Дело №(2016)
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
<данные изъяты> 2016 г.
Советский районный суд адрес
в составе председательствующего судьи Черниковой Л.С.,
при секретаре ФИО6
рассмотрев в открытом судебном заседании в адрес гражданское дело по иску ФИО1 к МФЦ предоставления государственных и муниципальных услуг, о признании права на присвоение статуса многодетной семьи, обязании произвести предусмотренные законодательством выплаты, компенсации морального вреда,
установил:
Истица обратилась в суд к ответчику с вышеуказанными требованиями, в обосновании ссылаясь на то, что в <данные изъяты>. она обратилась в МФЦ предоставления государственных услуг Ленинского АО адрес с целью назначения ежемесячного детского пособия на свою несовершеннолетнюю дочь ФИО9<данные изъяты>., а также регистрации ее семьи многодетной. Однако, получила уведомление об отказе в назначении пособия и регистрации семьи в качестве многодетной, но в <данные изъяты>. семья признана многодетной и назначено ежемесячное пособие на ребенка. Считает действия МФЦ неправомерными. Кроме того, нарушено право ее семьи на льготы и ее несовершеннолетнего ребенка в особенности. Просит признать право на присвоение статуса семьи многодетной в период с <данные изъяты>. по настоящее время, взыскать все необходимые выплаты и компенсации, связанные с многодетностью, установить право на назначение специального детского пособия с даты обращения, плюс в пределах 6 месяцев назад с даты обращения, взыскать компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты> руб., взыскать компенсацию за оплату транспортных услуг в общественном транспорте, в связи с несвоевременностью оформления электронных транспортных карт для членов ее семьи.
В судебном заседании истица ФИО1 исковые требования поддержала в полном объеме, дополнительно указав, что 3 ребенок у нее родился <данные изъяты> Статус многодетной был получен своевременно. Первый ребенок <данные изъяты> лет являлась учащейся в колледже, второму ребенку не было <данные изъяты> лет, и истица в <данные изъяты>. обратилась для признания семьи многодетной. <данные изъяты>. получила отказ, в связи с тем, что свидетельство о рождении дочери недействительно, но <данные изъяты>. семья была признана многодетной на основании этих же документов. Таким образом, семья была лишена права получать все установленные законом меры социальной поддержки многотонной семьи. Установление отцовства в отношении последнего ребенка на статус многодетности не влияет. Излишне выплаченное пособие, которое получала как мать одинока, взыскано.
Представитель Бюджетного учреждения адрес "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг" (далее - Учреждение), в судебном заседании участия не принимал, направил в суд возражения, в которых посчитал заявленные требования необоснованными и не подлежащими удовлетворению.
Суд, выслушав истца, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии ч.1 ст. 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в установленном законом порядке обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
В соответствие со ст. 63 Семейного кодекса РФ родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей. Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей. Родители имеют преимущественное право на воспитание своих детей перед всеми другими лицами.
Как установлено в судебном заседании ФИО1, <данные изъяты>.р. имеет дочь ФИО2, .... г.р., дочь ФИО3, .... г.р., у которых в свидетельстве о рождении указан отец ФИО7; и дочь ФИО9<данные изъяты>, .... р., в свидетельстве о рождении которой, запись об отце ребенка отсутствует (л.д. 5-7).
Истица проживает со своими детьми одной семьей, состоящей из 5-ти человек (мать истицы, истица и трое детей) по адресу: адрес.
Согласно ст. 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации обеспечение социальной защиты населения относится к расходам, совместно финансируемым за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований.
В соответствии с пунктами «е» и «ж» ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (ч. 2 и 5 ст. 76 Конституции Российской Федерации).
По смыслу приведенных конституционных положений социальная функция государства возлагается Конституцией Российской Федерации как на Российскую Федерацию, так и на каждый из ее субъектов. Следовательно, органы обоих уровней государственной власти призваны совместно обеспечивать эффективные механизмы социальной защищенности граждан.
Согласно п. 1 ст. 84 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства Российской Федерации возникают в результате принятия федеральных законов и (или) нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации при осуществлении федеральными органами государственной власти полномочий по предметам ведения Российской Федерации и (или) полномочий по предметам совместного ведения, не отнесенным в соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Пунктом 1 ст. 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают, в том числе в результате принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, а также заключения субъектом Российской Федерации (от имени субъекта Российской Федерации) договоров (соглашений) при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам совместного ведения, указанных в п. 2 ст. 26.3 Закона N 184-ФЗ.
В силу подпункта 24 пункта 2 ст. 26.3 Закона N 184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания граждан семей, имеющих детей (в том числе многодетных семей, одиноких родителей).
Таким образом, вопросы социальной защищенности многодетных семей отнесены к предмету совместного ведения Российской Федерации и субъекта Российской Федерации, однако реализация указанных полномочий органами государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляется за счет средств самого субъекта Российской Федерации, в данном случае – адрес.
Бюджетное учреждение адрес "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг" (далее Учреждение) является некоммерческой организацией, созданной адресю для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий Министерства труда и социального развития адрес в сфере предоставления государственных и муниципальных услуг по принципу "одного окна", обеспечения реализации прав на меры социальной поддержки отдельных категорий граждан в соответствии с законодательством.
Учреждение является многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг, уполномоченным на заключение соглашений о взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, органами государстве иных внебюджетных фондов, органами исполнительной власти адрес, органами местного самоуправления адрес, а также на координацию и взаимодействие с иными многофункциональными центрами предоставления государственных и муниципальных услуг, находящимися на территории адрес, организациями, привлекаемыми к реализации функций многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг в соответствии с федеральным законодательством.
Согласно подпункту 16, 18 пункта 2.3.2. раздела II Цели, предмет и виды деятельности Учреждения Устава бюджетного учреждения адрес "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг", Учреждение осуществляет регистрацию многодетных семей, а также осуществляет выплаты пособий гражданам, имеющим детей, и беременным женщинам предусмотренных федеральным и областным законодательством.
<данные изъяты>. Филиал КУ адрес «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг адрес» отказал ФИО1 в регистрации многодетной семьи, в назначении ежемесячной денежной выплаты- ежемесячного пособия на ребенка ФИО9<данные изъяты> г.р., установленного «адрес от 04.07.2008г. №-ОЗ «адрес о социальной защите отдельных категории граждан», в связи с предоставлением документов, содержащих недостоверные сведения (недействительное свидетельство о рождении).
В законодательстве федерального уровня отсутствует определение понятия «многодетная семья».Согласно пункту 1 Указа Президента Российской Федерации от ....№ «О мерах по социальной поддержке многодетных семей» Правительствам республик в составе РФ, органам исполнительной власти краев, областей, автономных образований, адрес и Санкт- Петербурга поручено определить категории семей, которые относятся к многодетным и нуждаются в дополнительной социальной поддержке, с учетом национальных и культурных особенностей в социально- экономическом и демографическом развитии региона.
В соответствии с преамбулой адрес от .... N 1061-ОЗ "адрес о социальной защите отдельных категорий граждан" данный Кодекс принят в целях обеспечения реализации прав граждан, проживающих на территории адрес, на основе разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в области социальной защиты населения, создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие граждан, возможность широкого выбора гражданами предоставляемых социальных благ, снижение социального неравенства и предотвращение социального иждивенчества.
Согласно ст. 3 указанного Закона мера социальной поддержки - способ обеспечения граждан определенными материальными благами в денежной или натуральной форме либо преимущество (льгота) в получении таких материальных благ за счет средств областного бюджета.
В соответствии с п. 2 ст. адрес в сфере социальной защиты населения устанавливает меры социальной поддержки категорий граждан, не предусмотренные настоящим Кодексом, а также дополнительные меры социальной поддержки категорий граждан, предусмотренных настоящим Кодексом, и порядок предоставления таких мер социальной поддержки.
В силу ст. 40 указанного нормативно - правового акта при регистрации в составе многодетной семьи учитываются: супруги, имеющие трех и более детей из числа учитываемых в составе многодетной семьи, в том числе мачеха, отчим, супруг опекуна (попечителя); родитель (опекун, попечитель, приемный родитель), имеющий трех и более детей из числа учитываемых в составе многодетной семьи; дети в возрасте до восемнадцати лет, в том числе усыновленные (удочеренные), принятые под опеку (попечительство), на воспитание в приемную семью и совместно проживающие с лицами, указанными в подпунктах 1, 2 настоящего пункта, или с одним из них; дети старше восемнадцати лет, в том числе находившиеся на попечении (воспитании в приемной семье) до восемнадцатилетнего возраста, обучающиеся в общеобразовательных организациях, профессиональных образовательных организациях, образовательных организациях высшего образования по очной форме обучения до окончания ими обучения, но не более чем до достижения ими возраста двадцати трех лет.
Документом, подтверждающим право на меры социальной поддержки многодетным семьям, является удостоверение многодетной семьи установленного образца, форма, порядок выдачи и замены которого утверждаются органом исполнительной власти адрес в сфере социальной защиты населения (п. 5 ст. адрес).
Согласно ст. 55 Кодекса право на ежемесячное пособие на ребенка имеет один из родителей (опекунов, попечителей) на каждого рожденного, усыновленного (удочеренного), принятого под опеку (попечительство) совместно проживающего с ним ребенка до достижения им возраста шестнадцати лет (на обучающегося в общеобразовательной организации - до окончания им обучения, но не более чем до достижения им возраста восемнадцати лет) в семьях со средним доходом на одного члена семьи ниже величины прожиточного минимума для населения адрес в расчете на душу населения.
Административный регламент предоставления государственной услуги «Регистрация многодетной семьи (учет в составе многодетной семьи) для получения мер социальной поддержки» утвержденного приказом №-п от 29.01.2014г. Минтруда и соц.развития адрес Подраздел 10. содержит исчерпывающий перечень оснований для приостановления или отказа в предоставлении государственной услуги. Основаниями для отказа в предоставлении государственной услуги являются:1) отсутствие обстоятельств, являющихся основаниями для получения мер социальной поддержки в соответствии с адрес о социальной защите отдельных категорий граждан;2) представления лицами, обратившимися за регистрацией многодетной семьи (лицом, обратившимся за учетом в составе многодетной семьи), документов, содержащих недостоверные сведения, имеющие значение для регистрации многодетной семьи (учета в составе многодетной семьи)( п. 25).
<данные изъяты> истец обратилась с заявлением о регистрации многодетной семьи и назначении ежемесячных выплат, предоставив необходимые документы в том числе, в отношении дочери ФИО2<данные изъяты>), учащейся в БОУ <данные изъяты> на 1 курсе очной формы с <данные изъяты>., срок окончания обучения <данные изъяты>., что подтверждается справкой от <данные изъяты>
<данные изъяты>. ответчиком принято решение об отказе в регистрации многодетной семьи, назначении ежемесячной денежной выплаты, ежемесячного пособия на ребенка, в связи с предоставлением документов, содержащих недостоверные сведения (недействительное свидетельство о рождении). При этом недостоверность сведений, по мнению, ответчика заключается в невнесении в актовую запись о рождении ФИО9 Л-А.С. сведений об отце ФИО8, отцовство которого было установлено решением Ленинского районного суда адрес<данные изъяты>
Вместе с тем, на момент обращения к ответчику <данные изъяты>. истец имела троих детей, находящихся на ее иждивении и воспитываемых ею, двое из них несовершеннолетних, одного ребенка достигшего возраста <данные изъяты> лет и обучающегося в профессиональном образовательном учреждении, что свидетельствует о статусе семьи как многодетной.
То обстоятельство, что истица представила свидетельство о рождении ребенка ФИО9<данные изъяты> в котором отец не указан, не влияет на статус многодетности в связи с чем, у ответчика оснований для отказа в присвоения статуса многодетной семьи, назначении мер социальной поддержки, выдачи удостоверения, дающего право на получение мер социальной поддержки не имелось.
В данной связи, заявленные истцом требования в части признания права на присвоение семье статуса многодетной с даты обращения <данные изъяты>. (дата выдачи удостоверения) суд находит подлежащими удовлетворению.
адрес предусмотрен ряд мер социальной поддержки многодетных семей, к которым относятся:
- право на ежемесячную денежную выплату, предоставляемую многодетным семьям независимо от получения ежемесячных денежных выплат членами многодетной семьи по иным основаниям;
- право на ежемесячное пособие в рассматриваемом случае в размере <данные изъяты> руб. на каждого ребенка в возрасте до <данные изъяты> лет, (обучающегося до <данные изъяты> лет) ( ст. 41, ст. адрес О социальной защите отдельных категорий граждан);
При этом п. 3 ст. 55 Кодекса установлена продолжительность выплаты пособия на ребенка - составляет два года с месяца обращения за указанным пособием, по истечении которых выплата указанного пособия прекращается. Гражданам, имеющим право на пособие на ребенка, оно назначается вновь и выплачивается за истекшее время, но не более чем за шесть месяцев до месяца, в котором подано заявление о назначении этого пособия со всеми необходимыми документами.
- право бесплатного проезда граждан, указанных в пункте 1 настоящего постановления, всеми видами пассажирского транспорта общего пользования, осуществляющего регулярные перевозки с посадкой и высадкой пассажиров только в установленных остановочных пунктах по маршруту регулярных перевозок в городском сообщении в пределах территории адрес. ( п.п.19 п.1 Постановление адрес от 25.12.2009г. №-п)
При этом в соответствии с п.п. 3 и 4 "Порядка предоставления мер социальной поддержки по проезду отдельным категориям граждан, проживающих на территории адрес", данная мера предоставляется в форме электронной транспортной карты - именной электронная микропроцессорная карта, которая является материальным носителем персональных данных держателя электронной транспортной карты, данных о его принадлежности к определенной категории граждан, которой в соответствии с областным законодательством предоставляется мера социальной поддержки. Электронная транспортная карта используется в целях реализации права на меры социальной поддержки только гражданином, которому она выдана (пункт 14 Порядка).
Отказ ответчика <данные изъяты>. в установлении семьи ФИО1 статуса многодетной, повлек лишение семьи истца на получение указанных выше льгот, в связи с чем, права истца могут быть восстановлены путем признания права на предоставление ( получение ) мер социальной поддержки многодетных семей предусмотренных областным законодательством за предыдущий период с <данные изъяты>., в виде соответствующих денежных выплат, подлежащих исчислению ответчиком в установленном законом порядке.
В соответствии со ст. 151 ГК РФ требования о компенсации морального вреда не основаны на законе, в связи с чем, удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Признать право на присвоение семьи ФИО4 статуса многодетная семья и предоставление мер социальной поддержки для многодетной семьи с <данные изъяты><данные изъяты>., предусмотренные областным законодательством, обязав Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг произвести соответствующие выплаты.
В остальной части иска - отказать.
Решение может быть обжаловано в Омский областной суд в течение одного месяца со дня принятия в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы в Советский районный суд адрес.
Мотивированное решение <данные изъяты>.
Судья: подпись
Копия верна
Судья