ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-433 от 31.12.9999 Тяжинского районного суда (Кемеровская область)

                                                                                    Тяжинский районный суд Кемеровской области                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        Тяжинский районный суд Кемеровской области — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

Дело №

2-433/2010

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

Судья Тяжинского районного суда Кемеровской области Загребельная Е.В.

при секретаре Торгашовой Э.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в пгт. Тяжинский

ДД.ММ.ГГГГ

гражданское дело по заявлению Прокурора Тяжинского района Кемеровской области в защиту интересов неопределённого круга лиц об оспаривании действий органа государственной власти,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Тяжинского района Кемеровской области обратился в суд в защиту интересов неопределённого круга лиц с заявлением об оспаривании действий Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №1 по Кемеровской области.

Свои требования прокурор мотивировал тем, чтоПрокуратурой района по коллективным обращениям граждан  и  сельских поселений  проведена проверка законности начисления земельного налога Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы России № 1 по Кемеровской области (далее по тексту - МРИ ФНС № 1).

По результатам проверки установлено следующее.

Граждане  сельского поселения  обратились в прокуратуру района с заявлениями о незаконности действий МРИ ФНС № 1, начислившей заявителям земельный налог за последние три года, в связи с наличием у граждан свидетельств на право собственности на земельную долю в КСП «», СПК «», КСП «», СПК «».

МРИ ФНС № 1 в ответе прокурору от ДД.ММ.ГГГГ №, отождествляя земельную долю с равноценным размером земельного участка, утверждает, что свидетельства, выданные гражданам о праве собственности земельной доли в 15 га земель сельскохозяйственного назначения, являются документами, подтверждающими наличие у граждан вещного права в отношении данных земель и, как следствие, являются условием для начисления и взыскания с граждан земельного налога пропорционально полученному размеру земельной доли.

Полагает, доводы МРИ ФНС № 1 являются несостоятельными по следующим основаниям.

Согласно статьям 244, 246 и 247 Гражданского кодекса России, имущество, находящееся в собственности двух или нескольких лиц, принадлежит им на праве общей собственности. Имущество может находиться в общей собственности с определением доли каждого из собственников в праве собственности (долевая собственность) или без определения таких долей (совместная собственность). Распоряжение имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляется по соглашению всех ее участников.

Участник долевой собственности имеет право на предоставление в его владение и пользование части общего имущества, соразмерной его доле, а при невозможности этого вправе требовать от других участников, владеющих и пользующихся имуществом, приходящимся на его долю, соответствующей компенсации.

Согласно свидетельствам на право собственности на землю, представленным заявителями, каждый из обратившихся в прокуратуру района гражданин в 1996 или 1999 годах приобрел право общей долевой собственности на земельную долю 15 гектаров в КСП «», КСП «», КСП «».

Указом Президента Российской Федерации № 323 от 27.12.1991 «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР», Постановлениями Правительства РФ от 29.12.1991 № 86 «О порядке реорганизации колхозов и совхозов» и № 708 от 04.09.1992 «О порядке приватизации и реорганизации предприятий и организаций агропромышленного комплекса» утвержден порядок реорганизации колхозов и совхозов.

На основании данных нормативных актов колхозы и совхозы должны были осуществить реорганизацию и привести свою организационно-правовую форму в соответствие с требованиями Закона РСФСР № 445-1 от 25.12.1990 «О предприятиях и предпринимательской деятельности» в срок до 01.01.1993 года. При этом члены реорганизуемых хозяйств наделялись земельными паями (долями), которые они могли получить путем выделения в натуре для организации частного, крестьянского хозяйства или внести в уставный капитал вновь образованных сельскохозяйственных предприятий.

Таким образом, наделение земельной долей члена реорганизуемого совхоза, одновременно, обязывало его использовать эту долю одним из способов, предусмотренных действовавшим законодательством.

В соответствии с п.п. 8, 10 Постановления Правительства России № 86 от 29.12.1991 «О порядке реорганизации колхозов и совхозом», стоимость основных и оборотных средств колхоза и совхоза (за вычетом имущества, переданного в муниципальную собственность) составляет общую долевую собственность членов колхоза или работников совхоза.

Согласно ст.ст. 8-10 Земельного кодекса РСФСР (в ред. 1991 года), земельные участки могут принадлежать гражданам на праве коллективной совместной собственности без определения для каждого из них конкретной земельной доли. Определение конкретной земельной доли и ее выдел гражданину производятся при его выходе из сельскохозяйственного предприятия - для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства или продажи, а также при ликвидации сельскохозяйственного предприятия.

Распоряжение земельными участками, находящимися в коллективно-долевой собственности граждан, осуществляется решением общего собрания коллектива сособственников или избранным ими органом управления. Каждый член сельскохозяйственного предприятия, при выходе из него имеет право на получение своей доли в виде земельного участка для использований его в сельскохозяйственных целях или продажи местному Совету народных депутатов.

В случае ликвидации сельскохозяйственного предприятия, каждый сособственник имеет право на получение земельного участка в натуре (на местности) для его использования в сельскохозяйственных целях или его продажу местному Совету народных депутатов.

В соответствии с ст. 5 Указа Президента России № 1767 от 27.10.1993 «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России», каждому члену коллектива сельскохозяйственного предприятия, которому земля принадлежит на праве общей совместной или общей долевой собственности, выдается свидетельство на право собственности на землю по форме, утвержденной данным Указом, с указанием площади земельной доли (пая) без выдела в натуре.

Собственники земельных долей (паев) имеют право без согласия других сособственников на выдел земельного участка в натуре. Выдел земельной доли (пая) в натуре производится с учетом требований по рациональной организации территории и компактного землепользования.

В соответствии со ст. 15 Федерального закона N 101-ФЗ от 24.07.2002 "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", земельная доля, полученная при приватизации сельскохозяйственных угодий до вступления в силу указанного Федерального закона, является долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения. Участники долевой собственности, получившие при приватизации сельскохозяйственных угодий в собственность земельные доли, обязаны обеспечить определение на местности границ находящихся в общей собственности земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в соответствии с требованиями землеустройства.

В соответствии со ст. 32 Земельного кодекса РСФСР (в ред. 1991 года) приступать к использованию земельных участков разрешалось после установления границ этих участков в натуре (на местности) и выдачи документов, удостоверяющих право собственности, владения, пользования, аренды.

Согласно ст. 11.1 Земельного кодекса России земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.

Таким образом, очевидно усматривается, что законодателем разграничены понятия «земельный участок» и «земельная доля».

Данные понятия гражданского правового оборота являются нетождественными. «Земельная доля» - это имущественные права, подтверждающие вклад и размер участия в имуществе кооператива, и без проведения землеустроительных работ не могут признаваться как неоспоримое право на земельный участок такого же размера.

«Земельный участок» как объект земельных отношений - часть поверхности земли (в том числе почвенный слой), границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке.

Между тем, никто из обратившихся в прокуратуру района граждан не изъявил желание выделиться из КСП «», КСП «», СПК «», СПК «» и осуществлять самостоятельно деятельность, связанную с использованием выделенного земельного участка, а, следовательно, не реализовал установленную законом возможность получения земельного участка в натуре или иного имущества кооператива, в счет выделенной земельной доли (но не земельного участка).

Кроме того, после наделения граждан (заявителей) паями в виде земельной доли в общем имуществе колхозов и кооперативов «» и «Валерьяновский», на членов кооператива (колхоза) распространились положения п. 20 «Рекомендаций о порядке распоряжения земельными долями и имущественными паями», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации № 96 от 01.02.1995 «О порядке осуществления прав собственников земельных долей и имущественных паев».

Согласно п. 20 указанных выше «Рекомендаций» (действовавших на момент возникновения правоотношений) при внесении земельных долей в уставный капитал сельскохозяйственной коммерческой организации, этой организации как юридическому лицу выдается свидетельство на право собственности на земельный участок, площадь которого соответствует внесенным земельным долям, и план этого участка. Свидетельство на право собственности на земельную долю лица, внесшего свою долю в уставный капитал указанной организации, теряет юридическую силу.

Следовательно, граждане фактически распорядились своей земельной долей и утратили право на нее, при закреплении общей долевой собственности в кооперативах (колхозах) и личном участии граждан в деятельности кооперативов. Факт личного участия и внесения своих земельных долей подтверждается и тем обстоятельством, что свидетельства о праве собственности на земельную долю закрепили имущественные права граждан в отношении юридических лиц (колхозов, совхозов).

В ходе проверки установлено, что заявителям из общего имущества кооперативов (колхозов) конкретные земельные участки в счет внесенных земельных долей в натуре не определялись и не выделялись, землеустроительные работы для определения границ земельных участков, на размер которых МРИ ФНС № гражданам начисляется земельный налог, не проводились. Свидетельства о регистрации права собственности на конкретные земельные участки граждане не получали.

Согласно ч. 1 ст. 388 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемые объектом налогообложения на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения

Однако, МРИ ФНС №, отождествляя понятия «земельная доля в имуществе» и «земельный участок», предъявляют необоснованные требования к гражданам об уплате земельного налога.

Кроме того, в соответствии со ст.ст. 1, 34, 35, 37, 43 Федерального закона N 193-ФЗ от 08.12.1995 "О сельскохозяйственной кооперации" граждане, внеся земельную долю в общее имущество кооперативов, в качестве паевого взноса, стали членами кооператива. При этом, кооператив является собственником имущества, переданного ему в качестве паевых взносов, а также имущества, произведенного и приобретенного кооперативом в процессе его деятельности. Имущество, находящееся в собственности кооператива за исключением имущества, составляющего неделимые фонды, делится в денежном выражении на паи его членов и ассоциированных членов кооператива, в соответствии с уставом кооператива. Учет паевых взносов ведется кооперативом в стоимостном выражении. В случае внесения в счет паевого взноса земельных долей денежная оценка паевого взноса проводится правлением кооператива и утверждается общим собранием членов кооператива. Кооператив отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом.

Согласно выписок из Единого государственного реестра юридических лиц СПК «» и СПК «» ликвидированы по решениям суда ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ соответственно.

При этом, совхозы и кооперативы, находясь в стадии ликвидации, имея непогашенную задолженность перед кредиторами, должны и отвечали перед ними всем своим имуществом, в числе которого находились и земельные доли граждан, представленные в имущественном выражении.

Следовательно, после ликвидации кооперативов, и реализации в установленном законом порядке всего их имущества, граждане, являвшиеся ранее членами КСП «», СПК «», КСП «», СПК «», утратили какие-либо права в отношении реализованного имущества.

В связи с указанным, гражданам, получившим свидетельства о праве собственности на земельную долю, и, в последующем утратившим какие-либо вещные права относительно имущества кооперативов, МРИ ФНС № 1 необоснованно начислен земельный налог.

Необоснованность исчисления земельного налога МРИ ФНС № 1 подтверждается и следующими обстоятельствами.

Ряд свидетельств о праве собственности на земельную долю в СПК «» выдан гражданам ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с ч. 2 ст. 4 Федерального закона № 112-ФЗ от 21.07.1997 «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее по тексту - Федеральный закон № 112-ФЗ) права на недвижимое имущество, правоустанавливающие документы на которое оформлены после введения в действие Федерального закона № 112-ФЗ, подлежат обязательной государственной регистрации.

Федеральный закон № 112-ФЗ введен в действие на всей территории Российской Федерации через шесть месяцев после его официального опубликования (ч. 1 ст. 33 Федерального закона № 112-ФЗ).

Опубликован Федеральный закон № 112-ФЗ в «Собрании законодательства РФ» 28.07.1997, в «Российской газете» - 30.07.1997, следовательно, вступил в действие в феврале 1998 года.

Таким образом, полученные гражданами в 1999 году свидетельства о праве собственности на земельную долю в СПК «Валерьяновский», не имеют юридической силы, т.к. гражданами в органе государственной регистрации не зарегистрирован переход «земельных» прав в имуществе СПК «Валерьяновский».

Действия МРИ ФНС № 1, выраженные в необоснованном начислении земельного налога гражданам, по мнению прокурора, нарушают налоговые права граждан и посягают на их имущественное положение.

Между тем, определить точное количество граждан, имевших ранее долю в общем имуществе колхозов, совхозов и сельскохозяйственных кооперативов, которым МРИ ФНС № 1 могут быть предъявлены требования об уплате земельного налога определить невозможно.

На основании ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор имеет право обращаться в суд с заявлением в защиту прав и интересов Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований и неопределенного круга лиц.

Прокурор полагает, что рассмотрение дела по настоящему заявлению относится к подсудности Тяжинского районного суда, т.к. обратившиеся в прокуратуру района граждане проживают на территории , ранее действовавшие кооперативы и совхозы также находились на территории , оспариваемые прокуратурой района действия МРИ ФНС №1 непосредственно связаны с недвижимым имуществом, находившимся и находящегося на территории . Кроме того, территориальное подразделение МРИ ФНС №1, работники которого производят расчет земельного налога на территории , находится по адресу:  .

В связи с этим прокурор просил признать незаконнымидействияМежрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы России № 1 по Кемеровской области по начислению гражданам и взысканию земельного налога с граждан, получивших свидетельства о праве собственности на земельную долю, в колхозах, совхозах и сельскохозяйственных производственных кооперативах  до ДД.ММ.ГГГГ года (включительно), без последующего выделения земельных участков в натуре и (или) государственной регистрации права на конкретные земельные участки.

В судебном заседании помощник прокурора Тяжинского района Кемеровской области Колесников С.А. уточнил заявленные требования и просил признать незаконными действия Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы России № 1 по Кемеровской области по начислению земельного налога гражданам, получившим свидетельства о праве собственности на земельную долю в праве общей долевой собственности на землю КСП «», СПК «», КСП «», СПК «» до ДД.ММ.ГГГГ года (включительно), без последующего выделения земельных участков в натуре и (или) государственной регистрации права на конкретные земельные участки.

Представитель заинтересованного лица МИФНС №1 по Кемеровской области Стопчикова Т.Г., действующая на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, требования прокурора не признала и просила в удовлетворении требований прокурора отказать по основаниям, изложенным в отзыве на заявление прокурора.

Заслушав прокурора, представителя заинтересованного лица, изучив письменные материалы дела, суд приходит к выводу, что требования прокурора обоснованны и подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст. 244 Гражданского кодекса РФ, имущество, находящееся в собственности двух или нескольких лиц, принадлежит им на праве общей собственности. Имущество может находиться в общей собственности с определением доли каждого из собственников в праве собственности (долевая собственность) или без определения таких долей (совместная собственность).

В соответствии с Указом Президента РФ от 27.12.1991г. №323 «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР» колхозы и совхозы должны были провести реорганизацию и привести свой организационно-правовой статус в соответствии с действовавшим в то время Законом РСФСР от 25.12.1990 №445-1 «О предприятиях и предпринимательской деятельности».

Как следует из исторических справок и Уставов кооперативов, в ДД.ММ.ГГГГ году Совхоз «» был реорганизован в ТОО «», которое в свою очередь в ДД.ММ.ГГГГ году реорганизовано в СПК «». Совхоз «» в ДД.ММ.ГГГГ году реорганизован в КСП «», путём реорганизации которого в ДД.ММ.ГГГГ году создан СПК «».

Сведения о создании и ликвидации (реорганизации) КСП «» суду не представлены.

Пунктом 9 Постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.1991 N 86 "О порядке реорганизации колхозов и совхозов" предусматривалось право членов колхоза и работников совхоза на бесплатный земельный и имущественный пай в общей долевой собственности.

Согласно пункту 8 Положения о реорганизации колхозов, совхозов и приватизации государственных сельскохозяйственных предприятий, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.09.1992 N 708 и разработанного на основании Указа от 27.12.1991 N 323, в каждом реорганизуемом колхозе и совхозе определялись индивидуальные имущественные паи и земельные доли.

В этой связи все члены реорганизуемых КСП «Тяжинский» и КСП «Валерьяновское» имели право на получение бесплатной земельной доли и имущественного пая в общей долевой собственности.

Исходя из пункта 5 Указа Президента Российской Федерации от 27.10.1993 N 1767 "О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России" (далее - Указ от 27.10.1993 N 1767) в редакции, действовавшей до 25.01.1999, каждому члену коллектива сельскохозяйственного предприятия, которому земля принадлежит на праве общей совместной или общей долевой собственности, выдавалось свидетельство на право собственности на землю по форме, утвержденной данным Указом, с определением площади земельной доли (пая) без выдела в натуре.

Следовательно, при проведении земельной реформы в Российской Федерации земля, закрепленная в пользование за реорганизуемыми колхозами и совхозами, подлежала бесплатной передаче в коллективную собственность с определением земельных долей (паев) членов колхоза и работников совхоза. Право собственности на земельную долю возникало с момента принятия уполномоченным органом решения о передаче земли в общую собственность участников (членов) сельскохозяйственной коммерческой организации и подлежало удостоверению свидетельствами о праве собственности на земельные доли.

В материалах дела отсутствует решение уполномоченного органа о предоставлении земельных участков КСП «Валерьяновское» и КСП «Тяжинский» в общую долевую собственность членам трудового коллектива и пенсионерам колхозов.

Вместе с тем, в материалах дела имеется Распоряжение  № от ДД.ММ.ГГГГ о выдаче свидетельств на право собственности на землю каждому гражданину, наделённому земельной долей в процессе реорганизации сельскохозяйственных предприятий и внесенному в списки собственников земли на ДД.ММ.ГГГГ Списки указанных лиц по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в суд не представлены.

Как усматривается из материалов дела в частности на основании указанного распоряжения Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству  были выданы Свидетельства на право собственности на землю Д.С.А. (регистрационная запись № от ДД.ММ.ГГГГ), Ш.С.М. (регистрационная запись № от ДД.ММ.ГГГГ), Н.В.И. (регистрационная запись № от ДД.ММ.ГГГГ), из земель КСП «», площадь земельной доли определена по 15 га каждому; М.А.В. (регистрационная запись № от ДД.ММ.ГГГГ), М.В.Н. (регистрационная запись № от ДД.ММ.ГГГГ), М.Т.А. регистрационная запись № от ДД.ММ.ГГГГ) из земель КСП «»; Р.Е.В. (регистрационная запись № от ДД.ММ.ГГГГ) из земель СПК «», площадь земельной доли определена по 17,4 га каждому.

В соответствии с Положением о реорганизации колхозов и совхозов и приватизации государственных сельскохозяйственных предприятий, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 04.09.1992 N 708 (утратило силу с 27 января 2003 г.), при реорганизации сельскохозяйственных предприятий членам трудовых коллективов и бывшим работникам предоставлялось право по своему выбору получать свой земельный пай в натуре для организации крестьянского (фермерского) хозяйства, продать или сдать в аренду другим владельцам долей (паев) либо внести пай в качестве взноса в создаваемое товарищество, акционерное общество или кооператив.

Согласно п. 20 Рекомендаций о порядке распоряжения земельными долями и имущественными паями, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 01.02.1995 N 96 (утратило силу с 27 января 2003 г.), при внесении земельных долей в уставный капитал сельскохозяйственной коммерческой организации этой организации как юридическому лицу выдаются Свидетельство на право собственности на земельный участок, площадь которого соответствует внесенным земельным долям, и план этого участка. Свидетельство на право собственности на земельную долю лица, внесшего свою долю в уставный капитал указанной организации, теряет юридическую силу.

В связи с этим при внесении земельных долей (паев) в уставный капитал сельскохозяйственной организации собственником земельного участка, площадь которого соответствует внесенным земельным долям, становилась сельскохозяйственная организация.

Согласно пункту 4 Указа Президента Российской Федерации от 07.03.1996 N 337 "О реализации конституционных прав граждан на землю" (далее - Указ от 07.03.1996 N 337) собственник земельной доли без согласия других участников долевой собственности вправе: передать земельную долю по наследству; использовать земельную долю (с выделением земельного участка в натуре) для ведения крестьянского (фермерского) и личного подсобного хозяйства; продать земельную долю; подарить земельную долю; обменять земельную долю на имущественный пай или земельную долю в другом хозяйстве; передать земельную долю (с выделением земельного участка в натуре) в аренду крестьянским (фермерским) хозяйствам, сельскохозяйственным организациям, гражданам для ведения личного подсобного хозяйства; передать земельную долю на условиях договора ренты и пожизненного содержания; внести земельную долю или право пользования этой долей в уставный капитал или паевой фонд сельскохозяйственной организации.

Доказательств, подтверждающих доводы прокурора о внесении гражданами земельных долей в уставные капиталы обществ или их отчуждение иным способом, суду не представлено, налоговым органом данная информация не проверялась.

Согласно выпискам из Единого государственного реестра юридических лиц СПК «» и СПК «» ликвидированы по решениям суда ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ соответственно.

Однако ликвидация указанных кооперативов не влечёт прекращение права собственности граждан на земельные доли, собственниками которых они стали в связи с реорганизацией колхозов.

Принятие в последующем новых нормативных актов, в том числе Земельного кодекса Российской Федерации от 25.10.2001 N 136-ФЗ, Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Федеральный закон N 101-ФЗ, Закон) также не повлекло утраты гражданами приобретенного ими права собственности на долю в праве собственности на земельный участок.

Статьей 15 Федерального закона N 101-ФЗ определено, что земельная доля, полученная при приватизации сельскохозяйственных угодий до вступления в силу этого Федерального закона, является долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения.

Свидетельства о праве на земельные доли, выданные до вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", а при их отсутствии - выписки из принятых до вступления в силу указанного Федерального закона решений органов местного самоуправления о приватизации сельскохозяйственных угодий, удостоверяющие права на земельную долю, имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (статья 18 Федерального закона N 101-ФЗ).

В связи с изложенным, суд не может согласиться с доводами прокурора об утрате гражданами прав на земельные доли, полученные ими в процессе приватизации сельскохозяйственных угодий, в том числе в связи с отсутствием государственной регистрации права теми из них, кому свидетельства, подтверждающие право на землю были выданы после вступления в законную силу Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ.

В соответствии с ч.1 ст. 65 Земельного кодекса РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

В соответствии со ст. 388 НК РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 НК РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

Таким образом, собственники земельных долей, получившие земельные участки сельскохозяйственного назначения в процессе приватизации на основании свидетельств о праве на земельные доли, а при их отсутствии - выписки из решений органов местного самоуправления о приватизации сельскохозяйственных угодий, как правообладатели признаются налогоплательщиками земельного налога и, следовательно, должны исполнять обязанности по уплате земельного налога.

Пунктом 4 ст. 8 Федерального закона от 29.11.2004 N 141-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" (ред. от 31.12.2005) установлено, что в случае отсутствия в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП) информации о существующих правах на земельные участки налогоплательщики по земельному налогу определяются на основании государственных актов, свидетельств и других документов, удостоверяющих права на землю и выданных физическим и юридическим лицам до вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (ред. от 27.12.2009), которые в соответствии с законодательством имеют равную юридическую силу с записями в ЕГРП, либо на основании актов, изданных органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, установленном законодательством, действующим в месте издания таких актов на момент их издания, о предоставлении земельных участков.

В соответствии с ч. 4 ст. 391 НК РФ налоговая база для каждого налогоплательщика, являющегося физическим лицом, определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним и органами муниципальных образований (положение о предоставлении сведений органами муниципальных образований утратило силу с 18.11.2009г.).

Сведения о правах на земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: , СПК «» в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют, что подтверждается Уведомлением Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по  № от ДД.ММ.ГГГГ

Согласно Выписке из ЕГРП № от ДД.ММ.ГГГГ правообладателем № доли в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: , СПК «» является Т.Л.В.. Сведения об иных правообладателях указанного земельного участка отсутствуют.

Из материалов дела и пояснений представителя заинтересованного лица следует, что за пользование земельными участками с кадастровыми номерами № и № налоговым органом начислен земельный налог и направлены налоговые уведомления и требования об уплате налога за ДД.ММ.ГГГГ годы налогоплательщикам, определенным на основании Списков, составленных и предоставленных Администрацией  сельской территории  ДД.ММ.ГГГГ за № и №. В то время как указанные списки документами, удостоверяющими права на землю указанных в них лиц, не являются. Свидетельства на право собственности на землю у лиц, указанных в списках, налоговым органом не истребовались. Кроме того, Списки содержат информацию об использовании земельных долей КХ «» и ООО «», однако эта информация налоговым органом не проверялась.

Представитель заинтересованного лица пояснила также, что налоговая база для начисления налога собственникам земельных долей в рассматриваемом случае осуществлялась без установления посубъектного состава участников долевой собственности, в порядке, предусмотренном для участников общей совместной собственности, то есть в равных долях, исходя из площади распределения и общего количества дольщиков, указанных в Списках, за исключением лиц, выбывших за территорию  и умерших. При этом круг наследников умерших собственников земельных долей, признаваемых налогоплательщиками земельного налога, налоговым органом также не устанавливался.

Таким образом, начисление земельного налога собственникам земельных долей за пользование земельными участками с кадастровыми номерами № и № осуществляется налоговым органом с нарушением порядка, установленного налоговым законодательством, в отсутствие достоверных и надлежащим образом полученных сведений о правообладателях земельных долей и, соответственно, налогоплательщиках.

Между тем, на основании п. п. 1 и 2 ст. 392 НК РФ налоговая база в отношении земельных участков, находящихся в общей долевой собственности, определяется для каждого из налогоплательщиков, являющихся собственниками данного участка, пропорционально его доле в общей долевой собственности, а налоговая база в отношении земельных участков, находящихся в общей совместной собственности, определяется для каждого из налогоплательщиков, являющихся собственниками данного земельного участка, в равных долях.

В связи с этим в отношении земельного участка, принадлежащего на праве общей совместной или общей долевой собственности, налогоплательщиками должны признаваться каждый из собственников этого земельного участка в отношении своей доли.

При этом сами земельные доли объектом налогообложения не являются, поскольку согласно ст. 38 НК РФ налогом облагается только объект, имеющий стоимостную, количественную или физическую характеристики. По сути, они представляют собой долю в праве общей собственности на земельный участок. Доля в праве может выступать объектом гражданских правоотношений, но не объектом налогообложения. Применительно к земельному налогу объектом в данном случае будет являться сам земельный участок, правовой статус которого осложнен множественностью субъектов права на него.

Объектом налогообложения в силу ч.1 ст. 389 НК РФ признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог.

Под земельным участком, согласно ст. 11.1 ЗК РФ понимается часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.

Из анализа приведённых норм следует, что объект налогообложения возникает тогда, когда конкретный земельный участок сформирован. Следовательно, земельный участок, не прошедший процедуру межевания, не имеющий границ и площади, не может являться объектом налогообложения.

Согласно имеющимся в материалах дела выпискам из государственного кадастра недвижимости о земельных участках от ДД.ММ.ГГГГ № и от ДД.ММ.ГГГГ №, а также Решениям об отказе в выдаче кадастрового паспорта от ДД.ММ.ГГГГ №№№ и от ДД.ММ.ГГГГ №№№ границы земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: , СПК «», и земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: , СПК «» не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства (координаты точек границ отсутствуют).

Доказательств о проведении межевания указанных земельных участков, окончательно определённых границах и площади земельных участков в материалах дела не имеется.

Следовательно, указанные земельные участки не являются объектами налогообложения, и взимание земельного налога за их использование как гражданами, получившими Свидетельства на право собственности на землю до ДД.ММ.ГГГГ включительно, так и позднее, не основано на законе.

Налоговая база в соответствии со статьей 17 НК РФ является одним из основных элементов налогообложения, без определения которых налог не может считаться установленным. В основу определения суммы земельного налога к уплате положена стоимостная характеристика объекта налогообложения - кадастровая стоимость земельного участка (ч.5 ст. 65 ЗК РФ), которая определяется в процессе государственной кадастровой оценки земель в соответствии с Постановлением Правительства от 08.04.2000 N 316 "Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель". Результаты государственной кадастровой оценки земель содержатся в государственном земельном кадастре. Тем самым, законодатель связывает понятие налоговой базы с понятием объекта налогообложения.

С изменением характеристик земельного участка при проведении межевания может измениться и кадастровая стоимость земельного участка. В связи с этим, сведения о кадастровой стоимости земельного участка до проведения межевания и установления его границ носят временный характер и не могут быть положены в основу определения налоговой базы для исчисления земельного налога.

Из изложенного следует вывод, что начисление земельного налога собственникам земельных долей в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: , СПК «», и земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: , СПК «», получившим Свидетельства на право собственности на землю из земель КСП «», СПК «», КСП «», СПК «» осуществляется налоговым органом с нарушением требований налогового законодательства.

В соответствии с ч.2 ст.46 Конституции РФ решения и действия (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Согласно ч.1 ст.254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

В порядке, предусмотренном главой 25 ГПК РФ, возможна защита прав и свобод не только конкретных граждан и организаций, но и неопределенного круга лиц.

В связи с этим в соответствии с положениями ч. 1 ст. 45 ГПК РФ правом обращения в суд в порядке главы 25 ГПК РФ также наделен прокурор, который обращается в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Действия налогового органа по начислению земельного налога, противоречащие законодательству о налогах и сборах, нарушают права и свободы неопределённого круга лиц, поскольку определить точное количество граждан, обладающих в настоящее время правом собственности на земельную долю в общей долевой собственности на земельные участки из земель КСП «», СПК «», КСП «», СПК «» не представляется возможным.

При таких обстоятельствах прокурор обоснованно предъявил требование об оспаривании действий налогового органа в защиту неопределённого круга лиц.

В соответствии с ч.1 ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

Однако, поскольку признание незаконными действий налогового органа по начислению земельного налога неопределённому кругу лиц, само по себе влечёт устранение нарушений прав и свобод этих лиц, дополнительное вменение обязанности совершить действия, направленные на устранение таких нарушений, по мнению суда, не требуется.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199, 258 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать незаконными действия Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №1 по Кемеровской области по начислению земельного налога собственникам земельных долей в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: , СПК «» и земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: , СПК «», получившим Свидетельства на право собственности на землю из земель КСП «», СПК «», КСП «», СПК «».

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Кемеровский областной суд через Тяжинский районный суд в течение 10 дней со дня принятия его судом в окончательной форме.

Судья

Е.В. Загребельная

Мотивированное решение составлено судом ДД.ММ.ГГГГ.