ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-4349/14 от 21.08.2014 Волжского районного суда г. Саратова (Саратовская область)

  Дело № 2-4349/14

     РЕШЕНИЕ

 именем Российской Федерации

 21 августа 2014 года                                                                               г.Саратов

 Волжский районный суд г. Саратова

 в составе

 председательствующего судьи     Агарковой С.Н.

 при секретаре                                  Гордеевой Д.А.

 с участием заявителя ФИО1, представителя Комитета по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству ФИО2, действующего на основании доверенности, администрации муниципального образования «Город Саратов» ФИО3, действующего на основании доверенности,

 рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО4 ФИО7 о признании незаконным отказа в выдаче разрешения на строительство,

 установил:

 ФИО1 обратилась в суд с заявлением о признании незаконным отказа в выдаче разрешения на строительство, в обоснование которого указала, что ей на праве собственности принадлежит земельный участок с разрешенным использованием для индивидуального жилищного строительства площадью 1000 кв.м., кадастровый номер № по адресу: <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ был утвержден градостроительный план указанного земельного участка и признано возможным размещение на вышеуказанном земельном участке индивидуального жилого дома с количеством этажей не более чем три, предназначенного для проживания одной семьи. ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в администрацию муниципального образования «Город Саратов» с заявлением о выдаче разрешения на строительство жилого дома и бани, приложив необходимые документы. ДД.ММ.ГГГГ в ее адрес поступило уведомление об отказе в выдаче разрешения на строительство по тем основаниям, что отсутствует схема планировочной организации земельного участка, выполненной в соответствии с требованиями ГОСТ, несоответствие представленных документов требованиям градостроительного плана в части не указания сведений о расположении на участке выгребной ямы, заявление подано не по форме. Считает данный отказ незаконным. Просит признать незаконным отказ в выдаче разрешения на строительство, обязать администрацию муниципального образования «Город Саратов» выдать разрешение на строительство индивидуального жилого дома по адресу: <адрес>

 В судебном заседании ФИО1 требования заявления поддержала в полном объеме. просила их удовлетворить, дав пояснения, аналогичные изложенным в заявлении.

 Представитель Комитета по архитектуре и градостроительству администрации муниципального образования «Город Саратов» возражал против удовлетворения заявления, пояснил, что ФИО5 в нарушение требований Градостроительного кодекса Российской Федерации не была предоставлена схема планировочной организации земельного участка. Была предоставлена только Архитектурно- планировочная часть. В проектной документации отсутствует текстовая часть. Разделы графической части не отвечают требованиям ГОСТ. Исходя из представленной документации, расстояние от границы земельного участка, расположенной между точками 3 и 4 до границы допустимого размещения основных строений, а также до границы возможного размещения вспомогательного назначения с учетом масштаба 1:500 составляет 3 м и 1 м. Однако, согласно градостроительному плану земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ № № место допустимого размещения объектов капитального строительства от указанной границы земельного участка составляет 5 м. Просил в удовлетворении заявления отказать.

 Представитель администрации муниципального образования «Город Саратов» возражал против удовлетворения заявления, дав пояснения, аналогичные объяснениям представитель Комитета по архитектуре и градостроительству администрации муниципального образования «Город Саратов».

 Представитель Комитета по управлению имуществом г. Саратова в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовал.

 Суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

 Согласно ст. 255 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:

 нарушены права и свободы гражданина;

 созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;

 на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

 Как следует из правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2009 года № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», исходя из положений статьи 258 ГПК РФ суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.

 При удовлетворении заявления в резолютивной части решения суда необходимо указать на признание незаконным действия (бездействия) и на возложение на орган или должностное лицо обязанности в течение определенного судом срока совершить в отношении заявителя конкретные действия.

 В судебном заседании установлено, что ФИО1 на праве собственности принадлежит земельный участок с разрешенным использованием для индивидуального жилищного строительства площадью 1000 кв.м., кадастровый номер № по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права собственности на земельный участок (л.д.29).

 Как следует из материалов дела, распоряжением администрации муниципального образования «Город Саратов» от ДД.ММ.ГГГГ № № был утвержден градостроительный план указанного земельного участка и признано возможным размещение на вышеуказанном земельном участке индивидуального жилого дома с количеством этажей не более чем три, предназначенного для проживания одной семьи (л.д.10-19).

 Также установлено, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратилась в администрацию муниципального образования «Город Саратов» с заявлением о выдаче разрешения на строительство жилого дома и бани, приложив необходимые документы. ДД.ММ.ГГГГ в ее адрес поступило уведомление об отказе в выдаче разрешения на строительство по тем основаниям, что отсутствует схема планировочной организации земельного участка, выполненной в соответствии с требованиями ГОСТ, несоответствие представленных документов требованиям градостроительного плана в части не указания сведений о расположении на участке выгребной ямы, заявление подано не по форме (л.д. 20-21).

 Согласно ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

 Строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.

 Разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи и другими федеральными законами.

 В целях строительства, реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 - 6 настоящей статьи федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления непосредственно либо через многофункциональный центр. Для принятия решения о выдаче разрешения на строительство необходимы следующие документы:

 1) правоустанавливающие документы на земельный участок;

 2) градостроительный план земельного участка;

 3) схема планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства.

 Не допускается требовать иные документы для получения разрешения на строительство, за исключением указанных в частях 7 и 9 настоящей статьи документов. Документы, предусмотренные частями 7 и 9 настоящей статьи, могут быть направлены в электронной форме.

 Уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления или уполномоченная организация, осуществляющая государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, отказывают в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частями 7 и 9 настоящей статьи, или несоответствии представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка

 Отказ в выдаче разрешения на строительство может быть оспорен застройщиком в судебном порядке.

 Постановлением администрации муниципального образования «Город Саратов» от ДД.ММ.ГГГГ № утвержден Административный регламент предоставления муниципальной услуги «Выдача и продление разрешения на строительство» (далее по тексту Административный регламент).

 Административный регламент предоставления муниципальной услуги «Выдача и продление разрешения на строительство» (далее - муниципальная услуга) устанавливает порядок и стандарт предоставления муниципальной услуги по выдаче и продлению разрешения на строительство, реконструкции (далее - разрешение на строительство) объекта капитального строительства (п.1 Административного регламента).

 Согласно п.2.1 Административного регламента Заявителями муниципальной услуги являются физические и юридические лица, имеющие намерения осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства на земельном участке, правообладателями которого являются (далее - заявители).

 От имени заявителя могут выступать его уполномоченные представители.

 Муниципальная услуга Муниципальная услуга предоставляется комитетом по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству администрации муниципального образования «Город Саратов» (далее - комитет) (п.2.2 Административного регламента).

 Таким образом, лицом, чьи действия следует обжаловать, является Комитет по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству администрации муниципального образования «Город Саратов», как орган, которым предоставляется муниципальная услуга.

 Согласно п. 2.3 Административного регламента Результатом предоставления муниципальной услуги является выдача (продление срока действия) разрешения на строительство.

 Согласно п. 3 Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 года № 87 (далее Положение о составе разделов проектной документации) проектная документация состоит из текстовой и графической частей.

 Текстовая часть содержит сведения в отношении объекта капитального строительства, описание принятых технических и иных решений, пояснения, ссылки на нормативные и (или) технические документы, используемые при подготовке проектной документации и результаты расчетов, обосновывающие принятые решения.

 Графическая часть отображает принятые технические и иные решения и выполняется в виде чертежей, схем, планов и других документов в графической форме.

 Проектная документация на объекты капитального строительства производственного и непроизводственного назначения состоит из 12 разделов, требования к содержанию которых установлены пунктами 10 - 32 настоящего Положения.

 Раздел 2 «Схема планировочной организации земельного участка» должен содержать в текстовой части

 а) характеристику земельного участка, предоставленного для размещения объекта капитального строительства;

 б) обоснование границ санитарно-защитных зон объектов капитального строительства в пределах границ земельного участка - в случае необходимости определения указанных зон в соответствии с законодательством Российской Федерации;

 в) обоснование планировочной организации земельного участка в соответствии с градостроительным и техническим регламентами либо документами об использовании земельного участка (если на земельный участок не распространяется действие градостроительного регламента или в отношении его не устанавливается градостроительный регламент);

 г) технико-экономические показатели земельного участка, предоставленного для размещения объекта капитального строительства;

 д) обоснование решений по инженерной подготовке территории, в том числе решений по инженерной защите территории и объектов капитального строительства от последствий опасных геологических процессов, паводковых, поверхностных и грунтовых вод;

 е) описание организации рельефа вертикальной планировкой;

 ж) описание решений по благоустройству территории;

 з) зонирование территории земельного участка, предоставленного для размещения объекта капитального строительства, обоснование функционального назначения и принципиальной схемы размещения зон, обоснование размещения зданий и сооружений (основного, вспомогательного, подсобного, складского и обслуживающего назначения) объектов капитального строительства - для объектов производственного назначения;

 и) обоснование схем транспортных коммуникаций, обеспечивающих внешние и внутренние (в том числе межцеховые) грузоперевозки, - для объектов производственного назначения;

 к) характеристику и технические показатели транспортных коммуникаций (при наличии таких коммуникаций) - для объектов производственного назначения;

 л) обоснование схем транспортных коммуникаций, обеспечивающих внешний и внутренний подъезд к объекту капитального строительства, - для объектов непроизводственного назначения.

 в графической части:

 м) схему планировочной организации земельного участка с отображением:

 мест размещения существующих и проектируемых объектов капитального строительства с указанием существующих и проектируемых подъездов и подходов к ним;

 границ зон действия публичных сервитутов (при их наличии);

 зданий и сооружений объекта капитального строительства, подлежащих сносу (при их наличии);

 решений по планировке, благоустройству, озеленению и освещению территории;

 этапов строительства объекта капитального строительства;

 схемы движения транспортных средств на строительной площадке;

 н) план земляных масс;

 о) сводный план сетей инженерно-технического обеспечения с обозначением мест подключения проектируемого объекта капитального строительства к существующим сетям инженерно-технического обеспечения;

 п) ситуационный план размещения объекта капитального строительства в границах земельного участка, предоставленного для размещения этого объекта, с указанием границ населенных пунктов, непосредственно примыкающих к границам указанного земельного участка, границ зон с особыми условиями их использования, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, границ территорий, подверженных риску возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также с отображением проектируемых транспортных и инженерных коммуникаций с обозначением мест их присоединения к существующим транспортным и инженерным коммуникациям - для объектов производственного назначения (п.12 Положения о составе разделов проектной документации).

 Вместе с тем, в силу ст. 48 Градостроительного архитектурно-строительное проектирование осуществляется путем подготовки проектной документации применительно к объектам капитального строительства и их частям, строящимся, реконструируемым в границах принадлежащего застройщику или иному правообладателю (которому при осуществлении бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности органы государственной власти (государственные органы), Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом», органы управления государственными внебюджетными фондами или органы местного самоуправления передали в случаях, установленных бюджетным законодательством Российской Федерации, на основании соглашений свои полномочия государственного (муниципального) заказчика) земельного участка, а также отдельных разделов проектной документации при проведении капитального ремонта объектов капитального строительства в соответствии с частью 12.2 настоящей статьи. В случае, если документацией по планировке территории предусмотрено размещение объекта транспортной инфраструктуры федерального значения либо линейного объекта транспортной инфраструктуры регионального значения или местного значения, архитектурно-строительное проектирование осуществляется путем подготовки проектной документации применительно к такому объекту и его частям, строящимся, реконструируемым, в том числе в границах не принадлежащего застройщику или иному правообладателю (которому при осуществлении бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности органы государственной власти (государственные органы), Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом», органы управления государственными внебюджетными фондами или органы местного самоуправления передали в случаях, установленных бюджетным законодательством Российской Федерации, на основании соглашений свои полномочия государственного (муниципального) заказчика) земельного участка.

 Проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта.

 Осуществление подготовки проектной документации не требуется при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов индивидуального жилищного строительства (отдельно стоящих жилых домов с количеством этажей не более чем три, предназначенных для проживания одной семьи). Застройщик по собственной инициативе вправе обеспечить подготовку проектной документации применительно к объектам индивидуального жилищного строительства.

 Таким образом, осуществление подготовки проектной документации не требуется при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов индивидуального жилищного строительства отдельно стоящих жилых домов с количеством этажей не более чем три, предназначенных для проживания одной семьи.

 Схема планировочной организации земельного участка с указанием места расположения индивидуального жилого дома применительно к положениям п. 3 ч. 3 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ должна соответствовать положениям Приказа Министерства регионального развития Российской Федерации от 19 октября 2006 г. N 120 «Об утверждении Инструкции о порядке заполнения формы разрешения на строительство», то есть содержать сведения, необходимые для заполнения формы разрешения на строительство, а именно, в схеме должна быть указана общая площадь объекта капитального строительства, количество этажей и/или высота здания, строения, сооружения, строительный объем, в том числе подземной части. Схема (генеральный план), представленная заявительницей заинтересованному лицу, указанным требованиям соответствует в полном объеме.

 Кроме того, в целях настоящего Положения объекты капитального строительства в зависимости от функционального назначения и характерных признаков подразделяются на следующие виды:

 а) объекты производственного назначения (здания, строения, сооружения производственного назначения, в том числе объекты обороны и безопасности), за исключением линейных объектов;

 б) объекты непроизводственного назначения (здания, строения, сооружения жилищного фонда, социально-культурного и коммунально-бытового назначения, а также иные объекты капитального строительства непроизводственного назначения);

 в) линейные объекты (трубопроводы, автомобильные и железные дороги, линии электропередачи и др.) (п.2 Положение о составе разделов проектной документации).

 Довод представителей заинтересованных лиц, что в представленном пакете документов схемы планировочной организации земельного участка, выполненной в соответствии с ГОСТ 21.508-903. СПДС. «Правила выполнения рабочей документации генеральных планов предприятий, сооружений и жилищно-гражданских объектов» является несостоятельным, так как настоящий Стандарт устанавливает состав и правила оформления рабочей документации генеральных планов предприятий, сооружений и жилищно-гражданских объектов различного назначения (далее - генеральные планы). В качестве жилищно-гражданских объектов здесь и далее рассматривают микрорайоны, кварталы, группы жилых домов и общественных зданий.

 Таким образом, требования к содержанию указанной схемы законодательством о градостроительной деятельности в части индивидуального жилищного строительства не установлены.

 В этой части отказ в выдаче разрешения на строительство является необоснованным.

 Вместе с тем, в соответствии с ч.13 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган отказывают в выдаче разрешения на строительство в случае несоответствия представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка

 Так, из плана (схемы) застройки земельного участка (л.д.22) следует, что расстояние от границы земельного участка, расположенной между точками 3 и 4 до границы допустимого размещения основных строений, а также до границы возможного размещения вспомогательного назначения с учетом масштаба 1:500 составляет 3 м и 1 м. Однако, согласно градостроительному плану земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ № № место допустимого размещения объектов капитального строительства от указанной границы земельного участка составляет 5 м. (л.д.12). Кроме того, согласно п.2.2.4 градостроительного плана земельного участка, а также экспертному заключению Федерального бюджетного учреждения здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Саратовской области» на земельном участке предусмотрено строительство выгребной ямы с учетом соблюдения нормативных расстояний до жилых домов. Однако, данные сведения на плане (схеме) отсутствуют.

 В связи с чем, суд приходит к выводу, что документация не соответствует градостроительному плану, поэтому уведомление об отказе в выдаче разрешения на строительство в этой части является обоснованным.

 Согласно п.2.7 Административного регламента основаниями для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги, является, в том числе оформление заявления не по форме, указанной в приложении N 1 и N 2 к регламенту.

 Таким образом, в случае подачи ФИО1 заявления о выдаче разрешения на строительство не в соответствии с установленной формой, заявителю должно было быть отказано в приеме документов, однако, заявление было принято. Кроме того, заявителем в судебное заседание для обозрения было предъявлено заявление с отметкой о приеме заявления по установленной форме.

 Отсутствие заявления, принятого на приеме, по установленной форме у заинтересованного лица не является основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство. В данной части отказ в выдаче разрешения на строительство является также незаконным.

 Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

 решил:

 Признать незаконным отказ Комитета по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству администрации муниципального образования «Город Саратов» в выдаче разрешения на строительство от ДД.ММ.ГГГГ № в части отказа по основаниям отсутствия в представленном пакете документов схемы планировочной организации земельного участка в соответствии с ГОСТ 21.508-93 СПДС «Правила выполнения рабочей документации генеральных планов предприятий, сооружений и жилищно-гражданских объектов», заявления по установленной форме.

 В удовлетворении остальной части требований ФИО4 ФИО8 о признании незаконным отказа в выдаче разрешения на строительство- отказать.

 Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Волжский районный суд г. Саратова.

 Судья                                                                                                 Агаркова С.Н.