ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-433/18 от 15.06.2018 Благовещенского районного суда (Амурская область)

Дело №2-433/2018

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Благовещенск 15 июня 2018 года

Благовещенский районный суд Амурской области в составе:

председательствующего судьи Слепичева К.А.,

при секретаре Курочкиной Ю.Е.,

с участием представителя истца – помощника прокурора Романченко С.В., представителя ответчика по доверенности – ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Благовещенского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Обществу с ограниченной ответственностью «Ковчег» о возложении обязанности приостановить деятельность, обратиться с заявкой о постановке объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, на государственный учет,

У С Т А Н О В И Л:

Благовещенский межрайонный природоохранный прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц – жителей <адрес>, Российской Федерации и муниципального образования <адрес> обратился в суд с иском к ООО «Ковчег» о возложении обязанности приостановить деятельность по нанесению лакокрасочных материалов в ходе производства бытовых электрических приборов в нежилых помещениях, расположенных по адресу: <адрес>, до получения разрешения на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух; возложении обязанности в срок не позднее пяти месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обратиться в министерство природных ресурсов <адрес> с заявкой о постановке объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (стационарных источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух при осуществлении производственной деятельности по адресу: <адрес>), на государственный учет, оформленной по установленной приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ<номер> форме.

В обоснование заявленных требований истец указал, что на основании договора от ДД.ММ.ГГГГ<номер>, заключенного между индивидуальным предпринимателем ФИО5 (арендодатель) и ООО «Ковчег» (арендатор), арендатору переданы административные помещения, расположенные на 2 этаже общей площадью 162,6 кв.м., и помещения теплого склада 1, 2, 3 общей площадью 340 кв.м., которые находятся на 1 этаже двухэтажного нежилого здания по адресу: <адрес>, а также прилегающий к арендуемым помещениям земельный участок с кадастровым номером <номер> площадью не более 2 120 кв.м. По информации генерального директора ООО «Ковчег», данный договор продлен на неопределенный срок. По указанному выше адресу ООО «Ковчег» с мая - июня 2017 года осуществляет деятельность по производству бытовых электрических приборов. Технология производства включает в себя, в том числе, проведение покрасочных работ, для чего на первом этаже находящегося у ООО «Ковчег» в аренде здания оборудовано помещение, которое оснащено вытяжной вентиляцией, обеспечивающей вытяжку паров за пределы помещения на <адрес> посредством трубы.

Росприроднадзором в письме от ДД.ММ.ГГГГ №РН-04-03-27/2839 «О постановке объектов негативного воздействия на государственный учет» разъяснено, что при осуществлении хозяйственной и иной деятельности с использованием зданий, строений, помещений и иных объектов (гаражей), оборудованных вытяжной вентиляцией, стационарным источником выброса загрязняющих веществ в атмосферный воздух является труба вытяжной вентиляции. Деятельность по нанесению лакокрасочных материалов сопровождается выделением (выбросами) загрязняющих веществ в атмосферу, что подтверждается Методикой расчета выделений (выбросов) загрязняющих веществ в атмосферу при нанесении лакокрасочных материалов (по величинам удельных выделений), утвержденной приказом Госкомэкологии РФ от ДД.ММ.ГГГГ<номер>. Таким образом, ООО «Ковчег» является владельцем стационарного источника с организованным выбросом вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и при осуществлении производственной деятельности должно соблюдать законодательство об охране окружающей среды. Вместе с тем, ООО «Ковчег» не проведена инвентаризация выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, образующихся при эксплуатации стационарного источника выбросов, который используется при производстве бытовых электрических приборов. На территории <адрес> территориальным органом специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти в области охраны атмосферного воздуха является управление Росприроднадзора по <адрес>, которое утверждает предельно допустимые выбросы. Вместе с тем, в нарушение действующего законодательства ООО «Ковчег» предельно допустимые выбросы в атмосферный воздух не разрабатывались и не представлялись на утверждение в управление Росприроднадзора по <адрес> для последующего оформления разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ, с запросами о выдаче названного разрешения юридическое лицо в министерство природных ресурсов <адрес> не обращалось. Приведенные обстоятельства свидетельствуют о том, что ООО «Ковчег» допускаются факты незаконного бездействия, выразившиеся в непринятии своевременных и достаточных мер для получения разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух. Данное нарушение создает реальную угрозу ухудшения состояния окружающей среды ввиду бесконтрольного выброса вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух. Тем самым нарушаются права неопределенного круга лиц - жителей <адрес> на благоприятную окружающую среду и ее защиту от негативного воздействия, которые предусмотрены в ст. 11 Федерального закона №7-ФЗ. Так, окружающая среда (земля, воздух и др.), которая обеспечивает благоприятные условия жизни на Земле, является неотъемлемой частью среды обитания человека, поэтому является объектом охраны от загрязнения, а гражданам гарантированно государством право на благоприятную окружающую среду, (ст. 42 Конституции РФ, ст.ст. 1 и 4 Федерального закона №7-ФЗ).

Интересы Российской Федерации нарушены тем, что Российская Федерация осуществляет международное сотрудничество в области охраны атмосферного воздуха, в соответствии с принципами, установленными международными договорами Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха, поэтому не должна допускать трансграничного перемещения вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе, в связи с чем, формирует и проводит единую государственную политику в данной области, устанавливая порядок выдачи разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (ст.ст. 5 и 33 Федерального закона № 96-ФЗ).

Эксплуатируемые ООО «Ковчег» стационарные источники выбросов относятся к объектам IV категории (наличие на объекте стационарных источников загрязнения окружающей среды, масса загрязняющих веществ в выбросах в атмосферный воздух которых не превышает 10 тонн в год, при отсутствии в составе выбросов веществ I и II классов опасности, радиоактивных веществ) - пп. «а» п. 6 раздела IV Критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ<номер>. Поэтому предприятие обязано в установленный срок поставить объекты на государственный учет. Вместе с тем, по сведениям министерства природных ресурсов <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ<номер> и управления Росприроднадзора по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ<номер> от ООО «Ковчег» заявок о постановке объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, на государственный учет не поступало. Соответственно, эти объекты не поставлены на государственный учет. Таким образом, бездействие по обращению с заявками о постановке объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, на государственный учет затрагивает интересы Российской Федерации, <адрес> и муниципального образования <адрес>.

На основании изложенного, просят суд приостановить деятельность ООО «Ковчег» по нанесению лакокрасочных материалов в ходе производства бытовых электрических приборов в нежилых помещениях, расположенных по адресу: <адрес>, до получения разрешения на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух; возложить обязанность в срок не позднее пяти месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обратиться в министерство природных ресурсов <адрес> с заявкой о постановке объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (стационарных источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух при осуществлении производственной деятельности по адресу: <адрес>), на государственный учет, оформленной по установленной приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ<номер> форме.

Представитель истца – помощник Благовещенского межрайонного природоохранного прокурора Романченко С.В. в судебном заседании поддержал заявленные требования, на их удовлетворении настаивал, дополнительно суду пояснил, что подтверждается деятельность ООО «Ковчег», разрешение на которую общество не имеет, деятельность организации негативно влияет на окружающую среду, есть основания для удовлетворения иска. Методикой не предусмотрены объемы выбросов, указывается распространение паров, в любом случае негативное воздействие имеет место быть, любая деятельность должна иметь разрешение, факт бездействия зарегистрирован до проверки прокуратуры, приостановление деятельности реальное основание для этого. Постановка на государственный учет обязательна. Плата, внесенная за 2017 год, подтверждает деятельность по выбросу негативных веществ в воздух. Необходимо учитывать не объем нанесенной краски, а объем выбросов в воздух, на данном источнике выбросы есть, значит это четвертая категория и необходимо встать на государственный учет.

Представитель ответчика ООО «Ковчег» по доверенности – ФИО1 в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований, дополнительно суду пояснил, что истцом не доказан факт выброса с концентрацией, превышающей норму, то есть нельзя определить реальный объем выброса и факторы формирования выбросов. Постановлением Правительства <номер> от ДД.ММ.ГГГГ определены категории, истцом не доказано, что ООО «Ковчег» относится к четвертой категории, согласно статьи 69 закона <адрес> «Об охране окружающей среды» данный объект не подлежит постановке на государственный учет. Проект ПДВ подготовлен, необходимо согласование Роспотребнадзора, Росприроднадзора для определения объема выбрасываемых веществ, порядок контроля в отношении ООО «Ковчег». В апреле 2018 года заключен договор на определение ССЗ, с учетом регламентов указанных служб, общей подготовки необходимо около 5 месяцев для обращения в контролирующие органы. Кроме того, в исковом заявлении указано, что ответчиком не производилась плата за выбросы, хотя за второй квартал 2017 года всё оплачено. Такая мера как приостановление деятельности является крайней, основания для применения ее в данном случае отсутствуют, так как работы по документам ведутся, необходимо время.

Третье лицо министерство природных ресурсов <адрес> в судебное заседание не явились, о дате и времени судебного заседания извещены надлежащим образом, просили рассмотреть дело в отсутствие представителя, представили суду письменный отзыв, согласно которому, на сегодняшний день от ООО «Ковчег» заявления для получения разрешения на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками при производстве бытовых электрических приборов в нежилых помещениях по адресу: <адрес>, от ООО «Ковчег» <номер>) в министерство не поступало, кроме того с заявкой о постановке объекта НВОС (стационарных источников выбросов загрязняющих веществ при производстве бытовых электрических приборов в нежилых помещениях по адресу: <адрес>) на государственный учет ООО «Ковчег» в министерство не обращалось.

Суд в соответствии со ст. 167 ГПК РФ рассмотрел дело в отсутствие не явившихся лиц.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В качестве способа защиты гражданских прав ст. 12 ГК РФ определяет, в частности, пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

Согласно п. 2 ст. 34 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» нарушение требований в области охраны окружающей среды влечет за собой приостановление по решению суда размещения, проектирования, строительства, реконструкции, ввода в эксплуатацию, эксплуатации, консервации и ликвидации зданий, строений, сооружений и иных объектов.

В соответствии с ч. 5 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» при отсутствии разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредные физические воздействия на атмосферный воздух, а также при нарушении условий, предусмотренных данными разрешениями, выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредные физические воздействия на него могут быть ограничены, приостановлены или прекращены в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Указанный порядок ограничения, приостановления или прекращения вредных физических воздействий на атмосферный воздух утвержден постановлением Правительства РФ ДД.ММ.ГГГГ<номер> в Положении об ограничении, приостановлении или прекращении выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на атмосферный воздух.

Пунктом 3 названного Положения предусмотрено, что предписания об ограничении выбросов и вредных физических воздействий до уровня, установленного соответствующими разрешениями, выдаются лицам, имеющим стационарные источники выбросов и вредных физических воздействий, при установлении превышения предельно допустимых выбросов или временно согласованных выбросов, а также предельно допустимых нормативов вредных физических воздействий.

Судом установлено, что на основании договора аренды <номер> от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между ИП ФИО5 «Арендодатель» и ООО «Ковчег» «Арендатор», Арендодатель передает Арендатору в аренду (временное владение и пользование) нежилые помещения: административные помещения, расположенные на 2 этаже общей площадью 162,6 кв.м., и помещения теплого склада 1, 2, 3 общей площадью 340 кв.м., расположенные на первом этаже двухэтажного нежилого здания (далее по тексту - «Здание»), инв. <номер>, находящегося по адресу: <адрес>.

Из выписки ЕГРЮЛ по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ следует, что ООО «Ковчег» зарегистрировано в государственном реестре юридических лиц ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно п. 3.4 указанного договора аренды, Арендатор обязуется соблюдать правила пожарной безопасности, техники безопасности, санитарных правил, а также отраслевых правил и норм, действующих в сфере деятельности Арендатора, правила внутриобъектового и пропускного режима, действующие на территории Арендодателя, а также иные требования и нормы, действующие у Арендодателя (в Здании), при условии, что они своевременно и в полном объеме предоставлены Арендодателем Арендатору. Предоставить необходимые сертификаты, распоряжения, требуемые какими-либо органами власти Российской Федерации или местными властями, касающиеся предмета настоящего Договора.

Из п. 3.6, п. 3.11 договора аренды следует, что Арендатор обязуется не нарушать санитарно-эпидемиологическую обстановку на прилегающей территории и в Здании; и имеет право пользоваться прилегающей к арендуемым Помещениям земельным участком площадью не более 2 120 кв.м. На данной территории возможно размещение сооружений не капитального характера (гаражи, контейнеры и т.п. сооружения). Используемую территорию Арендатор обязан содержать в соответствии с требованием санитарно эпидемиологических требований и установленных органом местного самоуправления правил землепользования.

Из выписок ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ<номер>, от ДД.ММ.ГГГГ б/н, следует, что ФИО5 является правообладателем земельного участка с кадастровым номером <номер> общей площадью 4241+46 кв.м., категории земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для производственной базы, нежилого здания с кадастровым номером <номер>, общей площадью 850,1 кв.м., расположенных по адресу: <адрес>.

Согласно объяснению представителя ООО «Ковчег» – ФИО1, данному помощнику природоохранного прокурора ДД.ММ.ГГГГ, ООО «Ковчег» является арендатором части земельного участка с кадастровым номером <номер> из категории земель населенных пунктов, расположенного по адресу: <адрес>, а также части нежилого помещения, расположенного по тому же адресу, на первом и втором этаже в соответствии с договором аренды от ДД.ММ.ГГГГ, который в настоящее время продолжает свое действие. Непосредственно на первом этаже указанного выше нежилого помещения ООО «Ковчег» с мая - июня 2017 года осуществляется деятельность по производству бытовых электрических приборов. Там же находится помещение, которое с того же периода используется для покраски продукции, оборудованное вентиляцией. При этом применяется специальная термостойкая краска, прошедшая необходимую сертификацию. При проведении ООО «Ковчег» покрасочных работ используется вентиляционная система, которая обеспечивает вытяжку паров за пределы помещения на <адрес>. В настоящее время на основании договора от ДД.ММ.ГГГГ<номер>, заключенного с ООО «Амурская экологическая компания», организовано проведение работ по инвентаризации источников негативного воздействия, расчетов по определению размеров санитарно-защитной зоны, предложения перечня мероприятий по снижению негативного воздействия, оформления проекта организации санитарно-защитной зоны. Окончание данных работ - сентябрь 2018 года.

За весь период деятельности ООО «Ковчег» по указанному выше адресу поступила одна устная претензия, касающаяся неприятного запаха в результате проведения покрасочных работ, от проживающей неподалеку гражданки. После этого ООО «Ковчег» организовало проведение работ по разработке проекта организации санитарно-защитной зоны.

Согласно письму министерства природных ресурсов <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ<номер>, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ указанное юридическое лицо с запросом о выдаче разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками, расположенными по адресу: <адрес>, а также с заявками о постановке объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, с целью получения свидетельства о постановке на государственный учет объекта ОНВОС, в министерство природных ресурсов области на обращалось.

Из письма Росприроднадзора по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ<номер> следует, что ООО «Ковчег» (<номер>) с заявками о выдаче свидетельств о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, с заявлениями об установлении предельно допустимых выбросов для стационарных источников и выдаче разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками в Управление Росприроднадзора по <адрес> не обращалось.

Согласно акту проверки исполнения законодательства об охране атмосферного воздуха от ДД.ММ.ГГГГ, помощником Благовещенского межрайонного природоохранного прокурора Романченко С.В. ДД.ММ.ГГГГ на основании поступившего обращения проведена проверка деятельности общества с ограниченной ответственностью «Ковчег» (ИНН <номер>), в ходе которой установлено, что на основании договора от ДД.ММ.ГГГГ<номер>, заключенного между индивидуальным предпринимателем ФИО5 (арендодатель) и ООО «Ковчег» (арендатор), арендатору переданы административные помещения, расположенные на 2 этаже общей площадью 162,6 кв.м., и помещения теплого склада 1, 2, 3 общей площадью 340 кв.м., которые находятся на 1 этаже двухэтажного нежилого здания по адресу: <адрес>, а также прилегающий к арендуемым помещениям земельный участок с кадастровым номером <номер> площадью не более 2 120 кв.м. По информации генерального директора ООО «Ковчег», данный договор продлен на неопределенный срок. По указанному выше адресу ООО «Ковчег» с мая - июня 2017 года осуществляет деятельность по производству бытовых электрических приборов. Технология производства включает в себя, в том числе, проведение покрасочных работ, для чего на первом этаже находящегося у ООО «Ковчег» в аренде здания оборудовано помещение, которое оснащено вытяжной вентиляцией, обеспечивающей вытяжку паров за пределы помещения на <адрес> посредством трубы. Росприроднадзором в письме от ДД.ММ.ГГГГ №РН-04-03-27/2839 «О постановке объектов негативного воздействия на государственный учет» разъяснено, что при осуществлении хозяйственной и иной деятельности с использованием зданий, строений, помещений и иных объектов (гаражей), оборудованных вытяжной вентиляцией, стационарным источником выброса загрязняющих веществ в атмосферный воздух является труба вытяжной вентиляции. Деятельность по нанесению лакокрасочных материалов сопровождается выделением (выбросами) загрязняющих веществ атмосферу, что подтверждается Методикой расчета выделений (выбросов) загрязняющих веществ в атмосферу при нанесении лакокрасочных материалов (по величинам удельных выделений), утвержденной приказом Госкомэкологии РФ от ДД.ММ.ГГГГ<номер>. Таким образом, ООО «Ковчег» является владельцем стационарного источника с организованным выбросом вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и при осуществлении производственной деятельности должно соблюдать законодательство об охране окружающей среды. В силу ч. 1 ст. 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (далее - Федеральный закон №96-ФЗ) юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие стационарные источники, обязаны обеспечивать проведение инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и разработку предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух. Вместе с тем, ООО «Ковчег» не проведена инвентаризация выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, образующихся при эксплуатации стационарного источника выбросов, который используется при производстве бытовых электрических приборов. В соответствии с ч. 3 ст. 12 Федерального закона №96-ФЗ предельно допустимые выбросы устанавливаются территориальными органами федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды для конкретного стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их совокупности (организации в целом). В нарушение действующего законодательства ООО «Ковчег» предельно допустимые выбросы в атмосферный воздух не разрабатывались и не представлялись на утверждение в управление Росприроднадзора по <адрес> для последующего оформления разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ. На основании ч. 1 ст. 14 Федерального закона №96-ФЗ выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации. Однако у ООО «Ковчег» данный документ отсутствует, с запросами о выдаче названного разрешения юридическое лицо в министерство природных ресурсов <адрес> не обращалось.

Также Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Федеральный закон №7-ФЗ) возлагает на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, которые осуществляют хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, обязанность поставить эти объекты на государственный учет на основании заявки о постановке на государственный учет, которая подается юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями не позднее чем в течение шести месяцев со дня начала эксплуатации указанных объектов (п. 1 и 2 ст. 69.2). В силу ст. 4.2 Федерального закона №7-ФЗ объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, в зависимости от уровня такого воздействия подразделяются на четыре категории. Критерии отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий утверждены постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ<номер> (далее - Критерии). Исходя из указанных критериев, эксплуатируемые ООО «Ковчег» стационарные источники выбросов относятся к объектам IV категории (наличие на объекте стационарных источников загрязнения окружающей среды, масса загрязняющих веществ в выбросах в атмосферный воздух которых не превышает 10 тонн в год, при отсутствии в составе выбросов веществ I и II классов опасности, радиоактивных веществ) - пп. «а» п. 6 раздела IV Критериев. Поэтому предприятие обязано в установленный срок поставить объекты на государственный учет. Вместе с тем, по сведениям министерства природных ресурсов <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ<номер> и управления Росприроднадзора по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ<номер>, от ООО «Ковчег» заявок о постановке объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, на государственный учет не поступало, что является основанием для принятия мер реагирования.

На основании ст. 80 Федерального закона «Об охране окружающей среды», требования об ограничении, о приостановлении или о прекращении деятельности юридических и физических лиц, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, рассматриваются судом или арбитражным судом.

Согласно п. 2 ст. 1065 ГК РФ если причиненный вред является последствием эксплуатации предприятия, сооружения либо иной производственной деятельности, которая продолжает причинять вред или угрожает новым вредом, суд вправе обязать ответчика, помимо возмещения вреда, приостановить или прекратить соответствующую деятельность.

Суд может отказать в иске о приостановлении либо прекращении соответствующей деятельности лишь в случае, если ее приостановление либо прекращение противоречит общественным интересам. Отказ в приостановлении либо прекращении такой деятельности не лишает потерпевших права на возмещение причиненного этой деятельностью вреда.

Приостановление судом деятельности может иметь место в случаях, когда существует реальная возможность ее применить, в результате чего вредоносность будет исключена или наступление отрицательных последствий будет сведено к разумному минимуму.

Согласно разъяснения, данным в п. 7 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ<номер> «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде», по смыслу статьи 1064 ГК РФ, статьи 77 Закона об охране окружающей среды лицо, которое обращается с требованием о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, представляет доказательства, подтверждающие наличие вреда, обосновывающие с разумной степенью достоверности его размер и причинно-следственную связь между действиями (бездействием) ответчика и причиненным вредом. В случае превышения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями установленных нормативов допустимого воздействия на окружающую среду предполагается, что в результате их действий причиняется вред (статья 3, пункт 3 статьи 22, пункт 2 статьи 34 Закона об охране окружающей среды). Бремя доказывания обстоятельств, указывающих на возникновение негативных последствий в силу иных факторов и (или) их наступление вне зависимости от допущенного нарушения, возлагается на ответчика.

В соответствии с п. 27 вышеуказанного Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ<номер>, рассматривая споры об ограничении, приостановлении либо прекращении деятельности, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, суд должен соблюдать баланс между потребностями общества в сохранении благоприятной окружающей среды и обеспечении экологической безопасности, с одной стороны, и решением социально-экономических задач, с другой. При этом суду следует принимать во внимание не только факторы, обеспечивающие нормальную жизнедеятельность людей и организаций (например, применительно к деятельности градообразующих предприятий, теплоэлектроцентралей, очистных сооружений), но и соразмерность последствий прекращения (приостановления, ограничения) деятельности тому вреду окружающей среде, который может наступить как в результате продолжения данной деятельности, так и вследствие ее прекращения.

В соответствии с п. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Рассматривая требование истца о возложении на ответчика обязанности приостановить деятельность по нанесению лакокрасочных материалов в ходе производства бытовых электрических приборов в нежилых помещениях, расположенных по адресу: <адрес>, суд не находит оснований для их удовлетворения, поскольку данное требование заявлено по формальному основанию отсутствия соответствующего разрешения, при этом в обоснование применения данной меры не представлено результатов исследований, подтверждающих размер причиненного ущерба (п. 7 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ<номер>), что не позволяет определить соразмерность ее применения (п. 27 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ<номер>). Кроме того, ответчиком представлено свидетельство о государственной регистрации №RU.67.CO.01.008.E.00567ДД.ММ.ГГГГ от ДД.ММ.ГГГГ, подтверждающее, что материалы лакокрасочные на органоразбавимой основе: материалы кузнечные «Церта», эмаль «Церта-пласт» изготовлена в соответствии с ТУ и соответствует Единым санитарно-эпидемиологическим и гигиеническим требованиям к товарам, подлежащим санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю), утв. Решением Комиссии таможенного союза <номер> от ДД.ММ.ГГГГ раздел 5 главы II. Помимо этого, суд учитывает, что ранее ответчику предписания об ограничении, приостановлении или прекращении вредных физических воздействий на атмосферный воздух уполномоченным органом не выносились, после принятия судом решения по данному спору такая возможность сохранится во внесудебном порядке в соответствии с Положением об ограничении, приостановлении или прекращении выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на атмосферный воздух, утвержденным постановлением Правительства РФ ДД.ММ.ГГГГ<номер>.

Рассматривая требования истца о возложении на ответчика обязанности обратиться с заявкой о постановке объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, на государственный учет, суд приходит к выводу об удовлетворении требований в этой части в силу следующего.

В судебном заседании установлено, что ООО «Ковчег» с мая - июня 2017 года осуществляет деятельность по производству бытовых электрических приборов, сопровождаемую функционированием стационарного источника выбросов загрязняющих веществ при производстве бытовых электрических приборов в нежилых помещениях по адресу: <адрес>, что явилось причиной жалоб жителей данной улицы в прокуратуру и не отрицается ответчиком, который платежным поручением <номер> от ДД.ММ.ГГГГ осуществил оплату в размере 934,78 рублей за выбросы загрязняющих веществ в окружающий воздух стационарными объектами.

В силу статьи 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.

Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.

Выдача разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками, находящимися на объектах хозяйственной и иной деятельности, не подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, осуществляется министерством природных ресурсов <адрес> согласно Административному регламенту, утвержденному приказом министерства от ДД.ММ.ГГГГ<номер>-ОД.

Пунктом 2.6.1. Административного регламента предусмотрено, что для получения разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух заявитель представляет в министерство заявление, оформленное в соответствии с требованиями настоящего Административного регламента. К заявлению необходимо приложить, в том числе и утвержденные в установленном порядке нормативы предельно допустимых выбросов (ПДВ) или лимиты на выбросы (ВСВ) для каждого конкретного стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух хозяйствующего субъекта в целом (включая его отдельные производственные территории) или по отдельным производственным территориям.

В соответствии со ст. 69 Федерального закона от 10.01.2002
№ 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» с ДД.ММ.ГГГГ государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (далее - НВОС),
осуществляется в форме ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.

В силу п. 3 ст. 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность, обязаны поставить на государственный учет принадлежащие им на установленном законом праве объекты НВОС в порядке, установленном статьей 69.2 Федерального закона № 7-ФЗ.

Как предусмотрено пунктом 2 статьи 69.2 Федерального закона №7-ФЗ, постановка на государственный учет объектов НВОС осуществляется на основании заявки о постановке на государственный учет, которая подается юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями не позднее чем в течение шести месяцев со дня начала эксплуатации указанных объектов.

В нарушение указанных норм законодательства, ООО «Ковчег» с заявкой на выдачу разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, и о постановке объекта НВОС (стационарных источников выбросов загрязняющих веществ при производстве бытовых электрических приборов в нежилых помещениях по адресу: <адрес>) на государственный учет в органы постановки на учет не обращалось, в связи с чем, требования истца о возложении на ответчика обязанности обратиться с заявкой о постановке объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, на государственный учет, подлежат удовлетворению. Учитывая, что такая работа ответчиком уже проводится, суд полагает возможным обязать ответчика завершить данную работу в срок не позднее пяти месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Между тем, суд считает необходимым разъяснить ответчику, что в соответствии с п. 5 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» при отсутствии разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредные физические воздействия на атмосферный воздух, полученных в порядке, предусмотренном Административным регламентом министерства природных ресурсов <адрес> по предоставлению государственной услуги по выдаче разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками, находящимися на объектах хозяйственной и иной деятельности, не подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, утвержденным приказом министерства природных ресурсов <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ<номер>-ОД, выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредные физические воздействия на него могут быть ограничены, приостановлены или прекращены в порядке, установленном Положением об ограничении, приостановлении или прекращении выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на атмосферный воздух, утвержденным постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ<номер>.

В соответствии со ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. В случае если иск удовлетворен частично, судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований. Согласно ст. 88 ГПК РФ, государственная пошлина является судебными расходами.

В силу ч. 1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

Поскольку в силу пп. 9 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ истец освобожден от уплаты государственной пошлины, с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в доход местного бюджета за требование неимущественного характера для юридического лица в размере 6 000 (шесть тысяч) рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст.194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Благовещенского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Обществу с ограниченной ответственностью «Ковчег» о возложении обязанности приостановить деятельность, обратиться с заявкой о постановке объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, на государственный учет – удовлетворить в части.

Возложить на Общество с ограниченной ответственностью «Ковчег» (ОГРН <номер>, ИНН/КПП <номер>, адрес: 675520, <адрес>) обязанность в срок не позднее пяти месяцев со дня вступления решения суда в законную силу осуществить постановку на государственный учет в уполномоченном органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с его компетенцией (министерство природных ресурсов <адрес>) объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду (стационарного источника выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух при осуществлении производственной деятельности), находящегося в здании с кадастровым номером <номер>, адрес: <адрес>, назначение: нежилое, наименование: склад с административными помещениями, на земельном участке с кадастровым номером <номер>, в соответствии со ст. 69.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

Разъяснить Обществу с ограниченной ответственностью «Ковчег» (ОГРН <номер>), что в соответствии с п. 5 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» при отсутствии разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредные физические воздействия на атмосферный воздух (полученных в порядке, предусмотренном Административным регламентом министерства природных ресурсов <адрес> по предоставлению государственной услуги по выдаче разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками, находящимися на объектах хозяйственной и иной деятельности, не подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, утвержденным приказом министерства природных ресурсов <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ<номер>-ОД), выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредные физические воздействия на него могут быть ограничены, приостановлены или прекращены в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (Положение об ограничении, приостановлении или прекращении выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на атмосферный воздух, утвержденное постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ<номер>).

В удовлетворении остальной части требований – отказать.

Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Ковчег» (ОГРН <номер>, ИНН/КПП <номер>, адрес: 675520, <адрес>) в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 6 000 (шесть тысяч) рублей, от уплаты которой при обращении в суд истец был освобожден на основании пп. 9 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ.

Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Благовещенский районный суд <адрес> в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий:

Решение суда в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ.