ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-4337/2015 от 15.05.2015 Советского районного суда г. Казани (Республика Татарстан)

Подлинник Дело №2-4337/2015

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

15 мая 2015 года город Казань

Советский районный суд города Казани Республики Татарстан в составе:

председательствующего судьи Потаман К.Ю.

при секретаре Гилязовой И.И.

с участием:

истца ФИО1,

представителя истца ФИО2,

представителя ответчика ФИО3,

рассмотрев в помещении Советского районного суда города Казани в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Управлению Пенсионного фонда России в Советском районе города Казани Республики Татарстан о восстановлении нарушенного права на досрочную трудовую пенсию,

У С Т А Н О В И Л:

Истец обратился в суд с данным иском к ответчику, указывая, что в связи с достижением установленного возраста и необходимого стажа работы в качестве водителя автобуса на регулярных городских пассажирских маршрутах обратился в Управление Пенсионного фонда России в Советском районе города Казани (далее - УПФР) с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости.

Решением УПФР от <дата изъята><номер изъят> истцу было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии в соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года №173-Ф3 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Отказ мотивирован отсутствием необходимой продолжительности стажа работы.

Истец просит вышеуказанное решение УПФР признать незаконным, обязать УПФР включить в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости период работы с <дата изъята> по <дата изъята> в должности водителя автобуса 3 класса категории «Д» городского пассажирского регулярного маршрута в Бишкекском пассажирском автопарке <номер изъят> и обязать УПФР назначить ему досрочную трудовую пенсию.

В судебном заседании истец и его представитель исковые требования поддержали, просили удовлетворить.

Представитель ответчика Управления Пенсионного фонда РФ по Советскому району г. Казани ФИО3, действующая на основании доверенности, иск не признала, просила в удовлетворении требований отказать.

Исследовав материалы дела, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, руководствуясь нижеприведенными нормами законодательства, суд считает, что иск подлежит удовлетворению частично по следующим основаниям:

В соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали в качестве водителей автобусов, троллейбусов, трамваев на регулярных городских пассажирских маршрутах соответственно не менее 20 и 15 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.

В силу положений, закрепленных в пункте 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" N 173-ФЗ, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 516 от 11 июля 2002 года, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Пунктом 3 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации N 258н от 31 марта 2011 года закреплено, что в случаях, когда необходимы данные о характере работы и других факторах (показателях), определяющих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, установленные для отдельных видов работ (деятельности), например, о занятости на подземных работах, о выполнении работ определенным способом, о работе с вредными веществами определенных классов опасности, о выполнении работ в определенном месте (местности) или структурном подразделении, о статусе населенного пункта, о выполнении нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки) и др., для подтверждения периодов работы принимаются справки, а также иные документы, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами.

Справки выдаются на основании документов соответствующего периода времени, когда выполнялась работа, из которых можно установить период работы в определенной профессии и должности и (или) на конкретных работах (в условиях), дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

Судом установлено, что истец работал водителем автобуса на регулярных городских пассажирских маршрутах, что подтверждается имеющимися в материалах дела трудовой книжкой истца и справками, уточняющими особый характер работы или условия труда, необходимого для назначения льготной пенсии по старости.

<дата изъята> истец обратился в УПФР с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с наличием у него стажа работы водителем автобуса на регулярных городских пассажирских маршрутах необходимой продолжительности и достижением установленного возраста 55 лет.

Решением УПФР от <дата изъята><номер изъят> истцу было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии в связи с отсутствием у истца необходимого для назначения досрочной трудовой пенсии по старости специального стажа работы.

В стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, не был включен период работы истца с <дата изъята> по <дата изъята> в должности водителя автобуса 3 класса категории «Д» городского пассажирского регулярного маршрута в Бишкекском пассажирском автопарке <номер изъят>, так как документально не подтверждено основное условие для назначения досрочной трудовой пенсии в соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», а именно занятость а регулярных городских пассажирских маршрутах.

По решению УПФР на дату обращения стаж истца для досрочной пенсии составлял 12 лет 7 месяцев и 13 дней.

Вместе с тем, указание на то, что вышеуказанный период не может быть засчитан в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии, так как документально не подтверждена занятость истца на соответствующих видах работ, не может служить основанием к отказу в удовлетворении требований о зачете спорных периодов в специальный стаж. Доводы истца о его постоянной занятости на указанных работах ничем не опровергнуты.

Указанное решение УПФР нельзя признать законным по следующим основаниям:

Согласно пункту 1 Рекомендаций по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в российскую федерацию из государств - республик бывшего СССР, утвержденных Распоряжение Правления ПФ РФ от 22.06.2004 N 99р основополагающими законодательными актами, устанавливающими с 1 января 2002 г. условия и нормы пенсионного обеспечения, являются Федеральные законы от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".

Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные указанными Федеральными законами, применяются правила международного договора Российской Федерации (пункт 2 статьи 1 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ, пункт 2 статьи 1 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ).

В соответствии с пунктом 2 вышеназванных Рекомендаций к числу международных договоров относится Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от <дата изъята>, которым регулируется пенсионное обеспечение граждан Армении, Беларуси, Казахстана, Киргизии, России, Таджикистана, Туркмении, Узбекистана, Украины.

В силу статьи 1 Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от <дата изъята> пенсионное обеспечение граждан государств - участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.

При этом в соответствии со статьей 3 указанного Соглашения все расходы, связанные с осуществлением пенсионного обеспечения по настоящему Соглашению, несет государство, предоставляющее обеспечение. Взаимные расчеты не производятся, если иное не предусмотрено двусторонними соглашениями.

Согласно статье 6 Соглашения назначение пенсий гражданам государств - участников Соглашения производится по месту жительства. Для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения. Исчисление пенсий производится из заработка (дохода) за периоды работы, которые засчитываются в трудовой стаж. В случае, если в государствах - участниках Соглашения введена национальная валюта, размер заработка (дохода) определяется исходя из официально установленного курса к моменту назначения пенсии.

Статьей 11 Соглашения установлено, что необходимые для пенсионного обеспечения документы, выданные в надлежащем порядке на территории государств - участников Содружества Независимых Государств и государств, входивших в состав СССР или до <дата изъята>, принимаются на территории государств - участников Содружества без легализации.

В соответствии со статьей 19 Конституции РФ равенство прав и свобод гарантируется без какой-либо дискриминации, в том числе независимо от рода и места деятельности.

Согласно части 2 статьи 53 Конституции РФ в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. Федеральный Закон «О трудовых пенсиях в РФ» был призван обеспечивать стабильность достигнутого уровня пенсионного обеспечения и повышения его по мере роста благосостояния трудящихся.

В соответствии с Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 03.06.2004 года, в силу статей 4 часть 2 и 15 часть 1 Конституции РФ правоприменитель обязан руководствоваться принципом верховенства Конституции РФ и исходить из такого толкования подзаконных нормативных актов, которое не может противоречить федеральным законам (статья 115, части 1 и 3 Конституции РФ), то есть при ухудшении положения прав граждан на досрочную пенсию закон не должен иметь обратной силы.

Согласно пункта 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.2005 г. N 25 "О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии", в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 7 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» (пункт 1 статьи 27 и подпункты 7 - 13 пункта 1 статьи 28 названного Закона) периода его работы, подлежащего, по мнению истца, зачету в специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.).

В соответствии с пунктом 5 Рекомендаций по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в российскую федерацию из государств - республик бывшего СССР, утвержденных Распоряжение Правления ПФ РФ от <дата изъята> N 99р для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - участников Соглашения от <дата изъята>, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР.

При этом трудовой стаж, имевший место в государствах - участниках Соглашения от <дата изъята>, приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ (письмо Минтруда России от 29 января 2003 г. N 203-16).

Периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.

При этом периоды работы по найму после <дата изъята> (после вступления в силу Федерального закона от <дата изъята> N 173-ФЗ) могут быть включены в подсчет трудового (страхового) стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность.

Указанные периоды работы на территории государства - участника Соглашения от <дата изъята> подтверждаются справкой компетентных органов названного государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.

В соответствии с Письмом Минтранса РФ от 02.07.1992 года N 13-пр "О порядке подтверждения специального трудового стажа водителей автобусов, трудившихся на регулярных городских пассажирских маршрутах" право на назначение пенсии в связи с особыми условиями труда в соответствии со статьей 12 "к" Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" имеют водители автобусов, постоянно трудившиеся на регулярном городском маршруте в течение полного рабочего времени.

Под полным рабочим временем понимается выполнение работы на таких маршрутах не менее 80 процентов рабочего времени за месяц.

Подтверждение специального трудового стажа возможно на основании следующих документов:

Приказов о назначении на работу водителя автобуса регулярных городских пассажирских маршрутов. Путевых листов.

При отсутствии приказов и путевых листов - справок предприятий с указанием документальных оснований (приказов, лицевых счетов, ведомостей на заработную плату, коллективных договоров и др.).

В автотранспортных предприятиях, расположенных в городах с численностью населения 500 тыс. человек и более, - справка составляется на основании выписки из лицевых счетов (ведомости на заработную плату), так как в соответствии с пунктом 1 "г" приложения N 1 к Постановлению Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 14.12.72 N 322/34 водителям, при работе на городских автобусах регулярных линий, устанавливались повышенные часовые тарифные ставки по сравнению с другими водителями, работающими на автобусах таких же типов.

В автотранспортных предприятиях, расположенных в городах с численностью населения менее 500 тыс. человек, - справка составляется на основании выписок из лицевых счетов (ведомостей на заработную плату) и коллективных договоров, заключенных между администрацией предприятия и профсоюзной организацией. По сложившейся практике показатели, условия и размеры премирования и доплат за работу на регулярных городских пассажирских маршрутах регламентировались коллективными договорами, которые являются документами постоянного хранения. Фактически производимые выплаты отражались в лицевых счетах.

На основании названных документов можно рассчитать фактическое время в часах работы водителя на линии на регулярных городских пассажирских маршрутах за месяц.

При суммированном учете рабочего времени рабочее время, подтверждающее занятость водителей автобусов на регулярных городских пассажирских маршрутах, определяется по итогам месяца.

В рабочее время за месяц включается суммарное время работы на линии на регулярном городском пассажирском маршруте и связанное с этой работой суммарное время на выполнение работ по обеспечению трудовых функций:

- на проведение подготовительно-заключительных работ (до введения условий оплаты труда в соответствии с Постановлением ЦК КПСС, СМ СССР и ВЦСПС от 17.09.86 N 1115 - 18 минут в смену, после введения - по норме, установленной самим предприятием),

- на прохождение предрейсового и послерейсового медицинских осмотров (по норме, установленной предприятием),

- на участие в плановых технических обслуживаниях N 1 и N 2 (фактическое время) и на устранение эксплуатационных неисправностей автобуса, при работе на регулярных городских маршрутах (фактическое).

Время выполнения указанных работ также возможно рассчитать на основании лицевых счетов (ведомостей на заработную плату).

При переводе водителей в связи с производственной необходимостью на работы по ремонту и техническому обслуживанию автомобилей сроком до одного месяца, а также на работы, связанные с массовой перевозкой детей в летние оздоровительные лагеря и загородные детские сады, работы по перевозке трудящихся городских предприятий в колхозы и совхозы для оказания помощи в проведении сельскохозяйственных работ, время, связанное с выполнением таких работ приравнивается к предшествующей работе на регулярном городском маршрутном автобусе.

К городским пассажирским регулярным автобусным маршрутам как виду перевозок в соответствии с действующими нормативными правовыми документами относятся регулярные маршруты, проходящие в пределах черты города, выполняемые автотранспортными средствами с двигателем, предназначенными для перевозок пассажиров, с числом мест для сидения (помимо водителя) более восьми. К регулярным пассажирским перевозкам относятся перевозки, осуществляемые с определенной периодичностью по установленным маршрутам с посадкой и высадкой пассажиров на предусмотренных маршрутом остановках. В этом случае автобус должен отправляться в рейс по расписанию, своевременно проследовать все промежуточные контрольные пункты и прибыть на конечный пункт по расписанию с учетом допустимых отклонений.

В силу ст. ст. 56, 60 Гражданского процессуального кодекса РФ каждая сторона должна доказать обстоятельства на которые ссылается в обоснование своих требований и возражений. Обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.

В силу ст. 66 Трудового кодекса Российской Федерации трудовая книжка является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника.

В силу пункта 6 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2002 года N 555, основным документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца. При отсутствии трудовой книжки, а также в случае, когда в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.

Пунктом 5 Перечня документов, необходимых для установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с Федеральными законами "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", утвержденного Постановлением Министерства труда и социального развития РФ и Пенсионного фонда РФ от 27.02.2002 года №16/19ПА, установлено, что к заявлению гражданина, обратившегося за назначением трудовой пенсии по старости, в соответствии со статьями 27 и 28 Закона от <дата изъята>, в необходимых случаях, в дополнение к документам, предусмотренным в пункте 1 настоящего Перечня, должны быть приложены документы, подтверждающие стаж на соответствующих видах работ. Таким документом является уточняющая справка работодателя о характере и условиях труда работника, подтверждающая его постоянную занятость.

Из трудовой книжки истца следует, что приказом от <дата изъята><номер изъят> истец принят на работу в Бишкекский пассажирский автопарк <номер изъят> токарем 4 разряда, приказом от <дата изъята><номер изъят> с <дата изъята> направлен на курсы водителей категории «Д», приказом от <дата изъята><номер изъят> с <дата изъята> переведен водителем автобуса 3 класса категории «Д» после учкомбината, с <дата изъята> приказом от <дата изъята><номер изъят> истцу присвоена квалификация водителя первого класса, с <дата изъята> приказом <номер изъят> от <дата изъята> на базе автопарка <номер изъят> и автопарка <номер изъят> образован Бишкекский пассажирский автокомбинат, приказом от <дата изъята><номер изъят> Бишкекский пассажирский автокомбинат с <дата изъята> реорганизован в Бишкекский пассажирский автопарк <номер изъят>, приказом от <дата изъята><номер изъят> истец с <дата изъята> уволен в связи с переменой места жительства.

Справкой <номер изъят>, выданной истцу Бишкекским пассажирским автокомбинатом мэрии <адрес изъят> Республики <дата изъята> подтверждается, что истец с <дата изъята> (приказ <номер изъят> от <дата изъята>) был зачислен токарем 4 разряда в Бишкекский пассажирский автопарк <номер изъят>, с <дата изъята> (приказ <номер изъят> от <дата изъята>) истец переведен водителем автобуса 3 класса категории «Д» городской пассажирский регулярный маршрут, с <дата изъята> (приказ от <дата изъята><номер изъят>) истец уволен в связи с переменой места жительства. Бишкекский пассажирский автопарк Постановлением 70/70СП от 22.06.52001 года мэрии <адрес изъят> реорганизован в Бишкекский пассажирский Автокомбинат.

Согласно представленным в материалы дела справкам <номер изъят>, 03-3/2374, <номер изъят>, выданным ФИО1 Бишкекским городским государственным архивом мэрии <адрес изъят><дата изъята>, по документам архивного фонда «Коммунальное предприятие «Бишкекский городской пассажирский автотранспортный комбинат» в лицевых счетах рабочих и служащих Фрунзенского пассажирского а/парка <номер изъят> Министерства автомобильного транспорта и шоссейных дорог Киргизский ССР с января 1986 года по декабрь 1990 года значится ФИО1 с начислениями заработной платы.

В соответствии с подпунктом «г» пункта 1 Типового положения об оплате труда и премировании рабочих автомобильного транспорта, а также транспортно-экспедиционного обслуживания и погрузочно-разгрузочных работ системы автомобильного транспорта, утвержденного Постановлением Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от <дата изъята> N 322/34 для водителей 2 класса, работающих на особо больших одиночных всех назначений городских автобусах регулярных линий в столицах союзных республик и в других городах с численностью населения 500 тысяч человек и более с габаритной длиной автобуса 11,1 - 12,0 метров без прицепа установлены часовые тарифные ставки при семичасовом рабочем дне в размере 94,9 копеек.

При этом согласно пункту 17 Типового положения об оплате труда и премировании рабочих автомобильного транспорта, для водителей автобусов, легковых автомобилей служебного пользования, специальных автомобилей, водителей мотоциклов и мотороллеров, а также кондукторов и проводников автобусов применяется, как правило, повременная или повременно-премиальная оплата труда. Оплата труда водителей-повременщиков, которым установлен нормированный рабочий день, производится по месячной тарифной ставке, исчисленной путем умножения часовой тарифной ставки на среднемесячную норму рабочего времени 173,1 часа, а при неполном месяце работы - по дневным тарифным ставкам, исчисленным путем деления месячной тарифной ставки на количество рабочих дней, предусмотренных графиком работы на данный месяц.

Пунктом 25 Типового положения об оплате труда и премировании рабочих автомобильного транспорта установлено, что водителям 1 класса, работающим на автобусах выплачивается ежемесячная надбавка за классность в размере 15% от установленной тарифной ставки за отработанное в качестве водителя время.

В соответствии с подпунктом «а» пункта 29 Типового положения об оплате труда и премировании рабочих автомобильного транспорта руководителям предприятий и организаций предоставлено право по согласованию с соответствующими комитетами профсоюза устанавливать доплату водителям автобусов при работе без кондукторов - в размере до 3 процентов от общей суммы сданной ими выручки за проданные билеты и абонементные книжки, а также месячные билеты, при условии выполнения обязанностей кондуктора.

Кроме того, пунктом 32 Типового положения об оплате труда и премировании рабочих автомобильного транспорта предусмотрена возможность премирования водителей автобусов за индивидуальные и коллективные результаты работы при выполнении и перевыполнении месячного, дневного, сменного плана (задания) по перевозкам, доходам, выручке, производительности труда, выполнение плана по количеству часов работы на линии; при улучшении эксплуатационных показателей (коэффициентов использования пробега, грузоподъемности, улучшение использования прицепов, сокращение времени простоя автомобилей под погрузкой и разгрузкой и потерь линейного времени); при снижении расходов на содержание подвижного состава; при выполнении графика (расписания) движения для водителей маршрутных такси и графика доставки грузов для водителей грузовых автомобилей.

При этом для водителей автобусов регулярных линий пассажирского сообщения в качестве обязательного показателя премирования устанавливается соблюдение графика (расписания) движения.

Согласно пункту 34 Типового положения об оплате труда и премировании рабочих автомобильного транспорта размеры премий по профессиям и группам рабочих устанавливаются дифференцированно с учетом поставленных перед ними задач и условий производства. Максимальные размеры премий, выплачиваемых рабочим (за исключением водителей и кондукторов автобусов регулярных линий пассажирского сообщения общего пользования, водителей автомобилей-такси, а также водителей грузовых автомобилей, занятых в технологическом процессе на работах, где предусмотрены более высокие предельные размеры) за счет фонда заработной платы, не должны превышать 40 процентов сдельного заработка (для сдельщиков) или тарифной ставки (оклада) за фактически отработанное время (для повременщиков).

Премии, выплачиваемые из фонда заработной платы водителям и кондукторам автобусов регулярных линий пассажирского сообщения общего пользования и водителям автомобилей-такси, предельными размерами не ограничиваются.

Представителем истца был представлен сравнительный анализ заработной платы истца по справкам <номер изъят>, 03-3/2374, <номер изъят>, выданным ФИО1 Бишкекским городским государственным архивом мэрии <адрес изъят><дата изъята> и заработной платы водителей 2 класса, работающих на особо больших одиночных всех назначений городских автобусах регулярных линий в столицах союзных республик и в других городах с численностью населения 500 тысяч человек и более с габаритной длиной автобуса 11,1 - 12,0 метров без прицепа, установленной подпунктом «г» пункта 1 Типового положения об оплате труда и премировании рабочих автомобильного транспорта, утвержденного Постановлением Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от <дата изъята> N 322/34. Из представленного расчета следует, что истец в период работы с <дата изъята> по <дата изъята> водителем автобуса 3 класса категории «Д» городского пассажирского регулярного маршрута в Бишкекском пассажирском автопарке <номер изъят> был постоянно занят в течение полного рабочего дня, не менее 80% рабочего времени, на регулярных городских маршрутах. При этом истцу регулярно выплачивалась премия, для выплаты которой обязательным условием являлось соблюдение графика (расписания) движения.

Типовая инструкция <номер изъят> по охране труда водителя на перевозке людей грузовым автотранспортом, на которую ссылается представитель ответчика в обоснование доводов, что истец не мог быть допущен к осуществлению перевозок людей ввиду отсутствия стажа непрерывной работы водителем не менее трех лет, не может быть применена в данном случае, поскольку она утверждена в 1993 году, а истец работу в качестве водителя автобуса городского пассажирского регулярного маршрута начал с <дата изъята>.

Доводы представителя ответчика о том, что период работы истца в должности водителя автобуса 3 класса категории «Д» городского пассажирского регулярного маршрута в Бишкекском пассажирском автопарке <номер изъят> не может быть полностью включен в специальный стаж истца, дающий права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с тем, что после обучения на курсах водителей истец должен был пройти стажировку в соответствии с Положением о повышении профессионального мастерства и стажировке водителей РД-200-РСФСР-12-0071-86-12, утвержденным Минавтотрансом РСФСР <дата изъята>, не могут быть приняты судом на основании следующего:

Согласно Положению о повышении профессионального мастерства и стажировке водителей РД-200-РСФСР-12-0071-86-12, утвержденного Минавтотрансом РСФСР <дата изъята> стажировка водителей автобусов включает предмаршрутную стажировку и стажировку на маршруте в условиях реального движения. Для лиц, ранее не работавших водителями, закончивших обучение в учебном комбинате, сдавших экзамены в ГАИ и получивших удостоверение на право управления автобусом (категория "Д") продолжительность стажировки составляет 224 часа, из которых 61 час - предмаршрутная стажировка; 163 часа - маршрутная стажировка.

Из имеющейся в материалах дела копии свидетельства <номер изъят>, выданного ФИО4 Фрунзенским учебным комбинатом Министерства автомобильного транспорта и шоссейных дорог Киргизской ССР, следует, что ФИО4 обучался по программе подготовки водителя транспортного средства категории «Д» в период с <дата изъята> по <дата изъята>.

Как следует из трудовой книжки истца и Справки <номер изъят> от <дата изъята>, выданной Бишкекским пассажирским автокомбинатом мэрии <адрес изъят> Республики, ФИО1 переведен водителем автобуса 3 класса категории «Д» с <дата изъята>. При этом, в вышеуказанных документах не имеется записей об увольнении либо переводе истца на другую работу в период с <дата изъята> по <дата изъята>. Таким образом, ФИО4 прошел предусмотренную вышеуказанным Положением стажировку в период с <дата изъята> по <дата изъята> и после ее прохождения уже был официально принят водителем автобуса.

Таким образом, учитывая, что в ходе судебного разбирательства нашло доказательственное подтверждение то обстоятельство, что в период работы с <дата изъята> по <дата изъята> в должности водителя автобуса 3 класса категории «Д» городского пассажирского регулярного маршрута в Бишкекском пассажирском автопарке <номер изъят> истец трудовую деятельность осуществлял в режиме полной занятости в качестве водителя автобуса на регулярных городских пассажирских маршрутах, суд приходит в выводу об обоснованности заявленных исковых требований в части включения в специальный стаж истца периода работы с <дата изъята>.

В соответствии со статьей 19 Федерального закона от <дата изъята> №173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией (каковым считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами), но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

При включении периода работы с <дата изъята> по <дата изъята> в должности водителя автобуса 3 класса категории «Д» городского пассажирского регулярного маршрута в Бишкекском пассажирском автопарке <номер изъят> в специальный стаж, у истца образуется необходимый стаж 20 лет для назначения досрочной трудовой пенсии по достижении возраста 55 лет. Истец, <дата изъята> года рождения, обратился за назначением пенсии <дата изъята>, однако, данное обращение было ранее достижения истцом возраста, необходимого для назначения досрочной трудовой пенсии, следовательно, пенсия истцу должна быть назначена с <дата изъята>.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 194, 198 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее - ГПК РФ), суд

Р Е Ш И Л:

Иск ФИО1 удовлетворить частично.

Признать решение Управления Пенсионного фонда РФ в Советском районе города Казани от <дата изъята><номер изъят> частично незаконным.

Обязать Управление Пенсионного фонда РФ в Советском районе города Казани включить в стаж работы ФИО1, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с работой в качестве водителя автобуса на регулярных городских пассажирских маршрутах период работы с <дата изъята> по <дата изъята> в должности водителя автобуса 3 класса категории «Д» городского пассажирского регулярного маршрута в Бишкекском пассажирском автопарке <номер изъят>.

Обязать Управления Пенсионного фонда РФ в Советском районе города Казани назначить и выплачивать досрочную трудовую пенсию по старости ФИО1 с <дата изъята>.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Татарстан через Советский районный суд города Казани в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья: К.Ю. Потаман