ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-434/2021 от 19.04.2021 Коминтерновского районного суда г. Воронежа (Воронежская область)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

19.04.2021 года г. Воронеж

Коминтерновский районный суд города Воронежа в составе:

председательствующего судьи Анисимовой Л.В.,

при секретаре Косяковой В.С.,

с участием представителя истца ООО УК «СтройТехника» ФИО1, действующей на основании доверенности,

представителя ответчика ФИО2 ФИО3, действующего на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело поисковому заявлению ООО УК «СтройТехника» к ФИО2 о взыскании задолженности по оплате жилого помещения, пени,

УСТАНОВИЛ:

ООО УК «СтройТехника» обратилось в суд с иском к ФИО2 о взыскании задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг за период с 01 января 2017 года по 31 декабря 2019 года в размере 71984 рубля 46 копеек, пени в размере 44928,13 рублей, расходов по оплате госпошлины. В обоснование исковых требований указано, что жилой многоквартирный дом по адресу: <адрес> находится в управлении ООО УК «СтройТехника». ООО УК «Стройтехника» оказывает услуги и выполняет работы по управлению, содержанию и текущему ремонту в многоквартирном доме. Ответчик является собственником квартиры (№) в указанном доме. Определением мирового судьи от 24.08.2020 года был отменен судебный приказ о взыскании задолженности за жилищно-коммунальные услуги. В связи с чем, истец обратился в суд с указанными требованиями.

В дальнейшем истец неоднократно уточнял исковые требования, в окончательном варианте просил взыскать с ответчика сумму задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг за период с 29.07.2017 года по 31.12.2019 года в сумме 58650 рублей 93 копейки, пени в размере 13399,34 рублей, расходы по оплате госпошлины.

В судебном заседании представитель истца ООО УК «СтройТехника» ФИО1, действующая на основании доверенности, поддержала уточненные исковые требования и письменные пояснения.

Представитель ответчика ФИО3, действующий на основании доверенности, возражал против удовлетворения исковых требований по доводам, изложенным в письменном отзыве, согласно которому просил применить срок исковой давности по заявленным требованиям. Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме <адрес> по вопросу установления размера платы за жилое помещение не проводилось, управляющая компания должна руководствоваться твердым тарифом, установленным органом местного самоуправления. Выставляя квитанции собственникам помещений на основании тарифа, установленного органом местного самоуправления, за пределы размера установленного тарифа не должны выходить никакие суммы, такие как лифт, техосвидетельствование лифтов, домофон, антенна, обеспечение ресурсами ОДН. Указанные графы квитанции могут выходить за рамки тарифа, установленного органом местного самоуправления, только если имеется соответствующее решение общего собрания собственников многоквартирного дома. Решение общего собрания о таких дополнительных услугах как техническое освидетельствование лифтов, лифт, вывоз ТБО, антенна, домофон, электроснабжение для общедомовых нужд как отдельно выставляемых услуг не принималось. Такие услуги входят в состав услуги по содержанию и ремонту общедомового имущества многоквартирного дома и плата за указанные услуги должна учитываться в составе платы за содержание и ремонт общедомового имущества, а не выставляться отдельно. ООО УК «СтройТехника» производит начисление коммунальных платежей не в соответствии с твердым тарифом, установленным органом местного самоуправления. Требование о взыскании неустойки не подлежит удовлетворению, поскольку вина ответчика в неоплате задолженности отсутствует, истец не раскрывал информацию потребителю коммунальных услуг о реальном размере тарифа, что не позволило ответчику произвести правильный расчет подлежащих оплате сумм и своевременно уплатить их. Также представлен контррасчет задолженности за период с 29.07.2017 года по 31.03.2019 года в сумме 20505 рублей 42 копейки, исходя из тарифа 11, 43 рубля /кв.м., за период с 01.04.2019 года по 31.12.2019 года ответчик сумму задолженности 17902,92 рублей не оспаривал.

Ответчик ФИО2 в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы гражданского дела, приходит кследующему.

В соответствии со ст. 8 Жилищного кодекса Российской Федерации к жилищным отношениям, связанным сремонтом, переустройством и перепланировкой жилых помещений, использованием инженерного оборудования, предоставлением коммунальных услуг, внесением платы за коммунальные услуги, применяется соответствующее законодательство сучетом требований, установленных ЖК РФ.

Как установлено ч. 1 ст. 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.

Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника помещения с момента возникновения права собственности на такое помещение с учетом правила, установленного частью 3 статьи 169 настоящего Кодекса.

Согласно ч. 2 ст. 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя:

1) плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме;

2) взнос на капитальный ремонт;

3) плату за коммунальные услуги.

В силу ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе.

Плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании платежных документов (в том числе платежных документов в электронной форме, размещенных в системе), представленных не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива.

Согласно ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

В соответствии со ст. 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, а собственник комнаты в коммунальной квартире несет также бремя содержания общего имущества собственников комнат в такой квартире, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором.

Статьей 39 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника.

Структура платы за жилое помещение и коммунальные услуги закреплена в ст. 154 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Исходя из ч. 1 ст. 156 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства.

В соответствии со ст. 36 Жилищного кодекса Российской Федерации к общему имуществу в многоквартирном доме относятся, в частности: лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения, а также земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты.

В силу ч. 1 ст. 158 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.

Исходя из положений п. п. 28 и 29 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 года № 491, собственники помещений обязаны нести бремя расходов на содержание общего имущества соразмерно своим долям в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме.

Плата за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в соответствии с требованиями законодательства РФ, включая оплату расходов на содержание и ремонт внутридомовых инженерных сетей электро-, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения.

В силу ч. 7 ст. 156 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном ст. ст. 45 - 48 настоящего Кодекса. Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год.

Если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, если законом соответствующего субъекта Российской Федерации не установлено, что данные полномочия осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований) с учетом методических рекомендаций, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Предельные индексы изменения размера платы за содержание жилого помещения в указанных случаях определяются органом местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, если законом соответствующего субъекта Российской Федерации не установлено, что данные полномочия осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований) в соответствии с указанными методическими рекомендациями (ч. 4 ст. 158 ЖК РФ).

При этом предоставленные ч. 4 ст. 158 Жилищного кодекса Российской Федерации полномочия по установлению размера платы за содержание и ремонт жилого помещения могут быть реализованы органами местного самоуправления только в том случае, если собственники жилых помещений не приняли на общем собрании соответствующего решения самостоятельно.

Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 29 января 2018 г. N 5-П "По делу о проверке конституционности положений статей 181.4 и 181.5 Гражданского кодекса Российской Федерации и части 1 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданина ФИО4" указал следующее. Исходя из общего принципа гражданского законодательства о несении собственником бремени содержания принадлежащего ему имущества, Жилищный кодекс устанавливает для всех собственников жилых помещений в многоквартирном доме обязанность не только нести расходы на содержание принадлежащих им помещений, но и участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения, во-первых, платы за содержание жилого помещения, т.е. за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, а также за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества, и, во-вторых, взносов на капитальный ремонт (ч. 3 ст. 30, ч. 1 ст. 39, пп. 1 и 2 ч. 2 ст. 154, ч. 1 ст. 158); при этом доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется его долей в праве общей собственности на общее имущество, которая, в свою очередь, пропорциональна размеру общей площади принадлежащего ему помещения в этом доме (ч. 1 ст. 37, ч. 2 ст. 39); расходы по содержанию общего имущества в многоквартирном доме возлагаются не только на собственников жилых помещений в таком доме, но и на лиц, в собственности которых находятся расположенные в нем нежилые помещения и которые также заинтересованы в поддержании дома в надлежащем состоянии, а потому лица данной категории наряду с собственниками жилых помещений обязаны вносить соответствующие платежи соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество. При этом на принцип равенства не влияет форма собственности (государственная, муниципальная или частная) на жилое помещение, плата за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается в одинаковом для всех собственников жилых помещений размере.

Таким образом, собственник помещения в многоквартирном доме, в том числе собственник нежилого помещения, обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и текущий ремонт общего имущества, коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества, и взносов на капитальный ремонт. Данная обязанность возникает в силу закона независимо от факта пользования общим имуществом и не обусловлена наличием договорных отношений собственника нежилого помещения с управляющей компанией или товариществом собственников жилья.

Установлено, что ответчик ФИО2 является собственником квартиры по адресу: <адрес>

Жилой многоквартирный дом по адресу: <адрес> находится в управлении ООО УК «СтройТехника».

ООО УК «СтройТехника» заключены договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, по холодному водоснабжению, на проведение системы технического обслуживания лифтов, энергоснабжению, что подтверждается копиями представленных в материалы дела договоров.

В ходе рассмотрения дела не оспаривалось, что на общем собрании собственники многоквартирного дома не приняли решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения.

Согласно Методических рекомендаций по установлению размера платы за содержание жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения, а также по установлению порядка определения предельных индексов изменения размера такой платы, утвержденных приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 06.04.2018 года № 213/пр, размер платы за содержание жилого помещения рекомендуется определять как сумму платы за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме и за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее - коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме).

Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме рекомендуется определять по типам многоквартирных домом посредством расчета среднего значения размеров платы за содержание жилого помещения, утвержденных исходя из Минимального перечня общими собраниями собственников помещений в однотипных многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, в составе которого находится муниципальное образование, действующих на момент осуществления расчета (определения) размера платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме и не предусматривающих дополнительных работ и услуг.

При осуществлении расчета (определения) средних значений размеров платы рекомендуется использовать информацию о принятых общими собраниями собственников помещений в многоквартирных домах решениях об утверждении платы за содержание жилого помещения исходя из Минимального перечня и не предусматривающих дополнительных работ и услуг, размещенную в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства, а при ее отсутствии в указанной системе - информацию, хранящуюся в органе государственного жилищного надзора субъекта Российской Федерации, посредством обращения в такой орган.

Плату за содержание жилого помещения в многоквартирном доме рекомендуется устанавливать на срок не более трех лет с возможностью проведения ее ежегодной индексации с учетом индекса потребительских цен на текущий год, установленного действующим Прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации. Размер платы рекомендуется определять в рублях на 1 квадратный метр помещения (жилого, нежилого) в многоквартирном доме в месяц.

Предельный индекс изменения размера платы за содержание жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения, рекомендуется определять равным индексу потребительских цен.

Постановлением главы городского округа г. Воронеж от 07.02.2007 года № 64 установлен с 15.03.2007 года размер платы за содержание и ремонт жилого помещения согласно приложению к постановлению.

Как следует из приложения к постановлению, для граждан собственников жилого помещения в жилых домах со всеми удобствами, с лифтом, без мусоропровода установлен тариф 8, 48 рублей/кв.м.

Предельная максимальная индексация платы за жилое помещение на 2008 год составляет 118 % (постановление главы городского округа г. Воронеж № 430 от 07.03.2008 года, приказ Управления по государственному регулированию тарифов № 19/8 от 23.08.2007 года).

Постановлением правительства Воронежской области от 16.01.2009 года № 5 определен коэффициент удорожания платы за жилое помещение в целом по Воронежской области в размере 1, 142 и определены коэффициенты удорожания платы за коммунальные услуги по муниципальным образованиям Воронежской области. При этом, коэффициент удорожания платы по городскому округу г. Воронеж составил 1, 56.

Таким образом, тариф для расчета платы за содержание жилого помещения составляет 15, 61 рубль (8,48* 118%=10,01 рубль/кв.м., 10,01 * 156 % = 15,61 рубль/кв.м.).

С учетом ходатайства ответчика о применении срока исковой давности по заявленным требованиям, период для взыскания задолженности составляет с июля 2017 года по декабрь 2019 года, поскольку счет за июль 2017 года должен быть оплачен до 20.08.2017 года, с заявлением о вынесении судебного приказа истец обратился 29.07.2020 года.

Суд приводит свой расчет задолженности: за период с июля 2017 года по март 2019 года: 15,61 * 89,7 кв.м. * 21 месяц=29404 рубля 56 копеек.

Расчет задолженности за период с апреля 2019 года по декабрь 2019 года в сумме 17902 рубля 92 копейки ответчик не оспаривал. Следовательно, с ответчика в пользу истца подлежит взысканию задолженность в общем размере 47307 рублей 48 копеек.

Доводы представителя истца о применении п. 3.2. договора на управление от 01.12.2008 года о праве управляющей компании производить один раз в год корректировку размера платы за содержание жилья и коммунальные услуги суд считает необоснованными, поскольку в рассматриваемом случае применяется тариф, установленный органом местного самоуправления, и предельный индекс изменения размера такой платы.

Также несостоятельны доводы о выставлении отдельными строками в квитанции таких услуг, как антенна, вывоз ТБО, домофон, лифт, техосвидетельствование лифтов, за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, поскольку указанные услуги входят в размер платы за содержание жилого помещения, что также следует из решения Левобережного районного суда г. Воронежа от 24.05.2016 года, вступившего в законную силу, согласно которому с ответчика взыскивалась задолженность по оплате за жилищно-коммунальные услуги за другой период.

По смыслу части 14 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации лица, несвоевременно и (или) не полностью внесшие плату за жилое помещение и коммунальные услуги, обязаны уплатить кредитору пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная с тридцать первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена. Начиная с девяносто первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки. Увеличение установленных настоящей частью размеров пеней не допускается.

Истец просит взыскать с ответчика пени в размере 13399 рублей 34 копейки.

Согласно ч. 1 ст. 10 Закона РФ от 07.02.1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей» изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора.

Как следует из материалов дела, истец не указывал в квитанциях правильный тариф за содержание и ремонт жилья, указывал неправильную площадь квартиры, не отвечал на претензии ответчика с требованием предоставить соответствующую информацию. Указанное не позволило потребителю сделать самостоятельный расчет и исполнить обязательство надлежащим образом.

В связи с этим не подлежат взысканию пени, поскольку услуга управляющей компанией не была предоставлена надлежащим образом в части информации.

На основании ч. 1 ст. 98 ГПК РФ стороне, впользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных ч.2 ст. 96 ГПК РФ. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.

Исходя из размера удовлетворенных судом требований, с ответчика в пользу истца подлежат взысканию расходы по оплате госпошлины в сумме 1619 рублей.

Руководствуясь статьями 194–198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания «СтройТехника» к ФИО2 о взыскании задолженности по оплате жилого помещения, пени удовлетворить частично.

Взыскать с ФИО2 в пользу общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания «СтройТехника» задолженность по оплате жилого помещения за период с июля 2017 года по декабрь 2019 года в сумме 47307 рублей 48 копеек, расходы по оплате госпошлины в сумме 1619 рублей, а всего 48926 рублей 48 копеек.

В удовлетворении остальной части исковых требований общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания «СтройТехника» к ФИО2 отказать.

Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме, через суд, вынесший решение.

Судья подпись Л.В. Анисимова

Мотивированное решение

изготовлено 26.04.2021 года

1версия для печатиДело № 2-434/2021 (2-5275/2020;) ~ М-4327/2020 (Решение)