ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-4335/2014 от 19.08.2014 Центрального районного суда г. Тольятти (Самарская область)

 Р Е Ш Е Н И Е

 именем Российской Федерации

 19 августа 2014 года Центральный районный суд г.Тольятти Самарской области в составе:

 председательствующего Бетиной Г.А.,

 с участием прокурора Разумовой Е.В.,

 при секретаре Коноваловой Н.А.,

 рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-4335/2014 по заявлению ООО «Степь» о признании недействующим в части нормативного правого акта органа местного самоуправления,

 установил:

 Заявитель обратился в суд с заявлением о признании недействующим в части нормативного правого акта органа местного самоуправления, указав, что решением Думы городского округа Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ № утверждены Правила землепользования и застройки городского округа Тольятти (далее - Правила), опубликованы в газете «Городские ведомости» ДД.ММ.ГГГГ №). Решением Думы от ДД.ММ.ГГГГ № «О внесении изменений в Правила землепользования и застройки городского округа Тольятти, утвержденные решением Думы городского округа Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ №» указанные Правила изложены в новой редакции, опубликованы в газете «Городские ведомости» ДД.ММ.ГГГГ №).

 Заявитель просит признать приложение № «Карта градостроительного зонирования городского округа Тольятти» Правил землепользования и застройки не соответствующей требованиям Градостроительного кодекса РФ, Земельного кодекса РФ, Гражданского кодекса РФ и недействующей в части установления территориальных зон и территорий общего пользования в границах земельных участков с кадастровыми номерами <данные изъяты>, принадлежащих заявителю на праве собственности, а также признать пункт 3 статьи 29 Правил не соответствующим требованиям Градостроительного кодекса РФ и не действующим.

 Представитель заинтересованного лица мэрии г.о.Тольятти ФИО4, действующая на основании доверенности, в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований.

 Представитель заинтересованного лица Думы г.о.Тольятти ФИО5, действующая на основании доверенности, в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований.

 Привлеченный к участию в деле прокурор г.Тольятти пояснил, несмотря на то, что один земельный участок, принадлежащий заявителю находится в различных территориальных зонах, существует предусмотренная законом процедура изменения существующего территориального зонирования в пределах функционального назначения территории, которая заявителем не была соблюдена. С соответствующим заявлением в компетентные органы заявитель не обратился, избрав в качестве способа защиты своего права подачу в суд настоящего заявления, что является в данном случае преждевременным и необоснованным, т.к. заявителем не были исчерпаны существующие способы защиты своего права. Полагает требования удовлетворению не подлежат.

 Проверив материалы дела, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, материалы дела, суд считает заявление не обоснованным и не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям:

 В соответствии со ст.46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

 В соответствии с ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

 В силу ч. 1 ст. 254 ГПК РФ, гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) должностного лица, если считает, что нарушены его права и свободы.

 Согласно ст. 255 ГПК РФ, к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

 В соответствии с ч. 4 ст. 258 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.

 В пункте 25 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 10.02.2009г. № «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» разъяснено, что при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять:

 имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия;

 соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.). При этом следует иметь в виду, что о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка;

 соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения.

 Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия).

 По данной категории дел обязанность по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия), согласно ч.1 ст.249 ГПК РФ и с учетом положений п.20 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 10.02.2009г. № 2, возлагается на орган или лицо, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие), а на заявителя в силу ч.1 ст.247 ГПК РФ возложена обязанность доказать нарушение его прав и свобод.

 Судом установлено, что решением Думы городского округа Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ № утверждены Правила землепользования и застройки городского округа Тольятти (далее - Правила), опубликованы в газете «Городские ведомости» ДД.ММ.ГГГГ №).

 Решением Думы от ДД.ММ.ГГГГ № «О внесении изменений в Правила землепользования и застройки городского округа Тольятти, утвержденные решением Думы городского округа Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ №» указанные Правила изложены в новой редакции, опубликованы в газете «Городские ведомости» ДД.ММ.ГГГГ №

 ООО «Степь», являясь собственником земельных участков, просит признать приложение № «Карта градостроительного зонирования городского округа Тольятти» Правил землепользования и застройки не соответствующей требованиям Градостроительного кодекса РФ, Земельного кодекса РФ, Гражданского кодекса РФ и недействующей в части установления территориальных зон и территорий общего пользования в границах земельных участков с кадастровыми номерами <данные изъяты>, принадлежащих заявителю на праве собственности, а также признать пункт 3 статьи 29 Правил не соответствующим требованиям Градостроительного кодекса РФ и не действующим.

 Суд считает доводы заявителя несостоятельными.

     Постановлением Тольяттинской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ № утвержден проект корректировки генерального плана <адрес> до 2015 года. Указанное решение опубликовано в газете «Городские ведомости», №), ДД.ММ.ГГГГ г.

 Решением Думы от ДД.ММ.ГГГГ № утверждены изменения в Генеральный план городского округа <адрес> на расчетный срок до 2025 года, и он принят в новой редакции. Решение опубликовано в газете «Городские ведомости», №), ДД.ММ.ГГГГ г.

 В качестве приложения к генеральному плану городского округа утверждена карта функционального зонирования территории городского округа Тольятти.

 Пунктом 1 ст.29 Правил утверждено приложение № «Карта градостроительного зонирования городского округа Тольятти», представляющая собой чертеж с отображением границ г.о.Тольятти и границ территориальных зон.

 Пунктом 2 ст.29 Правил введена градостроительная зона в составе зон, находящихся вне границ населенного пункта <адрес> (ЗП) – земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны и земель иного специального назначения. К указанной зоне отнесены все земли г.о.Тольятти, не включенные в границу населенного пункта <адрес>, в том числе земельные участки, занятые полигонами, шламоотвалами, золоотвалами и объектами газового хозяйства и энергетики, а также земли, используемые для сельскохозяйственного производства.

 По мнению ООО «Степь», вследствие внесенных изменений в Правила (а именно в карту градостроительного зонирования) принадлежащие заявителю на праве собственности земельные участки стали располагаться в нескольких территориальных зонах, появилась правовая неопределенность отнесения земель, расположенных за границами населенного пункта <адрес> к определенной категории земель; установленная новая территориальная зона (ЗП) противоречит функциональному назначению, установленному Генеральным планом г.о.Тольятти; установление (ЗП) на землях, используемых для сельскохозяйственного использования, противоречит федеральному законодательству; нарушает требование законодательства о принадлежности каждого земельного участка одной территориальной зоне, что нарушает права заявителя, т.к. собственник земельного участка не имеет возможности самостоятельно выбрать вид разрешенного использования в установленном законодательством порядке.

 Доводы ООО «Степь» о наличии правовой неопределенности в отнесении к определенной категории в отношении земель на территории г.о. Тольятти, расположенной за границами населенного пункта <адрес>, не основаны на законе.

 Согласно ч.12 ст.9 Градостроительного кодекса РФ утверждение в документе территориального планирования (каковым в силу ст.18 указанного кодекса РФ является Генеральный план городского округа Тольятти) границ функциональных зон не влечет за собой изменение правового режима земель, находящихся в границах указанных зон.

 В соответствии со ст.36 Градостроительного кодекса РФ градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства.

 В силу ст.1 указанного кодекса РФ градостроительный регламент - устанавливаемые пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства; реконструкции объектов капитального строительства, а также ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства.

 Согласно ч.6, 7 ст.36 Градостроительного кодекса РФ градостроительные регламенты не устанавливаются для земель лесного фонда, земель, покрытых поверхностными водами земель запаса, земель особо охраняемых природных территорий (за исключением земель лечебно-оздоровительных местностей и курортов), сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения, земельных участков, расположенных в границах особых экономических зон. Использование земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или уполномоченными органами местного самоуправления в соответствии с федеральными законами. Использование земельных участков в границах особых экономических зон определяется органами управления особыми экономическими зонами.

 Согласно сведений государственного кадастра недвижимости, правоустанавливающих документов на земельные участки, принадлежащие заявителю, кадастровые номера <данные изъяты>, имеют назначение: для сельскохозяйственной производства, категория земель: земли населенных пунктов (поселений).

 Земельные участки, принадлежащие заявителю, на карте функционального зонирования расположены в производственной и коммунально-складской зоне.

 Согласно статье 35 Градостроительного кодекса РФ в состав производственных зон, зон инженерной и транспортной инфраструктур могут включаться:

 1)    коммунальные зоны - зоны размещения коммунальных и складских
объектов, объектов жилищно-коммунального хозяйства, объектов транспорта,
объектов оптовой торговли;

 2)    производственные зоны - зоны размещения производственных объектов с
различными нормативами воздействия на окружающую среду;

 3)    иные виды производственной, инженерной и транспортной инфраструктур.
Производственные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктур предназначены для размещения промышленных, коммунальных и складских объектов, объектов инженерной и транспортной инфраструктур, в том числе сооружений и коммуникаций железнодорожного, автомобильного, речного, морского, воздушного и трубопроводного транспорта, связи, а также для установления санитарно-защитных зон таких объектов в соответствии с требованиями технических регламентов.

 Согласно статье 34 Градостроительного кодекса РФ границы территориальных зон устанавливаются с учетом функциональных зон и параметров их планируемого развития.

 Таким образом, Правила в силу прямого указания закона должны соответствовать Генеральному плану городского округа.

 Указанная функциональная зона в Карте градостроительного зонирования Правил поделена на следующие виды территориальных зон:

 ПК-1 Зона промышленных объектов I - II классов опасности

 ПК-2 Зона промышленных объектов III класса опасности

 ПК-3 Зона промышленных объектов IV - V классов опасности

 ПК-4 Зона коммунально-складских объектов

 ПК-5 Зона озеленения защитного назначения

 Генеральный план городского округа Тольятти на сегодняшний день не оспорен в судебном порядке и является действующим документом.

 Допрошенный в качестве специалиста ФИО6, пояснил, что территориальное зонирование ООО «Степь» соответствует Генеральному плану. Земельные участки заявителя изначально были сформированы с включением в границы земельных участков территорий общего пользования, в связи с чем управлением архитектуры и градостроительства мэрии предлагалось рассмотреть возможность раздела земельных участков с учетом зонирования в Генплане, ПЗиЗ, территорий общего пользования и фактического землепользования. Участок № чтобы не относился к трем зонам, отнесли к ПК-5, что не соответствует Генплану, но данное несоответствие не является значительным. По Генплану участок отнесен к промышленной зоне, а по карте градостроительного зонирования ПЗиЗ г.о.Тольятти – ПК-4 - зона коммунально-складских объектов, что считается единой зоной. Карта зонирования размерена на сайте мэрии г.о.Тольятти. На публичные слушания проект выставлялся, процедура принятия соблюдена.

 Порядок принятия правил землепользования и застройки определен статьями 31 и 32 Градостроительного кодекса РФ и предусматривает:

 принятие главой местной администрации решения о подготовке проекта правил землепользования и застройки с установлением этапов градостроительного зонирования, порядка и сроков проведения работ по подготовке правил землепользования и застройки, иных положений, касающихся организации указанных работ;

 утверждение состава и порядка деятельности комиссии по подготовке проекта правил землепользования и застройки;

 проверку проекта правил землепользования и застройки, представленного комиссией, на соответствие требованиям технических регламентов, генеральному плану поселения, генеральному плану городского округа, схемам территориального планирования муниципальных районов, схемам территориального планирования субъектов Российской Федерации, схемам территориального планирования Российской Федерации;

 проведение публичных слушания по проекту правил землепользования и застройки;

 внесение изменений в проект правил землепользования и застройки с учетом результатов публичных слушаний;

 утверждение представительным органом местного самоуправления по результатам рассмотрения проекта правил землепользования и застройки и обязательных приложений к нему;

 -    опубликование правил землепользования и застройки в порядке,
установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов,
иной официальной информации.

 Доказательств нарушения установленной Градостроительным кодексом РФ процедуры принятия Правил органами местного самоуправления городского округа Тольятти не представлено.

 Сведения в органы кадастрового учета, а именно изменения в Правила,
представлены мэрией в соответствии с требованиями Федерального закона «О
государственном кадастре недвижимости». Картографические материалы Правил
разработаны на основании Генерального плана городского округа Тольятти.

 Несоответствие сведений государственного кадастра и Карты градостроительного зонирования не могут служить основанием для удовлетворения заявления.

     Согласно ст. 85 Земельного Кодекса РФ, п. 4 ст. 30 Градостроительного кодекса РФ, на карте градостроительного зонирования устанавливаются границы территориальных зон. Границы территориальных зон должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне. Формирование одного земельного участка из нескольких земельных участков, расположенных в различных территориальных зонах, не допускается.

 Статья 30 Градостроительного кодекса РФ предусматривает, что границы территориальных зон должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне. Как указывает заявитель, земельные участки с кадастровыми номерами <данные изъяты> отнесены к разным территориальным зонам.

     Из пояснений представителя заинтересованного лица следует, что в ходе проведения публичных слушаний по проекту Правил от заявителя не поступило замечаний по поводу расположения земельных участков в различных территориальных зонах. Кроме того, земельный участок с кадастровым номером № поставлен на кадастровый учет 29.12.2013г., т.е. после утверждения Правил, соответственно, не мог быть учтен при разработке Правил.

 Кроме того, Градостроительный кодекс РФ предусматривает процедуру изменения границ территориальных зон, заявитель данным правом не воспользовался. Ссылка
заявителя на невозможность раздела земельного участка из-за того, что тот
расположен в различных территориальных зонах, является несостоятельной.

 Таким образом, правовая неопределенность по отнесению частей принадлежащего обществу земельного участка к определенной категории земель отсутствует, общество не лишено возможности использовать данный земельный участок для целей сельскохозяйственного производства.

 Согласно части 11 статьи 85 Земельного кодекса РФ земельные участки в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах – земельные участки, занятые пашнями, многолетними насаждениями, а также зданиями, строениями, сооружениями сельскохозяйственного назначения, -используются в целях ведения сельскохозяйственного производства до момента изменения вида их использования в соответствии с генеральными планами населенных пунктом и правилами застройки и землепользования.

 Таким образом, для указанных земельных участков может быть определен только один вид разрешенного использования – для сельскохозяйственного производства, соответственно, заявитель не вправе выбирать иной вид разрешенного использования, несмотря на то, что участки находятся в разных территориальных зонах.

 Соответственно, права заявителя на выбор вида разрешенного использования не нарушены.

 Вместе с тем необходимо отметить, что ч.2 ст. 83 Земельного кодекса РФ не допускается пересечение границ городского поселения через земельные участки, предоставленные гражданам и юридическим лицам.

     Данное требование при принятии решения Думой г.о.Тольятти от 01.02.2012г. № «О внесении изменений в Генеральный план <адрес> на расчетный план в срок до 2015г., утвержденный решением Думы г.о.Тольятти от 09.07.2004г. №, было нарушено.

     Однако нормативный правовой акт о внесении изменений в Генеральный план <адрес> предметом судебного спора не является.

     Согласно ст.33 Градостроительного кодекса РФ Правила застройки и землепользования должны соответствовать генеральному плану городского округа, поскольку отсутствие такого соответствия является основанием для внесения изменений в Правила.

 На основании данной нормы представительным органом местного самоуправления г.о.Тольятти было принято решение от ДД.ММ.ГГГГ № «О внесении изменений в Правила застройки и землепользования г.о. Тольятти, утвержденные решением Думы г.о.Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ №».

 В силу статьи 34 Градостроительного кодекса РФ границы территориальных зон устанавливаются с учетом функциональных зон и параметров их планируемого развития.

 Суд принимает во внимание доводы заинтересованных лиц, о том, что поскольку Градостроительный кодекс РФ предусматривает возможность доработки проекта правил землепользования и застройки по результатам публичных слушаний, соответственно, Правила, утвержденные решением Думы, отличаются от проекта Правил, которые обсуждались на публичных слушаниях. Что касается включения в Правила территорий общего пользования, а не «зоны территорий общего пользования» (как указывает заявитель), то такая возможность прямо предусмотрена Земельным кодексом РФ.

 Кроме того, публичные слушания являются одной из форм участия населения в осуществлении местного самоуправления, а не формой прямого волеизъявления граждан, как указывает заявитель. Рекомендации, принятые по результатам проведения публичных слушаний, для органов местного самоуправления носят рекомендательный характер и учитываются последними при принятии решений. В связи с чем, ни мэрия, ни Дума не связаны предложениями, озвученными в ходе проведения публичных слушаний.

 Таким образом, нарушения действующего законодательства при принятии Правил землепользования и застройки г.о.Тольятти не допущено. Доводы заявителя о нарушении его прав в связи с тем, что один из земельных участков находится в различных территориальных зонах, не является основанием для удовлетворения заявления, поскольку заявитель имеет возможность изменения границы территориальной зоны.

 Анализируя изложенное, суд считает, что заявленные требования о признании недействующим в части нормативного правого акта органа местного самоуправления, не подлежат удовлетворению.

 Суд усматривает недобросовестность заявителя, который выбрал ненадлежащий способ защиты, поскольку существует процедура изменения существующего территориального зонирования в пределах функционального назначения территории, которая собственником земельного участка не была реализована.

 На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 254, 12, 194-198 ГПК РФ, суд

 решил:

 В удовлетворении заявления ООО «Степь» о признании недействующим приложения № «Карта градостроительного зонирования городского округа Тольятти» «Правил землепользования и застройки городского округа Тольятти» не соответствующей требованиям Градостроительного кодекса РФ, Земельного кодекса РФ, Гражданского кодекса РФ и недействующей в части установления территориальных зон и территорий общего пользования в границах земельных участков с кадастровыми номерами №, принадлежащих заявителю на праве собственности, а также признании пункта 3 статьи 29 Правил не соответствующим требованиям Градостроительного кодекса РФ и недействующим - отказать.

 Решение может быть обжаловано и опротестовано в течение одного месяца в Самарский областной суд через Центральный районный суд <адрес>.

 Мотивированное решение изготовлено 25.08.2014г.

 Председательствующий: подпись.

 КОПИЯ ВЕРНА.

 Судья