Дело №2-4344/2016
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г.Йошкар-Ола 3 августа 2016 года
Йошкар-Олинский городской суд Республики Марий Эл в составе:
председательствующего судьи Конышева К.Е.,
при секретаре Дисюк М.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 и ФИО2, действующей также в интересах ФИО3 и ФИО4, к администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» о возложении обязанности принять постановление о присвоении вида разрешенного использования земельному участку,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1, ФИО2, действующая также в интересах несовершеннолетних ФИО3 и ФИО4, обратились в суд с исковым заявлением, в котором просили суд обязать администрацию городского округа «Город Йошкар-Ола» принять постановление о присвоении вида разрешенного использования земельному участку с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенному по адресу: <данные изъяты> в соответствии с Классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 №540 и внести сведения в государственный кадастр недвижимости о присвоении земельному участку с кадастровым номером <данные изъяты> вида разрешенного использования.
В обоснование требований указано, что истцы являются собственниками квартир <данные изъяты> в указанном жилом доме, расположенном на земельном участке с кадастровым номером <данные изъяты>, общей площадью 1060 кв.м., по указанному адресу, категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования для данного земельного участка не установлен. Поскольку в органах кадастрового учета нет сведений о виде разрешенного использования данного земельного участка, истцы не могут зарегистрировать право общей долевой собственности на указанный земельный участок. Подготовка и утверждение правил землепользования и застройки, генерального плана городского округа, проектов перепланировки территории является обязанностью органов местного самоуправления.
В судебное заседание истцы ФИО1, ФИО2, действующая также в интересах несовершеннолетних ФИО3 и ФИО4, не явились, согласно поступившему от них заявлению они извещены о времени и месте судебного слушания и просят рассмотреть дело в их отсутствие, но в присутствии своего представителя ФИО5, с позицией последней истцы полностью согласны и ее поддерживают. Ранее в судебном заседании 13.07.2016 истец ФИО1 пояснил, что ответчик обязан принять постановление о присвоении следующего вида разрешенного использования – малоэтажная многоквартирная жилая застройка.
Представитель истца ФИО5 поддержала заявленные требования, также пояснила, что земельному участку должен быть присвоен вид разрешенного использования – малоэтажная многоквартирная жилая застройка. Указала, что предъявление исковых требований обусловлено необходимостью проведения межевания и регистрации права собственности в отношении данного земельного участка.
Представитель ответчика администрации городского округа «Город Йошкар-Ола», третьего лица КУМИ администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» ФИО6 возражала против иска.
Представитель третьего лица Управления архитектуры и градостроительства администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» ФИО7 возражала против иска, пояснила, что истребуемый вид разрешенного использования земельному участку присвоен быть не может, поскольку земельный участок находится в зоне общественно-жилого назначения (ОЖ), для которой такой вид разрешенного использования земельного участка как «малоэтажная многоквартирная жилая застройка» не предусмотрен. В настоящее время готовятся изменения в правила землепользования и застройки в части внесения изменений в градостроительный регламент, установленный для конкретной территориальной зоны, в том числе зоны общественно-жилого назначения (ОЖ), в который будет включен такой вид разрешенного использования как малоэтажная многоквартирная жилая застройка. Также указала, что до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации (ЖК РФ) земельный участок под указанным многоквартирным домом уже сформирован, проведено его межевание, он поставлен на кадастровый учет, следовательно, в силу ст.16 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» собственники помещений данного многоквартирного дома приобрели право собственности на него с момента введения в действие ЖК РФ.
Третье лицо ФИО8 в судебном заседании поддержал заявленные требования.
Представитель третьего лица Управления Росреестра по Республике Марий Эл в суд не явился, извещен.
Выслушав явившихся лиц, изучив материалы гражданского дела, дел правоустанавливающих документов в отношении квартир <данные изъяты> по адресу: <данные изъяты>, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что ФИО4, <данные изъяты> г.р., принадлежит на праве собственности кв.<данные изъяты>, площадью 27,1 кв.м, расположенная в доме по адресу: <данные изъяты>
ФИО2, ФИО1, ФИО3, <данные изъяты> г.р., принадлежит на праве общей долевой собственности (по 1/3 доли) кв.<данные изъяты>, площадью 27 кв.м, расположенная в доме по адресу: <данные изъяты>
ФИО4, ФИО3 являются несовершеннолетними дочерьми ФИО2 и ФИО1
В данном жилом доме также имеется кв.<данные изъяты> площадью 42,2 кв.м, принадлежащая на праве собственности ФИО8
В соответствии с п.6 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 №47, многоквартирным домом признается совокупность двух и более квартир, имеющих самостоятельные выходы либо на земельный участок, прилегающий к жилому дому, либо в помещения общего пользования в таком доме. Многоквартирный дом содержит в себе элементы общего имущества собственников помещений в таком доме в соответствии с жилищным законодательством.
Исходя из технического паспорта указанного дома (экспликация и поэтажный план), поступившего из ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ», он является одноэтажным многоквартирным жилым домом, состоит из квартир №<данные изъяты> площадью 27,1 кв.м; №<данные изъяты>, площадью 27 кв.м; №<данные изъяты>, площадью 42,2 кв.м.
Данный многоквартирный жилой дом расположен на земельном участке №<данные изъяты>, площадью 1060,1 кв.м. Согласно кадастровому делу данного земельного участка, его межевание, установление границ на местности осуществлены в 2002 году, поставлен на кадастровый учет 08.07.2002.
При этом вид разрешенного использования земельного участка №<данные изъяты> не установлен, в связи с чем истец обратился в суд с указанными требованиями.
В силу ст.7 Земельного кодекса Российской Федерации (ЗК РФ) земельные участки должны использоваться в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования. Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
В соответствии с п.1 ст.85 ЗК РФ в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам: 1) жилым; 2) общественно-деловым; 3) производственным; 4) инженерных и транспортных инфраструктур; 5) рекреационным; 6) сельскохозяйственного использования; 7) специального назначения; 8) военных объектов; 9) иным территориальным зонам.
Границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне.
Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).
Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, строений, сооружений (п.2 ст.85 ЗК РФ).
Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и прав на земельные участки. Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования (п.3 ст.85 ЗК РФ).
В соответствии с п.8 ст.36 ГрК РФ, земельные участки или объекты капитального строительства, виды разрешенного использования, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия.
Зонирование территории для строительства регламентируется Градостроительным кодексом Российской Федерации (ГрК РФ), в п.7 ст.1 которого содержится понятие территориальных зон, то есть зон, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.
Под градостроительным регламентом понимаются устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства (п.9 ст.1 ГрК РФ).
Согласно положениям ст.37 ГрК РФ разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов: 1) основные виды разрешенного использования; 2) условно разрешенные виды использования; 3) вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними (ч.1).
Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства (ч.2).
Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов (ч.3).
Основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования (ч.4).
Таким образом, по смыслу указанных норм самостоятельный выбор правообладателем основного или вспомогательного вида разрешенного использования земельных участков возможен лишь в соответствии с градостроительным регламентом.
В соответствии с Классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 №540, размещение малоэтажного многоквартирного жилого дома (дом, пригодный для постоянного проживания, высотой до 4 этажей, включая мансардный); разведение декоративных и плодовых деревьев, овощных и ягодных культур; размещение индивидуальных гаражей и иных вспомогательных сооружений соответствует виду разрешенного использования – Малоэтажная многоквартирная жилая застройка (2.1.1).
Согласно Федеральному закону от 23.06.2014 №171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» разрешенное использование земельных участков, установленное до дня утверждения в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации классификатора видов разрешенного использования земельных участков, признается действительным вне зависимости от его соответствия указанному классификатору (ч.11). До 01.01.2020 орган местного самоуправления поселения, орган местного самоуправления городского округа обязаны внести изменения в правила землепользования и застройки в части приведения установленных градостроительным регламентом видов разрешенного использования земельных участков в соответствие с видами разрешенного использования земельных участков, предусмотренными классификатором видов разрешенного использования земельных участков (ч.12).
В силу ч.1 ст.33 ГрК РФ внесение изменений в правила землепользования и застройки осуществляется в порядке, предусмотренном ст.31 и 32 ГрК РФ.
Согласно Генеральному плану городского округа «Город Йошкар-Ола», утвержденному решением Собрания депутатов городского округа «Город Йошкар-Ола» от 14.07.2009 № 745-IV, Правилам землепользования городского округа «Город Йошкар-Ола», утвержденным решением Собрания депутатов городского округа «Город Йошкар-Ола» от 24.12.2010 №30-У вышеназванный земельный участок находится в зоне общественно-жилого назначения (ОЖ).
Данное обстоятельство также подтверждается градостроительным планом земельного участка №<данные изъяты>, представленным в судебное заседание представителем Управления архитектуры и градостроительства администрации городского округа «Город Йошкар-Ола».
Статьей 32 Правил землепользования и застройки городского округа «Город Йошкар-Ола», утвержденных решением Собрания депутатов городского округа «Город Йошкар-Ола» от 24.12.2009 №30-У, установлен градостроительный регламент для зоны ОЖ, включающий в себя ряд основных, вспомогательных и условно-разрешенных видов использования земельных участков.
Градостроительным регламентом территориальной зоны ОЖ, установленным Правилами землепользования и застройки городского округа «Город Йошкар-Ола», в границах которой расположен рассматриваемый земельный участок, размещение 1-этажных многоквартирных жилых домов не предусмотрено, такой вид разрешенного использования земельного участка как малоэтажная многоквартирная жилая застройка в нем не указан.
Поскольку градостроительный регламент территориальной зоны, в которой расположен рассматриваемый земельный участок, не допускает возможности установления какого-либо вида разрешенного использования соответствующего его фактическому использованию (с учетом расположенного на нем жилого строения), в том числе вида «малоэтажная многоквартирная жилая застройка», следовательно, удовлетворение требований будет противоречить действующему законодательству и положениям утвержденной градостроительной документации городского округа «Город Йошкар-Ола».
Как обоснованно указано в отзыве Управления архитектуры и градостроительства администрации городского округа «Город Йошкар-Ола», истцы в порядке, установленном ч.1 ст.33 ГрК РФ, с заявлением о внесении изменений в Правила землепользования и застройки городского округа «Город Йошкар-Ола» в части включения в градостроительный регламент зоны ОЖ вида разрешенного использования - Малоэтажная многоквартирная жилая застройка, не обращались.
При таких обстоятельствах, исходя из существующего на момент разрешения спора правового регулирования, суд приходит к выводу о необходимости отказа в удовлетворении исковых требований.
Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Отказать в удовлетворении иска ФИО1 и ФИО2, действующей также в интересах ФИО3 и ФИО4, к администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» о возложении обязанности принять постановление о присвоении вида разрешенного использования земельному участку.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Марий Эл через Йошкар-Олинский городской суд Республики Марий Эл в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья К.Е.Конышев
Мотивированное решение составлено 08.08.2016.