Дело № 2-4333/2016
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Хабаровск 04 августа 2016 года
Железнодорожный районный суд города Хабаровска в составе
председательствующего судьи Сурнина Е.В.
при секретаре Атахановой Ю.Т.
рассмотрев в судебном заседании в помещении суда гражданское дело по исковому заявлению Приморского транспортного прокурора действующего в интересах неопределенного круга лиц к ОАО «Российские Железные Дороги» о понуждении к действиям,
УСТАНОВИЛ:
Приморский транспортный прокурор обратился в суд с иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. В обоснование заявленных требований указал, что 01.06.2015 по поручению Дальневосточной транспортной прокуратуры проведена выездная проверка железнодорожного вокзала ст.Гродеково, на предмет исполнения требований законодательства в сфере обеспечения транспортной безопасности, по результатам которой было установлено, что План обеспечения транспортной безопасности железнодорожного вокзала ст. Гродеково (далее по тексту- План ОТБ) разработан не в соответствии с результатами оценки уязвимости и не определяет систему мер для защиты объекта транспортной инфраструктуры от потенциальных, непосредственных и прямых угроз совершения акта незаконного вмешательства, а также при подготовке и проведении контртеррористической операции: зоны и границы транспортной безопасности описанные в Плане ОТБ вокзала ст.Гродеково не соответствуют зонам и границам транспортной безопасности, установленным при проведении оценки уязвимости. Установление в Плане ОТБ ст. Гродеково конфигурации и границ зоны транспортной безопасности, технологических и перевозочных секторов, критических элементов не соответствующих результатам оценки уязвимости данного объекта свидетельствует о том, что План ОТБ вокзала ст. Гродеково разработан не на основании утвержденной оценки уязвимости данного ОТИ. Истец просит суд: обязать ОАО «РЖД» в течение трех месяцев со дня вступления решения в законную силу привести план обеспечения транспортной безопасности железнодорожного вокзала станции Гродеково в соответствие с требованиями законодательства, а именно: 1.привести в соответствие с оценкой уязвимости конфигурацию и границы зоны транспортной безопасности, технологических и перевозочных секторов, критических элементов железнодорожного вокзала станции Хасан установленные в плане обеспечения транспортной безопасности железнодорожного вокзала станции Гродеково; 2. в номенклатуре (перечне) должностей персонала юридических лиц, осуществляющих на законных основаниях деятельность в зоне транспортной безопасности или на критических элементах объекта железнодорожного вокзала станции Гродеково (приложение № 5 к плану обеспечения транспортной безопасности) отразить сведения о персонале юридических лиц, расположенных в здании железнодорожного вокзала, в соответствии с оценкой уязвимости; 3. в плане обеспечения транспортной безопасности отразить полный перечень лиц, ответственных за обеспечение транспортной безопасности в субъекте транспортной инфраструктуры, лиц занимающих должность на объекте транспортной инфраструктуры и ответственных за обеспечение транспортной безопасности, персонале, чья деятельность непосредственно связана с обеспечением транспортной безопасности; 4. в плане обеспечения транспортной безопасности отразить порядок допуска физических лиц и транспортных средств в зону транспортной безопасности в целях обеспечения транспортной безопасности (пропускной режим), о порядке передвижения физических лиц и транспортных средств в зоне транспортной безопасности в целях обеспечения транспортной безопасности (внутриобъектовый режим); 5. в плане обеспечения транспортной безопасности отразить порядок выдачи документов, дающих основание для прохода (проезда) на объект транспортной инфраструктуры, в/на критический элемент объекта транспортной инфраструктуры и/или транспортного средства и их границ, а также идентификации личности по ним; 6.в плане обеспечения транспортной безопасности отразить порядок информирования компетентного органа и уполномоченных подразделений органов Федеральной службы безопасности Российской Федерации и органов внутренних дел Российской Федерации о непосредственных и прямых угрозах совершения акта незаконного вмешательства.
В судебном заседании прокурор Павлова А.В., поддержала заявленные требования по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика в судебное заседание не прибыл, о дне слушания дела уведомлены надлежащим образом, о причинах неявки не сообщили, о рассмотрении дела в свое отсутствии либо об отложении слушания дела не заявляли.
Кроме того, стороны извещались путем заблаговременного размещения в соответствии со ст. ст. 14 и 16 Федерального закона от 22.12.2008 N 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации" информации о времени и месте рассмотрения гражданского дела на интернет-сайте Железнодорожного районного суда г.Хабаровска
Руководствуясь ст.167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело по существу в отсутствие представителя ответчика.
Выслушав представителя истца, изучив представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Статьей 4 Федерального закона Российской Федерации от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» (далее по тексту- Федеральный закон №16-ФЗ) на субъекты транспортной инфраструктуры возложена обязанность по обеспечению транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств.
Согласно нормы, обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры. В соответствии с ч.1 ст. 9 Федерального закона №16-ФЗ разработка планов обеспечения транспортной безопасности субъектов транспортной инфраструктуры осуществляется субъектами транспортной инфраструктуры.
Часть 9 ст. 1 Федерального закона №16-ФЗ устанавливает, что субъекты транспортной инфраструктуры -это юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств или использующие их на ином законном основании.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права № 25-АБ 234297 собственником здания железнодорожного вокзала ст. Гродеково является ОАО «РЖД».
Железнодорожный вокзал ст. Гродеково включен в реестр объектов транспортной инфраструктуры 30.05.2011 за № ЖВД604304, объекту присвоена 2 категория, оценка уязвимости объекта утверждена Федеральным агентством железнодорожного транспорта (далее по тексту- ФАЖТ) 09.04.2012, план обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры (далее по тексту- ОТИ) утвержден ФАЖТ 12.01.2015.
Приморской транспортной прокуратурой по поручению Дальневосточной транспортной прокуратуры 01.06.2015 проведена выездная проверка железнодорожного вокзала ст.Гродеково, на предмет исполнения требований законодательства в сфере обеспечения транспортной безопасности.
В соответствии с ч.1 ст.9 Федерального закона №16-ФЗ, на основании результатов проведенной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств субъекты транспортной инфраструктуры разрабатывают планы обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств и не позднее трех месяцев со дня утверждения результатов оценки уязвимости направляют их на утверждение в компетентные органы в области обеспечения транспортной безопасности. Порядок разработки указанных планов устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.
Порядок разработки плана обеспечения транспортной безопасности
объектов транспортной инфраструктуры утвержден приказом Минтранса
России от 11.02.2010 № 34 (далее по тексту -Порядок).
В ходе прокурорской проверки установлено, что субъектом транспортной инфраструктуры - ОАО «РЖД», в лице Дальневосточной региональной дирекции железнодорожных вокзалов, утвержденный План обеспечения транспортной безопасности железнодорожного вокзала ст. Гродеково (далее по тексту- План ОТБ), разработан не в соответствии с результатами оценки уязвимости и не определяет систему мер для защиты объекта транспортной инфраструктуры от потенциальных, непосредственных и прямых угроз совершения акта незаконного вмешательства, а также при подготовке и проведении контртеррористической операции: зоны и границы транспортной безопасности описанные в Плане ОТБ вокзала ст.Гродеково не соответствуют зонам и границам транспортной безопасности, установленным при проведении оценки уязвимости, то есть в нарушение п. 5.26 Требований изменена конфигурация и границы зоны транспортной безопасности, ее перевозочного и технологического секторов и критических элементов ОТО; а именно: в Плане ОТБ отсутствуют (исключены) критические элементы и технологические сектора, предусмотренные оценкой уязвимости данного ОТИ, изменены границы зоны транспортной безопасности, в том числе, из зоны транспортной безопасности исключено само здание железнодорожного вокзала.
В соответствии с ч.2 ст. 5 Федерального закона № 16-ФЗ оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры проводится специализированными организациями в области обеспечения транспортной безопасности с учетом требований по обеспечению транспортной безопасности.
Согласно п. 2. Порядка проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств утвержденного приказом Минтранса России от 12.04.2010 № 87 (далее по тексту- Порядок проведения оценки) оценка уязвимости объекта транспортной инфраструктуры и/или транспортного средства проводится в целях определения степени защищенности объекта транспортной инфраструктуры и транспортного средства от потенциальных угроз совершения актов незаконного вмешательства в деятельность объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств.
В соответствии с п. 3.1 указанного Порядка проведения оценки уязвимости, в ходе проведения оценки уязвимости осуществляется изучение технических и технологических характеристик объекта транспортной инфраструктуры, а также организации их эксплуатации (функционирования), результатом которого является описание технических и технологических характеристик ОТИ, определение границ зоны безопасности и перечня критических элементов объекта транспортной инфраструктуры или транспортного средства.
Также, в силу п.3.4 Порядка проведения оценки уязвимости целью проведения оценки уязвимости является определение и описание дополнительных мер, которые необходимо принять субъекту, транспортной инфраструктуры на объекте транспортной инфраструктуры в соответствии с требованиями по обеспечению транспортной безопасности.
Пункт 3 Порядка разработки плана обеспечения транспортной безопасности предусматривает, что план разрабатывается на основании результатов оценки уязвимости и определяет систему мер для защиты объекта транспортной инфраструктуры или транспортного средства от потенциальных, непосредственных и прямых угроз совершения акта незаконного вмешательства, а также при подготовке и проведении контртеррористической операции.
Пункт 5.26 Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта, утвержденным приказом Минтранса РФ от 08.02.2011 № 43 (далее по тексту- Требования) прямо предусматривает, что не допускается изменять конфигурацию и границы зоны транспортной безопасности, ее перевозочных и технологических секторов и критических элементов ОТИ до проведения и утверждения дополнительной оценки уязвимости, учитывающей такие изменения.
Таким образом, суд приходит к выводу, что установленные в оценке уязвимости ОТИ конфигурация и границы зоны транспортной безопасности, критические элементы, перевозочные и иные технологические сектора должны отражаться в планах обеспечения транспортной безопасности в неизменном виде.
Установление в Плане ОТБ ст. Гродеково конфигурации и границ зоны транспортной безопасности, технологических и перевозочных секторов, критических элементов не соответствующих результатам оценки уязвимости данного объекта свидетельствует о том, что План ОТБ вокзала ст. Гродеково разработан не на основании утвержденной оценки уязвимости данного ОТИ, что является нарушением п. 3 Порядка разработки плана обеспечения транспортной безопасности.
Кроме того, в нарушение п.3 Порядка номенклатура (перечень) должностей персонала юридических лиц, осуществляющих на законных основаниях деятельность в зоне транспортной безопасности или на критических элементах ОТИ или ТС, не соответствует результатам оценки уязвимости данного объекта транспортной инфраструктуры (далее по тексту ОТИ): согласно разделу 2.6 оценки уязвимости на вокзале ст.Гродеково имеется арендатор - ФГКУ «Росгранстрой», который в нарушение п. 5.6.5 Требований в номенклатуре не указан.
В нарушение пп.З п.4 Порядка План ОТБ вокзала Гродеково не содержит сведений о назначении лиц, ответственных за обеспечение транспортной безопасности в субъекте транспортной инфраструктуры; лиц, занимающих должность на объекте транспортной инфраструктуры и ответственных за обеспечение транспортной безопасности; персонале, чья деятельность непосредственно связана с обеспечением транспортной безопасности. В Приложении № 2 к Плану ОТБ отсутствует выписка из приказа о назначении ответственного за обеспечение транспортной безопасности; Приложение № 4 «Номенклатура должностей персонала, непосредственно связанного с обеспечением транспортной безопасности» не полное: отсутствует должность «дежурный помощник начальника вокзала» и другие должности, предусмотренные Приложением № 9 к Плану ОТБ «Порядок реагирования лиц, ответственных за обеспечение транспортной безопасности и персонала, непосредственно связанного с обеспечение транспортной безопасности на ОТИ».
В нарушение пп. 6 п.4 Порядка в Плане ОТБ не содержится порядок допуска физических лиц и транспортных средств в зону транспортной безопасности в целях обеспечения транспортной безопасности (пропускной режим), порядок передвижения физических лиц и транспортных средств в зоне транспортной безопасности в целях обеспечения транспортной безопасности (внутриобъектовый режим), а именно: в Плане имеются только ссылки на Приложения к Плану ОТБ, в частности на Приложение № 6 «Положение о пропускном и внутриобъектовом режиме на железнодорожном вокзале ст. Гродеково 1», в котором отсутствует порядок передвижения лиц в зоне транспортной безопасности (внутриобъектовый режим); а порядок доступа лиц в зону транспортной безопасности (пропускной режим) не соответствует п.6.2 Плана ОТБ и п. 5.30 Требований.
В нарушение пп.8 п.4 Порядка в Плане ОТБ вокзала Гродеково отсутствуют сведения о местах размещения и составе конструкций ОТИ, предназначенных для воспрепятствования несанкционированному проникновению лиц в зону транспортной безопасности. Раздел 8 Плана ОТБ содержит лишь перечень инженерных сооружений и ссылку на Приложение № 17.
В нарушение пп.14 п.4 Порядка в Плане ОТБ не указан порядок выдачи документов, дающих основание для прохода (проезда) на ОТИ, в/на критический элемент ОТИ, а также идентификации личности по ним. Раздел №14 Плана содержит ссылки на Приложение № 6 к Плату ОТБ; реквизиты постоянного пропуска, перечисленные в п. 14.3 Плана не соответствуют п. 5.30.3 Требований.
В нарушение пп.19 п.4 Порядка в Плане ОТБ отсутствует порядок информирования компетентного органа и уполномоченных подразделений ФСБ России и МВД России о непосредственных и прямых угрозах совершения акта незаконного вмешательства. В Разделе 19 Плана ОТБ имеются лишь ссылки на Приложения № 10 и № 19, которые в свою очередь содержат ссылки на другие приложения к Плану ОТБ, таким образом, порядок информирования в каком-либо едином документе не отражен.
Нарушение установленного законодательством Российской Федерации Порядка разработки плана обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры - железнодорожного вокзала ст. Гродеково, обслуживающего пассажиров, в том числе в международном сообщении, может представлять реальную угрозу охраняемым государством интересам.
Факт того, что несоответствие Плата ОТБ оценке уязвимости является нарушением действующего законодательства Российской Федерации в области обеспечения транспортной безопасности подтверждается вступившим в законную силу постановлением УГАН HOTБ ДФО Ространснадзора от 30.07.2015 № ПТБ-ЖТ-30/07/2015/192ВЛ, которым ОАО «РЖД» за перечисленные нарушения привлечено к административной ответственности по ч.1 ст. 11.15.2 КоАП РФ - нарушение установленных в области обеспечения транспортной безопасности порядков и правил.
Указанные обстоятельства не оспаривались сторонами и подтверждаются материалами проверки.
Нарушения законодательства Российской Федерации в области обеспечения доступности объектов социальной и транспортной инфраструктуры малогабаритным группам населения, нарушает права указанной группы лиц на равные с другими гражданами возможности участия в жизни общества.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Приморского транспортного прокурора действующего в интересах неопределенного круга лиц к ОАО «Российские Железные Дороги» о понуждении к действиям, удовлетворить.
Обязать ОАО «Российские Железные Дороги» в течение трех месяцев со дня вступления решения в законную силу привести план обеспечения транспортной безопасности железнодорожного вокзала станции Гродеково в соответствие с требованиями законодательства, а именно:
1.привести в соответствие с оценкой уязвимости конфигурацию и границы зоны транспортной безопасности, технологических и перевозочных секторов, критических элементов железнодорожного вокзала станции Хасан установленные в плане обеспечения транспортной безопасности железнодорожного вокзала станции Гродеково;
2. в номенклатуре (перечне) должностей персонала юридических лиц, осуществляющих на законных основаниях деятельность в зоне транспортной безопасности или на критических элементах объекта железнодорожного вокзала станции Гродеково (приложение № 5 к плану обеспечения транспортной безопасности) отразить сведения о персонале юридических лиц, расположенных в здании железнодорожного вокзала, в соответствии с оценкой уязвимости;
3. в плане обеспечения транспортной безопасности отразить полный перечень лиц, ответственных за обеспечение транспортной безопасности в субъекте транспортной инфраструктуры, лиц занимающих должность на объекте транспортной инфраструктуры и ответственных за обеспечение транспортной безопасности, персонале, чья деятельность непосредственно связана с обеспечением транспортной безопасности;
4. в плане обеспечения транспортной безопасности отразить порядок допуска физических лиц и транспортных средств в зону транспортной безопасности в целях обеспечения транспортной безопасности (пропускной режим), о порядке передвижения физических лиц и транспортных средств в зоне транспортной безопасности в целях обеспечения транспортной безопасности (внутриобъектовый режим);
5. в плане обеспечения транспортной безопасности отразить порядок выдачи документов, дающих основание для прохода (проезда) на объект транспортной инфраструктуры, в/на критический элемент объекта транспортной инфраструктуры и/или транспортного средства и их границ, а также идентификации личности по ним;
6.в плане обеспечения транспортной безопасности отразить порядок информирования компетентного органа и уполномоченных подразделений органов Федеральной службы безопасности Российской Федерации и органов внутренних дел Российской Федерации о непосредственных и прямых угрозах совершения акта незаконного вмешательства.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Хабаровский краевой суд в течение одного месяца со дня вынесения решения в окончательной форме через Железнодорожный районный суд г. Хабаровска.
Мотивированное решение изготовлено 09.08.2016 года.
Судья Е.В. Сурнин