УИД 56RS0044-01-2023-000509-93
№ 2-432/2023
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Ясный 29 сентября 2023 года
Ясненский районный суд Оренбургской области в составе
председательствующего судьи Ковалевой Н.Н.,
при секретаре Соловьевой О.А.
с участием истца - помощника прокурора Ясненского района Оренбургской области Крыловой М.Р.
представителя ответчика Капацына А.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ясненского района Оренбургской области к администрации муниципального образования Ясненский городской округ Оренбургской области о возложении обязанности по организации пассажирских перевозок,
УСТАНОВИЛ:
прокурор Ясненского района Оренбургской области обратился в Ясненский районный суд с иском к администрации муниципального образования Ясненский городской округ Оренбургской области о возложении обязанности по организации пассажирских перевозок.
Исковые требования мотивированы тем, что прокуратурой Ясненского района Оренбургской области проведена поверка исполнения законодательства перевозках пассажиров и багажа автомобильным транспортом. В ходе проверки установлено, что постановлением администрации МО Ясненский городской округ Оренбургской области от 16.12.2022 № 2125-п утвержден реестр муниципальных маршрутов регулярных перевозок на территории Ясненского городского округа Оренбургской области. В реестр муниципальных автобусных маршрутов регулярных перевозок включено 5 маршрутов, которыми охватываются все населенные пункты Ясненского городского округа Оренбургской области.
В соответствии с постановлением администрации МО Ясненский городской округ Оренбургской области №187-п от 06.02.2017 «Об утверждении Порядка проведения открытого конкурса на право осуществления перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок» администрацией МО Ясненский городской округ Оренбургской области организованы открытые конкурсы на осуществление перевозок по указанным маршрутам. В 2023 году проведено 7 конкурсов. Последний конкурс проведен 11 июля 2023 года. Аналогичные конкурсы проводились в 2022 году и 2021 году. По причине отсутствия поступающих заявок на участие в конкурсе, они признаны несостоявшимися. По состоянию на 13 июля 2023 года муниципальные перевозки по ранее утвержденным маршрутам не организованы.
Сложившаяся ситуация влечет массовое ограничение прав жителей Ясненского городского округа Оренбургской области на передвижение и свидетельствует об уклонении администрации МО Ясненский городской округ Оренбургской области от исполнения полномочий, возложенных на нее п. 7 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Отсутствие надлежащего транспортного обслуживания жителей населенных пунктов Ясненского городского округа Оренбургской области с учетом фактических расстояний (удаленности) мест проживания жителей от административного центра, свидетельствует о нарушении прав граждан, поскольку создает препятствия в доступности посещения объектов социально-бытового, административно-делового, культурно-развлекательного и иного назначения. Альтернативные способы транспортного обслуживания населения путем организации пассажирских перевозок с использованием муниципального транспорта администрацией муниципального образования Ясненский городской округ Оренбургской области не реализуется.
Истец просит с учетом уточнения заявленных требований обязать администрацию муниципального образования Ясненский городской округ Оренбургской области в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать регулярные пассажирские перевозки по муниципальным автобусным маршрутам регулярных перевозок: г.Ясный – п.Веселовский, г.Ясный – с.Еленовка, г.Ясный – с. Ореховка, г.Ясный – с. Акжарское, г.Ясный – железнодорожный вокзал «Горный лен» - третий микрорайон, магазин «Запад», а также в обратном направлении.
Определением от 08 сентября 2023 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области.
В судебном заседании представитель истца – помощник прокурора Ясненского района Оренбургской области Крылова М.Р. заявленные требования поддержал, просил их удовлетворить.
Представитель ответчика администрации муниципального образования Ясненский городской округ Оренбургской области Капацын А.С., действующий на основании доверенности, возражал против удовлетворения иска, по основаниям, изложенным в письменном отзыве на иск. Пояснил, что администрацией МО Ясненский городской округ принимаются все необходимые действия, направленные на организацию регулярных перевозок пассажира и багажа автомобильным транспортном. Орган местного самоуправления хозяйствующим субъектом не является, не должен организовывать муниципальные перевозки, при создании муниципального унитарного предприятия будут нарушены положения антимонопольного законодательства. По утвержденным маршрутам муниципальные перевозки не организованы, поскольку отсутствуют хозяйствующие субъекты, которые хотят организовывать перевозки.
Представитель третьего лица Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области в судебное заседание не явился, извещен о дате, времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в представленном суду отзыву указал, что на территории Ясненского городского округа действует порядок поведения открытых конкурсов на право получения свидетельств об осуществлении пассажирских перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам, утвержденный постановлением Администрации МО Ясненский городской округ от 06.02.2017 № 187-п. Организатор открытого конкурса вправе принять решение о повторном проведении открытого конкурса или об отмене предусмотренной конкурсной документацией маршрута регулярных перевозок.
Суд на основании ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ рассмотрел настоящее гражданское дело в отсутствие не явившегося представителя третьего лица, извещенного о времени месте рассмотрения дела.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
Частью 1 статьи 27 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.
Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» под вопросами местного значения понимаются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и названным Законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.
В соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся, в том числе создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах муниципального, городского округа.
Согласно статье 11 Федерального закона от 13.07.2015 № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» муниципальные маршруты регулярных перевозок в границах одного городского поселения или одного городского округа устанавливаются, изменяются, отменяются уполномоченным органом местного самоуправления соответствующего городского поселения или соответствующего городского округа
В целях обеспечения доступности транспортных услуг для населения уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные органы местного самоуправления устанавливают муниципальные маршруты регулярных перевозок, межмуниципальные маршруты регулярных перевозок, смежные межрегиональные маршруты регулярных перевозок для осуществления регулярных перевозок по регулируемым тарифам (статья 14 вышеуказанного Федерального закона).
Статьей 8 Закона Оренбургской области от 09 марта 2016 года № 3801/1039-V-ОЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом в Оренбургской области» установлено, что органы местного самоуправления Оренбургской области: организуют регулярные перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом по муниципальным маршрутам регулярных перевозок; проводят открытый конкурс на право получения свидетельств об осуществлении перевозок по одному или нескольким муниципальным маршрутам регулярных перевозок; осуществляют оценку соблюдения обязательных требований в области организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, установленных в отношении перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок, в рамках муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве.
К муниципальным маршрутам регулярных перевозок в соответствии с пунктом 7 статьи 3 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» относят, в том числе, маршруты регулярных перевозок в границах городского округа.
Распоряжением Министерства транспорта Российской Федерации от 31 января 2017 года № НА-19-р утвержден Социальный стандарт транспортного обслуживания населения при осуществлении перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом (далее - Социальный стандарт), в пункте 1 которого указано, что настоящий социальный стандарт транспортного обслуживания населения при осуществлении перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом (далее - стандарт) устанавливает уровень и показатели качества транспортного обслуживания населения при осуществлении перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом по муниципальным, межмуниципальным, смежным, межрегиональным и международным маршрутам регулярных перевозок и их нормативные значения.
Под транспортным обслуживанием населения в настоящем стандарте понимается выполнение работ по осуществлению перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом по маршрутам регулярных перевозок. Качество транспортного обслуживания населения представляет собой интегральную оценку уровня транспортного обслуживания населения при осуществлении перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом по маршрутам регулярных перевозок и выражается в совокупности характеристик надежности, доступности и комфортности.
Показатели качества транспортного обслуживания населения и их нормативные значения, установленные настоящим стандартом, могут применяться органами государственной власти и местного самоуправления при разработке нормативных правовых актов в сфере транспортного и градостроительного планирования, в том числе подготовке документов планирования регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, заключении и исполнении государственных и муниципальных контрактов между государственными и муниципальными заказчиками, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, выполняющими работы, связанные с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа по регулируемым тарифам, а также при организации и осуществлении регулярных перевозок пассажиров и багажа по нерегулируемым тарифам.
В силу ч. 2 ст. 19 Федерального закона «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» свидетельство об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок, межмуниципальному маршруту регулярных перевозок, смежному межрегиональному маршруту регулярных перевозок и карты соответствующего маршрута выдаются по результатам открытого конкурса на право осуществления перевозок по маршруту регулярных перевозок.
Пунктом 1 части 3 статьи 21 Федерального закона «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусмотрено, что открытый конкурс объявляется его организатором не позднее чем через 90 дней со дня установления муниципального маршрута регулярных перевозок, межмуниципального маршрута регулярных перевозок, смежного межрегионального маршрута регулярных перевозок в случае, если соответствующий маршрут установлен после дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Согласно ч. 7 ст. 24 Федерального закона от 13.07.2015 № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в случае, если открытый конкурс признан не состоявшимся в связи с тем, что по окончании срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе не подано ни одной такой заявки или по результатам рассмотрения заявок на участие в открытом конкурсе все такие заявки были признаны не соответствующими требованиям конкурсной документации, организатор открытого конкурса вправе принять решение о повторном проведении открытого конкурса или об отмене предусмотренного конкурсной документацией маршрута регулярных перевозок.
Судом установлено, что прокуратурой Ясненского района Оренбургской области проведена поверка исполнения законодательства перевозках пассажиров и багажа автомобильным транспортом.
Постановлением администрации МО Ясненский городской округ Оренбургской области от 16.12.2022 № 2125-п утвержден реестр муниципальных маршрутов регулярных перевозок на территории Ясненского городского округа Оренбургской области. В реестр муниципальных автобусных маршрутов регулярных перевозок включено 5 маршрутов, которыми охватываются все населенные пункты Ясненского городского округа Оренбургской области, а именно: г.Ясный – п.Веселовский, г.Ясный – с.Еленовка, г.Ясный – с. Ореховка, г.Ясный – с. Акжарское, г.Ясный – железнодорожный вокзал «Горный лен» - третий микрорайон, магазин «Запад», а также в обратном направлении.
В соответствии с постановлением администрации МО Ясненский городской округ Оренбургской области №187-п от 06.02.2017 «Об утверждении Порядка проведения открытого конкурса на право осуществления перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок» администрацией МО Ясненский городской округ Оренбургской области организованы открытые конкурсы на осуществление перевозок по указанным маршрутам.
В 2023 году проведено 8 конкурсов на осуществление перевозок по указанным маршрутам. Последний конкурс проведен 11 сентября 2023 года.
По причине отсутствия поступающих заявок на участие в конкурсах, они признавались несостоявшимися. Решение об отмене предусмотренного конкурсной документацией маршрута регулярных перевозок администрацией МО Ясненский городской округ не принималось.
До настоящего времени перевозки населения из указанных сельских населенных пунктов до центра ответчиком не организованы, что влечет массовое ограничение прав жителей Ясненского городского округа на передвижение и свидетельствует об уклонении ответчика от исполнения полномочий, возложенных на него п. 7 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Осуществление транспортного обслуживания населения, проживающего в сельской местности, является обязательной и социально-значимой функцией публичной власти, выполняемой ею на постоянной основе и обусловленной жизненно важными потребностями и интересами людей, связанными с их неотъемлемыми правами и свободами, гарантированными государством. Поэтому деятельность по перевозке сельского населения в любом случае прекращению не подлежит. Она не может утратить свой законный характер лишь из-за того, что администрация не выполнила возложенных на нее обязанностей.
Неисполнение требований законодательства об общих принципах организации местного самоуправления в сфере создания условий для предоставления транспортных услуг населению и организации транспортного обслуживания населения между поселениями в границах Ясненского городского округа, возложенных на ответчика, нарушает права неопределенного круга лиц на доступность транспортного обслуживания.
В силу ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Стороной истца представлены достаточные доказательства о нарушении ответчиком требований законодательства Российской Федерации.
Объективных, относимых и допустимых доказательств, свидетельствующих об устранении ответчиком нарушений требований законодательства об общих принципах организации местного самоуправления в сфере создания условий для предоставления транспортных услуг населению, суду не представлено.
В силу изложенного, суд приходит к выводу о том, что исковые требования прокурора Ясненского района Оренбургской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Ясненский городской округ Оренбургской области о возложении обязанности организовать транспортное обслуживание населенных пунктов путем осуществления регулярных пассажирских перевозок, являются законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Доводы ответчика об отсутствии хозяйствующих субъектов, которые хотят организовывать перевозки, принятии решений о проведении открытых конкурсов, которые ранее были признаны несостоявшимся в связи с отсутствием заявок, не подтверждают исполнения возложенной на администрацию МО Ясненский городской округ обязанности по организации транспортного обслуживания населения, принятия всех возможных для этого мер.
Исполнение возложенной на административного ответчика обязанности по организации транспортного обслуживания населения не ставится законом в зависимость от каких-либо условий, в том числе от наличия или отсутствия поданных заявок на участие в аукционе.
В соответствии с ч. 2 ст. 206 ГПК РФ, в случае, если определенные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок.
Суд приходит к выводу о необходимости установления срока для исполнения решения суда 6 месяцев с учетом конкретных обстоятельств дела, особенности условий для выполнения требований закона. Указанный срок исполнения решения, с учетом характера, допущенного ответчиком нарушения, социальной значимости исполнения решения суда и периода времени, прошедшего до вступления решения в законную силу, является разумным и достаточным для исполнения.
При таких обстоятельствах, исковые требования прокурора Ясненского района Оренбургской области в интересах неопределенного круга лиц подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Ясненского района Оренбургской области к администрации муниципального образования Ясненский городской округ Оренбургской области, удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального образования Ясненский городской округ Оренбургской области (ИНН 561801334190, ОГРН 1155658034322) в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать регулярные пассажирские перевозки по муниципальным автобусным маршрутам регулярных перевозок: г.Ясный – п.Веселовский, г.Ясный – с.Еленовка, г.Ясный – с. Ореховка, г.Ясный – с. Акжарское, г.Ясный – железнодорожный вокзал «Горный лен» - третий микрорайон, магазин «Запад», а также в обратном направлении.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Оренбургского областного суда в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме через Ясненский районный суд Оренбургской области.
Судья Н.Н.Ковалева
Решение в окончательной форме вынесено 05 октября 2023 года
Судья Н.Н.Ковалева