Дело №2-433/2019
(УИД 27RS0001-01-2018-010768-79)
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
06 мая 2019 года г.Хабаровск
Краснофлотский районный суд города Хабаровска в составе:
председательствующего судьи Сенченко П.В.,
при секретаре судебного заседания Серченко И.Г.,
с участием помощника прокурора Краснофлотского района г.Хабаровска Кужугет А.С., представителя ответчика Департамента муниципальной собственности администрации города Хабаровска – Кутоновой В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Краснофлотского района города Хабаровска в интересах Городского округа «Город Хабаровск» к Департаменту муниципальной собственности администрации города Хабаровска о признании права муниципальной собственности на бесхозяйное недвижимое имущество, понуждении к совершению действий,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Краснофлотского района г.Хабаровска в интересах Городского округа «Город Хабаровск» обратился в Центральный районный суд г.Хабаровска с иском к Департаменту муниципальной собственности администрации г.Хабаровска (далее - ДМС администрации г.Хабаровска) о признании права муниципальной собственности на бесхозяйное недвижимое имущество, понуждении к совершению действий. В обоснование иска указано, что прокуратурой Краснофлотского района г.Хабаровска выявлено нарушение действующего законодательства при содержании бесхозяйных объектов жилищно-коммунального хозяйства. Установлено, что по ул. **** расположена сеть наружной хозяйственно-бытовой канализации, протяженностью 88 м. с инв. № ..., поставленная на учет в качестве бесхозяйного имущества *** за номером .... В соответствием с решением Хабаровской городской Думы от 29.11.2016 № 452 «Об утверждении Положения о департаменте муниципальной собственности администрации города Хабаровска» департамент является структурным подразделением администрации города Хабаровска с правами юридического лица, осуществляющим в пределах своих полномочий управление и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности, осуществляет прием в муниципальную собственность объектов недвижимого и движимого имущества, включая инженерные сети. В соответствии с п. 3 ст. 225 ГК РФ ДМС администрации г.Хабаровска обратился с заявлением в Управление Росреестра по Хабаровскому краю о принятии на учет как бесхозяйного имущества объекта недвижимости, объект принят на учет в качестве бесхозяйного объекта недвижимости. Распоряжением Администрации города Хабаровска от 12.08.2016 № 471-р «Об утверждении порядка взаимодействия структурных подразделений администрации города при приеме в муниципальную собственность бесхозяйных объектов инженерной инфраструктуры города» определен порядок принятия в муниципальную собственность бесхозяйных объектов недвижимости (далее Порядок). Пунктами 8, 9, 10 Порядка установлено, что по истечении 1 года нахождения объекта на учете в Управлении Росреестра по Хабаровскому краю департамент муниципальной собственности приступает к работе с судебными органами с целью принятия ими решения о признании права муниципальной собственности на объекты и по мере получения решений судебных органов регистрирует право муниципальной собственности на объекты в Управлении Росреестра по Хабаровскому краю. После регистрации права муниципальной собственности на объекты департамент передает их организациям-сетедержателям в соответствующие виды пользования с учетом требований Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции». На сегодняшний день истекло более одного года со дня постановки объекта недвижимости на учет. ДМС администрации г.Хабаровска до настоящего времени не принято мер к обращению с иском в суд о признании права муниципальной собственности на указанный объект недвижимости, регистрации права муниципальной собственности и определения организации-сетедержателя объекта, в результате чего содержание объекта должным образом не осуществляется, происходит ухудшение его качества. Наличие бесхозяйных объектов на территории Краснофлотского района г. Хабаровска, особенно учитывая их специфику и природные климатические условия, нарушает права и интересы неопределённого круга лиц, может привести к возникновению аварийных ситуаций и нарушению прав граждан. Просит суд: признать право муниципальной собственности Городского округа «Город Хабаровск» на объект недвижимого имущества - сеть наружной хозяйственно-бытовой канализации, протяженность: 88 м., месторасположение: ул. ****.Хабаровска, кадастровый номер: ...; обязать ДМС администрации г.Хабаровска в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, провести работы по принятию объекта недвижимого имущества - сеть наружной хозяйственно-бытовой канализации, протяженность: 88 м., месторасположение: ****, кадастровый номер: ****, в муниципальную собственность и определению организации-сетедержателя объекта.
Определением Центрального районного суда г.Хабаровска от 25.01.2019г. гражданское дело передано по подсудности в Краснофлотский районный суд г.Хабаровска
Определением от 15.03.2019г. в порядке ст. 43 ГПК РФ к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление энергообеспечения, топлива, инженерных коммуникаций администрации г.Хабаровска, МУП г.Хабаровска «Водоканал».
В судебном заседании помощник прокурора Кужугет А.С. пояснила, что согласно заявлению прокурора района поддерживает требование о признании права муниципальной собственности на бесхозяйный объект недвижимости, требование о возложении обязанностей на ДМС администрации г.Хабаровска прокуратурой не поддерживается, при этом на вопросы суда о рассмотрении принятого к производству суда требования о возложении обязанностей пояснила, что от этого требования прокурор района не отказывается. По существу требований о признании права муниципальной собственности поддержала доводы, изложенные в исковом заявлении.
В судебном заседании представитель ответчика ДМС администрации г.Хабаровска - Кутонова В.А. пояснила о согласии с требованием прокурора о признании права муниципальной собственности на бесхозяйный объект недвижимости, в отношении требований иска о возложении обязанностей указала о нецелесообразности его рассмотрения, в связи с чем в его удовлетворении надлежит отказать. Также пояснила, что указанный прокурором срок недостаточен, так как они не могут отвечать за сроки рассмотрения заявления Росреестром и за сроки получения решения суда, заверенное электронно-цифровой подписью. Поддержала доводы отзыва, согласно которым в соответствии с распоряжением администрации города Хабаровска от 12.08.2016 № 471-р «Об утверждении порядка взаимодействия структурных подразделений администрации города Хабаровска при приеме в муниципальную собственность бесхозяйных объектов инженерной инфраструктуры» до принятия в муниципальную собственность объекта недвижимости орган местного самоуправления обязан определить организацию-сетедержателя, сети которой непосредственно соединены с указанными бесхозяйными сетями, или единую снабжающую организацию. Так как сети поставлены на учет как бесхозяйные, то они уже находятся на обслуживании у соответствующего предприятия. Требование о проведении работ по принятию сетей в муниципальную собственность является не целесообразным в связи с тем, что признание права муниципальной собственности осуществляется по решению суда регистрирующим органом - Росреестром. В настоящее время действует исключительно электронный документооборот между органом местного самоуправления и Росреестром, документы для государственной регистрации прав на недвижимость подаются исключительно в электронном виде. Согласно Приказу Минэкономразвития от 15.03.15 № 127 документы, необходимые для государственной регистрации прав, предоставляются в форме электронных документов, подписанных электронной подписью. Работы по принятию в собственность сетей не проводятся.
В судебное заседание представитель третьего лица МУП г.Хабаровска «Водоканал» не явился. О месте и времени судебного заседания извещался своевременно и надлежащим образом. В поступившем ходатайстве просил о рассмотрении дела в их отсутствие. Согласно представленному отзыву на иск сообщает, что канализационная сеть, протяженностью 88 м, местоположение: **** передана МУП г.Хабаровска «Водоканал» на техническое содержание согласно постановления Администрации г.Хабаровска от 29.01.2018 №192. На сегодняшний день данная сеть на праве хозяйственного ведения не закреплена за МУП г.Хабаровска «Водоканал».
В судебное заседание представитель третьего лица Управления энергообеспечения, топлива, инженерных коммуникаций администрации г.Хабаровска не явился. О месте и времени судебного заседания извещался своевременно и надлежащим образом. О причинах неявки суду не сообщал, об отложении судебного заседания не просил.
С учетом указанных обстоятельств, суд в соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся представителей третьих лиц.
Суд, выслушав помощника прокурора, представителя ответчика, изучив материалы дела, приходит к следующему.
В силу ч. 3 ст. 218 Гражданского кодекса РФ, в случаях и в порядке, предусмотренных Гражданским кодексом РФ, лицо может приобрести право собственности на имущество, не имеющее собственника, на имущество, собственник которого неизвестен, либо на имущество, от которого собственник отказался или на которое он утратил право собственности по иным основаниям, предусмотренным законом.
Согласно ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался. Безхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки безхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
В соответствии со ст. 290 ГПК РФ заявление о признании права муниципальной собственности на безхозяйную недвижимую вещь подается в суд по месту ее нахождения органом, уполномоченным управлять муниципальным имуществом.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии со ст.ст. 1, 21 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, в том числе, органами местного самоуправления и их должностными лицами.
Как следует из материалов дела, прокуратурой Краснофлотского района г.Хабаровска при проведении проверки исполнения законодательства при содержании бесхозяйных объектов жилищно-коммунального хозяйства выявлено, что в отношении поставленного на учет в органе Росреестра в качестве бесхозяйного объекта недвижимости - сеть наружной хоз.бытовой канализации, протяженность 88 м, месторасположение: ул. ****, кадастровый номер: ..., по истечении года не принимаются меры по обращению ее в муниципальную собственность и определению организации-сетедержателя.
Согласно выписке ЕГРН от ***. - сеть наружной хоз.бытовой канализации, протяженность 88 м, местоположение: ****, является объектом недвижимости, объект ***. поставлен на кадастровый учет, присвоен кадастровый номер .... Из указанной выписки также следует, что ***. объект недвижимости принят на учет в качестве бесхозяйного и продолжает состоять в качестве такового, правопритязаний других лиц и права собственности на него не зарегистрировано.
Согласно информации КГБУ «Хабкрайкадастр» от <данные изъяты> на инженерную сеть права собственности до ***. не регистрировались.
Согласно ответу ДМС администрации г.Хабаровска от ... указанная инженерная сеть в реестре муниципального имущества не числится, поставлена на учет в качестве бесхозяйной. В судебном заседании представитель ответчика также подтвердила обстоятельства отсутствия регистрации муниципальной собственности на объект и включения его в реестр муниципальной собственности на момент рассмотрения иска.
В судебном заседании установлено, что на момент рассмотрения гражданского дела в суде истек один год с момента постановки спорного объекта недвижимости на учет в качестве безхозяйного имущества, права в отношении указанного объекта недвижимости иными лицами не предъявлены, перечисленные обстоятельства в совокупности свидетельствуют об отсутствии собственника этой инженерной сети коммунального хозяйства, т.е. о ее бесхозяйности. Вместе с тем, указанная инженерная сеть до настоящего времени в муниципальную собственность в установленном порядке не обращена.
При этом, указанными нормами действующего законодательства муниципальное образование названо единственным субъектом права, имеющим полномочие на обращение бесхозяйного объекта недвижимости в свою собственность. Согласно ч. 2 ст. 290 ГПК РФ суд, признав, что недвижимая вещь не имеет собственника или собственник недвижимой вещи неизвестен и она принята на учет в установленном порядке, принимает решение о признании права муниципальной собственности либо собственности города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя на эту вещь.
С учетом изложенных норм права и установленных обстоятельств, указывающих на бесхозяйность выявленной сети наружной хоз.бытовой канализации, поскольку с момента учета ее в качестве бесхозяйной прошло более года, суд полагает исковые требования прокурора о признании на нее права муниципальной собственности обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Доводы о том, что прокурором не поддерживается исковое требование о возложении обязанностей о проведении работ по принятию объекта недвижимости в муниципальную собственность и определению организации-сетедержателя, судом не могут быть приняты в качестве условия для не рассмотрения судом этого искового требования, принятого к производству суда, поскольку процессуальным законом такие основания для не рассмотрения заявленного требования не предусмотрены. В случае отсутствия необходимости поддержания заявленного требования процессуальным законом предусмотрена процедура отказа истца от этого требования. В отсутствие выражения истцом отказа от части исковых требований и принятия такого отказа судом в установленном порядке, суд обязан в соответствии с требованиями процессуального закона, в т.ч. согласно ст. 196, 198 ГПК РФ, дать оценку всем заявленным исковым требованиям с принятием по ним соответствующего решения.
Рассматривая исковое требование о возложении на ответчика обязанностей о проведении работ по принятию объекта недвижимости в муниципальную собственность и определению организации-сетедержателя, суд приходит к следующим выводам.
Как установлено в судебном заседании, по истечении года в отношении поставленного 20.11.2017г. на учет в органе Росреестра в качестве бесхозяйного объекта недвижимости соответствующим уполномоченным органом муниципального образования не приняты меры по обращению его в муниципальную собственность и последующему закреплению объекта за соответствующим сетедержателем. При этом суд учитывает, что согласно постановлению администрации г.Хабаровска от 29.01.2018г. №192 бесхозяйная сеть хоз.бытовой канализации передана на содержание и техническое обслуживание МУП г.Хабаровска «Водоканал» только на период проведения процедуры приема имущества в муниципальную собственность.
Вместе с тем, полномочия органов местного самоуправления в сфере водоотведения установлены положениями п. 4 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и положениями Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», в т.ч. его ст. 6. Аналогичные нормы закреплены в Уставе городского округа "Город Хабаровск" (ст.ст. 9, 9.2).
Из анализа содержания установленных указанными Федеральными законами и муниципальным актом полномочий органов местного самоуправления их взаимосвязи следует, что нормами действующего законодательства организация надлежащего обеспечения водоотведения в муниципальном образовании, в т.ч. в случае неисполнения своих обязательств соответствующими сетедержателями, является обязанностью органа местного самоуправления.
В соответствии с действующими в муниципальном образовании муниципальными нормативными правовыми актами обязанности по осуществлению мероприятий по принятию в муниципальную собственность бесхозяйных инженерных сетей и передаче их соответствующим сетедержателям возложены на ДМС администрации г.Хабаровска.
Так, в соответствием подп. «д», «ж» п. 2.1 Положения о департаменте муниципальной собственности администрации города Хабаровска, утвержденного Решением Хабаровской городской Думы от 29.11.2016 № 452, ДМС администрации г.Хабаровска осуществляет прием в муниципальную собственность объектов недвижимого и движимого имущества, включая инженерные сети, в установленном законом порядке проводит государственную регистрацию права муниципальной собственности на объекты нежилого фонда, объекты инженерной инфраструктуры и жилого фонда.
Согласно ст. 6 Положения о порядке управления, владения, пользования и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа "Город Хабаровск", утвержденного Решением Хабаровской городской Думы от 22.03.2005 N 51, ДМС администрации г.Хабаровска является органом администрации г.Хабаровска, осуществляющим в пределах своих полномочий управление и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности.
В соответствии требованиями п. 8, 9, 10 Порядка взаимодействия структурных подразделений администрации города при приеме в муниципальную собственность бесхозяйных объектов инженерной инфраструктуры города, утвержденного Распоряжением Администрации города Хабаровска от 12.08.2016 N 471-р, на ДМС администрации г.Хабаровска возложены обязанности по истечении установленного срока (1 год) нахождения объекта на учете в Управлении Росреестра по Хабаровскому краю приступить к работе с судебными органами с целью принятия ими решения о признании права муниципальной собственности на объекты. По мере получения решений судебных органов Департамент регистрирует право муниципальной собственности на объекты в Управлении Росреестра по Хабаровскому краю. После регистрации права муниципальной собственности на объекты Департамент передает их организациям-сетедержателям в соответствующие виды пользования с учетом требований Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Возражения ответчика в отношении заявленных исковых требований о возложении обязанностей судом приняты быть не могут, поскольку непринятие ответчиком мер по исполнению возложенных на него нормативными актами обязанностей нарушает требования законодательства. При этом, обращение прокурора с иском осуществлено в соответствии с полномочиями, предусмотренными ч.1 ст.45 ГПК РФ, Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации», а заявленные им требования о возложении обязанностей не ущемляют самостоятельности органов местного самоуправления в решении вопросов местного значения, направлены только на понуждение ответчика исполнить возложенные на него нормативными правовыми актами обязанности.
Принимая во внимание признание судом права муниципальной собственности на бесхозяйный объект недвижимого имущества, учитывая указанные нормы права, определяющие обязанности ответчика осуществить принятие бесхозяйных сетей водоотведения в муниципальную собственность и передать их соответствующей организации-сетедержателю, и установленные обстоятельства неосуществления этих обязанностей, суд приходит к выводам об удовлетворении искового требования прокурора о возложении на ДМС администрации г.Хабаровска обязанности проведения работ по принятию бесхозяйного объекта недвижимого имущества в муниципальную собственность и определению организации-сетедержателя объекта.
Учитывая требования ч. 2 ст. 206 ГПК РФ, поскольку на исполнение возлагаемой решением суда обязанности объективно требуется время, суд полагает согласиться с заявленным в иске сроком и установить срок для исполнения обязанности - один месяц со дня вступления решения в законную силу, который является разумным и исполнимым. Доводы представителя ответчика о необходимости установлении большего срока ввиду длительности получения решения суда и проведения регистрации судом отклоняются, как носящие вероятностный неподтвержденный характер судом не учитываются, как носящие вероятностный и неподтвержденный характер, что не лишает возможности обращения в случае необходимости за отсрочкой исполнения.
Руководствуясь ст.ст. 194-199, 206 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Краснофлотского района города Хабаровска в интересах городского округа «Город Хабаровск» к Департаменту муниципальной собственности администрации города Хабаровска о признании права муниципальной собственности на бесхозяйное недвижимое имущество, понуждении к совершению действий - удовлетворить.
Признать право муниципальной собственности на бесхозяйный объект недвижимого имущества – сеть наружной хоз.бытовой канализации, протяженность 88 м., месторасположение: г.Хабаровск, по ул****, кадастровый номер ... - за муниципальным образованием «Городской округ «Город Хабаровск».
Обязать Департамент муниципальной собственности администрации города Хабаровска в течение месяца со дня вступления решения в законную силу провести работы по принятию объекта недвижимого имущества – сеть наружной хоз.бытовой канализации, протяженность 88 м., месторасположение: г****, кадастровый номер ..., в муниципальную собственность и определению организации-сетедержателя объекта.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Хабаровский краевой суд через Краснофлотский районный суд г. Хабаровска в течение месяца со дня составления мотивированного решения.
Дата составления мотивированного решения – 13 мая 2019 года.
Председательствующий П.В.Сенченко