К делу № 2-4340/2022
УИД:61RS0021-01-2022-001404-38
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Адлерский район город Сочи 29 сентября 2022 года
Адлерский районный суд города Сочи
Краснодарского края в составе:
председательствующего судьи Машевец С.Ю.,
при секретаре Чобанян А.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Кавказского транспортного прокурора Южной транспортной прокуратуры в интересах неопределенного круга лиц к Худоконенко Юрию Петровичу о запрете осуществления деятельности, связанной с пилотированием воздушных судов,
УСТАНОВИЛ:
Кавказский транспортный прокурор Южной транспортной прокуратуры в интересах неопределенного круга лиц обратился в Адлерский районный суд города Сочи с исковым заявлением к Худоконенко Юрию Петровичу о запрете осуществления деятельности, связанной с пилотированием воздушных судов.
В обоснование исковых требований истец указал, что Кавказской транспортной прокуратурой во исполнение поручения Южной транспортной прокуратуры совместно с сотрудником отделения УФСБ России по Краснодарскому краю в г. Кропоткине проведена проверка исполнения законодательства о безопасности полетов и противодействии терроризму в деятельности ИП Юрченко В.А. В соответствии с ч. 1 ст. 52 Воздушного кодекса Российской Федерации к авиационному персоналу относятся лица, которые имеют профессиональную подготовку, осуществляют деятельность по организации, выполнению, обеспечению и обслуживанию воздушных перевозок и полетов воздушных судов. Согласно ст. 53 ВК РФ к выполнению функций членов экипажа гражданского воздушного судна, за исключением сверхлегкого пилотируемого гражданского воздушного судна с массой конструкции 115 килограммов и менее, сотрудников по обеспечению полетов гражданской авиации, а также функций по техническому обслуживанию воздушных судов, по диспетчерскому обслуживанию воздушного движения допускаются лица из числа специалистов авиационного персонала гражданской авиации, имеющие выданные уполномоченным органом в области гражданской авиации соответствующие свидетельства. В соответствии с ч. 1 ст. 57 ВК РФ командиром воздушного судна, за исключением сверхлегкого пилотируемого гражданского воздушного судна с массой конструкции 115 килограммов и менее, является лицо, имеющее действующее свидетельство пилота (летчика, внешнего пилота), а также подготовку и опыт, необходимые для самостоятельного управления воздушным судном определенного типа. Статей 52 ВК РФ установлено, что требования к специалистам согласно перечням специалистов авиационного персонала устанавливаются федеральными авиационными правилами. Приказом Минтранса России от 12.09.2008 № 147 утверждены Федеральные авиационные правила «Требования к членам экипажа воздушных судов, специалистам по техническому обслуживанию воздушных судов и сотрудникам по обеспечению полетов (полетным диспетчерам) гражданской авиации». Согласно п.п. 2.1, 2.2 Требований для выполнения функций командира воздушного судна или второго пилота любого из перечисленных видов воздушных судов (самолет, дирижабль объемом более 4600 мЗ, свободный аэростат, планер, вертолет) необходимо получить свидетельство, предусмотренное настоящими правилами. При выдаче свидетельства пилота в свидетельство вносятся отметка о виде воздушного судна и квалификационные отметки, соответствующие классу или типу воздушных судов, которые использовались в ходе проверки знаний, навыков (умений). При этом п. 2.5 Требований установлено, что обладатель свидетельства пилота не допускается к выполнению функций командира воздушного судна или второго пилота, если обладатель свидетельства не получил соответствующей отметки о классе согласно положениям п. 2.6 настоящих Правил или отметки о типе воздушного судна в случаях, указанных в п. 2.7 настоящих Правил. В силу п. 1.6 Требований, обладатель свидетельства не осуществляет функций, предусмотренных свидетельством и соответствующими квалификационными отметками, если он не отвечает требованиям, установленным настоящими Правилами. 02.03.2010 ФИО4 зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, присвоен ОГРИП №. В соответствии с выпиской ЕГРЮЛ, одним из видов деятельности индивидуального предпринимателя является оказание услуг по аренде грузовых воздушных судов с экипажем. В соответствие со свидетельством о государственной регистрации права на воздушное судно серии №, на праве собственности ФИО4 принадлежит х/г права на воздушное судно - самолета Ан-2, серийного номера № В силу свидетельства о государственной регистрации гражданского воздушного судна № от ДД.ММ.ГГГГ, воздушному судну серийного номера 1Г23017 присвоен государственный и регистрационный знак RA-33580. В ходе проверки установлено, что ДД.ММ.ГГГГ примерно в 07 час. 15 мин. в районе <адрес> осуществлен взлет воздушного судна RA-33580 под управлением пилота Худоконенко Ю.П. Согласно отобранным объяснениям, указанное воздушное судно осуществило взлет в отсутствие сертификата эксплуатанта и сертификата летной годности. Кроме того, уведомление о вылетах, в ФГУП «Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации» филиал «Аэронавигации Юга» не направлялось. Стандартами Международной организации гражданской авиации (ИКАО) в разделе 5 приложения № к Конвенции о международной гражданской авиации «Выдача свидетельства авиационному персоналу» в отношении требований к свидетельствам, выдаваемым авиационному персоналу, указывается на необходимость наличия отметки, касающейся «срока действия свидетельства и разрешения владельца пользоваться правами, предусмотренными свидетельствами». Приказом Минтранса России от 10.02.2014 № 32 «Об утверждении Федеральных авиационных правил «Требования, предъявляемые к оформлению и форме свидетельства авиационного персонала гражданской авиации» утверждены соответствующие требования. В соответствии с п. 3 Требований, ранее выданные свидетельства сохраняют свою силу до окончания срока их действия или до их обмена на свидетельства, оформленные в соответствии с настоящими Правилами. Возможность обмена свидетельства авиационного персонала также предусмотрена п. 11-12 Требований. Тем не менее, ФИО1 выполнял полеты без свидетельства пилота гражданской авиации, что является нарушением ст. 57 ВК РФ. В соответствии с ч. 1 ст. 1065 Гражданского кодекса Российской Федерации опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность. Согласно ч. 4 ст. 27, ч. 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» и ст. 45 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение. На основании ст. 12 ГК РФ, одним из способов защиты гражданских прав является пресечение действий, нарушающих право или создающие угрозу его нарушения. Предъявляя иск о запрете ФИО1 осуществлять деятельность, связанную с пилотированием воздушного судна, до получения свидетельства пилота и подтверждения квалификации, прокурор действует в интересах неопределенного круга лиц, так как осуществление деятельности по выполнению полетов ФИО1, не обладающим необходимыми в сфере авиации знаниями и навыками, не знакомым с актуальными в настоящее время требованиями безопасности полетов, авиационной и транспортной безопасности, заведомо создает опасность для жизни и здоровья неопределенного круга лиц.
Просит суд запретить ФИО1 осуществлять деятельность, связанную с пилотированием воздушных судов до получения свидетельства пилота воздушного судна с соответствующими квалификационными отметками.
В судебном заседании прокурор Южной транспортной прокуратуры настаивал на удовлетворении исковых требований Кавказского транспортного прокурора Южной транспортной прокуратуры в интересах неопределенного круга лиц к ФИО1 о запрете осуществления деятельности, связанной с пилотированием воздушных судов.
Ответчик ФИО1 в судебное заседание не явился, о дате и времени судебного заседания извещен, причины неявки суду не известны.
Суд считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие в соответствии с требованиями ст. 167 ГПК РФ.
Выслушав стороны по делу, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к выводу о том, что исковые требования Кавказского транспортного прокурора Южной транспортной прокуратуры в интересах неопределенного круга лиц к ФИО1 о запрете осуществления деятельности, связанной с пилотированием воздушных судов обоснованы и подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что Кавказской транспортной прокуратурой во исполнение поручения Южной транспортной прокуратуры совместно с сотрудником отделения УФСБ России по Краснодарскому краю в г. Кропоткине проведена проверка исполнения законодательства о безопасности полетов и противодействии терроризму в деятельности ИП ФИО4
В соответствии с ч. 1 ст. 52 Воздушного кодекса Российской Федерации к авиационному персоналу относятся лица, которые имеют профессиональную подготовку, осуществляют деятельность по организации, выполнению, обеспечению и обслуживанию воздушных перевозок и полетов воздушных судов.
Согласно ст. 53 ВК РФ к выполнению функций членов экипажа гражданского воздушного судна, за исключением сверхлегкого пилотируемого гражданского воздушного судна с массой конструкции 115 килограммов и менее, сотрудников по обеспечению полетов гражданской авиации, а также функций по техническому обслуживанию воздушных судов, по диспетчерскому обслуживанию воздушного движения допускаются лица из числа специалистов авиационного персонала гражданской авиации, имеющие выданные уполномоченным органом в области гражданской авиации соответствующие свидетельства.
В соответствии с ч. 1 ст. 57 ВК РФ командиром воздушного судна, за исключением сверхлегкого пилотируемого гражданского воздушного судна с массой конструкции 115 килограммов и менее, является лицо, имеющее действующее свидетельство пилота (летчика, внешнего пилота), а также подготовку и опыт, необходимые для самостоятельного управления воздушным судном определенного типа.
Статей 52 ВК РФ установлено, что требования к специалистам согласно перечням специалистов авиационного персонала устанавливаются федеральными авиационными правилами. Приказом Минтранса России от 12.09.2008 № утверждены Федеральные авиационные правила «Требования к членам экипажа воздушных судов, специалистам по техническому обслуживанию воздушных судов и сотрудникам по обеспечению полетов (полетным диспетчерам) гражданской авиации».
Согласно п.п. 2.1, 2.2 Требований для выполнения функций командира воздушного судна или второго пилота любого из перечисленных видов воздушных судов (самолет, дирижабль объемом более 4600 м3, свободный аэростат, планер, вертолет) необходимо получить свидетельство, предусмотренное настоящими правилами. При выдаче свидетельства пилота в свидетельство вносятся отметка о виде воздушного судна и квалификационные отметки, соответствующие классу или типу воздушных судов, которые использовались в ходе проверки знаний, навыков (умений).
При этом п. 2.5 Требований установлено, что обладатель свидетельства пилота не допускается к выполнению функций командира воздушного судна или второго пилота, если обладатель свидетельства не получил соответствующей отметки о классе согласно положениям п. 2.6 настоящих Правил или отметки о типе воздушного судна в случаях, указанных в п. 2.7 настоящих Правил.
В силу п. 1.6 Требований, обладатель свидетельства не осуществляет функций, предусмотренных свидетельством и соответствующими квалификационными отметками, если он не отвечает требованиям, установленным настоящими Правилами.
02.03.2010 ФИО4 зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, присвоен ОГРИП №.
В соответствии с выпиской ЕГРЮЛ, одним из видов деятельности индивидуального предпринимателя является оказание услуг по аренде грузовых воздушных судов с экипажем.
В соответствие со свидетельством о государственной регистрации права на воздушное судно серии №, на праве собственности ФИО4 принадлежит х/г права на воздушное судно - самолета Ан-2, серийного номера №.
В силу свидетельства о государственной регистрации гражданского воздушного судна № от 14.01.2014, воздушному судну серийного номера № присвоен государственный и регистрационный знак №.
В ходе проверки установлено, что 31.03.2021 примерно в 07 час. 15 мин. в районе <адрес> осуществлен взлет воздушного судна № под управлением пилота Худоконенко Ю.П.
Согласно отобранным объяснениям, указанное воздушное судно осуществило взлет в отсутствие сертификата эксплуатанта и сертификата летной годности.
Кроме того, уведомление о вылетах, в ФГУП «Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации» филиал «Аэронавигации Юга» не направлялось.
Стандартами Международной организации гражданской авиации (ИКАО) в разделе 5 приложения № 1 к Конвенции о международной гражданской авиации «Выдача свидетельства авиационному персоналу» в отношении требований к свидетельствам, выдаваемым авиационному персоналу, указывается на необходимость наличия отметки, касающейся «срока действия свидетельства и разрешения владельца пользоваться правами, предусмотренными свидетельствами».
Приказом Минтранса России от 10.02.2014 № 32 «Об утверждении Федеральных авиационных правил «Требования, предъявляемые к оформлению и форме свидетельства авиационного персонала гражданской авиации» утверждены соответствующие требования. В соответствии с п. 3 Требований, ранее выданные свидетельства сохраняют свою силу до окончания срока их действия или до их обмена на свидетельства, оформленные в соответствии с настоящими Правилами.
Возможность обмена свидетельства авиационного персонала также предусмотрена п. 11-12 Требований.
Тем не менее, Худоконенко Ю.П. выполнял полеты без свидетельства пилота гражданской авиации, что является нарушением ст. 57 ВК РФ.
В соответствии с ч. 1 ст. 1065 Гражданского кодекса Российской Федерации опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.
Согласно ч. 4 ст. 27, ч. 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» и ст. 45 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
На основании ст. 12 ГК РФ, одним из способов защиты гражданских прав является пресечение действий, нарушающих право или создающие угрозу его нарушения.
Предъявляя иск о запрете Худоконенко Ю.П. осуществлять деятельность, связанную с пилотированием воздушного судна, до получения свидетельства пилота и подтверждения квалификации, прокурор действует в интересах неопределенного круга лиц, так как осуществление деятельности по выполнению полетов Худоконенко Ю.П., не обладающим необходимыми в сфере авиации знаниями и навыками, не знакомым с актуальными в настоящее время требованиями безопасности полетов, авиационной и транспортной безопасности, заведомо создает опасность для жизни и здоровья неопределенного круга лиц.
При таком положении суд считает, что исковые требования Кавказского транспортного прокурора Южной транспортной прокуратуры в интересах неопределенного круга лиц к Худоконенко Юрию Петровичу о запрете осуществления деятельности, связанной с пилотированием воздушных судов являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
На основании изложенного руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
Исковое заявление Кавказского транспортного прокурора Южной транспортной прокуратуры в интересах неопределенного круга лиц к Худоконенко Юрию Петровичу о запрете осуществления деятельности, связанной с пилотированием воздушных судов, - удовлетворить.
Запретить Худоконенко Юрию Петровичу осуществлять деятельность, связанную с пилотированием воздушных судов до получения свидетельства пилота воздушного судна с соответствующими квалификационными отметками.
Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Адлерский районный суд г. Сочи в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий: подпись. С.Ю. Машевец
Копия верна: Судья- Секретарь-