Дело №2-435/2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
25 января 2018 года | город Северодвинск |
Северодвинский городской суд Архангельской области в составе
председательствующего судьи БарановаП.М.
при секретаре Снегирёвой И.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Северодвинского городского суда гражданское дело по иску Головиной ФИО9 к Администрации муниципального образования «Северодвинск» о включении периодов в стаж муниципальной службы, выплате разницы в сумме ежемесячной доплаты к страховой пенсии,
установил:
Головина А.А. обратилась в суд с иском к Администрации муниципального образования «Северодвинск» (далее – Администрация Северодвинска) о включении периодов в стаж муниципальной службы, выплате разницы в сумме ежемесячной доплаты к страховой пенсии.
В обоснование указала, что в периоды с 07.10.2003 по 31.12.2003, с 05.01.2004 по 31.12.2004, с 11.01.2005 по 12.12.2005 работала в Администрации Северодвинска инженером 1 категории на основании срочных трудовых договоров. В период с 13.12.2005 по 23.12.2016 замещала в Администрации Северодвинска должность муниципальной службы специалиста 1 категории. Распоряжением Администрации Северодвинска от 30.12.2016 №1/1564-рл периоды ее работы по срочным трудовым договорам, общей продолжительностью 2 года 1 месяц 24 дня, не были включены в стаж ее муниципальной службы и не были учтены при установлении ежемесячной доплаты к страховой пенсии. Просила обязать ответчика внести изменения в распоряжение Администрации Северодвинска от 30.12.2016 №1/1564-рл «Об установлении ежемесячной доплаты к страховой пенсии», включив в ее стаж муниципальной службы периоды работы по срочным трудовым договорам с 07.10.2003 по 31.12.2003, с 05.01.2004 по 31.12.2004, с 11.01.2005 по 12.12.2005, общей продолжительностью 2 года 1 месяц 24 дня, выплатить разницу в сумме ежемесячной доплаты к страховой пенсии с момента ее назначения, взыскать расходы на оформление доверенности представителя в размере 2000 рублей и расходы на уплату государственной пошлины.
Истец Головина А.А. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещалась в установленном законом порядке, в соответствии с требованиями ст.113 ГПКРФ, ст.165.1 ГКРФ. Ее представитель Головина Т.А. в судебном заседании на иске настаивала.
Представитель ответчика Администрации Северодвинска Крылова И.Э. в судебном заседании с иском не согласилась.
Третье лицо государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Северодвинске Архангельской области, извещенное о времени и месте рассмотрения дела, представителя в судебное заседание не направило.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд рассмотрел дело при данной явке.
Судом в соответствии со ст. 114 ГПК РФ предлагалось лицам, участвующим в деле, представить в суд все имеющиеся у них доказательства по делу, указывалось на последствия непредставления доказательств, а также разъяснялись положения ст.56 ГПК РФ о том, что каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Выслушав представителей сторон, изучив материалы дела, оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Истец Головина А.А. в период с 07.10.2003 по 31.12.2003 работала в Администрации Северодвинска инженером 1 категории в Управлении землеустройства, градостроительства и архитектуры на основании срочного трудового договора от 06.10.2003, уволена 31.12.2003 в связи с истечением срока трудового договора (л.д.58 – 62).
В период с 05.01.2004 по 31.12.2004 Головина А.А. работала в Администрации Северодвинска инженером 1 категории в Управлении землеустройства, градостроительства и архитектуры по срочному трудовому договору от 27.01.2004, уволена 31.12.2004 в связи с истечением срока трудового договора (л.д.63 – 67).
На основании срочного трудового договора от 11.01.2005 Головина А.А. была принята на работу в Администрацию Северодвинска инженером 1 категории в отдел землеустройства Управления землеустройства, градостроительства и архитектуры, уволена 12.12.2005 по основанию, предусмотренному п.3 ст.77 ТКРФ, по инициативе работника (л.д.68 – 72).
С 13.12.2005 Головина А.А. была принята на младшую муниципальную должность муниципальной службы специалиста 1 категории отдела землеустройства Управления землеустройства, градостроительства и архитектуры Администрации Северодвинска, с 13.04.2007 переведена на младшую муниципальную должность муниципальной службы специалиста 1 категории отдела земельных отношений Управления земельных отношений и экологии Администрации Северодвинска, с 11.06.2009 назначена на младшую должность муниципальной службы специалиста 1 категории отдела по земельным отношениям Комитета по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям Администрации Северодвинска, с 21.05.2015 временно (для исполнения обязанностей другого служащего) назначена на старшую должность муниципальной службы ведущего специалиста (в том же структурном подразделении), с 02.11.2015 вновь назначена (постоянно) на младшую должность муниципальной службы специалиста 1 категории (в том же структурном подразделении), уволена 23.12.2016 по основанию, предусмотренному п.3 ст.77 ТКРФ, по инициативе работника в связи с выходом на пенсию (л.д.73 – 87).
Согласно протоколу заседания комиссии по установлению муниципального стажа муниципальной службы муниципальных служащих Северодвинска от 24.01.2006 №1 ГоловинойА.А. стаж муниципальной службы, дающий право для получения надбавок к должностному окладу за выслугу лет, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска был установлен с 13.12.2005 – со дня приема на младшую муниципальную должность муниципальной службы специалиста 1 категории отдела землеустройства Управления землеустройства, градостроительства и архитектуры Администрации Северодвинска (л.д.88 – 91).
Распоряжением Администрации Северодвинска от 30.12.2016 №1/1564-рл «Об установлении ежемесячной доплаты к страховой пенсии» ГоловинойА.А. с 24.12.2016 установлена ежемесячная доплата к страховой пенсии, составляющая суммарно с учетом назначенной пенсии, 53% месячного денежного содержания, исходя из стажа муниципальной службы 11 лет 0 месяцев 11 дней (л.д.127 – 128).
Указанные обстоятельства подтверждаются объяснениями сторон, материалами дела, никем не оспариваются и суд полагает их установленными.
Согласно ч.1 ст.2 Федерального закона от 02.03.2007 №25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» муниципальная служба – профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта).
В соответствии со ст.6 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» должность муниципальной службы – должность в органе местного самоуправления, аппарате избирательной комиссии муниципального образования, которые образуются в соответствии с уставом муниципального образования, с установленным кругом обязанностей по обеспечению исполнения полномочий органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования или лица, замещающего муниципальную должность.
Должности муниципальной службы устанавливаются муниципальными правовыми актами в соответствии с реестром должностей муниципальной службы в субъекте Российской Федерации, утверждаемым законом субъекта Российской Федерации.
При составлении и утверждении штатного расписания органа местного самоуправления, аппарата избирательной комиссии муниципального образования используются наименования должностей муниципальной службы, предусмотренные реестром должностей муниципальной службы в субъекте Российской Федерации.
В силу ст.10 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» муниципальным служащим является гражданин, исполняющий в порядке, определенном муниципальными правовыми актами в соответствии с федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации, обязанности по должности муниципальной службы за денежное содержание, выплачиваемое за счет средств местного бюджета.
Лица, исполняющие обязанности по техническому обеспечению деятельности органов местного самоуправления, избирательных комиссий муниципальных образований, не замещают должности муниципальной службы и не являются муниципальными служащими.
Статьями 1, 2, 7 и 8 действовавшего до 01.06.2007 Федерального закона от 08.01.1998 №8-ФЗ «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации» предусматривалось, что муниципальная должность – должность, предусмотренная уставом муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации, с установленными полномочиями на решение вопросов местного значения и ответственностью за осуществление этих полномочий, а также должность в органах местного самоуправления, образуемых в соответствии с уставом муниципального образования, с установленными кругом обязанностей по исполнению и обеспечению полномочий данного органа местного самоуправления и ответственностью за исполнение этих обязанностей.
Муниципальная служба – профессиональная деятельность, которая осуществляется на постоянной основе на муниципальной должности, не являющейся выборной.
Муниципальным служащим является гражданин Российской Федерации, достигший возраста 18 лет, исполняющий в порядке, определенном уставом муниципального образования в соответствии с федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации, обязанности по муниципальной должности муниципальной службы за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств местного бюджета. Лица, не замещающие муниципальные должности муниципальной службы и исполняющие обязанности по техническому обеспечению деятельности органов местного самоуправления, не являются муниципальными служащими.
Муниципальные должности муниципальной службы устанавливаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с реестром муниципальных должностей муниципальной службы, утверждаемым законом субъекта Российской Федерации.
Таким образом, действующее правовое регулирование муниципальной службы, а также ранее действовавшее законодательство, исходят из того, что муниципальным служащим является не любое лицо, заключившее трудовой договор с органом местного самоуправления, а только лицо, замещающее должность муниципальной службы и обладающее в связи с этим особым правовым статусом, включающим как ограничения, запреты и специфические обязанности, связанные с муниципальной службой, так и особые гарантии, в том числе право на пенсионное обеспечение за выслугу лет.
Материалами дела подтверждается и не оспаривается истцом, что в спорные периоды с 07.10.2003 по 31.12.2003, с 05.01.2004 по 31.12.2004, с 11.01.2005 по 12.12.2005 ГоловинаА.А. работала в Администрации Северодвинска инженером 1 категории на основании срочных трудовых договоров.
В действовавшем в указанный период едином реестре выборных муниципальных должностей и муниципальных должностей муниципальной службы, утвержденном областным законом от 15.04.1998 №63-15-ОЗ «О едином реестре выборных муниципальных должностей и муниципальных должностей муниципальной службы в Архангельской области», должность инженера отсутствует.
Из срочных трудовых договоров от 06.10.2003, от 27.01.2004 и от 11.01.2005, а также из должностной инструкции инженера 1 категории отдела землеустройства и природопользования Управления землеустройства, градостроительства и архитектуры Администрации Северодвинска (л.д.96 – 99) не следует, что истец принимался на должность муниципальной службы.
Таким образом, в спорные периоды с 07.10.2003 по 31.12.2003, с 05.01.2004 по 31.12.2004, с 11.01.2005 по 12.12.2005 ГоловинаА.А. муниципальным служащим не являлась.
В соответствии со ст.25 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» в стаж (общую продолжительность) муниципальной службы включаются периоды замещения:
1) должностей муниципальной службы;
2) муниципальных должностей;
3) государственных должностей Российской Федерации и государственных должностей субъектов Российской Федерации;
4) должностей государственной гражданской службы, воинских должностей и должностей федеральной государственной службы иных видов;
5) иных должностей в соответствии с федеральными законами.
В стаж муниципальной службы для назначения пенсии за выслугу лет муниципальным служащим включаются (засчитываются) помимо периодов замещения должностей, указанных в части 1 настоящей статьи, иные периоды в соответствии с нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами.
Порядок исчисления стажа муниципальной службы устанавливается законом субъекта Российской Федерации.
В соответствии со ст.2 областного закона от 07.07.1999 №151-23-ОЗ «О порядке исчисления стажа муниципальной службы в Архангельской области» в стаж муниципальной службы включаются периоды замещения должностей, предусмотренных утвержденным указом Президента Российской Федерации перечнем должностей, периоды службы (работы) в которых включаются в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих.
Перечень должностей, периоды службы (работы) в которых включаются в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих утвержден Указом Президента Российской Федерации от 20.09.2010 №1141.
Данным перечнем предусмотрены периоды работы на должностях руководителей, специалистов и служащих в органах местного самоуправления, имевшие место в период с 01.01.1992 до 11.01.1995 (подпункт «к» пункта 14), в то время как спорные периоды работы истца в Администрации Северодвинска имели место в период с 2003 года по 2005 год.
Периоды работы истца в Администрации Северодвинска в должности инженера 1 категории с 07.10.2003 по 31.12.2003, с 05.01.2004 по 31.12.2004, с 11.01.2005 по 12.12.2005 под положения указанного перечня не подпадают.
Частью 4 ст.3 областного закона «О порядке исчисления стажа муниципальной службы в Архангельской области» предусмотрено, что включение в стаж муниципальной службы периодов замещения отдельных должностей руководителей и специалистов на предприятиях, в учреждениях и организациях, опыт и знание работы в которых необходимы для выполнения должностных обязанностей муниципального служащего, осуществляется на основании решения главы муниципального образования Архангельской области, руководителя органа местного самоуправления муниципального образования Архангельской области, председателя избирательной комиссии муниципального образования Архангельской области или иного лица, уполномоченного осуществлять обязанности представителя нанимателя (работодателя).
Данная норма, по существу, воспроизводит п.20 Перечня должностей, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 20.09.2010 №1141, в соответствии с которым в стаж государственной гражданской службы в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, включаются периоды работы в отдельных должностях руководителей и специалистов на предприятиях, в учреждениях и организациях, опыт и знание работы в которых были необходимы федеральным государственным гражданским служащим для исполнения обязанностей по замещаемой должности федеральной государственной гражданской службы.
Аналогичное положение содержалось в абзаце втором ст.2 областного закона от «О порядке исчисления стажа муниципальной службы в Архангельской области» в редакции, действовавшей до 01.01.2017: в случаях, предусмотренных пунктами 1 - 3 и 5 статьи 1 настоящего закона, в стаж муниципальной службы на основании решения главы муниципального образования, руководителя органа местного самоуправления, председателя избирательной комиссии муниципального образования Архангельской области или иного лица, уполномоченного исполнять обязанности представителя нанимателя (работодателя), могут засчитываться периоды замещения отдельных должностей руководителей и специалистов на предприятиях, в учреждениях и организациях, опыт и знание работы в которых необходимы для выполнения должностных обязанностей муниципального служащего. Периоды работы в указанных должностях в совокупности не должны превышать пять лет.
Вместе с тем, из содержания данных норм права следует, что речь идет именно об отдельных, а не о всех должностях руководителей и специалистов, а включение периодов работы в этих должностях в стаж муниципальной службы допускается на основании специального решения главы муниципального образования или руководителя органа местного самоуправления (уполномоченного должностного лица).
Таким образом, включение данных периодов в стаж муниципальной службы не имеет характера общего правила, а осуществляется в каждом конкретном случае индивидуально, на основании оценки необходимости опыта и знания соответствующей работы для выполнения должностных обязанностей муниципального служащего. Тем самым, закон предоставляет возможность включения в стаж муниципальной службы таких периодов, не устанавливая при этом соответствующей обязанности наймодателя.
Кроме того, из буквального толкования данных норм законодательства следует, что в таком порядке в стаж муниципальной службы включаются периоды работы на предприятиях, в учреждениях и организациях, а не в органах местного самоуправления.
Истцом не представлено в суд доказательств принятия главой муниципального образования, руководителем Администрации Северодвинска или иным уполномоченным на это должностным лицом решения о включении спорных периодов работы истца в стаж муниципальной службы.
Кроме того, ссылаясь на положения ст.2 областного закона от «О порядке исчисления стажа муниципальной службы в Архангельской области» в редакции, действовавшей до 01.01.2017, истец не учитывает, что применение абзаца второго данной статьи допускалось в целях, предусмотренных пунктами 1 - 3 и 5 статьи 1 областного закона «О порядке исчисления стажа муниципальной службы в Архангельской области», то есть при определении соответствия лица квалификационным требованиям к стажу муниципальной службы, для установления ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на муниципальной службе, для определения продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет, для осуществления единовременной выплаты при прекращении трудового договора в связи с выходом на страховую пенсию.
Для назначения ежемесячной доплаты к страховой пенсии в соответствии со статьей 18 областного закона от 16.04.1998 №68-15-ОЗ «О муниципальной службе в Архангельской области» положение абзаца второго ст.2 областного закона «О порядке исчисления стажа муниципальной службы в Архангельской области» в указанной редакции не применялось.
Из содержания искового заявления и объяснений представителя истца в судебном заседании следует, что включение спорных периодов в стаж муниципальной службы требуется истцу в целях увеличения ежемесячной доплаты к страховой пенсии, которая с 01.01.2017 заменена пенсией за выслугу лет (п.5 ст.8 областного закона от 23.12.2016 №511-31-ОЗ «О внесении изменений в отдельные областные законы в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части увеличения пенсионного возраста отдельным категориям граждан», п.3 постановления Администрации Северодвинска от 18.04.2017 №109-па, л.д.49 – 53).
Вместе с тем, судом не установлено предусмотренных законом оснований для включения спорных периодов работы истца в стаж муниципальной службы. Соответственно, не имеется оснований и для удовлетворения требования истца о выплате разницы в сумме ежемесячной доплаты к страховой пенсии с момента ее назначения при включении в стаж муниципальной службы периодов работы по срочным трудовым договорам, а также требования о взыскании судебных расходов.
На основании изложенного суд отказывает в удовлетворении иска ГоловинойА.А.
Руководствуясь статьями 194–199 ГПК РФ,
решил:
В удовлетворении иска Головиной ФИО10 к Администрации муниципального образования «Северодвинск» о включении периодов в стаж муниципальной службы, выплате разницы в сумме ежемесячной доплаты к страховой пенсии отказать.
Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд через Северодвинский городской суд Архангельской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий | П.М. Баранов |