ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-4337/2021 от 28.12.2021 Бийского городского суда (Алтайский край)

УИД22RS0013-01-2021-007580-62

Дело № 2-4337/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

28 декабря 2021 года <...>

Бийский городской суд Алтайского края в составе:

председательствующего: Данилиной Е.Б.,

при секретаре Папковской А.Ю.,

с участием истца ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к ПАО «Сбербанк России» о защите прав потребителя,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратилась в суд с иском к ПАО «Сбербанк России» о защите прав потребителя.

В обоснование требований указано, что ДД.ММ.ГГГГ между ПАО «Сбербанк России» и ФИО1 был заключен кредитный договор на сумму 354 819 руб. В связи с возникшими разногласиями по условиям исполнения банком своих обязательств по настоящему договору, истец обратилась в банк с требованием ознакомить ее с оригиналом кредитного досье, кредитного договора, приходно-кассовых ордеров. Обращение истца банком было проигнорировано, ответа не получено.

На основании изложенного, ссылаясь на Закон «О защите прав потребителей», истец просит суд возложить обязанность на ответчика предоставить оригиналы запрашиваемых документов: кредитного досье по кредитному договору от ДД.ММ.ГГГГ, кредитного договора от ДД.ММ.ГГГГ, приходно-расходных кассовых ордеров; взыскать штраф в размере 50%, взыскать компенсацию морального вреда в размере 10 000 руб.

Истец ФИО1 в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме по обстоятельствам, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика ПАО «Сбербанк России» в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного разбирательства извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в свое отсутствие, что суд считает возможным. В письменном отзыве на исковое заявление представитель ответчика просит в иске отказать.

Выслушав пояснения истца, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно статье 819 Гражданского кодекса Российской Федерации по кредитному договору банк или иная кредитная организация обязуется предоставить денежные средства (кредит) заемщику в размере и на условиях, предусмотренных договором, а заемщик обязуется возвратить полученную денежную сумму и уплатить проценты на нее.

В соответствии с пунктом 2 статьи 857 Гражданского кодекса Российской Федерации банк гарантирует тайну банковского счета и банковского вклада, операций по счету и сведений о клиенте. Сведения, составляющие банковскую тайну, могут быть предоставлены только самим клиентам или их представителям, а также предоставлены в бюро кредитных историй на основаниях и в порядке, которые предусмотрены законом.

В силу статьи 9 Федерального закона Российской Федерации от 26 января 1996 года N 15-ФЗ "О введении в действие части второй Гражданского кодекса Российской Федерации" в случаях, когда одной из сторон в обязательстве является гражданин, использующий, приобретающий, заказывающий либо имеющий намерение приобрести или заказать товары (работы, услуги) для личных бытовых нужд, такой гражданин пользуется правами стороны в обязательстве в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, а также правами, предоставленными потребителю Законом Российской Федерации "О защите прав потребителей" и изданными в соответствии с ним иными правовыми актами.

Подпунктом "д" пункта 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2012 года N 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей" определено, что при отнесении споров к сфере регулирования Закона о защите прав потребителей следует учитывать, что, под финансовой услугой следует понимать услугу, оказываемую физическому лицу в связи с предоставлением, привлечением и (или) размещением денежных средств и их эквивалентов, выступающих в качестве самостоятельных объектов гражданских прав (предоставление кредитов (займов), открытие и ведение текущих и иных банковских счетов, привлечение банковских вкладов (депозитов), обслуживание банковских карт, ломбардные операции и т.п.).

Поскольку ответчик является банком, то к отношениям сторон, возникшим из кредитного договора займа, применимы положения Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей".

В соответствии со статьей 10 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации (п. 1).

Информация о товарах (работах, услугах) в обязательном порядке должна содержать, частности, цену в рублях и условия приобретения товаров (работ, услуг), в том числе при предоставлении кредита размер кредита, полную сумму, подлежащую выплате потребителем, и график погашения этой суммы (п. 2).

Законом Российской Федерации "О защите прав потребителей" установлена обязанность банка до заключения договора о предоставлении услуги/продажи товара предоставить полную информацию в целях обеспечения потребителю возможности ее правильного выбора.

В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 лично оформила заявление – анкету на получение Потребительского кредита с указанием суммы о запрашиваемом кредите в размере 354 819 руб.

ДД.ММ.ГГГГ между Банком и ФИО1 заключен кредитный договор , указанный договор подписан лично ФИО1

ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 предоставлена реструктуризация, подписано дополнительное соглашение между сторонами, график платежей. ФИО1 выдано поручение на перечисление денежных средств со счетов для погашения задолженности по кредитному договору от ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратилась в Банк в связи с изменением даты платежа.

ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратилась в Банк с заявлением об отзыве акцепта на списание со счетов денежных средств в связи с тем, что на указанные счета зачисляется пособие на содержание малолетнего ребенка.

ДД.ММ.ГГГГ указанное обращение удовлетворено Банком, карты отключены от списания.

ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратилась в Банк с заявлением об отказе на обработку, на передачу персональных данных.

На указанное обращение Банком отправлен ответ.

ДД.ММ.ГГГГ Банком зарегистрировано письмо-претензия об ознакомлении ФИО1 с документами, подписанными ею при оформлении кредитного договора. При обращении, ФИО1 выбран вариант предоставления ответа- puch-сообщения на ее контактный номер телефона.

ДД.ММ.ГГГГ на номер контактного телефона ФИО1 () посредством puch-сообщения направлен ответ «Подготовлена копия кредитного договора , история операций по ссудному счету и отчет по карте VISA2480. Банк не предоставляет копию заявления-анкеты на предоставление кредита, расходно-кассовый и приходно-кассовые ордера. Законом не установлена обязанность банка предоставлять копию первоначального графика, если та сторона утратила оригинал. Для получения актуального графика платежей и копии документации рекомендуем обратиться в офис Банка с паспортом и номером обращения (за предоставление взимается плата согласно тарифам банка). Сбербанк».

В судебном заседании истец ФИО1 отрицала факт подписания кредитного договора, заявления на получение кредита, получения денежных средств по кредитному договору, факт обращения в Банк за реструктуризацией, получения каких-либо сообщений от Банка.

После подачи ДД.ММ.ГГГГ письма-претензии ФИО1 в Банк по вопросу получения копий документов не обращалась.

Допустимых доказательств того, что при заключении кредитного договора его копия с приложенными к нему документами не были переданы истцу, либо в их выдаче было отказано, суду не предоставлено.

Истец не лишен права лично обратиться в любое отделение банка с заявлением о выдаче ей копий соответствующих документов, а также расширенной выписки по лицевому счету за интересующий ее период, предоставив банку документ, удостоверяющий ее личность.

В силу положений ст. 11 ГК РФ и ст. 3 ГПК РФ обращаясь в суд, истец должен доказать, что его права или законные интересы были нарушены. Судебной защите подлежит только нарушенное право.

Рассматривая иск в пределах заявленных требований, суд приходит к выводу, что факт нарушения прав и законных интересов истца в ходе судебного заседания не нашел своего подтверждения.

Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Однако в нарушение положений ст. 56 ГПК РФ, истцом не было представлено суду доказательств того, что при личном обращении или обращении представителя в Банк с заявлением о предоставлении полной, информации о порядке заключения кредитного договора, о самом кредите, условиях его возврата, очередности списания денежных средств со счета, то есть сведений, составляющих банковскую тайну, ответчик уклонялся от их предоставления.

С учетом вышеизложенного суд приходит выводу об отсутствии доказательств нарушения прав ФИО1 действиями ответчика, на которого в силу закона возложена обязанность по сохранению банковской тайны в интересах самого клиента.

Правовых оснований для возложения на ответчика обязанности по передаче истцу указанных им в исковом заявлении документов и взыскании компенсации морального вреда, штрафа, не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований ФИО1 отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме в Алтайский краевой суд через Бийский городской суд Алтайского края.

Судья Е.Б. Данилина