ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-4333/16 от 23.12.2016 Ленинскогого районного суда г. Махачкалы (Республика Дагестан)

Дело №2-4333/16

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

23 декабря 2016 г. г. Махачкала

Ленинский районный суд г. Махачкалы в составе

председательствующего Магомедрасулова Б.М.,

при секретаре Алибековой Г.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Публичного акционерного общества «Сбербанк России» в лице Юго-Западного банка ПАО Сбербанк об оспаривании предписания Государственной инспекции труда в Республике Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ-ПВ/21/86/3.,

установил:

Публичное акционерное общество «Сбербанк России» в лице Юго-Западного банка ПАО Сбербанк обратилось с иском к Государственной инспекции труда в Республике Дагестан (далее – ГИТ в РД) о признании незаконным и отмене Предписания ГИТ РД от 08.11.2016г. -ПВ/21/86/3, указав в обоснование, что На основании распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ-ПВ/21/86/1 в отношении Дагестанского отделения ПАО Сбербанк была проведена внеплановая документарная проверка, поводом проведения которой, послужило обращение гр. ФИО1 по факту несвоевременной выплаты пособия по уходу за ребенком.

ДД.ММ.ГГГГ, по результатам проведенной внеплановой документарной проверки, должностным лицом Государственной инспекции труда в Республике Дагестан составлен акт и вынесено Предписание об устранении нарушений трудового законодательства -ПВ/21/86/3.

В Акте и Предписании Трудовая инспекция указывает на нарушение Банком ст.22 ТК РФ, в части несвоевременной оплаты пособия по уходу за ребенком, а также ст.72 ТК РФ, в части не заключения с Работником соглашения об изменении существенных условий труда.

В соответствии с указанным Предписанием ПАО Сбербанк предписывается «Начислить, выплатить денежную компенсацию ФИО1 в связи с нарушением сроков выплаты причитающегося пособия по уходу за ребенком за период с ДД.ММ.ГГГГ по день выплаты.. С работниками Дагестанского филиала оформить в письменном виде соглашения об изменении условий по начислению и выплате пособий по обязательному социальному страхованию в связи с вступлением Дагестанского филиала в пилотный проект ФСС РФ».

В соответствии с ч. 1 ст. 256 Трудового кодекса РФ женщине предоставляется отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. Порядок и сроки выплаты пособия по государственному социальному страхованию в период указанного отпуска определяются федеральным законом.

Согласно ч.2 той же нормы отпуска по уходу за ребенком могут быть использованы полностью или по частям также отцом ребенка, бабушкой, дедом, другим родственником или опекуном, фактически осуществляющим уход за ребенком.

В силу ст.ст. 14 и 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" выплата ежемесячного пособия на период отпуска по уходу за ребенком осуществляется до достижения им возраста полутора лет.

Финансирование указанных расходов по выплате пособия осуществляется за счет средств федерального бюджета и бюджета ФСС на основании ст. 4 упомянутого Федерального закона.

На основании Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «Об особенностях финансового обеспечения...» Ростовская область с ДД.ММ.ГГГГ является регионом - участником пилотного проекта ФСС РФ.

Учитывая, что Дагестанское отделение не является самостоятельным филиалом и страховые взносы за него уплачивает головная организация (Юго-Западный (ПАО Сбербанк) по месту регистрации в регионе пилотного проекта (г. Ростов-на-Дону) обязательства новых участников пилотного проекта в том числе ежемесячные ФСС РФ распространяются на всех сотрудников Дагестанского отделения .

В соответствии с п.1 Положения «Об особенностях назначения и выплаты в 20 2016 годах застрахованным лицам страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и иных выплат...», утверждённого вышеуказанным Постановлением (далее Положение) в случаях, указанных в пункте 1 части 1 статьи 5 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством», указанное Положение определяет особенности назначения и выплаты в 2012-2016годах территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации, находящимися на территории субъектов Российской Федерации, участвующих в реализации пилотного проекта, в том числе, ежемесячного пособия по уходу за ребенком.

Согласно п.2 Положения при наступлении страхового случая застрахованное лицо (его уполномоченный представитель) обращается к страхователю по месту своей работы (службы, иной деятельности) с заявлением о выплате соответствующего вида пособия (далее - заявление) и документами, необходимыми для назначения и выплаты пособия в соответствии с законодательством Российской Федерации. Форма заявления утверждается Фондом.

В силу п. 3 Положения страхователь не позднее 5 календарных дней со дня представления застрахованным лицом (его уполномоченным представителем) заявления и документов, указанных в пункте 2 настоящего Положения, представляет в территориальный орган ФСС по месту регистрации поступившие к нему заявление и документ необходимые для назначения и выплаты соответствующих видов пособия.

В соответствии с п.8 Положения после получения заявления и документов, необходимых для назначения и выплаты соответствующего вида пособия, либо реестра сведений территориальный орган ФСС в течение 10 календарных дней со дня их получения принимает решение о назначении и выплате пособий.

При этом, согласно п.9 Положения первоначальная выплата ежемесячного пособия по уходу за ребенком осуществляется путем перечисления пособия на банковский счет застрахованного лица, указанный в заявлении или через иную организацию по заявлению застрахованного в течение 10 календарных дней со дня получения заявления и документов или сведений, которые необходимы для назначения и выплаты соответствующего вида пособия. Последующая выплата ежемесячного пособия по уходу за ребенком застрахованному лицу осуществляется территориальным органом Фонда с 1 по 1 число месяца, следующего за месяцем, за который выплачивается такое пособие.

Таким образом. Работник, для получения полагающегося ему пособия по уходу за ребенком должен обратиться (инициировать) с Заявлением установленной формы к Работодателю, который не позднее 5 рабочих дней со дня получения заявления работника, обязан передать указанный документ в

территориальный орган ФСС, который в течение 10 рабочих дней принимает решение о назначении и выплате работнику соответствующего пособия.

Соответственно, оплату пособия по уходу за ребенком производит территориальный орган ФСС, а не Работодатель.

При этом, согласно п. 15 Положения после перехода на назначение и выплату пособий территориальными органами ФСС в соответствии с настоящим Положением страхователь, осуществляющий выплату застрахованному лицу ежемесячного пособия по уходу за ребенком, направляет в территориальный орган Фонда заявление (установленной формы) и документы, необходимые для начисления и выплаты пособия, либо реестр сведений, а также сведения о расчете пособия, исчисленного на момент наступления отпуска по уходу за ребенком, для продолжения выплаты такого пособия территориальным органом Фонда.

Таким образом, Работодатель обязан предоставить в ФСС заполненное и собственноручно подписанное Работником заявление в установленной форме. В случае отсутствия указанного заявления в пакете документов, предоставляемом в территориальный орган ФСС, указанный орган приостанавливает работу с указанными документами и направляет Работодателю уведомление о предоставлении недостающих документов и сведений (п.7 Положения).

В целях соблюдения действующего законодательства и прав ФИО1 на получение пособия по уходу за ребенком, ФИО1 заблаговременно уведомлялся Банком, в том числе, в электронном письме от ДД.ММ.ГГГГ о необходимости предоставления заявления установленной формы, для получения пособия по уходу за ребенком, в связи со структурной реорганизацией и перехода работы Дагестанского отделения в режим пилотного проекта с ДД.ММ.ГГГГ.

Кроме того, Работодатель неоднократно уведомлял ФИО1 о необходимости предоставления соответствующего заявления, однако Работником необходимые документы представлены не были, что подтверждается Актами о непредставлении работником заявления от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ.

ФИО1 было подано необходимое заявление только ДД.ММ.ГГГГ.

Работодатель, получив указанное заявление, подготовил пакет документов, необходимых для начисления и выплаты пособия и реестр сведений, в том числе, о расчете пособия, и в установленный срок (не позднее 5 дней,) ДД.ММ.ГГГГ передал документы в территориальный орган ФСС, что подтверждается электронным реестром (см. приложение).

Территориальным органом ФСС осуществлено перечисление ФИО1 полагающееся пособие по уходу за ребенком в течение установленного срока (10 дней).

Указанное пособие выплачивается ФИО1 по настоящее время территориальным органом ФСС.

Таким образом, с ДД.ММ.ГГГГ на работодателя не возложена обязанность по перечислению ФИО1 пособия по уходу за ребенком.

Учитывая тот факт, что Работником заявление на пособие по уходу за ребенком предоставлено ДД.ММ.ГГГГ, а Банком документы направлены в территориальный орган ФСС ДД.ММ.ГГГГ (т.е. не позднее 5 дней со дня получения заявления и органом ФСС перечислена сумма пособия, (т.е. в течении 10 дней), считают, что нарушения порядка предоставления пособия по уходу за ребенком в действиях Работодателя отсутствуют.

Выставляя Банку в Предписании требование об оформлении с работниками Дагестанского отделения соглашений в письменном виде об изменении условий по начислению и выплате пособий по обязательному социальному страхованию в связи с участием Юго-Западного Банка в пилотном проекте ФСС, Трудовая инспекция относит указанные условия о способах начисления пособий к изменениям существенных условий труда.

Полагают, что указанное утверждение Трудовой инспекции необоснованно связи со следующим.

Статьей 21 Трудового Кодекса РФ предусмотрено право работника на обязательное социальное страхование в случаях, предусмотренных федеральными законами.

При этом, в ч. 2 ст.57 указаны обязательные для включения в трудовой договор условия, к одним из которых относится условие об обязательном социальном страховании работника в соответствии с настоящим Кодексом и иными федеральными законами.

Таким образом, Работодатель обязан включить в трудовой договор обязательное условие об обеспечении Работника обязательным социальном страховании.

Соответственно, существенным условием труда является наличие самого обеспечения Работника обязательным социальным страхованием.

При заключении с ФИО1 трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ, пункте 5.1.3 предусмотрено право Работника на обязательное социальное страхование в случаях, предусмотренных законом.При этом, из части второй ст. 57 ТК РФ не следует, что в трудовом договоре должны указываться конкретные виды обязательного страхования и размеры тарифов страховых взносов, либо способы выплат социальных пособий.

Учитывая, что виды и условия обязательного социального страхования, способы оплаты определяются в соответствии с нормативными правовыми актами, необходимость вносить их дополнительно в трудовой договор не требуется.

Осуществление выплаты по уходу за ребенком напрямую органами ФСС не является существенным изменением условий труда Работника, в связи с чем, Работодателем не было изменено указанное обязательное условие трудового договора, поскольку Работник, как ранее, так и по настоящее время, обеспечен обязательным социальным страхованием.

В судебном заседании представитель ПАО Сбербанк (по доверенности) ФИО2, иск поддержала и просила отменить предписание на основании доводов, изложенных в заявлении.

Представитель Государственной инспекции труда по доверенности ФИО3 возражал против удовлетворения искового заявления, считая обжалуемое предписание законным и обоснованным.

Представитель заинтересованного лица ФИО1 на основании доверенности ФИО4 с исковыми требованиями согласился и пояснил, что его доверитель, несмотря на неоднократные предложения работодателя, с заявлением о выплате пособия обратился 23.09.2016г. полагая обязанностью работодателя выплачивать пособие без каких либо обращений со стороны работника.

Выслушав представителей заявителя и ГИТ в РД ФИО3, исследовав представленные суду доказательства, суд считает иск, подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч.1 ст. 256 Трудового кодекса РФ женщине предоставляется отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. Порядок и сроки выплаты пособия по государственному социальному страхованию в период указанного отпуска определяются федеральным законом.

Согласно ч.2 той же нормы отпуска по уходу за ребенком могут быть использованы полностью или по частям также отцом ребенка, бабушкой, дедом, другим родственником или опекуном, фактически осуществляющим уход за ребенком.

В силу ст.ст. 14 и 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" выплата ежемесячного пособия на период отпуска по уходу за ребенком осуществляется до достижения им возраста полутора лет.

Финансирование указанных расходов по выплате пособия осуществляется за счет средств федерального бюджета и бюджета ФСС на основании ст. 4 упомянутого Федерального закона.

На основании Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «Об особенностях финансового обеспечения…» <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ является регионом - участником пилотного проекта ФСС РФ. Дагестанское отделение, не являясь самостоятельным юридическим лицом, входить в составе головного банка (Юго-Западный банк ПАО Сбербанк) и страховые взносы за него уплачивает головная организация по месту регистрации в регионе пилотного проекта (<адрес>), обязательства новых участников пилотного проекта ФСС РФ распространяются на всех сотрудников Дагестанского

В соответствии с п.1 Положения «Об особенностях назначения и выплаты в 2012 - 2016 годах застрахованным лицам страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и иных выплат…», утверждённого вышеуказанным Постановлением (далее Положение) в случаях, указанных в пункте 1 части 1 статьи 5 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством", указанное Положение определяет особенности назначения и выплаты в 2012 - 2016 годах территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации, находящимися на территории субъектов Российской Федерации, участвующих в реализации пилотного проекта, в том числе, ежемесячного пособия по уходу за ребенком.

Согласно п.2 Положения при наступлении страхового случая застрахованное лицо (его уполномоченный представитель) обращается к страхователю по месту своей работы (службы, иной деятельности) с заявлением о выплате соответствующего вида пособия (далее - заявление) и документами, необходимыми для назначения и выплаты пособия в соответствии с законодательством Российской Федерации. Форма заявления утверждается Фондом.

В силу п.3 Положения страхователь не позднее 5 календарных дней со дня представления застрахованным лицом (его уполномоченным представителем) заявления и документов, указанных в пункте 2 настоящего Положения, представляет в территориальный орган ФСС по месту регистрации поступившие к нему заявления и документы, необходимые для назначения и выплаты соответствующих видов пособия.

В соответствии с п.8 Положения после получения заявления и документов, необходимых для назначения и выплаты соответствующего вида пособия, либо реестра сведений территориальный орган ФСС в течение 10 календарных дней со дня их получения принимает решение о назначении и выплате пособий.

При этом, согласно п.9 Положения первоначальная выплата ежемесячного пособия по уходу за ребенком осуществляется путем перечисления пособия на банковский счет застрахованного лица, указанный в заявлении или через иную организацию по заявлению застрахованного в течение 10 календарных дней со дня получения заявления и документов или сведений, которые необходимы для назначения и выплаты соответствующего вида пособия. Последующая выплата ежемесячного пособия по уходу за ребенком застрахованному лицу осуществляется территориальным органом Фонда с 1 по 15 число месяца, следующего за месяцем, за который выплачивается такое пособие.

Таким образом, Работник, для получения полагающегося ему пособия по уходу за ребенком должен обратиться (инициировать) с Заявлением установленной формы к Работодателю, который не позднее 5 рабочих дней со дня получения заявления работника, обязан передать указанный документ в территориальный орган ФСС, в связи с чем, ФСС в течении 10 рабочих дней принимает решение о назначении и выплате работнику соответствующего пособия.

Соответственно, оплату пособия по уходу за ребенком производит территориальный орган ФСС, а не Работодатель.

При этом, согласно п.15 Положения после перехода на назначение и выплату пособий территориальными органами ФСС в соответствии с настоящим Положением страхователь, осуществляющий выплату застрахованному лицу ежемесячного пособия по уходу за ребенком, направляет в территориальный орган Фонда заявление (установленной формы) и документы, необходимые для начисления и выплаты пособия, либо реестр сведений, а также сведения о расчете пособия, исчисленного на момент наступления отпуска по уходу за ребенком, для продолжения выплаты такого пособия территориальным органом Фонда.

Таким образом, Работодатель обязан предоставить в ФСС заполненное и собственноручно подписанное Работником заявление в установленной форме. В случае отсутствия указанного заявления в пакете документов, предоставляемом в территориальный орган ФСС, указанный орган приостанавливает работу с указанными документами и направляет Работодателю уведомление о предоставлении недостающих документов и сведений (п.7 Положения).

Как установлено в суде и не оспаривалось ответчиком и представителем заинтересованного лица работодателем, в связи перехода работы Дагестанского отделения с ДД.ММ.ГГГГ в режим пилотного проекта, ФИО1 на получение пособия по уходу за ребенком, заблаговременно уведомлялся Банком /электронное письмо от ДД.ММ.ГГГГ/ о необходимости предоставления заявления установленной формы.

Непредставление документов работником подтверждается представленным в суд Актами от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ.

ФИО1 было подано необходимое заявление только ДД.ММ.ГГГГ, что признал в суде его представитель.

Истцом, получив заявление в установленный 5 дневной срок пакет документов с реестром сведений и расчет пособия ДД.ММ.ГГГГ передан в территориальный орган ФСС, что подтверждается электронным реестром.

Территориальным органом ФСС перечисление полагающего пособия по уходу за ребенком ФИО1 произведено в течение установленного срока (10 дней), что также не оспаривалось ответчиком и представителем ФИО1.

При указанных обстоятельствах требование Предписания обязывающего истца начислить и выплатить ФИО1 компенсацию в связи с нарушением сроков выплаты пособия по уходу за ребенком, суд находит несостоятельным. Обязанность выплаты пособия с ДД.ММ.ГГГГ на работодателя не возложена, нарушение истцом порядка назначения пособия ФИО1 в суде не установлено.

Требование Предписания ГИТ, обязывающее истца оформить с работниками Дагестанского отделения соглашений в письменном виде об изменении условий по начислению и выплате пособий по обязательному социальному страхованию в связи с участием Юго-Западного Банка в пилотном проекте ФСС, считая его существенным изменением условий труда, суд также считает необоснованным.

Статьей 21 ТК РФ предусмотрено право работника на обязательное социальное страхование в случаях, предусмотренных федеральными законами.

При этом, в ч.2 ст. 57 ТК РФ указаны обязательные для включения в трудовой договор условия, к одним из которых относится условие об обязательном социальном страховании работника в соответствии с настоящим Кодексом и иными федеральными законами.

Таким образом, Работодатель обязан включить в трудовой договор обязательное условие об обеспечении Работника обязательным социальным страхованием.

Соответственно, существенным условием труда является наличие самого обеспечения Работника обязательным социальным страхованием.

При заключении с ФИО1 трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ, в пункте 5.1.3 предусмотрено право Работника на обязательное социальное страхование, в случаях, предусмотренных законом.

При этом, из ч.2 ст. 57 ТК РФ не следует, что в трудовом договоре должны указываться конкретные виды обязательного страхования и размеры тарифов страховых взносов, либо способы выплат социальных пособий.

Учитывая, что виды и условия обязательного социального страхования, способы его оплаты определяются в соответствии с нормативными правовыми актами, необходимости вносить их дополнительно в трудовой договор не следует.

Осуществление выплат по уходу за ребенком органами ФСС не может являться существенным изменением условий труда Работника, поскольку Работник, как ранее, так и по настоящее время, обеспечен обязательным социальным страхованием.

В связи с вышеизложенным, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Исковое заявление Публичного акционерного общества «Сбербанк России» в лице Юго-западного банка ПАО Сбербанк удовлетворить.

Признать незаконным и отменить предписание Главного Государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в РД ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ-ПВ/21/86/3 в отношении Дагестанского отделения Юго-западного банка ПАО «Сбербанк России»

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд РД в течение месяца со дня вынесения в окончательной форме.

Судья Магомедрасулов Б.М.