ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-433/20 от 15.10.2020 Каргапольского районного суда (Курганская область)

Дело № 2-433/2020

УИД 45RS0006-01-2020-000674-93

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

р.п. Каргаполье 15 октября 2020 г.

Каргапольский районный суд Курганской области в составе:

председательствующего судьи Киселевой Н.С.,

при секретаре судебного заседания Корчагиной И.Н.,

с участием представителя истца прокурора Путькова И.Ю.,

истца ФИО1, её представителя ФИО2,

представителя ответчика ФИО3,

представителя третьего лица ФИО4,

рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Курганского транспортного прокурора в интересах ФИО1 к Открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» о признании действий незаконными, возложении обязанностей,

у с т а н о в и л:

Курганский транспортный прокурор обратился в суд с иском в интересах ФИО1 к ОАО «Российские железные дороги» о признании действий незаконными, возложении обязанностей.

В обоснование иска указав, что Курганским транспортным прокурором по обращению ФИО1 проведена проверка по факту ограничения режима потребления электрической энергии в отношении принадлежащих ей объектов, в ходе которой выявлены нарушения законодательства об электроснабжении, о предоставлении жилищно-коммунальных услуг в деятельности Курганского отдела Южно-Уральской дирекции по энергообеспечению - структурного подразделения Трансэнерго - филиала ОАО «РЖД».

Проверкой установлено, что ОАО «РЖД» является сетевой организацией в отношении домовладения, расположенного по адресу: <адрес> собственником которого является ФИО1 Предоставление услуг по передаче электрической энергии осуществляет Курганский линейный отдел Южно-Уральской дирекции по энергоснабжению - структурного подразделения «Трансэнерго» - филиала ОАО «РЖД» (далее - Курганский линейный отдел). Балансодержателем электрической сети является Шадринская дистанция электроснабжения - структурное подразделение Южно-Уральской дирекции по энергоснабжению - структурного подразделения «Трансэнерго» филиала ОАО «РЖД» (далее - Шадринская дистанция электроснабжения).

АО «ЭК «Восток» является гарантирующим поставщиком в отношении потребителя ФИО1

Ранее к электрической сети посредством отдельного технологического присоединения были также подключены надворные постройки, расположенные на земельном участке - гараж.

Согласно акту от 25 декабря 2019 года представителем сетевой организации ОАО «РЖД» введено ограничение режима потребления электрической энергии в отношении надворных построек указанного потребителя. В качестве основания для введения ограничения потребления электрической энергии указаны Правила № 354.

Договор электроснабжения с ФИО1 заключен в соответствии со статьями 539, 540 Гражданского кодекса Российской Федерации. Согласно информации АО «ЭК «Восток», являющейся гарантирующим поставщиком, в рамках договора электроснабжения, заключенного с ФИО1 расчетными являлись 2 прибора учета электроэнергии, согласно показаниям, которых осуществлялась плата за предоставление коммунальных услуг. Потребителем добросовестно исполнялись договорные обязательства с учетом наличия двух приборов.

Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные Постановлением Правительства от 6 мая 2011 года № 354 (далее - Правила предоставления коммунальных услуг), содержат исчерпывающий перечень оснований для введения ограничения или приостановления предоставления коммунальных услуг, установленных п.п. 115, 117.

При этом обстоятельства, являющиеся основанием для введения ограничения или приостановление предоставления коммунальных услуг, предусмотренные в п.п. 115, 117 Правил предоставления коммунальных услуг, в ходе обследования объектов электросетевого хозяйства должностными лицами Курганского линейного отдела, Шадринской дистанции электроснабжения не установлены. Таким образом, в акте об ограничении режима потребления электрической энергии конкретные основания не указаны.

В адрес потребителя направлено уведомление от Курганского линейного отдела о нарушении порядка технологического присоединения от 22 октября 2019 года, что послужило причиной отключения электроснабжения надворных построек потребителя ФИО1 При этом, уведомление фактически подписано неуполномоченным работником электромонтером, который не является должностным лицом.

Исходя положений ч. 1 ст. 26 Федерального закона «Об электроэнергетике» в части однократного характера технологического присоединения потребителя означает запрет повторного технологического присоединения энергопринимающих устройств, которые уже надлежащим образом технологически присоединены.

Считает, что, запрет на осуществление технологического присоединения отдельно двух объектов, находящихся на одном участке, законодательно не закреплен. Отключение электроснабжения надворных построек потребителя электроэнергии ФИО1 произведено в нарушение действующего законодательства, при отсутствии надлежащих оснований.

Просит суд, признать действия работников ОАО «РЖД» по ограничению электроснабжения надворных построек ФИО1, расположенных по адресу: <адрес>, незаконными; обязать ОАО «РЖД» восстановить электроснабжение надворных построек ФИО1, расположенных по адресу: <адрес>

При рассмотрении дела исковые требования были уточнены в порядке положения ст. 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. Уточненные исковые требования были приняты судом.

В окончательном виде, просит суд, признать действия работников ОАО «РЖД» по ограничению электроснабжения надворных построек ФИО1, расположенных по адресу: <адрес> незаконными; обязать ОАО «РЖД» в течение месяца со дня вступления в законную силу решения суда восстановить электроснабжение надворных построек ФИО1, расположенных по адресу: <адрес>.

В судебном заседании прокурор Путьков И.Ю. исковые требования поддержал, по доводам, изложенным в уточненном иске, просил их удовлетворить.

Истец ФИО1 на исковых требованиях настаивала, пояснила, что с 1991 года живет в <адрес>. При вселении, квартира и гараж были подключены к электричеству. Самостоятельно гараж к электричеству она не подключала. Электроэнергия была подключена к гаражу при сдаче объекта. У неё два прибора учета электрической энергии, в квартире и в гараже по которым она производит оплату, задолженности не имеет. В доме она проживает около 30 лет, за это время ежегодно проводились проверки приборов учета, и была их замена. Никаких нареканий не было, никто не говорил, что гараж подключен неправильно. Документы, составленные в ходе проверок, ей не выдавались. Считает, что ее никто надлежащим образом не уведомлял о возможном ограничении подачи электрической энергии. Об отключении электроэнергии она узнала позже, когда пошла в гараж, а там не было света.

Представитель ФИО1 - ФИО2, действующий по устному ходатайству, на исковых требованиях настаивал, пояснил, что к маме пришла сотрудник ОАО «РЖД», сказала, что поступил приказ, её будут отрезать от электричества, от основного счетчика, подала нечитаемую бумагу, просила в ней расписаться. Он при этом присутствовал, сказал, что это не является документом, это грязная бумажка, кому она предназначается непонятно, просил прислать её должным образом, с уведомлением, после этого они будут с ними разговаривать. Работник ОАО «РЖД» затолкала бумагу в почтовый ящик и ушла. Уведомление от 22 октября 2019 года он получил в Ростехнадзоре самостоятельно, так как первоначальное уведомление было нечитаемое, черного цвета. Письмо из ОАО «РЖД» от 30 июня 2020 года, он получал. Он звонил начальнику Департамента по работе с физическими лицами ОАО «РЖД» Шаляпиной, объяснил, что это не является предложением о перезаключении договора по техническим условиям. Предложение не приемлемо, потому что технически не может быть осуществлено. На день сдачи дома и надворных построек в эксплуатацию в 1991 году действовали Правила пользования электрической и тепловой энергией № 310. Эти правила полностью определяли порядок подключения, порядок подачи электрического напряжения и всех остальных вопросов, а также взаимодействие между потребителем и энергоснабжающей организацией. Для того, чтобы установить неправильность технологического присоединения, ответчик должен был прислать соответствующего специалиста, который бы измерил проводники, их состояние, проверил входы, на основании этого мог бы дать заключение. Считал, что заключение, не прерогатива пользователя, пользователь должен использовать только то, что ему разрешил гарантирующий поставщик или иная организация. Считал, что к электроэнергии подключена не надворная постройка, а земельный участок. Регистрация надворных построек, как объекта недвижимости в 1991 году не требовалось. Застройщиком дома являлся Кособродский ДОЗ. У потребителя не может быть документов по технологическому присоединению дома. Процедура технологического присоединения жилого дома и надворных построек Кособродским ДОЗ была соблюдена.

Представитель ответчика ФИО3, действующая на основании доверенности, с исковыми требованиями не согласилась по доводам, изложенным в отзыве и дополнению к отзыву на иск (л.д. 90-98, 127-133). В дополнении пояснила, что на основании заявления Кособродского ДОЗа были согласованы условия технологического присоединения энергоснабжения жилого дома по <адрес>, без указания о подключении к электроснабжению надворных построек. Подключением дома к электроснабжению занималось МПС, ОАО «РЖД» является его правопреемником со всеми обязательствами. Акт о технологическом присоединении не составлялся. Считает, что процедура технологического присоединения, установленная действующими на тот момент Правилами № 310, в отношении жилого дома Кособродским ДОЗом была соблюдена, в отношении надворных построек нет. Предположила, что по просьбе истца работниками ОАО «РЖД» могло быть произведено подключение гаража. По самовольному подключению надворных построек истца, проверка не проводилась. Основанием для ограничения режима потребления электроэнергии к надворной постройке истца явилось нарушение характеристик технического присоединения, определенных в Правилах № 442. Уведомление о неправильном технологическом присоединении было вручено лично истцу, но она отказалась его получить, и оно было опущено в почтовый ящик. Уведомление было подписано от имени заместителя начальника Ч. - Г. по его устному распоряжению, данного по телефону. В акте о введении режима ограничения имеется ссылка на нарушение Правил № 354, так как там дано понятие «домовладение», в действительности, истцом нарушен абзац 5 п. 2 Правил № 442 «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления энергии». Никаких аварийных ситуаций, иных последствий в связи с подсоединением гаража истца для ОАО «РЖД» за 30 лет не было. Считает, что запрет на установление двух технологических вводов в отношении одного домовладения установлен совокупностью норм, Правилами № 354 и Федеральным законом «Об электроэнергетики». Если бы истец сейчас обратилась за подключением надворных построек, то ей бы отказали, так как Федеральным законом «Об электроэнергетики», установлено условие на однократность технологического присоединения. Мощность 4,5 кВт которая была предусмотрено проектом, распределены на квартиру и гараж, за большей мощностью потребитель не обращалась. В настоящее время потребитель вправе обратиться за увеличением мощности своей квартиры в целях присоединения к внутридомовой электрической сети. Дополнительных электроустановок не требуется. При отключении от электроснабжения истца проверка не проводилась, мощность не замерялась, было установлено две точки, посчитали, что технологически подсоединение неправильное и ввели ограничения.

Представитель третьего лица АО «ЭК «Восток» ФИО4, действующая на основании доверенности, поддержала требования прокурора, полагала, что уведомление о введении режима ограничения было ненадлежащим образом оформлено и вручено потребителю. Не согласилась с мнением ответчика в отзыве, что АО «ЭК Восток» приняла акты без возражений, подтвердив правомерность присоединение гаража при сохранении электроснабжения всего домовладения. Нигде в нормативных актах не указано, что гарантирующий поставщик должен представлять возражения на акты сетевой организации и подтверждать правомерность или неправомерность сетевой организации. Задолженности по оплате коммунальных услуг (электроэнергии) у истца не имеется, начисления производились по двум приборам учета, с 25 декабря 2019 года начисление на гараж не производится.

Представитель третьего лица Уральского управления Ростехнадзора в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, просила рассмотреть дело без её участия. В отзыве на исковое заявление считала, что отключение электроснабжения надворных построек потребителя электроэнергии ФИО1 произведено в нарушение действующего законодательства, при отсутствии надлежащих оснований (л.д. 218-220).

Суд определил, рассмотреть дело в отсутствии представителя третьего лица с учетом положения ст. 167 ГПК Российской Федерации.

При рассмотрении дела были допрошены свидетели.

Свидетель Г. электромонтёр Южно-Уральской дирекции по энергообеспечению - структурного подразделения Трансэнерго - филиала ОАО «РЖД» в судебном заседании пояснила, что работает 25 лет, 2 раза в год проводит проверку показаний приборов учета в многоквартирных домах, в том числе и доме истца. В начале лета стало известно, что в доме неправильно подключены надворные постройки, в связи с чем было подготовлено уведомление о технологическом присоединении. В октябре она поехала в р.п. Красный Октябрь для контрольного снятия показаний приборов учета и решила одновременно вручить уведомления. Так как её начальник Ч. был в отпуске, с его согласия она подписала уведомление от его имени. ФИО5 с сыном отказались взять уведомление и расписаться о его получении, поэтому она его положила в почтовый ящик. Считает, что допустила ошибку, в случае отказа, нужно было отправить уведомление заказным письмом, что она не сделала. Основанием для введения ограничения послужили нарушения, указанные в Правилах № 354. Отключение от электроснабжения было проведено ИЧ-11 в декабре 2019 года по заявки на отключение, она при отключении не присутствовала. Составила акт на основании данных, которые у нее были получены ранее (номер прибора учета).

Свидетель Ч. технолог I категории Курганского линейного отдела Шадринск Южно-Уральской дирекции по энергообеспечению - структурного подразделения Трансэнерго - филиала ОАО «РЖД» в судебном заседании пояснил, что до 25 октября 2019 года была запланирована проверка контрольных показателей приборов учета. 22 октября 2019 года Г. вышла с больничного и поехала на проверку в р.п. Красный Октябрь, одновременно решила раздать уведомления о технологическом присоединении. Он в октябре 2019 года был в отпуске и по телефону разрешил Г. подписать уведомления. Уведомление было составлено заранее в августе или сентябре 2019 года и в электронном виде сброшено ФИО6 Неправильное технологическое присоединение в доме по <адрес> было установлено в связи с программой технического перевооружения, начали поднимать технические условия на подключение дома, и было установлено, что технических условий на подключение гаража или акта разграничения, не было. Поэтому было составлено уведомление потребителям с указанием, предоставить документы по технологическому присоединению. Проверка по установлению мощности подключения, не проводилась, замеры не проводились, был только визуальный осмотр. Доверенность Г. которой он уполномочивал её на подписание документов от его имени, он не давал.

Заслушав объяснения сторон, показания свидетелей, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Установлено, что ФИО1 является собственником квартиры, общей площадью 47,8 кв.м., расположенной по адресу: <адрес> и земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов – для ведения личного подсобного хозяйства, площадью 1047+/-11 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости от 11 сентября 2020 года (л.д. 173-184).

Право собственности на квартиру возникло у ФИО1 и А. на основании договора передачи квартиры в собственность граждан № 2730 от 8 февраля 1995 года, заключенного с Кособродским деревообрабатывающим заводом (л.д. 63).

Как установлено при рассмотрении дела, дом, в котором проживает истец с 17 октября 1991 года, был построен Кособродским деревообрабатывающим заводом ЮУЖД.

Технологическое присоединение жилого дома по <адрес> выполнено при его строительстве (строительство осуществлялось по типовому проекту от 13 августа 1986 года № 3251-1), на основании технических условий от 21 апреля 1987 года № 9, выданных 11-м энергоучастком ст. Южно-Уральской ордена Октябрьской Революции железной дороги, директору Кособродского деревообрабатывающего завода К. на основании заявления Кособродского завода по деревообработке Дорстройтреста Южно-Уральской железной дороги от 26 марта 1987 года № 302.

Согласно техническим условиям, энергоснабжение 2-х квартирного дома по <адрес> и общежития на 50 человек выполнить от ТП-171 детского сада, для чего: заменить провода разного сечения воздушной линии 0,4 кВ по <адрес> на провод марки А-50 длиной 2 проводокилометра; заменить кабель АВВГ 3х30+1х25 на кабель ААШВ 3х70+1х50 выхода ТП на воздушную линию длиной 50 м. Энергоснабжение гарантируется по 3-й категории. Срок действия технических условий 2 года (л.д. 39, 40).

При рассмотрении дела представитель ответчика пояснила, что технологическое присоединение дома по <адрес> при его сдаче в эксплуатации производилось МПС, правопреемником которого является ОАО «РЖД». Акт о технологическом присоединении не составлялся, так как это не требовалось ранее. Считает, что застройщиком Кособродским заводом по деревообработке были согласованы только условия по технологическому присоединению дома, документов по согласованию технологического присоединения надворных построек нет. В момент проектирования и подключения жилого дома к электрической сети действовала Инструкция по проектированию городских и поселковых электрических сетей (ВСН 97-83). Максимальная мощность квартиры с учетом всех имеющихся в квартире электроприемников, в том числе находящихся в надворных постройках, относящихся к квартире, не должна была превышать 5 кВт. При подключении квартиры истца мощность потребленной электроэнергии составляла 4,5 кВт. Считала, что определить соблюдение данных требований относительно надворной постройки (гаража) не представляется возможным, так как надворная постройка, как объект недвижимости не зарегистрирована, проект на неё не составлялся.

Постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 года № 354 утверждены «Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (далее - Правила предоставления коммунальных услуг, Правила № 354) которые регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяют основания и порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг, а также регламентируют вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг.

Согласно пункту 2 Правил предоставления коммунальных услуг, «домовладение» - жилой дом (часть жилого дома) и примыкающие к нему и (или) отдельно стоящие на общем с жилым домом (частью жилого дома) земельном участке надворные постройки (гараж, баня (сауна, бассейн), теплица (зимний сад), помещения для содержания домашнего скота и птицы, иные объекты).

«индивидуальный прибор учета» - средство измерения (совокупность средств измерения и дополнительного оборудования), устанавливаемое на одно жилое или нежилое помещение в многоквартирном доме (за исключением жилого помещения в коммунальной квартире), на жилой дом (часть жилого дома) или домовладение при наличии технической возможности и используемое для определения объемов (количества) потребления коммунального ресурса в каждом из указанных помещений, жилом доме (части жилого дома) или домовладении.

В соответствии со ст. 539 Гражданского кодекса Российской Федерации, по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.

Договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии.

К отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным настоящим Кодексом, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними.

К отношениям по договору снабжения электрической энергией правила настоящего параграфа применяются, если законом или иными правовыми актами не установлено иное.

Материалами дела установлено, что АО «ЭК «Восток» является гарантирующим поставщиком в отношении потребителя ФИО1, с которой заключен договор энергоснабжения, без оформления договорных отношений в письменной форме, путем совершения конклюдентных действий. В рамках договора энергоснабжения на имя ФИО1 открыт лицевой счет № <***>, расчетными являются два прибора учета электроэнергии: жилого помещения и гаража.

По состоянию на 14 сентября 2020 года задолженности по оплате электроэнергии у ФИО1 отсутствует, что подтверждается ответом на запрос суда АО «ЭК «Восток» (л.д. 120, 121).

ОАО «РЖД» является сетевой организацией в отношении домовладения, расположенного по адресу: <адрес>, собственником которого является ФИО1 Предоставление услуг по передаче электрической энергии осуществляет Курганский линейный отдел Южно-Уральской дирекции по энергоснабжению - структурного подразделения «Трансэнерго» - филиала ОАО «РЖД» (далее - Курганский линейный отдел). Балансодержателем электрической сети является Шадринская дистанция электроснабжения - структурное подразделение Южно-Уральской дирекции по энергоснабжению - структурного подразделения «Трансэнерго» филиала ОАО «РЖД» (далее - Шадринская дистанция электроснабжения).

К компетенции сетевой организации отнесено разрешение вопросов связанных с технологическим присоединением объектов энергоснабжения к сетям сетевой организации.

При рассмотрении дела представитель ответчика пояснила, что несоответствие порядка технологического присоединения энергопринимающих устройств и учета электрической энергии, в доме по <адрес>, в том числе и домовладение ФИО1, было установлено в 2019 году при анализе потребляемой мощности для последующего резервирования и декларирования.

В материалы дела представлено уведомление (о технологическом присоединении) от 22 октября 2019 года (л.д. 41), адресованного истцу, в котором указано, что по итогам проведенных ОАО «РЖД» мероприятий по проверке требований законодательства Российской Федерации, определяющих порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств и учета электрической энергии, установлено, что домовладение по адресу: <адрес> имеет два разных питания от линии внешнего электроснабжения напряжением 220 В: жилой дом и гараж подключены разными вводами, учет осуществляется разными электросчетчиками.

Ссылаясь на часть 1 статьи 26 Федерального закона от 26 марта 2003 года № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», пункт 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 года № 354, указано, что разное технологическое присоединение энергопринимающих устройств (строений), расположенных в границах одного земельного участка (домовладения), и установка расчетных приборов учета в пределах одного домовладения действующим законодательством не допускается.

Предложено устранить установленные нарушения с указанием мероприятий.

Разъяснено, что при невыполнении указанных мероприятий по истечении одного месяца с момента получения настоящего уведомления, электроснабжение от линии внешнего электроснабжения будет отключено без последующего предупреждения.

Как установлено при рассмотрении дела, уведомление подписано исполнителем Г. а не заместителем начальника Курганского отдела Ч., т.е. неуполномоченным лицом.

Доказательств направления, вручения уведомления, пописанного надлежащим лицом, представителем ответчика не представлено.

Посчитав, что истцом не исполнены требования, указанные в уведомлении от 22 октября 2019 года представителем исполнителя сетевой организации ОАО «РЖД» 25 декабря 2019 года в отсутствии потребителя было введено полное ограничение режима потребления электрической энергии гаража, расположенного по адресу: <адрес>. Основанием для ведения ограничения указаны - Правила № 354, что подтверждается актом о введении ограничения режима потребления электрической энергии от 25 декабря 2019 года (л.д. 49). Конкретные основания введения ограничений, в домовладение истца, в акте не указаны.

Правилами предоставления коммунальных услуг установлены основания для введения режима ограничения или приостановления коммунальных услуг, перечень которых являются исчерпывающим.

Согласно п. 115 Правил, исполнитель ограничивает или приостанавливает предоставление коммунальных услуг без предварительного уведомления потребителя в случае:

а) возникновения или угрозы возникновения аварийной ситуации в централизованных сетях инженерно-технического обеспечения, по которым осуществляются водо-, тепло-, электро- и газоснабжение, а также водоотведение - с момента возникновения или угрозы возникновения такой аварийной ситуации;

б) возникновения стихийных бедствий и (или) чрезвычайных ситуаций, а также при необходимости их локализации и устранения последствий - с момента возникновения таких ситуаций, а также с момента возникновения такой необходимости;

в) выявления факта несанкционированного подключения внутриквартирного оборудования потребителя к внутридомовым инженерным системам или централизованным сетям инженерно-технического обеспечения - с момента выявления несанкционированного подключения;

г) использования потребителем бытовых машин (приборов, оборудования), мощность подключения которых превышает максимально допустимые нагрузки, рассчитанные исполнителем исходя из технических характеристик внутридомовых инженерных систем и доведенные до сведения потребителей, - с момента выявления нарушения;

д) получения исполнителем предписания органа, уполномоченного осуществлять государственный контроль и надзор за соответствием внутридомовых инженерных систем и внутриквартирного оборудования установленным требованиям, о необходимости введения ограничения или приостановления предоставления коммунальной услуги, в том числе предписания органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного на осуществление государственного контроля за соответствием качества, объема и порядка предоставления коммунальных услуг установленным требованиям, о неудовлетворительном состоянии внутридомовых инженерных систем (за техническое состояние которых отвечает собственник жилого дома) или внутриквартирного оборудования, угрожающем аварией или создающем угрозу жизни и безопасности граждан, - со дня, указанного в документе соответствующего органа.

В соответствии с п. 117 Правил, исполнитель ограничивает или приостанавливает предоставление коммунальной услуги, предварительно уведомив об этом потребителя, в случае:

а) неполной оплаты потребителем коммунальной услуги в порядке и сроки, которые установлены настоящими Правилами;

б) проведения планово-профилактического ремонта и работ по обслуживанию централизованных сетей инженерно-технического обеспечения и (или) внутридомовых инженерных систем, относящихся к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме, - через 10 рабочих дней после письменного предупреждения (уведомления) потребителя.

В связи с введением ограничения режима потребления электрической энергии в гараж, 30 декабря 2019 года ФИО1 обратилась в прокуратуру с жалобой на действия Шадринской дистанции электроснабжения.

Курганской транспортной прокуратурой проведена проверка по обращению ФИО1 по результатам которой, в адрес начальника Южно-Уральской дирекции по энергообеспечению – структурного подразделения Трансэнерго-Филиала ОАО «РЖД» Б. 5 июня 2020 года было направлено представление об устранении нарушений законодательства об электроснабжении, о предоставлении жилищно - коммунальных услуг (л.д. 53-56).

Во исполнение представления, 3 июля 2020 года начальником дирекции дан ответ о принятых мерах (л.д. 57, 58), согласно которому, подключение гаража ФИО1 было выполнено при подключении жилого дома незаконно, документы на его подключение отсутствуют и никогда не выдавались. Подключение было произведено неустановленными лицами, предположительно, работниками Шадринской дистанции электроснабжения с использованием своего служебного положения по личной просьбе ФИО1 Привлечение работников ОАО «РЖД» по незаконному, самовольному подключению хозяйственных построек гаража истца, допустивших подключение в отсутствии разрешительных документов, в настоящее время не представляется возможным, так как данные лица в ОАО « РДЖ» в настоящее время не работают.

В части восстановления электроснабжения надворных построек, учитывая, что дом в установленном порядке технологически присоединен к электрической сети ОАО «РЖД», таким образом, технологическое присоединение выполнено в отношении каждого земельного участка (домовладения) собственников, в том числе и в отношении расположенных на нем надворных построек. Новое технологическое присоединение к сетям ОАО «РЖД» надворных построек, расположенных на одном с домом земельном участке, будет означать двойное технологическое присоединение данного земельного участка к электрической сети ОАО «РЖД», и будет являться нарушением требований п. 1 ст. 26 Федерального закона «Об электроэнергетике», об однократности технологического присоединения объекта. Таким образом, восстановление электроснабжения надворных построек в ранее существовавшем виде невозможно по той причине, что это повлечет новое нарушение закона.

В то же время, при выполнении требования предписания о восстановлении электроснабжения надворных построек, дирекция учитывает, что домовладение вместе с надворными постройками уже имеет технологическое присоединение к электрической сети ОАО «РЖД», восстановление электроснабжения домовладения не требуется – оно не прекращалось. Отсутствие собственно электроснабжения надворных построек вызвано отсутствием их физического присоединения к эклектической сети, но не к внешней, а к внутридомовой, что прямо предусмотрено Правилами предоставления коммунальных услуг № 354.

ФИО1 в целях выполнения предписания о восстановлении электроснабжения надворных построек было направлено уведомление о возможности выполнения подключения надворных построек к внутридомовой сети домовладения силами специалистов ОАО «РЖД». Первоначально данное предложение было озвучено 23 июня 2020 года сыну ФИО1, который обеспечивал доступ представителей ОАО «РЖД» на территорию домовладения для выполнения проверки прибора учета, который отказался от выполнения работ по монтажу электроснабжения хозяйственных построек силами и средствами ОАО «РЖД».

30 июня 2020 года ФИО1 направлено заказным письмом предложение о монтаже электроснабжения. При поступлении от ФИО1 соответствующего обращения электроснабжение её надворных построек будет выполнено.

Считает, что предписание дирекцией исполнено в полном объеме.

До настоящего времени технологическое присоединение электроснабжения к гаражу истца не восстановлено, что являлось основанием для обращения с иском в суд.

При рассмотрении дела представитель ответчика пояснила, что основанием введения ограничения режима потребления к гаражу истца явилось нарушение характеристик технологического присоединения - абзаца 5 подпункта «б» пункта 2 Правил полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии. Ссылка в уведомлении о технологическом присоединении от 22 октября 2019 года и в акте о введении ограничения режима потребления электрической энергии от 25 декабря 2019 года на нарушение Правил № 354, указана, поскольку данные правила содержать понятие «домовладение».

Постановлением Правительства РФ от 4 мая 2012 года № 442 утверждены Правила полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, которыми регламентированы основания и порядок ограничения режима потребления электрической энергии (далее - Правила № 442).

В п. 2 данных Правил определены обстоятельства, при наступлении которых производится ограничение режима потребления.

Согласно абзацу 5 подпункта «б» пункта 2 указанных выше Правил, ограничение режима потребления вводится при нарушении потребителем своих обязательств, выразившееся в следующих действиях: нарушение характеристик технологического присоединения, указанных в документах о технологическом присоединении (в том числе превышение максимальной мощности энергопринимающего устройства потребителя), вызванное подключением потребителем к принадлежащим ему энергопринимающим устройствам и (или) объектам электроэнергетики электропотребляющего оборудования либо изменением потребителем режима работы подключенного электропотребляющего оборудования.

Ограничение режима потребления вводится по инициативе: сетевой организации, оказывающей потребителю услуги по передаче электрической энергии в точке, точках поставки, сформированных в отношении энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики, в отношении которых требуется введение ограничения режима потребления, - в связи с наступлением обстоятельств, указанных в абзацах третьем, четвертом и пятом подпункта «б» и подпункте «в» пункта 2 настоящих Правил (подп. «г», п. 4 Правила № 442).

В соответствии с пунктом 8 Правил, уведомление потребителя о введении ограничения режима потребления осуществляется способом, определенным договором энергоснабжения, договором купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности), договором оказания услуг по передаче электрической энергии, в том числе посредством направления короткого текстового сообщения (далее - смс-сообщение) на номер мобильного телефона, указанный в соответствующем договоре для направления потребителю уведомления о введении ограничения режима потребления, посредством направления сообщения на адрес электронной почты, указанный в соответствующем договоре для направления потребителю уведомления о введении ограничения режима потребления, посредством публикации на официальном сайте инициатора введения ограничения в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет"), зарегистрированном в качестве средства массовой информации, посредством включения текста уведомления в счет на оплату потребленной электрической энергии (мощности), оказанных услуг по передаче электрической энергии и (или) услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям, а если указанными договорами ни один из данных способов не определен, посредством опубликования в периодическом печатном издании, являющемся источником официального опубликования нормативных правовых актов органов государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, или любым позволяющим подтвердить доставку указанного уведомления способом.

В случае если иное не предусмотрено договором энергоснабжения, договором купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности), договором оказания услуг по передаче электрической энергии, уведомление потребителя о введении ограничения режима потребления посредством направления смс-сообщения на номер мобильного телефона, указанный в соответствующем договоре, считается доставленным, а потребитель надлежащим образом уведомленным в день направления повторного смс-сообщения при условии, что инициатор введения ограничения направил потребителю повторное смс-сообщение в течение 2 дней, но не ранее истечения 24 часов со времени направления первого смс-сообщения.

В случае если иное не предусмотрено договором энергоснабжения, договором купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности), договором оказания услуг по передаче электрической энергии, уведомление потребителя о введении ограничения режима потребления, направленное по телекоммуникационным каналам связи в электронной форме с использованием электронной подписи, считается доставленным, а потребитель надлежащим образом уведомленным в день направления повторного уведомления при условии, что инициатор введения ограничения направил потребителю повторное уведомление в течение 2 дней, но не ранее истечения 24 часов со времени направления первого уведомления.

В случае уведомления потребителя о введении ограничения режима потребления посредством публикации на официальном сайте инициатора введения ограничения в сети "Интернет" или посредством опубликования в периодическом печатном издании, являющемся источником официального опубликования нормативных правовых актов органов государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, потребитель считается надлежащим образом уведомленным о введении ограничения режима потребления в день публикации соответствующего уведомления.

Дата уведомления потребителя о введении ограничения режима потребления определяется в соответствии с настоящими Правилами, если соответствующим договором не определена дата, с которой потребитель считается надлежащим образом уведомленным о введении ограничения режима потребления.

Потребитель уведомляется о введении ограничения режима потребления однократно. В случае если в отношении энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики потребителя введено частичное ограничение режима потребления, при дальнейшем введении в отношении его энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики полного или частичного до уровня аварийной брони ограничения режима потребления отдельное уведомление не направляется.

В соответствии со ст. 56 ГПК Российской Федерации, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст. 12 ГПК Российской Федерации, закрепляющих принципы состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Регулирование доступа к электрическим сетям и услугам по передаче электрической энергии осуществляется в соответствии со ст. 26 Федерального закона от 26 марта 2003 года № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», в п. 1 которого указано, что технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (технологическое присоединение), осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.

Порядок технологического присоединения установлен в «Правилах технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2004 года № 861.

В момент проектирования жилого дома (1986 год) и выдачи технических условий на его подключение к электрическим сетям (1987 год) вопросы технологического присоединения регламентировались Правилами пользования электрической и тепловой энергией, утвержденными приказом Министерства энергетики и электрификации СССР от 6 декабря 1981 № 310 (далее - Правила № 310), действовавших до 31 декабря 1999 года.

В п. 1.2. указанных Правил определен порядок разработки и согласования технических условий на присоединение электроустановок потребителей.

В соответствии с п. 1.2.1. Правил № 310 разрешение на присоединение новых или дополнительных мощностей трансформаторов или высоковольтных двигателей, а также на присоединение новой или увеличение разрешенной к использованию мощности низковольтных установок, присоединяемых к сетевым трансформаторам энергоснабжающей организации, выдается энергоснабжающей организацией.

Согласно п. 1.2.8. Правил № 310 в технических условиях на подключение объекта к сетям энергоснабжающей организации указываются:

а) точки присоединения (подстанция, электростанция или линия электропередачи), напряжение, на котором должны быть выполнены питающие объект воздушные или кабельные линии, ожидаемый уровень напряжения в точках присоединения; в отдельных случаях указывается необходимость проработки варианта сооружения ТЭЦ на базе теплового потребления или разработки вариантов схемы питающей сети;

б) обоснование требования по усилению существующей сети в связи с появлением нового потребителя (увеличение сечений проводов, замена или увеличение мощности трансформаторов, сооружение резервных ячеек и т.п.);

в) расчетные величины токов короткого замыкания, требования к релейной защите, автоматике, связи, изоляции и защите от перенапряжения;

г) требования к компенсации реактивной мощности;

д) требования к учету электроэнергии;

е) специальные требования к установке стабилизирующих устройств и приборов контроля качества электрической энергии у ее приемников в соответствии с ГОСТ;

ж) требования по регулированию суточного графика нагрузки потребителя;

з) рекомендации по применению типовых проектов электроустановок;

и) специфические требования к электроустановкам потребителей, к которым присоединяются питающие линии энергоснабжающей организации (необходимость резервного питания, автоматической защиты на вводах, допустимость параллельной работы питающих линий, выделение ответственных нагрузок на отдельные резервируемые питающие линии с целью сохранения электроснабжения таких электроприемников при возникновении дефицита мощности в энергосистеме и др.);

к) требования о разработке в проекте (рабочем проекте) предприятия, здания, сооружения проектных решений по организации эксплуатации электроустановок;

л) список субабонентов, подключаемых к сети потребителя, с указанием основных перспективных данных об их нагрузках и потреблении электроэнергии.

В соответствии с п. 1.2.9. Правил № 310, выполнение технических условий, выданных энергоснабжающей организацией, является обязательным для потребителей - заказчиков и проектных организаций, которым поручается разработка проекта энергоснабжения.

Согласно п. 1.3.1. Правил № 310, все вновь присоединяемые и реконструируемые электроустановки потребителей должны быть выполнены в соответствии с Правилами устройства электроустановок, строительными нормами и другими нормативными документами, обеспечены проектной документацией, согласованной в установленном порядке, и технической приемо - сдаточной документацией.

Подача напряжения для эксплуатации новых электроустановок производится при наличии акта допуска их в эксплуатацию после заключения договора на пользование электроэнергией, проверки и установки приборов учета (п. 1.3.6. Правил № 310).

В соответствии с п. 1.3.8. Правил № 310, при обнаружении в электроустановках потребителей недостатков в монтаже, отступлений от выданных технических условий на присоединение, Правил устройства электроустановок, СНиП и других нормативных документов или при отсутствии подготовленного персонала для обслуживания этих установок допуск их к эксплуатации до устранения обнаруженных недостатков запрещается.

Согласно п. 1.7.1. Правил № 310 электроустановки потребителей электрической энергии должны быть обеспечены необходимыми расчетными приборами учета для расчетов за электроэнергию с энергоснабжающей организацией.

В п. 1.7.5. Правил № 310 указано, что в жилых домах расчетные электросчетчики устанавливаются на каждую квартиру для расчетов населения за электроэнергию. Кроме поквартирных расчетных счетчиков, в жилых домах устанавливаются расчетные электросчетчики для расчетов жилищных организаций за электроэнергию, расходуемую на общедомовые нужды (освещение лестничных клеток, работа лифтов, насосов и т.п.).

Расчетные электросчетчики в жилых домах (за исключением домов, принадлежащих гражданам на праве личной собственности), предназначенные для расчетов населения с энергоснабжающей организацией за израсходованную электроэнергию, должны находиться на балансе и обслуживании энергоснабжающей организации.

При этом расчетные электросчетчики (поквартирные и для учета общедомовых расходов электроэнергии) приобретаются, устанавливаются и передаются безвозмездно на баланс энергоснабжающей организации: для вновь выстроенных домов - организациями – застройщиками (п. 1.7.7. Правил № 310).

В соответствии с п. 1.7.6. Правил № 310 ответственность за содержание и техническое состояние измерительных трансформаторов и вторичных цепей, в том числе линий связи автоматизированных систем, питающих расчетные приборы учета, несет та организация, на чьем балансе находится электроустановка.

Согласно п. 1.7.9. Правил № 310 подключение расчетных электросчетчиков на вновь вводимых объектах, а также плановая замена счетчиков, находящихся на балансе и обслуживании энергоснабжающей организации, в сроки, установленные Государственным комитетом СССР по стандартам, выполняются персоналом энергоснабжающей организации и за ее счет.

В соответствии с п. 5.1.1. Правил № 310 электрическая энергия, расходуемая населением жилых домов, квартир, общежитий для различных бытовых нужд, а также для нужд личных подсобных хозяйств, приусадебных садовых участков и дач, находящихся в личном пользовании, гаражей личных автомашин, для нужд личных мастерских художников, скульпторов, кустарей - одиночек и т.п., оплачивается по тарифу, установленному для населения.

Согласно п. 5.1.2. Правил № 310 выдача энергоснабжающими организациями технических условий на присоединение жилых домов и других бытовых потребителей к электросети производится в соответствии с основными положениями, изложенными в разделе 1.2 настоящих Правил.

Допуск к эксплуатации электрооборудования во вновь выстроенных жилых домах, а также в старых жилых домах после капитального ремонта и других бытовых электроустановок производится инспектором государственного энергетического надзора (п. 5.1.5. Правил № 310).

При рассмотрении дела представитель ОАО «РЖД» не оспаривала, что все требуемые условия при подключении жилого дома по <адрес> были соблюдены. Считала, что для отдельного подключения гаража (надворных построек) в силу Правил № 310 требовалось соблюдение определенной процедуры: разработки проекта, подачи заявления в энергоснабжающую организацию о подключении объекта к электрической сети, выдачи технических условий. Указывала на невозможность оформления указанных документов, поскольку ни надворные постройки, ни гараж самостоятельным объектом права не являются, также в правоустанавливающих документах на жилой дом не указаны. Считала, что отсутствие при подключении гаража требуемых законодательством разрешительных документов, свидетельствует о нарушении установленного законом порядка, норма статьи 544 ГК РФ на него не распространяется. В обосновании своих возражений доказательств не представила.

Суд считает данные доводы представителя ответчика несостоятельными, по следующим основаниям.

В представленном по запросу суда техническом паспорте на индивидуальный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, по состоянию на 20 апреля 2006 года (л.д. 228-235) имеются сведения о строениях и постройках, расположенных на земельном участке, в том числе гаражей (Литер Г1, Г7) с указанием их площади, расположения на земельном участке и года постройки - 1991 год.

Отзывом Уральского управления Ростехнадзора подтверждается, что двухквартирный жилой дом и надворные постройки - гаражи, по вышеуказанному адресу в соответствии с техническими условиями от 21 апреля 1987 года № 09, выданными 11-м энергоучастком ст. Шадринск Южно-Уральской железной дороги директору Кособродского деревообрабатывающего завода К. на основании заявления Кособродского завода по деревообработке Дорстройтреста Южно-Уральской железной дороги от 26 марта 1987 года № 302, при выполнении технологического присоединения были подключены к электрической сети.

Как следует из п. 1.3.1. Правил № 310, в редакции, действующей на момент сдачи дома с надводными постройками в эксплуатацию, все вновь присоединяемые и реконструируемые электроустановки потребителей должны быть выполнены в соответствии с Правилами устройства электроустановок, строительными нормами и другими нормативными документами, обеспечены проектной документацией, согласованной в установленном порядке, и технической приемо - сдаточной документацией.

Подача напряжения для эксплуатации новых электроустановок производится при наличии акта допуска их в эксплуатацию после заключения договора на пользование электроэнергией, проверки и установки приборов учета (п. 1.3.6. Правил № 310).

В соответствии с п. 1.3.8. Правил № 310, при обнаружении в электроустановках потребителей недостатков в монтаже, отступлений от выданных технических условий на присоединение, Правил устройства электроустановок, СНиП и других нормативных документов или при отсутствии подготовленного персонала для обслуживания этих установок допуск их к эксплуатации до устранения обнаруженных недостатков запрещается.

Поскольку дом был сдан в эксплуатацию, услуги по подаче электроэнергии осуществляются, суд приходит к выводу, что все условия допуска электроустановок в эксплуатацию, с учетом указанных выше Правил, были соблюдены.

Кроме того, в п. 1.9 Правил № 310 определены условия прекращения подачи электрической энергии.

В соответствии с п. 1.9.2. Правил № 310, энергоснабжающая организация имеет право, предварительно предупредив потребителя, прекратить полностью или частично подачу ему электроэнергии в случаях:

а) неудовлетворительного состояния электроустановок потребителя, угрожающего аварией, пожаром и создающего угрозу жизни обслуживающего персонала, населения или сельскохозяйственных животных, и невыполнения требований энергоснабжающей организации по устранению недостатков в электроустановках;

б) расхода электроэнергии сверх установленных планов электропотребления или нарушения установленного режима электропотребления;

в) пользования электрической энергией без плана (лимита) электропотребления;

г) расточительного расходования электрической энергии;

д) самовольного присоединения токоприемников к сети энергоснабжающей организации или увеличения мощности сверх величины, обусловленной в договоре;

е) присоединения токоприемников помимо счетчика или нарушения схем учета электроэнергии;

ж) отсутствия персонала для обслуживания электроустановок;

з) снижения показателей качества электроэнергии по вине потребителя до значений, нарушающих нормальное функционирование электроустановок энергоснабжающей организации и других потребителей;

и) недопущения должностного лица энергетического надзора к электроустановкам потребителя или к приборам учета электроэнергии;

к) неоплаты платежного документа за электроэнергию в установленные сроки.

Считая, что со стороны истца имеются нарушения по технологическому присоединению, ответчик на протяжении длительного времени данным право не воспользовался.

Отсутствие документов о технологическом присоединении не свидетельствует о ненадлежащем технологическом присоединении объекта электроснабжения. Требование ответчика обратиться в Шадринскую дистанцию электроснабжения с заявлением о восстановлении акта о технологическом присоединении является неправомерным. В соответствии с п. 57 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 № 861, восстановление (переоформление) документов о технологическом присоединении осуществляется в случае обращения в сетевую организацию потребителей электрической энергии, собственников или иных законных владельцев объектов электросетевого хозяйства с заявлением на восстановление (переоформление) документов о технологическом присоединении, обращение является правом, а не обязанностью потребителя. В настоящее время имеется множество потребителей, объекты которых, в том числе гаражи, расположены на одном участке и оборудованы отдельными приборами учёта электроэнергии.

По сути, мероприятия по технологическому присоединению потребителя (двумя вводами) были совершены около 30 лет назад. За это период факт такого присоединения сетевой компанией не оспаривался, потребителем исполнялись договорное обязательства с учетом двух приборов учета.

При рассмотрении дела установлено, и не оспаривалось предстателем ответчика, что технологическое присоединение дома и надворных построек в 1991 году производили сотрудники МПС, правопреемниками которого является ОАО «РЖД». До настоящего времени ОАО «РЖД» оказывает услуги по передаче электрической энергии к домовладению ФИО1 В течение этого периода ежегодно проводились проверки приборов учета, со снятием пломб и показаний приборов учета без замечаний к правомерности технологического присоединения. Присоединение надворных построек истца с нарушением технологических условий (по мнению ответчика), аварийных ситуаций не создали, иных последствий для ОАО «РЖД» не повлекли. Кроме того, услуга по передаче электрической энергии, осуществляемая ОАО «РЖД» определялась, в том числе исходя из двух приборов учета, установленных в отношении жилого дома и гаража, расположенных по адресу: <адрес>. Таким образом, сетевая организация и ранее обладала информацией о наличии двух вводов и двух приборов учета у потребителя и не выражала своих возражений относительно данных доводов.

С учетом изложенного, суд, приходит к выводу о незаконности действий сотрудников ОАО «РЖД» связанных с ограничением электроснабжения надворных построек (гаража) ФИО1

Кроме того, Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 года № 354, указанные в качестве основания для введения ограничения при составлении акта о введении режима ограничения потребления электрической энергии от 25 декабря 2019 года, не предусматривают в качестве основания для ограничений (приостановления) предоставления коммунальной услуги по электроснабжению – нарушение технологического присоединения энергопринимающих устройства потребителя к сетям сетевой организации, не содержат условий по ограничению количества таких присоединений при наличии нескольких объектов на территории земельного участка, не запрещают осуществлять учет потреблённой электроэнергии, посредством нескольких приборов учета.

Таким образом, у ОАО «РЖД» не было оснований для введения ограничения режима потребления электрической энергии в соответствии с Правилами № 354. Не соблюден порядок ограничения режима потребления, поскольку уведомление о технологическом присоединении подписано лицом, не имеющим полномочий на его подписание. Не представлено доказательств уведомления потребителя ФИО1 с учетом требований установленных Правилами.

В соответствии с абз. 3 п. 1 ст. 38 Федерального закона от 26 марта 2003 года № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» запрещается ограничение режима потребления электрической энергии, в том числе его уровня, в отношении потребителей электрической энергии, не имеющих задолженности по оплате электрической энергии и исполняющих иные предусмотренные законодательством Российской Федерации и соглашением сторон обязательства.

Согласно п. 2 ст. 546 Гражданского кодекса Российской Федерации перерыв в подаче, прекращение или ограничение подачи энергии допускаются по соглашению сторон, за исключением случаев, когда удостоверенное органом государственного энергетического надзора неудовлетворительное состояние энергетических установок абонента угрожает аварией или создает угрозу жизни и безопасности граждан. О перерыве в подаче, прекращении или об ограничении подачи энергии энергоснабжающая организация должна предупредить абонента.

Перерыв в подаче, прекращение или ограничение подачи энергии без согласования с абонентом и без соответствующего его предупреждения допускаются согласно пункту 3 статьи 546 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае необходимости принять неотложные меры по предотвращению или ликвидации аварии при условии немедленного уведомления абонента об этом.

В соответствии с ч. 1 ст. 26 Федерального закона от 26 марта 2003 года № 35-Ф3 «Об электроэнергетике» технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.

При этом однократность технологического присоединения к электрическим сетям означает, что:

плата за технологическое присоединение взимается однократно; при изменении формы собственности или собственника (заявителя или сетевой организации) не требуется осуществления новой процедуры технологического присоединения;

изменение формы собственности или собственника (заявителя или сетевой организации) не влечет за собой повторную оплату за технологическое присоединение;

реконструкция объекта капитального строительства, ранее присоединенного к электрическим сетям, при которой не осуществляется реконструкция и увеличение мощности энергопринимающего устройства, или при которой не осуществляется изменение категории надежности электроснабжения, точек присоединения, видов производственной деятельности, влекущее изменение схемы внешнего электроснабжения, не требует осуществления нового (повторного) технологического присоединения.

Исходя из изложенного, согласно требованиям ч. 1 ст. 26 Федерального закона «Об электроэнергетике» в части однократного характера технологического присоединения потребителя означает запрет повторного технологического присоединения энергопринимающих устройств, которые уже надлежащим образом технологически присоединены.

Следовательно, запрет на осуществление технологического присоединения отдельно двух объектов, находящихся на одном участке, законодательно не закреплен.

Таким образом, отключение ответчиком электроснабжения надворных построек потребителя электроэнергии ФИО1 произведено с нарушением действующего законодательства, при отсутствии надлежащих оснований. В связи с чем, исковые требования о признании незаконными действий работников АОА «РЖД» по ограничению электроснабжения надворных построек истца, восстановлении электроснабжения являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

В силу ч. 1 ст. 206 ГПК Российской Федерации при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов.

В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено (ч. 2 ст. 206 ГПК Российской Федерации).

В ходе рассмотрения дела были установлены нарушения прав ФИО1 ответчиком при ограничении режима потребления электроэнергии, следовательно, они подлежат восстановлению. Суд приходит к выводу, что срок в течение месяца со дня вступления решения в законную силу, является достаточным для выполнения ответчиком действий по устранению выявленных нарушений.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л:

исковые требования Курганского транспортного прокурора в интересах ФИО1 к Открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» о признании действий незаконными, возложении обязанностей удовлетворить.

Признать незаконными действия работников Открытого акционерного общества «Российские железные дороги» по ограничению электроснабжения надворных построек ФИО1, расположенных по адресу: <адрес>

Обязать Открытое акционерное общество «Российские железные дороги» восстановить электроснабжение надворных построек ФИО1, расположенных по адресу: <адрес>, в течение месяца со дня вступления в законную силу решения суда.

Решение может быть обжаловано в Курганский областной суд в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Каргапольский районный суд Курганской области.

Судья Н.С.Киселева

Мотивированное решение изготовлено 19.10.2020

Судья Н.С.Киселева