Гражданское дело № 2-4332/2016
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Красноярск 8 июня 2016 г.
Центральный районный суд г. Красноярска в составе:
председательствующего судьи Ковалевой Т.В.,
при секретаре Серковой М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1, действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетних детей ФИО2, ФИО3, ФИО4, к Департаменту муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратилась в суд с исковым заявлением в своих интересах и интересах несовершеннолетних детей ФИО2, ФИО3, ФИО4, в котором просила признать незаконным отказ ДМИЗО администрации <адрес> в предоставлении земельного участка, а также обязать ответчика предоставить ей, как многодетной матери, в собственность земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, согласно прилагаемой схеме.
Требования мотивировала тем, что ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в ДМИЗО администрации г. Красноярска с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, в чем ей было отказано в связи с тем, что испрашиваемый земельный участок расположен за границами квартала на территории общего пользования; ДД.ММ.ГГГГ она повторно обратилась в Департамент с заявлением о предоставлении в собственность указанного выше земельного участка; ДД.ММ.ГГГГ Департаментом также было отказано в предоставлении испрашиваемого участка, поскольку в соответствии с Генпланом г. Красноярска, утвержденным ДД.ММ.ГГГГ, он расположен в рекреационной зоне. Полагает отказ незаконным, нарушающим ее права и права ее несовершеннолетних детей, т.к. согласно сведениям из ИСОГД от ДД.ММ.ГГГГ и Правилам землепользования и застройки г. Красноярска, утвержденными ДД.ММ.ГГГГ испрашиваемый земельный участок расположен в зоне Ж-1.
В судебное заседание истец ФИО1, извещенная надлежащим образом, не явилась, ее представитель ФИО5 (доверенность от ДД.ММ.ГГГГ) заявленные требования поддержала по основаниям, изложенным в иске. Дополнительно пояснила, что предметом обжалования является отказы ДМИЗО администрации г. Красноярска на ее обращения от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ.
В судебное заседание ответчик - ДМИЗО администрации г. Красноярска не явился, о времени и месте его рассмотрения извещен надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомлял, об отложении процесса не просил. Направил возражения, в которых просил отказать в удовлетворении требования в связи с тем, что испрашиваемый земельный участок расположен в двух территориальных зонах ИТ и Ж-1, за границами квартала на территории общего пользования; в соответствии с п. 12 ст. 85 ЗК РФ земельные участки общего пользования могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
В силу ст. 167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, извещенных о судебном заседании надлежащим образом и не просивших об отложении судебного заседания.
В ходе судебного разбирательства установлено, что ФИО1, являющаяся многодетной матерью (что подтверждается копиями свидетельств о рождении детей и копией домовой книги), состоит на учете в Книге учета многодетных граждан с ДД.ММ.ГГГГ; ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в ДМИЗО с заявлением о предоставлении в собственность под ИЖС земельного участка площадью № кв.м, расположенного в <адрес>, согласно прилагаемой схеме.
По результатам рассмотрения данного заявления Департаментом в январе ДД.ММ.ГГГГ года было отказано истцу в предоставлении испрашиваемого земельного участка со ссылкой на то, что часть земельного участка расположена за границами квартала на территории общего пользования.
ДД.ММ.ГГГГ истец повторно обратилась в ДМИЗО администрации г. Красноярска с заявлением о предоставлении в собственность под ИЖС ранее испрашиваемого земельного участка площадью 1000 кв.м, расположенного в <адрес>, согласно прилагаемой схеме.
По результатам рассмотрения данного заявления Департаментом принято решение от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в предоставлении испрашиваемого участка, поскольку согласно сведениям ИСОГД испрашиваемый участок расположен в зоне рекреационного назначения.
Дав оценку указанным решениям, суд находит приведенные в них основания отказа не соответствующими требованиям действующего законодательства, нарушающими права и законные интересы истца.
Так, согласно ч. 2 ст. 14 Закона Красноярского края от 04.12.2008 № 7-2542 «О регулировании земельных отношений в Красноярском крае» многодетные граждане, зарегистрированные по месту жительства на территории Красноярского края, имеют право на однократное бесплатное получение без торгов и предварительного согласования мест размещения объектов в собственность земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для одной из следующих целей по своему выбору: ведение садоводства, огородничества, дачного строительства, животноводства, индивидуального жилищного строительства, личного подсобного хозяйства.
Порядок бесплатного предоставления в собственность многодетным гражданам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, устанавливается главой 3.1 настоящего Закона.
Согласно ч. 1 ст. 29.1 Закона Красноярского края от 04.12.2008 многодетные граждане, заинтересованные в предоставлении земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для.. . индивидуального жилищного строительства в собственность бесплатно, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на распоряжение соответствующими земельными участками…
В заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, а в случае, если испрашивается земельный участок, поставленный на государственный кадастровый учет, или земельный участок, который может быть образован путем раздела земельного участка, поставленного на государственный кадастровый учет, - кадастровый номер этого земельного участка (ч. 2 ст. 29.1).
В соответствии с п. 1 ст. 29.4 указанного Закона края при поступлении заявления о предоставлении земельного участка с указанием его местоположения, но без указания его кадастрового номера, если в указанном в заявлении месте может быть образован только один земельный участок, орган местного самоуправления муниципального района или городского округа с учетом зонирования территорий и установленных законодательством требований к образованию земельных участков в месячный срок со дня поступления заявления утверждает схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории (далее - схема).
В случае если в месячный срок со дня поступления заявления иные заявления о предоставлении земельного участка в указанном месте от многодетных граждан не поступили, в течение 15 дней со дня утверждения схема направляется заявителю. При поступлении иных заявлений о предоставлении в указанном месте земельного участка схема направляется заявителю, поставленному на очередь на предоставление земельного участка ранее иных заявителей.
Заявитель, получивший решение об утверждении схемы, обеспечивает за свой счет выполнение кадастровых работ по образованию земельного участка на основании решения об утверждении схемы и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости" (п. 3).
Орган местного самоуправления, указанный в пункте 1 статьи 29.1 настоящего Закона, в месячный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность бесплатно заявителю (п. 4).
Основания отказа в предоставлении земельного участка предусмотрены ч. 2 ст. 29.6 данного Закона края, в том числе, если:
а) поставленный на государственный кадастровый учет земельный участок, который испрашивается заявителем или из которого может быть образован испрашиваемый заявителем земельный участок, в соответствии с категорией земель или видом разрешенного использования не может быть использован для цели, указанной в заявлении…
Согласно ч. 12 ст. 85 ЗК РФ земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
Исходя из ст. 1 ГрК РФ красные линии - линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (далее - линейные объекты) (п. 11);
территории общего пользования - территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары) (п. 12).
Вместе с тем, согласно ч. 1 ст. 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Решением Красноярского городского Совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ № В-122 утверждены Правила землепользования и застройки городского округа <адрес>, которыми утвержден градостроительный регламент в отношении земельных участков, расположенных в пределах городского округа <адрес>.
Исходя из под. 4 п. 2 ст. 1 Правил градостроительный регламент - устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Согласно ст. 3 указанных Правил градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства (п. 1).
В градостроительном регламенте в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны, указываются:
1) виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства;
2) предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства;
3) ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 2).
Действие градостроительного регламента, установленного настоящими Правилами, распространяется в равной мере на все земельные участки и объекты капитального строительства, расположенные в пределах границ соответствующей территориальной зоны, обозначенной на карте градостроительного зонирования территории города Красноярска (п. 4).
Градостроительный регламент устанавливается с учетом:
1) фактического использования земельных участков и объектов капитального строительства в границах территориальной зоны;
2) возможности сочетания в пределах одной территориальной зоны различных видов существующего и планируемого использования земельных участков и объектов капитального строительства;
3) функциональных зон и характеристик их планируемого развития, определенных документами территориального планирования города Красноярска;
4) видов территориальных зон… (п. 3).
Согласно ст. 4 Правил применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства (п. 2).
Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов (п. 4).
Из приведенных положений нормативно-правовых актов следует, что виды разрешенного использования земельного участка, а также предельные ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства устанавливаются непосредственно указанными Правилами.
Из представленной Департаментом градостроительства администрации г. Красноярска по запросу суда выписки из ИСОГД от ДД.ММ.ГГГГ на земельный участок общей площадью № кв.м (в пределах которого истцом согласно приложенной схеме испрашивается земельный участок площадью № кв.м) следует, что испрашиваемый земельный участок в соответствии с Генпланом городского округа город Красноярск от ДД.ММ.ГГГГ расположен в функциональной зоне – зоне застройки ИЖС, зоне территорий общего пользования в границах коридоров красных линий, иные озелененные территории; в соответствии же с Правилами землепользования и застройки городского округа город Красноярск от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок расположен в территориальной зоне автомобильного транспорта (ИТ) и зоне застройки ИЖС (Ж-1) с наложением зон с особыми условиями использования территории (охранная зона инженерных сетей – водопровода); проект планировки жилого района «Покровский» не утвержден.
Между тем, исходя из представленной схемы расположения земельного участка на Основной карте градостроительного зонирования, следует, что испрашиваемый земельный участок может быть размещен в границах территориальной зоны Ж-1.
При этом суд находит, что расположение участка в функциональной зоне «Иные озелененные территории» само по себе не является основанием для отказа в представлении участка, поскольку допустимость использования земельного участка в соответствии с его назначением определяется градостроительным регламентом, установленным Правилами землепользования и застройки, в соответствии с которыми участок расположен непосредственно в зоне Ж-1, при этом территории общего пользования в составе проекта планировки жилого района не утверждены, а в соответствии с утвержденным постановлением администрации города № от ДД.ММ.ГГГГ Проектом планировки улично-дорожной сети и территорий общего пользования участок расположен в границах красных линий.
Таким образом, доводы ответчика о том, что участок расположен в двух территориальных зонах, в том числе зоне рекреационного назначения, за границами красных линий, не соответствует представленной Департаментом градостроительства администрации г. Красноярска информации, содержащейся в ИСОГД.
При таких обстоятельствах, решения ДМИЗО об отказе в представлении истцу, как многодетному гражданину, испрашиваемого земельного участка в собственность являются незаконными, нарушающими права истца и его несовершеннолетних детей.
Вместе с тем, принимая во внимание, что испрашиваемый земельный участок не сформирован, то вопрос о его предоставлении истцу в собственность подлежит разрешению в рамках процедуры, прямо предусмотренной положениями ст. 29.4 Закона Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ№ «О регулировании земельных отношений в Красноярском крае», а именно, при утверждении схемы расположения земельного участка - с учетом анализа наличия либо отсутствия заявлений относительно данного участка от иных многодетных граждан, и принятия решения о предоставлении земельного участка в собственность после постановки его на кадастровый учет.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать решения Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска об отказе ФИО1, действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетних детей ФИО2, ФИО3, ФИО4, в предоставлении земельного участка - незаконными.
Обязать Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска рассмотреть в течение месяца со дня вступления решения в законную силу заявление ФИО1 о предоставлении в собственность земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> согласно приложенной к заявлению схеме, для индивидуального жилищного строительства в порядке, предусмотренном положениями ст. 29.4 Закона Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ№ «О регулировании земельных отношений в Красноярском крае».
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца с момента изготовления в окончательной форме в Судебную коллегию по гражданским делам Красноярского краевого суда через Центральный районный суд города Красноярска.
Председательствующий: подпись
Копия верна:
Судья Т.В. Ковалева