Копия
70RS0003-01-2021-010362-67
2-564/2022 (2-4346/2021)
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
14 февраля 2022 года Октябрьский районный суд г. Томска в составе:
председательствующего судьи Бессоновой М.В.,
при секретаре Арышевой А.О.,
помощник судьи Аплина О.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Томске гражданское дело по исковому заявлению Прокурора Октябрьского района г. Томска к Тихоновой Оксане Алексеевне, Федеральному государственному автономному образовательному учреждению высшего образования "Российский университет дружбы народов" о признании проведения комплексного экзамена незаконным, признании сертификата недействительным,
установил:
Прокурор Октябрьского района г. Томска, действуя в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц и Российской Федерации, обратился с иском к Тихоновой О.А., Федеральному государственному автономному образовательному учреждению высшего образования "Российский университет дружбы народов" (далее по тексту ФГАОУВО «Российский университет дружбы народов», в котором просит признать проведение комплексного экзамена незаконным, признать сертификат недействительным
В обоснование заявленных требований указано, что прокуратурой Октябрьского района г. Томска по итогам рассмотрения Октябрьским районным судом г. Томска уголовного дела по обвинению Терентьевой Н.В. и Тихоновой О.А. в совершении преступления, предусмотренного п. «а» ч.2 ст. 322.1 УК РФ, т.е. организация незаконного пребывания в Российской Федерации иностранных граждан, группой лиц по предварительному сговору, установлены нарушения миграционного законодательства Российской Федерации. В период с 24.05.2019 по 26.07.2019 при проведении комплексного экзамена у Юлдашева А.А. нарушена процедура его приема организационно-методического характера, что выразилось в раскрытии закрытых тестовых материалов экзаменуемому лицу непосредственно перед проведением тестирования и оформлении тестового материала с фиктивными данными о самостоятельном заполнении тестируемым лицом. Иностранному гражданину заранее предоставлены ответы на вопросы экзамена, фактически проверка знаний не проводилась. Результаты тестирования направлялись Тихоновой О.А. по электронным каналам связи в ФГАОУВО «Российский университет дружбы народов», расположенное по адресу: г. Москва, ул. Миклухо-Маклая, 10 корпус 2, где введенные в заблуждение относительно соблюдения процедуры тестирования Юлдашева А.А., члены комиссии, дали положительную оценку и приняли решение о выдаче сертификата о владении русским языком, знании истории России и основ законодательства РФ. Нарушение установленного приказом Минобрнауки России от 29.08.2014г. №1156 порядка проведения комплексного экзамена по русскому языку, истории России и основам законодательства Российской Федерации в отношении указанного иностранного гражданина, выразившееся в нарушении процедуры, позволяющей объективно оценить знания иностранного гражданина, является существенным нарушением, в связи с чем следует признать выданный иностранному гражданину сертификат недействительным. В результате сокрытия от членов экзаменационной комиссии ФГАОУВО «Российский университет дружбы народов» вышеизложенных фактов и представления результатов тестирования, проведенного с нарушениями организационно-методического характера, обеспечена положительная оценка результатов тестирования и последующее получение иностранным гражданином сертификата о владении русским языком, знании истории России и основ законодательства Российской Федерации. На имя иностранного гражданина Юлдашева А.А. был выдан сертификат о владении русским языком, знании истории России и основ законодательства Российской Федерации №000101556089 от 27.05.2019. При этом из материалов уголовного дела следует, что Юлдашев А.А. владеет русским языком крайне плохо, нуждается в переводчике с узбекского языка и никогда не изучал историю России и основы законодательства Российской Федерации. Оказание услуг мигрантам, в том числе по проведению экзамена по русскому языку, истории России и основам законодательства РФ с нарушением установленного законом порядка, влечет их незаконное пребывание на территории Российской Федерации и создает реальную угрозу нанесения ущерба конституционным правам, свободам, достойному качеству и уровню жизни граждан, суверенитету и территориальной целостности, устойчивому развитию России, обороне и безопасности государства.
В судебном заседании помощник прокурора Октябрьского районного суда г. Томска Чернова А.В. исковые требования поддержала по доводам, изложенным в исковом заявлении, просила иск удовлетворить.
Представитель ФГАОУВО "Российский университет дружбы народов», будучи надлежащим образом уведомленный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, представил письменные объяснения, в которых не возражал против удовлетворения заявленных требований, просил рассмотреть в свое отсутствие.
Представитель третьего лица УМВД России по Томской области Данилина Л.А. в судебном заседании иск полагала обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Третье лицо Юлдашев А.А., в судебное заседание не явился, о судебном заседании извещен своевременно и надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомил.
На основании ст.167 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Положениями ст. 45 ГПК РФ прокурору предоставлено право обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации, а также регулирование отношений между иностранными гражданами, с одной стороны, и органами государственной власти, с другой стороны, возникающие в связи с пребыванием (проживанием) иностранных граждан в Российской Федерации, регулируется Федеральным законом от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».
Статьей 2 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» установлено, что патент - документ, подтверждающий в соответствии с настоящим Федеральным законом право иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, за исключением отдельных категорий иностранных граждан в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, на временное осуществление на территории субъекта Российской Федерации трудовой деятельности.
Положениями статьи 13.3 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» установлено, что работодатели или заказчики работ (услуг), являющиеся юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями либо частными нотариусами, адвокатами, учредившими адвокатский кабинет, или иными лицами, чья профессиональная деятельность в соответствии с федеральными законами подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию, имеют право привлекать к трудовой деятельности законно находящихся на территории Российской Федерации иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, и достигших возраста восемнадцати лет, при наличии у каждого такого иностранного гражданина патента, выданного в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Согласно пп. 6 п.2 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» для получения патента иностранный гражданин в течение тридцати календарных дней со дня въезда в Российскую Федерацию представляет лично или через уполномоченную субъектом Российской Федерации организацию, указанную в пункте 9 статьи 13 настоящего Федерального закона, в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, в том числе документ, подтверждающий владение данным иностранным гражданином русским языком, знание им истории России и основ законодательства Российской Федерации, в случаях, предусмотренных статьей 15.1 настоящего Федерального закона.
В соответствии с п.1 ст. 15.1 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации и настоящей статьей, иностранный гражданин в целях получения разрешения на временное проживание, вида на жительство, разрешения на работу либо патента, указанного в статье 13.3 настоящего Федерального закона, обязан подтвердить владение русским языком, знание истории России и основ законодательства Российской Федерации, в том числе сертификатом о владении русским языком, знании истории России и основ законодательства Российской Федерации
В силу п. 2 ст. 15.1 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» сертификат, указанный в подпункте 1 пункта 1 настоящей статьи, выдается на территории Российской Федерации либо за ее пределами организациями, осуществляющими образовательную деятельность, включенными в утвержденный уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти перечень организаций, осуществляющих образовательную деятельность, проводящих экзамен по русскому языку как иностранному, истории России и основам законодательства Российской Федерации (далее - перечень организаций), иностранным гражданам, сдавшим указанный экзамен. Перечень организаций размещается на официальном сайте уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти в информационно-телекоммуникационной сети Интернет. Порядок и критерии включения организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в перечень организаций, порядок ведения перечня организаций, порядок и основания исключения из указанного перечня организаций, осуществляющих образовательную деятельность, утверждаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п.2 Порядка проведения экзамена по русскому как иностранному, истории России и основам законодательства Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.08.2014 № 1156 (далее Порядок), комплексный экзамен проводится в целях подтверждения владения иностранными гражданами русским языком, знания истории России и основ законодательства Российской Федерации в соответствии с требованиями к минимальному уровню знаний, необходимых для сдачи указанного комплексного экзамена, утверждаемыми Министерством образования и науки Российской Федерации.
Как следует из материалов дела 29.05.2017 между Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Российский университет дружбы народов» (далее – Университет) и ООО «БРИС» (далее - Организация) заключен договор № МКЭ-463 оказания услуг по организации и проведению комплексного экзамена по русскому языку как иностранному, истории России и основам законодательства Российской Федерации. По условиям указанного договора Университет принял на себя обязательство по оказанию услуг в сфере образования, ответствующих уровню и направленности дополнительных общеобразовательных программ: «Русский язык», «История» и «Юриспруденция», в соответствии с лицензией на осуществление образовательной деятельности от 23.12.2014 № 1204, выданной Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки бессрочно, с целью определения уровня владения иностранными гражданами русским языком как иностранным, объема знаний по истории России и основам законодательства Российской Федерации в соответствии с требованиями к минимальному уровню знаний, необходимых для сдачи комплексного экзамена, утвержденными Министерством образования и науки Российской Федерации. Порядок проведения экзамена утвержден Университетом в форме методической Инструкции по организации и проведению Комплексного экзамена по русскому языку как иностранному, истории России и основам законодательства Российской Федерации, которая является неотъемлемой частью настоящего договора (п.1.1, 1.4 договора). При этом, Университет принял на себя обязательство предоставить закрытые тестовые материалы для проведения комплексного экзамена; создать комиссию по проведению комплексного экзамена в составе не менее 3-х человек; осуществлять научно-методическое обеспечение работы комиссии по проведению комплексного экзамена; определять уровень владения русским языком как иностранным, объемом знаний по истории и основам законодательства Российской Федерации иностранных граждан в соответствии с требованиями к минимальному уровню знаний, необходимых для сдачи указанного комплексного экзамена, утвержденного Министерством образования и науки Российской Федерации, осуществив проверку результатов комплексного экзамена на основании данных, предоставленных комиссией по проведению комплексного экзамена; производить подготовку и передачу в локальный центр тестирования необходимых документов, подтверждающих прохождение экзаменуемыми комплексного экзамена: сертификатов, в случае, если результат удовлетворительный, справок, если результат неудовлетворительный.
Организация, в свою очередь, приняла на себя обязанность, в том числе по осуществлению набора лиц, желающих пройти комплексный экзамен; обеспечить техническую подготовку помещений для проведения экзамена, организовать проведение экзамена в соответствии с Инструкцией; осуществить техническое и организационное обеспечение работы комиссии по проведению комплексного экзамена; обеспечить электронно-цифровой канал связи для участия представителей университета в проведении комплексного экзамена; обеспечить место для проведения комплексного экзамена; проводить экзаменуемым консультации по возникающим вопросам, связанным с проведением комплексного экзамена.
Как следует из материалов дела и подтверждается ответом на запрос от 16.12.2021 № 2153-01-/ИСХ/15847 Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Российский университет дружбы народов» иностранному гражданину Юлдашеву А.А. выдан сертификат о владении русским языком, знании истории России и основ законодательства Российской Федерации № 032402736513, регистрационный № 000101556089 от 27.05.2019.
Обращаясь с настоящим иском, прокурор указывает на нарушение Тихоновой О.А. установленного приказом Минобрнауки России от 29.08.2014г. №1156 порядка проведения комплексного экзамена по русскому языку, знании истории России и основ законодательства Российской Федерации.
Исходя из материалов дела приговором Октябрьского районного суда г. Томска от 28.07.2020, вступившим в законную силу 08.08.2020, Тихонова О.А была признана виновной в совершении преступления, предусмотренного п. «а» ч. 2 ст. 322.1 УК РФ.
Установлено, что в период с 24.05.2019 по 26.07.2019 при проведении комплексного экзамена у Юлдашева А.А. нарушена процедура его приема организационно-методического характера, что выразилось в раскрытии закрытых тестовых материалов экзаменуемому лицу непосредственно перед проведением тестирования и оформлении тестового материала с фиктивными данными о самостоятельном заполнении тестируемым лицом. Иностранному гражданину заранее предоставлены ответы на вопросы экзамена, фактически проверка знаний не проводилась. Результаты указанного тестирования направлялись Тихоновой О.А. по электронным каналам связи в ФГАОУВО «Российский университет дружбы народов», расположенное по адресу: г. Москва, ул. Миклухо-Маклая, 10 корпус 2, где введенные в заблуждение относительно соблюдения процедуры тестирования Юлдашева А.А. члены комиссии, дали положительную оценку и приняли решение о выдаче сертификата о владении русским языком, знании истории России и основ законодательства Российской Федерации.
Нарушение установленного приказом Минобрнауки России от 29.08.2014г. №1156 порядка проведения комплексного экзамена по русскому языку, истории России и основам законодательства Российской Федерации в отношении указанного иностранного гражданина, выразившееся в нарушении процедуры, позволяющей объективно оценить знания иностранного гражданина, является существенным нарушением, в связи с чем следует признать выданный иностранному гражданину сертификат недействительным.
В результате сокрытия от членов экзаменационной комиссии РУДН вышеизложенных фактов и представления результатов тестирования, проведенного с нарушениями организационно-методического характера, обеспечена положительная оценка результатов тестирования и последующее получение иностранным гражданином сертификата о владении русским языком, знании истории России и основ законодательства Российской Федерации. На имя иностранного гражданина Юлдашева А.А. был выдан сертификат о владении русским языком, знании истории России и основ законодательства Российской Федерации №00101556089 от 27.05.2019, что явилось одним из оснований для получения им патента серии 70 № 1900039362 от 20.06.2019.
Вместе с тем, из материалов уголовного дела следует, что Тихонова О.А. производила тестирование вышеуказанного иностранного гражданина с нарушением процедуры проведения комплексного экзамена, предоставив заблаговременно ответы на вопросы экзамена, чтобы обеспечить Юлдашеву А.А., не владеющему русским языком, историей России и основами законодательства возможность трудоустройства.
В соответствии с п. 2 ст. 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
Таким образом, сертификаты, выдаваемые ФГАОУВО "Российский университет дружбы народов" на основании результатов комплексного экзамена и тестирования, проведенного с нарушением процедуры его приема организационно-методического характера, что выразилось в раскрытии закрытых тестовых материалов экзаменуемому лицу непосредственно перед проведением тестирования и оформлении тестового материала с фиктивными данными о самостоятельном заполнении тестируемым лицом. Иностранному гражданину заранее предоставлены ответы на вопросы экзамена, фактически проверка знаний не проводилась
Обращаясь в суд, прокурор Октябрьского района г. Томска просит признать незаконными действия Тихоновой О.А. по принятию экзамена по русскому языку как иностранному, истории России и основам законодательства Российской Федерации незаконной.
Постановлением Правительства РФ от 31.05.2021 N 824 (ред. от 20.07.2021) "Об утверждении Положения о проведении экзамена по русскому языку как иностранному, истории России и основам законодательства Российской Федерации"
Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2014 г. N 1156 утвержден Порядок проведения экзамена по русскому языку как иностранному, истории России и основам законодательства Российской Федерации, для иностранных граждан и лиц без гражданства образовательными организациями на территории Российской Федерации либо за ее пределами, включенными в перечень образовательных организаций, проводящих комплексный экзамен, утверждаемый Министерством образования и науки Российской Федерации.
В силу Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.08.2017 г. N 856 "Об утверждении перечня образовательных организаций, проводящих экзамен по русскому языку как иностранному, истории России и основам законодательства Российской Федерации", зарегистрированного в Минюсте России 20.09.2017 г. N 48265, Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования "Российский университет дружбы народов" является образовательной организацией, проводящей экзамен по русскому языку как иностранному, истории России и основам законодательства Российской Федерации.
Исходя из пункта 2 Порядка комплексный экзамен проводится в целях подтверждения владения иностранными гражданами русским языком, знания истории России и основ законодательства Российской Федерации в соответствии с требованиями к минимальному уровню знаний, необходимых для сдачи указанного комплексного экзамена, утверждаемыми Министерством образования и науки Российской Федерации
Согласно п. 3 Порядка комплексный экзамен в целях определения знаний по русскому языку проводится в сочетании устной (в виде собеседования) и письменной (в виде тестирования) формах, по истории России и основам законодательства Российской Федерации - в письменной форме (в виде тестирования), в том числе с использованием компьютерных и дистанционных технологий.
Согласно пункту 5 Порядка, в случае, если комплексный экзамен проводится за пределами организации, проводящей комплексный экзамен, она вправе организовать проведение комплексного экзамена в части приема документов, информационного обеспечения, консультирования иностранных граждан по вопросам проведения комплексного экзамена, подготовки иностранных граждан к проведению комплексного экзамена, организационно-технического обеспечения процедуры проведения комплексного экзамена, а также вручения сертификатов о владении русским языком, знании истории России и основ законодательства Российской Федерации иностранным гражданам через иную организацию на основании соответствующего соглашения.
То есть, права организаций, не включенных в перечень образовательных организаций, проводящих экзамен по русскому языку как иностранному, истории России и основам законодательства Российской Федерации иностранным гражданам, ограничены приемом документов, информационным обеспечением, консультированием иностранных граждан по вопросам проведения комплексного экзамена, подготовкой иностранных граждан к проведению комплексного экзамена, организационно-техническим обеспечением процедуры проведения комплексного экзамена, а также вручением сертификатов.
В соответствии с пунктом 6 Порядка для проведения комплексного экзамена организация, проводящая экзамен, создает комиссии по проведению комплексного экзамена. Состав комиссии по проведению комплексного экзамена, возглавляемой председателем данной комиссии, формируется из числа педагогических работников, относящихся к профессорско-преподавательскому составу, имеющих высшее образование по направлению подготовки "Филология" и (или) "Лингвистика", "История", "Юриспруденция".
Согласно пунктам 14, 15 Порядка в день проведения комплексного экзамена, до начала его проведения, член комиссии по проведению комплексного экзамена проводит инструктаж иностранных граждан, а также информирует их о порядке и форме проведения комплексного экзамена, продолжительности комплексного экзамена, о времени и месте ознакомления с результатами сдачи комплексного экзамена.
Иностранному гражданину, успешно сдавшему комплексный экзамен, выдается сертификат о владении русским языком, знании истории России и основ законодательства Российской Федерации, форма которого утверждается Министерством образования и науки Российской Федерации.
В соответствии с требованиями п. 6 приказа Минобрнауки России от 29.08.2014 г. N 1154 Институтом создается экзаменационная комиссия для проведения тестирования на базе Организации. Экзамены на базе Организации принимаются включенными в состав экзаменационной комиссии тестерами Организации на основании утвержденного Институтом приказа. Формализованные субтесты "Чтение", "Лексика/Грамматика", "Аудирование", "История России" и "Основы законодательства РФ", проверяются тестерами Организации по готовым матрицам с ответами, что исключает возможность необъективной оценки данных субтестов. Субтест "Письмо" в отсканированном виде и видеозапись субтеста "Говорение" после оценивания тестерами Организации направляются в Институт для дополнительной проверки. После утверждения результатов тестирования экзаменационная комиссия принимает решение о выдаче или отказе в выдаче сертификата. Обязательное и одновременное присутствие на экзамене председателя и всех членов комиссии не предусмотрено. Проведение комплексного экзамена одним тестером, входящим в состав комиссии, не является нарушением, так как все материалы по итогам экзаменационных сессий доступны для ознакомления и оценки каждому члену экзаменационной комиссии.
В соответствии с Инструкцией о порядке проведения комплексного экзамена до проведения комплексного экзамена организация, содействующая проведению комплексного экзамена, предоставляет иностранному гражданину возможность: ознакомиться с порядком и формой проведения комплексного экзамена, получить консультации по вопросам проведения комплексного экзамена, самостоятельно пройти комплексный экзамен по демонстрационным вариантам тестов и ознакомиться с его результатами. В день проведения комплексного экзамена, до начала его проведения, член комиссии по проведению комплексного экзамена проводит инструктаж иностранных граждан, а также информирует их о порядке и форме проведения, продолжительности комплексного экзамена, о времени и месте ознакомления с результатами его сдачи (п. 3.2, 3.3).
Вместе с тем, приговором Октябрьского районного суда г. Томска установлено, что при проведении комплексного экзамена у Юлдашева А.А. нарушена процедура его приема организационно-методического характера, что выразилось в раскрытии закрытых тестовых материалов экзаменуемому лицу непосредственно перед проведением тестирования и оформлении тестового материала с фиктивными данными о самостоятельном заполнении тестируемым лицом. Иностранному гражданину заранее предоставлены ответы на вопросы экзамена, фактически проверка знаний не проводилась.
Данные фактические обстоятельства подтверждаются материалами настоящего гражданского дела, приговором Октябрьского районного суда г. Томска от 28.07.2020, протоколом допроса свидетеля Юлдашева А.А.25.09.2019, из которого следует, что «Тихонова О. дала Юлдашеву А.А. ответы на устную часть экзамена и сказала выучить ответы на вопросы, а письменную часть заполнит сама, ему только нужно будет расписаться в бланках ответов на письменную часть экзамена. Тихонова О. несколько раз под диктовку репетировала с ним всю процедуру устной части экзамена и повторяла отчеты, далее записала на видео на свой телефон устную часть экзамена, где он ответил на заученные ответы. Затем Тихонова О. дала заполненный бланк ответов на письменную часть экзамена попросила заплатить за оформление сертификата денежную сумму в размере 3500,00 руб. Спустя несколько дней Юлдашев А.А. пришел к Тихоновой О. в офис по адресу: г.Томск, Иркутский тракт, 15-16, где Тихонова отдала ему сертификат о владении русским языком, знании истории России и основ законодательства Российской Федерации регистрационный № 000101556089, выданный 27.05.2019 РУДН.
Таким образом, исходя из анализа всех имеющихся в материалах дела доказательств в их совокупности следует, что Тихонова О.А. производила тестирование Юлдашева А.А. с нарушением процедуры проведения комплексного экзамена. В связи с чем, действия Тихоновой О.А. по проведению экзаменов по русскому языку, истории России и основам законодательства Российской Федерации являются незаконными
Доказательств соблюдения требований законодательства в нарушение положений ст.56 ГПК РФ стороной ответчика не представлено.
Согласно ст. 168 п. 2 ГК РФ сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
Соответственно, выданный ФГАОУВО «Российский университет дружбы народов», по результатам комплексных экзаменов, проведенных Тихоновой О.А. сертификат о владении русским языком, знании истории России и основ законодательства Российской Федерации является недействительным.
Требования прокурора Октябрьского района г. Томска об обязании предоставить Федеральной службе по надзору в сфере связи образования и науки сведения о признании недействительным сертификата о владении русским языком, знании истории России и основ законодательства Российской Федерации на имя Юлдашева А.А. № 000101556089, выданный 27.05.2019 для внесения данных сведений в федеральную информационную систему «Федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) квалификации, документах об обучении подлежат удовлетворению на основании следующего.
Постановлением Правительством Российской Федерации от 26 августа 2013 года №729 "О Федеральной информационной системе "Федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении" утверждены Правила формирования и ведения федеральной информационной системы "Федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении".
В силу пункта 2 Правил, формирование и ведение информационной системы осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки.
В соответствии с пунктами 4, 4 (1) Правил, представление оператору информационной системы сведений осуществляется выдавшими документы об образовании федеральными государственными органами и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в сфере образования, органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования, организациями, осуществляющими образовательную деятельность, а также органами и организациями, в ведение которых переданы архивы организаций, выдавших документы об образовании.
Представление оператору информационной системы сведений о сертификатах о владении русским языком, знании истории России и основ законодательства Российской Федерации осуществляется выдавшими их образовательными организациями, включенными в перечень образовательных организаций, проводящих экзамен по русскому языку как иностранному, истории России и основам законодательства Российской Федерации.
Поскольку сертификат № 000101556089 от 27.05.2019, выданный ФГАОУВО «Российский университет дружбы народов» является недействительным, на ФГАОУВО «Российский университет дружбы народов» следует возложить обязанность представить Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки указанные сведения для внесения их в федеральную информационную систему "Федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении".
Руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ,
решил:
Иск прокурора Октябрьского района г. Томска, действующего в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц и Российской Федерации, удовлетворить.
Признать незаконными действия Тихоновой Оксаны Алексеевны по принятию экзамена по русскому языку как иностранному, истории России и основам законодательства РФ у гражданина Республики Узбекистана Юлдашева Акрама Абдукаримовича.
Признать недействительным сертификат, выданный ФГАОУВО «Российский университет дружбы народов» от 27.05.2019 № 000101556089 – гражданину Республики Узбекистан Юлдашеву Акраму Абдукаримовичу.
Обязать ФГАОУВО «Российский университет дружбы народов» исключить сведения о сертификате от 27.05.2019 № 000101556089, из интегрированной распределенной системы информационного обмена результатами тестирования иностранных граждан.
Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Октябрьский районный суд г. Томска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий судья: (подпись) Бессонова М.В.
Мотивированный текст решения изготовлен 21.02.2022.
КОПИЯ ВЕРНА
Председательствующий судья: М.В. Бессонова
Секретарь: А.О. Арышева
«___»_________2022г.
Подлинный документ подшит в деле № 2-564/2022 в Октябрьском районном суде г.Томска.
70RS0003-01-2021-010362-67