ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-4340/2013 от 03.03.2014 Дзержинского районного суда г. Перми (Пермский край)

 Дело № 2-707/14

 РЕШЕНИЕ

 Именем Российской Федерации

 03 марта 2014 года

 Дзержинский районный суд города Перми в составе:

 председательствующего судьи Пименовой О.М.,

 при секретаре Щетниковой Ю.Ю.,

 с участием помощника Пермского транспортного прокурора Белозерова А.В.,

 представителям ответчика ФИО3, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Пермского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» о признании незаконным бездействие, возложении обязанности определить место перехода через пути на станции ..., оборудовать его переходом в разном уровне относительно железнодорожных путей,

 УСТАНОВИЛ:

 Пермский транспортный прокурор, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к ОАО «Российские железные дороги», просит признать незаконным бездействие ОАО «Российские железные дороги», выразившееся в непринятии мер по обеспечению безопасности граждан и безопасности движения на станции ... находящейся в Пермском районе Пермского края, обязании комиссионно определить место перехода через железнодорожные пути на станции ... исходя из обеспечения безопасности граждан в пределах станции ... находящейся в Пермском района Пермского края, оборудовать его переходом в разном уровне относительно железнодорожных путей, установить ответчику срок исполнения решения суда 12 месяцев с момента вступления в законную силу. Свои требования мотивирует тем, что Пермской транспортной прокуратурой проведена проверка по обращению ФИО1 по факту отсутствия безопасного пешеходного перехода через железнодорожные пути на станции ... Пермского края, Пермская дистанция пути структурного подразделения Свердловской дирекции инфраструктуры структурного подразделения Свердловской железной дороги филиала ОАОЛ «РЖД» осуществляет содержание и эксплуатацию железнодорожного пути станции ... Пермского региона Свердловской железной дороги. Обязанность ОАО «РЖД» по оборудованию и содержанию пешеходных переходов (тоннелей, мостов) вблизи станции ... предусмотрена ст. 21 ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской федерации, Правилами проезда и перехода граждан железнодорожных путей, утвержденных приказом Министерства транспорта РФ от 08.02.2007 № 18 и СНиП 32-01-95 «Железные дороги и колеи 1520мм». Проведенной проверкой установлено, что ОАО «РЖД» данная обязанность исполняется ненадлежащим образом. Согласно акту проверки станции ... Пермской дистанции пути на станции имеется 7 путей, которые разделяют сельское поселение ... Пермского района Пермского края на 2 части. По оси станции уложен деревянный настил для прохода пассажиров. Однако данный настил не выполняет функцию по безопасному переходу граждан через железнодорожные пути (сколочен из досок, не огорожен, не оборудован сигнализацией, периодически прерывается). На момент проверки (Дата) на одном из путей стоял грузовой состав и люди вынуждены переходить железнодорожные пути под вагонами. Согласно информации полученной от заместителя начальника дороги ФИО2 на станции ... средняя ежедневная интенсивность движения поездов составляет 102 пары грузовых поездов и 54 пары пассажирских поездов, также на станции производятся маневровые работы. Пешеходный переход, позволяющий безопасно пересекать железнодорожные пути на станции ... с одной стороны поселения на другую отсутствует, переход имеющийся на станции ..., свою функцию по объективным причинам (большое количество железнодорожных путей, которые круглосуточно используются для отстоя).

 В судебном заседании помощник Пермского транспортного прокурора Белозеров А.В., на исковых требованиях настаивал, по доводам, изложенным в исковом заявлении.

 В судебном заседании представитель ответчика ОАО «РЖД» - ФИО3 исковые требования не признала, по доводам изложенным письменном возражении, согласно которым предъявление соответствующих требований только к ОАО «РЖД» является необоснованным и не соответствует требованиям действующего законодательства, на станции ... Свердловской железной дороги осуществляется посадка и высадка пассажиров только в пригородном сообщении, при этом ОАО «РЖД» не осуществляет перевозки пассажиров в пригородном сообщении, перевозчиком в данном виде не выступает. Перевозку пассажиров в пригородном сообщении осуществляет ОАО «ЮР.ЛИЦО 1», с четом норм обязанность по обеспечению безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта на станции ... лежит как на владельце, перевозчике, органах власти субъекта Федерации. Через железнодорожные пути на станции ... оборудован пешеходный переход в одном уровне с верхом головок рельс на железнодорожной станции с незначительным пассажиропотоком и со скоростью движения поездов до 100 км/ч не противоречит действующим нормативным требованиям. Доказательств того, что пешеходный переход не соответствует установленным нормативным требованиям и не обеспечивает безопасный переход через железнодорожные пути станции ... истцом не представлено.

 Заслушав лиц, участвующих в деле, и исследовав письменные материалы гражданского дела, суд считает требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

 Согласно ч. 1 ст. 1 ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» № 17 - ФЗ от 10.01.2003 г., железнодорожный транспорт в Российской Федерации во взаимодействии с организациями других видов транспорта призван своевременно и качественно обеспечивать потребности физических лиц, юридических лиц и государства в перевозках железнодорожным транспортом.

 В соответствии с ч. 1 ст. 15 вышеуказанного закона, железнодорожные пути общего пользования и расположенные на них сооружения и устройства должны содержаться с соблюдением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта в техническом состоянии, отвечающем требованиям соответствующих нормативных правовых актов, стандартов, правил и техническим нормам.

 В соответствии с ч. 2 ст. 20 указанного Закона, владельцы инфраструктур, перевозчики, грузоотправители и другие участники перевозочного процесса в пределах установленной законодательством Российской Федерации о железнодорожном транспорте компетенции обеспечивают безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта.

 Согласно п. 4 Правил нахождения граждан и размещения объектов в зонах повышенной опасности, выполнения в этих зонах работ, проезда и перехода через железнодорожные пути, утвержденных приказом Минтранса РФ от 08.02.20067 № 18, установлено, что с целью обеспечения безопасного нахождения граждан в зонах повышенной опасности владельцами инфраструктур разрабатываются, планируются, организуются и проводятся необходимые мероприятия, позволяющие реализовать возможность размещения объектов с учетом соблюдения условий, обеспечивающих безопасное нахождение граждан, пользующихся услугами железнодорожного транспорта.

 Согласно п. 5 вышеуказанных Правил, с целью предупреждения случаев травмирования граждан при их нахождении в зонах повышенной опасности и недопущения гражданами действий, указанных в пунктах 10 и 12 настоящих Правил, владельцами инфраструктур предусматривается проведение работ по обеспечению: содержания пассажирских платформ, пешеходных переходов, тоннелей, мостов и других объектов инфраструктур железнодорожного транспорта общего пользования и железнодорожных путей необщего пользования в исправном техническом и безопасном для движения и (или) нахождения граждан состоянии.

 Согласно п. 6 Правил устанавливает, что проезд и переход граждан через железнодорожные пути допускается только в установленных и оборудованных для этого местах.

 Согласно п. 7 Правил, при проезде и переходе через железнодорожные пути гражданам необходимо пользоваться специально оборудованными для этого пешеходными переходами, тоннелями, мостами, железнодорожными переездами, путепроводами, а также другими местами, обозначенными соответствующими знаками.

 Правилами технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденными Министерством транспорты РФ 21.12.2010 № 286 (11ТЭ), установлены основные положения по технической эксплуатации железных дорог и порядок действия работников железнодорожного транспорта при их эксплуатации, основные размеры, нормы содержания важнейших сооружений, устройств и подвижного состава и требования, предъявляемые к ним, систему организации движения поездов и принципы сигнализации. Настоящие Правила обязательны для всех подразделении и работников железнодорожного транспорта, а их выполнение обеспечивает слаженность всех звеньев железнодорожного транспорта, четкую и бесперебойную работу железных дорог и безопасность движения.В соответствии с п. 29 Правил технической эксплуатации здания, платформы и другие сооружения и устройства, предназначенные для обслуживания пассажиров, должны обеспечивать безопасное выполнение операций, связанных с перевозками и обслуживанием пассажиров.

 Судом установлено, что ОАО «РЖД» является собственником пассажирской платформы станции ... из железобетонных плит (лит.Г-1), площадью по наружному обмеру 625 кв.м и пассажирской платформы ст. ... из железобетонных плит (лит.Г- 2), площадью по наружному обмеру 640 кв.м, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права и технической документацией (л.д. 15-28).

 Основанием для проведения проверки и обращения в суд послужило обращение жителя ст. ... ФИО1 по поводу отсутствия на станции ... безопасного перехода через пути (л.д. 7).

 Согласно акту комиссионной выездной проверки от Дата, составленного помощником Пермского транспортного прокурора Белозеровым А.В., следует, что на ст. ... имеется 7 железнодорожных путей, пути разделяют территорию поселка ... на 2 части, на станции имеется переход в виде настила из досок. На момент проверки на путях стоял грузовой состав, перекрывающий переход через железнодорожные пути по настилу, люди переходили железнодорожные пути под грузовым составом (л.д. 12).

 Согласно справке администрации ... сельского поселения № № от Дата, по состоянию на Дата года население с. ... Пермского района составляет 3 433 человека. По территории сельского поселения проходит Свердловская железная дорога, которая делит село на две неравные части. За полосой железной дороги находятся три улицы (Адрес) на которых проживают 151 человек, так же находятся 5 садовых некоммерческих товариществ (л.д. 11).

 Правила нахождения граждан и размещения объектов в зонах повышенной опасности, выполнения в этих зонах работ, проезда и перехода через железнодорожные пути утверждаются в установленном порядке федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта.

 Из содержания "СП 119.13230.2012, Свод правил. Железные дороги колеи 1520 мм. Актуализированная редакция СНиП 32-01-95" (утв. Приказом Минрегиона России от 30.06.2012 N 276, введен в действие с 1 января 2013 года) следует, что на новых линиях в местах организованного пешеходного переход через железнодорожные пути должно быть предусмотрено устройство пешеходных тоннелей или мостов.

 На новых железных дорогах всех категорий и подъездных путях с организованным пассажирским движением, на станциях и остановочных пунктах, где доступ пассажиров с платформ в населенный пункт преграждается железнодорожными путями, следует предусматривать переходы в разных уровнях.

 Согласно разделу 1 "СНиП 32-01-95. Железные дороги колеи 1520 мм" (утв. Постановлением Минстроя РФ от 18.10.1995 N 18-94) данные нормы и правила распространяются на проектирование, строительство и эксплуатацию новых железнодорожных линий, дополнительных (вторых, третьих и четвертых) главных путей и усиление (реконструкцию) существующих линий общего пользования колеи 1520 мм, поэтому невозможно применение указанных строительных норм и правил в данном деле в отношении станции ....

 В отношении существующих станций "СНиП 32-01-95. Железные дороги колеи 1520 мм" предусматривает, что в отдельных случаях при сохранении переходов в одном уровне с верхом головок рельсов они должны ограждаться и оборудоваться сигнализацией автоматического действия и световыми указателями.

 Подобную оговорку в отношении существующих станций имеют и 'ВСН 56-78. Ведомственные строительные нормы. Инструкция по проектированию станций и узлов на железных дорогах Союза ССР" (утв. Минтрансстросм СССР от 28.01.1978 и МПС СССР or 10.02.1978).

 Действующие в настоящее время Правила технической эксплуатации железных дорог РФ, утвержденные приказом Минтранса России от 21.12.2010 г. N 286, также предусматривают возможность сохранения на железнодорожных станциях переходов в одном уровне с железнодорожными путями, при условии их оборудования пешеходными настилами, указателями и предупредительными надписями, а при необходимости - автоматической сигнализацией.

 С Дата года распоряжением ОАО "РЖД" от 23.12.2009 года N 2655-р введены в действие Технические требовании к пешеходным переходам через железнодорожные пути.

 Согласно п.2 разд.1 указанных Требований назначение пешеходных переходов состоит в создании условий для удобного, быстрого и безопасного перехода граждан (группы граждан) через железнодорожные пути в одном уровне рельсами. Из смысла п.З названных Требований допустимо устройство пешеходных переходов в одном уровне с верхом головок рельсов в местах интенсивных пешеходных потоков, если отсутствуют пешеходные переходы в разных уровнях между железнодорожными путями (мосты, тоннели).

 Пешеходные переходы как технический комплекс являются неотъемлемой частью инженерного оснащения инфраструктуры железнодорожного транспорта, включающим в себя инженерные сооружения и информационные системы.

 Инженерные сооружения включают в себя настилы и лестницы, ограждения, осветительные установки и другие элементы для обеспечения удобных и безопасных условий пересечения пешеходами железнодорожных путей в одном уровне с верхом головки рельсов.

 Из материалов дела следует, что станция ..., Пермского района Пермского края оборудована пешеходным переходом через железнодорожные пути, представляющим собой специально оборудованное место, пересекающее железнодорожные пути и предназначенное для прохода пассажиров, в одном уровне с верхом головок рельсов.

 Сведения о том, что в месте организованного пешеходного движения через железнодорожные пути на территории станции ..., Пермского района Пермского края, не предусмотрены устройства, обеспечивающие безопасность пешеходного перехода, либо имеющийся пешеходный переход не соответствует требованиям безопасности, в материалах дела отсутствуют, прокурором соответствующих требований не заявлялось.

 Правила технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденные Приказом Минтранса России от 21.12.2010 N 286, Ведомственные строительные нормы и нормы ГОСТа, на которые ссылается прокурор предусматривают, что переходы в разных уровнях следует предусматривать на пассажирских станциях, а также на других станциях и остановочных пассажирских пунктах с большой посадкой и высадкой пассажиров, где доступ пассажиров с платформ в населенный пункз преграждают железнодорожные пути с большими размерами движения, то есть пешеходные тоннели или мосты предусматриваются в необходимых случаях для прохода пассажиров на пассажирские платформы, а не в ситуаций, когда населенный пункт разделен железнодорожными путями на две части, как указывает прокурор.

 В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Суд считает, что истцом не представлено доказательств обоснованности своих требований.

 С учетом вышеизложенного оснований для возложения на ОАО «РЖД» обязанности по комиссионному определению места перехода через железнодорожные пути и оборудования его пешеходным переходом в разном уровне между железнодорожными путями не имеется.

     Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

 РЕШИЛ:

 В удовлетворении требований Пермского транспортного прокурора о признании незаконным бездействия ОАО «Российские железные дороги», выразившегося в непринятии мер по обеспечению безопасности граждан и безопасности движения на ст. ... Пермского района Пермского края; возложении на ОАО «Российские железные дороги» обязанности комиссионно определить место перехода через железнодорожные пути на ст. ..., исходя из обеспечения безопасности граждан в пределах ст. ... Пермского района Пермского края; оборудовать его переходом в разном уровне относительно железнодорожных путей: установить ответчику срок исполнения решения суда 12 мес. с момента вступления решения суда в законную силу – отказать.

 Решение в течение месяца со дня принятия его судом в окончательной форме, может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Дзержинский районный суд г. Перми.

 Судья –          О.М. Пименова