ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-4340/2022 от 19.10.2022 Центрального районного суда г. Хабаровска (Хабаровский край)

Дело № 2-4340/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

19 октября 2022 года г. Хабаровск

Центральный районный суд г. Хабаровска

в составе председательствующего судьи Прокопчик И.А.,

при секретаре Платоновой Ю.В.,

с участием истца ФИО2, представителя ответчика ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к обществу с ограниченной ответственностью «Деловые линии» о взыскании денежных средств, убытков, неустойки, компенсации морального вреда, штрафа,

установил:

ФИО2 обратился в суд с иском к ООО «Деловые линии» о взыскании денежных средств, убытков, неустойки, компенсации морального вреда, штрафа, в обоснование требований указав, что ДД.ММ.ГГГГ им (отправителем) через сайт (онлайн), подана заявка в адрес ответчика (перевозчика) ООО «Деловые линии» на осуществление перевозки личных вещей с подачей автотранспорта по адресу отправителя: <адрес> дальнейшей перевозкой личных вещей до <адрес>, <адрес>, грузополучатель ФИО1. В тот же день получено одобрение, уведомление-заказ с датой погрузки (отправления) ДД.ММ.ГГГГ (с 12-00 до 18-00). ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с договором транспортной экспедиции актом ДД.ММ.ГГГГ им организованы грузчики, которые прибыли к назначенному времени и прождали с 14-00 до 19-00. Он неоднократно обращался по телефону, находясь в состоянии ожидания и нервного напряжения на телефоны горячей линии, указанные на сайте ООО «Деловые линии», которые сопровождались длительными соединениями и каждый раз повторными объяснениями проблемы оператору, ему отвечали, что машина выехала, нужно ждать. Уже после 19 час. 00 мин. ДД.ММ.ГГГГ он позвонил в представительство в <адрес>, где ему ответили, что заявка переносится на ДД.ММ.ГГГГ без объяснения причины, каких-либо изменений на сайте перевозчика не было. Он сразу ДД.ММ.ГГГГ по телефону оформил претензию, по данному факту ДД.ММ.ГГГГ получил ответ - проведена проверка, и факт нарушенных прав перевозчик признал. Своими несогласованными действиями перевозчик нанес ему моральные и нравственные переживания и дополнительные расходы, так как ему пришлось звонить на работу и просить предоставить дополнительный выходной день, что было связано с дополнительными трудностями, а также оплатой работы грузчиков за 2 дня. ДД.ММ.ГГГГ в 16-30 груз предъявлен к перевозке и принят экспедитором в соответствии с п.п. 3.1.5. и 3.1.6. договора транспортной экспедиции, им отправлены личные (домашние) вещи по вышеуказанному адресу, на автофургоне, предоставленном ООО «Деловые линии», гос. номер О121м25, стоимостью (ценностью) страхованием груза и срока (заявленной стоимостью 500 000 рублей), что подтверждается заказом и накладной экспедитора от ДД.ММ.ГГГГ, выданной ему ДД.ММ.ГГГГ в 16-30, водителем-экспедитором по имени Костя. В соответствии с пунктом 3.1.7. договора транспортной экспедиции объем, вес и повторная проверка грузовых мест осуществлялась ответчиком самостоятельно без его присутствия и соответствующего уведомления его как стороны договора. ДД.ММ.ГГГГ после ряда неурядиц по объему груза ему в устной форме по телефону предоставили информацию, что объем груза составляет: 12,59 куб.м, 76 мест и весом: 1641 кг, также полная информация по предоставляемым услугам находится на сайте ООО «Деловые линии» и там же может быть получена информация о статусе местонахождении груза и сроках прибытия в адрес назначения. Стоимость услуги по доставке груза составила 122857 рублей, в соответствии с договором транспортной экспедиции (п. 5.1) стоимость услуг Экспедитора включает в себя расходы экспедитора по организации перевозки грузов. Размер вознаграждения за услуги по организации страхования отдельно не выделяются и включаются в стоимость экспедитора. Затраты по организации транспортно-экспедиционного обслуживания груза Клиенту не предъявляются и учитываются в составе расходов экспедитора; п. 4.1. экспедитор оказывает дополнительные услуги по организации страхования груза и убытков от задержки в доставке груза Клиента экспедитором. Страхование осуществляется от имени Экспедитора, но за счет клиента; п. 4.3. груз с объявленной стоимостью без страховки к перевозке не принимается. По информации, указанной в листе заказа от ДД.ММ.ГГГГ, размещенной и полученной с сайта ООО «Деловые линии», груз отправлен из <адрес>ДД.ММ.ГГГГ, со сроком прибытия в <адрес>ДД.ММ.ГГГГ и в этот же день отправляется в Наро-<адрес>. В ранее согласованные дни: ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ груз грузополучателю не доставлен, направлена претензия в адрес ООО «Деловые линии» грузополучателем ФИО1 Также им отправлено обращение о нарушении сроков, получен ответ о нарушении сроков и его прав. Фактическая доставка части личных вещей осуществлена в вечернее время в 20 часов 20 минут ДД.ММ.ГГГГ, накладная от ДД.ММ.ГГГГ без описи и расшифровки фамилии экспедитора. Задержка груза составила 8 дней. ДД.ММ.ГГГГ в дневное время суток по видеосвязи WhatsApp провели визуальный осмотр полученного груза, где обнаружена недостача груза (личных вещей) отправленного истцом имущества, нового и имеющего ценность для него как наследника, был составлен акт. ДД.ММ.ГГГГ он заболел в связи с тем, что с момента заключения договора с ответчиком всесторонне нарушаются нормы права и все действия сопряжены с нервными переживаниями, ожиданиями из-за сложившейся ситуации по ненадлежащему исполнению ООО «Деловые линии» законных требований в отношении него как потребителя, он вынужден был заниматься не только восстановлением своих нарушенных прав, но и обращаться к юристам за консультацией, рассказывать о своих личных проблемах, подробно объяснять, а также при каждом повторном воспоминании испытывал стресс. Неоднократные переговоры, претензии и заявления, проводимые по телефонной связи с грузоперевозчиком ООО «Деловые линии» с июля по октябрь 2021 года не давали должного результата, на телефонные звонки в ответ слышал, что необходимо ждать. Своими действиями ООО «Деловые линии» затягивали данную ситуацию, на требование просмотра видео с камер наблюдения получал устный отказ. По роду своей работы был в служебной командировке, вручил претензию лично в офисе ООО «Деловые линии» по факту ненадлежащего оказания услуг и утраченного имущества (личных вещей). ДД.ММ.ГГГГ получил промежуточный ответ на претензию от ДД.ММ.ГГГГ к ООО «Деловые линии». ДД.ММ.ГГГГ ООО «Деловые линии» частично доставили груз (личные вещи) от объема недостающего груза, указанного в акте от ДД.ММ.ГГГГ и претензии от ДД.ММ.ГГГГ, задержка груза 140 дней. ДД.ММ.ГГГГ повторно отправил уточняющую претензию (о нарушении застрахованных сроков и возмещении денежных средств в части утраченного груза) по средствам электронной связи и почтой России, получен промежуточный ответ от ДД.ММ.ГГГГ от ООО «Деловые линии» на претензию от ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ повторно получен промежуточный ответ от ООО «Деловые линии» на претензию от ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ по средствам электронной связи получен ответ № от «Ренессанс страхование» на претензию от ДД.ММ.ГГГГ, в которой содержится формальный подход рассмотрения с элементами введения в заблуждение: п.3.6 отсутствует в договоре ООО «Деловые линии», п. 3.3 содержит порядок хранения груза на складе ООО «Деловые линии». Ответчиком были оказаны услуги ненадлежащего качества. Претензии от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ рассмотрены формально. Утраченная часть имущества истца на дату подачи иска в суд ООО «Деловые линии» не возвращена. Утраченный груз: пленка прозрачная плотная 300мик 1рулон 30x1500, пленка стального цвета 2 рулона 30х1500, перемотанные скотчем желтого цвета, с закрепленной линейкой уравнивания стен из алюминия -3 рулона на сумму 21759 рублей; железные хромированные основания для кресел-качалок 4 штуки от 2 кресел, упакованных в черный полиэтилен, перемотанных скотчем - 2 кресла качалки на сумму 23900 рублей. Просит взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Деловые линии» в свою пользу убытки по реальной стоимости утраченного имущества в размере 45739 рублей 00 коп; убытки в связи с неподачей автотранспорта под погрузку в сумме 24570 рублей 84 копейки; неустойку за нарушение сроков выполнения работ по доставке груза (домашних вещей) в сумме 69142 рубля 32 копейки; оплату за не оказанные услуги из расчета утраченного груза в сумме 3233 рубля 07 копеек; моральный вред в размере 50000 рублей 00 копеек; штраф в соответствии с п. 6 статьи 13 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О защите прав потребителей» за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.

Определением Центрального районного суда г. Хабаровска от ДД.ММ.ГГГГ принят отказ ФИО2 от иска в части требования о взыскании с ответчика утраченного заработка в размере 24570 рублей 84 копейки, производство по делу в данной части прекращено.

В судебное заседание представитель третьего лица не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещался судом надлежащим образом, в связи с чем, на основании ст. 167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц по представленным доказательствам.

В судебном заседании истец исковые требования, заявленные в исковом заявлении, поддержал, указав, что не поддерживает заявление об уточнении требований, в котором он не просит взыскать с ответчика неустойку, просит рассмотреть требования, заявленные первоначально. Пояснил, что после поступления груза в июле было выявлено отсутствие 6 мест, о чем сначала было сообщено ответчику по телефонной связи. Проверить груз в день доставки было невозможно, поскольку он был доставлен в позднее время, а также в виду его количества. Лишь в октябре 2021 года, после вручения письменной претензии, ответчиком были предприняты меры по поиску утраченного груза, и в ноябре 2021 года был доставлен утраченный груз не в полном объеме, о чем было сообщено в претензии, что также было отражено в накладной.

В судебном заседании представитель ответчика возражала против удовлетворения требований по основаниям, изложенным в письменном возражении, согласно которому ДД.ММ.ГГГГ ООО «Деловые Линии» приняло по приемной накладной груз от ФИО2 для экспедирования в адрес ФИО1 в <адрес> количеством 70 грузомест, наименованием «личные вещи», весом 1 641 кг., объемом 12,59 м3, без досмотра содержимого упаковок, без сопроводительных документов, с объявленной стоимостью 500 000 рублей. ДД.ММ.ГГГГ груз был доставлен получателю по накладной . ДД.ММ.ГГГГ получателем было дополучено 6 грузомест по накладной , о чем сделана соответствующая отметка. Истец обратился с претензией в связи с тем, что груз был застрахован в ПАО «Группа Ренессанс Страхование», претензия была передана на рассмотрение в страховую компанию. Истцом не доказан факт утраты груза в период перевозки, двусторонний коммерческий акт не составлялся. Как установлено апелляционным определением Хабаровского краевого суда от ДД.ММ.ГГГГ, ООО «Деловые Линии» оказывало услуги в рамках договора транспортной экспедиции. Акт осмотра личных вещей от ДД.ММ.ГГГГ не соответствует нормам фиксации разногласий, установленных Правилами перевозок грузов автомобильным транспортом. Данный акт составлен без вызова и участия представителя ООО «Деловые Линии». Доказательств уведомления ответчика об его составлении в материалы дела не представлено. Актом ДД.ММ.ГГГГ зафиксировано отсутствие 5 мест, вместе с тем ДД.ММ.ГГГГ была осуществлена доставка 6 грузомест, таким образом, утрата 2 грузомест не зафиксирована какими-либо доказательствами. Получатель груза не заявил в установленном порядке об утрате груза в момент выдачи ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ также как не уведомил ответчика о составлении акта в порядке, установленном пунктом 82 Правил перевозок грузов автомобильным транспортом в течение следующих суток. Истец не доказал размер заявленных убытков. В тексте расписки указано, что подписание данного документа означает присоединение к договору транспортной экспедиции - публичной оферте, размещенной на официальном сайте ответчика <данные изъяты> Таким образом, между сторонами был заключен договор транспортной экспедиции, на условиях публичной оферты путем присоединения к договору транспортной экспедиции, размещенного на сайте ответчика по адресу <данные изъяты> Согласно пункту 3.3.1 Договора транспортной экспедиции, Ответчиком для осуществления экспедирования грузы от отправителей принимаются по количеству грузовых мест без внутритарного досмотра и поштучной сверки с товарными накладными продавца, прием груза экспедитором производится по количеству грузовых мест, объему и весу без досмотра и проверки содержимого упаковки. В материалы дела не представлено доказательств стоимости принятого ответчиком груза, который утрачен. Согласно условиям экспедиторской расписки (), была установлена объявленная стоимость груза 70 грузомест, которая составляет 500 000 рублей. По утверждению истца не было доставлено 2 грузоместа. Исходя из разумной степени достоверности стоимость одного грузоместа по приемной накладной составляет 14285,71 рублей (500 000/70 (количество принятых грузомест) = 7 142,85 руб.*2). Компенсация за нарушение срока доставки груза подлежит возмещению страховой компанией. По генеральному договору страхования убытков от задержки в доставке груза перевозчиком/экспедитором PIC 389716 от ДД.ММ.ГГГГ застрахованы риски по доставке груза в пути - событие, выражающееся в задержке в доставке груза ТК ООО «Деловые Линии» в пункт назначения на срок более чем на 1 рабочий день, повлекшее возникновение непредвиденных расходов, которые выгодоприобретатель понес или вынужден будет понести в результате задержки в доставке груза (п.3.1) (договор имеется в материалах дела). Дополнительным соглашением от ДД.ММ.ГГГГ пункт 5.3 изложен в редакции: «установлен максимальный лимит страховой выплаты по одному слушаю в пользу одного конкретного выгодоприобретателя при перевозке определенного груза в размере 120% расходов по транспортировке грузов (исключая расходы на страхование), указанных в накладной (экспедиторской расписке ООО «Деловые Линии», на основании которой груз был выдан получателю в пункте назначения, но в любом случае не более размера страховой суммы, указанной в пункте 5.2. договора». Сумма страховки от нарушения срока доставки составляет 100 000 рублей, таким образом, указанная сумма полностью покрывается страховой выплатой. Страховым актом № от ДД.ММ.ГГГГ случай признан страховым, и сумма в размере 145 161,60 рублей была выплачена платежными поручениями № от ДД.ММ.ГГГГ и 3754 от ДД.ММ.ГГГГ. Договором транспортной экспедиции не предусмотрено возмещение экспедиторского вознаграждения. Истец заявил в иске сумму экспедиторского вознаграждения в размере 3233,07 рублей. В соответствии с пунктом 6.10 договора транспортной экспедиции в случае нарушения Экспедитором срока исполнения обязательства, экспедитор возмещает клиенту убытки, причиненные клиенту нарушением срока исполнения обязательств по договору транспортной экспедиции, в пределах стоимости услуг экспедитора (стоимость услуг по страхованию возмещению не подлежит). Стоимость услуг (вознаграждения) Экспедитора не подлежит возмещению Клиенту, если убытки клиента возникли по иным причинам, не связанным с нарушением сроков исполнения обязательства по договору. В данном случае такое возмещение в договоре транспортной экспедиции не предусмотрено. Истец не доказал факт убытков в связи с неподачей транспортного средства. Также истцом не доказан факт причинения нравственных страданий в результате действий ответчика. Просит в удовлетворении требований отказать в полном объеме.

Заслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

В соответствии с ч.ч. 1, 3 статьи 801 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента - грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза. Договором транспортной экспедиции могут быть предусмотрены обязанности экспедитора организовать перевозку груза транспортом и по маршруту, избранными экспедитором или клиентом, обязанность экспедитора заключить от имени клиента или от своего имени договор (договоры) перевозки груза, обеспечить отправку и получение груза, а также другие обязанности, связанные с перевозкой. Условия выполнения договора транспортной экспедиции определяются соглашением сторон, если иное не установлено законом о транспортно-экспедиционной деятельности, другими законами или иными правовыми актами.

Правоотношения, вытекающие из договора транспортной экспедиции, урегулированы специальным Федеральным законом от 30 июня 2003 г. № 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности».

Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2012 г. № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей», если отдельные виды отношений с участием потребителей регулируются и специальными законами Российской Федерации, содержащими нормы гражданского права, то к отношениям, возникающим из таких договоров, Закон о защите прав потребителей применяется в части, не урегулированной специальными законами.

Из материалов дела следует и судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 подана заявка на сайте ООО «Деловые линии» на осуществление перевозки личных вещей с подачей автотранспорта по адресу отправителя: <адрес> дальнейшей перевозкой личных вещей до <адрес>, <адрес>, получатель (плательщик) ФИО1.

В связи с обращением истца ООО «Деловые линии» создан заказ , в котором указана дата погрузки (отправления) - ДД.ММ.ГГГГ, также выбрана услуга на терминале-отправителе в виде страхования груза и срока заявленной стоимостью груза 500 000 рублей.

Согласно накладной экспедитора от ДД.ММ.ГГГГ у отправителя ФИО2 экспедитором (ООО «Деловые линии») приняты личные вещи в количестве 70 мест, заявленной стоимостью груза 500 000 рублей.

Согласно информации из личного кабинета на сайте ООО «Деловые линии» создан заказ от ДД.ММ.ГГГГ, оформлена накладная от ДД.ММ.ГГГГ, ориентировочная дата прибытия груза – ДД.ММ.ГГГГ (в течение суток), стоимость перевозки автотранспортом – 122 857 рублей

В соответствии с накладной (экспедиторской распиской) от ДД.ММ.ГГГГ по доставке груза от адреса отправителя ФИО2 (<адрес>, рп. <адрес> ( от ДД.ММ.ГГГГ) в адрес получателя ФИО1 (<адрес>, 2-ой <адрес>) уточнено количество мест груза – 76, вес 1641 кв, 12,59 куб.метров. Дата готовности груза к выдаче – ДД.ММ.ГГГГ. Заявленная стоимость (ценность) груза – 500 000 рублей.

Из указанной накладной следует, что стоимость услуг по организации доставки (экспедирования) груза, дополнительной обработки груза, упаковки груза в палетный борт, информирования о статусе нахождения груза составляет 120 968 рублей, стоимость страхования груза – 1889 рублей.

Из содержащихся в накладной условий перевозки груза следует, что ее подписание является безусловным акцептом на размещенную экспедитором в открытом доступе для неограниченного круга лиц на официальном Интернет-сайте www.dellin.ru оферту (договор транспортной экспедиции) на оказание услуг по организации доставки грузов и означает принятие и полное согласие со всеми условиями такой оферты путем присоединения к условиям договора транспортной экспедиции.

Согласно договору транспортной экспедиции (оферте) он считается заключенным с момента его акцепта, который может осуществляться клиентом как путем подписания непосредственно его текста, так и путем подписания клиентом экспедиторских документов, а также путем совершения клиентом конклюдентных действий, выражающихся с его стороны в запросе оказываемой услуги. Акцепт оферты равносилен заключению договора на условиях, изложенных в оферте. Экспедиторские документы содержат указание об обязательном применении к отношениям сторон, их подписавших, положений настоящего договора (в соответствии с выбранным клиентом видом транспорта), а также выражение полного согласия о присоединении клиента к условиям настоящего договора (договора присоединения).

ДД.ММ.ГГГГ произведена оплата услуг по доставке груза по сч. от ДД.ММ.ГГГГ в размере 122 857 рублей.

Из накладной (экспедиторской расписки) от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в 20 час. 20 мин. ДД.ММ.ГГГГФИО1 получен груз.

ДД.ММ.ГГГГФИО1, с участием ФИО6, ФИО2 (с использованием видеосвязи WhatsApp) составлен акт осмотра личный вещей, полученных от ООО «Деловые линии», из которого следует, что ДД.ММ.ГГГГ в 20 час. 20 мин. доставлены домашние вещи от грузоотправителя с задержкой доставки 8 дней (с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ), заказ от ДД.ММ.ГГГГ. В результате визуального осмотра полученного груза от перевозчика без вскрытия коробок выявлено отсутствие переданных личных домашних вещей: стол-книжка коричневого цвета, упакованного в полиэтиленовую пленку и скотча желтого цвета – 1 место; комод коричневого цвета 3 уровня ящиков, упакованного в прозрачную пленку, закрепленную скотчем, сверху плотная бумага – 1 место; торшер из бронзы с чернением 3-рожковый высотой 1,60 (без абажура) с закрепленными на нем лыжными палками, верх замотан прозрачным полиэтиленом – 1 место; пленка прозрачная плотная 300мк 1 рулон 30х150, пленка стального цвета 2 рулона 30х150, перемотанные скотчем желтого цвета, с закрепленной линейкой выравнивания стен из алюминия – 1 место; железные хромированные основания для «кресло качалка» 4 штуки от 2 кресел, упакованные в черный полиэтилен, перемотанные скотчем – 1 место. Всего отсутствует 5 мест, переданных перевозчику «Деловые линии».

Из детализации телефонных разговоров по номеру телефона +, зарегистрированного на ФИО2, следует, что истцом ДД.ММ.ГГГГ совершались звонки по номеру телефона , принадлежащему ООО «Деловые линии» (<адрес>), ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ совершались звонки по номеру телефона , принадлежащего ООО «Деловые линии» (<адрес>).

ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 в ООО «Деловые линии» подана претензия по факту отсутствия части груза, в том числе стола-книжки коричневого цвета, упакованного в полиэтиленовую пленку и скотча желтого цвета – 1 место; комода коричневого цвета 3 уровня ящиков, упакованного в прозрачную пленку, закрепленную скотчем, сверху плотная бумага – 1 место; торшера из бронзы с чернением 3-рожковый высотой 1,60 (без абажура) с закрепленными на нем лыжными палками, верх замотан прозрачным полиэтиленом – 1 место; пленки прозрачной плотная 300мк 1 рулон 30х150; пленки стального цвета 2 рулона 30х150, перемотанных скотчем желтого цвета, с закрепленной линейкой выравнивания стен из алюминия – 1 место; железных хромированных оснований для кресел-качалок 4 штуки от 2 кресел, упакованных в черный полиэтилен, перемотанных скотчем – 1 место, о возмещении ущерба, связанного с потерей груза, возврате провозной платы за задержку подачи автомобиля и просрочку доставки груза, упущенной выгоды, компенсации морального вреда.

В ответ на претензию по приемной накладной от ДД.ММ.ГГГГ ООО «Деловые линии» ДД.ММ.ГГГГ сообщило истцу, что груз был застрахован, претензия передается на рассмотрение страховой компании ПАО «Группа Ренессанс Страхование», по результатам рассмотрения которой будет подготовлен и направлен ответ.

Согласно накладной ФИО1ДД.ММ.ГГГГ получены машинка стиральная, ящик пластмассовый, стекло короб, торшер бронзовый, стол-книжка, комод.

Из ответа АО «Группа Ренессанс Страхование» от ДД.ММ.ГГГГ следует, что по факту не сохранной перевозки груза по накладной согласно информации, полученной от ООО «Деловые линии», утраченный груз был найден ДД.ММ.ГГГГ, поскольку груз найден, информации о повреждении или недостаче застрахованного груза страховщику не представлено, риски, на случай наступления которых был застрахован груз, не реализовались, поэтому ПАО «Группа Ренессанс Страхование» не находит оснований для выплаты страхового возмещения. Рекомендовано обратиться в ООО «Деловые линии» за получением груза. В случае обнаружения повреждений или недостачи доставленного груза необходимо зафиксировать информацию о его состоянии в коммерческом акте с указанием сведений о конкретном грузе, доставленном в пункт назначения и получившим повреждения, о характере и степени полученных повреждений. Коммерческий акт необходимо предоставить страховщику.

Согласно ответу ООО «Деловые линии» от ДД.ММ.ГГГГ претензия возвращена ПАО «Группа Ренессанс Страхование» в работу ООО «Деловые линии» без удовлетворения. Груз не был признан утраченным. Груз выдан грузополучателю в полном объеме.

ДД.ММ.ГГГГФИО7 направлена претензия в ООО «Деловые линии» по факту утраты груза в виде пленки прозрачной плотной 300мк 1 рулон 30х150, пленки стального цвета 2 рулона 30х150, перемотанных скотчем желтого цвета, с закрепленной линейкой выравнивания стен из алюминия – 1 место; железных хромированных оснований для «кресло качалка» 4 штуки от 2 кресел, упакованных в черный полиэтилен, перемотанных скотчем – 1 место, возмещении стоимости понесенного ущерба, связанного с потерей груза, в размере 79 320 рублей, возврате провозной платы за задержку подачи автомобиля и просрочку доставки груза в сумме 144 736,36 рублей, упущенной выгоды в связи с несвоевременной подачей и ожиданием транспортного средства в размере 24570,84 рублей, морального вреда в размере 50 000 рублей.

Согласно ответам ООО «Деловые линии» от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ претензия истца передана в страховую компанию.

ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ ПАО «Группа Ренессанс Страхование» выплачено возмещение по перевозке ООО «Деловые линии» в общей сумме 145 161,60 рубль, из которых 120 968 рублей – страховое возмещение за нарушение срока доставки груза, 24193 рубля – возмещение ожидаемой прибыли/дохода (10% по грузам).

Письмом ПАО «Группа Ренессанс Страхование» от ДД.ММ.ГГГГ истцу разъяснена методика расчета страхового возмещения по задержке в доставке груза перевозчиком/экспедитором.

В соответствии с положениями статьи 803 Гражданского кодекса Российской Федерации за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по договору экспедиции экспедитор несет ответственность по основаниям и в размере, которые определяются в соответствии с правилами главы 25 настоящего Кодекса.

Согласно статье 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

Согласно статье 7 Федерального закона от 30 июня 2003 года № 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности», экспедитор несет ответственность перед клиентом в виде возмещения реального ущерба за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза после принятия его экспедитором и до выдачи груза получателю, указанному в договоре транспортной экспедиции, либо уполномоченному им лицу, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза произошли вследствие обстоятельств, которые экспедитор не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело, в следующих размерах:

1) за утрату или недостачу груза, принятого экспедитором для перевозки с объявлением ценности, в размере объявленной ценности или части объявленной ценности, пропорциональной недостающей части груза;

2) за утрату или недостачу груза, принятого экспедитором для перевозки без объявления ценности, в размере действительной (документально подтвержденной) стоимости груза или недостающей его части;

3) за повреждение (порчу) груза, принятого экспедитором для перевозки с объявлением ценности, в размере суммы, на которую понизилась объявленная ценность, а при невозможности восстановления поврежденного груза в размере объявленной ценности;

4) за повреждение (порчу) груза, принятого экспедитором для перевозки без объявления ценности, в размере суммы, на которую понизилась действительная (документально подтвержденная) стоимость груза, а при невозможности восстановления поврежденного груза в размере действительной (документально подтвержденной) стоимости груза.

Согласно п. 2.2.2 договора транспортной экспедиции автомобильным транспортом, если иное не предусмотрено соглашением, клиент вправе объявить стоимость (ценность) груза в накладной экспедитора. Объявленная стоимость (ценность) груза не должна превышать действительной стоимости груза.

В соответствии с п. 3.1.6 договора транспортной экспедиции автомобильным транспортом грузы могут быть приняты к перевозке как с указанием объявленной стоимости, так и без указания объявленной стоимости груза.

Согласно п. 3.1.7 договора экспедитор при приеме груза обязан за свой счет произвести внешний осмотр груза, определив его количество (число грузовых мест), внешнее состояние упаковки и меру (вес, объем) с учетом погрешности применяемых средств и способов измерения, но не более 5%.

В силу п. 2.9 договора выдача груза грузополучателю означает исполнение обязанностей экспедитора по договору.

В силу 6.5 договор экспедитор несет ответственность перед клиентом в виде возмещения реального ущерба за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза после принятия его экспедитором и до выдачи груза получателю, указанному в приемной накладной, либо уполномоченному им лицу, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза произошли вследствие обстоятельств, которые экспедитор не мог предотвратить, и устранение которых от него не зависело, в следующих размерах: 1) за утрату или недостачу груза, принятого экспедитором для перевозки с объявлением ценности или части объявленной ценности, пропорциональной недостающей части груза; 2) за утрату или недостачу груза, принятого экспедитором для перевозки без объявления ценности, в размере действительной (документально подтвержденной) стоимости груза или недостающей его части либо из расчета 50 рублей за килограмм утраченного или недостающего груза; 3) за повреждение (порчу) груза, принятого экспедитором для перевозки с объявлением ценности, в размере суммы, на которую понизилась объявленная ценность, а при невозможности восстановления поврежденного груза – в размере объявленной стоимости; 4) за повреждение (порчу) груза, принятого экспедитором для перевозки без объявления ценности, в размере суммы, на которую понизилась действительная (документально подтвержденная) стоимость груза, а при невозможности восстановления поврежденного груза – в размере действительной (документально подтвержденной) стоимости груза либо из расчета 50 рублей за килограмм поврежденного груза.

Согласно п. 9.6 договора, если при исполнении обязательств по настоящему договору обнаруживаются препятствия к надлежащему их исполнению, каждая из сторон обязана принять все зависящие от нее разумные меры по устранению таких препятствий. Сторона, на исполнившая этой обязанности, утрачивает право на возмещение убытков, причиненных тем, что соответствующие препятствия не были устранены.

Согласно ст. 8 Федерального закона от 30 июня 2003 года № 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности» в случае, если во время выдачи груза получатель, указанный в договоре транспортной экспедиции, или уполномоченное им лицо не уведомили экспедитора в письменной форме об утрате, о недостаче или повреждении (порче) груза и не указали общий характер недостачи или повреждения (порчи) груза, считается, если не доказано иное, что они получили груз неповрежденным. В случае, если утрата, недостача или повреждение (порча) груза не могли быть установлены при приеме груза обычным способом, такое уведомление экспедитору может быть сделано не позднее чем в течение тридцати календарных дней со дня приема груза. Датой уведомления считается дата получения экспедитором такого уведомления.

В пункте 28 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28 июня 2012 г. № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» даны разъяснения, что бремя доказывания обстоятельств, освобождающих от ответственности за неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательства, в том числе и за причинение вреда, лежит на продавце (изготовителе, исполнителе, уполномоченной организации или уполномоченном индивидуальном предпринимателе, импортере) (п. 4 ст. 13, п. 5 ст. 14, п. 5 ст. 23.1, п. 6 ст. 28 Закона о защите прав потребителей, ст. 1098 ГК РФ).

В процессе рассмотрения дела ответчиком не отрицалось, что истец обращался в ООО «Деловые линии» с устными претензиями по факту утраты части груза.

Как указывалось выше, ДД.ММ.ГГГГФИО1 получены машинка стиральная, ящик пластмассовый, стекло короб, торшер бронзовый, стол-книжка, комод.

Ответчик ссылается на необходимость составления двустороннего коммерческого акта.

В соответствии со ст. 38 Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» обстоятельства, являющиеся основанием для возникновения ответственности перевозчиков, фрахтовщиков, грузоотправителей, грузополучателей, фрахтователей, пассажиров при перевозках пассажиров и багажа, грузов или предоставлении транспортных средств для перевозок пассажиров и багажа, грузов, удостоверяются актами или отметками в транспортных накладных, путевых листах, сопроводительных ведомостях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Порядок составления актов и проставления отметок в транспортных накладных, путевых листах, сопроводительных ведомостях устанавливается правилами перевозок грузов, правилами перевозок пассажиров.

Акт составляется заинтересованной стороной в день обнаружения обстоятельств, подлежащих оформлению актом. При невозможности составить акт в указанный срок он составляется в течение следующих суток.

В случае уклонения перевозчиков, фрахтовщиков, грузоотправителей, грузополучателей и фрахтователей от составления акта соответствующая сторона вправе составить акт без участия уклоняющейся стороны, предварительно уведомив ее в письменной форме о составлении акта, если иная форма уведомления не предусмотрена договором перевозки груза или договором фрахтования (п. 80 Правил перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2011 года № 272).

Согласно п. п. 82, 83 названных Правил акт должен содержать дату и место составления акта; фамилии, имена, отчества и должности лиц, участвующих в составлении акта; краткое описание обстоятельств, послуживших основанием для составления акта. При этом указанный акт должен быть составлен в присутствии водителя (иного уполномоченного представителя транспортной компании).

Представленный в материалы дела акт от ДД.ММ.ГГГГ, составленный ФИО1 с участием ФИО6, ФИО2 с использованием видеосвязи WhatsApp) не является двусторонним актом, предусмотренным указанными выше положениями закона.

Вместе с тем анализ материалов дела позволяет прийти к выводу о том, что факт отсутствия части груза в момент его получения ФИО1ДД.ММ.ГГГГ подтвержден накладными, поскольку ДД.ММ.ГГГГФИО1 получена часть груза, поименованного в накладной, что свидетельствует о том, что получатель груза фактически имел возможность проверить наличие или отсутствие грузомест в полном объеме лишь ДД.ММ.ГГГГ.

При этом в претензии от ДД.ММ.ГГГГ истцом заявлялось также об отсутствии части груза в виде пленки прозрачной плотной 300мк 1 рулон 30х150; пленки стального цвета 2 рулона 30х150, перемотанных скотчем желтого цвета, с закрепленной линейкой выравнивания стен из алюминия – 1 место; железных хромированных оснований для кресел-качалок 4 штуки от 2 кресел, упакованных в черный полиэтилен, перемотанных скотчем – 1 место.

Однако при доставке груза ДД.ММ.ГГГГ ответчиком не предпринято мер к оформлению акта, в то время как ФИО1 в накладной указано, какой груз ею получен, в числе которого отсутствуют заявленные истцом в качестве утраченных пленка и комплектующие к креслам-качалкам.

Поскольку бремя доказывания обстоятельств, освобождающих от ответственности за неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательства, лежит на исполнителе, учитывая установленные обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что ответчиком не представлено доказательств передачи истцу заявленного в иске груза, в связи с чем, указанный груз следует признать утраченным по вине ответчика.

Вместе с тем суд не усматривает оснований для взыскания ущерба исходя из стоимости утраченного имущества, поскольку согласно ст. 7 Федерального закона от 30 июня 2003 года № 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности», а также п. 6.5 договора транспортной экспедиции экспедитор несет ответственность перед клиентом в виде возмещения реального ущерба за утрату груза в размере части объявленной ценности, пропорциональной недостающей части груза.

Таким образом, поскольку истцом была объявлена ценность груза в размере 500 000 рублей за 76 мест, то с ответчика в пользу истца подлежат взысканию убытки в размере 13 157 рублей 89 копеек (500 000/76 мест)*2 утраченных места).

Согласно ст. 9 Федерального закона от 30 июня 2003 года № 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности» экспедитор возмещает убытки, причиненные клиенту нарушением срока исполнения обязательств по договору транспортной экспедиции, если иное не предусмотрено указанным договором и экспедитор не докажет, что нарушение срока произошло вследствие обстоятельств непреодолимой силы или по вине клиента. За нарушение установленного срока исполнения обязательств по договору транспортной экспедиции, если клиентом является физическое лицо, использующее услуги экспедитора для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением клиентом предпринимательской деятельности, экспедитор уплачивает клиенту за каждые сутки (при этом неполные сутки считаются за полные) или час (если срок указан в часах) просрочки неустойку в размере трех процентов, но не более восьмидесяти процентов суммы причитающегося экспедитору вознаграждения, а также возмещает убытки, причиненные клиенту нарушением срока исполнения обязательств по договору, если не докажет, что нарушение срока произошло вследствие обстоятельств непреодолимой силы или по вине клиента.

Доводы ответчика о том, что в связи с выплатой истцу страхового возмещения по договору страхования ПАО «Группа Ренессанс Страхование» за задержку сроков доставки груза, с ответчика не может быть взыскана неустойка, признаются судом необоснованными.

Согласно п. 4.1 договора экспедитор оказывает дополнительные услуги по организации страхования груза и убытков от задержки в доставке груза клиента экспедитором. Страхование осуществляется от имени экспедитора, но за счет клиента. Понесенные расходы по страхованию клиент возмещает экспедитору в полном объеме. Возмещение клиентом затрат по страхованию не включается в доходы экспедитора. Вознаграждение экспедитора за услугу по организации страхования груза отдельно не выделяется и включается в стоимость услуг экспедитора, указанную в п. 5.1 договора. Отчетом экспедитора о выполнении услуг по организации страхования грузов является приемная накладная с отметкой об оказании услуг.

В случае если груз предъявляется к перевозке с объявленной стоимостью, страхование такого груза является обязательным. Страхование груза клиента, принимаемого клиентом с объявленной стоимость, производится экспедитором от своего имени и за счет клиента по тарифам, установленным страховой компанией на дату предъявления груза к перевозке. Выгодоприобретателем по договору страхования является лицо, имеющее основанный на законе, ином правовом акте или договоре интерес в сохранении этого имущества. Грузы с объявленной стоимостью без страховки к перевозке не принимаются (п. 4.3 договора).

Услуга по организации страхования сроков доставки груза клиента экспедитором оказывается только совместно с услугой по организации страхования груза (п. 4.4 договора).

Страховым случаем признается задержка в доставке груза на терминал экспедитора или адрес грузополучателя на срок более чем 1 рабочий день (п. 4.5 договора).

Из п. 4.1 договора следует, что услуга по страхованию является дополнительной услугой, при этом оплачивается клиентом.

В силу п. 6.6 договора клиент по своему усмотрению использует предусмотренные законом и договором средства минимизации возможных убытков, в том числе такие как: страхование груза, объявление стоимости груза, досмотр вложения грузомест, надлежаще оформление товаросопроводительных документов, надлежащая подготовка груза к его перевозке.

Согласно индивидуальному полису страхования грузов - груз по накладной (экспедиторской расписке), страховая сумма 1100 000 рублей, начало ДД.ММ.ГГГГ, окончание ДД.ММ.ГГГГ, страховая премия 1716 рублей, на условиях Генерального договора страхования грузов от ДД.ММ.ГГГГ, включая Приложения к нему.

Из толкования условий договора транспортной экспедиции следует, что организация ответчиком услуги по страхованию сроков доставки и груза клиента, с учетом того, что данная услуга согласно условиям оферты является обязательной, не освобождает ООО «Деловые линии» от ответственности за ненадлежащее исполнение обязательства в виде неустойки, предусмотренной ст. 9 Федерального закона от 30 июня 2003 года № 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности», поскольку указанная услуга является дополнительной, оплачивается клиентом.

Как указывалось выше, срок доставки груза согласно сведениям, содержащимся в личном кабинете по данному заказу, определен в течение суток ДД.ММ.ГГГГ.

Судом проверен расчет неустойки, представленный истцом, в части расчета задержки сроков доставки 6 мест он является неверным, поскольку неустойка за задержку всего груза подлежит расчету за период со ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (при этом сюда входят все места, предъявленные к перевозке), а груза, не доставленного получателю, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ исходя из количества не переданного получателю груза (6 мест).

Следовательно неустойка подлежит взысканию в пользу истца за период со ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ от суммы 120 968 рублей (122857-1889)х3%х8 дней), и составляет 29032,62 рубля, в связи с задержкой доставки всего груза, а также с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 37818 рублей (120 968 рублей/76 мест)х6 мест*3%=286,50 рублей в день*132 дня) - в связи с задержкой доставки 6 мест.

Общая сумма неустойки, подлежащей взысканию с ответчика в пользу истца, составляет 66850 рублей 62 копейки.

Согласно ч. 3 ст. 7 Федерального закона от 30 июня 2003 года № 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности» в договоре транспортной экспедиции может быть установлено, что наряду с возмещением реального ущерба, вызванного утратой, недостачей или повреждением (порчей) груза, экспедитор возвращает клиенту ранее уплаченное вознаграждение, если оно не входит в стоимость груза, в размере, пропорциональном стоимости утраченного, недостающего или поврежденного (испорченного) груза.

Согласно п. 6.10 договора в случае нарушения экспедитором срока исполнения обязательства экспедитор возмещает клиенту убытки, причиненные клиенту нарушением срока исполнения обязательств по договору транспортной экспедиции, в пределах стоимости услуг экспедитора (стоимость услуг по страхованию возмещению не подлежит). Стоимость услуг (вознаграждение) экспедитора не подлежит возмещению клиенту, если убытки клиента возникли по иным причинам, не связанным с нарушением сроков исполнения обязательства по договору.

В соответствии с положениями статьи 803 Гражданского кодекса Российской Федерации, если экспедитор докажет, что нарушение обязательства вызвано ненадлежащим исполнением договоров перевозки, ответственность экспедитора перед клиентом определяется по тем же правилам, по которым перед экспедитором отвечает соответствующий перевозчик.

Аналогичные положения содержат пункты 1 и 2 статьи 6 Федерального закона «О транспортно-экспедиционной деятельности».

Из указанных норм, устанавливающих особенности ответственности экспедитора за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей по договору транспортной экспедиции, следует, что экспедитор отвечает как по общим правилам главы 25 Гражданского кодекса Российской Федерации, так и по правилам об ответственности перевозчика.

Из договора транспортной экспедиции, заключенного между сторонами, фактически следует, что ООО «Деловые линии» в возникшем споре являлось не только экспедитором, но и перевозчиком груза.

В отличие от транспортно-экспедиционных обязательств, перевозчик, в силу требований пункта 3 статьи 796 Гражданского кодекса Российской Федерации, наряду с возмещением установленного ущерба, вызванного утратой, недостачей или повреждением (порчей) груза или багажа, возвращает отправителю (получателю) провозную плату, взысканную за перевозку утраченного, недостающего, испорченного или поврежденного груза или багажа, если эта плата не входит в стоимость груза.

Таким образом, учитывая, что суд пришел к выводу о наличии доказательства утраты ответчиком двух грузовых мест, отправленных истцом, с ответчика в пользу истца подлежит взысканию вознаграждение, полученное ответчиком, пропорционально утраченной части груза в размере 3183 рубля 37 копеек (120968 (без учета страхования)/76)х2).

В соответствии со ст. 15 Закона РФ «О защите прав потребителей» моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом) или организацией, выполняющей функции изготовителя (продавца) на основании договора с ним, прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.

Как указано в п.45 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 №17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» при решении судом вопроса о компенсации потребителю морального вреда достаточным условием для удовлетворения иска является установленный факт нарушения прав потребителя.

Требование о взыскании компенсации морального вреда заявлено истцом обоснованно, поскольку факт нарушения прав истца ответчиком должным образом установлен.

Учитывая объем нарушенных ответчиком прав истца, требования разумности и справедливости, в пользу истца подлежит взысканию компенсация морального вреда в размере 3000 рублей.

В силу п.6 ст. 13 Закона РФ «О защите прав потребителей» при удовлетворении судом требований потребителя, суд взыскивает с исполнителя за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятидесяти процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.

В связи с неудовлетворением требований истца в добровольном порядке с ответчика в соответствии со ст. 13 Закона «О защите прав потребителей» в пользу истца подлежит взысканию штраф в размере 43095 рублей 94 копейки (13157,89+66850,62+3183,37+3000)*50%.

В соответствии со ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований в связи с чем, в доход местного бюджета Городского округа «Город Хабаровск» подлежит взысканию государственная пошлина в размере 2696 рублей (требования имущественного и неимущественного характера).

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

решил:

исковые требования удовлетворить частично.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Деловые линии» (ИНН ) в пользу ФИО2 (паспорт , выдан <адрес> по <адрес> в <адрес>ДД.ММ.ГГГГ) убытки в размере 13 157 рублей 89 копеек, неустойку за нарушение срока передачи груза в размере 66 850 рублей 62 копейки, стоимость оплаченных услуг в размере 3183 рубля 37 копеек, денежную компенсацию морального вреда в размере 3000 рублей, штраф в размере 43095 рублей 94 копейки.

В удовлетворении остальной части требований отказать.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Деловые линии» (ИНН ) в доход бюджета городского округа «Город Хабаровск» государственную пошлину в размере 2696 рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Хабаровский краевой суд через Центральный районный суд г. Хабаровска в течение месяца с даты составления мотивированного решения.

Мотивированное решение суда составлено 26.10.2022.

Судья И.А. Прокопчик