РЕШЕНИЕ именем Российской Федерации
11 октября 2013 года р.п. Земетчино
Земетчинский районный суд Пензенской области в составе:
председательствующего судьи Пышкиной Л.А.,
с участием заместителя прокурора Земетчинского района Дьяконова А.В.,
при секретаре Кузнецовой Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Пензенского транспортного прокурора, выступающего в защиту интересов неопределенного круга лиц, к ООО «СоюзАгро» о запрете использования воздушного пространства РФ,
установил:
Пензенский транспортный прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц, указывая, что в ходе проверки исполнения законодательства об использовании воздушного пространства и эксплуатации воздушных судов было установлено, что ООАО «СоюзАгро» зарегистрировано в качестве юридического лица, основной вид деятельности которого производство, выращивание, переработка и реализация продукции растениеводства и животноводства. Для осуществления химической обработки посевов растений с воздуха ООО «СоюзАгро» в <Дата> голу в ООО <*****> приобрело в собственность два конструкторских набора сверхлегкого самолета <*****> и <*****>. <Дата> по договору ООО <*****> произвело сборку данных самолетов с последующим облетом их по месту базирования в <адрес> районе <адрес> области.
В ходе проверки установлено, что ООО «СоюзАгро» использовали два самолета при выполнении полетов в целях АХР без регистрационных и опознавательных знаков, не внесенных в установленном Воздушным законодательством порядке в Государственный реестр гражданских воздушных судов и соответственно без наличия Свидетельства о регистрации, чем нарушили ст. 33 и ст. 66 Воздушного кодекса РФ.
Вышеуказанные воздушные суда при выполнении полетов по АХР в указанный период и на момент проведения проверки не имели и не имеют действующего Сертификата летной годности, выданного уполномоченным органом в области гражданской авиации, подтверждающего их летную годность, исправность и соответствие воздушных судов установленным требованиям. Выполнение АХР проводилось без сертификата на данный вид авиационных работ, предусмотренный ст. 8 и ст. 61 Воздушного кодекса РФ.
Невыполнение ответчиком требований Федерального законодательства и обязанностей по регистрации в установленном порядке в качестве эксплуатанта воздушного судна, без разрешения и уведомления органа обслуживания воздушного движения управления полетами. Указывает на то, что эксплуатация воздушных судов авиации общего назначения без проведения регистрации и сертификации, а также без уведомления органов Единой системы организации воздушного движения влечет невозможность обеспечить на должном уровне безопасность полетов и авиационную безопасность при производстве полетов. В связи с чем создается реальная угроза причинения вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц. Просил запретить ООО «СоюзАгро» использовать воздушное пространство РФ: при отсутствии государственной регистрации на воздушные суда <*****> и <*****>, при отсутствии опознавательных знаков и сертификатов летной годности на воздушные суда: <*****> и <*****>, без уведомления в установленном законом порядке органов Единой системы организации воздушного движения об использовании воздушного пространства
В судебном заседании заместитель прокурора Земетчинскрго района Пензенской области Дьяконов А.В., действующий на основании поручения от <Дата>, исковые требования поддержал по основаниям, указанным в исковом заявлении, просил удовлетворить их.
Представитель ответчика ООО «СоюзАгро» Паршков Д.Н., действующий на основании доверенности №... от <Дата>, в судебном заседании не возражал против удовлетворения иска, указывая, что в собственности ООО «СоюзАгро» имеются два сверхлегких воздушных судна: самолет <*****> и самолет <*****>, приобретенные в <Дата> году. Основным видом деятельности общества является производство, выращивание, переработка и реализация продукции растениеводства и животноводства. Для осуществления химической обработки посевов растений с воздуха были приобретены данные самолеты. В настоящее время самолеты ими не используются. Самолеты действительно не были зарегистрированы в установленном порядке, на них не имеется опознавательных знаков, на все самолеты отсутствуют сертификаты летной годности. Уведомительный порядок использования воздушного пространства ими не применялся.
Представитель ответчика ООО «СоюзАгро» Аннушкина М.В., действующая на основании доверенности №... от <Дата>, в судебном заседании не возражала против удовлетворения иска.
Суд, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии с ч. 3 ст. 32 Воздушного кодекса РФ, сверхлегкое воздушное судно,- это воздушное судно, максимальный взлетный вес которого составляет более 495 килограмм без учета веса авиационных средств спасания.
Согласно ст. 33 Воздушного кодекса РФ сверхлегкие гражданские воздушные суда авиации общего назначения подлежат государственной регистрации в порядке, установленном уполномоченным органом в области гражданской авиации.
Приказом Минтранса России от 18 ноября 2011 года №287 «Об утверждении Порядка государственной регистрации сверхлегких гражданских воздушных судов авиации общего назначения» установлено следующее:
п. 2 сверхлегкие воздушные суда подлежат государственной регистрации в Федеральном агентстве воздушного транспорта с выдачей свидетельства о государственной регистрации сверхлегкого гражданского воздушного судна авиации общего назначения,
п. 12. Сведения о сверхлегком воздушном судне заносятся в базу данных органа регистрации и сверхлегкому воздушному судну присваивается государственные и регистрационные опознавательные знаки, состоящие из: государственного знака, изображаемого в виде двух букв латинского алфавита "RА"; регистрационного знака, состоящего из пяти арабских цифр или сочетания арабских цифр и букв латинского алфавита.
В соответствии со ст. 24 Воздушного кодекса РФ, на элементы конструкции сверхлегкого воздушного судна наносятся присвоенные ему государственный и регистрационный опознавательные знаки.
В соответствии с ч. 1 ст. 36 Воздушного кодекса РФ, гражданские воздушные суда допускаются к эксплуатации при наличии сертификата летной годности (удостоверения о годности к полетам). Сертификат летной годности (удостоверение о годности к полетам) выдается на основании сертификата типа (аттестата о годности к эксплуатации) или акта оценки конкретного воздушного судна на соответствие конкретного воздушного судна требованиям к летной годности гражданских воздушных судов и природоохранным требованиям.
Часть 2 ст. 36 Воздушного кодекса РФ предусматривает, что порядок выдачи сертификата летной годности (удостоверения о годности к полетам) устанавливается федеральными авиационными правилами.
Пункты 1, 2 Федеральных авиационных правил «Экземпляр воздушного судна. Требования и процедуры сертификации», утвержденных Приказом Минтранса России от 16 мая 2003 г. № 132 предусматривают, что экземпляр гражданского воздушного судна допускается к эксплуатации только при наличии сертификата летной годности. Сертификат летной годности (удостоверение о годности к полетам) - документ, выдаваемый уполномоченным органом в области гражданской авиации или его территориальным органом для подтверждения соответствия летной годности экземпляра ВС установленным требованиям.
Судом установлено, что в собственности ООО «СоюзАгро» имеются два сверхлегких воздушных судна: самолет Х-32-912 СХ «Бекас» и самолет Х-32-912 УТ/СХ «Бекас». Основным видом деятельности общества является производство, выращивание, переработка и реализация продукции растениеводства и животноводства. Для осуществления химической обработки посевов растений с воздуха были приобретенны в 2010 году данные самолеты.
ООО «СоюзАгро» является юридическим лицом, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации юридического лица от <Дата>
В ходе проведения прокурорской проверки было установлено, что самолеты <*****> и <*****> базируются в <адрес> районе <адрес> области.Каких-либо государственных регистрационных знаков на самолетах не имеется. На самолеты отсутствуют свидетельства о государственной регистрации; регистрационные знаки, страховки, сертификаты летной годности, что подтверждается справкой о результатах выездной проверки по вопросу соблюдения безопасности полетов от <Дата>
Согласно ст. 16 Воздушного кодекса РФ, в соответствии со структурой и классификацией воздушного пространства федеральными правилами использования воздушного пространства устанавливается разрешительный или уведомительный порядок использования воздушного пространства. В случаях предусмотренных п.п. 1 - 4 п. 2 ст. 13 Воздушного кодекса РФ, об использовании воздушного пространства уведомляется соответствующий орган единой системы организации воздушного движения.
В соответствии с П.П. 123, 124 «Федеральных авиационных правил использования воздушного пространства РФ», утвержденных постановлением Правительства РФ от 11 марта 2010года №138, под уведомительным порядком использования воздушного пространства понимается предоставление пользователям воздушного пространства возможности выполнения полетов, получения диспетчерского разрешения. Уведомительный порядок использования воздушного пространства устанавливается в воздушном пространстве класса G. Пользователи воздушного пространства, осуществляющие полеты в воздушном пространстве класса G, уведомляют соответствующие органы обслуживания воздушного движения о своей деятельности в целях получения полетно-информационного обслуживания и аварийного оповещения.
Представители ответчика в судебном заседании не отрицали, что ООО «СоюзАгро» осуществлялись полеты в воздушном пространстве на сверхлегких самолетах без их регистрации и без уведомления соответствующих органов обслуживания воздушного движения.
Согласно ч. 1 ст. I065 ГК РФ, опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.
Поскольку эксплуатация ООО «СоюзАгро» принадлежащих ему сверхлегких воздушных судов без регистрации и сертификации, а также без уведомления органов Единой системы организации воздушного движения создает реальную угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан, суд считает необходимым иск транспортного прокурора удовлетворить, запретить ОАО «СоюзАгро» использовать воздушное пространство РФ при отсутствии государственной регистрации на воздушные суда <*****> и самолет <*****>, при отсутствии опознавательных знаков и сертификатов летной годности на воздушных судах <*****> и <*****> и без уведомления в установленном законом порядке органов Единой системы организации воздушного движения об использовании воздушного пространства.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
исковые требования Пензенского транспортного прокурора, выступающего в защиту интересов неопределенного круга лиц к ООО «СоюзАгро» удовлетворить.
Запретить ООО «СоюзАгро» использовать воздушное пространство РФ при отсутствии государственной регистрации на два единичных экземпляра воздушного судна <*****> и <*****>, при отсутствии опознавательных знаков и сертификатов летной годности на два единичных экземпляра воздушного судна <*****> и <*****> и без уведомления в установленном законом порядке органов Единой системы организации воздушного движения об использовании воздушного пространства.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пензенский областной суд через Земетчинский районный суд в течение месяца с момента принятия решения.
Судья: