ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-4332/10 от 16.11.2010 Братского городского суда (Иркутская область)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

16 ноября 2010 года Братский городской суд Иркутской области в составе:

председательствующего судьи Гусаровой Л.В.,

при секретаре Елышевой Л.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-4332/2010 по заявлению в порядке ст. 45 ГПК РФ Прокурор Братской транспортной прокуратуры в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Заводовскому О.М. о запрещении деятельности по эксплуатации теплохода ... до устранения нарушения требований законодательства, регламентирующего безопасность судоходства по внутренним водным путям,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Братской транспортной прокуратуры обратился в Братский городской суд с заявлением в порядке ст. 45 ГПК РФ в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Заводовскому О.М. о запрещении деятельности по эксплуатации теплохода «... до устранения нарушения требований законодательства, регламентирующего безопасность судоходства по внутренним водным путям.

В обоснование требований указал, что Братской транспортной прокуратурой проведена проверка по факту незаконной эксплуатации теплохода ...

В ходе проверки установлено, что буксирный теплоход ..., владельцем которого является Заводовский О.М., что подтверждается договором купли-продажи от 02.06.2003г., эксплуатируется с нарушением требований законодательства о безопасности судоходства.

В соответствии со ст. 34 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ (КВВТ РФ) судовладелец обязан обеспечить безопасность судоходства, безопасную практику эксплуатации судов, включающую в себя обеспечение безопасности плавания судов и находящихся на них людей, сохранность судов и других плавучих объектов. Кроме того, судовладелец обязан подготовить судно к плаванию. Судно считается годным к плаванию, если отвечает требованиям Правил Российского Речного Регистра (ПРРР), о постройке, ремонте и об эксплуатации судов, Правилам технической эксплуатации речного транспорта (ПТЭ) и т.п.

В соответствии с п.4.1.2 ПТЭ - суда должны эксплуатироваться в соответствии с действующими правилами, инструкциями по использованию, обслуживанию и ремонту и содержаться в состоянии, обеспечивающем надежную и экономическую работу, безопасность плавания. Согласно п. 5 Правил плавания по внутренним водным путям, утвержденных приказом Минтранса РФ от 14.10.2002 г. № 129 (ред. от 31.03.2003 г.) (далее - Правила плавания) к плаванию по внутренним водным путям Российской Федерации допускаются суда, зарегистрированные в установленном порядке в Государственном судовом реестре Российской Федерации, реестре арендованных иностранных судов или судовой книге.

Так, при осмотре 05.08.2010г. на 135 км. р.Ангара государственным инспектором ОС и ПН ВС УГРН Ространснадзора ВВВ в пути следования теплохода ... (капитан ШШШ) было установлено, что в нарушение ст. 14 ч.1 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ (далее- КВВТ РФ), п.24 «Правил плавания на внутренних водных путях» на теплоходе отсутствовали судовые документы: свидетельство о праве собственности на судно, свидетельство о праве плавания судна под Государственным флагом РФ, свидетельство о годности судна к плаванию с указанием его класса или классификационным свидетельством, список членов экипажа судна (судовая роль), судовой журнал, судовое санитарное свидетельство, свидетельство о предотвращении загрязнения с судна нефтью, лицензия судовой радиостанции.

Свидетельство о годности судна к плаванию, выдаваемое Российским Речным Регистром (далее по тексту - РРР) подтверждает выполнение требований Правил РРР, т.е. исправное техническое состояние судна. В соответствии с п.6.2 Положения «О классификации судов внутреннего и смешанного плавания» документы Речного Регистра выдаются на основании положительных результатов освидетельствования объекта. В соответствии с п. 1.3. указанного Положения целью классификационной деятельности Речного Регистра является обеспечение технической безопасности плавания судов в соответствии с их назначением, охрана жизни и здоровья пассажиров и судовых экипажей.

Согласно п.4.1.5. Правил технической эксплуатации речного транспорта, утв. Министерством Речного Флота РСФСР, с изм. от 29.04.1999г.- вводимые в эксплуатацию суда должны находиться в исправном техническом состоянии, подтверждаемом документами освидетельствования представителями инспекцией Регистра. Данное судно в эксплуатацию не вводилось. Речному Регистру не предъявлялось, техническое состояние судна не определено. По результатам осмотра 05.08.2010г. состояние теплохода ... в соответствии с предъявляемыми требованиями признано негодным к эксплуатации, выдан акт о запрещении движения судна до устранения выявленных нарушений. Кроме того, в нарушение ст. 16, ст. 19 КВВТ судно не зарегистрировано в установленном порядке.

Указанные нарушения в области внутреннего водного транспорта создают условия, способствующие возникновению транспортного происшествия с судами при их эксплуатации, возможность столкновения с другими судами, повлечь тяжкие телесные повреждения или гибель людей, в результате чего ставится под угрозу жизнь и здоровье неопределенного круга лиц, а также причинения им имущественного вреда.

Внутренний водный транспорт относится к источнику повышенной опасности. Согласно п. 17 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 28.04.1994г. №3 под источником повышенной опасности признается любая деятельность, осуществление которой создает повышенную опасность причинения вреда из-за невозможности полного контроля за ней со стороны человека. Не выполняя требования о безопасности судоходства, ответчик нарушает законное право граждан на защиту их жизни, здоровья и имущества.

Из конституционного принципа признания человека в качестве высшей ценности (ст.2) вытекает ряд обязанностей государства: признание прав и свобод человека и гражданина, их соблюдение и защита. Конституция РФ ( ст. ст. 45,46) гарантирует государственную и судебную защиту прав и свобод каждому гражданину в РФ.

В соответствии со ст. 150 ГК РФ жизнь, здоровье и другие нематериальные блага подлежат защите в судебном порядке.

Согласно ст. 1065 п. 1 ГК РФ опасность причинения вреда в будущем может быть основанием для иска о запрещении деятельности, создающей такую опасность.

В целях предупреждения причинения вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц в будущем вследствие несоблюдения правил безопасности судоходства, а также в связи с необходимостью защиты их прав и интересов, прокурор в соответствии с ч.1 ст.45 ГК РФ и ст. 1065 ГК РФ вправе обратиться в суд с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц о запрещении деятельности, в том числе в области безопасности судоходства, создающей опасность причинения вреда.

Просит запретитьдеятельность по эксплуатации теплохода ...Заводовскому О.М. до устранения нарушений требований законодательства, регламентирующего безопасность судоходства по внутренним водным путям, а именно до осуществления регистрации судна в порядке ст. 16, ст. 19 КВВТ РФ и укомплектования его судовыми документами в соответствии со ст. 14 Ч.1 КВВТ РФ: свидетельство о праве собственности на судно, свидетельство о праве плавания судна под Государственным флагом РФ, свидетельство о годности судна к плаванию с указанием его класса или классификационным свидетельством, список членов экипажа судна (судовая роль), судовой журнал, судовое санитарное свидетельство, свидетельство о предотвращении загрязнения с судна нефтью, лицензия судовой радиостанции.

В судебном заседании Прокурор Братской транспортной прокуратуры поддержал заявленные требования в полном объеме по доводам, изложенным в исковом заявлении, просит запретитьдеятельность по эксплуатации теплохода ...Заводовскому О.М. до устранения нарушений требований законодательства, регламентирующего безопасность судоходства по внутренним водным путям, а именно до осуществления регистрации судна в порядке ст. 16, ст. 19 КВВТ РФ и укомплектования его судовыми документами в соответствии со ст. 14 Ч.1 КВВТ РФ: свидетельство о праве собственности на судно, свидетельство о праве плавания судна под Государственным флагом РФ, свидетельство о годности судна к плаванию с указанием его класса или классификационным свидетельством, список членов экипажа судна (судовая роль), судовой журнал, судовое санитарное свидетельство, свидетельство о предотвращении загрязнения с судна нефтью, лицензия судовой радиостанции.

Ответчик Заводовский О.М. в судебное заседание не явился, будучи надлежаще извещен о дате, времени и месте его проведения, представил заявление в котором просит рассматривать дело в его отсутствие.

Представитель третьего лица - Восточно-Сибирского управления Государственного речного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта - Муталапов В.Х., действующий на основании доверенности № 34 от 09.11.2010 года в судебном заседании требования прокурора поддержал, иск просил удовлетворить.

Изучив все материалы дела, в том числе предмет и основание заявленного иска, исследовав и оценив все представленные по делу доказательства, заслушав в судебном заседании помощника прокурора Братской транспортной прокуратуры Соколову А.В., которая полностью поддержала и изложила свою позицию по делу, выслушав представителя третьего лица, поддержавшего заявленные требования, суд пришел к следующему.

Из конституционного принципа признания человека в качестве высшей ценности (ст.2) вытекает ряд обязанностей государства: признание прав и свобод человека и гражданина, их соблюдение и защита. Конституция РФ (ст.ст. 45,46) гарантирует государственную и судебную защиту прав и свобод каждому гражданину в РФ.

В соответствии со ст. 150 ГК РФ жизнь, здоровье и другие нематериальные блага подлежат защите в судебном порядке.

Согласно ст. 1065 п. 1 ГК РФ опасность причинения вреда в будущем может быть основанием для иска о запрещении деятельности, создающей такую опасность.

В соответствии со ст. 34 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ (КВВТ РФ) судовладелец обязан обеспечить безопасность судоходства, безопасную практику эксплуатации судов, включающую в себя обеспечение безопасности плавания судов и находящихся на них людей, сохранность судов и других плавучих объектов. Кроме того, судовладелец обязан подготовить судно к плаванию. Судно считается годным к плаванию, если отвечает требованиям Правил Российского Речного Регистра (ПРРР), о постройке, ремонте и об эксплуатации судов, Правилам технической эксплуатации речного транспорта (ПТЭ) и т.п.

В соответствии с п.4.1.2 ПТЭ - суда должны эксплуатироваться в соответствии с действующими правилами, инструкциями по использованию, обслуживанию и ремонту и содержаться в состоянии, обеспечивающем надежную и экономическую работу, безопасность плавания.

Согласно п. 5 Правил плавания по внутренним водным путям, утвержденных приказом Минтранса РФ от 14.10.2002 г. № 129 (ред. от 31.03.2003 г.) к плаванию по внутренним водным путям Российской Федерации допускаются суда, зарегистрированные в установленном порядке в Государственном судовом реестре Российской Федерации, реестре арендованных иностранных судов или судовой книге.

Согласно п.4.1.5. Правил технической эксплуатации речного транспорта, утв. Министерством Речного Флота РСФСР, с изм. от 29.04.1999г.- вводимые в эксплуатацию суда должны находиться в исправном техническом состоянии, подтверждаемом документами освидетельствования представителями инспекцией Регистра.

Из судового свидетельства № ВСЧ-3-38 от 20.12.1999 года, письма Восточно-Сибирского бассейнового управления государственного надзора на внутреннем транспорте № ВСБ-3-5/06-64 от 08.09.2006 года, договора купли-продажи буксирного теплохода от 02.06.2003 года, суд установил, что буксирный теплоход ..., принадлежащий ААА на основании классификационного свидетельства от 16.06.2000 года, выданного Восточно-Сибирской инспекцией Российского Речного Регистра и свидетельства о годности к плаванию от 16.06.2000 года, выданного Восточно-Сибирской инспекцией Российского Речного Регистра, был продан по договору купли-продажи от 02.06.2003 года Заводовскому О.М., однако при регистрации теплохода в Восточно-Сибирском бассейновом управлении государственного надзора на внутреннем транспорте было установлено, что указанный теплоход принадлежит на праве собственности ЗАО «Сиблеспроект» и на него 08.10.1996 года выдано судовое свидетельство ..., в связи с чем, в регистрации теплохода Заводовскому О.М. было отказано.

Из акта № 2/3-23 осмотра самоходного судна от 05.08.2010 года, акта № 3 запрещения (приостановления) движения судна от 05.08.2010 года, протокола № 000174 об административном правонарушении от 17.08.2010 года, составленным ВС УГРН Ространснадзора, объяснения Заводовского О.М., суд установил, что 05.08.2010г. на 135 км.р.Ангара в пути следования государственным инспектором ОС и ИН ВС УГРН Ространснадзора был осмотрен теплоход ..., капитан ШШШ. В нарушение ст. 14 КВВТ РФ на теплоходе отсутствовали судовые документы: свидетельство о праве собственности на судно, свидетельство о праве плавания судна под Государственным флагом РФ, свидетельство о годности судна к плаванию с указанием его класса или классификационным свидетельством, список членов экипажа судна (судовая роль), судовой журнал, судовое санитарное свидетельство, свидетельство о предотвращении загрязнения с судна нефтью, лицензия судовой радиостанции.

Как показала проверка, владельцем судна является Заводовский О.М. Буксирный теплоход ..., регистровый номер ..., автор и номер проекта ЦПКБ -1, пр.433, год постройки ..., мощность главных двигателей ... кВт. был приобретен им 02.06.2003г. у ААА, договор купли-продажи от 02.06.2003г. В нарушение ст. 16, ст. 19 КВВТ судно не зарегистрировано в установленном порядке.

Из объяснения Заводовского О.М. следует, что в сентябре 2006г. В-С БУГН на ВВТ ему было отказано в государственной регистрации права собственности на теплоход ... в виду отсутствия документов, свидетельствующие о приобретении судна ААА. Из документа В-С БУГН на ВВТ от 08.09.2006г. следует, что в виде не предоставления Заводовским О.М. документов, свидетельствующих о приобретении ААА теплохода ... ему было предложено до 22.09.2006г. предоставить, дополнительные документы, в противном случае будет отказано в регистрации права собственности на указанное судно.

Также, из объяснения Заводовского О.М. следует, что теплоход приобретал для личного пользования, однако в некоторых случаях использует его в производственных целях. Так, в связи с производственной необходимостью, 03.08.2010г. направил теплоход в рейс в пос.Свирск без документов, предусмотренных ст. 14 КВВТ РФ.

Заводовский О.М. был признан виновным в совершении административного правонарушения, на него было наложено административное наказание в виде штрафа в размере ... рублей.

Анализируя представленные в судебное заседание доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 2 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации законодательство в области внутреннего водного транспорта Российской Федерации состоит из Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, настоящего Кодекса, иных федеральных законов. Отношения, связанные с деятельностью на внутреннем водном транспорте Российской Федерации, регулируются также соответствующими нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации и издаваемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, которые не должны противоречить Кодексу и иным федеральным законам.

Согласно пункту 1 статьи 34 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации судовладелец осуществляет обеспечение безопасности судоходства. Он обязан обеспечить безопасную практику эксплуатации судов. При этом в соответствии со статьей 3 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации судовладелец - юридическое или физическое лицо эксплуатирует судно от своего имени, независимо от того, является ли оно собственником судна или использует его на ином законном основании.

Из части 2 статьи 34 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ следует, что судовладелец осуществляет обеспечение безопасности судоходства, а также обязан обеспечить безопасную практику эксплуатацию судов.

Установлено, что буксирный теплоход ..., владельцем которого является Заводовский О.М., что подтверждается договором купли-продажи от 02.06.2003г., эксплуатируется с нарушением требований законодательства о безопасности судоходства.

В соответствии с п.4.1.2 ПТЭ - суда должны эксплуатироваться в соответствии с действующими правилами, инструкциями по использованию, обслуживанию и ремонту и содержаться в состоянии, обеспечивающем надежную и экономическую работу, безопасность плавания. Согласно п. 5 Правил плавания по внутренним водным путям, утвержденных приказом Минтранса РФ от 14.10.2002 г. № 129 (ред. от 31.03.2003 г.) к плаванию по внутренним водным путям Российской Федерации допускаются суда, зарегистрированные в установленном порядке в Государственном судовом реестре Российской Федерации, реестре арендованных иностранных судов или судовой книге.

при осмотре 05.08.2010г. на 135 км. р.Ангара государственным инспектором ОС и ПН ВС УГРН Ространснадзора ВВВ в пути следования теплохода ... (капитан ШШШ) было установлено, что в нарушение ст. 14 ч.1 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ (далее- КВВТ РФ), п.24 «Правил плавания на внутренних водных путях» на теплоходе отсутствовали судовые документы: свидетельство о праве собственности на судно, свидетельство о праве плавания судна под Государственным флагом РФ, свидетельство о годности судна к плаванию с указанием его класса или классификационным свидетельством, список членов экипажа судна (судовая роль), судовой журнал, судовое санитарное свидетельство, свидетельство о предотвращении загрязнения с судна нефтью, лицензия судовой радиостанции.

Свидетельство о годности судна к плаванию, выдаваемое Российским Речным Регистром (далее по тексту - РРР) подтверждает выполнение требований Правил РРР, т.е. исправное техническое состояние судна. В соответствии с п.6.2 Положения «О классификации судов внутреннего и смешанного плавания» документы Речного Регистра выдаются на основании положительных результатов освидетельствования объекта. В соответствии с п. 1.3. указанного Положения целью классификационной деятельности Речного Регистра является обеспечение технической безопасности плавания судов в соответствии с их назначением, охрана жизни и здоровья пассажиров и судовых экипажей.

Согласно п.4.1.5. Правил технической эксплуатации речного транспорта, утв. Министерством Речного Флота РСФСР, с изм. от 29.04.1999г.- вводимые в эксплуатацию суда должны находиться в исправном техническом состоянии, подтверждаемом документами освидетельствования представителями инспекцией Регистра. Данное судно в эксплуатацию не вводилось. Речному Регистру не предъявлялось, техническое состояние судна не определено. По результатам осмотра 05.08.2010г. состояние теплохода ... в соответствии с предъявляемыми требованиями признано негодным к эксплуатации, выдан акт о запрещении движения судна до устранения выявленных нарушений.

Из конституционного принципа признания человека в качестве высшей ценности (ст.2) вытекает ряд обязанностей государства: признание прав и свобод человека и гражданина, их соблюдение и защита. Конституция РФ (ст.ст. 45,46) гарантирует государственную и судебную защиту прав и свобод каждому гражданину в РФ.

В соответствии со ст. 150 ГК РФ жизнь, здоровье и другие нематериальные блага подлежат защите в судебном порядке.

Согласно ст. 1065 п. 1 ГК РФ опасность причинения вреда в будущем может быть основанием для иска о запрещении деятельности, создающей такую опасность.

На основании изложенного, суд приходит к выводу, что требования Братского транспортного прокурора о запрещениидеятельности по эксплуатации теплохода ...Заводовскому О.М. до устранения нарушений требований законодательства, регламентирующего безопасность судоходства по внутренним водным путям, а именно до осуществления регистрации судна в порядке ст. 16, ст. 19 КВВТ РФ и укомплектования его судовыми документами в соответствии со ст. 14 Ч.1 КВВТ РФ: свидетельство о праве собственности на судно, свидетельство о праве плавания судна под Государственным флагом РФ, свидетельство о годности судна к плаванию с указанием его класса или классификационным свидетельством, список членов экипажа судна (судовая роль), судовой журнал, судовое санитарное свидетельство, свидетельство о предотвращении загрязнения с судна нефтью, лицензия судовой радиостанции, законны, обоснованны и подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Заявление Прокурора Братской транспортной прокуратуры в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц - удовлетворить.

Запретить Заводовскому О.М. деятельность по эксплуатации теплохода ... до устранения нарушений требований законодательства, регламентирующего безопасность судоходства по внутренним водным путям, а именно до осуществления регистрации судна в порядке ст. 16, ст. 19 КВВТ РФ и укомплектования его судовыми документами в соответствии со ст. 14 Ч.1 КВВТ РФ: свидетельство о праве собственности на судно, свидетельство о праве плавания судна под Государственным флагом РФ, свидетельство о годности судна к плаванию с указанием его класса или классификационным свидетельством, список членов экипажа судна (судовая роль), судовой журнал, судовое санитарное свидетельство, свидетельство о предотвращении загрязнения с судна нефтью, лицензия судовой радиостанции.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Братский городской суд в течение десяти дней с момента изготовления мотивированного решения суда.

Судья: Л. В. Гусарова

Вступило в законную силу с 06.12.2010 г.