ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-434/2013 от 11.12.2013 Белевского районного суда (Тульская область)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

11 декабря 2013 г. г. Белёв Тульской области.

Белёвский районный суд Тульской области в составе:

председательствующего Брылевой Н.А.

при секретаре Осиповой Е.В.

с участием помощника прокурора Белёвского района Косихиной М.В.,

представителя ответчика открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра и Приволжья" Сыстеровой М.Л. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-448/2013 по исковому заявлению прокурора Белёвского района в интересах неопределенного круга лиц к открытому акционерному обществу "Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра и Приволжья" о признании действий по начислению платы за электроэнергию по показаниям коллективных (общедомовых) приборов учета в многоквартирном жилом доме, признанном непригодным для проживания, незаконными и возложении обязанности произвести перерасчет платы за электроэнергию,

установил:

прокурор Белёвского района, действуя в интересах неопределенного круга лиц, в порядке ст. 45 ГПК РФ обратился в суд с уточненным в ходе рассмотрения дела (л.д. 113-117, 147-152) исковым заявлением к открытому акционерному обществу "Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра и Приволжья" (далее – ОАО "МРСК Центра и Приволжья" о признании незаконными действий по начислению платы за электроэнергию по показаниям коллективных (общедомовых) приборов учета в многоквартирных жилых домах, признанных непригодными для проживания, и возложении обязанности произвести перерасчет платы за электроэнергию.

В обоснование требований указал, что прокуратурой Белёвского района проведена проверка исполнения жилищного законодательства при оплате электроэнергии, предоставленной на общедомовые нужды, в ходе которой установлено следующее.

Постановлением главы администрации муниципального образования "Белёвский район" от 26 сентября 2001 г. № 532 утвержден акт межведомственной комиссии по определению состояния жилого фонда муниципального образования "Белёвский район". Постановлением администрации МО Белёвский район от 11 ноября 2008 г. № 683 в указанное постановление внесены изменения в части замены слов "ветхого жилого фонда" словами "жилых помещений, непригодных для проживания", слова "ветхие" словами "непригодные для проживания". В утвержденный постановлением список включен многоквартирный жилой <адрес> в <адрес> тульской области.

Проверкой установлено, что указанный многоквартирный жилой дом оборудован общедомовым прибором учета, установка которого была осуществлена филиалом "Тулэнерго" ОАО "МРСК Центра и Приволжья".

В соответствии с приказом Министерства энергетики РФ от 22 февраля 2013 г. № 69 филиал "Тулэнерго" ОАО "МРСК Центра и Приволжья" принял статус гарантирующего поставщика электрической энергии и с 1 марта 2013 г. осуществляет обслуживание потребителей ОАО "Тулаэнергосбыт".

Определение объема электрической энергии, предоставленного на общедомовые нужды, приходящегося на жилое и нежилое помещение, осуществляется в них в соответствии с п. 13 приложения № 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 6.05.2011 г. № 354.

Однако, поскольку указанный жилой дом признан ветхим, непригодным для проживания, в силу положений ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 г. № 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" исключается возможность организации учета используемых энергетических ресурсов с применением расчетного способа, основанного на показаниях общедомовых приборов учета в соответствии с ч. 2 ст. 13 указанного Федерального закона, в связи с чем расчеты между филиалом "Тулэнерго" ОАО "МРСК Центра и Приволжья" и потребителями электроэнергии: собственниками и нанимателями жилых помещений в ветхих, непригодных для проживания многоквартирных домах, - не могут быть основаны на показаниях таких приборов.

Пунктом 48 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 6.05.2011 г. № 354, и п. 17 приложения № 2 к ним определен порядок расчета размера платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме при отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета.

Таким образом, определение объема электрической энергии, предоставленного на общедомовые нужды, приходящегося на жилое и нежилое помещение в соответствии с п. 13 приложения № 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 6.05.2011 г. № 354, не соответствует требованиям действующего законодательства.

В связи с чем прокурор района просит суд признать незаконными действия ОАО "МРСК Центра и Приволжья" по начислению платы за электроэнергию исходя из учета показателей коллективных (общедомовых) приборов учета в многоквартирном жилом <адрес>, признанного непригодным для проживания, незаконными;

обязать ОАО "МРСК Центра и Приволжья" произвести в отношении потребителей коммунальной услуги по электроснабжению перерасчет платы за электрическую энергию по п. 48 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 6.05.2011 г. № 354 с для с 1 марта 2013 г. по день вступления в законную силу решения суда.

В судебном заседании помощник прокурора Косихина М.В. исковые требования поддержала и просила их удовлетворить в полном объеме по изложенным в исковом заявлении основаниям.

Представитель ответчика ОАО "МРСК Центра и Приволжья" Сыстерова М.Л. возражала против удовлетворения исковых требований в соответствии с представленными письменными возражениями. Также пояснила, что в связи с изданием Приказа министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Тульской области от 16.05.2013 г. № 46 "Об установлении нормативов потребления коммунальной услуги по электроснабжению для граждан, проживающих в многоквартирных домах и жилых домах, при использовании земельного участка и надворных построек на территории Тульской области" с 1 июня 2013 г. начисление жителям многоквартирных домов в <адрес> <адрес> и по ул. <адрес> платы за электроэнергию на общедомовые нужды, производится не исходя из показания общедомовых приборов учета электрической энергии, а по утвержденным нормативам в соответствии с п. 44 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, то есть по формуле 10 приложения № 2 к этим Правилам, которая предусмотрена и для расчета по п. 48 Правил, на который указывает прокурор. Получающаяся разница между показаниям общедомового учета и начисленной индивидуальным потребителям платой начисляется управляющей компании ОАО "Белёвжилкомсервис. Законность установки сетевой организацией общедомовых приборов учета на указанные в исковом заявлении многоквартирные жилые дома прокурором не оспаривается, следовательно, они установлены законно, а показания законно установленных общедомовых приборов учета могут использоваться при расчетах с потребителями электроэнергии, проживающими в этих домах.

Третье лицо ООО "Белёвжилкомсервис" также просило рассмотреть дело в отсутствие его представителя с направлением копии решения суда.

Суд в соответствии с ч. 5 ст. 167 ГПК РФ рассмотрел дело в отсутствие неявившгося представителя третьего лица.

Заслушав стороны и исследовав представленные доказательства, суд находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Отношения потребителей с энергоснабжающей организацией регулируются нормами статей 539-548 ГК РФ.

Согласно ст. 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии. К отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным настоящим Кодексом, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними. К отношениям по договору снабжения электрической энергией правила настоящего параграфа применяются, если законом или иными правовыми актами не установлено иное.

В силу п. 1 ст. 540, п. 2 ст. 543 ГК РФ в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор считается заключённым с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети. При этом обязанность обеспечивать надлежащее техническое состояние и безопасность энергетических сетей, а также приборов учёта потребления энергии возлагается на энергоснабжающую организацию, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.

Согласно ст. 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учёта энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчётов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

В соответствии со ст.ст. 30, 39 и 154 ЖК РФ собственники помещений и наниматели жилых помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, обязаны своевременно вносить плату за коммунальные услуги, в состав которых входит электроснабжение.

Требования к оснащению многоквартирных домов приборами учета используемых энергетических ресурсов содержатся в Федеральном законе от 23.11.2009 г. № 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные акты Российской Федерации".

Согласно п. 1 ст. 13 указанного Федерального закона производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов не распространяются на ветхие, аварийные объекты, объекты, подлежащие сносу или капитальному ремонту до 1 января 2013 г.

Пунктом 9 ст. 13 данного Федерального закона определено, что с 1 июля 2010 г. организации, осуществляющие снабжение или передачу электроэнергии, обязаны устанавливать приборы учета используемых энергетических ресурсов, содержание или передачу которых они осуществляют, и не вправе отказать в их установке обратившимся к ним лицам.

Согласно п. 5 ст. 13 указанного Федерального закона (в редакции Федерального закона от 11.07.2011 г. № 197-ФЗ) до 1 июля 2012 г. собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию; при этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета электрической энергии.

Из содержания п. 12 ст. 13 этого Федерального закона (в редакции Федерального закона от 11.07.2011 г. № 197-ФЗ) следует, что в случае неисполнения собственниками помещений многоквартирных домов в установленный срок обязанности по оснащению домов коллективными (общедомовыми) приборами учета электроэнергии их установка производится в срок до 1 июля 2013 г. организациями, указанными в части 9 настоящей статьи, за счет собственников помещений этих домов.

Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. № 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов. (далее - Правила предоставления коммунальных услуг)

В соответствии с Приложением № 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг:

размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, для жилого помещения (квартиры) или нежилого помещения согласно пунктам 44-48 Правил определяется по формуле 10 (п. 10);

приходящийся на жилое помещение (квартиру) или нежилое помещение объем (количество) горячей воды, газа, сточных бытовых вод и электрической энергии, предоставленный за расчетный период на общедомовые нужды в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета соответствующего вида коммунального ресурса, определяется по формуле 12 (п. 13).

Приказом министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Тульской области от 16.05.2013 г. № 46 "Об установлении нормативов потребления коммунальной услуги по электроснабжению для граждан, проживающих в многоквартирных домах и жилых домах, при использовании земельного участка и надворных построек на территории Тульской области" утверждены нормативы потребления коммунальной услуги по электроснабжению на общедомовые нужды в многоквартирных домах, определенные с применением расчетного метода (приложение № 2).

Из материалов дела судом установлено следующее.

Постановлением главы администрации муниципального образования "Белёвский район" от 26.09.2001 г. № 532, с учетом внесенных в него Постановлением администрации муниципального образования Белёвский район от 11.11.2008 г. № 683 изменений, утвержден акт межведомственной комиссии от 21 сентября 2001 г. о признании домов муниципального образования "Белёвский район" непригодными для проживания, согласно прилагаемому списку. (л.д.10-15). В указанный список включен многоквартирный жилой <адрес>.

В указанном многоквартирном жилом доме установлен общедомовой прибор учета электроэнергии, что подтверждается актом ввода в эксплуатацию прибора учета. (л.д. 114-115)

Приказом Министерства энергетики РФ от 22 февраля 2013 г. № 69 в связи с лишением ОАО "Тулаэнергосбыт" статуса субъекта оптового рынка, ОАО "МРСК Центра и Приволжья" присвоен статус гарантирующего поставщика с 1 марта 2013 г. (л.д. 18-19)

Согласно представленным истцом извещениям (л.д.33-62), потребителям электроэнергии, проживающим в вышеуказанном многоквартирном жилом доме начисляется плата за электроэнергию на общедомовые нужды.

Из реестра расхода электроэнергии по данному дому за сентябрь 2013 г. (л.д.17) следует что в нем учитывается расход по общедомовому счетчику.

В соответствии с п. 44 Правил предоставления коммунальных услуг размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, за исключением коммунальной услуги по отоплению, определяется в соответствии с формулой 10 приложения № 2 к настоящим Правилам.

В то же время п. 48 Правил предоставления коммунальных услуг установлено, что при отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды, за исключением коммунальной услуги по отоплению, определяется в соответствии с формулой 10 приложения № 2 к настоящим Правилам.

То обстоятельство, что согласно п. 44 Правил предоставления коммунальных услуг размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, за исключением коммунальной услуги по отоплению, определяется в соответствии с той же формулой 10 приложения № 2 к настоящим Правилам, не может служить основанием для определения размера платы как в доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета.

Из содержания приведенных выше положений ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 г. № 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные акты Российской Федерации" следует, что требования данной статьи не распространяются на ветхие, аварийные объекты, объекты, подлежащие сносу или капитальному ремонту до 1 января 2013 г. лишь в части организации учета используемых энергетических ресурсов, при этом возможность установки на такие объекты коллективных (общедомовых) приборов учета электрической энергии законом прямо не исключается.

С учетом характера спорного правоотношения, неопределенного количества граждан, являющихся потребителями электроэнергии в указанном в исковом заявлении многоквартирном жилом доме, суд считает, что прокурор обоснованно обратился в суд с указанным заявлением в защиту прав неопределенного круга лиц.

Исходя из изложенного, начисление потребителям, проживающим в признанном ветхим, непригодным для проживания вышеуказанного многоквартирного жилого дома, платы за коммунальную услугу электроэнергию, предоставленную на общедомовые нужды исходя из показаний общедомового прибора учета, а также по нормативу как в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета (п. 44 Правил предоставления коммунальных услуг), противоречит положениям ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 г. № 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные акты Российской Федерации" в части исключающей организацию в таких домах учета используемых энергетических ресурсов с использованием коллективных (общедомовых) приборов учета.

При этом суд также исходит из принципа правовой определенности, поскольку в силу указанных положений ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 г. № 261-ФЗ в многоквартирных жилых домах, признанных непригодными для проживания и имеющих одинаковый статус, расчет платы за электроэнергию на общедомовые нужды должен производиться в одном порядке, независимо от иных, не предусмотренных законом обстоятельств.

В связи с этим суд считает необходимым обязать ответчика произвести перерасчет платы за электроснабжение в указанном доме за период ее расчета с использованием показаний общедомовых приборов учета, исключив из нее оплату по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета потребляемой электроэнергии.

В силу ст. 103 ГПК РФ с ответчика подлежит взысканию в доход бюджета государственная пошлина в размере 200 рублей, от уплаты которой прокурор при подаче иска освобожден в соответствии со ст. 45 ГПК РФ.

Руководствуясь ст. ст. 194-198, 199 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования прокурора Белёвского района удовлетворить.

Признать незаконными действия открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра и Приволжья" по начислению платы за электроэнергию исходя из показателей коллективных (общедомовых) приборов учета в признанном непригодным для проживания многоквартирном жилом <адрес>.

Обязать открытое акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра и Приволжья" произвести в отношении потребителей коммунальной услуги по электроснабжению в многоквартирном жилом <адрес> перерасчет платы за электрическую энергию с ДД.ММ.ГГГГ по день вступления в законную силу решения суда по п. 48 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов,

Взыскать с открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра и Приволжья" в доход бюджета государственную пошлину в размере <данные изъяты> (двести) рублей.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в судом в окончательной форме в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи апелляционной жалобы (представления) через Белёвский районный суд.

Председательствующий Н.А. Брылева

В окончательной форме решение изготовлено 16 декабря 2013 г.