исполнение государственного контракта по государственному оборонному заказу.
Уважительные причины пропуска срока реализации Контракта у АО «ГУОВ», исключающие установленную законом ответственность, отсутствуют.
Круг лиц, в защиту которых заявляется настоящий иск не определен, поскольку на территории административно-жилого городка войсковой части 25625 г. Хабаровск-47 повседневно находятся (проживают) не только военнослужащие, члены их семей, имеющих право претендовать на распределение служебных жилых помещений, но и лица гражданского персонала, постоянно осуществляющие свою трудовую деятельность Хабаровск-47.
Решением Министра обороны Российской Федерации войсковая часть 23233, ранее дислоцированная в п. Дровяная Забайкальского края с декабря 2019 г. передислоцирована на территорию закрытого военного городка г. Хабаровск-47. Как следствие, количество военнослужащих, проходящих военную службу на территории военного городка г. Хабаровск-47 подлежащих обеспечению служебным жильем, в том числе маневренного тонна (к которому возможно отнести возводимое АО «ГУОВ» общежитие), с декабря 2019г. увеличилось.
Вследствие нарушения сроков проведения АО «ГУОВ» строительно-монтажных работ, у командования воинских частей, дислоцированных в закрытом военном городке г. Хабаровск-47, отсутствует возможность выполнения в отношении военнослужащих и членов их семей требований ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» в целях реализации права на своевременное предоставление служебного жилья.
Так как иск предъявлен в интересах неопределенного круга лиц и в нем отсутствует какой-либо экономический спор, он подлежит рассмотрению судом общей юрисдикции.
Местом исполнения Контракта является территория закрытого военного годка войсковой части 25625 (Хабаровский район, г. Хабаровск-47).
В обоснование своих возражений представитель АО «ГУОВ» представил переписку, из которой следует, что Строительная площадка передана Генеральным заказчиком Генподрядчику по Акту передачи площадки под строительство только 09.04.2019, в то время как срок начала выполнения работ по Контракту 05.12.2018.
Рабочая документация в нарушение п.7.1.5 контракта передана Генподрядчику только 21.03.2019 (письмо от 14.03.2019 № ФКП/ВВО/2/1022). Просрочка Заказчика составила 106 дней с даты заключения контракта.
Генеральный заказчик передал в рабочем порядке «порубочный билет» (лесную декларацию) 25.02.2019 г. (Просрочка Заказчика составила 80 дней).
В п. 3 акта приема-передачи строительной площадки от 09.04.2019 отмечено, что стороны произведя осмотр строительной площадки, установили, что на территории строительной площадки располагаются инженерные сети, находящиеся в федеральной собственности и в ведении МО РФ.
Сотрудниками АО «ГУОВ» в ходе осмотра объекта совместно с представителями войсковой части 25625 и мастера филиала «Дальневосточный» АО «Оборонэнерго» было обнаружено, что строительную площадку пересекают подземные кабели электроснабжения 0,4 кВ и связи.
Письмом от 27.02.2019 г. № 302/ВВО в адрес Командира войсковой части 25625 АО «ГУОВ» просило выполнить работы по выносу двух кабелей связи и кабеля 0,4 кВ из пятна застройки, для начала производства работ.
Технические условия на вынос кабелей электроснабжения АО «Оборонэнерго» выдало только ДД.ММ.ГГГГ№ Письмо АО «ОБОРОНЭНЕРГО» от ДД.ММ.ГГГГ № ДЛВ/020/1944 о согласовании рабочей документации, а технические условия выданные войсковой частью, являющейся собственником сетей, выданы только ДД.ММ.ГГГГ.
В ходе работ Генподрядчиком на земельном участке, предназначенном для строительства, был обнаружен грунт 7 категории - скала, что не предусмотрено проектной документацией, что подтверждается Актами осмотра открытых рвов и котлованов под устройство канализации К1 от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ и Актом отбора образцов от ДД.ММ.ГГГГ.
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ № исх-1748/ВВО АО «ГУОВ» уведомило государственного заказчика об обнаружении обстоятельств, препятствующих выполнению работ в установленные Контрактом сроки.
В связи с выявлением необходимости выполнения дополнительных работ, не предусмотренных контрактом, АО «ГУОВ» письмом от ДД.ММ.ГГГГ № исх-20961 уведомило заказчика о приостановке выполнения работ по контракту.
Письмом ДД.ММ.ГГГГ № исх-4346 АО «ГУОВ» повторно направило уведомление о приостановке выполнения работ в ФКП «УЗКО МО РФ».
В связи с тем, что Генподрядчик не мог выполнять строительно-монтажные работы до решения Заказчиком вопроса о выполнении дополнительных видов работ истек срок действия технических условий по газоснабжению, теплоснабжению, водоснабжению, водоотведению. Неоднократные обращения АО «ГУОВ», направленные в адрес РУЗКС ВВО (письма от ДД.ММ.ГГГГ № исх- 1095/ВВО, ДД.ММ.ГГГГ № исх-1484/ВВО) о необходимости получения новых технических условий оставлены заказчиком без ответа.
Однако, ответчиком не представлены доказательства, что им предпринимались конкретные действия по своевременному выполнению своих обязательств по контракту, за исключением направления представленных ответчиком писем.
По этим основаниям, иск подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ,
решил:
Иск прокурора 39 военной прокуратуры гарнизона в интересах неопределенного круга лиц к акционерному обществу «Главное управление обустройства войск» о признании незаконными действий, связанных с нарушением сроков выполнения договорных обязательств, установлении факта нарушений условий контракта, возложении обязанности, удовлетворить.
Признать действия Акционерного общества «Главное управление обустройства войск», связанные с нарушением сроков выполнения договорных обязательств по Государственного контракта № на выполнение строительно-монтажных работ по объекту: «Общежитие секционного типа для военнослужащих и членов их семей на 2310 человек, в/ч 25625» по адресу г. Хабаровск-47 (шифр объекта №) от ДД.ММ.ГГГГ незаконными.
Установить факт нарушения Акционерным обществом «Главное управление обустройства войск» условий Государственного контракта № на выполнение строительно-монтажных работ по объекту: «Общежитие секционного типа для военнослужащих и членов их семей на 2310 человек, в/ч 25625» по адресу г. Хабаровск-47 (шифр объекта №) от ДД.ММ.ГГГГ.
Возложить на Акционерное общество «Главное управление обустройства войск» обязанность в течение 60 суток после вступления в законную силу решения суда произвести строительно-монтажные работы по строительству общежития секционного типа для военнослужащих и членов их семей на 210 человек в войсковой части 25625, представить в ФКП «РУЗКС ВВО» акты выполненных работ.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Хабаровский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения суда, через Хабаровский районный суд.
Мотивированное решение суда составлено 03.08.2020 года.
Судья М.Г. Константинова