Дело № 2- 447
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Злынка «4» сентября 2013 года
Злынковский районный суд Брянской области в составе:
председательствующего судьи Королевой Т.Г.,
при секретаре Поддубной Е.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Злынковском муниципальном районе Брянской области о признании права на назначение досрочной трудовой пенсии по старости,
У С Т А Н О В И Л :
ФИО1 обратился в суд с иском к УПФР в Злынковском муниципальном районе о признании за ним права на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, указывая на то, что он с 26 апреля 1986 года по настоящее время проживает в с. <адрес>, Злынковского района, Брянской области, территория которого в связи с радиоактивным загрязнением местности вследствие аварии на Чернобыльской АЭС до 1 февраля 1998 года относилась к зоне отселения, а с 1 февраля 1998 года статус указанного населенного пункта изменился на зону проживания с правом на отселение.
В период с 26 апреля 1986 года по Дата года работал в колхозе «<адрес>», который был расположен на территории зоны отселения. В настоящее время не работает. По достижении 50 лет обратился к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости, однако, ему было отказано. Свое решение ответчик мотивировал тем, что у него отсутствует необходимый стаж работы по Списку № 2, и снизил ему пенсионный возраст только на 5 лет, как проживающему в зоне проживания с правом на отселение с 26 апреля 1986 года, указав, что право на досрочную пенсию у него возникнет в 55 лет.
В судебном заседании ФИО1 поддержал свои исковые требования, просил признать за ним право на пенсию по старости с момента достижения 50-летнего возраста, то есть с Дата года, как приобретшим это право за период проживания и работы в зоне отселения с 26 апреля 1986 года до 1 февраля 1998 года, с учетом суммирования с льготой за работу по Списку № 2, то есть в районах, где введено ограничение потребления продуктов питания местного производства и личных подсобных хозяйств. При этом пояснил, что с момента аварии на ЧАЭС по настоящее время проживает в с.<адрес>, Злынковского района, территория которого до 1 февраля 1998 года относилась к зоне отселения. С 26 апреля 1986 года работал в зоне отселения в колхозе «<адрес>». Данное хозяйство располагалось в с. <адрес>, то есть на территории зоны отселения. Последующее изменение статуса территории, где расположено с. <адрес> на зону проживания с правом на отселение, не может лишить его льгот, приобретенных за время проживания и работы на территории с более высокой плотностью радиационного загрязнения. В связи с чем, просит снизить возраст выхода на пенсию на 7 лет, за время проживания и работы в зоне отселения и дополнительно на 3 года за работу по Списку № 2, то есть за работу на территории, где введено ограничение потребления продуктов питания местного производства и личных подсобных хозяйств, так как работал в зоне отселения в течение полного рабочего дня.
Представитель УПФР в Злынковском муниципальном районе ФИО2 просила отказать ФИО1 в иске, поскольку он в настоящее время с 1 февраля 1998 года проживает в зоне проживания с правом на отселение, т.к. статус с. <адрес>, Злынковского района с указанного периода изменился, при этом снижение пенсионного возраста истцу возможно произвести как постоянно проживающему в зоне проживания с правом на отселение с учетом времени его проживания в этой зоне с 26 апреля 1986 г. по настоящее время, что составляет 27 лет 1 мес. 24 дня, и влечет снижение пенсионного возраста на основании ст.33 Закона РФ «О..ЧАЭС» не более чем на 5 лет. Право на снижение возраста выхода на пенсию за работу по Списку 2 истец не имеет, т.к. с.<адрес> не входило в перечень населенных пунктов, где было введено ограничение потребления продуктов питания местного производства и личных подсобных хозяйств
Кроме того, согласно п.п. 2 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях» ФИО1 не имеет права на снижение пенсионного возраста, так как отсутствует необходимый стаж работы по Списку № 2, где введено ограничение потребления продуктов питания местного производства и личных подсобных хозяйств, ибо истец работал в колхозе, расположенном в с. <адрес>, а данного населенного пункта нет в указанном перечне, утвержденном Постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1986г. № 1006-286. С учетом этого, ФИО1 не имеет права выхода на пенсию в возрасте 50 лет.
Выслушав объяснения сторон, изучив представленные доказательства и, дав им надлежащую оценку, суд приходит к следующему.
Согласно п.9 ч.1 ст.13 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС», к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС, относятся граждане, постоянно проживающие (работающие) в зоне отселения до их переселения в другие районы.
Для указанной категории граждан в силу ст. 35 Закона РФ «О…ЧАЭС» пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 7 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», на 3 года и дополнительно на полгода за каждый полный год проживания или работы в зоне отселения, но не более чем на 7 лет в общей сложности.
Как видно из Примечания к данной норме закона, первоначальная величина снижения пенсионного возраста, установленная ст. 35 настоящего Закона, предусматривается для граждан, проживающих (работающих) или проживавших (работавших) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30 июня 1986 года.
В соответствии со ст. 7 Федерального закона № 173-ФЗ от 17.12.2001 года «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», общеустановленный возраст, определяющий право на трудовую пенсию по старости для мужчин составляет 60 лет при наличии страхового стажа не менее 5 лет.
В силу ст. 28.1 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» гражданам, указанным в статье 13 настоящего Закона, которым предоставлено право выхода на пенсию по старости с уменьшением возраста, установленного статьей 7 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в порядке, предусмотренном статьями 30 - 37 настоящего Закона, и которые одновременно имеют право на назначение трудовой пенсии по старости ранее достижения указанного возраста в соответствии с подпунктами 1 - 10 пункта 1 статьи 27 и подпунктами 1 - 9 пункта 1 статьи 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», уменьшение возраста выхода на пенсию по старости производится по основанию, предусмотренному Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и по их желанию по одному из оснований, предусмотренных настоящим Законом.
Возраст выхода на пенсию по старости граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, не может быть меньше для мужчин- 50 лет (максимальная величина фактического уменьшения возраста выхода на пенсию по старости - 10 лет).
Согласно паспортным данным, ФИО1, Дата года рождения, зарегистрирован в с. <адрес>, Злынковского района с Дата года (л.д.5-6), ему было выдано удостоверение серии № как проживающему в зоне отселения с 26 апреля 1986 г. по 31.01.1998 г. (л.д.10).
С 26 апреля 1986 г. с. <адрес>, Злынковского района на основании Распоряжения Правительства РСФСР от 28.12.1991 г. до 1.02.1998 г. относилось к зоне отселения. На основании Постановления Правительства РФ от 18.12.1997 г. был утвержден новый перечень населенных пунктов, согласно которому указанный населенный пункт с 1 февраля 1998 года отнесен к зоне проживания с правом на отселение (л.д.14).
Принимая во внимание, что ФИО1 с 26.04.1986 г. проживал в зоне отселения, суд считает возможным применение в отношении него ст. 35 Закона РФ «О…ЧАЭС», согласно которой он имеет право на уменьшение возраста выхода на пенсию на первоначальную величину в 3 года (за период проживания в зоне отселения от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30 июня 1986 года) и дополнительно на полгода за каждый полный год проживания в зоне отселения, но не более чем на 7 лет в общей сложности. Последующее изменение статуса зоны не может лишить его льгот, ранее приобретенных вследствие воздействия радиации из-за катастрофы на ЧАЭС, в соответствии с Законом РФ «О…ЧАЭС» и на основании ч.3 ст.55 Конституции РФ, согласно которой права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только конституционно значимыми целями.
С учетом указанных обстоятельств, суд находит несостоятельными доводы представителя ответчика, признающего право истца на снижение пенсионного возраста за проживание в зоне проживания с правом на отселение без учета времени его проживания в зоне отселения с 26 апреля 1986г. до 1 февраля 1998 г., когда изменился статус населенного пункта. Таким образом, суд приходит к выводу, что ФИО1 имеет право на снижение пенсионного возраста на 7 лет.
Согласно данным трудовой книжки ФИО1 работал на территории зоны отселения, а именно в колхозе «<адрес>» с Дата года по Дата года. В период с Дата года по Дата года работал в <адрес> сельской администрации, с Дата года по Дата года - в СПК «<адрес>» (л.д.7-9).
Пенсионным фондом оспаривается право истца на снижение пенсионного возраста согласно п.п.2 п.1 ст.27 Закона «О трудовых пенсиях в РФ» за работу по Списку №2 (где в соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1986 года за № 1006-286 введено ограничение потребления продуктов питания местного производства и личных подсобных хозяйств, в связи с аварией на ЧАЭС) и на суммирование данной льготы с льготой на уменьшение возраста выхода на пенсию по Чернобыльскому закону.
Возражая в этой части против исковых требований истца, представитель ответчика указывает на то, что село <адрес> не указано в перечне населенных пунктов, где введено ограничение потребления продуктов питания местного производства и личных подсобных хозяйств, утвержденном Постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1986г. № 1006-286.
Однако суд не может согласиться с такой позицией государственного учреждения, призванного соблюдать права граждан в области пенсионного обеспечения.
Судом достоверно установлено и это не оспаривается ответчиком, что с. <адрес> располагалось на территории зоны отселения, в связи с радиационным загрязнением местности, вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Согласно Распоряжению Совмина РСФСР от 26.01.1990 года. № 89-р с. <адрес> входило в Перечень населенных пунктов, в которых было частично ограничено потребление молока и других продуктов питания местного производства и личных подсобных хозяйств, что является основанием для включения периодов работы истца в данном населенном пункте, за работу по Списку № 2 (где в соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1986 года № 1006-286 введено ограничение потребления продуктов питания местного производства и личных подсобных хозяйств в связи с аварией на ЧАЭС), предусматривающему снижение пенсионного возраста согласно п.п. 2 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Такое применение закона зиждется на положениях Конституции РФ, и нормах Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС», целью которого является защита прав и интересов граждан, пострадавших от этой аварии, с учетом того, что государство признает ответственность перед гражданами этой категории, что следует из смысла Постановления Конституционного Суда 18-П от 1.12.1997 года. Снижение пенсионного возраста входит в объем возмещения вреда государством за последствия нарушения права граждан на благоприятную окружающую среду (ст.40 Конституции РФ) и на основе принципа максимально возможного использования государством имеющихся средств, для обеспечения достаточности такого возмещения, причиненного радиационным воздействием.
Согласно Постановлению Правительства РФСР № 237-р от 28 декабря 1991 года с. <адрес> включено в список населенных пунктов зоны отселения. Село располагалось на территории, где было частично ограничено потребление молока и других продуктов местного производства, в связи с чем, суд считает, что работу истца в с. <адрес> возможно засчитать за работу по Списку № 2.
В силу ст. 27.п.1 пп.2 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в РФ», трудовая пенсия мужчинам назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 данного закона, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда не менее 12 лет 6 месяцев. В случае, если проработали не менее половины установленного срока и имеют страховой стаж 25 лет, пенсия назначается с уменьшением возраста на один год за каждые два года работы с тяжелыми условиями труда.
Таким образом, снижение пенсионного возраста истцу возможно произвести как постоянно проживавшему в зоне отселения с учетом времени его проживания в этой зоне с 26 апреля 1986 года по 1 февраля 1998 года, что влечет снижение пенсионного возраста на 7 лет, а также согласно п.п.2 п.1 ст.27 Закона «О трудовых пенсиях в РФ» за работу по Списку №2 (где введено ограничение потребления продуктов питания местного производства и личных подсобных хозяйств, в связи с аварией на ЧАЭС) в период с 26 апреля 1986 года по 1 февраля 1998 года в колхозе « <адрес>», то есть до изменения статуса с. <адрес> на зону проживания с правом на отселение, что составляет в общей сложности 10 лет 7 месяцев 19 дней и влечет снижение пенсионного возраста на 4 года. С учетом суммирования льгот возраст выхода на пенсию максимально снижается на 10 лет.
При вынесении решения по данному делу суд исходит из позиции Конституционного Суда РФ, отраженной в Определении от 11 июля 2006 года N 403-О, согласно которой право на досрочное назначение пенсии гражданам должно быть обеспечено с учетом периода проживания на территории каждой из зон радиоактивного загрязнения независимо от того, на какой территории они проживают на момент обращения за пенсией. Иное противоречило бы смыслу и назначению правовых норм, устанавливающих льготное пенсионное обеспечение для лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, означало бы неправомерное ограничение закрепленного в статье 42 Конституции Российской Федерации права на возмещение ущерба, причиненного здоровью, и тем самым нарушение статьи 55 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации, приводило бы к нарушению принципа равенства и правовой справедливости, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации как правовом и социальном государстве, в том числе право на социальное обеспечение, и которые предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в этой сфере.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание, что ФИО1, согласно его паспортным данным, родился Дата года и достиг 50-летнего возраста, при суммировании вышеназванных льгот, он имеет право на уменьшение пенсионного возраста на 10 лет и назначение пенсии с 50 лет.
Согласно ст.19 Закона РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
При таких обстоятельствах досрочная трудовая пенсия по старости ФИО1 на основании решения суда должна быть назначена ответчиком с Дата года, то есть с момента обращения за указанной пенсией с предоставлением всех необходимых документов в УПФ, подтверждающих наличие необходимого страхового стажа.
С учетом изложенного, руководствуясь ст.ст. 7, 19, п.п.2п.1 ст.27 Закона РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», ст.35 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС», ст.ст.194 - 198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Иск ФИО1 к Управлению Пенсионного Фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Злынковском муниципальном районе Брянской области о признании права на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, удовлетворить.
Признать за ФИО1 право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, обязав Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Злынковском муниципальном районе Брянской области назначить ФИО1 пенсию по старости по достижению 50 - летнего возраста, с момента обращения за указанной пенсией, то есть с Дата года.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Брянского областного суда в течение месяца со дня вынесения, через Злынковский районный суд.
Председательствующий: судья Т.Г.Королева