дело № 2-4345/14
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
с участием
представителя истца -
помощника <данные изъяты>
<данные изъяты> транспортного прокурора У.О.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении <адрес> городского суда гражданское дело № по иску <данные изъяты> транспортного прокурора в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к С.М.Ю. о признании действий незаконными и возложении обязанности устранить допущенные нарушения,
УСТАНОВИЛ:
Согласно исковому заявлению, <данные изъяты> транспортной прокуратурой в ходе проведенной проверкив период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, выявлен факт нарушения требований законодательства в сфере использования воздушного пространства и безопасности полетов при размещении и строительстве здания пансионата для длительного проживания граждан.
На территории <адрес> по адресу: <адрес>, в <данные изъяты> м на <данные изъяты> от жилого <адрес>, С.М.Ю. осуществляется размещение и строительство высотного здания в непосредственной близости от аэропорта <данные изъяты>, в нарушение требований воздушного законодательства РФ.
В соответствии со ст. 2 Воздушного кодекса Российской Федерации, воздушное законодательство Российской Федерации состоит из Воздушного кодекса, федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, федеральных правил использования воздушного пространства, федеральных авиационных правил, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Согласно ст. 11 Воздушного кодекса Российской Федерации, использование воздушного пространства представляет собой деятельность, в процессе которой осуществляется перемещение в воздушном пространстве различных материальных объектов (воздушных судов, ракет и других объектов), а также другая деятельность (строительство высотных сооружений, деятельность, в процессе которой происходят электромагнитные и другие излучения, выброс в атмосферу веществ, ухудшающих видимость, проведение взрывных работ и томуподобное), которая может представлять угрозу безопасности воздушного движения.
В соответствии со ст. 46 Воздушного кодекса Российской Федерации, проектирование, строительство и развитие городских и сельских поселений, а также строительство и реконструкция промышленных, сельскохозяйственных и иных объектов в пределах приаэродромной территории должны проводиться с соблюдением требований безопасности полетов воздушных судов, с учетом возможных негативных воздействий оборудования аэродрома и полетов воздушных судов на здоровье граждан и деятельность юридических лиц и по согласованию с собственником аэродрома.
Согласно ч. 1 ст. 47 Воздушного кодекса Российской Федерации, размещение в районе аэродрома зданий, сооружений, линий связи, линий электропередачи, радиотехнических и других объектов, которые могут угрожать безопасности полетов воздушных судов или создавать помехи в работе радиотехнического оборудования, устанавливаемого на аэродроме, должно быть согласовано с собственником аэродрома и осуществляться в соответствии с воздушным законодательством Российской Федерации.
Строительство С.М.Ю. здания торгового комплекса на территории <адрес> по адресу: <адрес>, в <данные изъяты> м на <данные изъяты> от жилого <адрес>,ДД.ММ.ГГГГ согласовано со страшим авиационным начальником аэропорта <данные изъяты>.
Вместе с тем, старший авиационный начальник аэропорта не является представителем собственника аэродрома, а соответственно лицом, уполномоченным на согласование строительства на приаэродромной территории, поскольку, согласно п.п. 1, 5.2 Положения о Федеральном агентстве воздушного транспорта, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30 июля 2004 года № 396, Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиация) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника в отношении федерального имущества, необходимого для обеспечения исполнения функций федеральных органов государственной власти в сфере воздушного транспорта (гражданской авиации), использования воздушного пространства Российской федерации, аэронавигационного обслуживания пользователей воздушного пространства Российской Федерации и авиационно-космического поиска и спасания, в том числе в отношении имущества, переданного федеральным государственным унитарным предприятиям, федеральным государственным учреждения и казенным предприятиям подведомственным Росавиации.
Таким образом, органом, уполномоченным на согласование проектирования и строительства объектов в пределах приаэродромной территории аэропорта <данные изъяты> является <данные изъяты> (далее <данные изъяты>).
Согласно информации заместителя начальника <данные изъяты>, размещение объекта по адресу <адрес>, в <данные изъяты> м на <данные изъяты> от жилого <адрес>, с <данные изъяты> в установленном порядке не согласовывалось.
Невыполнение ответчицейС.М.Ю. требований федерального законодательства и обязанностей по согласованию размещения объекта в пределах приаэродромной территории аэродрома <данные изъяты> влечет невозможность обеспечить на должном уровне безопасность полетов и авиационную безопасность при производстве полетов воздушных судов.
По внешнему виду и техническим характеристикам здания следует, что оно будет использоваться как жилое строение массового пребывания людей, однако его размещение и строительство в границах приаэродромной территории аэродрома <данные изъяты> осуществляется без согласования с собственником аэродрома, что не позволит обеспечить безопасность лиц, находящихся в нем, в случае возможной авиакатастрофы.
Более того, отсутствие в <данные изъяты> сведений о возводимом на приаэродромной территории здании, не позволяет оценить его влияние на возможное создание помех локационного оборудования.
В связи с этим создается реальная угроза причинения вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц, могут быть нарушены конституционные права граждан на жизнь и здоровье, закрепленные в ст.ст. 20 и 41 Конституции РФ.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Исковое заявление подано прокурором в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, так как определить точный и исчерпывающий круг лиц, чьи права и интересы нарушаются в связи с неисполнением С.М.Ю. требований федерального законодательства и необеспечением безопасности полетов и авиационной безопасности при строительстве высотного здания в границах приаэродромной территории без согласования с собственником аэродрома, и привлечь их в процесс в качестве истцов не представляется возможным, так как в результате авиационногопроисшествия или катастрофы, которые могут произойти вследствиенесоблюдения С.М.Ю. установленных требований безопасности полетов и авиационной безопасности, может пострадать любой гражданин, пользующийся услугами воздушных пассажирских перевозок, а также любой из будущих посетителей указанного жилого здания, в случае падения на него воздушного судна.
В соответствии со ст. 1065 ГК РФ опасность причинения вреда в будущем может являться основанием для принятия судом решения о приостановлении или запрещении деятельности, создающей такую опасность, если прекращение или приостановление такой деятельности не противоречит общественным интересам.
Статьей 12 ГК РФ установлен перечень способов защиты гражданских прав, в том числе путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения и изменения правоотношения.
На основании изложенного <данные изъяты> транспортныйпрокурор просил судпризнать незаконными действия С.М.Ю., выражающиеся в использовании воздушного пространства Российской Федерации при отсутствии согласования строительства и размещения объекта наприаэродромной территории аэродрома <данные изъяты> с собственником аэродрома иобязать ответчика согласовать с собственником аэродрома <данные изъяты> - <данные изъяты> размещение объекта,расположенного по адресу: <адрес>, в <данные изъяты> м на <данные изъяты> от жилого <адрес>, в соответствии с требованиями Воздушного кодекса Российской Федерации не позднее <данные изъяты> с момента вступления решения суда в законную силу.
Представитель истца - помощник <данные изъяты> транспортного прокурора У.О.В. в судебном заседании поддержала исковые требования и просила суд иск удовлетворить.
В судебное заседание не явился представитель третьего лица - <данные изъяты>, от которого в суд поступило заявление с просьбой о рассмотрении дела в его отсутствие на основании ч. 5 ст. 167 УПК РФ.
Ответчица С.М.Ю., извещенная надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела в суд не явилась, о причинах неявки суд не известила, ходатайств об отложении судебного заседания не заявляла.
В соответствии с ч. 3 и ч. 4 ст. 167 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть гражданское дело в отсутствие не явившихся участников процесса.
Выслушав объяснения представителя истца, оценив в соответствии со ст. 67 ГПК РФ представленные доказательства, считает иск обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно надлежащим письменным доказательствам, на территории <адрес> по адресу: <адрес>, в <данные изъяты> м на северо-восток от жилого <адрес> гражданкойС.М.Ю. осуществляется размещение и строительство высотной здания в непосредственной близости от аэропорта <данные изъяты>.
В соответствии со ст. 2 Воздушного кодекса Российской Федерации, воздушное законодательство Российской Федерации состоит из Воздушного кодекса, федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, федеральных правил использования воздушного пространства, федеральных авиационных правил, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Согласно ст. 11 Воздушного кодекса Российской Федерации, использование воздушного пространства представляет собой деятельность, в процессе которой осуществляется перемещение в воздушном пространстве различных материальных объектов (воздушных судов, ракет и других объектов), а также другая деятельность (строительство высотных сооружений, деятельность, в процессе которой происходят электромагнитные и другие излучения, выброс в атмосферу веществ, ухудшающих видимость, проведение взрывных работ и томуподобное), которая может представлять угрозу безопасности воздушного движения.
В соответствии со ст. 46 Воздушного кодекса Российской Федерации, проектирование, строительство и развитие городских и сельских поселений, а также строительство и реконструкция промышленных, сельскохозяйственных и иных объектов в пределах приаэродромной территории должны проводиться с соблюдением требований безопасности полетов воздушных судов, с учетом возможных негативных воздействий оборудования аэродрома и полетов воздушных судов на здоровье граждан и деятельность юридических лиц и по согласованию с собственником аэродрома.
Согласно ч. 1 ст. 47 Воздушного кодекса Российской Федерации, размещение в районе аэродрома зданий, сооружений, линий связи, линий электропередачи, радиотехнических и других объектов, которые могут угрожать безопасности полетов воздушных судов или создавать помехи в работе радиотехнического оборудования, устанавливаемого на аэродроме, должно быть согласовано с собственником аэродрома и осуществляться в соответствии с воздушным законодательством Российской Федерации.
Строительство С.М.Ю. здания торгового комплекса на территории <адрес> по адресу: <адрес>, в <данные изъяты> м на северо-восток от жилого <адрес>, ДД.ММ.ГГГГ согласовано со страшим авиационным начальником аэропорта <данные изъяты>.
При этом, старший авиационный начальник аэропорта не является представителем собственника аэродрома, а соответственно лицом, уполномоченным на согласование строительства на приаэродромной территории, поскольку, согласно п.п. 1 и 5.2 Положения о Федеральном агентстве воздушного транспорта, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30 июля 2004 года № 396, Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиация) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника в отношении федерального имущества, необходимого для обеспечения исполнения функций федеральных органов государственной власти в сфере воздушного транспорта (гражданской авиации), использования воздушного пространства Российской федерации, аэронавигационного обслуживания пользователей воздушного пространства Российской Федерации и авиационно-космического поиска и спасания, в том числе в отношении имущества, переданного федеральным государственным унитарным предприятиям, федеральным государственным учреждения и казенным предприятиям подведомственным Росавиации.
Таким образом, органом, уполномоченным на согласование проектирования и строительства объектов в пределах приаэродромной территории аэропорта <данные изъяты> является <данные изъяты> (<данные изъяты>).
Согласно информации заместителя начальника <данные изъяты>, размещение объекта по адресу <адрес>, в <данные изъяты> м на <данные изъяты> от жилого <адрес>, с Южным МТУ Росавиации в установленном порядке не согласовывалось.
Невыполнение ответчицейС.М.Ю. требований федерального законодательства и обязанностей по согласованию размещения объекта в пределах приаэродромной территории аэродрома <данные изъяты> влечет невозможность обеспечить на должном уровне безопасность полетов и авиационную безопасность при производстве полетов воздушных судов.
По внешнему виду и техническим характеристикам здания следует, что оно будет использоваться как не жилое строение массового пребывания людей, однако его размещение и строительство в границах приаэродромной территории аэродрома <данные изъяты> осуществляется без согласования с собственником аэродрома, что не позволит обеспечить безопасность лиц, находящихся в нем, в случае возможной авиакатастрофы.
Более того, отсутствие в Росавиации сведений о возводимом на приаэродромной территории здании, не позволяет оценить его влияние на возможное создание помех локационного оборудования.
В связи с этим создается реальная угроза причинения вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц, могут быть нарушены конституционные права граждан на жизнь и здоровье, гарантированные Конституцией РФ (ст.ст. 20 и 41).
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Исковое заявление подано прокурором в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, так как определить точный и исчерпывающий круг лиц, чьи права и интересы нарушаются в связи с неисполнением С.М.Ю. требований федерального законодательства и необеспечением безопасности полетов и авиационной безопасности при строительстве высотного здания в границах приаэродромной территории без согласования с собственником аэродрома, и привлечь их в процесс в качестве истцов не представляется возможным, так как в результате авиационного происшествия или катастрофы, которые могут произойти вследствиенесоблюдения С.М.Ю. установленных требований безопасности полетов и авиационной безопасности, может пострадать любой гражданин, пользующийся услугами воздушных пассажирских перевозок, а также любой из будущих посетителей указанного жилого здания, в случае падения на него воздушного судна.
В соответствии со ст. 1065 ГК РФ опасность причинения вреда в будущем может являться основанием для принятия судом решения о приостановлении или запрещении деятельности, создающей такую опасность, если прекращение или приостановление такой деятельности не противоречит общественным интересам.
Статьей 12 ГК РФ установлен перечень способов защиты гражданских прав, в том числе путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения и изменения правоотношения.
Руководствуясь ст.ст. 2, 11, 46, ч. 1 ст. 47 Воздушного кодекса РФ, ст.ст. 12, 1065 ГК РФ, ч. 1 ст. 45, 56, 67, 193-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Иск <данные изъяты> транспортного прокурора в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к С.М.Ю. о признании действий незаконными и возложении обязанности устранить допущенные нарушения, удовлетворить полностью.
Признать незаконными действия С.М.Ю., выражающиеся в использовании воздушного пространства Российской Федерации при отсутствии согласования строительства и размещения объекта на приаэродромной территории аэродрома <данные изъяты> с собственником аэродрома.
Возложить на С.М.Ю. обязанность согласовать с собственником аэродрома <данные изъяты> - <данные изъяты> размещение объекта,расположенного по адресу: <адрес>, в <данные изъяты> м на <данные изъяты> от жилого <адрес>, в соответствии с требованиями Воздушного кодекса Российской Федерации не позднее <данные изъяты> с момента вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в <адрес>вой суд путем подачи апелляционной жалобы, через Пятигорский городской суд в течение месяца со дня принятия его судом в окончательной форме.
Судья В.П. Лихоман