Абаканский городской суд Республики Хакасия Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru) Вернуться назад
Абаканский городской суд Республики Хакасия — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
РЕШЕНИЕ
17 августа 2011 года Дело № 2-4348/2011
Абаканский городской суд Республики Хакасия
в составе:
председательствующего О.И. Мартовой
при секретаре П.Н. Черкасове
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Абаканского транспортного прокурора о признании незаконным решения, недействительным судового билета, обязании снять судно с регистрационного учета,
УСТАНОВИЛ:
Абаканский транспортный прокурор обратился в суд с заявлением о признании незаконным решения Центра Государственной инспекции по маломерным судам Министерства чрезвычайных ситуаций России по (далее Цент ГИМС) о регистрации судна «Амур-М», принадлежащего А.А, недействительным судового билета, обязании снять судно с регистрационного учета. Ссылаясь на ч.2 ст. 17 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации (далее КВВТ), прокурор указывает о несоответствии требованиям законодательства решения Центра ГИМС о регистрации судна. Поскольку мощность судна составляет более 55 киловатт, оно не является маломерным, и подлежит регистрации в Государственном судовом реестре РФ.
В судебном заседании представитель прокурора заявление поддержал по указанным основаниям.
Представители ГИМС по доверенности ФИО1 и ФИО2 ранее в судебных заседаниях с заявлением прокурора не согласились, суду пояснили, что судно «Амур-М», принадлежащее А.А.., зарегистрировано как прогулочное, поэтому мощность судна при постановке на учет значения не имеет. Судно зарегистрировано Центром ГИМС на законных основаниях, и снятию с регистрационного учета в Центре ГИМС не подлежит. В судебное заедание представители не явились, о месте и времени которого были уведомлены судом, надлежащим образом.
Директор Енисейского филиала Российского Речного Регистра (далее Речной Регистр) в своем письме в адрес суда по настоящему делу привел действующее законодательство, не высказав правовую позицию. В судебное заседание не явился, был уведомлен судом о месте и времени рассмотрения дела по существу.
Представитель Енисейского управления государственного морского и речного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее Управление) по доверенности ФИО3 в своем письменном отзыве согласился с заявлением, считает регистрацию судов внутреннего плавания с мощностью стационарного двигателя свыше 55 кВт в судовой книге органами ГИМС нарушением норм действующего законодательства. Просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Заинтересованное лицо А.А. суду пояснил о том, что судно приобрел у Т.Н. **/**/**. Зарегистрировал судно в Центре ГИМС, получил судовой билет и прошел техосмотр, о чем представил суду копии судового билета, технического талона, справки - счет и договора купли-продажи.
Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей Центра ГИМС, Управления, Речного Регистра, в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Как видно из материалов дела, в ходе прокурорской проверки установлено, что судно «Амур-М», принадлежащее А.А., оборудовано двигателем мощностью 200 л.с., что превышает допустимое значение в 55 кВт. Данное обстоятельство, по мнению прокурора, является основанием для признания решения Центра ГИМС о регистрации судна и действия по выдаче судового билета незаконными, нарушающими права и законные интересы неопределенного круга лиц.
Суд считает заявление прокурора не подлежащим удовлетворению в связи со следующим.
Нормативное регулирование классификации судов внутреннего и смешанного (река-море) плавания осуществляется в соответствии с КВВТ.
Статья 35 п. 1 Самоходные суда внутреннего плавания с главными двигателями мощностью не менее чем 55 кВт, несамоходные суда вместимостью не менее чем 80 тонн, все пассажирские и наливные суда, паромные переправы и наплавные мосты на внутренних водных путях, суда смешанного (река-море) плавания подлежат техническому надзору и классификации органами технического надзора и классификации судов Российской Федерации, которые могут создаваться в организационно-правовой форме федерального автономного учреждения.
В пункте 1.5 Положения о классификации судов внутреннего и смешанного (река-море) плавания объектами классификационной деятельности Речного Регистра являются самоходные суда внутреннего плавания с главными двигателями мощностью не менее чем 55 кВт, несамоходные суда вместимостью (приложение N 1 к настоящему Положению) не менее чем 80 т, все пассажирские и наливные суда, паромные переправы и наплавные мосты на внутренних водных путях, суда смешанного (река - море) плавания (в ред. Приказа Минтранса РФ от **/**/** N 1).
В отношении судоходства по внутренним водным путям действуют Правила плавания по внутренним водным путям РФ, утвержденные Приказом Минтранса России от **/**/** N 129 (действуют в редакции Приказа Минтранса России от **/**/** N 114 // БНА ФОИВ. 2003. N 9, 27), и Положение о диспетчерском регулировании движения судов по внутренним водным путям Российской Федерации, утвержденное Приказом Министерства транспорта РФ от **/**/** N 55 (БНА ФОИВ. 2002. N 30).
Статьей 23 КВВТ предусмотрено, что плавание судов по внутренним водным путям допускается только под Государственным флагом Российской Федерации. Такое право возникает с момента государственной регистрации судна в Государственном судовом реестре Российской Федерации, реестре арендованных иностранных судов или судовой книге. В силу пункта 1 статьи 16 КВВТ судно подлежит государственной регистрации в Государственном судовом реестре Российской Федерации или судовой книге. Согласно пункту 1 статьи 17 КВВТ государственная регистрация самоходных судов внутреннего плавания с главными двигателями мощностью не менее чем 55 киловатт и несамоходных судов вместимостью не менее чем 80 тонн, а также любых пассажирских и наливных судов в Государственном судовом реестре Российской Федерации осуществляется государственными речными судоходными инспекциями бассейнов. Государственную регистрацию судов, не указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, осуществляют органы, уполномоченные на то Правительством Российской Федерации. Порядок государственной регистрации судов в судовой книге устанавливается указанными органами (пункт 4 статьи 17 КВВТ).
Государственный и технический надзор за маломерными судами на реках, водохранилищах, других водоемах и в территориальном море России, а также за базами (сооружениями) для их стоянок осуществляется Государственной инспекцией по маломерным судам, действующей на основании Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от **/**/** N 835.
В силу подпункта 4 пункта 5 данного Положения Государственная инспекция по маломерным судам осуществляет в установленном порядке классификацию, государственную регистрацию, учет, первичные и ежегодные технические освидетельствования и осмотры маломерных судов, присвоение им государственных (бортовых) номеров, выдачу судовых билетов и иных документов на зарегистрированные маломерные суда.
В соответствии с пунктом 2 Правил государственной регистрации маломерных судов, поднадзорных Государственной инспекции по маломерным судам, утвержденных приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от **/**/** N 500, государственной регистрации в Государственной инспекции по маломерным судам подлежат, в частности, принадлежащие юридическим и физическим лицам самоходные суда внутреннего плавания и иные плавучие объекты вместимостью менее 80 тонн с главными двигателями мощностью менее 55 киловатт или с подвесными моторами независимо от мощности (кроме пассажирских), эксплуатируемые во внутренних водах.
Под маломерным судном следует понимать самоходное судно валовой вместимостью менее 80 регистровых тонн с главным двигателем мощностью менее 55 киловатт (75 лошадиных сил) или с подвесным мотором (подвесными моторами) независимо от мощности, парусное несамоходное судно валовой вместимостью менее 80 регистровых тонн, иное несамоходное судно (гребную лодку грузоподъемностью 100 и более килограммов, байдарку грузоподъемностью 150 и более килограммов и надувное судно грузоподъемностью 225 и более килограммов), прогулочное судно пассажировместимостью не более 12 человек независимо от мощности главного двигателя (главных двигателей) и от валовой вместимости, а также водный мотоцикл (гидроцикл) (примечание к ст. 11.7 Кодекса об административных правонарушениях РФ (в ред. Федерального закона от **/**/** N 66-ФЗ).
Таким образом, к маломерным суднам также отнесены прогулочные судна пассажировместимостью не более 12 человек независимо от мощности главного двигателя (главных двигателей) и от валовой вместимости.
Из материалов дела усматривается, что **/**/** Центром ГИМС осуществлена государственная регистрация судна «Амур-М» в судовой книге; судовладельцу А.А. выдан судовой билет серии Д N 196603 маломерного судна пассажировместимостью 5 человек, оборудованного двигателем TOYOTA мощностью 186 л.с. Длина судна составляет 5,5 м, ширина-1,84 м, высота борта 0,82 м. Условия плавания: ВВП, ВП.
Катер используется А.А. для отдыха и рыбалки.
Как видно из справки – счета от **/**/** Ю.И. продан двигатель TOYOTA, мощностью 54 кВт. №. В регистрационной карточке мощность этого двигателя указана 200 л.с. Правоустанавливающих документов, на основании которых регистратор в карточке указал такую мощность, не имеется. Тогда как в договоре купли-продажи катера «Амур-М» от **/**/** мощность двигателя указана 54 кВт, то есть в пределах допустимого значения.
Принимая во внимание вышеприведенные правовые нормы и имеющиеся по делу доказательства, суд приходит к выводу о том, что судно «Амур-М», принадлежащее А.А., по своим техническим характеристикам относится к маломерным судам, поскольку не соответствуют техническим требованиям, содержащимся в пункте 1 статьи 17 КВВТ. То есть, не подлежит регистрации в Государственном судовом реестре Российской Федерации
Доказательства, свидетельствующие об осуществлении А.А. пассажирских перевозок без лицензии, прокурор суду не представил, равно как и других доказательств в порядке ст. ст. 56-57 ГПК РФ, позволяющих суду сделать вывод о незаконности регистрации катера Центром ГИМС и выдаче судового билета.
При таких обстоятельствах, заявление прокурора удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Отказать Абаканскому транспортному прокурору в удовлетворении заявления о признании незаконным решения Центра Государственной инспекции по маломерным судам Министерства чрезвычайных ситуаций России по о регистрации судна «Амур-М», принадлежащего А.А.., недействительным судового билета, обязании снять судно с регистрационного учета.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд путем подачи кассационной жалобы в Абаканский городской суд в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий: О.И. Мартова
Мотивированное решение изготовлено и подписано судом **/**/**
Судья: О.И. Мартова