ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-4336/2023 от 19.10.2023 Центрального районного суда г. Волгограда (Волгоградская область)

34RS0008-01-2023-005193-42 Дело № 2-4336/2023 г.

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

«19» октября 2023 года г. Волгоград

Центральный районный суд г. Волгограда

в составе председательствующего судьи: Могильной Е.А.

при секретаре: Таблер А.С.

с участием представителя истца Ушакова А.В., представителя третьего лица Бондарюк А.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Волгограде гражданское дело по иску Излегощина Андрея Геннадьевича к МУП «Метроэлектротранс» о признании незаконными действий об отказе в предоставлении сведений для постановки на специальный учет, обязании предоставить сведения для постановки на специальный учет, обращении к немедленному исполнению.

УСТАНОВИЛ:

Излегощин Андрей Геннадьевич обратился в суд с иском к МУП «Метроэлектротранс» о признании незаконными действия об отказе в предоставлении сведений для постановки на специальный учет, обязании предоставить сведения для постановки на специальный учет, обращении к немедленному исполнению.

В обосновании иска указал, что МУП «Метроэлектротранс» включено в список организаций, где организовано бронирование граждан, прибывающих в запасе. Зачисление граждан на специальный учет началось в 2022 году.

Приводит доводы о том, что должность «слесарь-электрик», занимаемаяИзлегощиным А.Г., включена в перечень профессий, подлежащих бронированию.

С 22.09.2022 года действие трудового договора с Излегощиным А.Г. было приостановлено в связи с призывом на службу по частичной мобилизации, с сохранением за работником рабочего места.

Не согласившись с отказом в предоставлении отсрочки от службы в связи с мобилизацией, Излегощин А.Г. обратился с заявлением о направлении сведений о постановки на спецучет в МУП «Метроэлетротранс» через своего представителя, однако получил отказ в направлении сведений.

Полагает отказ ответчика незаконным.

Просит признать незаконными действия МУП «Метроэлектротранс» об отказе в предоставлении сведений для постановки на специальный учет в военный комиссариат Дзержинского и Центрального районов г. Волгограда.

Обязать МУП «Метроэлектротранс» предоставить сведения в отношении Излегощина Андрея Геннадьевича для постановки на специальный учет в военный комиссариат Дзержинского и Центрального района г. Волгограда.

Обратить решение суда к немедленному исполнению.

Истец в судебное заседание не явился, о дате и времени судебного заседания извещен, о причинах неявки суд не уведомил.

Представитель истца Ушаков А.В. требования поддержал, просил удовлетворить в полном объеме.

Представитель третьего лица ФКУ «Военный комиссариат Волгоградской области» по доверенности Бондарюк А.А. против требований возражала, указала, что в настоящее время Излегощин А.Г. был призван по частичной мобилизации на основании Указа Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ и в настоящее время является военнослужащим, а не гражданином, пребывающем в запасе.

Представитель МУП «Метроэлектротранс» в судебное заседание не явился, о дате и времени судебного заседания извещен, предоставил отзыв, в котором указал, что организациям предоставлено право, а не обязанность по бронированию граждан, пребывающих в запасе, чья трудовая деятельность крайне необходима для обеспечения работы организации в военное время.

В соответствии с ч. 3 ст. 167 ГПК РФ суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными.

Поскольку стороны по делу извещены надлежащим образом, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся лиц.

Выслушав явившихся лиц, исследовав материалы дела, суд полагает требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Указом Президента Российской Федерации от 21 сентября 2022 года N 647 «Об объявлении частичной мобилизации в Российской Федерации» с 21 сентября 2022 года в Российской Федерации объявлена частичная мобилизация.

Согласно пункту 2 статьи 1 Федерального закона от 26 февраля 1997 года N 31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон N 31-ФЗ) под мобилизацией в Российской Федерации понимается комплекс мероприятий по переводу экономики Российской Федерации, экономики субъектов Российской Федерации и экономики муниципальных образований, переводу органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций на работу вусловиях военного времени, переводу Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований на организацию и состав военного времени.

Мобилизация в Российской Федерации может быть общей или частичной. Комплекс мероприятий, проводимых при объявлении общей или частичной мобилизации в Российской Федерации, определяется в соответствии с настоящим Федеральным законом, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 18 Федерального закона N 31-ФЗ отсрочка от призыва на военную службу по мобилизации предоставляется гражданам, забронированным в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Из содержания статьи 23 упомянутого Федерального закона следует, что бронирование граждан, пребывающих в запасе, проводится в целях обеспечения на период мобилизации и на военное время деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций.

Граждане, подлежащие бронированию, освобождаются от призыва на военную службу по мобилизации и последующих призывов в военное время на время предоставленной отсрочки.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 марта 2010 года N 156 утверждены Правила бронирования граждан Российской Федерации, пребывающих в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, имеющих запас, и работающих в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях (далее - Правила бронирования).

Из Правил бронирования следует, что бронирование граждан, пребывающих в запасе - это осуществление органами государственной власти, органами местного самоуправления и организациями комплекса мероприятий, направленных на обеспечение их в период мобилизации и в военное время трудовыми ресурсами (руководителями, специалистами, высококвалифицированными рабочими и служащими). Эта работа заключается в предоставлении определенным категориям работающих граждан, пребывающих в запасе, отсрочки от призыва на военную службу по мобилизации и в военное время.

Бронирование граждан, пребывающих в запасе, осуществляется в следующих органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях, участвующих в мобилизационной подготовке экономики:а) в органах и организациях, имеющих мобилизационные задания;б) в органах и организациях, выполняющих комплекс мероприятий по обеспечению жизнедеятельности населения в военное время;в) в органах и организациях, осуществляющих работу по подготовке граждан по военно-учетным специальностям (пункт 3 Правил бронирования).

Руководство, контроль, нормативное и методическое обеспечение работ по бронированию граждан, пребывающих в запасе, в Российской Федерации осуществляет Межведомственная комиссия по вопросам бронирования граждан, пребывающих в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, имеющих запас, и работающих в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях.

Бронирование граждан, пребывающих в запасе, в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях (городах, районах, округах) организуют территориальные комиссии, районные (городские) комиссии и их рабочие аппараты из состава мобилизационных органов.

При этом военные комиссариаты согласно пункту 10 упомянутых Правил лишь обеспечивают организации бланками документов, необходимых для оформления отсрочки от призыва на военную службу по мобилизации и военное время; оформляют гражданам, подлежащими бронированию, отсрочки от призыва на военную службу по мобилизации и в военное время; осуществляют проверку в организациях состояния работы по бронирования граждан, пребывающих в запасе.

Порядок работ по бронированию в организациях граждан, пребывающих в запасе, определен Инструкцией по бронированию граждан Российской Федерации, пребывающих в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, имеющих запас, и работающих в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях, на период мобилизации и на военное время, утвержденной Постановлением Межведомственной комиссии по вопросам бронирования граждан, пребывающих в запасе, от 3 февраля 2015 года N 664с.

Согласно содержанию указанной Инструкции бронирование граждан, пребывающих в запасе, ведется по следующим видам бронирования:

а) по Перечню, утверждаемому Межведомственной комиссией, об основных видах экономической деятельности организаций и структурных подразделений, входящих в состав органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций, наименования должностей и профессий, по которым гражданам, пребывающим в запасе, предоставляется отсрочка;б) по отдельным постановлениям Межведомственной комиссии.

В силу пункта 18 названной Инструкции основанием для организации работы по бронированию граждан, пребывающих в запасе, является, в том числе наличие мобилизационных заданий для государственных нужд Российской Федерации, нужд субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

В судебном заседании установлено, что в соответствии с Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ « Об утверждении списка организаций, деятельность которых связана с деятельностью органов исполнительной власти Волгоградской области, органов местного самоуправления, муниципальных образований или которые находятся в сфере их деятельности, в которых необходимо организовать бронирование граждан, пребывающих в запасе», утвержденным территориальной комиссией по бронированиюграждан организация МУП «Метроэлектротранс» включена в качестве таких организаций.

Излегощин А.Г. был принят МУП «Метроэлектротранс» на основании трудового договора №... от ДД.ММ.ГГГГ на должность слесаря- электрика по ремонту электрооборудования с квалификацией по 4 разряду.

В соответствии с приказом МУП «Метроэлектротранс» от ДД.ММ.ГГГГ№...-к «О приостановлении действий трудового договора в связи с призывом на военную службу по мобилизации» действие трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ№..., заключенного с Излегощиным А.Г. было приостановлено, за истцом сохранено рабочее место слесаря-электрика по ремонту электрооборудования.

Излегощин А.Г. был призван по частичной мобилизации на основании Указа Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ№... «Об объявлении частичной мобилизации в Российской Федерации».

ДД.ММ.ГГГГ снят с военного учета граждан, пребывающих в запасе.

В настоящее время на воинском учете граждан, пребывающих в запасе в военном комиссариате Краснооктябрьского и Тракторозаводского районов Волгоградской области Излегощин А.Г. не состоит.

Ответчик МУП Метроэлектротранс» не обращался в военный комиссариат о постановке Излегощина А.Г. на специальный воинский учет в связи с бронированием занимаемой работником должности.

Процедура бронирования работника Излегощина А.Г. предприятием не осуществлена, с общего учета на специальный учет как забронированный предприятием он не переведен, права на отсрочку от призыва на военную службу, предусмотренную законодательством, не приобрел.

По смыслу части 1 статьи 23 Федерального закона от 26 февраля 1997 года N 31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» основной целью бронирования граждан, пребывающих в запасе, является обеспечение на период мобилизации и на военное время деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций.

Следовательно, возможность бронирования граждан, пребывающих в запасе, не является субъективным правом гражданина на предоставление ему отсрочки по мобилизации, а выступает следствием усмотрения предприятия исходя из необходимости обеспечения его нормальной деятельности.

МУП «Метроэлектротранс» не предоставило сведения в отношении заявителя для постановки его на специальный учет в военный комиссариат Краснооктябрьского и Тракторозаводского районов г. Волгограда, что свидетельствует о том, что истец не состоит в должности, критически важной для обеспечения нормального и стабильного функционирования организации (предприятия).

С учетом установленных по делу обстоятельств, и норм действующего законодательства у суда не имеется правовых оснований для удовлетворения требований.

На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст., 194-199 ГПК РФ, суд,

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении исковых требований Излегощина Андрея Геннадьевича к МУП «Метроэлектротранс» о признании незаконными действия об отказе в предоставлении сведений для постановки на специальный учет, обязании предоставить сведения для постановки на специальный учет, обращении к немедленному исполнению – отказать.

Решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Волгоградский областной суд через Центральный районный суд г. Волгограда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированный текст решения изготовлен 25 октября 2023 года.

Судья: подпись Е.А. Могильная