ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-4358/2016 от 23.08.2016 Дзержинского районного суда г. Перми (Пермский край)

Дело №2-4358/2016

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Пермь 23 августа 2016 года

Дзержинский районный суд г. Перми в составе:

председательствующего судьи Шерстюкова И.В.,

при секретаре Абдуллине И.Ш.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Департамента имущественных отношений администрации г. Перми о признании права муниципальной собственности на бесхозное имущество,

установил:

ДИО администрации г. Перми обратился в суд с заявлением о признании права муниципальной собственности на бесхозное имущество – воздушную линию ... п.м, расположенную по адресу Адрес, назначение – сооружение энергетики и электропередачи, кадастровый (условный номер) ..., воздушную линию ... п.м, расположенную по адресу Адрес, назначение – сооружение кабельная линия, кадастровый (условный номер) ....

В обоснование заявленных требований заявитель указал, что Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю (Управление Росреестра по ПК) данное имущество на основании заявления Муниципального образования «г. Пермь» поставлено на учет как бесхозный объект недвижимого имущества. Правообладатель по указанным объектам не определен, правоустанавливающие документы отсутствуют. Поскольку собственника установить не удалось, со времени постановки имущества на учет как бесхозного прошло более года, к другим лицам по приобретательской давности объект не перешел, МО «г. Пермь» вправе требовать признания муниципального права собственности на указанные объекты. На основании п. 3.3.4 положения «О департаменте имущественных отношений администрации г. Перми», утвержденного решением Пермской городской Думы от 12.09.2006 №210 департамент реализует полномочия администрации г. Перми по признанию права муниципальной собственности на бесхозное имущество. Признание муниципальной собственности необходимо для рационального распоряжения указанным имуществом в интересах МО «г. Пермь» с целью решения вопросов местного значения.

Заявитель в судебное заседание представителя не направил, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении ..., которое вручено уполномоченному должностному лицу Дата, ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие представителя.

При указанных обстоятельствах, с учетом надлежащего извещения, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон

Суд, рассмотрев материалы дела, пришел к следующему.

Согласно ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - « ГК РФ») бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.

В соответствии с п. 3 ст. 225 ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

Судом установлено, что Управлением Росреестра по ПК на основании заявлений МО «г. Пермь» от Дата поставлено на учет как бесхозное следующее имущество:

- воздушная линия ... п.м, расположенную по адресу Адрес, назначение – сооружение энергетики и электропередачи, кадастровый (условный номер) ...,

- кабельная линия ... п.м, расположенную по адресу Адрес, назначение – сооружение кабельная линия, кадастровый (условный номер) ....

Правообладатель по указанным объектам не определен, правоустанавливающие документы отсутствуют.

Данные обстоятельства подтверждены кадастровыми паспортами, выписками из ЕГРП.

Согласно информации, представленной на запрос суда, открытое акционерное общество «...» сообщило, что воздушная линия ... п.м., расположенная по адресу: Адрес и кабельная линия ... п.м., расположенная по адресу: Адрес, на балансе ПО ПГЭС филиала ОАО «...», не числится.

Правовое регулирование вопросов, касающихся принятия на учет и снятия с учета бесхозяйных недвижимых вещей, осуществляется Положением о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утв. Постановлением Правительства РФ от 17.09.2003 г. № 380 (далее – Положение). В соответствии с п.4, п.5 Положения на учет принимаются объекты недвижимого имущества, которые не имеют собственников, или собственники которых неизвестны, или от права собственности на которые собственники отказались, в порядке, предусмотренном ст. 225 ГК РФ. Принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании представляемого в единственном экземпляре заявления органа местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимого имущества.

К заявлению должны быть приложены документы, подтверждающие, что объект недвижимого имущества не имеет собственника, или его собственник неизвестен, или от права собственности на него собственник отказался, а также документы, содержащие описание объекта недвижимого имущества, в том числе план объекта недвижимого имущества, удостоверенные соответствующей организацией (органом) по учету объектов недвижимого имущества.

Если это не исключается правилами настоящего Кодекса о приобретении права собственности на вещи, от которых собственник отказался (статья 226), о находке (статьи 227 и 228), о безнадзорных животных (статьи 230 и 231) и кладе (статья 233), право собственности на бесхозяйные движимые вещи может быть приобретено в силу приобретательной давности.

Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности. Согласно п. 4 Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 22 ноября 2013 г. № 701, принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов, в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований.

В соответствии со статьей 130 ГК РФ к недвижимым вещам относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. Законом к недвижимым вещам может быть отнесено и иное имущество.

В силу ст. 133.1 ГК РФ недвижимой вещью, участвующей в обороте как единый объект, может являться единый недвижимый комплекс -совокупность объединенных единым назначением зданий, сооружений и иных вещей, неразрывно связанных физически или технологически, в том числе линейных объектов (железные дороги, линии электропередачи, трубопроводы и другие), либо расположенных на одном земельном участке, если в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество зарегистрировано право собственности на совокупность указанных объектов в целом как одну недвижимую вещь.

Согласно Общероссийскому классификатору основных фондов (ОК 013-94), утвержденному Постановлением Госстандарта РФ от 26.12.1994 № 359, объектом, выступающим как сооружение, является каждое отдельное сооружение со всеми устройствами, составляющими с ним единое целое. К сооружениям также относятся: законченные функциональные устройства для передачи энергии и информации, такие как линии электропередачи, теплоцентрали, трубопроводы различного назначения, радиорелейные линии, кабельные линии связи, специализированные сооружения систем связи, а также ряд аналогичных объектов со всеми сопутствующими комплексами инженерных сооружений.

Таким образом, линии электропередачи в совокупности со всеми устройствами, в том числе трансформаторными подстанциями, опорами линий электропередачи и т.п., составляющими единый функциональный комплекс, являются объектами недвижимости, право собственности на которые в силу ч. 1 ст. 131 ГК РФ подлежит государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.

На основании п. 3.3.4 положения «О департаменте имущественных отношений администрации г. Перми», утвержденного решением Пермской городской Думы от 12.09.2006 №210 департамент реализует полномочия администрации г. Перми по признанию права муниципальной собственности на бесхозное имущество.

Из материалов дела следует, что о факте отсутствия собственника у спорного жилого дома органам местного самоуправления стало известно еще в ... году. При установлении данного обстоятельства, учитывая положения вышеуказанных правовых норм, орган местного самоуправления должен был обратиться в Управление Росреестра по ПК с заявлением о принятии на учет в качестве бесхозяйного объекта указанного имущества.

Из материалов дела следует, что Администрацией г. Перми в лице соответствующих функциональных подразделений принято положительное решение о проведении оформления процедуры постановки воздушной и кабельной линий в качестве бесхозяйного.

Поскольку собственника установить не удалось, со времени постановки имущества на учет как бесхозного прошло более года, к другим лицам по приобретательской давности объект не перешел, суд считает возможным удовлетворить заявленные требования в полном объеме.

Признание муниципальной собственности необходимо для рационального распоряжения указанным имуществом в интересах МО «г. Пермь» с целью решения вопросов местного значения, то есть имеет юридическое значение для заявителя, спор о праве не установлен.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Признать право муниципальной собственности за муниципальным образованием «город Пермь» на следующие объекты недвижимости:

- воздушная линия ... п. м, расположенную по адресу Адрес, назначение – сооружение энергетики и электропередачи, кадастровый (условный номер) ...,

- кабельная линия ... п. м, расположенную по адресу Адрес, назначение – сооружение кабельная линия, кадастровый (условный номер) ....

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Пермский краевой суд через Дзержинский районный суд г. Перми в течение месяца.

Судья – Шерстюков И.В.